Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2010 по делу N А76-40396/2009-58-804/34 <О признании недействующим в части п. 4 раздела 1, п. 23 раздела 3, раздела 5 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10>

Постановлением ФАС Уральского округа от 22.04.2010 N Ф09-2707/10-С1 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 2010 г. по делу N А76-40396/2009-58-804/34

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 1 февраля 2010 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего

судьи И.В. Мрез, судей Л.В. Забутыриной, И.В. Костылева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Язовских С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Челябинской области

к Челябинской городской Думе

о признании недействующим в части п. 4 раздела 1, п. 23 раздела 3, раздела 5 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных
некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области

Администрации г. Челябинска

Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: С. - прокурора, удостоверение;

от ответчика: М. представителя по доверенности от 07.10.2009 N Д-12-984 (паспорт); Л. - представителя по доверенности от 18.03.2009 N Д1-12-242 (удостоверение);

от третьих лиц:

Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области: не явился, извещен (л.д. 118, 121);

Администрации г. Челябинска: П. - представителя по доверенности от 05.10.2009 N 05-1427 (удостоверение); К. - представителя по доверенности от 18.03.2009 N 05-422, удостоверение;

Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска: И. - представителя по доверенности от 18.01.2009 (паспорт),

установил:

прокурор Челябинской области (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской городской Думе о признании недействующим в части пункта 4 раздела 1, пункта 23 раздела 3, раздела 5 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10.

Определениями суда от 09.11.2009 (л.д. 1 - 2), от 08.12.2009 (л.д. 73 - 74), от 24.12.2009 (л.д. 90 - 91) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Челябинской области), Администрация г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска (далее - ГУАиГ).

Распоряжением председателя суда от 17.11.2009 N 218 в связи с назначением Указом Президента РФ от 05.11.2009 N 1248 судьи Арбитражного суда Челябинской области М.И. Карпачевой судьей Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, настоящее дело было передано на рассмотрение судьи Мрез И.В. (л.д. 38).

Определением арбитражного суда от 25.01.2010 производство по делу N А76-40396/2009-58-804/34 в части признания недействующим пункта 4 раздела 1, пункта 23 раздела 3 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10, прекращено.

В судебном заседании представитель заявителя требования о признании недействующим в части раздела 5 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10, поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, ходатайстве (л.д. 3 - 7, 128 - 131). В обоснование своих требований, со ссылкой на ч. 1, 4 ст. 2, ч. 2 ст. 11, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 28, ст. 29 Земельного кодекса РФ, ст. 16, п. 1.1 ст. 17, ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, приводит следующие доводы. Оспариваемый в части раздела 5 Порядок противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку предоставление в аренду земельных участков должно
производиться в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Оспариваемый раздел принят представительным органом местного самоуправления с превышением полномочий, незаконно возлагает на администрацию г. Челябинска выдачу аттестата временного некапитального стационарного объекта, не предусмотренную ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 36 Устава г. Челябинска. Администрация не уполномочена самостоятельно оформлять и выдавать аттестат временного некапитального стационарного объекта. Кроме того, в нарушение требований ч. 2 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Пунктом 55 раздела 6 Порядка предусмотрены последствия неполучения аттестата временного некапитального стационарного объекта в виде расторжения договора аренды земельного участка по требованию Администрации г. Челябинска. Указанное основание расторжения договора аренды не предусмотрено действующим законодательством РФ, что влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, необоснованно препятствует осуществлению их предпринимательской деятельности.

Представители Челябинской городской Думы в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 76 - 79). Пояснили, что принятие оспариваемого в части акта отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Выдача аттестата не направлена на определение соответствия предполагаемого использования земель санитарным, экологическим нормам. При оценке этого документа необходимо исходить из буквального толкования его содержания: пункт 49 Порядка устанавливает, что аттестатом является документ, подтверждающий соответствие размещенного временного некапитального стационарного объекта
эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, предоставленного Администрацией города по договору аренды.

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 118, 121). Представил письменное мнение (л.д. 63 - 64), в котором указал, что с заявленными требованиями согласен.

Представители третьего лица - Администрации г. Челябинска в судебном заседании пояснили, что требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 100 - 102). Полномочия государственных надзорных органов предусмотрены и четко ограничены федеральным законодательством РФ, положения оспариваемого Порядка (раздел 5) не содержат положений, касающихся компетенции органа местного самоуправления и отдельных должностных лиц Администрации г. Челябинска в части контроля за использованием земельного участка. Выдача аттестат не направлена на определение соответствия предполагаемого использования земель санитарным, экологическим, природоохранным нормам. Буквальное толкование п. 49 Порядка устанавливает, что аттестатом временного некапитального стационарного объекта является документ, подтверждающий соответствие размещенного временного некапитального стационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, предоставленного Администрацией города на праве аренды.

Представитель третьего лица - ГУАиГ письменного мнения не представил, в судебном заседании пояснил, что требования заявителя необоснованны, не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика и мнении третьего лица - Администрации г. Челябинска.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.

26.05.2009 решением Челябинской городской Думы четвертого созыва N 3/10 утвержден “Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на
территории города Челябинска“ (далее - Порядок) (л.д. 8 - 22).

Разделом 5 Порядка регламентирована выдача аттестата временного некапитального стационарного объекта, под которым понимается документ, подтверждающий соответствие размещенного временного некапитального стационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, предоставленного Администрацией города по договору аренды (п. 49).

При этом п. 50 раздела 5 Порядка установлено, что вопрос выдачи аттестата временного некапитального стационарного объекта решается должностным лицом Администрации г. Челябинска, действующим в пределах компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации г. Челябинска, с участием представителей ГУАиГ и КУИиЗО г. Челябинска и главы администрации соответствующего района в городе.

Для решения вопроса о выдаче аттестата временного некапитального стационарного объекта заявитель обращается в комиссию при Администрации города, созданную в соответствии с п. 26 настоящего Порядка, с соответствующим заявлением (п. 52). По результатам рассмотрения заявления о выдаче аттестата временного некапитального стационарного объекта комиссия в течение 10 дней с момента подачи заявления составляет аттестат временного некапитального стационарного объекта, который утверждается должностным лицом Администрации г. Челябинска, действующим в пределах компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации г. Челябинска и подписывается главой администрации соответствующего района в городе Челябинске и представителями ГУАиГ и КУИиЗО г. Челябинска (п. 53). Аттестат составляется в двух экземплярах: один направляется заявителю, другой - в администрацию соответствующего района в г. Челябинске в течение трех рабочих дней.

При этом, в разделе 6 Порядка (п. 54, 55) установлено, что установка временного некапитального стационарного объекта без заключения договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации такого объекта является самовольной и подлежит демонтажу владельцем объекта своими силами либо за свой счет в 2-недельный срок
со дня выдачи предписания о демонтаже. В случае неразмещения временного некапитального стационарного объекта на предоставленном согласно договору аренды земельном участке и неполучения аттестата временного некапитального стационарного объекта по истечению трех месяцев со дня принятия земельного участка по акту приема-передачи, договор аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта на территории города Челябинска подлежит расторжению по требованию Администрации г. Челябинска.

Решение Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10 “Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“ опубликовано в газете “Вечерний Челябинск“, 02.06.2009 (л.д. 23).

16.06.2009 Челябинским природоохранным прокурором в адрес Главы г. Челябинска было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (Исх. N 7-51-2009), в котором, в том числе, указано, что выдача аттестата подменяет компетенцию уполномоченных надзорных органов в части определения соответствия предполагаемого использования земель санитарным, экологическим нормам в зонах с особыми условиями использования, водоохранных, санитарно-защитных зонах различных объектов, в охранных зонах памятников природы и др. (л.д. 24 - 27).

02.07.2009 Администрация г. Челябинска направила в Челябинскую природоохранную прокуратуру письмо, в котором сообщила, что аттестат не направлен на определение соответствия предполагаемого использования земель санитарным, экологически нормам в зонах с особым условиями использования, водоохранных, санитарно-защитных зонах различных объектов, в охранных зонах памятников природы и др. При оценке этого документа необходимо исходить из буквального толкования его содержания (л.д. 28 - 31).

Полагая, что раздел 5 Порядка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает интересы Российской Федерации, населения муниципального образования, хозяйствующих субъектов в сферах обеспечения экологической безопасности, санитарного
благополучия и благоприятных условий жизнедеятельности населения при осуществлении градостроительной деятельности, прокурор обратился в суд с требованием о признании его недействующим.

В силу ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации“ ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Устава г. Челябинска структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют, в том числе Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума), который в силу ст. 25, 26, 33 Устава г. Челябинска наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом, в том числе в компетенции городской Думы находится принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа, отнесенным к ее компетенции, в форме решений.

Решением Челябинской городской Думы от 21 июня 2005 г. N 4/2 утверждено Положение о правовых актах Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска (действовавшее на момент издания оспариваемого в части акта) (далее - Положение о правовых актах).

В соответствии со ст. 4.2.1 Положения о правовых актах правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное (ч. 1). Временный срок действия может быть установлен для всего правового акта или его части, в
этом случае в правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие (ч. 2). По истечении указанного срока правовой акт автоматически утрачивает силу (ч. 3).

Действие правовых актов городского самоуправления в силу ч. 1 ст. 4.2.2 Положения о правовых актах распространяется на деятельность расположенных на территории города предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм, их должностных лиц, а также органов городского самоуправления и граждан.

Правовой акт городского самоуправления может быть отменен или признан утратившим силу городской Думой или Главой города, принявшими этот правовой акт, а также может быть признан недействительным по решению суда (ст. 4.3.2).

В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из анализа текста Решения Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10 “Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, оспариваемое в части решение подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - города Челябинска.

В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“, а также на основании статей 27, 29 АПК РФ требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.

Статьями 9, 15, 58, 130, 132 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (ч. 1).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ч. 3).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ч. 4).

Основания возникновения прав на землю, порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности регламентирован Главой 5 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из пункта 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Наделение органов местного самоуправления полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ осуществляется федеральными законами, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Часть 2 ст. 26 Устава г. Челябинска определяет, что в компетенции городской Думы находится, в том числе принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа.

В силу п. 1 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заявлении должны быть также указаны: название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.

Исходя из ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого в части нормативного акта отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Как следует из положений п. 3 Порядка временными некапитальными стационарными объектами являются строения и сооружения (площадки), перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, возведенные (размещенные, оборудованные) на срок, определенны договором аренды земельного участка, по истечении которого владелец временного некапитального стационарного объекта обязан их демонтировать (разобрать, снести), освободить занимаемый участок, восстановить нарушенное благоустройство, сдать земельный участок по акту приема-передачи арендодателю либо продлить срок действия договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта. Временные некапитальные стационарные объекты не являются объектам недвижимого имущества, государственная регистрация прав на них не предусмотрена. При размещении временных некапитальных стационарных объектов не предусмотрено устройство заглубленных фундаментов подземных помещений, допускается прокладка инженерных сетей.

Предметом правового регулирования градостроительного законодательства является градостроительная деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пп. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством закреплен в ст. 34 Земельного кодекса РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 34).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“ (ч. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо “ передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч. 6).

Как следует из буквального содержания п. 49 Раздела 5 Порядка аттестатом является документ, подтверждающий соответствие размещенного временного некапитального стационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, предоставленного Администрацией города по договору аренды.

Правовой анализ содержания раздела 5 Порядка позволяет сделать вывод, что выдача аттестата не направлена на определение соответствия предполагаемого использования земель санитарным, экологическим нормам, следовательно, не может подменять надзорные функции государственных органов власти, поскольку основной целью его выдачи является установление соответствия размещенного временного некапитального стационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка, предоставленного Администрацией города по договору аренды.

При этом, довод прокурора относительно того, что пунктом 55 раздела 6 Порядка предусмотрены последствия неполучения аттестата временного некапитального стационарного объекта в виде расторжения договора аренды земельного участка по требованию Администрации г. Челябинска, что, не предусмотрено действующим законодательством РФ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании положений указанного пункта. Так, п. 54, 55 раздела 6 Порядка установлено, что установка временного некапитального стационарного объекта без заключения договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации такого объекта является самовольной и подлежит демонтажу владельцем объекта своими силами либо за свой счет в 2-недельный срок со дня выдачи предписания о демонтаже. В случае неразмещения временного некапитального стационарного объекта на предоставленном согласно договору аренды земельном участке и неполучения аттестата временного некапитального стационарного объекта по истечению трех месяцев со дня принятия земельного участка по акту приема-передачи, договор аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта на территории города Челябинска подлежит расторжению по требованию Администрации г. Челябинска.

Таким образом, установке временного некапитального стационарного объекта должно предшествовать заключение договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации такого объекта. При этом, неполучение аттестата временного некапитального стационарного объекта является, в свою очередь, следствием заключения договора аренды и самого факта размещения временного некапитального стационарного объекта на предоставленном согласно договору аренды земельном участке. Следовательно, именно факт неразмещения временного некапитального стационарного объекта на предоставленном согласно договору аренды земельном участке, и как следствие невыдача аттестата (который подтверждает лишь факт соответствия размещения) может повлечь (с учетом положений ст. 46 ЗК РФ) расторжение договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта на территории города Челябинска по требованию Администрации г. Челябинска.

При этом в силу ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому в части Порядку, заявитель не приводит, а судом таких актов не установлено.

В соответствии с ч. 1. ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанные положения, свидетельствуют о том, что для признания недействующим нормативного правового акта необходима совокупность двух условий: не соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части акт издан уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, указанный акт не может нарушать прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и необоснованно препятствовать осуществлению их предпринимательской деятельности, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого в части акта недействующим, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.37 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Прокурора Челябинской области о признании недействующим в части раздела 5 “Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов на территории города Челябинска“, утвержденного решением Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.05.2009 N 3/10 отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

И.В.МРЕЗ

Судьи:

Л.В.ЗАБУТЫРИНА

И.В.КОСТЫЛЕВ