Законы и бизнес в России

Решение Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона от 28.09.1999 “О проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“

СОВЕТ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЛАСТЕЙ И РЕСПУБЛИК УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 1999 года

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2000 ГОД“

Совет Ассоциации, обсудив проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“, отмечает, что в нем содержится ряд важных положений, направленных на некоторое совершенствование бюджетной и налоговой политики, в частности:

объем доходов и расходов проекта бюджета на 2000 год более чем в 1,5 раза превышает бюджет 1999 года;

впервые сделана попытка оценить общий объем расходных полномочий бюджетов всех уровней;

основные концептуальные подходы при формировании бюджетных проектировок способствуют совершенствованию межбюджетных отношений;

в проекте федерального бюджета на 2000 год не увеличивается удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга.

Вместе
с тем, предлагаемые правительством методы реализации бюджета свидетельствуют о декларативном характере сформулированных целей и задач налогово - бюджетной политики на 2000 год, не создают реальных предпосылок для улучшения ситуации в экономике.

Наибольшую опасность для экономики и социальной сферы страны представляет увеличение первичного профицита федерального бюджета, который практически ликвидирует государственный спрос, являющийся одним из главных механизмов развития экономики в приоритетных направлениях. Тем более что достижение профицита намечается за счет перевода на уровень регионов долгового бремени и ничем не подкрепленных расходных полномочий, особенно в социальной сфере.

Совет Ассоциации отмечает, что формирование проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“ проходит в экономических условиях, ущемляющих интересы регионов Российской Федерации, без анализа состояния и прогноза их бюджетов, и не может полностью согласиться с предложенным проектом по следующим основаниям:

в то время как расходные полномочия передаются на нижестоящие уровни бюджетной системы без соответствующих доходных источников, усиливается концентрация ресурсов в федеральном бюджете (рост доли федерального бюджета в общих налоговых доходах с 52,7 % в 1999 году до 57,9 % в 2000 году);

на территориальном уровне по-прежнему не будут обеспечены установленные федеральными законами социальные гарантии населению, так как оптимизация расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан распространяется только на федеральный уровень, не затрагивая бюджеты субъектов РФ;

размер Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) не обеспечивает покрытия нормативных расходов бюджетов субъектов РФ. При этом в ФФПР предусматриваются средства на целевые расходы по федеральным законам “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, компенсационные выплаты и т.д., тогда как этот фонд должен использоваться для регулирования среднедушевых доходов. Требует уточнений и сама методика расчетов;

в
федеральном бюджете не предусмотрены целевые средства для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предмету ведения субъектов РФ;

исходные данные для расчета трансфертов ФФПР не согласованы с субъектами РФ;

предложение не применять на федеральном уровне зачетные механизмы финансирования является нереальным в условиях роста взаимных неплатежей в экономике и роста задолженности федеральных учреждений за потребленные товары и услуги;

предлагаемая ликвидация Федерального дорожного фонда Российской Федерации и сокращение доходов территориальных дорожных фондов приведут к резкому уменьшению финансирования содержания и строительства дорожной сети страны.

Совет Ассоциации

РЕШИЛ:

1. Просить Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации учесть следующие предложения по проекту федерального бюджета на 2000 год:

1.1. Изменить пропорции расщепления регулирующих налогов, обеспечив предусмотренное статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации условие, при котором налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от суммы налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

1.2. Сформировать бюджет с дефицитом, который перекрывался бы эмиссионным доходом за счет увеличения доли агрегата М2 по отношению к валовому внутреннему продукту. Полученный эмиссионный доход направить целевым назначением на активизацию экономики - государственный заказ (лизинг сельхозмашиностроения, развития фармацевтики и т.д).

1.3. Принять кардинальные меры по остановке утечки капитала из России, дезавуировать требование Международного валютного фонда о снятии условия предоставления залога при оформлении авансовых валютных сделок.

1.4. Установить норматив зачисления налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 75 % доходов, а не 85 %, как предлагается в статье 10 проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“, что позволит укрепить доходную базу субъектов РФ.

1.5. Сохранить существующий порядок распределения налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, зачисляемых в
бюджетную систему РФ в 2000 году по нормативам (процентам) отчислений, предлагаемых статьями 10 и 28 проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“, исключив участие федерального казначейства Минфина РФ.

1.6. Сохранить действующий порядок формирования федерального и территориальных дорожных фондов, предусматривающий отдельные источники и целевой характер использования средств.

1.7. Предоставлять налоговые льготы в свободных экономических зонах только для предприятий, ведущих экономическую деятельность на их территории.

1.8. Сохранить долю расходов на сельское хозяйство в структуре расходной части федерального бюджета на уровне 1999 года.

1.9. Установить порядок, при котором основной экспорт нефти осуществляется только добывающими компаниями, что позволит за счет налогов дополнительно получить в бюджет РФ значительные средства, так как при огромной разнице между внутренней ценой, по которой трейдеры приобретают нефть у компаний, и мировой, по которой они продают ее за рубежом, большая часть экспортной выручки оседает в оффшорных зонах.

1.10. Учитывая, что налоговые поступления во все уровни бюджетной системы РФ от внутрикорпоративных цен компаний, занятых добычей нефти и газа, уменьшаются, ввести с 1 января 2000 года единый налог с одной тонны нефти (газа) либо установить минимальную цену (сложившуюся на внутреннем рынке страны) на реализуемые нефть и газ; начисление рентных платежей производить на базе реальных рыночных цен.

1.11. Учесть при доработке методики распределения трансфертов из ФФПР необходимость обязательного согласования с субъектами РФ региональных бюджетов на финансирование федеральных законов.

1.12. Не допускать передачу расходных полномочий регионам без определения доходных источников.

1.13. Распределять доходы от вводимых акцизов на дизельное топливо и масла между федеральным и региональными уровнями бюджетов, учитывая большие расходы субъектов РФ на закупку этих видов топлива для нужд сельского хозяйства.

1.14.
Включить в проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год“ отдельной строкой расходы по компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 1 января 1999 года, в части компенсационных средств из федерального бюджета.

1.15. Изложить в следующей редакции статью 60 проекта закона: “Правительству Российской Федерации передать с 1 января 2000 года в собственность субъектам Российской Федерации средства федерального бюджета, предоставленные во владение, пользование и распоряжение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на формирование региональных продовольственных фондов“.

1.16. В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с предполагаемой отменой (статьи 14 проекта федерального закона) целевого использования централизованного земельного налога и арендной платы закрепить для более эффективного использования земельных ресурсов и упорядочения финансовых потоков в Российской Федерации средства земельного налога и арендной платы полностью за субъектами РФ.

1.17. Включить спирт денатурированный и спиртосодержащую продукцию в перечень подакцизной продукции со ставкой акциза, установленной на спирт этиловый из всех видов сырья.

1.18. Провести обязательную процедуру согласования с представителями субъектов РФ по расчету исходной базы доходов и расходов, включаемой в расчет для определения финансовое помощи (трансферта) на планируемый бюджетный год и доведение до субъектов РФ сводного, по каждому субъекту РФ, окончательного расчета финансовой помощи (трансферта).

2. Просить Федеральное Собрание Российской Федерации вернуться к обсуждению предложения Ассоциации о введении в обращение российского червонца как средства надежного хранения сбережений граждан и юридических лиц, что позволит снизить ажиотажный спрос на валюту и укрепить отечественный рубль.

3. Просить Правительство Российской Федерации:

3.1. Внести в Федеральное Собрание Российской Федерации законопроекты, предусматривающие право субъектов РФ вводить единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей с 1
января 2000 года.

3.2. Усилить курс таможенной политики в направлении ее реальной ориентации на интересы России, для чего необходимо пересмотреть таможенные льготы и преференции по отдельным товарам, ввозимым на территорию страны, и скорректировать ставки таможенных пошлин с учетом интересов отечественных товаропроизводителей.

4. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации возобновить работу трехсторонней согласительной комиссии и обсудить на ее заседании проект федерального бюджета на 2000 год.

5. Рекомендовать органам исполнительной и законодательной властей субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию, рассмотреть прилагаемые проекты федеральных законов, разработанные в Челябинской области, о внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год“ с целью их направления в Федеральное Собрание Российской Федерации в качестве законодательной инициативы.