Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10.03.2010 по делу N 68-ж/2010 <О рассмотрении жалобы на действия государственного заказчика при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2010 г. по делу N 68-ж/2010

г. Челябинск,

пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии: Карташовой А.Э. - специалиста-эксперта контроля

государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России,

Ивановой Т.В. - ведущего специалиста-эксперта контроля

государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу Филиала ООО “Р“ в Челябинской области,
в присутствии:

- <...>, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области по доверенности от 03.08.2009;

- <...>, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области по доверенности от 10.03.2010;

- <...>, представителя Филиала ООО “Р“ в Челябинской области по доверенности N 84-Д от 20.01.2010,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба Филиала ООО “Р“ в Челябинской области (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Конкурс).

Согласно представленным документам, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Заказчик), объявило о проведении Конкурса.

В соответствии со статьями 16 и 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Конкурса N 100208/008983/81 размещено на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети “Интернет“.

Конкурсная документация утверждена руководителем Роспотребнадзора Челябинской области С.

Начальная (максимальная) цена контракта - 221642,60 руб.

Источник финансирования - федеральный бюджет.

Обеспечение заявки - нет

Обеспечение контракта - нет.

Государственный контракт по результатам открытого Конкурса Заказчиком не заключен.

Согласно жалобе Заявителя, конкурсная документация по проведению данного открытого Конкурса содержит противоречащие законодательству о размещении заказов критерии оценок заявок на участие в Конкурсе.

Так, согласно предмету открытого Конкурса указанный государственный заказ размещен на право заключения государственного контракта на оказание услуг по
обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, однако, в пп. “д“ пункта 2 раздела 21 Информационной карты конкурса сформулирован показатель критерия “Качество услуг и квалификация участника конкурса“, а именно “Опыт работы на рынке страховых услуг (в целых годах)“. Далее в данном пункте указано, что “участнику конкурса, имеющему опыт работы по страхованию более 15 лет, присваивается 20 баллов, от 5 до 15 лет - 15 баллов, менее 5 лет - 0 баллов“.

Таким образом, учитывая то, что предметом государственного контракта, заключаемого по результатам объявленного открытого Конкурса, является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оценка заявок участников размещения заказа с учетом опыта работы по страхованию противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, считают жалобу необоснованной, на заседании Комиссии и в своих письменных возражениях (от 10.03.2010 года, исх. N 20/20-2230-10) пояснили следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов 04.03.2010 года в конкурсную документацию Заказчиком внесены изменения, уточняющие критерий оценки “Качество услуг и квалификация участника конкурса“, а именно “Опыт работы работы на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в целых годах)“.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.

Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством РФ предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в
зависимости от видов товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 были утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - Правила).

Пунктом 1 данных Правил определено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе, содержание и значимость критериев оценки заявок устанавливаются в зависимости от видов услуг, для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых конкурсными комиссиями в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта.

В пп. “д“ пункта 2 раздела 21 Информационной карты конкурса сформулирован показатель критерия “Качество услуг и квалификация участника конкурса“, а именно “Опыт работы на рынке страховых услуг (в целых годах)“. Далее в данном пункте указано, что “участнику конкурса, имеющему опыт работы по страхованию более 15 лет, присваивается 20 баллов, от 5 до 15 лет - 15 баллов, менее 5 лет - 0 баллов“.

Согласно пункту 7 раздела 11 Информационной карты конкурса “участник размещения заказа в составе заявки должен представить надлежащим образом заверенную копию лицензии на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств“.

Следует отметить, что согласно части 1 статьи 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования.

По договору имущественного страхования могут быть застрахованы, в частности, риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (страхование имущества), а также риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (пункт 2 часть 2 статьи 929 ГК РФ).

Следовательно, исходя из норм гражданского законодательства, оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(ОСАГО) относится к объектам имущественного страхования, а не к страхованию имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта оказания услуг и иные показатели, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Так, предметом государственного контракта, заключаемого по результатам объявленного открытого Конкурса, является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), таким образом оценка заявок участников размещения заказа с учетом опыта работы по страхованию имущества не соответствует предмету размещаемого заказа, а установление такого содержания критерия противоречит действующему законодательству Российской Федерации о размещении заказов.

Таким образом, Заказчик, указав пп. “д“ пункта 2 раздела 21 Информационной карты конкурса под содержанием критерия “Качество услуг и квалификация участника конкурса“ наличие у участника размещения заказа опыта работы на рынке страховых услуг (в целых годах), при размещении государственного заказа на ОСАГО нарушил положения части 1 статьи 1, части 4.1, части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.

Однако в соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов 04.03.2010 в конкурсную документацию Заказчиком внесены изменения, уточняющие критерий оценки “Качество услуг и квалификация участника конкурса“, а именно “Опыт работы на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в целых годах)“.

Таким образом, указанное нарушение добровольно устранено до выдачи предписания.

Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона
о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы Филиала ООО “Р“ в Челябинской области на действия государственного заказчика при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств обоснованными.

2. Признать в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области нарушения части 1 статьи 1, части 4.1, части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.

3. В связи с внесением изменений в конкурсную документацию предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

Члены Комиссии

А.Э.КАРТАШОВА

Т.В.ИВАНОВА