Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 07.02.2011 по делу N 52-07/10 <О признании действий ГК ЕТО по неустановлению тарифа, дифференцированного по трем зонам суток (пик, полупик, ночь), при принятии Постановления N 49/8 “О введении в действие тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “Челябэнергосбыт“ на розничный рынок Челябинской области“ в части утверждения тарифов согласно Приложению 1 нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2011 г. по делу N 52-07/10

О нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена “29“ декабря 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено “7“ февраля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Членов Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и

Комиссии: органов власти Челябинского УФАС

России;

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела

контроля торгов и органов власти

Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело N 52-07/10 по признакам нарушения Государственным комитетом “Единый тарифный орган Челябинской области“ (ул. Сони Кривой, д. 75, г. Челябинск, 454126) (далее - ГК ЕТО) части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), ОАО “Ч“ (ул. Российская, д. 260/2, г. Челябинск, 454091) - статьи 16
Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО “Э-Ч“ (далее - ОАО “Э-Ч“, Заявитель) от 02.03.2010, исх. N 536/01-05-2010, на действия ГК ЕТО, выразившиеся в принятии ГК ЕТО Постановления от 25.12.2009 N 49/8 “О введении в действие тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “Челябэнергосбыт“ на розничный рынок Челябинской области“ (далее - Постановление N 49/8) в части установления тарифа, дифференцированного только по двум зонам суток, и на бездействие ОАО “Ч“ по предоставлению ГК ЕТО необходимой информации для расчета трехзонного тарифа.

ОАО “Э-Ч“ 30.09.2010 представлены дополнения к указанному заявлению (27.07.2010, исх. N 6311/07).

На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали свою позицию, изложенную в заявлении от 02.03.2010, исх. N 536/01-05-2010, и дополнении к нему от 27.07.2010, исх. N 6311/07, и пояснили следующее.

Между Заявителем и ОАО “Ч“ заключен договор энергоснабжения N 277 от 1 июня 2008 года.

В рамках исполнения указанного договора в 2009 году расчеты за потребленную Заявителем электроэнергию производились по одноставочному тарифу, дифференцированному по зонам суток (пик, полупик и ночь), на основании Постановления ГК ЕТО от 26.12.2008 N 44/66 “О тарифах на электрическую энергию для ОАО “Э-Ч“. На протяжении последних десяти лет Заявитель использует данный тариф.

Заявитель в феврале 2009 года, а затем в октябре 2009 года уведомил ОАО “Ч“ о выборе на 2010 год одноставочного тарифа, дифференцированного по трем зонам (часам) суток.

Постановлением N 49/8 утверждены тарифы на электроэнергию, отпускаемую ОАО “Ч“ в 2010 году.

Однако в Приложении 1 к Постановлению N 49/8 отсутствует одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам (часам) суток, что не соответствует Регламенту определения величин отличия фактических обязательств по покупке мощности от
плановых (письмо Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 02.04.2010, исх. N 4-590).

В результате в январе и феврале 2010 года в отношении Заявителя использовался одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток (день и ночь), что, по мнению Заявителя, не соответствует особенностям технологического цикла предприятия, так как ведет к существенному увеличению расходов на оплату электроэнергии. Впоследствии ОАО “Ч“ за указанные месяцы самостоятельно был произведен перерасчет за потребленную электрическую энергию, исходя из двухставочного тарифа. По состоянию на июль 2010 года в отношении ОАО “Э-Ч“ применялся двухставочный тариф, что также, по мнению Заявителя, не соответствует особенностям технологического цикла предприятия.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ФСТ РФ от 22.09.2009 имеет номер 216-э/2, а не 216-э.

Кроме того, согласно Приказу ФСТ России от 22.09.2009 N 216-э с 01.01.2010 на территории Челябинской области установлен предельный максимальный уровень тарифов на электрическую энергию в размере 180,74 коп./кВтч (без НДС). Однако согласно произведенным Заявителем расчетам тариф для предприятия составляет 276,71 коп./кВтч (без НДС), что более 1,5 раза выше предельного уровня тарифов на электрическую энергию на территории области, установленного ФСТ России.

На территории Российской Федерации, кроме Заявителя, действуют еще два аналогичных предприятия - в г. Новосибирске и г. Новочеркасске (Ростовская область). Также согласно пояснениям Заявителя на ОАО “ЧЭМК“ имеется свое электродное производство, направленное в основном для удовлетворения собственных потребностей.

Технология производства графитированных электродов на всех заводах идентичная. В результате принятия ГК ЕТО Постановления N 49/8 с нарушением действующего законодательства стоимость электроэнергии, согласно пояснениям Заявителя, резко возросла (до 2,71 руб./кВтч без НДС вместо 1,45 руб./кВтч без НДС). При этом два
других аналогичных предприятия оказались в более выгодном положении, поскольку средняя стоимость кВтч составила: в г. Новосибирске - 1,36 руб.; в г. Новочеркасске - 1,98 руб.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия ГК ЕТО по принятию Постановления N 49/8 в части установления тарифа, дифференцированного только по двум зонам суток, привели к ограничению доступа на товарный рынок. Между ГК ЕТО и ОАО “Ч“, по мнению Заявителя, имеют место согласованные действия, направленные на получение ОАО “Ч“ необоснованной выгоды.

ОАО “Э-Ч“ направлено соответствующее заявление от 22.03.2010, исх. N 733/09-2010, в адрес ФСТ России, по результатам рассмотрения которого Приложение 1 к Постановлению N 49/8 отменено Приказом ФСТ России N 362-к от 30.07.2010 как не соответствующее законодательству, в том числе по причине неустановления одноставочного тарифа, дифференцированного по трем зонам (часам) суток.

Во исполнение указанного приказа Приказом ГК ЕТО от 30.08.2010 N 28/1 “О внесении изменений в Постановление N 49/8“ (далее - Постановление N 28/1) введен в действие с 01.09.2010 по 31.12.2010, в том числе, одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам (часам) суток.

Заявитель не согласен с Постановлением N 28/1, поскольку согласно ему услуги по передаче электроэнергии, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи составляют одинаковую величину во всех зонах суток, что не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденным Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).

Кроме того, по мнению Заявителя, в результате утверждения ГК ЕТО Постановления N 28/1 рост стоимости электроэнергии по сравнению с 2009 годом (при одинаковом объеме потребления) для предприятия составил 52 %. При этом с 1
сентября 2010 года размер регулируемого тарифа для предприятия превышает предельно максимальный уровень тарифов на электрическую энергию, установленный Приказом ФСТ России от 22.09.2009 N 216-э/2 “О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию“.

Таким образом, ГК ЕТО, утвердив 30.08.2010 одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам (часам) суток на 2010 год, произвело с нарушением действующего законодательства расчет ставок зон суток, влекущий за собой убытки для потребителя и нецелесообразность его применения.

ОАО “Э-Ч“ направлено соответствующее заявление от 28.09.2010, исх. N 2750/01-05-2010, в адрес ФСТ России.

Рассмотрев указанное заявление, ФСТ России письмом от 10.11.2010, исх. N 42728, сообщило, что допускается установление величины тарифа, отличной от предельных уровней тарифов, в т.ч. в большую сторону. Вместе с тем, указанный ответ не содержит сведений о существе решения, принятого ФСТ России по итогам рассмотрения заявления, что не соответствует пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 “Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию“.

В связи с этим, ОАО “Э-Ч“ повторно направлено заявление (от 18.11.2010, исх. N 3223/01) в адрес ФСТ России с просьбой рассмотреть ранее направленные обращения. По результатам рассмотрения указанного заявления ФСТ России издан Приказ от 15.12.2010 N 601-к “Об отсутствии оснований для отмены Постановления N 49/8“.

ГК ЕТО представлены письменные пояснения от 21.04.2010, исх. N 02/1012; от 01.09.2010, исх. N 02/2061; от 28.10.2010, исх. N 02/2551; от 28.12.2010, исх. N 02/3632, по существу рассматриваемого дела.

Согласно указанным письменным пояснениям и пояснениям представителя ГК
ЕТО на заседании Комиссии Заявитель является единственным потребителем Челябинской области, для которого в предыдущие годы устанавливался индивидуальный тариф с разбивкой на три зоны, отвечающий экономическим интересам предприятия, в том числе с отнесением выходных и праздничных дней в ночную зону. Методическими указаниями не предусмотрено установление индивидуальных тарифов.

Постановлением N 49/8 тарифы на электрическую энергию на 2010 год установлены, по мнению ГК ЕТО, в соответствии с Методическими указаниями, пунктом 71 которых допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию только по двум зонам суток - “день“ и “ночь“.

При установлении зонных тарифов не учитываются дни недели, праздничные и выходные дни. При этом тарифы устанавливаются единые для всех потребителей группы “прочие“ с учетом полезного отпуска по всей группе, а не по одному потребителю.

Кроме того, согласно пояснениям ГК ЕТО для расчета трехзонного тарифа необходима информация об объемах электрической энергии в пиковой, полупиковой и ночной зонах графиков нагрузки. Так как трехзонный тариф не используется потребителями на территории Челябинской области, а расчеты Заявителя за электрическую энергию производились некорректно в части отнесения полезного отпуска в выходные дни в ночную зону, по состоянию на 02.12.2009 у ГК ЕТО отсутствовали данные об объемах электропотребления по трем зонам суток. При отсутствии данных о полезном отпуске потребителям по трем зонам не могут быть установлены экономически обоснованные тарифы с соответствующей дифференциацией. В адрес ОАО “Ч“ письмом от 02.12.2009, исх. N 02/3010, ГК ЕТО направлялась указанная информация.

Учитывая внесенные приказом ФСТ России от 31.12.2009 N 558-э/1 изменения в Методические указания в части обязательного утверждения на следующий период регулирования дифференцированных по зонам суток тарифов одновременно по трем и
двум зонам суток для каждой группы потребителей, ГК ЕТО 16.03.2010 направлен запрос гарантирующим поставщикам: ОАО “Ч“, ООО “Магнитогорская энергетическая компания“, ООО “Русэнергосбыт“ - о подготовке ими фактических данных о полезном отпуске в трех зонах за 2010 год для установления тарифов на 2011 год.

Тарифы на электрическую энергию на 2010 год для ОАО “Ч“, по мнению ГК ЕТО, установлены в рамках утвержденных ФСТ России предельных уровней тарифов с применением метода индексации.

Приказом ФСТ России от 30.07.2010 N 362-к согласно пояснениям ГК ЕТО подтверждается, что на момент принятия Постановления N 49/8 действовали Методические указания, позволяющие дифференцировать тариф только по двум зонам суток, но так как на момент отмены тарифного решения действуют Методические указания, предполагающие установление одновременно двух- и трехзонного тарифов, с 01.09.2010 предписано внести указанную дифференциацию тарифов.

Введенный Постановлением N 28/1 тариф на электрическую энергию, дифференцированный по трем зонам суток, согласно пояснениям ГК ЕТО рассчитан в полном соответствии с пунктом 71 Методических указаний. Для расчета тарифа использованы доли объемов покупки электрической энергии по зонам суток (направлены письмом ОАО “Ч“ от 25.08.2010, исх. N 16-4611). Предельные уровни тарифов установлены ФСТ России в среднем по Челябинской области без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки и не могут быть применены для конкретных потребителей, так как показывают изменение среднего тарифа по энергокомпаниям Челябинской области.

Доли объемов покупки электрической энергии по зонам суток (направлены письмом ОАО “Ч“ от 25.08.2010 N 16-4611) применены к показателям Сводного прогнозного баланса энергии (мощности), утвержденного ФСТ России, по ОАО “Ч“ на 2010 год.
Согласно пояснениям ГК ЕТО ранее данные о полезном отпуске по трем зонам суток в его адрес не представлялись.

Таким образом, по мнению ГК ЕТО, в его действиях при принятии Постановлений N 49/8 и N 28/1 отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

Представители ОАО “Ч“ на заседании Комиссии поддержали свою позицию, изложенную в письмах от 23.04.2010, исх. N 17-2197; от 02.09.2010, исх. N 17-4756; от 28.10.2010, исх. N 17-5876, и пояснили следующее.

В адрес ОАО “Ч“ 29.10.2009, исх. N 2472/09-2009, поступило письмо Заявителя с просьбой рассчитать одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток. Расчет и утверждение тарифов на электрическую энергию входят в компетенцию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о чем Заявитель был уведомлен в процессе устных переговоров, а также письмом ОАО “Ч“ от 19.04.2010, исх. N 17-2092.

Постановлением N 49/8 не был утвержден одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток, что исключает его применение ОАО “Ч“.

Представители ОАО “Ч“ также отметили, что пунктом 71 Методических указаний, действовавшим на момент принятия Постановления N 49/8, при расчете тарифных ставок учитывался объем покупки от производителей электрической энергии потребителям, рассчитывающимся по зонным тарифам соответственно в пиковой, полупиковой и ночных зонах графика нагрузки.

Учитывая, что на протяжении последних лет расчеты ОАО “Э-Ч“ за электрическую энергию производились некорректно в части отнесения полезного отпуска в выходные дни в ночную зону, то выполнить расчет экономически обоснованных тарифов на 2010 год в соответствии с Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 405-э/1 не представлялось возможным.

В соответствии с изменениями в Методические указания (в редакции от 31.12.2009) для расчета указанных тарифов учитывается плановое потребление электрической энергии в пиковой, полупиковой и
ночной зонах суточного графика нагрузки в объемах электроэнергии гарантирующего поставщика, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности). По запросу ГК ЕТО письмом от 25.08.2010, исх. N 16-4611, были направлены объемы покупки электрической энергии за 2009 год, на основании которых ГК ЕТО Постановлением N 28/1 был утвержден трехзонный тариф.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Пунктом 7 Методических указаний (в редакции от 22.12.2009, действовавшей на момент принятия ГК ЕТО Постановления N 49/8) и пунктом 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), в редакции от 14.09.2009, предусмотрено, что тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии (мощности);

2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;

3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

Согласно пункту 71 Методических указаний (в редакции от 22.12.2009) расчет тарифных ставок на электрическую энергию дифференцируется по трем зонам суток (пик, полупик, ночь). При этом допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток - “день“ и “ночь“.

Соответственно, помимо обязательного установления дифференцированного по трем зонам суток тарифа может быть установлен также одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по двум зонам суток.

Однако ГК ЕТО при принятии Постановления N 49/8 не установлен тариф, дифференцированный по трем зонам (часам) суток (пик, полупик, ночь).

Приложение 1 к Постановлению N 49/8 не соответствует пункту 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), согласно которому решение регулирующего органа принимается по утвержденной ФСТ России форме (Приложение N 1 к Регламенту). Согласно указанной форме зонные тарифы дифференцируются на ночную, полупиковую, пиковую зоны для групп потребителей “бюджетные потребители“ и “прочие потребители“.

Таким образом, ГК ЕТО при принятии Постановления N 49/8 нарушил пункты 7, 71 Методических указаний, пункт 58 Основ ценообразования и пункт 29 Регламента, что подтверждается Приказом ФСТ России N 362-к от 30.07.2010.

Доводы ГК ЕТО о том, что пунктом 71 Методических указаний допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию только по двум зонам суток - “день“ и “ночь“, не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям.

Пункт 71 Методических указаний (в редакции от 22.12.2009) не содержит прямого указания на возможность производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию только по двум зонам суток - “день“ и “ночь“. Так, исходя из анализа пунктов 7, 71 Методических указаний, пункта 58 Основ ценообразования и пункта 29 Регламента, Комиссия приходит к выводу, что наряду с обязательным установлением тарифа, дифференцированного по зонам (часам) суток (пик, полупик, ночь), допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток - “день и “ночь“. Более того, данные доводы ГК ЕТО противоречат Приказу ФСТ России N 362-к от 30.07.2010.

В результате неверного толкования ГК ЕТО пункта 71 Методических указаний (от 22.12.2009) при принятии Постановления N 49/8 комитет не воспользовался своим правом и не запросил у ОАО “Ч“ информацию об объемах полезного отпуска электроэнергии в пиковой, полупиковой и ночной зонах, владея информацией о том, что в отношении Заявителя на протяжении нескольких лет применялся тариф на электрическую энергию, дифференцированный по трем зонам суток.

Так, в ответ на обращение ОАО “Ч“ в ноябре 2009 года по вопросу расчета трехзонного тарифа для Заявителя ГК ЕТО сообщило, что Методическими указаниями допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток (письмо от 02.12.2009, исх. N 02/3010). Кроме того, ГК ЕТО сообщило, что для установления трехзонного тарифа на электрическую энергию для всех потребителей группы “прочие“ у ГК ЕТО отсутствует информация об объемах полезного отпуска соответственно в пиковой, полупиковой и ночной зонах.

Следует отметить, что учет потребленной электроэнергии в соответствии с договором энергоснабжения N 277 от 1 июня 2008 года, заключенным между Заявителем и ОАО “Ч“, осуществляется с помощью автоматизированной системы учета электроэнергии и мощности, которая позволяет определять и хранить почасовые данные о значениях мощности. Согласно пункту 4 указанного договора ОАО “Ч“ может по своей инициативе в любое время снять данные о почасовых значениях мощности с помощью удаленного доступа.

Соответственно, ОАО “Ч“ имело возможность предоставить ГК ЕТО данные о фактическом потреблении электрической энергии для установления трехзонного тарифа на электрическую энергию.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Как видно из представленных Заявителем писем N 2472/09-2009 от 29.10.2009 и N 3077/09-2009 от 23.12.2009, ОАО “Э-Ч“ не только не отказывалось от использования одноставочного тарифа, дифференцированного по трем зонам суток, но и заблаговременно уведомляло ОАО “Ч“ и ГК ЕТО о том, что расчеты за потребленную электроэнергию в предыдущих годах осуществляло по одноставочному тарифу, дифференцированному по трем зонам суток, и на 2010 год намерено выбрать тот же тариф. В связи с чем Заявитель прогнозировал осуществление своей деятельности в 2010 году по одноставочному тарифу, дифференцированному по трем зонам суток.

Указанные действия ГК ЕТО могли привести к ограничению состязательности между Заявителем и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими схожий вид деятельности, в частности к необоснованному препятствованию осуществления им предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ГК ЕТО по неустановлению тарифа, дифференцированного по трем зонам суток (пик, полупик, ночь), при принятии Постановления N 49/8 в части утверждения тарифов согласно Приложению 1 являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что согласно Приказу ФСТ России от 30.07.2010 N 362-к в Приложение 1 Постановления N 49/8 ГК ЕТО внесены изменения Постановлением N 28/1, в том числе установлен и введен в действие с 01.09.2010 по 31.12.2010 тариф, дифференцированный по трем зонам суток (пик, полупик, ночь), Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

2. Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения ГК ЕТО и ОАО “Ч“ статьи 16 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Настоящее дело было возбуждено в отношении ГК ЕТО и ОАО “Ч“ по статье 16 Закона о защите конкуренции в связи с наличием в действиях указанных лиц на момент возбуждения дела признаков согласованных действий.

О наличии признаков согласованных действий свидетельствовало непредоставление ОАО “Ч“ в ГК ЕТО необходимых данных для утверждения трехзонного тарифа и нереализация ГК ЕТО в связи с этим своего права на запрос у ОАО “Ч“ информации об объемах полезного отпуска электроэнергии в пиковой, полупиковой и ночной зонах.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещается осуществление согласованных действий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такое осуществление согласованных действий приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

Метод индексации может применяться при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках (пункт 37 Основ ценообразования). При этом индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.

Пункт 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), содержит требование к организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов.

Указанный пункт не конкретизирует, что понимается под обоснованными предложениями об установлении тарифов.

В соответствии с пунктами 10, 13 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган для открытия дела об установлении тарифов определенный перечень материалов, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.

Согласно пояснениям ОАО “Ч“ и ГК ЕТО в соответствии с пунктом 10 Правил и Приказа ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1 “Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации“ общество представило в ГК ЕТО всю необходимую информацию, за исключением расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных ввиду установления сбытовой надбавки общества методом индексации тарифов.

В соответствии с пунктом 14 Правил в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается и, следовательно, экспертное заключение по предложениям об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, приобщаемое к делу по пункту 16 Правил, не оформляется.

Соответственно, действия ГК ЕТО и ОАО “Ч“ не могут быть признаны согласованными, поскольку в данном случае у ОАО “Ч“ отсутствовала обязанность предоставления в ГК ЕТО информации об объемах полезного отпуска электрической энергии в пиковой, полупиковой и ночной зонах.

С учетом пояснений сторон, имеющихся в материалах дела документов Комиссия приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, достоверно указывающих на наличие антиконкурентных действий между ГК ЕТО и ОАО “Ч“.

Таким образом, в действиях ГК ЕТО и ОАО “Ч“ отсутствует нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Доводы Заявителя о том, что утвержденные Постановлениями N 49/8 и N 28/1 одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам (часам) суток (день и ночь), и одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам (часам) суток (пик, полупик, ночь), соответственно являются необоснованными, не могут быть рассмотрены Комиссией, поскольку антимонопольный орган не наделен полномочиями по проверке обоснованности установленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации тарифов на электрическую энергию. Кроме того, указанные доводы являлись предметом заявлений ОАО “Э-Ч“, рассмотренных ФСТ России.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ГК ЕТО по неустановлению тарифа, дифференцированного по трем зонам суток (пик, полупик, ночь), при принятии Постановления N 49/8 в части утверждения тарифов согласно Приложению 1 нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение настоящего дела по признакам нарушения ГК ЕТО и ОАО “Ч“ статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ЗАВОДСКАЯ