Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора ХМАО от 24.06.1997 N 232 “О Ханты-Мансийской окружной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (вместе с “Положением о Ханты-Мансийской окружной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“)

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.12.2004 N 192.

ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 1997 г. N 232

О ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ОКРУЖНОЙ ПОДСИСТЕМЕ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Во исполнение Закона Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.1995 N 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“:

1. Утвердить Положение о Ханты-Мансийской окружной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение N 1).

2. Функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложить на комитеты, управления, отделы Администрации округа, ведомства
и организации, расположенные на территории округа (приложение N 2).

3. Штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа совместно с заинтересованными ведомствами, организациями и предприятиями, расположенными на территории округа, определить состав сил и средств окружной подсистемы предупреждения и ликвидации и порядок их привлечения к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4. Разрешить штабу по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа при организации и проведении аварийно-спасательных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации окружные системы и ведомственные сети связи по согласованию с соответствующими управлениями, ведомствами и организациями.

5. Признать утратившим силу постановление Главы Администрации округа от 12.04.1995 N 79 “О создании Ханты-Мансийской окружной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях“.

Губернатор

автономного округа

А.В.ФИЛИПЕНКО

Приложение N 1

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 24 июня 1997 г. N 232

ПОЛОЖЕНИЕ

О ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ ОКРУЖНОЙ ПОДСИСТЕМЕ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Ханты-Мансийской окружной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется “ХМоПЧС“).

Положение предназначено для органов исполнительной власти всех уровней, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм, в обязанности которых входят функции предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. ХМоПЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее именуются “ЧС“), а в
случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба.

3. ХМоПЧС является территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Деятельность ХМоПЧС организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора округа и другими нормативными правовыми актами в области предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и настоящим Положением.

5. Основными задачами ХМоПЧС являются:

проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении;

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственных, окружных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются “организации“), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются “объекты“) при возникновении аварий, катастроф, стихийных, экологических и эпидемических бедствий;

обеспечение готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются “силы и средства“);

сбор,
обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование и оценка социально-экологических последствий ЧС;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;

обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации членов комиссии по ЧС;

создание резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.

6. ХМоПЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории округа, окружных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

7. ХМоПЧС организуется по территориально-производственному принципу на всей территории округа в соответствии, с учетом особенностей городов, районов, населенных пунктов, а также организаций.

Организационная структура ХМоПЧС создается в соответствии со структурой единой государственной системы предупреждения и
действий в ЧС, существующим в округе административно-территориальным делением и действующей структурой организаций.

8. ХМоПЧС состоит из территориальных и функциональных звеньев и имеет три уровня: окружной, местный и объектовый.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев ХМоПЧС определяются положениями об этих звеньях, утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления.

9. Функциональные звенья, входящие в ХМоПЧС, создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных звеньев, входящих в ХМоПЧС, определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.

10. Каждый уровень ХМоПЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются “органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям“), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

11. Координирующими органами ХМоПЧС являются:

на окружном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям при органе исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города, округа, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям потенциально
опасных объектов (на других объектах комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при наличии соответствующей материально-технической базы).

Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней, составы этих комиссий утверждаются постановлениями Губернатора округа, главами администраций местного самоуправления и решениями руководителей организаций.

12. Общее руководство ХМоПЧС на окружном уровне осуществляет Губернатор автономного округа. Общее руководство территориальными звеньями предупреждения ЧС на местном уровне осуществляют главы администраций местного самоуправления муниципальных образований.

13. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям при органе исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления являются:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов и материальных ресурсов;

взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

принятие решения о направлении
сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ХМоПЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

14. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

15. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ХМоПЧС являются:

на окружном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органе исполнительной власти округа и при
органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

16. Органами повседневного управления ХМоПЧС являются:

дежурные службы комиссий по ЧС всех уровней;

дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения предприятий, учреждений, организаций;

оперативная служба органа управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

дежурные службы спасательных формирований.

Органы повседневного управления ХМоПЧС осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев ХМоПЧС.

Размещение органов повседневного управления ХМоПЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.

17. Силы и средства ХМоПЧС подразделяются на:

силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

18. Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:

сил органов надзора;

служб (учреждений) и организаций округа, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия их факторов на состояние здоровья населения;

служб и учреждений наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;

сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

ветеринарной службы и службы защиты растений.

19. Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований организаций федеральных органов
исполнительной власти, расположенных на территории округа:

учреждений и формирований служб экстренной медицинской помощи;

формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;

частей и подразделений противопожарных служб УВД округа;

территориальных и объектовых формирований ГО;

служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов предприятий гражданской авиации;

восстановительных и пожарных поездов отделений железной дороги;

аварийно-спасательных служб и формирований предприятий речного флота.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом работы в автономном режиме в течение 3 суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются “силы постоянной готовности“).

20. Силы постоянной готовности могут привлекаться к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ комиссиями по ЧС, органами управления по делам ГО и ЧС всех уровней по согласованию с руководителями привлекаемых сил (на контрактной основе с возмещением производственных затрат).

21. Специально подготовленные силы и средства воинских частей, расположенных на территории округа, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства УВД Администрации округа привлекаются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.

22. Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

23. Информационное обеспечение
функционирования ХМоПЧС осуществляется информационно-управляющим звеном, которое включает:

средства связи передачи данных;

информационные пункты окружной, районных и городских комиссий по ЧС, абонентские пункты объектовых комиссий по ЧС;

информационные пункты управления сил и средств ликвидации ЧС.

24. Основными функциями информационных пунктов ХМоПЧС являются:

сбор и комплексная обработка данных, полученных от информационных пунктов, диспетчерских служб городов, районов, в том числе своевременное информирование населения и органов управления о факте ЧС;

обеспечение обмена информацией между различными звеньями ХМоПЧС комиссиями по ЧС всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации ЧС;

планирование и организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио, телевидения и других средств массовой информации о сложившейся обстановке и порядке действий;

доведение до населения информации об обстановке и порядке действий, о возможностях обеспечения водой, питанием и предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов, лечебных учреждений и расселения эвакуируемых.

25. Сбор информации и обмен ею между различными звеньями ХМоПЧС, комиссиями по ЧС всех уровней осуществляется путем передачи формализованных донесений.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти округа, органами управления по делам ГО и ЧС города, района и округа определяется нормативными документами Правительства Российской Федерации и округа.

26. Деятельность ХМоПЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС в мирное время.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением органа исполнительной власти округа и соответствующих органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ХМоПЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

27. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ХМоПЧС в различных режимах, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и в прилегающих к ним районах;

планирование и выполнение государственных (окружных) долгосрочных целевых программ и мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защите населения, сокращению ущерба, а также повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций, объектов при возникновении ЧС;

совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действий при ЧС;

создание и выполнение резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;

б) в режиме повышенной готовности:

принятие на себя непосредственного руководства деятельностью звеньев ХМоПЧС комиссиями по ЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

принятие мер по защите населения, природной среды и повышению устойчивости работы предприятий, учреждений, организаций, объектов;

повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение планов их действий и выдвижения при необходимости в район предполагаемых действий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация защиты населения;

выдвижение оперативных групп в районы ЧС для непосредственного руководства работами;

выдвижение сил и средств в районы ЧС для проведения работ;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечения пострадавшего населения;

осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

28. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной и территориальной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств КЧС округа обращается к Правительству Российской Федерации для привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Оперативные группы комиссий по ЧС всех уровней предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их реализации непосредственно в районе бедствия. Состав оперативных групп формируется из персонального состава комиссий по ЧС в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС. Основными задачами оперативной группы в районе бедствия являются:

а) в режиме повышенной готовности:

организация выявления причин, оценки характера возможной ЧС, прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предупреждению ЧС, ее локализации и ликвидации;

координация действий территориальных органов или непосредственное руководство осуществлением разработанных мер по предотвращению ЧС;

б) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация оценки масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;

подготовка предложений по выбору плана действий из числа заранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации ЧС, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств ликвидации ЧС, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (средств жизнеобеспечения населения, оборудования для производства неотложных работ, социальной помощи пострадавшим и др.), по распространению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан;

координация и контроль действий территориальных органов управления в зоне бедствия по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и по другим неотложным мерам;

непосредственное руководство работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с органами власти и управления в зонах бедствия.

30. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

резерв финансовых и материальных ресурсов органа исполнительной власти округа - за счет средств окружного бюджета;

местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;

объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.

Кроме того, могут быть использованы другие источники финансирования.

Номенклатура, объемы, дислокация, а также порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

31. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ХМоПЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления.

32. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

33. Финансирование ХМоПЧС, ее звеньев осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством округа и нормативными актами местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, за счет средств бюджетов органов местного самоуправления и округа, страховых фондов и других источников.

При отсутствии и недостаточности указанных средств в округе орган исполнительной власти округа обращается в Правительство Российской Федерации.

34. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.

35. В целях определения перечня мероприятий, их объема, состава сил и средств, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций в городах, районах и объектах экономики, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды осуществляется категорирование городов и объектов Правительством Российской Федерации.

36. Официальный статистический учет и статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях и масштабах ведет орган управления по делам ГО и ЧС объекта, города, района, округа.

Порядок учета чрезвычайных ситуаций и их масштабов осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС округа совместно с окружным Статистическим управлением по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти.

37. Организационно-методическое руководство планированием действий ХМоПЧС осуществляет орган управления по делам ГО и ЧС округа.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС, штабами по делам ГО и ЧС всех уровней совместно с функциональными звеньями ХМоПЧС, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасания людей.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС используются средства массовой информации.

38. Экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти округа в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством округа.

39. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в соответствии с задачами, возложенными на ХМоПЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Надзор и контроль в указанной области осуществляются органами исполнительной власти округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством округа.

40. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется органами управления по делам ГО и ЧС, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.

Подготовка специалистов органов управления ХМоПЧС, ее звеньев осуществляется на базе учебно-методических центров ГО МЧС РФ, на учебно-материальной базе противопожарной службы МВД РФ.

41. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование в рамках ХМоПЧС на основе планов действий окружного, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

42. В целях совершенствования организации ХМоПЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств подсистемы ежегодно планируются и проводятся в ее звеньях учения и тренировки.

Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Классификация ЧС

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, “ибо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Население - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории округа.

Территория - земельное, водное, воздушное пространство в пределах округа, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда.

Приложение N 2

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 24 июня 1997 г. N 232

ФУНКЦИИ

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УВД Ханты-Мансийского автономного округа

Обеспечение общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.

Тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.

Руководство созданием и функционированием звеньев противопожарной службы, службы охраны общественного порядка окружной подсистемы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях.

Окружное отделение регионального Управления

Федеральной службы безопасности РФ

по Тюменской области

Представление окружной комиссии по чрезвычайным ситуациям информации о возможных предпосылках и характере чрезвычайных ситуаций, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию чрезвычайных ситуаций.

Осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций и при оказании иностранными государствами содействия в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Ханты-Мансийском автономном округе.

Участие при необходимости специальных сил и средств органов безопасности в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ситуаций, созданных в результате действий террористов и других экстремистских элементов.

Районные горно-технические инспекции

Управления Тюменского округа Госгортехнадзора

Российской Федерации

Организация осуществления контроля за состоянием потенциально опасных объектов на территории округа.

Прогнозирование возможности возникновения аварий, катастроф на объектах промышленности округа.

Руководство созданием и деятельностью функционального звена Гостехнадзора ХМоПЧС.

Контроль за химически опасными и взрывоопасными объектами округа.

Окружное территориальное медицинское управление,

Фармацевтическое управление Администрации округа

Организация разработки научно-методических основ подготовки службы медицины катастроф на территории округа и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовки, усовершенствования и аттестации кадров специалистов службы медицины катастроф.

Обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф округа.

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстремальной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций.

Организация и координация работ по оказанию экстренной помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций.

Координация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сбор, оповещение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления ХМоПЧС данных о пострадавших и больных в зоне чрезвычайных ситуаций. Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств, поддержание их на необходимом уровне.

Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

АООТ “Тюменьэнерго“, ПО “Тюменьтрансгаз“,

ПО “Сургуттрансгаз“, АООТ “Самотлортрубопроводстрой“,

АООТ “Сибнефтегазпереработка“, АО “Минтопэнерго“,

объединение “Сибнефтепродукт“

Организация и обеспечение наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, входящих в состав отрасли, и прилегающих к ним территориях.

Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах, входящих в состав отрасли.

Обеспечение участия сил ведомственных аварийно-спасательных формирований, входящих в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Взаимодействие с органами окружного и местного управления при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и деятельностью функциональных звеньев окружной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.

Комитет транспорта, связи, дорог,

ОАО “Хантымансийскокртелеком“

Организация и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного управлений во всех режимах функционирования ХМоПЧС.

Обеспечение средствами и каналами связи органов управления ХМоПЧС, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и деятельностью функционального звена ХМоПЧС - связи и оповещения.

Комитет по охране окружающей среды

и природных ресурсов, центр по гидрометеорологии

и мониторингу окружающей среды

Ханты-Мансийского автономного округа

Прогнозирование опасных гидрометеорологических и других природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение контроля экологической обстановки в округе, планирование и осуществление мер по ее улучшению.

Методическое руководство работами по ликвидации экологических чрезвычайных ситуаций.

Проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и катастрофами.

Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах и других природных сферах округа, организация и осуществление мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

Представление гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и данных об уровнях загрязнения природной среды органам управления окружной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Управление агропромышленного комплекса

автономного округа

Осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах управления.

Организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, гербицидами, ядохимикатами и промышленными отходами.

Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.

Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий.

Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации по оценке чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера.

Управление архитектуры и градостроительства,

Управление жилищно-коммунального хозяйства,

Управление капитального строительства

Администрации автономного округа,

строительные предприятия округа

Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий.

Нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты объектов в экстремальных условиях.

Расчет ущерба, причиненного объектам и имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации, расчет потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для полного восстановления объектов, которым нанесен ущерб.

Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.

Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Координация и руководство восстановительными работами в зонах чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и деятельностью функциональных звеньев подсистемы ХМоПЧС:

защита городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.

Комитет транспорта, связи, дорог

Администрации округа, Дорожный департамент округа,

АООТ “Северавтотранс“, ПРСО “Северавтодор“,

предприятия АООТ “Обь-Иртышское речное пароходство“,

предприятия Свердловской железной дороги

Организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах и транспортных коммуникациях.

Осуществление функций компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом.

Осуществление функций компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом.

Обеспечение перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление эвакуационных мероприятий.

Участие сил ведомственных формирований в пределах их тактико-технических возможностей в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и функционированием звеньев окружной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях:

транспортное обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций;

силы и средства поиска и спасения людей на воде;

поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Центр Государственного санэпиднадзора

Ханты-Мансийского автономного округа

Наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории округа.

Осуществление предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения.

Организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций силами формирований постоянной готовности.

Организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств.

Организация и осуществление оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах чрезвычайных ситуаций.

Сбор, обобщение, анализ и представление органам управления ХМоПЧС данных по санитарно-гигиенической и противоэпидемической обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций.

Руководство созданием и деятельностью функционального звена ХМоПЧС.

Комитеты по экономике и прогнозированию,

по финансам и налоговой политике,

межрегиональных связей и материальных ресурсов,

Управление торговли Администрации

Ханты-Мансийского автономного округа

Координация работ по размещению предприятий, учреждений, организаций на территории округа с учетом требований промышленной и экологической безопасности.

Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание помощи пострадавшему населению.

Создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.

Руководство созданием и функционированием звеньев соответствующих чрезвычайных резервных фондов окружной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Главное управление по общему

и профессиональному образованию

Организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития ХМоПЧС, координация этих исследований и оказание помощи в их проведении.

Организация подготовки кадров специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация обучения студентов и школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Соединения, части и учреждения МО РФ,

дислоцированные на территории

Ханты-Мансийского автономного округа

Организация при ликвидации чрезвычайных ситуаций работ, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружения и военной техники и обезвреживанием боеприпасов.

Обеспечение контроля радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения объектов Министерства обороны Российской Федерации на территории округа.

Управление лесами

Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда округа.

Организация и обеспечение проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в лесном фонде округа и на оленьих пастбищах, а также с массовым распространением болезней и вредителей лесной растительности.

Координация органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций при тушении лесных и других природных пожаров, а также при проведении связанных с пожарами первоочередных аварийно-спасательных работ.

Руководство созданием и деятельностью функциональных звеньев ХМоПЧС:

защита лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.