Законы и бизнес в России

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 09.01.1998 N 3 “О состоянии жилищно-коммунального хозяйства и о ходе его реформирования на территории края“

Утратил силу в связи с изданием постановления главы администрации Хабаровского края от 01.03.2000 N 63.

Действие п. 3 постановления продлевалось до 01.02.1999 постановлением главы администрации края от 25.01.1999 N 23.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 января 1998 г. N 3

О СОСТОЯНИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И О ХОДЕ

ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ

Жилищно-коммунальное хозяйство края представляет собой многоотраслевой комплекс, обеспечивающий бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения населенных пунктов.

Стоимость основных фондов предприятий отрасли составляет более 32 трлн. рублей. В консолидированном бюджете края доля затрат на компенсацию выпадающих доходов жилищно-коммунального хозяйства, включая газоснабжение, составляет порядка 20 процентов. За девять месяцев текущего года из местных бюджетов на содержание жилищно-коммунального хозяйства выделено
549,0 млрд. рублей, из краевого бюджета - 61 млрд. рублей. Учитывая такие затраты, жилищно-коммунальное хозяйство требует постоянного контроля и анализа его деятельности как со стороны глав местных администраций, так и краевых структур.

Комитетом по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с комитетом по экономике администрации края в ноябре текущего года разработаны “Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Хабаровского края на период 1997 - 2003 годы“.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края рассмотрены существующие структуры муниципальных предприятий пятнадцати муниципальных образований края и выданы предложения по их реорганизации с учетом создания служб “Заказчика“, перехода на договорные отношения, создания товариществ собственников жилья.

В настоящее время в трех муниципальных образованиях края созданы службы “Заказчика“ и в трех службы “Заказчика“ создаются.

В отрасли продолжают формироваться договорные отношения как между собственниками и нанимателями жилья, так и между владельцами основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и хозяйствующими субъектами различных форм собственности на основе взаимных интересов и ответственности.

Проведенная реорганизация действующих структур управления и хозяйствования на территории Советско-Гаванского и Солнечного районов позволила сократить расходы на содержание аппаратов управления на 7 процентов, довести сбор платежей с населения до 88 процентов.

Входит в практику выдача на конкурсной основе муниципальных заказов на реконструкцию и капитальный ремонт жилищно-коммунальных объектов, что дает положительный экономический эффект. Так, только при реконструкции теплотрассы в п. им. Горького в г. Хабаровске конкурсный отбор подрядчика позволил сэкономить около 10 млрд. рублей бюджетных средств при значительном повышении качества и снижении сроков выполнения работ.

В сентябре текущего года принято постановление главы администрации края “О конкурсном отборе организаций - подрядчиков для выполнения работ по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального
жилого фонда“. В настоящее время в г. Хабаровске объявлены конкурсы на обслуживание лифтов, антенн и жилого фонда авиаотряда, передаваемого в муниципальную собственность.

В ходе подготовки к отопительному сезону 1997/98 года в районах Бикинском, Советско-Гаванском, им. Лазо выполнены работы по реконструкции малоэффективных локальных систем теплоснабжения. В Нанайском, Амурском, Комсомольском районах шесть поселков переведены на централизованное электроснабжение. Выполнение этих мероприятий позволило сократить расходы бюджетных средств более чем на 12 млрд. рублей.

В целях экономии бюджетных средств, расходуемых на топливно-энергетические ресурсы, в крае разработана и принята программа развития собственного топливного комплекса на базе местных буроугольных месторождений. В текущем году начаты работы по добыче углей на Хурмулинском месторождении в Солнечном районе и на Мареканском месторождении в Охотском районе. Стоимость одной тонны местных углей дешевле привозного от 100 до 600 тыс. рублей.

Разработан проект Закона “Об энергосбережении в Хабаровском крае“. В рамках данного проекта Закона предусматривается проведение организационных мероприятий по созданию правовых основ введения экономического механизма теплообеспечения, освоения новых видов энергосберегающих технологий, приборов, внедрения средств автоматического регулирования, учета и контроля теплопотребления.

За последние два года в крае установлено 380 единиц теплосчетчиков на объектах социальной сферы. В течение 1998 - 1999 годов планируется стопроцентная установка счетчиков учета тепла и воды на этих объектах. Начаты работы по оснащению жилого фонда квартирными счетчиками учета горячей и холодной воды и газа.

В крае с 1994 г. осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. В результате этого к началу 1997 г. доля платежей населения в оплате жилищных услуг доведена до 40 процентов и до 30 процентов - коммунальных услуг, против 1,6 и
4,0 процента в 1993 году соответственно. В среднем доля населения в оплате стоимости суммарного набора жилищно-коммунальных услуг в 1997 году составила 33 процента.

Однако, принимаемых мер явно недостаточно для коренного улучшения состояния жилищно-коммунального хозяйства края. Экономический спад производства и инфляционные процессы не позволили снизить относительные размеры бюджетного финансирования.

Основным фактором, обостряющим ситуацию, является низкое качество предоставляемых услуг населению при их высокой себестоимости.

Главами муниципальных образований не разработаны программы преобразования жилищно-коммунального хозяйства территорий о учетом особенностей местных условий. Не проводится работа по переводу на конкурсный отбор предприятий и организаций, осуществляющих содержание текущего и капитального ремонтов жилого фонда и объектов коммунального назначения. Не ведется анализ себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и нормативов их потребления. Так, за девять месяцев текущего года в двенадцати муниципальных образованиях достигнут рост фактической величины затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади от 0,5 процента в Хабаровском районе, до 22,1 процента в Солнечном районе.

На территориях с одинаковыми климатическими условиями, схемами завоза топлива значительно отличается себестоимость выработки 1 Гкал тепла. Так, в Аяно-Майском районе она составляет 789,1 тыс. руб., в Тугуро-Чумиканском районе - 566,4 тыс. руб., в Охотском - 568,3 тыс. рублей. В Охотском районе по необоснованным причинам в 1997 году допущен рост себестоимости 1 Гкал по сравнению с 1996 годом на 49,3 процента.

В октябре 1997 г. в среднем по краю фактическая стоимость стандартного набора жилищно-коммунальных услуг составила 17,4 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади и превысила федеральный стандарт 1997 г. (16,9 тыс. руб.) на 3 процента. Наибольшее превышение уровня федерального стандарта имеется в Аяно-Майском районе
- 5,3 раза, в Охотском - в 3 раза, в Комсомольском - в 2,8 раза, в Солнечном районе - в 2,6 раза.

Аналогичная ситуация наблюдается при анализе себестоимости обслуживания 1 кв. м жилья и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.

В гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Амурске до настоящего времени не созданы службы “Заказчика“. В городах и районах края не проводится работа по созданию товариществ собственником жилья, кондоминиумов.

Существующие затратные структуры по содержанию и обслуживанию жилищного фонда работают неэффективно, а структурные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляются неудовлетворительно. На большинстве территорий функции заказчика и подрядчика сосредоточены в одном предприятии, что не позволяет рационально использовать бюджетные средства.

Не развита система предоставления муниципальных заказов на конкурсной основе. Существующая система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством не претерпела кардинальных изменений, а созданные при каждой администрации города (района) управления (отделы) жилищно-коммунального хозяйства не наделены надлежащими функциями (финансирование, оплата услуг в зависимости от качества и т.д.). Так, в г. Хабаровске в отделах жилищно-коммунального хозяйства районов и в управлении жилищно-коммунального хозяйства штатная численность превышает 100 человек, а эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством города отсутствует.

В местных средствах массовой информации не проводится разъяснительная работа для населения о целях и задачах реформирования, не пропагандируется чувство собственника жилья, бережного отношения к местам общего пользования в жилых домах, экономного расходования тепла, воды и газа.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, хроническое недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства из местных бюджетов, в целях сокращения бюджетного финансирования, снижения себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества постановляю:

1. Отметить крайне неудовлетворительную работу администраций муниципальных образований городов и районов края как по реформированию, так и по улучшению деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Считать главной задачей
реформирования отрасли снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги и повышение их качества.

2. Главам муниципальных образований городов и районов края:

2.1. Разработать до 01.02.98 программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, в соответствии с “Основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Хабаровского края на период 1997 - 2003 годы“.

2.2. Осуществить реорганизацию существующих структур муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, с учетом создания служб “Заказчика“, перехода на договорные отношения на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, повсеместного создания товариществ собственников жилья.

Направить преобразования в сфере управления, финансирования и ценообразования на обеспечение более эффективной деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

2.3. Провести до 25 марта 1998 г. проверки экономической обоснованности себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг и действующих нормативов их потребления.

2.4. В 1 квартале 1998 г. выполнить анализ установленных величин нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, привести их в соответствие с методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 22.11.93 N 60, согласовать с управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края и утвердить в установленном порядке.

2.5. Принять действенные меры по снижению фактической величины стоимости жилищно-коммунальных услуг в целях приведения их уровня в соответствие с действующими федеральными стандартами.

2.6. Определить дома, в которых более 50 процентов площади помещений находится в частной собственности, и провести организованные собрания по выбору способа управления кондоминиумом в соответствии со статьями 20 - 22 Закона РФ “О товариществах собственников жилья“.

2.7. Осуществить передачу товариществам собственников жилья установленных дотаций на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг в определенные сроки и в размерах аналогично финансированию муниципального жилищного фонда.

Войти с инициативой в представительные органы местного самоуправления городов и районов
об освобождении товариществ собственников жилья от уплаты местных налогов и о перечислении 30 процентов арендной платы, получаемой от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в доме, где зарегистрировано товарищество собственников жилья, на расчетный счет товарищества для дальнейшего использования этих средств на ремонт дома.

2.8. Перейти на конкурсный принцип отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, с доведением доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, в 1998 году до 30 процентов. Предоставлять муниципальные заказы по капитальному и текущему ремонтам жилья только на конкурсной основе, отдавая предпочтение организациям, имеющим наименьшую стоимость работ.

3. Сохранить в 1998 году уровень платежей граждан в размере 40 процентов возмещения затрат на содержание и текущий ремонт жилья, а на коммунальные услуги - в размере 30 процентов возмещения затрат, кроме газа и электрической энергии.

4. Утвердить на 1998 год максимальную долю расхода семьи на оплату жилья и коммунальных услуг к совокупному доходу семьи в размере 18 процентов.

5. Сохранить в 1998 году в тарифах на тепловую энергию, электроэнергию, водопотребление и водоотведение затраты на техническое обслуживание внутридомовых сетей и существующий порядок расчета с жилищно-эксплуатационными организациями, с обязательным заключением договоров.

6. Ввести с 1 января 1998 г. плату за наем и отчисления на капитальный ремонт жилых помещений, включаемые в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилых фондов, в размерах, соответствующих установленному на действующий период уровню платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги).

7. Утвердить Положение по расчету ставки платы за
наем жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов согласно приложению 1.

8. Утвердить Положение по расчету отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищных фондов согласно приложению 2.

9. Сохранить существующий состав жилищно-коммунальных услуг, подлежащих социальной защите, согласно действующему перечню услуг и работ, включаемых в состав платежей на оплату жилья и коммунальных услуг, дополнив его пунктом “Плата за наем жилых помещений“.

10. Первому заместителю главы администрации края по экономике Г.В.Апанасенко, финансовому управлению администрации края (А.С.Кацуба), начиная с 1998 г. при перечислении средств финансовой поддержки муниципальным образованиям края производить уменьшение расчетных размеров трансфертов с учетом величины дополнительных дотаций, предоставляемых жилищно-коммунальному хозяйству в рамках консолидированного бюджета Хабаровского края в результате отклонения от действующих краевых и федеральных стандартов. Не допускать уменьшения размеров трансфертов для муниципальных образований, снижающих бюджетные дотации, предоставляемые жилищно-коммунальному хозяйству в ходе проведения реформы.

11. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации края (Н.М.Чаткин) совместно с комитетом по политике цен администрации края (Н.М.Шестюк) в 1998 году разработать график и организовать проведение комплексных аудиторских проверок обоснования цен и тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий в городах и районах края, в первую очередь, имеющих наибольшее отклонение от уровня установленных краевых стандартов.

12. Создать в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации края отдел для координации и осуществления контроля за ходом проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства края.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (Ю.Ф.Матвеев).

14. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 1998 года.

Глава администрации

В.И.Ишаев

Приложение 1

к постановлению

главы администрации края

от 09 января 1998 г. N
3

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАСЧЕТУ СТАВКИ ПЛАТЫ ЗА НАЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ

Плата за наем жилых помещений вводится с целью постепенной компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.

Плата за наем входит в общую структуру платежей населения за жилье и коммунальные услуги.

Величина платы за наем жилых помещений устанавливается дифференцировано с учетом потребительских свойств жилья.

Величина платы за наем учитывается при расчете жилищных субсидий. При этом применяется величина ставки платы за наем для жилищного фонда с характеристиками, признанными стандартами при расчете жилищных субсидий.

При установлении платы за наем руководствоваться “Методическими указаниями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищных фондов“, утвержденными приказом Министерства строительства РФ от 02.12.96 N 17-152.

Определение базовой ставки платы за наем жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищных фондов. При расчете базовой ставки платы за наем жилого помещения использовать классификацию жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, которые приведены в “Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР“, утвержденных постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР“.

Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение служб “Заказчика“ (управляющей компании) и используются целевым назначением только для проведения реконструкции, модернизации жилищного фонда и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.

Порядок расчетов с
гражданами, занимающими квартиры (комнаты) по договору найма, не зависит от наличия у них в собственности другого жилого помещения.

Приложение 2

к постановлению

главы администрации края

от 09 января 1998 г. N 3

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАСЧЕТУ ОТЧИСЛЕНИЙ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СТАВКУ ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ

И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ)

МУНИЦИПАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЖИЛИЩНЫХ ФОНДОВ

Норматив отчислений на капитальный ремонт для населения не должен зависеть от объемов работ, планируемых на конкретный год, а руководствоваться необходимо следующим порядком установления размера отчислений на капитальный ремонт, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание):

1. Определяется средневзвешенная балансовая восстановительная стоимость 1 кв. м государственного и муниципального жилищного фондов.

2. Определяется средневзвешенная норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт 1 кв. м общей площади в год (при этом исходить из норм, установленных по зданиям различной капитальности, постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства ССР“) на уровне 1/2 величины.

3. Определяется доля необходимых отчислений на капитальный ремонт, включаемая в ставку оплаты населением за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) на данном этапе переходного периода.

4. Определяется величина ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, включаемая в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание).

Отчисление на капитальный ремонт, включаемые в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), устанавливаются из расчета на 1 кв. м общей площади (в коммунальных квартирах и в общежитиях - на 1 кв. м жилой площади).

Средства, собранные в виде платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), поступают в распоряжение служб “Заказчика“ (управляющей компании). Финансовые средства собранные на эти цели, формируются на отдельном счете. Обязательным условием расходования средств с этого счета является проведение конкурсов по выбору подрядчиков на проведение работ по капитальному ремонту.