Законы и бизнес в России

Постановление Думы ХМАО от 24.04.1997 N 104 “О Программе социальной защиты малообеспеченных слоев населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1997 год и перспективу“

ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1997 г. N 104

О ПРОГРАММЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 1997 ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ

Рассмотрев проект программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1997 год и перспективу, внесенный Администрацией автономного округа и Комиссией по социальной политике, Дума Ханты-Мансийского автономного округа постановляет:

1. Утвердить программу социальной защиты малообеспеченных слоев населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1997 год и перспективу (прилагается).

2. Финансирование программы осуществлять в соответствии с утвержденными показателями окружного бюджета на 1997 год.

Председатель Думы

автономного округа

С.С.СОБЯНИН

Утверждена

постановлением

Думы Ханты-Мансийского

автономного округа

от 24 апреля 1997 г. N 104

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 1997 ГОД И ПЕРСПЕКТИВУ

Паспорт

Программы социальной защиты
населения

Ханты-Мансийского автономного округа

на 1997 год и перспективу

---------------T-------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Программа социальной защиты малообеспеченных ¦

¦Программы ¦слоев населения на 1997 год и перспективу ¦

¦ ¦ ¦

¦Основания ¦Программа социальных реформ в Российской ¦

¦для ¦Федерации на период 1996 - 2000 годов и Типовая ¦

¦разработки ¦региональная программа социальной защиты ¦

¦Программы ¦населения, утвержденная Министром социальной ¦

¦ ¦защиты населения Российской Федерации ¦

¦ ¦ ¦

¦Заказчик ¦Управление социальной защиты населения ¦

¦ ¦Администрации Ханты-Мансийского округа ¦

¦ ¦ ¦

¦Исполнители и ¦Управления социальной защиты населения ¦

¦соисполнители ¦Администрации округа, органов местного ¦

¦
¦самоуправления муниципальных образований ¦

¦ ¦ ¦

¦Важнейшие ¦Осуществление активной политики социальной защиты¦

¦целевые ¦нетрудоспособных и социально уязвимых групп ¦

¦показатели ¦населения округа путем: ¦

¦ ¦- развития системы социального обеспечения ¦

¦ ¦(пенсионного обеспечения, социальных выплат ¦

¦ ¦пособий, компенсаций и предоставления льгот); ¦

¦ ¦- развития системы социального обслуживания в ¦

¦ ¦стационарных, полустационарных и нестационарных ¦

¦ ¦учреждениях социальной защиты; ¦

¦ ¦- оказания социальной помощи малообеспеченным ¦

¦ ¦категориям населения округа; ¦

¦ ¦- разработки и реализации программных документов ¦

¦ ¦по социальной защите инвалидов в Ханты-Мансийском¦

¦ ¦округе на 1997 год и на перспективу; ¦

¦ ¦- поиски и реализация системы мер по ¦

¦ ¦дополнительным источникам финансирования ¦

¦ ¦социальной защиты населения округа ¦

¦ ¦ ¦

¦Ожидаемые ¦Реализация комплексных мероприятий Программы ¦

¦конечные ¦позволит повысить уровень защищенности бедной
¦

¦результаты ¦части населения, в первую очередь пожилых людей, ¦

¦ ¦инвалидов, семей с детьми и других ¦

¦ ¦малообеспеченных категорий населения и улучшить ¦

¦ ¦состояние социальной инфраструктуры ¦

¦ ¦ ¦

¦Сроки ¦1997 год и на перспективу ¦

¦реализации ¦ ¦

¦Программы ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦Объемы и ¦Финансовые затраты на реализацию Программы в ¦

¦источники ¦1997 году составляют: ¦

¦финансирования¦2413,907 млрд. руб. в том числе: ¦

¦ ¦Федеральный бюджет - 7,935 млрд. руб. ¦

¦ ¦Окружной бюджет - 142,215 млрд. руб. ¦

¦ ¦Местный бюджет - 1117,057 млрд. руб. ¦

¦ ¦Пенсионный фонд - 1146,7 млрд. руб. ¦

¦ ¦ ¦

¦Контроль за ¦Контроль за реализацией Программы осуществляют ¦

¦исполнением ¦Управление социальной защиты населения ¦

¦Программы ¦Администрации округа совместно с ¦

¦ ¦заинтересованными органами представительной и ¦

¦ ¦исполнительной власти Ханты-Мансийского округа ¦

L--------------+--------------------------------------------------

Введение

Окружная программа социальной защиты малообеспеченных слоев населения на 1997 год и на перспективу (далее именуемая - Программа) составлена в соответствии с постановлением Коллегии Минсоцзащиты Российской Федерации от 28.10.93 и методическими рекомендациями Минсоцзащиты Российской Федерации.

Основные цели и приоритетные направления политики в области социальной защиты населения округа определены из Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.97 N 222 “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов“, анализа и прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа и прогноза по социальной защите населения. Программа обеспечивает преемственность в работе по реализации ранее проводимой политики в области социальной защиты, отражает сложившиеся формы и методы работы по организации выполнения программных мероприятий.

Содержание Программы тесно увязано с окружными программами по развитию социальной сферы, включает основные направления работы по защите малообеспеченных слоев населения.

Приоритетные категории населения, на которых распространяется действие Программы, приведены в приложении N 1.

I. Итоги 1996 года,

оценка ситуации и тенденции развития

Состояние социальной сферы в 1996 году в целом отражало экономическую ситуацию в стране, которая оставалась сложной и противоречивой.

В соответствии с принятыми мерами по повышению минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий увеличению заработной платы в бюджетной сфере денежные доходы населения повысились. В сравнении с 1995 годом уменьшился удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг, покупку валюты, сбережений во вкладах и ценных бумагах, возросла доля обязательных платежей и добровольных взносов. Выплата заработной платы, пособий на детей производилась с нарушением установленных сроков. Задолженность предприятий и организаций округа на 1 апреля 1997 года оценивается в 2147,4 млрд. руб., в том числе работникам бюджетной сферы - 101 млрд. руб., по выплате пособий - 13,6 млрд. руб.

Величина прожиточного минимума, рассчитанная Управлением по труду и занятости населения Администрации округа в декабре 1996 года составила в среднем на одного человека по округу 610,9 тыс. руб. Средний размер пенсий составил 467 тыс. рублей, что равно 81 % прожиточного минимума пенсионера.

Численность малоимущих, получивших различные виды адресной помощи в 1996 году составила 277 тыс. человек или 20,9 % от общей численности населения округа, что на 11 % больше чем в 1995 году (248,8 тыс. чел.) Расходы составили 205 млрд. руб. в том числе из: местных бюджетов - 180,9 млрд. рублей, пенсионного фонда - 7,0 млрд. рублей, окружного фонда соцподдержки - 12,7 млрд. рублей, от проведенных мероприятий 5,3 млрд. рублей и добровольных взносов граждан, организаций 1,2 млрд. рублей.

Итоги социально-экономического развития округа в 1996 году показывают, что ситуация в социальной сфере, вызывает необходимость разработки новых подходов к решению ряда проблем, а также механизмов реализации социальных мероприятий, в том числе в области социального обеспечения, социального обслуживания, социальной помощи, развития социальной сферы и соответственно уточнения планов действия и приоритетов в социальной политике автономного округа.

II. Основные цели и приоритетные направления

социальной защиты населения округа

на 1997 год и на перспективу

Укрепление рыночных отношений, наметившаяся стабилизация создает основу для усиления социальной ориентации экономики.

В этих условиях основными целями являются:

- сокращение масштабов бедности;

- улучшение состояния социальной инфраструктуры.

Социальная политика в 1997 - 1998 годах будет ориентирована на поддержку эффективного и производительного труда, как основы материального благополучия граждан в сочетании с социальной защитой тех, кто по объективным причинам не может обеспечить приемлемый уровень жизни.

Основным содержанием реформ в системе социальной защиты населения является усиление адресной социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения. Предстоит упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.

Окружная Программа предусматривает минимальные социальные гарантии. Дополнительные гарантии устанавливаются муниципальными образованиями сверх расходов данной Программы за счет средств местных бюджетов.

Адресная социальная помощь определяется в форме доплаты до прожиточного минимума, который рассчитывается в городах и районах в соответствии с окружным законом о прожиточном минимуме.

При расчете доплаты учитываются виды помощи на продукты, промышленные товары, компенсации на льготы жилищно-коммунальных, бытовых, транспортных услуг и др. Структура учитываемых видов помощи определяется территориями, например, расходы на льготы разового характера - междугородний проезд, лекарства, ремонт жилья и др. предусматривается в расходах отдельно.

Бесплатное обслуживание в социальных учреждениях осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений.

При недостаточности средств из 2 % от расходной части бюджетов городов и районов на социальную помощь необходимо вносить предложения на Думу автономного округа об увеличении этой доли расходов.

Социальная защита нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения будет осуществляться по трем основным направлениям: социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь.

III. Развитие социального обеспечения

Развитие социального обеспечения включает пенсионное обеспечение и систему социальных выплат, пособий, компенсаций, предоставления льгот.

Развитие пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе Концепции пенсионной реформы, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В 1997 - 1998 годах предусматривается:

- своевременно производить индексацию пенсий либо повышение компенсационных выплат с периодичностью, установленной законодательством РФ не реже одного раза в квартал. Размеры индексации будут определяться с учетом роста стоимости жизни и индекса цен;

- с принятием нового закона о размерах пенсий изменить порядок исчисления и индексации пенсий исходя из продолжительности и соотношения размера заработной платы к средней заработной плате в стране, что позволит обеспечить более обоснованную связь размеров пенсий с трудовым вкладом работника и его зарплатой;

- для дальнейшего развития системы негосударственных пенсионных фондов в округе, а также для осуществления контроля за их деятельностью и обеспечения защиты и законных интересов граждан создать окружную инспекцию негосударственных пенсионных фондов;

- проводить ревизирование и контроль за финансированием расходов на выплату пенсий и целевым использованием этих средств совместно с отделением пенсионного фонда, а также оказывать содействие в ликвидации просроченной задолженности организаций округа в Пенсионный фонд РФ.

Система социальных выплат пособий, компенсаций предоставления льгот 1997 - 1998 годах сохранит свою роль и будет совершенствоваться. Намечается осуществить систематизацию предоставления льгот. Система социальных выплат пособий и предоставления льгот будет направлена:

- на охрану здоровья и усиление помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (детям - сиротам, детям, находящимся под опекой, детям, больным сахарным диабетом, детям - инвалидам в возрасте до 16 лет, неполным семьям с детьми, многодетным семьям) и обеспечение полного и своевременного финансирования пособий с целевым выделением государственных средств. Предусматривается продолжить реализацию окружной программы “Дети Югры“ ;

- на обеспечение в полном объеме льгот и компенсаций ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших и умерших участников ВОВ, ветеранам военной службы, предусмотренных Федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов“;

- на обеспечение льгот и компенсаций реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусмотренных Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“;

- на обеспечение льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий в соответствии с Федеральными законами: “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О распространении действия Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“ и т.д.;

- на обеспечение льгот и компенсаций на детей в многодетных семьях, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке в соответствии с Указом Президента N 431 от 5 мая 1992 г. и постановлением Главы Администрации округа N 169 от 08.06.92 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

IV. Развитие социального обслуживания

4.1. Социальное обслуживание пожилых граждан, семей и детей будет осуществляться в соответствии с Федеральными законами “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ и указами Президента России и постановлениями Правительства и Окружной программой развития материально-технической базы социальной защиты на 1995 - 2000 годы.

В 1997 году будут последовательно реализовываться меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, намечено разработать и утвердить государственные стандарты социального обслуживания.

Приоритетным направлением будет социальное обслуживание в нестационарных и полустационарных учреждениях как более эффективное с экономической и социальной точек зрения по сравнению с развитием стационарных видов помощи. Будут приняты меры по повышению качества предоставляемых социальных услуг, развитию платных услуг, утвержденные Правительством РФ.

В 1997 - 2000 годах в округе намечено:

1. Завершить строительство и ввести в эксплуатацию в 1997 году окружной дом - интернат для престарелых и инвалидов в г. Советском на 110 мест.

2. Начать строительство в 1997 году детских домов на 80 мест в г. Лангепас и в г. Ханты-Мансийск, дома - интерната для престарелых г. Ханты-Мансийск на 110 мест, дома ребенка “Малютка“ в г. Сургут на 60 мест.

3. Продолжить строительство Дома ветеранов в п. Октябрьском на 50 мест.

4. Произвести ремонт детского дома в г. Сургут на 110 мест.

5. Внести дополнения в Программу развития материально - технической базы учреждений социального обслуживания на 1995 - 2000 годы.

V. Социальная защита инвалидов

В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в 1997 году предусматривается осуществить мероприятия по медицинской профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Приступить к разработке окружной программы до 2000 г. по интеграции инвалидов в общество и обеспечению на равных с другими гражданами возможностей во всех сферах жизни и при этом предусматривается:

- создать сеть принципиально новых многопрофильных реабилитационных учреждений;

- разработать и внедрить базовую программу реабилитации - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет бюджетных средств, а также программу профилактики инвалидности;

- установить порядок обязательного участия работодателя в проведении мероприятий по реабилитации работников, пострадавших на производстве;

- создать систему сервиса реабилитационной техники для инвалидов завершить создание в округе протезно-ортопедических предприятий - производителей реабилитационных изделий;

- обеспечить условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте, а также создать оптимальные условия для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся;

- сформировать банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов;

- осуществлять поддержку общественных объединений инвалидов и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

Создать новую службу медико-социальной экспертизы на базе ВТЭКов в округе. Укомплектовать их кадрами, в том числе введенными новыми специальностями.

VI. Социальная помощь

малообеспеченной категории населения

Важнейшим направлением социальной политики Администрации округа в 1997 году является социальная поддержка граждан, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни и в первую очередь тех, чей доход ниже установленного для региона прожиточного минимума путем оказания им социальной помощи в различных формах с целью улучшения условий их выживания.

Формы оказания социальной помощи:

- выплата социальных пособий (доплата к пенсиям, пособиям);

- оказание натуральной помощи (бесплатное горячее питание, продуктовые, промышленные наборы);

- оказание единовременной денежной помощи;

- содействие в организации ремонта бытовой техники, ремонта жилья;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- содействие в обеспечении топливом, водой, проживающих в неблагоустроенном жилье;

- организация оздоровления пенсионеров и инвалидов, детей;

- оздоровление и питание в отделениях дневного пребывания, других учреждениях социальной защиты населения;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, в медицинской помощи;

- компенсации на льготы по оплате квартплаты, коммунальных услуг, абонентной платы за телефон, радио;

- льготный проезд на медицинское обследование по направлениям врача, санаторно-курортное лечение, на похороны, на учебу студентов, на другие остросоциальные нужды;

- компенсации на льготное обслуживание в предприятиях бытового обслуживания (парикмахерские, пошив одежды, баня, прачечные, вспашка огородов и т.д.);

- и другие формы.

Расширить перечень социальных услуг для малообеспеченных категорий населения по социально-низким ценам на:

- предоставление товаров через социальные магазины и магазины “Ветеран“;

- услуги парикмахерских;

- ремонт одежды, пошив одежды;

- ремонт жилья;

- вспашку и обработку приусадебных участков;

- оказание санитарно-гигиенических услуг;

- заготовку топлива, распилку дров;

- заготовку овощей.

Основными принципами реализации социальной помощи являются:

1. Принцип территориально-дифференцированного подхода при определении видов и размеров социальной помощи в зависимости от места проживания нуждающихся лиц (город, район).

2. Принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного среднедушевого дохода, состав семьи, наличие материального ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий и промышленных аварий, отсутствие постоянного места жительства и др.).

3. Принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право.

4. Принцип комплексности предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежный, натуральный, в виде льгот и услуг) в зависимости от социально-экономического положения различных категорий граждан.

5. Принцип динамичности, предполагающий своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, размеров пенсий и иных объективных причин.

Распределение финансовых средств местных бюджетов выделенных на оказание социальной помощи (2 % от расходной части бюджета) в соответствии с принципом территориально дифференцированного подхода производится программами муниципальных образований.

VII. Организационное, правовое,

информационное обеспечение программы

В целях дальнейшего совершенствования работы учреждений и органов социальной защиты предусматривается:

- комплектование квалифицированными кадрами, предпочтительно с высшим образованием;

- постоянное повышение квалификации специалистов по направлениям их деятельности (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, обмен опытом работы);

- продолжение внедрения современных технологий и форм работы, создание опорно-экспериментальных учреждений социального обслуживания;

- подготовка кадров по направлениям в высших учебных заведениях системы Минтруда и социального развития.

Организация и проведение акций, привлекающих внимание к проблемам пожилых людей, инвалидов, семей с детьми и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите:

- дней милосердия, телемарафонов;

- дни пожилых людей;

- дня инвалида;

- дня защиты детей и т.д.

Оперативное информирование населения округа о государственной политике в области социальной защиты населения, о ходе выполнения программы социальной защиты населения, о мерах по обеспечению социальных гарантий нетрудоспособных и социально незащищенных граждан.

Обеспечение исполнения законодательства о социальной защите населения округа, соблюдения действующих гарантий, законных прав и интересов граждан по социальным вопросам. Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих льготы, социальные выплаты малообеспеченным, льготным категориям населения.

Разъяснение законодательства о социальной политике в округе, в т.ч. и с использованием печати, радиовещания и телевидения.

Аналитическая работа по выявлению причин нарушений законодательства по социальной защите населения и их устранение.

VIII. Расчет финансовых затрат

на реализацию Программы социальной защиты

малообеспеченных слоев населения округа на 1997 год

Расчет стоимости Программы приведен в таблицах 1 - 15, финансовые затраты на реализацию Программы составляют 2413,907 млрд. руб., в т.ч. средства Федерального бюджета 7,935 млрд. руб., окружного бюджета 142,215 млрд. руб., местного бюджета 1117,057 млрд. руб., средства Пенсионного фонда 1146,7 млрд. руб.

Стоимость данной Программы совместно с Программой “Ветеран“ составляет 6,3 % от консолидированного бюджета округа.

IX. Механизм реализации Программы

Механизм реализации программы включает в себя три основных направления:

1. Утверждение расходов на Программу в бюджетах округа всех уровней соответственно предусмотренным мероприятиям.

2. Организация выполнения мероприятий.

3. Контроль и оценка результатов исполнения Программы.

Главным фактором выполнения Программы является своевременное и стабильное финансирование, так как социальная помощь гражданам - это меры по обеспечению минимальных физиологических норм потребления (минимальный прожиточный бюджет).

За организацию выполнения мероприятий ответственны различные структуры социальной сферы Администрации округа и муниципальных образований. Координирующую роль осуществляют органы социальной защиты.

За выполнением показателей Программы осуществляется ежеквартальный и итоговый (годовой) контроль путем установленной отчетности в органах социальной защиты.

Реализация Программы позволит улучшить положение малоимущих слоев населения.