Законы и бизнес в России

Приказ Комитета образования администрации Хабаровского края от 02.04.1996 N 127 “Об утверждении ХКК ГОС образовательной области “Основы психолого-педагогических знаний“

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 02 апреля 1996 г. N 127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ХКК ГОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ “ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ“

Во исполнение постановления главы администрации Хабаровского края от 16.02.1996 N 77 “Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в части общих требований к его структуре“, приказов комитета образования от 14.03.1996 N 92 и N 93 “Об утверждении базисных учебных планов учреждений основного и полного общего образования“ и в целях реализации требований Базисного учебного плана учреждений общего образования Хабаровского края приказываю:

1. Утвердить стандарт образовательной области “Основы психолого-педагогических знаний“ в качестве элемента Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта, присвоив ему код ХКК ГОС
ОО 04.02,03.01-96.

2. Установить дату введения требований настоящего стандарта с 01.09.1997.

3. Ведущему отделу педагогического образования и кадрового обеспечения (В.И.Пахомов) организовать разработку программно - методического обеспечения стандарта, подготовку педагогических кадров для реализации данного регионального компонента базисного учебного плана.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета Л.Ф.Обухову.

Основание: план работы Комитета образования.

Председатель комитета

В.Н.Никитенко

УТВЕРЖДЕН

Приказом

Комитета образования

администрации края

от 02 апреля 1996 г. N 127

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стандарт образовательной

области “Основы психолого- ХКК ГОС ОО 04.02.03.01-96

педагогических знаний“ Дата введения с 01.09.1997

1. Пояснительная записка

Стандарт допрофессионального психолого-педагогического образования является составляющей инвариантной части Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Стандарт образовательной области “Основы психолого-педагогических знаний“ представляет собой документ, предъявляющий минимальные требования к учебному плану и программе и устанавливающий минимальный уровень образования школьников по психологии и педагогике. Этот уровень должен быть достигнут в любом общеобразовательном учебном заведении Хабаровского края, включившим в качестве составляющей общего образования этот учебный предмет. При этом, школа создает условия для усвоения основ педагогики и психологии как на уровне теоретических знаний (совокупности научных понятий, идей, теорий, принципов) и научных представлений, так и практических умений.

Актуальность изучения данной дисциплины в общеобразовательной школе в ряду других гуманитарных предметов учебного плана в том, что она дает школьникам жизненно необходимые знания о человеке как личности и особенностях взаимоотношений между людьми, что позволяет осознанно относится к себе и другим.

Содержательный аспект рассматриваемого стандарта относится к основам антропологических знаний. И овладение ими
расширяет границы гуманитарного образования.

Цель психолого-педагогического образования в школе - создание условий, способствующих саморазвитию и социализации личности, развитию ее психолого-педагогической культуры, психолого-педагогической адаптации в окружающей действительности и самоопределению относительно педагогической профессии.

2. Базовый инвариантный уровень содержания

психолого-педагогического образования

Базовый инвариантный уровень содержания допрофессионального психолого-педагогического образования - это тот уровень, которым должен овладеть каждый школьник, выбравший для изучения данную образовательную область, в рамках времени, отведенного на ее изучение.

Требования к содержанию психолого-педагогического образования сформулированы по ступеням образования с учетом его целей, общего объема учебного времени, возрастных возможностей и психологических особенностей школьников. Выделяются следующие сквозные, динамичные учебные модули: “Учись учиться“, “Познай себя“, “Самоопределение“.

Содержание постепенно усложняется и повторяется на более высоком уровне.

В основной школе доминирующим модулем является “Познай себя“, образовательными целями которого являются: развитие общих умений учебной и познавательной деятельности; усвоение знаний о психологии личности; знакомство с системами отношений, педагогической действительностью, с механизмами самопознания и саморегуляции; создание установки на самопознание, самовоспитание и саморазвитие; психолого-педагогическая адаптация в окружающей действительности.

В полной средней школе доминирующим модулем является “Самоопределение“, основной образовательной целью которого является: формирование психологической готовности к осознанному самоопределению относительно педагогической профессии.

“Учись учиться“

Задачи модуля:

Деятельность учителя направлена на развитие познавательных способностей учащихся:

- присваивать и преобразовывать научную информацию на основе собственного опыта,

- выбирать и использовать наиболее рациональные и личностно - значимые способы учебной работы,

- самоорганизовывать учебную деятельность;

на формирование у учащихся научных представлений:

- интересы, желания, планирование, сравнение, анализ, обобщение, самоконтроль, самооценка, систематичность, самостоятельность, саморегуляция, взаимопомощь;

на формирование у учащихся умений:

- выделять цели учебного действия, индивидуальной учебной деятельности, находить способы и средства их достижения,

- выполнять разнообразные контролирующие действия (в том числе, предвосхищающие, пошаговые, итоговые);

- осуществлять оценивание
результативности и оптимальности учебной и познавательной деятельности при выполнении учебных действий;

- работать в группе: воспринимать информацию, согласовывать задачи и действия, распределять обязанности, приходить на помощь товарищу;

- работать самостоятельно: реализовывать учебные цели, организовывать свою учебную деятельность в целом.

“Познай себя“

Задачи модуля:

Деятельность учителя направлена на развитие способностей учащихся к

- самопознанию;

- рефлексии;

- сознательному регулированию своего поведения;

- конструктивному общению.

На формирование у учащихся научных представлений и знаний:

Возможности познания человеком мира и самого себя. Основные признаки, характеризующие индивид, личность и индивидуальность. Структура личности. Мотивы, потребности и смыслы. Самопознание личности. Саморегуляция. Возрастная периодизация личности. Возрастные кризисы. Отклоняющееся поведение.

Основные психические явления, доступные изучению. Познавательные процессы. Волевые качества личности. Условия развития воли. Основные виды и уровни проявления способностей. Способы выражения и понимания основных эмоций и чувств.

Роль общения в жизни человека. Средства общения. Виды общения и способы повышения его эффективности. Диалог как условие эффективного общения.

Большие и малые группы. Положение личности в группе. Многообразие социальных и межличностных ролей. Межличностные конфликты. Пути их конструктивного решения.

Просвещение. Образование.

Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность. Деятельность. Субъект. Объект. Общение. Группа. Лидер.

Саморазвитие. Рефлексия. Самоуважение. Эмпатия.

Ощущение. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Речь. Воображение.

Темперамент. Характер. Способности. Чувства. Воля. Эмоции.

Потребности. Мотивы. Смыслы. Задатки, склонности, способности.

На формирование у учащихся умений:

- изучать себя как личность с помощью самонаблюдения и различных психологических методик;

- адекватно оценивать свои способности к различным видам деятельности;

- определять сферу жизнедеятельности для себя, исходя из собственных целей, возможностей, особенностей окружающей действительности;

- анализировать и прогнозировать собственную деятельность и деятельность других;

- владеть основами саморегуляции;

- слышать партнера по общению;

- адекватно воспринимать и понимать другого человека как личность;

- организовывать монолог, диалог, публичное выступление, овладеть приемами ведения дискуссии;

- определять
социальные роли и корректировать свое поведение адекватно ситуации общения;

- определять вид общения (предметное, манипулятивное диалогическое, конфликтное и т.п.) в конкретных педагогических ситуациях.

“Самоопределение“

Задачи модуля:

Деятельность учителя направлена на развитие способностей учащихся к

- идентификации;

- конструктивному самоизменению;

- конструктивным отношениям;

- самоопределению;

- умению брать на себя ответственность за самостоятельное принятие решения и его реализацию.

На формирование у учащихся научных представлений и знаний:

Сущность, закономерности развития и саморазвития личности. Смыслы, ценностные ориентации и направленность личности. Основные характеристики потребностей и мотивов. Самосознание. Самоопределение и саморазвитие личности. Деятельность и ее структура. Коммуникативные, перцептивные, интерактивные стороны общения. Общие и специальные способности и способы их проявления и оценки.

Основные психологические теории: гуманистическая психология, психоанализ (структура личности, психологическая защита), теория социального научения.

Сознание. Бессознательное, направленность личности. Идентификация. Инфантильность. Депривация. Конформизм.

Педагогическая деятельность. Гуманистические педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого. Авторитарные и гуманистические модели воспитания. Опыт ведущих педагогов Хабаровского края.

Педагогический процесс. Педагогические отношения. Обучение, виды обучения. Учение. Признаки коллективной деятельности. Урок, типы уроков. Знания, качество знаний, их характеристика. Оценка. Дидактические аспекты урока (методы процесса обучения, уровни усвоения знаний). Виды знаний, виды умений. Профессиональное самоопределение. Типичные ошибки при выборе профессии.

Простейшие методики психолого-педагогической диагностики личности и коллектива (анкетирование, интервью, социометрические методы). В том числе: Социометрический метод для определения статусной структуры коллектива, метод неоконченных предложений, “Климатический круг Лутошкина“, “Шкала приемлемости Бахаревой“,...).

На формирование у учащихся умений:

- использовать научные понятия, психолого-педагогические термины для анализа педагогической действительности;

- определять ведущие потребности и мотивы поведения личности в конкретных педагогических задачах;

- определять основные компоненты деятельности (цели, мотивы, способы, результаты);

- адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

- организовать коллективную деятельность;

- владеть основами саморегуляции; управлять своим поведением в сложных
жизненных ситуациях;

- использовать простейшие методики психолого-педагогической диагностики личности и коллектива (анкетирование, интервью; социометрические методы);

3. Обязательный минимум подготовленности школьников

по психолого-педагогическому образованию

Этот уровень подготовленности посилен каждому школьнику. На этом уровне определяются критерии достижений учащихся, позволяющие объективно оценивать соответствие полученных знаний и умений минимальным требованиям. В данной части документа требования к содержанию допрофессионального психолого-педагогического образования школьников предъявлены через формулу: “выпускник школы обязан...“, которая конкретизируется перечнем знаний и умений.

Выпускник основной школы обязан

Знать и уметь объяснять:

Человек. Личность. Индивидуальность. Общение. Деятельность. Группа. Коллектив. Потребности. Мотивы.

Ощущение. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Речь. Воображение. Темперамент. Характер. Способности. Эмоции. Чувство. Воля.

Индивидуальные особенности личности. Психологические особенности детей и подростков. Общение в различных возрастных группах. Многообразие межличностных ролей. Основные приемы саморегуляции.

Виды и свойства познавательной деятельности. Основные психолого-педагогические приемы повышения эффективности познавательной деятельности. Организация рациональной учебной деятельности.

Принципы и способы организации коллективной учебной деятельности.

Уметь:

- выделять основные компоненты вербального и невербального общения в конкретных педагогических ситуациях;

- определять вид общения (предметное, манипулятивное, диалогическое, конфликтное и т.п.) в конкретных педагогических ситуациях;

- определять типы темпераментов на примере учебных педагогических задач;

- применять простейшие методики самодиагностики психических состояний, познавательных процессов, свойств личности;

- определять основные виды и свойства познавательного процесса в условиях реальной учебной ситуации;

- моделировать варианты поведения в учебной ситуации, обосновывать оптимальный вариант поведения;

- организовать диалог, смоделировать индивидуальную беседу, использовать приемы ведения дискуссии.

Выпускник средней школы обязан:

Знать и уметь объяснять:

Индивид. Личность. Субъект. Этапы становления личности. Потребности и мотивы. Задатки, склонности, способности. Общие и специальные способности, формы их проявления и оценки. Саморазвитие личности. Условия, стимулирующие саморазвитие личности. Профессиональное и личностное самоопределение. Рефлексия. Эмпатия. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения.

Педагогическая деятельность. Педагогическая действительность. Педагогическое
общение. Мировоззрение. Образование. Обучение, виды обучения. Урок, типы уроков. Знания, качество знаний, их характеристика. Оценка. Дидактические аспекты урока (методы процесса обучения, уровни усвоения знаний). Виды знаний, виды умений. Гуманистическая и авторитарная модели воспитания. Влияние стилей воспитания на формирование личности. Опыт ведущих педагогов Хабаровского края.

Уметь:

- оценивать качество знаний в конкретных педагогических ситуациях;

- определять методы процесса обучения и уровни усвоения знаний в конкретных педагогических ситуациях;

- определять вид обучения в конкретных педагогических ситуациях;

- определять вид знаний и вид умений в конкретных педагогических ситуациях;

- определять модели воспитания (гуманистическая, авторитарная) в условиях учебной практики на примере предложенных вариантов педагогических ситуаций;

- использовать простейшие методики психолого-педагогической диагностики личности и коллектива (анкетирование, интервью; социометрические методы);

- анализировать ролевые позиции в диалогах, типы взаимодействия в конкретных педагогических ситуациях;

- адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения в конкретных педагогических ситуациях.

Данный стандарт является основой для разработки концепции организации психолого-педагогического образования школьников и предполагает возможность его минимального изменения со стороны концепции организации образования.

Лаборатория допрофессионального психолого-педагогического образования школьников Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в настоящее время разрабатывает способы контроля и оценивания преподавания данного курса в школе по каждой группе классов и курсов.