Законы и бизнес в России

Доклад Губернатора Челябинской области от 24.02.2000 “О некоторых итогах социально-экономического развития Челябинской области в 1999 году и перспективном плане работы на 2000 год и ближайшее пятилетие“

ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКСНЫЙ ДОКЛАД

от 24 февраля 2000 года

О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ

И ПЕРСПЕКТИВНОМ ПЛАНЕ РАБОТЫ НА 2000 ГОД

И БЛИЖАЙШЕЕ ПЯТИЛЕТИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Исполнительная и законодательная ветви власти Челябинской области, органы местного самоуправления большинства муниципальных образований завершают в 2000 году конституционные и уставные сроки своих полномочий. Позади три года напряженной работы, целью которой в конечном итоге являлось стремление вывести регион из глубокого социально - экономического кризиса, укрепить реальный сектор экономики, остановить разрушительные процессы в социальной сфере, характеризующейся наличием элементов политической напряженности.

При решении этих вопросов исполнительная власть прежде всего опиралась на сохранившиеся ресурсы Челябинской области как субъекта федерации с высоким уровнем комплексного развития,
большим научным и кадровым потенциалом, наличием исторически сложившихся промышленных специализаций и устойчивой производственной инфраструктуры. По объему промышленного производства и объему экспорта область находится на 6-ом месте в Российской Федерации, по производству продукции на душу населения - в первой пятерке, по бюджетным доходам - на 12-ом, по площади сельскохозяйственных угодий - на 13-ом месте. Наличие крупнейших транспортных магистралей федерального и транснационального значения создают ей условия для межрегионального сотрудничества, а также выхода на широкий экспортный рынок.

В то же время Челябинская область имеет ярко выраженный крен в сторону тяжелой промышленности, где превалирует металлургический комплекс, в котором сосредоточено 35 процентов промышленных производственных фондов, а доля металлопродукции в общем объеме промышленного производства составляет 54,2 процента. Этот фактор обуславливает высокий уровень зависимости областной экономики от экспортной политики федерального центра, общей конъюнктуры мирового рынка металла, а также от возможностей использования сырьевых источников, находящихся вне пределов России, что не позволяет делать долгосрочный прогноз развития металлургической отрасли в целом, гарантировать ее устойчивое развитие и перспективы наполняемости консолидированной бюджетной системы.

Второй важной проблемой остается несбалансированное размещение производительных сил, структура которых после широкомасштабной приватизации оказалась технологически разорванной и не обеспечивает их самодостаточность и эффективность. В результате чего многие предприятия, в том числе градообразующие, оказались на грани или за гранью банкротства. А бюджеты городов и районов, да и области в целом, в состоянии минимальной жизнедеятельности, не способные выполнять социальные функции.

В этих условиях областной администрации в тесном взаимодействии с Законодательным собранием, а также органами управления на местах пришлось в течение трех лет и, в частности, в 1999 году, поэтапно и целенаправленно решать наиболее тяжелые
и запущенные проблемы как в производственной, так и в социальной сфере. Результаты этой работы позволяют сегодня говорить о новых задачах органов власти, связанных с переходом из режима выживания в режим развития.

I. СОСТОЯНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Преодоление спада объемов производства в промышленности

Известно, что 1999 год нес на себе отпечаток финансового кризиса августа 1998 года, в результате которого объем промышленного производства резко сократился по всей стране. Это был сокрушительный удар, доказавший как в масштабах России, так и в масштабах области очевидность целого ряда вещей, которые ранее воспринимались скептически. А именно: пагубность монетаристских идей, игнорирующих реальное производство; необходимость государственного регулирования рыночных процессов; необходимость четкой промышленной политики, стимулирование платежеспособного спроса как предприятий, так и населения и т.д.

На основании этих выводов, в меру своих полномочий областная исполнительная власть разработала комплекс мер, реализация которых в короткий срок позволила преодолеть ряд негативных тенденций и выправить ситуацию.

Особенностью деятельности областной администрации в столь важном направлении стала системность мер и действий, предпринятых совместно с Законодательным собранием, Ассоциацией промышленных предприятий и банков, главами муниципальных образований. На первом этапе упор был сделан на заключение генеральных соглашений с предприятиями критической группы и целевой поддержке отдельных предприятий в виде товарного, налогового и банковского кредита. Среди примеров - Челябинский тракторный завод, Уральский автозавод, Златоустовский металлургический завод, Бакальское рудоуправление и ряд других потенциально бюджетообразующих предприятий. Реальные шаги осуществлялись в рамках принятого областного закона “О промышленной политике“, “О внутриобластной кооперации“, целевых программ развития металлургического комплекса, предприятий текстильной и легкой промышленности, медной подотрасли цветной металлургии, а также в рамках реализации программы территориального заказа и кооперации.

Последнее стало ключевым
звеном на втором этапе решения задач по подъему экономики и способствовало росту объемов промышленного производства и связанного с ним роста объемов налоговых поступлений, вдвое превышающим общероссийский показатель. Программа территориального заказа и внутриобластной кооперации, впервые в России апробированная именно в Челябинской области, значительно содействовала пополнению оборотных средств предприятий за счет товарного кредита на возвратной основе. Произошло эффективное перераспределение прибавочного продукта, причем осуществленное сугубо экономическими методами без какого-либо административного вмешательства.

Наряду с другими практическими мерами и с учетом девальвационного фактора все это вместе взятое позволило преодолеть период стагнации, вопреки пессимистическим прогнозам вывести реальный сектор экономики Челябинской области на график интенсивного роста. В целом по итогам прошлого года валовой региональный продукт вырос на 8 процентов, вдвое превысив рост ВВП по России, промышленными предприятиями области было произведено продукции в сопоставимых ценах на 14,9 процента больше, чем в 1998 году. Уровень объемов предкризисного года был не просто восстановлен, а приращен. Улучшили работу предприятия 8 основных отраслей из 11. Черная металлургия дала прирост в 115,8 процента, цветная - в 146,1, химическая и нефтехимическая промышленность - в 124,5.

Особенно примечателен тот факт, что впервые за многие годы произошел рост в машиностроении и металлообработке (146,4 %), в легкой промышленности (104 %) и в производстве товаров народного потребления (126,5 %), где создается наибольшая добавочная стоимость. Многие промышленные предприятия стали более гибко использовать конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, что само по себе приносит положительные результаты.

Магнитогорские металлурги (генеральный директор ММК Рашников В.Ф.) в 1999 году добились роста производства по всем основным видам продукции. Чугуна получено на 840 тысяч тонн больше, чем в 1998
году, прирост стали превысил миллион тонн, а товарного проката - около миллиона тонн.

Ашинские металлурги (генеральный директор Евстратов В.Г.) выпустили более 283 тысяч тонн стали, 210 тысяч тонн проката, произвели товаров народного потребления на 102,3 миллиона рублей. В сопоставимых ценах за год объемы производства увеличились на 29 процентов - до 917 миллионов рублей, а средняя заработная плата - до 2550 рублей в месяц.

Восстановленный из небытия Карабашский медеплавильный комбинат выплавил почти 30 тысяч тонн черновой меди, а в 1998 году его производство составило менее 9 тысяч тонн. Средняя заработная плата работников предприятия возросла до 2200 рублей в месяц, численность за год трудового коллектива увеличилась на 200 человек. В 2000 году ЗАО “Карабашмедь“ планирует увеличить производство черновой меди до 40 тысяч тонн и продолжить техническое перевооружение основного производства. При этом основной упор делается на чистые технологии, которые не только не ухудшают экологию, но и ликвидируют проблемы, копившиеся десятилетиями. И делается это в тесном сотрудничестве с администрацией области, Законодательным собранием. Главенствующая роль в подъеме производства и развития КМК принадлежит Кыштымскому медеэлектролитному заводу (Вольхин А.И.), который сам стал лидером цветной металлургии России.

Набирают темпы роста производства предприятия ВПК и легкой промышленности. В 1999 году объемы производства в Симском акционерном обществе “Агрегат“ (Изюмов В.Д.) возросли более чем в полтора раза. Увеличен выпуск гидравлического и топливного оборудования для авиа- и ракетостроения. Освоено производство новых гидрораспределителей для дорожного строительства, буксировочных устройств для горнолыжных трасс, расширен ассортимент выпускаемого ручного гидравлического аварийно - спасательного инструмента, объемы продаж которого возросли в полтора раза.

На первое место в России по объемам производства обуви вышла
Челябинская обувная фабрика “Юничел“ (Денисенко В.С.). Фабрика выпустила в прошлом году более 1 миллиона пар обуви, что почти на 55 процентов больше, чем в 1998 году. В 1998 году “Юничел“ имел 20 миллионов рублей убытков, прибыль же, полученная в 1999 году, превысила 30 миллионов рублей. Это позволило создать дополнительно 200 рабочих мест.

Важно отметить тот факт, что одновременно с увеличением выпуска продукции на предприятиях области в 1999 году наметилась тенденция увеличения рентабельности производства. Многие предприятия перешли рубеж положительной рентабельности, а средняя рентабельность в черной металлургии дала прирост на 8,7 процента, в цветной - на 18,5, в машиностроении - на 9,9, по промышленности в целом - на 7,6 процента. Всего в прошедшем году получено прибыли в 3,5 раза больше, чем в 1998 году.

Немалых успехов добились предприятия, на которых введено арбитражное управление. Так, металлурги Златоуста (Мухаддинов Н.Х.) произвели стали и проката на 68 процентов больше, чем в 1998 году. Уральский автомобильный завод (Панов В.В.) выпустил в прошлом году 5 тысяч 466 грузовиков, что в два раза больше, чем в 1998 году. За год было экспортировано почти 1200 “Уралов“, или 22 процента от общего объема производства. Это лучший результат за последние 10 лет. Завод сумел ликвидировать вторичный рынок новых автомобилей “Урал“ и полностью монополизировал их сбыт, что позволило в 4 раза увеличить доходы от реализации.

Также обращают на себя внимание итоги работы тракторостроителей Челябинска (Платонов В.М.). Выпуск тракторов в прошлом году увеличился по сравнению с 1998 годом в полтора раза, производство бульдозеров - на 50 процентов, тяжелых тракторов ДЭТ-250 - более чем в два раза.

В
числе бюджетообразующих предприятий, успешно завершивших производственную программу прошлого года, необходимо назвать ЧЭМК (Чернобровин В.П.), Ашинский пиролизно - химический завод (Алешин В.Я.), “Уфалейникель“ (Бирюков С.И.), Центр пищевой индустрии (Аристов А.М.), Челябинский электролитно - цинковый завод (Гейхман В.В.), акционерное общество “Кристалл“ (Абдрафиков С.Н.), Магнитогорский метизно - металлургический завод (Трефилов В.А.) и многие другие. Их руководители и трудовые коллективы заслуживают искренние слова благодарности. Безусловно, большой вклад в подъем промышленного производства названных предприятий, в целом экономики территорий внесли органы местного самоуправления, главы городов и районов - Тарасов В.М., Аникушин В.Г., Абдурахимов Ю.В., Жмаев М.Ю., Лубенец Н.А., Опланчук А.В., Чернышев С.Г., Шаврин В.М., Дружинин А.И., Некрасов В.Г., Щекочихин В.Я., Васильченко В.В.

Вместе с тем все это ни в коем случае не означает, что динамика промышленного роста необратима и нет необходимости государственного вмешательства в происходящий процесс. Более 30 процентов промышленных предприятий области все еще относятся к разряду убыточных, не могут восстановить оборотные средства, имеют большие задолженности в бюджет и своим работникам. К сожалению, проблемными точками являются не только отстающие отрасли, такие как энергетика, лесная и деревообрабатывающая, но и системная разбалансировка хозяйственного механизма, на исправление которой потребуется не один год.

Сегодня ясно, что главные внешние источники оживления, действовавшие в первой половине прошлого года: девальвация рубля, стабильность цен естественных монополий, отсеченная от валютного рынка денежная эмиссия, улучшение мировой конъюнктуры - практически исчерпаны. В основном продолжают действовать внутренние источники, которые имеют как объективный, так и субъективный характер. Они выражаются в инициативе областной администрации, глав местного самоуправления, самих трудовых коллективов, в технологическом перевооружении, в налаживании межхозяйственных связей и, наконец, в грамотно выбранной
тактике и стратегии управления производством как со стороны товаропроизводителей, собственников, так и со стороны властных структур.

Поэтому для закрепления достигнутых в промышленности результатов администрация в рамках программы “Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999 - 2005 годах“, а также прогноза социально - экономического развития на 2000 год выработала комплексный план действий, рассчитанный на пятилетний период. В план включены мероприятия, позволяющие не только сохранить динамику роста, но и обеспечить ее в пределах 7-8 процентов ежегодно. Челябинская область имеет сегодня все возможности для перехода от конъюнктурной экономики к экономике стабильного роста.

Администрация будет содействовать реструктуризации промышленности на базе современных структур с четко налаженными кооперационно - технологическими связями. Эти связи уже сейчас прослеживаются во взаимодействии челябинских, магнитогорских, кыштымских металлургов с другими предприятиями области и регионов Большого Урала, их векторы будут усилены.

При глобализации мировой экономики экономика России претерпела фазу феодальной раздробленности и этому надо положить конец. Интеграция и взаимовыручка приведут к снижению административно - управленческих издержек, экономии оборотного капитала, укреплению связи науки и производства, эффективному менеджменту.

В долгосрочном плане ставится задача изменить структуру промышленного производства, где преобладает металлургический комплекс, с тем, чтобы снять зависимость областной экономики от экспортной политики федерального центра, от общей конъюнктуры мирового рынка металла, а также от возможностей использования сырьевых источников, находящихся вне пределов России.

Второй важной проблемой остается несбалансированное размещение производительных сил, система которых после широкомасштабной приватизации оказалась технологически разорванной и не обеспечивает их самодостаточность и эффективность. В результате многие предприятия, в том числе градообразующие, оказались на грани или за гранью банкротства. А бюджеты городов и районов, да и области в целом, в
состоянии минимальной жизнедеятельности, не способны выполнять социальные функции.

В этой связи необходим ускоренный переход в ближайшие пять - десять лет к модели “потребительски ориентированной модернизации промышленной системы“, о чем администрация заявила на состоявшемся в сентябре прошлого года экономическом форуме. К этой работе будут подключены как органы власти, так и промышленные предприятия, предприниматели и бизнесмены.

Это потребует увеличения и качественного изменения законодательной базы, в чем администрация рассчитывает на депутатов областного законодательного органа. Сегодня уже имеется потребность в целом ряде важных законодательных актов и законопроектов, в том числе по вопросам внутриобластной кооперации, промышленной политики, лизинга, инновационной и инвестиционной деятельности, переработки давальческого сырья и т.д. Какая-то часть вопросов будет решена на федеральном уровне с введением в действие ряда экономических законов и кодексов.

Но постоянно меняющаяся экономическая реальность требует от законодателей едва ли не каждодневного участия в правовом регулировании экономических отношений, на что администрация области серьезно рассчитывает.

Администрация намерена не просто отслеживать ситуацию, оставаясь в роли органа фиксации событий, она будет еще активней участвовать в регулировании долгосрочных экономических процессов. Основная составляющая заявленной промышленной политики администрации - подъем реального сектора, поиск источников пополнения оборотных средств, рост производительности труда, снижение себестоимости, которые неизбежно повлекут за собой активизацию рынка труда, инициативы и предприимчивости, повышение реальных доходов населения и уровня жизни.

Развитие топливно - энергетического комплекса,

предприятий транспорта, связи и жилищно - коммунальной сферы

В силу наличия на территории области крупных предприятий и центров оборонной промышленности, вопросы нормального функционирования топливно - энергетического комплекса, транспорта и жилищно - коммунального хозяйства имеют для областной администрации приоритетный характер. Несмотря на то, что в 1999 году энергетикам не удалось
полностью преодолеть негативные тенденции предыдущего года, когда производство сократилось на 14,3 процента, определенный рост выпуска электроэнергии был все-таки достигнут. Удалось оптимально использовать тактику региональных картельных соглашений между металлургическими предприятиями, Южно-Уральской железной дорогой, предприятиями ТЭК, что позволило нормализовать систему взаиморасчетов и избежать угрозы межотраслевых конфликтов.

В минувшем году практически не было серьезных сбоев в поставках электроэнергии и угля местных производителей, что позволило устранить одну из основных причин для развития забастовочного движения. Было заключено Соглашение между администрацией области, администрацией и представителями трудовых коллективов ОАО “Челябинскуголь“.

Использовались современные программы энергосбережения, образован областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения, освоена такая эффективная форма энергетического обследования, как энергоаудит. В целях выравнивания графика электрической нагрузки АО “Челябэнерго“ и стимулирования рационального энергопотребления вместе с Региональной энергетической комиссией в порядке эксперимента внедряются трехзонные тарифы на электроэнергию для отдельных потребителей.

Областная администрация намерена и впредь активно влиять на формирование тарифной политики естественных монополий, используя возможности действующего законодательства. С учетом того, что угледобывающие предприятия области в целом способны обеспечить собственными энергетическими углями потребности региональной электро- и теплоэнергетики, особое внимание будет уделено планам по снижению напряженности в топливно - энергетическом комплексе, в том числе и через сохранение системы взаимозачетов по линии региональных естественных монополий, а также пролонгации ранее заключенных трехсторонних соглашений. Не останутся без внимания проблемы Троицкой ГРЭС в части обеспечения казахстанским углем. В области имеются возможности приращения новых энергетических мощностей. Планируемый ввод второго энергоблока Челябинской ТЭЦ-3 мощностью 200 мВт позволит обрести дополнительные энергообъемы, не допустив дефицита на энергетическом рынке.

С развитием экономики тесно связано повышение эффективности работы грузового и пассажирского транспорта. В целом можно констатировать, что за минувший год это в значительной степени достигнуто: грузооборот на транспорте увеличился на 7,5 %, отправление грузов выросло на 14,3 %, рост пассажирооборота составил 11 %. Прибыль, полученная транспортными организациями, увеличилась в полтора раза, и особая роль в развитии транспорта, экономики области принадлежит Южноуральской железной дороге, коллектив которой работает стабильно.

Позитивным моментом является техническое перевооружение предприятий связи и телекоммуникаций, которое ведется силами акционерного общества “Связьинформ“ (Уфимкин А.Я.). “Связьинформ“ работает надежно и эффективно. За последние три года введены в действие городские АТС в Челябинске, Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Каслях, в п. Новогорном, в п. Межозерном, сельские АТС, 45 км радиорелейных линий связи, волоконно - оптическая линия связи Челябинск - Чесма и т.д. Существенную поддержку получила программа “Народный телефон“, предусматривавшая ввод для населения не менее 20 тысяч телефонных номеров. В настоящее время по обеспечению телефонными номерами на тысячу человек населения область занимает одно из первых мест не только по Уральскому региону, но и по Российской Федерации в целом.

В жилищно - коммунальном секторе в 1999 году проводилась реализация очередного этапа реформы. В целях усиления социальной защиты граждан Губернатором и Законодательным собранием приняты меры, направленные на комплексную и адресную поддержку населения и его отдельных групп и категорий. В частности, в сторону увеличения изменены социальные нормы площади жилья, разработана и реализуется система предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. В основном без критических перебоев проведен зимний отопительный сезон 1998 - 1999 гг. и большая часть отопительного сезона 1999 - 2000 гг.

Работа по газификации населенных пунктов

Исторически сложилось так, что уровень газификации Челябинской области к середине 90-х годов оказался ниже, чем в соседних областях Урала и в целом по России. В результате без надежных и дешевых источников топливной энергии оставались целый ряд городов и районов, сотни малых населенных пунктов и деревень, десятки тысяч квартир и домов южноуральцев. Учитывая это, администрация выработала крупномасштабную программу газификации, реализация которой началась в 1997 году. В результате только за истекшие три года в области построено 1180 км газопроводов и газовых сетей, или в 4 раза больше, чем за все предыдущие 4 года (1993 - 1996 гг.).

В 1999 году реально удалось сделать следующее:

- построено 245 км газопроводов и газовых сетей;

- газифицировано 10100 квартир, из них 2800 - на селе;

- переведено со сжиженного газа на природный 6000 квартир;

- газифицировано 17 предприятий.

В целом за три года газифицировано:

- 61 промышленное предприятие;

- 28870 квартир;

- переведено со сжиженного газа на природный 18214 квартир;

- переведено на газ 63 котельных, из них 24 - в сельской местности.

Администрация мобилизовала все необходимые ресурсы на окончание строительства магистрального газопровода Сим - Миньяр - Аша, по которому природный газ пришел в горнозаводскую зону области. Решение о строительстве этого газопровода принималось еще 10 лет назад, но реальные работы были возобновлены лишь в 1997 году. Экономический эффект от реализации возможностей данного проекта трудно переоценить.

Кроме того, в 1999 году была доведена до п. Петропавловка газовая перемычка Ургала - Куваши, что позволило в основном газифицировать Кусинский район. Впервые получили природный газ Троицкий и Уйский районы, 5 городов и 23 сельских населенных пункта, в том числе города Аша, Куса, Миньяр, Сим, Троицк, поселки Кулевчи Варненского района, Мирный, Хуторка и Рождественский Увельского района. Интенсивно газифицируются г.г. Верхний Уфалей и Чебаркуль, райцентры Аргаяш, Бреды, Еткуль и Увелка, п. Коелга Еткульского района. В минувшем году уложено 20 км газопровода в п. Калининский Брединского района, что позволит в 2000 году подать газ на локальные котельные и начать газификацию самого поселка.

Значительное внимание уделялось газификации промышленных предприятий и организаций. На природный газ уже перешли Ашинский металлургический и пиролизно - химический заводы, завод “Точных технических камней“ и машзавод в г. Кусе, завод “Агрегат“ в г. Симе, Троицкий жиркомбинат, Миньярский метизно - металлургический завод, 2 котла Аргаяшской ТЭЦ и 16 предприятий на селе.

В 1999 году газифицированы котельные в г. Миньяре и ОАО “АПХЗ“ в г. Аше, п. Борисовка и п. Новотроицкий г. Пласта, в п. Петропавловка Кусинского района, в п. Балканы Нагайбакского района, в п. Мирный и п. Рождественский Увельского района. Близки к завершению работы в котельных ОАО “ТТК“ в г. Кусе (2-я очередь), микрорайона “Жиркомбинат“ в г. Троицке, п. Увелька Кизильского района, п. Светлое Чесменского района. В результате выполненного за 3 года объема газификации Челябинская область вошла в группу 20 наиболее газифицированных регионов России.

Особенностью реализации Губернаторской программы газификации стала перспективно высокая окупаемость вложений и привлечение внебюджетных средств. На финансирование программы газификации в соответствии с постановлением Губернатора в 1999 году выделено 83,7 млн. рублей. Очень активно привлекались средства из источников, не связанных с областным бюджетом. Полное понимание поставленных задач продемонстрировали главы администраций Сатки (Некрасов В.Г.), Верхнего Уфалея (Абдурахимов Ю.В.), Чебаркуля (Штыка А.Г.), Троицка (Щекотов В.А.), Кунашакского (Имангулов Ф.С.), Брединского (Гресь Я.Ф.), Троицкого (Вовчко В.И.), Чесменского (Литовченко В.Г.) районов.

Газификация территорий области, отдельных населенных пунктов, предприятий и объектов является сегодня инструментом реального воздействия на улучшение экономической и социальной ситуации, использовать который надо всегда, не ссылаясь на кризисы и нехватку денег. Помимо существенной экономии, она дает увеличение рабочих мест и налогооблагаемой базы, вовлечение местных производителей на разных звеньях в производственную цепочку, снижает косвенные затраты и т.д. Кроме того, реальная экономия средств и отказ предприятий от высоко затратных видов топлива позволяют эффективно решать острые проблемы социальной сферы, а также позитивно влиять на экономическую обстановку.

В 2000 году областная администрация продолжит реализацию масштабной программы газификации, для чего планируется следующее:

- увеличение объемов строительства газопроводов в 4 раза;

- приоритетная газификация сельских территорий с переходом к природному газу и отказом от газобаллонных установок;

- газификация 20 тысяч квартир, в том числе 10 тысяч в сельской местности нарастающим итогом;

- разработка и закладка основ для газификации Верхнеуральского, Октябрьского и Нязепетровского районов.

В текущем году запланировано освоить средств на газификацию 509 млн. рублей, из которых 200 млн. рублей выделяются из областного бюджета.

Состояние строительной индустрии

Необходимо отметить, что кризисная ситуация в экономике, сложившаяся как в самом начале реформ, так и во второй половине 1998 года, не способствовала увеличению объемов капитального строительства. Отрасль в большей степени ощутила на себе негативное воздействие инфляционных процессов, препятствующих долгосрочным инвестициям в жилищное и промышленное строительство. Падение объемов капитальных вложений в 1998 году на 23 процента вследствие утери значительной части оборотных средств существенно повлияло и на положение отрасли в 1999 году.

Тем не менее даже в столь непростых условиях объем капитальных вложений, предусмотренный в 1997 - 1999 гг. за счет областного бюджета, был полностью выполнен. Администрация дополнительно привлекла инвестиций на 500 млн. рублей в строительство целого ряда важнейших объектов и погасила часть кредиторской задолженности за предыдущие годы. Это позволило преодолеть в строительстве ряд негативных тенденций. В производственной сфере были введены современные агрегаты, новые технологические линии и цеха с использованием новых форм монтажно - установочных работ. Так, в ОАО “ММК“ введен в строй третий конвертер в кислородно - конвертерном цехе, который на треть увеличит мощность сталеплавильных агрегатов. Начато строительство завода дорожных битумов, где инициатором и инвестором выступают Главное управление дорожного хозяйства администрации области и областной дорожный фонд, предприятия “Трехгорный пластик“ по производству труб и фитингов из полимерных материалов и ряда других промышленных объектов.

В области создана и реально развивается собственная промышленная база производства строительных материалов. В целом по промышленности стройматериалов за 1999 год получен прирост объема производства на 8,4 % к предыдущему году.

В социальной сфере по итогам трех лет в эксплуатацию введено 2,1 млн. кв. м жилья, в том числе 272 тыс. кв. м - на селе. В 1999 году построено жилья на 11,7 процента больше, чем в 1998 году, и теперь Челябинская область в Уральском регионе занимает второе место (после Башкирии) по абсолютной цифре ввода жилья на 1000 человек населения.

Из объектов соцкультбыта за три года введено в эксплуатацию 15 школ на 5804 места, 7 детских садов на 815 мест, 10 больниц на 622 места, 13 поликлиник на 2755 посещений, 2 клуба на 650 мест.

Только в 1999 году пущены в эксплуатацию новые лечебные корпуса в областном онкологическом диспансере, детская стоматологическая поликлиника и детский санаторий в Магнитогорске. В Челябинске построены такие социально востребованные объекты здравоохранения, как детское ортопедтравматологическое отделение, женская консультация, поликлиника N 2 и подстанция скорой помощи, а также лабораторный корпус в областной больнице.

В 2000 году за счет областного бюджета намечено ввести в эксплуатацию шесть общеобразовательных школ на 2092 ученических места, пристрой учебного корпуса профтехучилища в г. Верхний Уфалей, шесть больниц на 716 коек, пищеблок и ЦРБ в г. Копейске, дом социальной защиты в п. Агаповка, дома ребенка N 2 и N 3 в Челябинске и другие объекты. Для переселения жителей из ветхоаварийного жилого фонда намечено строительство домов в Еманжелинске, Копейске, Коркино, Чебаркуле. Предполагается закончить реконструкцию филармонии, театра оперы и балета, цирка, обеспечить сдачу учебного корпуса ЧелГУ.

Основными принципами строительной политики администрации до 2005 года останутся социальная направленность и ориентация на максимальное привлечение внебюджетных средств в виде частных инвестиций и долевого участия. Для увеличения объемов жилищного строительства и поощрения инициатив частных застройщиков будет продолжена работа по совершенствованию областной законодательной базы. Государственный контроль в форме лицензирования строительства будет дополнен иными формами контроля, в т.ч. по линии Контрольно - счетной палаты Челябинской области, иных контрольных служб областной администрации.

Совокупная инвестиционная деятельность

и управление имуществом

Проблема привлечения инвестиций не может рассматриваться только лишь в одном из аспектов (строительный, аграрный и т.д.), поскольку носит комплексный, в значительной мере - принципиальный характер. На сегодняшний день Челябинская область входит в первую десятку регионов России по показателю инвестиционной привлекательности, что стало возможным не только благодаря имеющемуся экономическому потенциалу, но и прочной законодательной базе, подготовленной исполнительной властью совместно с Законодательным собранием.

В области приняты и действуют законы “Об областной инвестиционной программе“, “О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Челябинской области“, “О порядке предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Челябинской области“ и другие. Каждый из этих законопроектов предусматривает предоставление инвесторам значительных налоговых льгот по платежам в областной бюджет при направлении инвестиций в реальный сектор экономики.

В 1999 году инвестиции в основной капитал предприятий и организаций области выросли, что произошло впервые за последние 10 лет. В 2000 году и в ближайшие пять лет администрация намерена поэтапно менять инвестиционный режим, исходя из общей ориентации на активность крупного корпоративного бизнеса, национальных ресурсно - энергетических и высокотехнологичных компаний, региональных, межрегиональных и национальных финансово - промышленных групп. Основной упор, как и прежде, будет сделан на создание максимально благоприятных инвестиционных условий для непрерывного экономического роста с темпами ежегодного прироста ВРП не менее 2-3 процентов в год.

Следует, однако, признать, что высокий уровень экономических и политических рисков, источником которых является федеральный центр, не способствует росту кратко“рочных и долгосрочных инвестиционных потоков. Более того, непростой остается ситуация с финансированием государственных инвестиций. Баланс инвестиций по источникам финансирования показывает, что доля поступления средств из федерального бюджета в 1998 году составила всего 35 % от уровня 1997 года, в 1999 году - 88 % от уровня 1998 года.

Важным моментом в активизации инвестиционных потоков является управление государственным долгом, которое будет осуществляться в соответствии с законом “О государственном долге Челябинской области“ (для его разработки в настоящее время создана рабочая группа). В рабочем порядке нарабатываются ценные замечания и предложения, которые будут в основе фундаментального законодательного акта, регулирующего вопросы управления государственным долгом.

Во исполнение Программы развития рынка ценных бумаг в настоящее время идет также наполнение реестра юридических лиц, акции, доли или паи которых находятся в областной собственности, проводится работа над созданием реестра предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики области. Предполагается расширение поля деятельности системообразующих страховых компаний, чья деятельность и финансовая состоятельность гарантирована государством, а также популяризация услуг страховых компаний, оказывающих на долгосрочной основе страховые услуги населению и предприятиям области.

Кроме того, постановлением Губернатора утверждено положение о залоговом фонде, а также состав залогового фонда Челябинской области. В перспективе данные документы и наработанный опыт найдут свое выражение в областном законе “О залоговых фондах в бюджетном процессе Челябинской области“, что позволит законодательно оформить прочную систему гарантий для частных инвесторов. Следует отметить, что в вопросах внедрения такой оправданной формы государственной гарантии, как залоговый фонд, Челябинская область находится в группе лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Участие населения в инвестиционном процессе будет во многом определяться такими факторами, как рост реальных денежных доходов и уровень доверия к инвестиционным предложениям. Администрация в текущем году значительно активизирует усилия инвестиционных институтов, находящихся под контролем государства, в привлечении денежных средств населения. Внутренний инвестиционный потенциал населения Челябинской области оценивается не менее чем в 6 млрд. рублей (с поправкой на инфляцию), и его необходимо максимально задействовать.

Следует подчеркнуть, что вялотекущее падение курсовой стоимости рубля относительно доллара США и западноевропейских валют делает особенно привлекательным привлечение в область иностранных инвестиций, хотя внутриполитическая обстановка в стране несколько ограничивает такую возможность. Учитывая это, Европарламент заявил в начале текущего года о готовности приостановить реализацию в России ряда проектов в рамках программ ТАСИС. В то же время Челябинская область остается в числе немногих регионов, с которыми ТАСИС работает напрямую и будет продолжать эту работу, общий объем которой оценивается примерно в 25 млн. евро.

Администрация области намерена активно содействовать привлечению в регион и других иностранных инвесторов, тем более, что у предприятий области налажены прочные партнерские отношения по экспортно - импортным операциям с США, Италией, Нидерландами, Германией, Бельгией, Ираном и т.д. Общий внешнеторговый оборот с ними и другими партнерами составил в 1999 году 1,831 млрд. долларов США, причем на импорт приходились всего 390 млн.

Содействие развитию агропромышленного комплекса

Несмотря на ряд объективных и субъективных факторов (зона рискованного земледелия, высокий уровень урбанизации региона и т.д.), Челябинская область обладает достаточным перечнем условий для того, чтобы агропромышленный комплекс занимал прочные позиции в структуре экономики. Однако реорганизация управления и приватизация предприятий и хозяйств АПК, осуществленные в период 1992 - 1996 гг., не способствовали в целом повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Тем не менее, администрация постоянно изыскивала значительные средства, инвестировав за три года в сельское хозяйство 1 млрд. 270 млн. рублей. Только в 1999 году расходы на поддержку агропромышленного комплекса увеличились по сравнению с 1998 годом в 1,3 раза, а по сравнению с 1997 годом - в два раза, что в значительной мере способствовало успешному завершению сельскохозяйственного года. Валовая продукция в хозяйствах всех категорий выросла в прошлом году на 31,6 %. Только зерна получено 1,8 млн. тонн, или в 2,5 раза больше, чем в 1998 году. Выращен и убран хороший урожай картофеля (с учетом посадок населения - более полумиллиона тонн). Заготовлено 460 тыс. тонн сена, 542 тыс. тонн сенажа, 1450 тыс. тонн силоса, или в 1,5 раза больше на условную голову, чем в прошлом году, что дает хорошие возможности для подъема животноводства.

Многие хозяйства смогли в 1999 году поправить свое финансовое положение за счет увеличения покупательского спроса на сельхозпродукцию отечественного товаропроизводителя. Продукция областных производителей составила существенную часть общего объема продовольственного рынка области, особенно по яйцу, мясу кур, молочной и мясной продукции. Расширяется рынок сбыта предприятий пищевой промышленности, все более связанных с местными хозяйствами (половина молочного и треть мясного сырья перерабатывается на крупных современных предприятиях области). Возросли объемы вывоза за пределы области ликероводочной, винной и кондитерской продукции (Тюменская и Курганская области, Башкортостан, районы Крайнего Севера). Производство яйца, возросшее по сравнению с 1998 годом на 6 процентов, закрывает не только потребности области, но и ряда прилегающих территорий регионов Большого Урала.

В 1999 году была проведена большая работа по реструктуризации просроченной задолженности юридических лиц, в том числе перед консолидированным бюджетом области. На федеральном уровне областной администрации удалось добиться погашения задолженности в размере 133,6 млн. рублей по бюджетным ссудам, полученным на покрытие временного кассового разрыва, срок погашения которых истек. С сельхозпредприятий списано долгов на сумму в 345 млн. рублей. Удалось добиться ряда существенных отсрочек по возврату средств из федеральных фондов по семенам и полученную в 1994 - 1997 гг. на основе лизинга машиностроительную продукцию и племенной скот. В целях повышения эффективности сельхозпроизводства и концентрации ресурсов для обеспечения инвестиционных программ в агропромышленном комплексе в апреле 1999 года был создан Губернаторский инвестиционный фонд поддержки села.

Несмотря на все это, нельзя оставить без внимания ряд негативных фактов и тенденций, характерных как для отдельных отраслей и направлений, так и всего регионального АПК в целом. Село живет и работает трудно. Не все руководители сельского хозяйства искренне радеют о его развитии, многие занимают иждивенческие позиции. Остаются существенными проблемы, связанные с состоянием материально - технической базы. Продолжается сокращение тракторного парка хозяйств, которое ведет к возрастанию нагрузки на единицу техники. Сейчас для решения этой проблемы создано 8 машинно - технологических станций. В 2000 году их число будет увеличено, в том числе за счет средств Губернаторского инвестиционного фонда поддержки села, однако проблема по-прежнему не теряет своей остроты.

В животноводстве наблюдается снижение объемов производства продукции, связанное с уменьшением поголовья скота и недостаточной работой по улучшению качества и объема кормовой базы. Администрацией разработан и реализуется комплекс мер, направленных на увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, и есть уверенность, что негативная тенденция будет уже в текущем году преодолена.

В 2000 году администрация намерена принять дополнительные меры по исправлению положения дел в сельском хозяйстве.

В области будет создан специальный лизинговый фонд для закупки различной сельхозтехники. С помощью областного бюджета и инвестиционного фонда намечено приобрести 300 комбайнов, тракторы, полунавесные плуги и другую технику. Продолжится работа по поиску оптимальных схем кредитования села с целью создания областного продовольственного фонда. Будет и дальше развиваться социальная инфраструктура, включая строительство жилья, газопроводов, общеобразовательных школ, медицинских учреждений, автодорог, предприятий быта и связи.

В соответствии с принятым в 1999 году областным законом “О личном подсобном хозяйстве“ будет оказана помощь гражданам, реализующим избытки личной сельхозпродукции через колхозные (потребительские, фермерские) рынки и систему предприятий, специализирующихся на закупках сельхозпродукции у населения.

Все эти планы будут подкреплены организационными мерами, вошедшими в Комплексный план действий администрации до 2005 года.

Подъем сельского хозяйства будет одним из стратегических направлений экономической политики областной власти. С решением проблем сельского хозяйства связано очень многое, в том числе проблема занятости сельского населения, стабильность в работе областной перерабатывающей промышленности, оздоровление морально - психологической и духовной атмосферы в обществе. Осознавая невозможность продовольственной самодостаточности в ближайшие годы, администрация области вместе с тем будет и впредь предпринимать все меры, направленные на поддержку отечественного регионального производителя и обеспечение продовольственной безопасности Челябинской области.

II. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ

Налогово - бюджетная политика

Курс реформ, проводимый в последние годы, привел к целому ряду структурных и функциональных изменений в экономике страны, в результате чего возникли острые противоречия между высокой доходностью финансового сектора экономики и убыточностью активной части ее реального сектора.

Только после августа 1998 года, который обнажил всю пагубность положения, ситуация стала меняться, а реальный сектор получил возможность поправить свои дела. Следствием стало некоторое восстановление оборотных средств и улучшение платежной дисциплины.

По данным управления министерства налоговой службы по Челябинской области, в 1999 году поступления в бюджеты всех уровней (без учета поступлений из ЗАТО) превысили 15 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области 11 млрд. 158 млн. рублей, или на 40,2 процента выше запланированного показателя. Поступления по налогу на прибыль в консолидированный бюджет области возросли в 3 раза, сбор налога на добавленную стоимость - на 6,9 процента, при этом только по названным налогам область перечислила в федеральный бюджет более 3 млрд. рублей.

Тенденция роста налоговых поступлений была отмечена в минувшем году по всем территориям области, за исключением гг. Еманжелинск и Коркино, что объясняется негативными последствиями проведения реструктуризации угольной отрасли. В ряде территорий (Магнитогорск, Верхнеуральский, Нагайбакский, Кусинский районы) произошло более чем двукратное увеличение налоговых поступлений в бюджет, причиной чему стало в том числе и значительное увеличение объема производства на предприятиях, находящихся на данных территориях и выпускающих конкурентоспособную и рентабельную продукцию.

Доля прибыльных предприятий по кругу крупных и средних составила в 1999 году 58,9 процента, что достаточно рельефно характеризует позитивные изменения в экономике области. Важным источником поступлений в местные и областной бюджеты стал помимо ранее принятого областного закона “О налоге с продаж“ областной закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, вступивший в действие летом 1999 года. Оба областных налога обеспечивают, прежде всего, бюджетную базу муниципальных образований.

Расходная часть областного бюджета имела в 1999 году, как и в предыдущие два года, социальную направленность. Особую поддержку администрации области получали образование, здравоохранение, социальная политика - в части социального обеспечения, культура и искусство.

В течение всего 1999 года администрация области принимала меры к минимизации взаимозачетов как одной из форм расчета с бюджетом. Такая политика позволила увеличить конвертацию в бюджет материальных ресурсов и денежную составляющую при выполнении бюджетных назначений. В 2000 году такая практика сохранится и расширится, в том числе и за счет общего увеличения налогооблагаемой базы, связанной с экономическим ростом в бюджетообразующих отраслях.

В то же время администрация области не намерена отказываться от финансирования части расходов областного бюджета материальными ресурсами, в том числе с использованием системы областного территориального заказа. Какие-либо негативные моменты, возникающие при реализации подобной схемы, будут сведены к минимуму, так как основные расчетные потоки будут проходить через государственные органы (Главное управление материальных ресурсов и Главное финансовое управление администрации области).

Изменения в федеральном бюджетном законодательстве дополнили правовым импульсом работу, которую областная администрация проводила в направлении предприятий, занижающих налогооблагаемую базу и общий объем налоговых платежей за счет юридической регистрации в оффшорных зонах. В 1999 году перешли из ЗАТО и встали на налоговый учет по всем видам налогов по фактическому местонахождению 219 предприятий.

Кроме того, проводилась целенаправленная работа по ликвидации задолженности по ссудам, выданным хозяйствующим субъектам в 1992 - 1998 гг. Эта деятельность в основном велась с группой крупных должников, среди которых ГПК “Казак Уральский“, ОАО “Челябинское авиапредприятие“, ТОО “Перант“, ЗАО “Крона“, ООО “Лик“, Фонд развития жилищного строительства, Южуралзернохлеб, ОАО “Связьинформ“, КХХ “Новый Лог“ и другие.

Основные акценты бюджетной политики областной администрации на 2000 год будут сохранены и развиты с учетом изменений правовой базы и тенденций в экономической ситуации. Остается актуальным оптимизация расходов на содержание аппарата, снижение необоснованных расходов, связанных с капитальным строительством и выделением ряда льгот.

Однако по-прежнему многое зависит от ситуации в межбюджетных отношениях области и федерального центра. Перераспределение доходной части в пользу центра может поставить под сомнение реализацию ряда областных программ, особенно если учесть индексацию заработной платы, прогнозируемую в 2000 году. В этих условиях область в который раз будет вынуждена обращаться к поиску внутренних источников доходов, что не всегда может привести к нужному результату. Так или иначе, но в 2000 году Челябинская область не может рассчитывать на финансовую помощь центра.

Чтобы избежать возникновения предпосылок кризисной ситуации в обеспечении бюджетного процесса, областная исполнительная власть примет меры для сокращения масштабов бюджетного сектора экономики; реализует комплекс мер по снижению числа неплательщиков, в том числе с учетом предлагаемых схем реструктуризации бюджетной задолженности предприятий; будет осуществлять государственное регулирование деятельности локальных и естественных монополий с учетом интересов потребителей и повышения экономической эффективности работы предприятий - монополистов в области; законодательно установит контроль со стороны областных органов государственной власти за использованием средств бюджета и внебюджетных фондов муниципальных образований в области и т.д.

На фондовом рынке областная администрация будет продолжать выступать в качестве прогнозируемого и цивилизованного участника. В феврале 1999 года из 11 эмитентов, создавших сравнительно крупные и ликвидные рынки своих облигаций, лишь Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область смогли сдержать свои обязательства перед инвесторами. Максимальная прибыль по ОКО в области никогда не превышала 60 процентов, что позволило избежать напряженной задолженности.

Участие на фондовом рынке, как и заимствование финансовых средств у кредитных организаций и частных лиц, не является одним из приоритетных источников наполнения бюджета, что позволяет избежать непредвиденных осложнений с ответственностью по обязательствам или возвратностью заемных средств. Вместе с тем такая практика имеет свою положительную перспективу, зависящую однако от финансовой ситуации в стране, от структуры долгов и направления использования заемных средств.

Следует отметить, что на малоприятном общероссийском банковском фоне позиция региональных банков, которые выполнили все требования по уровню ликвидности и полностью восстановили платежеспособность, выглядит устойчиво. В целом региональная банковская система в истекшем году работала стабильно и нет причин, способных в обозримом будущем повлиять на ее устойчивость.

Внешнеэкономическая деятельность администрации области характеризовалась в 1999 году такими показателями, как внешнеторговый оборот, который составил 1831 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1433,2 млн. долларов США. Несмотря на то, что по сравнению с 1998 годом внешнеторговый оборот снизился на 20,5 %, в том числе экспорт - на 15,7 % (из-за введения США антидемпинговых ограничений), импорт - на 34,4 %, реальная сопоставимая прибыль предприятий - экспортеров возросла за счет увеличения курсовой стоимости доллара США. Кроме того, резкое снижение объемов импорта во многом объясняется ростом объемов импортозамещающей продукции и увеличением на нее спроса на потребительском рынке.

Управление государственной собственностью

Важнейшими направлениями управления государственным имуществом области было и остается укрепление контроля за использованием госимущества и расширение областной государственной собственности. На сегодняшний день правовой основой государственной политики в сфере управления госимуществом является областной закон “О порядке управления государственным имуществом в Челябинской области“.

Специфика структуры имущества, расположенного на территории Челябинской области, состоит в том, что, во-первых, значительное количество промышленных предприятий и объектов инфраструктуры относится к оборонному комплексу и не подлежит приватизации или передаче в собственность субъекта федерации или органов местного самоуправления. А управление имущественным комплексом федеральных государственных предприятий не входит в компетенцию области, хотя по ряду позиций находятся взаимоприемлемые решения.

Во-вторых, Челябинская область в 1992 - 1993 гг. оказалась в числе регионов - лидеров по приватизации предприятий, образующих фундамент экономической состоятельности и самостоятельности. Всего с начала этого процесса было приватизировано свыше 450 объектов различного назначения, 455 госпредприятий преобразованы в акционерные общества. В последнем случае в областной собственности практически не закреплялось значительных пакетов акций, что снизило степень влияния области на политику управления экономикой и финансами приватизированных предприятий.

В-третьих, в течение всех последних 5 - 7 лет непрестанно шел процесс муниципализации собственности, в т.ч. ведомственного жилья, объектов промышленной и социально - бытовой инфраструктуры. В итоге муниципальные образования, в большинстве своем дотационные, были вынуждены минимизировать расходы на содержание объектов муниципальной собственности, что привело к ряду негативных последствий.

С 1997 года число непродуманных актов разгосударствления госсобственности резко уменьшилось и была практически исключена возможность приватизации высокоприбыльных бюджетообразующих предприятий, таких, например, как ГПК “Казак Уральский“.

В целом приватизация госимущества, расположенного на территории Челябинской области, практически завершена. Некоторый потенциал остался в оборонной, легкой, пищевой промышленности, автотранспортном и аптечном хозяйстве, книжной торговле, незавершенном строительстве, а также по объектам недвижимости. На сегодняшний день - государственный имущественный комплекс Челябинской области по данным реестра госимущества включает в себя: 690 организаций федеральной формы собственности, в т.ч. 136 предприятий, 554 учреждения; 275 организаций областной формы собственности, в т.ч. 117 предприятий, 158 учреждений. Стоимость федерального имущества на территории области составляет около 42 млрд. рублей. Стоимость имущественного комплекса, находящегося в областной собственности, превышает 6 млрд. рублей.

За прошедший год была обеспечена передача из федеральной собственности в собственность Челябинской области 23 предприятий и организаций, что в 4,5 раза превышает показатели 1998 года. Высокими темпами проводился процесс передачи федеральных и областных объектов собственности в собственность муниципальных образований.

В 2000 году основными приоритетами в государственной политике в сфере управления госимуществом будут:

- усиление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью государственных унитарных предприятий и государственных учреждений области, вытекающее из исполнения постановления Губернатора области “О подведомственности государственных унитарных предприятий Челябинской области“;

- активное участие представителей государства в работе руководящих органов акционерных обществ с параллельным увеличением в них числа представителей государства;

- полномасштабная инвентаризация и внесение в госреестр объектов областной и неясной форм собственности с последующим переводом последних в областную собственность;

- оформление в государственную собственность пакетов акций предприятий, где ранее такая работа не была проведена.

Можно сделать вывод, что процесс управления государственным имуществом области стал более прозрачным и контролируемым, о чем может свидетельствовать оформление в госсобственность пакетов акций таких прибыльных и потенциально прибыльных предприятий и организаций, как Челиндбанк, Троицкий жировой комбинат, КХП им. Григоровича, Магнитогорский штамповочный завод и т.д.; поступление в 1999 году в виде дивидендов по федеральным пакетам акций 16 млн. рублей от 8 акционерных обществ, вместо 400 тысяч, полученных в 1998 году от 4 акционерных обществ; увеличение в 9 раз поступлений в областной бюджет от арендной платы и т.д.

Потребительский рынок, ценовая политика

и развитие малого предпринимательства

Необходимо подчеркнуть, что август 1998 г. прервал развитие позитивных тенденций на потребительском рынке предыдущего периода. На 20,3 % сократились реальные денежные доходы населения и покупательская способность. Объем розничного товарооборота уменьшился на 14,3, а объем платных услуг на 8,4 %. И хотя приведенные цифры значительно ниже общероссийских показателей, это не может быть поводом для успокоения. Девальвационная составляющая, возникшая после августовского кризиса, благоприятно отразилась на экономическом росте, но на плечи граждан она легла тяжелейшим бременем, которое не удается снять до сих пор.

В 1999 г. ситуация продолжала нести на себе последствия обвала рубля. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 86 %, при том что в действующих ценах произошел существенный рост (171,6 % к показателям 1998 г.). К концу года ситуация стала меняться в лучшую сторону. Несколько стабилизировался рынок платных услуг. К показателям 1998 г. в действующих ценах рост составил 138,9 %, в сопоставимых ценах - 197,1 %. Это внушает определенный оптимизм. Однако покупательная способность населения по-прежнему остается низкой, люди живут трудно, особенно старшее поколение.

В 2000 году администрация сделает все для того, чтобы на потребительском рынке наступила определенная стабилизация. С этой целью будет усилена поддержка малого предпринимательства, которое дает до 10 % всех налоговых поступлений, а в таких территориях, как Кыштым и Южноуральск - 30 %. Задачи по поддержке малого бизнеса были обсуждены в прошлом году на первом областном съезде работников малого предпринимательства, а в рамках “Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2000 год“ определено финансирование в размере 6415 тыс. рублей.

В структуре областного комитета экономики создан Центр по поддержке и развитию малого бизнеса.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Курс на усиление социальной защищенности населения, социально ориентированную экономику, выбранный с 1997 года, не изменился. Изначально он включает в себя такие принципиальные позиции, как:

- стабильное движение к социальной экономике, предусматривающей в числе основных показателей своего роста социальные критерии (уровень занятости населения, степень социальной защищенности работников, обеспечение трудовых и социальных гарантий);

- категориальная и индивидуальная (адресная) поддержка наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения;

- сохранение динамики социальной составляющей в регионе;

- отказ от дифференциации социальных групп и проблем по уровневым признакам (федеральный, областной, местный).

Постоянно учитывая в своей деятельности эти векторные позиции, администрация последние три с лишним года работала в направлении улучшения ситуации в социальной сфере, не допуская критического уровня состояния тех или иных отраслей (направлений) социальной жизни, а также критического влияния падения экономики на жизнь простых граждан.

В 1999 году существенно сократились темпы роста числа безработных, а со второй половины года наметилось уменьшение их общего числа. Так, в июле 1999 года безработными числилось 26,4 тыс. человек, в августе 1999 года 25 тыс. человек (для сравнения: в августе 1998 года - 29,4 тыс. человек). Критически можно оценивать ситуацию по 3 городам (Копейск, Коркино, Еманжелинск), а также в ряде территорий горнозаводской зоны (Нязепетровск). Вместе с тем, даже в этих территориях уровень безработицы существенно снизился по сравнению с началом 1999 года, значительно сократился разрыв между спросом и предложением рабочей силы, уменьшились процессы высвобождения.

К августу 1999 года были погашены все долги по пенсиям, и область вошла в стабильный график пенсионного обеспечения, не допускающий срывов и задержек. За счет областного бюджета удалось дважды проиндексировать размер пенсий, что продолжится и в текущем году. В мае будет проведена очередная индексация пенсий.

На 34 % возросли расходы на предоставление льгот по федеральному закону “Об инвалидах“ и на 15,5 - по федеральному закону “О ветеранах“. В целом доля расходов консолидированного бюджета на содержание социальной сферы выросла за два последние года более чем в 2 раза, в том числе в прошлом году - на 48,3 %.

К началу 2000 года погашена задолженность и налажен нормальный график выплаты зарплат бюджетникам во всех городах и районах области, за исключением Миасса. По основным отраслям объем просроченной задолженности сократился в течение прошлого года на 37,8 %. Следует отметить, что в течение года при выплате пенсий и зарплаты бюджетникам не использовались взаимозачетные или суррогатные схемы расчетов. Элементы взаимозачетной системы применялись только для погашения задолженности по детским пособиям, что, с одной стороны, решало проблему оживления местных предприятий легкой промышленности, а с другой - исключало возможность нецелевого использования детских пособий. На сегодняшний день полностью погашена задолженность по детским пособиям в г. Магнитогорске, в объеме годовой потребности или даже с превышением обеспечена выплата в гг. Копейске, Усть-Катав, Пласт, в Аргаяшском, Сосновском, Чесменском, Верхнеуральском районах. По сравнению с 1998 годом сумма выплат по детским пособиям возросла на 34,8 % и составила 242 млн. рублей.

В отличие от 1998 года в прошедшем году практически по всем статьям была профинансирована программа “Дети Южного Урала“. Программа летнего оздоровления детей обеспечена 12 процентами дополнительных средств. В итоге в летней оздоровительной программе 1999 года приняло участие 95 % детей (в 1998 - 90 %, в 1997 - 77 % детей). В 2000 году планируется полный охват программой оздоровления детского населения области. Охрана здоровья детей, их воспитание и защита были и остаются одной из важнейших задач областной администрации, несмотря на любые экономические трудности.

Несмотря на объективные сложности, связанные с индексацией зарплаты и финансированием соответствующих статей муниципальных бюджетов, по области в среднем за год на 42 % увеличились преподавательские зарплаты, своевременно была проведена выплата отпускных, началось активное снижение задолженности по компенсациям на приобретение методической литературы.

В то же время уровень жизни южноуральцев остается низким. Если девальвационная составляющая, возникшая после августовского кризиса 1998 года, благоприятно отразилась на экономическом росте, то на плечи граждан она легла тяжелейшим бременем, которое не удается снять до сих пор. Администрацию не может не беспокоить тот факт, что во многом подъем экономики, восстановление оборотных средств промышленных предприятий и организаций всех форм собственности достигнуты в том числе и за счет ограничения роста заработной платы.

Поэтому стратегической задачей исполнительной власти на 2000 год и ближайшее пятилетие будет восстановление платежеспособного спроса жителей области, стимулирование рычагами госрегулирования тех предприятий, которые поступательно увеличивают фонды оплаты труда.

Администрация области довела до федерального центра необходимость преодоления исторически сложившейся недооценки человеческого фактора, когда заработная плата в себестоимости продукции составляет менее 20 процентов, в то время как в развитых странах мира этот показатель в два раза выше. Реформа оплаты труда позволит исправить положение дел в социальной сфере и повысить жизненный уровень населения.

Формирование устойчивых положительных тенденций в сфере образования областная администрация видит через решение в 2000 году и в ближайшее пятилетие ряда задач, среди которых укрепление управленческой вертикали и финансово - хозяйственной дисциплины, повышение уровня материально - технической базы учебных заведений, в том числе по линии информатизации и компьютерных систем.

За три последних года сеть образовательных учреждений была увеличена, выделены 648 компьютеров, 67 автобусов для подвоза детей, и эта работа будет продолжена.

В сфере здравоохранения администрации удалось сохранить ориентиры на доступность и бесплатность медицинских услуг, особенно для пенсионеров и социально незащищенных групп населения. В минувшем году сданы лечебный корпус онкологического диспансера, детская стоматологическая поликлиника в Магнитогорске, поликлиника N 2 и подстанция скорой помощи в Челябинске, детское отделение в Каслях и еще целый ряд не менее значимых объектов. Продолжается строительство и оснащение роддома в Троицке, центральной райбольницы в Чесме, лечебных учреждений в Челябинске, Магнитогорске, Каслях и т.д. В 2000 году основная часть этих объектов будет сдана в эксплуатацию.

Среди первоочередных программ, выполняемых органами социальной защиты населения, - помощь и выплата льгот южноуральцам, подвергшимся радиационному воздействию, число которых составляет 32 тысячи человек. В решении этого вопроса многое зависит от федерального центра, который в 1999 году выполнил свои обязательства лишь на 77 %. В связи с вступлением в силу новой редакции федерального Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, областная администрация намерена приложить все усилия для реализации положений данного закона на территории Челябинской области в полном объеме.

Для решения немаловажной экологической проблемы - обеспечения снабжения областного центра питьевой водой - в 2000 году планируется ввести в строй 2-ой источник питьевого водоснабжения г. Челябинска и городов - спутников. В настоящее время реализованы основные этапы освоения средств и фронта работ по строительству тракта переброски воды р. Уфа в Аргазинское водохранилище. Кроме того, определяется объем средств и порядок их освоения для финансирования строительства тракта подачи воды из Долгобродского в Аргазинское водохранилище, что позволит решить проблему водообеспечения Челябинска. В целом на природоохранные мероприятия в прошлом году было израсходовано более 150 млн. рублей, значительно больше, чем планировалось. В текущем году эти объемы будут увеличены.

В сфере молодежной политики был принят ряд мер, направленных на ад“есную социальную поддержку студентов вузов Челябинской области, что было определено специальным постановлением Губернатора. В 1999 году впервые после долгого перерыва в области были вновь сформированы студенческие стройотряды для работы на стройках дорожного хозяйства области.

Стабильной оставалась ситуация в сфере общественно - политических, межнациональных и межконфессиональных отношений. Особое внимание уделялось вопросам сохранения и приумножения национально - культурного наследия народов, проживающих в Челябинской области. Целый комплекс мер был направлен на сохранение родных языков, самобытности национальных культур, реализация которых начинается с детских садов. В области функционирует 33 детских сада с обучением дошкольников родному языку, из них с изучением башкирского языка - 20, татарского - 11, немецкого - 2. Башкирский язык преподается в 99 школах, татарский - в 13, казахский - в 1 школе и еще в 1 школе - армянский язык. В области функционируют 12 школ с углубленным изучением немецкого языка, насчитывается 44 различных национальных общества, из них 18 - национально - культурные центры (татарский, башкирский, корейский, еврейский, грузинский, финно - угорский и т.д.). В областном центре создана и успешно действует национально - культурная автономия “Российские немцы“, готовятся документы для регистрации аналогичных татарского и башкирского объединений.

Число религиозных организаций составляет на сегодня 198, представлены 13 конфессий. В свете ранее подписанных соглашений о сотрудничестве между Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, Верховным Муфтием Шейх-Уль-Исламом Талгатом Таджуддином и Губернатором деятельность 92 православных приходов и 67 мечетей Челябинской области вносит свой весомый вклад в становление гражданского общества, возрождение духовности и национальной культуры народов России, исповедующих православие и ислам или ощущающих себя в духовной близости с традиционными российскими конфессиями.

Областная администрация совместно с депутатами Законодательного собрания готова к самому широкому сотрудничеству с различными конструктивными общественными силами. Южноуральская земля неоднократно принимала у себя высоких гостей - лидеров республик, глав краев и областей, руководителей партий и движений, духовных лидеров России. Областная исполнительная власть не может сиюминутно реагировать на изменение политических и идейных векторов на федеральном уровне, но готова обеспечить равные условия для деятельности всех общественных формирований в рамках закона на благо родного края.

IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Законотворческая инициатива

В Челябинской области в 1996 году впервые в результате всенародных выборов были сформированы органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также избран второй состав Законодательного собрания.

Начиная с 1997 года, администрация в рамках законодательной инициативы тесно сотрудничает с депутатским корпусом для формирования прочной законодательной базы Челябинской области как субъекта Федерации.

Среди законодательных актов, инициированных администрацией, принятых депутатами и подписанных Губернатором, необходимо выделить такие базовые для экономики областные законы, как законы “О ценовой политике в Челябинской области“, “О порядке предоставления льгот по налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты Челябинской области“, “О валютных ценностях Челябинской области“, “О локальных естественных монополиях“, “О бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Челябинской области“, “О государственном регулировании сельскохозяйственного производства“ и т.д. Особенностью явилось то, что практически каждый из названных законов имел четкую сферу правового регулирования, был направлен на укрепление положения в реальном секторе экономики, в том числе и в плане увеличения объемов бюджетных средств.

В 1998 году основными векторами в законодательной инициативе исполнительной власти стали вопросы инвестиционной, лицензионной, бюджетной, налоговой и земельной политики. Ярко выраженную социальную направленность несут в себе такие законодательные акты, как законы “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области“, “О внесении изменений и дополнений в Закон Челябинской области “О налоге с продаж“, “О радиационной безопасности населения Челябинской области“.

1999 год в плане законотворческой работы был отмечен принятием депутатами законов “О контрольно - счетной палате Челябинской области“, в соответствии с которым создан принципиально новый институт государственного контроля за расходами бюджетных средств. Перспективный характер носят областные законы “О социальном партнерстве в Челябинской области“, “О промышленной политике“, “О региональном рынке энергии“ и “Об областном лизинговом фонде“. Граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на личных приусадебных участках, получили надежное правовое подспорье в виде областного закона “О личном подсобном хозяйстве“.

Кроме того, в 1999 году администрация инициировала несколько законов, которые направлены на поддержку частной инициативы в сфере благотворительности и физической культуры и продиктованы стремлением оказать максимальное содействие гражданской инициативе, негосударственным формам в осуществлении отдельных направлений социальной политики.

Всего в русле реализации права законодательной инициативы в 1999 году структурными подразделениями областной администрации отработано и реализовано в порядке законодательной инициативы Губернатора 37 законопроектов, из них в соответствии с планом законодательной работы - 12 и 25 - дополнительно, в связи с социально - экономическим положением в области и необходимостью их принятия.

Государственная служба и подготовка кадров

В 1999 году в Челябинской области была успешно продолжена работа по организации и проведению конкурсного отбора специалистов для прохождения обучения в рамках Президентской программы на 1999 - 2000 учебный год согласно установленной государственной квоте. Основная часть специалистов была направлена крупными и средними промышленными предприятиями реального сектора экономики. По результатам отбора было рекомендовано для обучения в российских вузах и прохождения зарубежной стажировки 118 специалистов, за рубеж направлено 3 специалиста, остальные проходят первый этап обучения по 4 специальностям (менеджмент - общий и антикризисный; маркетинг; финансы и кредит; финансовый менеджмент) в ведущих вузах страны.

Время требует постоянного профессионального роста органов государственной власти, обновления кадров, ужесточения требований к их квалификации. С этой целью в 2000 году будет проведена аттестация всех государственных служащих, по итогам которой будут присваиваться классные чины.

В сфере организационного обеспечения государственной службы прошедший год охарактеризовался насыщенным графиком проведения плановых мероприятий и высокими темпами организационного оформления принимаемых решений. В 1999 году было проведено 10 заседаний Коллегии при Губернаторе - относительно нового органа, доказавшего свою эффективность в непростых экономических условиях 1998 - 1999 гг. На заседаниях Коллегии было рассмотрено 58 вопросов, по 57 из них приняты соответствующие решения.

В деятельности аппарата администрации области и ее структурных подразделений наметилась тенденция сокращения внутренней переписки, оперативность в отработке вопросов, поставленных на контроль, тщательное изучение обращений и жалоб граждан, работа с которыми получила прочную правовую базу.

В 1999 году со своими нуждами и общественно значимыми вопросами в администрацию области обратились 8319 граждан, что на 9,3 % выше уровня 1998 года и свидетельствует о восстановлении доверия населения к органам государственной власти. Свыше 3000 обращений (или 36 % от общего количества) поступило от жителей г. Челябинска. Ровно столько суммарно зарегистрировано обращений из 22 промышленных городов области (Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Коркино, Чебаркуль, Троицк и т.д.).

Анализ поступившей корреспонденции указывает на тот факт, что жителей области в основном волнуют социальные проблемы, особенно вопросы соцзащиты населения (35,8 % обращений). Основные проблемы, превалирующие в тематике обращений: низкий размер пенсий, срыв финансирования по льготам, низкий прожиточный минимум.

Вместе с тем отмечено снижение обращений матерей детей - инвалидов и служащих бюджетной сферы о погашении долга по зарплате, что косвенно свидетельствует о планомерной реализации антикризисных мер по ослаблению остроты проблем бюджетной сферы и социально незащищенных слоев населения. Работа с обращениями граждан имеет и обратную связь. В 1999 году получено 43 благодарственных письма (для сравнения: в 1996 - ни одного). По сравнению с 1998 годом в 2 раза возросло количество положительных решений по обращениям граждан. В 6,3 раза увеличилось количество обращений, рассмотренных комиссионно с выездом на место. На 19 % снизились повторные обращения.

Большой объем и актуальность поставленных в обращениях проблем обязали администрацию комплексно упорядочить организацию рассмотрения обращений граждан. В условиях изменившегося общественного и социально - политического уклада страны прежний акт (Указ Президиума Верховного Совета СССР 1968 года) не мог удовлетворить реальных потребностей сегодняшнего дня, поэтому было особенно важным принятие в октябре 1999 года по инициативе администрации и Законодательного собрания областного закона “Об обращениях граждан“, создавшего реальные юридические предпосылки для обеспечения защиты конституционных прав и интересов граждан.

Работа с обращениями граждан остается одной из основных форм социального диалога между властью и обществом и будет впредь направлена на совершенствование форм с учетом индивидуального подхода и решение насущных проблем каждого человека.

Обеспечение правопорядка,

общественной безопасности и прав граждан

Правоохранительная деятельность органов власти, направленная на противодействие преступным проявлениям, осуществлялась в 1999 году в условиях обострения криминогенной ситуации. В числе объективных причин роста преступности необходимо назвать неконтролируемый миграционный процесс, отсутствие мер по социальной адаптации амнистированных в 1999 году граждан, социальное расслоение общества и снижение социальной ответственности у отдельных категорий семей.

Вместе с тем областная исполнительная власть не может автоматически примириться с тенденциями роста преступности, осознавая политическое значение вопросов обеспечения общественной и экономической безопасности. Большинство мер, предпринимаемых в 1999 году по линии областной администрации, были направлены на решение вопросов борьбы с общеуголовной и экономической преступностью, коррупцией в системе правоохранительных органов, на государственной и муниципальной службе.

В течение всего 1999 года в области выстраивалась единая многофункциональная система качественного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и таможенных структур, Юго-Восточного Регионального Управления Федеральной Пограничной Службы по укреплению южноуральского участка российско - казахстанской границы с целью формирования мощного заслона действиям контрабандистов, наркокурьеров и лиц с уголовным прошлым. Только за II полугодие 1999 года были проведены крупномасштабные специальные операции “Граница-99“ и “Граница - Заслон“ по пресечению противоправной деятельности, связанной с нарушением режима государственной границы.

В приграничных районах создано 29 административных участков, обслуживаемых участковыми инспекторами, укреплены пограничные отделы внутренних дел.

Ввиду угрозы возможных терактов правоохранительные органы области предприняли целый комплекс превентивно - профилактических мер, направленных на предотвращение, выявление и обезвреживание возможных террористических актов и диверсий. Весьма масштабным и эффективным показало себя проведение операции “Вихрь - антитеррор“, в процессе которой обследовано 2077 уязвимых в диверсионном отношении объектов. В результате на 91 объекте усилена охрана путем приближения к ним нарядов групп задержания и выставления дополнительных постов. Увеличена численность работников военизированной охраны, обеспечивающих безопасность мостов, тоннелей и запасных пунктов управления.

Активнее осуществлялся комплекс оперативно - розыскных и профилактических мероприятий, направленных на усиление государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Было проведено более 25 тысяч проверок, выявлено около 4,5 тысяч нарушений. Из незаконного оборота изъято 81070 литров алкогольной продукции. В 134 случаях, по представлениям, принято решение о лишении лицензии.

Администрация области видит в числе приоритетных задач не просто борьбу с преступностью и коррупцией в органах власти, но и устранение социальных причин таких явлений. В этом направлении областная власть намерена всемерно поощрять общественную инициативу, в том числе деятельность территориальных органов общественного самоуправления, казачества, общественных и профсоюзных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным выводом представленного анализа работы администрации области за 1999 год является тот факт, что несмотря на негативное воздействие целого ряда кризисных факторов, исполнительная власть предприняла существенные меры для того, чтобы не просто сохранить социальную стабильность и управляемость экономическими процессами в области, но и обеспечить условия для реального экономического роста и более полного формирования доходной части бюджета.

Сегодня с полным основанием можно утверждать, что область миновала кризисную фазу в развитии экономических процессов. Наблюдается существенный рост объемов производства в стратегических отраслях экономики, формируется устойчивый перечень источников наполнения бюджета, в целом завершено становление системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Произошло критическое осмысление многих постулатов экономической реформы, следствием чего явился отказ от непродуманной политики невмешательства государственных органов в экономику и ставшего привычным дистанцированного отношения к социальным проблемам.

Администрация не считает для себя возможным оставаться в стороне от проблем, связанных с возрождением промышленных предприятий и сельского хозяйства, рыночными механизмами передела собственности, а также формированием стабильно функционирующей социальной системы. В этом направлении она намерена четко следовать уже обозначенной линии на всемерное сотрудничество с федеральными органами власти, областным Законодательным собранием и органами местного самоуправления. Не должны оставаться в стороне главы городов и районов, руководители предприятий и хозяйств области, поскольку сегодня во многом именно от их умения осуществлять на практике политику социального партнерства зависит будущее Челябинской области.

В 1999 году область вышла на кардинально новый уровень межбюджетных отношений, войдя в число субъектов федерации - доноров федерального бюджета. В переводе в практическую плоскость это должно означать усиление участия области в процессе перераспределения бюджетных средств на федеральном уровне, в т.ч. и через принятие на уровне Правительства РФ целевых программ по поддержке и развитию таких важных отраслей экономики, как оборонная промышленность, легкая промышленность, отрасли высокотехнологического и электронного производства.

Администрацию области не может не тревожить тот факт, что несмотря на общий рост объемов производства и связанное с ним увеличение объемов налоговых поступлений, жизненный уровень населения остается все еще низким, область по-прежнему не может в полной мере реализовать долгосрочную программу наполнения потребительского рынка, увеличения платежеспособного роста, программу жилищного строительства и осуществить достаточный процесс кредитования сельского хозяйства. Реальные потребности села в машинно - тракторном парке до сих пор в несколько раз превышают имеющиеся сегодня возможности. Безусловно, принимаемые меры способны значительно облегчить положение областных сельхозтоваропроизводителей, но без серьезной федеральной поддержки пока невозможно говорить о полном удовлетворении потребностей агропромышленного комплекса в надежной современной технике и необходимых оборотных средствах.

Обеспечение социальной стабильности в области может быть достигнуто только едиными усилиями органов власти всех уровней при активной поддержке общественных сил и хозяйствующих субъектов. Должно прийти коллективное осознание собственной значимости, роли и места в общественных и социально - экономических процессах, идущих в области, всех субъектов общественных отношений, включая новых собственников предприятий и организаций. О возросшем уровне гражданского самосознания свидетельствует, к примеру, тот факт, что за последнее время более 200 предприятий, зарегистрированных в ЗАТО и оффшорных зонах, вернулись к “месту прописки“. В результате этой долгосрочной акции только по итогам года в бюджет дополнительно поступило 140 миллионов рублей.

Положительные примеры социального партнерства демонстрируют руководители многих бюджето- и градообразующих предприятий, таких, к примеру, как ММК, ЧЭМК, Кыштымский медеэлектролитный завод, Карабашский медеплавильный завод и т.д. Благодаря ответственности позиции руководителей предприятий сохраняется социально - бытовой потенциал муниципальных образований, оказывается планомерная помощь по линии капитального строительства объектов социальной инфраструктуры. Аналогичная поддержка со стороны промышленников оказывается по линии инвестиционного фонда поддержки села в плане создания машинно - технологических станций по сельским территориям. Такая позиция вызывает только одобрение и внушает уверенность в перспективах взаимополезного сотрудничества власти и бизнеса.

Челябинская область остается регионом со стабильной социально - политической атмосферой, благоприятствующей развитию межрегиональных и внутриобластных межхозяйственных связей. В области сформирована и постоянно совершенствуется прочная законодательная база в сфере промышленной и инвестиционной политики, местного самоуправления и государственного строительства, а также в социальной и культурной сфере. Это позволяет с уверенностью гарантировать качественный и достойный уровень проведения в области избирательных кампаний по выборам Президента Российской Федерации, Губернатора, депутатов Законодательного собрания и органов местного самоуправления Челябинской области.

Сегодня можно вполне уверенно говорить о перспективах области как динамично развивающегося региона, полноправного субъекта Российской Федерации, активного участника всех общероссийских общественных и социально - экономических процессов. Область имеет мощный промышленный, научно - технический и кадровый потенциал, что особенно стимулирует деятельность всех властных органов в направлении окончательного преодоления кризиса, многоэтапного подъема экономики, устранения антиобщественных явлений и обеспечения нормальных условий жизни для каждого человека.