Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2010 по делу N А76-19284/2009-58-284/57-919/10 Требования о признании незаконными решения об осуществлении кадастрового учета и действий по постановке на кадастровый учет земельного участка, обязании внесения записи о снятии земельного участка с учета удовлетворены, поскольку действия ответчиков не соответствуют Земельному кодексу РФ, Федеральному закону “О государственном земельном кадастре“, и нарушают права и законные интересы муниципального образования.

Определением ВАС РФ от 19.01.2011 N ВАС-14828/10 отказано в передаче дела N А76-19284/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.

Определением ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-14828/10 истребовано из Арбитражного суда Челябинской области дело N А76-19284/2009.

Определением ВАС РФ от 22.10.2010 N ВАС-14828/10 принято заявление о пересмотре в порядке надзора данного решения, возбуждено надзорное производство.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 N 18АП-1898/2010, 18АП-2244/2010, 18АП-2584/2010 данное решение изменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2010 г. по делу N А76-19284/2009-58-284/57-919/10

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 января 2010 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской
области Щукина Г.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации г. Челябинска

к Управлению Росреестра по Челябинской области

к Федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска;

Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска;

А.Р.А.;

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <...>;

ЗАО “У“, г. Челябинск;

МУП “Ч“, г. Челябинск

о признании незаконными решения об осуществлении кадастрового учета и действий по постановке на кадастровый учет земельного участка, обязании внесения записи о снятии земельного участка с учета

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.Д. - удостоверение N 1134, доверенность от 18.03.2009 N 05-419;

от ответчиков:

от Управления Росреестра по Челябинской области: М.А., доверенность N 03/10 от 16.11.2009, паспорт <...>;

от ФГУ “ЗКП“ по Челябинской области: Г.Е., доверенность N 5 от 12.01.2010, паспорт <...>;

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска: В.Н., доверенность N 16260 от 24.12.2008, удостоверение N 211;

от Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска: М.Е. - не явился, извещен;

от А.Р.: лично, паспорт <...>;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <...>: не явился, извещен;

от ЗАО “У“, г. Челябинск: С.М., доверенность N 123/1-09 от 28.12.2009, паспорт <...>;

от МУП “Ч“, г. Челябинск: не явился, извещен.

установил:

администрация города Челябинска обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Челябинской области по утверждению землеустроительного дела по межеванию границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:05
09 004:63, расположенного по ул. Красноармейской, 35, г. Челябинска; действия Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, и обязании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области внести запись о прекращении существования земельного участка, площадью 2101 кв. м, с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63 (л.д. 2 - 6 т. 1).

В предварительном судебном заседании 12 октября 2009 года представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования. Просил признать незаконными:

1) решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области от 29.06.2009 N Ф 36.02/09-3563 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35;

2) действия Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35;

3) обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, снять с учета объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63 площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 (л.д. 4 т. 2).

Протокольным определением суда от 12.10.2009 уточнения были приняты судом (л.д. 122 - 127 т. 2).

Распоряжением первого заместителя председателя суда от 10.11.2009 N 158 дело
А76-19284/2009-58-284, находящееся в производстве у судьи Карпачевой М.И., было передано на рассмотрение судье Г.С. Щукиной по причине назначения судьи Карпачевой М.И. в другой арбитражный суд (л.д. 20 т. 3).

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.08.2009 N 220 было закреплено реорганизовать территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области.

Пунктом 4 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.08.2009 N 220 было закреплено, что указанные в пункте 1 настоящего приказа территориальные органы, к которым присоединяются реорганизуемые территориальные органы, являются правопреемником по правам и обязанностям таких реорганизуемых территориальных органов согласно соответствующим передаточным актам (л.д. 53 - 58 т. 3).

Протокольным определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2009 на основании ст. 48 АПК РФ была произведена замена Управления Роснедвижимости по Челябинской области на Управление Росреестра по Челябинской области (л.д. 74 т. 3).

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, возражениях на доводы ответчиков, пояснял, что обжалуемое решение об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка и само проведение кадастрового учета являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.

По мнению представителя Администрации, на сегодняшний день в соответствии с Генеральным планом города Челябинска и Правовым зонированием территории города Челябинска было принято распоряжение Главы города Челябинска от 03.10.2007 N 3487 “О выполнении мероприятий по реализации генерального плана города Челябинска в части размещения транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных
- ул. Российской в Калининском и Центральном районах г. Челябинска“. Постановлением Главы города Челябинска от 27.01.2009 N 8-п была утверждена документация по планировке территории транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных по участке по ул. Кирова до ул. Российской с выходом на ул. Труда. Нежилое помещение, принадлежащее А.Р.А., расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, частично расположено в зоне проектируемой транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных, что послужило основание для отказа КУИЗО г. Челябинска (письмо от 01.11.2008 N 10614) в ответ на поданное 26.08.2008 заявление А.Р.А. о предоставлении земельного участка площадью 3700 кв. м для эксплуатации принадлежащего нежилого помещения. 07.11.2008 ГУАиГ письмом исх. N 9417/6ц отказало в согласовании границ земельного участка площадью 2124 кв. м по причине частичного расположения спорного земельного участка на землях общего пользования, а также отсутствия основания для формирования земельного участка площадью 2124 кв. м под нежилым зданием площадью 87,2 кв. м Из плана границ земельного участка, содержащегося в землеустроительном деле и представленного 14.11.2008 А.Р.А. вместе с заявлением о согласовании границ земельного участка усматривалось, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают нежилое здание, оставляя часть строения за пределами участка, что и послужило основанием для отказа ГУАиГ (письмо исх. N 10420/ю от 10.12.2008) в согласовании границ земельного участка.

Письмом исх. N 03-768 от 07.05.2009 Администрация города Челябинска повторно отказала А.Р.А. в согласовании границ земельного участка площадью 2101 кв. м, указав, что согласно нормам земельного законодательства запрещено формировать земельный участок под частью нежилого помещения, который является единым и неделимым объектом права.

Представитель заявителя пояснял, что в адрес Администрации города Челябинска 10.07.2009 поступило
заявление А.Р.А. о предоставлении земельного участка площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, в собственность, к которому был приложен кадастровый паспорт земельного участка от 06.07.2009, решение о постановке которого и поэтому сама постановка на кадастровый учет, по мнению Администрации города Челябинска, противоречат нормам закона.

Заявитель считает, что поскольку спорный земельный участок не являлся ранее учтенным, то в силу ч. 7 ст. 36 ЗК РФ и ст. 29 ЗК РФ А.Р.А. должен был получить у органа местного самоуправления схему расположения земельного участка, которая в дальнейшем являлась основой для проведения работ по формированию земельного участка. Однако А.Р.А. схема расположения земельного участка получена не была.

Кроме того, пунктом 9 кадастрового паспорта N 7436/204/09-363 спорного земельного участка закреплено, что разрешенное использование земельного участка - “для эксплуатации жилого дома“, что противоречит действительному виду разрешенного использования - “для эксплуатации нежилого помещения“.

В противоречие действующих положений Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, межевание спорного земельного участка было проведено в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, т.к. проведение землеустроительных работ возможно только правообладателем земельного участка, а не любым заинтересованным лицом. Представитель Администрации города Челябинска при установлении границ спорного земельного участка на местности в противоречии п. 9 Инструкции по межеванию земель не присутствовал. Ситуационным планом, представленным заявителем в материалы дела, подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, пересекает границы правовых зон, т.е. находится в двух правовых зонах, что в силу п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 ст. 85 ЗК РФ не допустимо. Площадь спорного земельного участка, решение
о постановке на кадастровый учет которого является предметом обжалования по настоящему делу, не соответствует предельно допустимому размеру земельных участков, предоставляемых гражданам, который равен 2000 кв. м, который утвержден решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 26.12.2006 N 18/24.

Заявитель считает, что Управление Росреестра по Челябинской области на основании п. 1 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре должен был отказать в постановке на кадастровый учет земельного участка по причине расхождения в допустимой и испрашиваемой площади земельного участка. Заявитель также считает, что оспариваемое решение и действия по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка нарушают права и законные интересы населения муниципального образования, интересы которых в рамках настоящего дела и представляет Администрация города Челябинска. Кроме того, заявитель пояснял, что обжалуемое решение и оспариваемые действия ответчиком привели к невозможности реализации Генерального плана города Челябинска, поскольку на основании проведенного конкурса, предметом проведения которого являлось выполнение функций заказчика-застройщика транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных на участке от ул. Кирова до ул. Российской с выходом на ул. Труда в городе Челябинске уже велись работы (л.д. 2 - 6 т. 1, 7 - 11 т. 2, л.д. 11 т. 2).

Представитель Управления Росреестра по Челябинской области в судебном заседании с заявленными требованиями Администрации города Челябинска был не согласен, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве, пояснял, что поскольку договор на выполнение кадастровых работ между А.Р.А. и ООО НПП “У“ был заключен до 01.01.2009, то постановка на кадастровый учет была осуществлена на основании представленного А.Р.А. описания земельного участка от 22.09.2008, что не противоречит положениям Письма Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 N 20581-ИМ/Д23.

Довод
заявителя о том, что орган кадастрового учета должен проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок является необоснованной, т.к. Приказ Росземкадастра N П/327 признан утратившим силу с 01.01.2009 и в силу действующего Закона “О государственном кадастре недвижимости“ при постановке земельного участка на кадастровый учет предоставление правоустанавливающих документов не требуется.

Кроме того, в силу Письма Росземкадастра от 11.04.2003 N СС/272 органы кадастрового учета не проводят проверку юридической силы правоустанавливающих документов, наличия полномочий распоряжаться имуществом. Довод заявителя о расхождении данных по виду разрешенного использования земельного участка является обоснованным, поскольку Управлением Росреестра по Челябинской области была допущена кадастровая ошибка, которая произошла по причине представления документов для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка по форме Ф.1.1, составленное кадастровым инженером ООО НПП “У“.

Довод заявителя о том, что землеустроительные работы, в том числе, установление границ земельного участка, было проведено без согласия Администрации города Челябинска является необоснованным, поскольку нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ определено, что местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию со смежными землепользователями, только в случае представления заявления об учете изменений земельного участка, в связи с уточнением местоположения его границ. Такого основания для отказа в постановке на кадастровый учет, как пересечение земельным участком территориальной зоны нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ не предусмотрено, а потому довод заявителя о допущенном ответчиком нарушении является необоснованным.

Довод заявителя о нарушении Управлением п. 6 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ является несостоятельным, поскольку все земельные участки на территории города относятся к одной
категории - земли населенных пунктов.

Ответчик в ходе судебного разбирательства настаивал на том обстоятельстве, что эксплуатация индивидуального жилого дома является самостоятельным видом разрешенного использования, а потому предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданину с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации индивидуального жилого дома, равный 2000 кв. м, и установленный решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 26.12.2006 N 18/24 не распространяется на площадь спорного земельного участка. Представитель Управления в ходе судебного разбирательства неоднократно настаивал на том обстоятельстве, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на кадастровый учет образованного объекта носят временный характер и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и утрачивают временный характер только с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, а потому оспариваемое решение нарушать права и законные интересы заявителя не может, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 146 - 149 т. 1).

Представитель Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области с заявленными требованиями Администрации города Челябинска был не согласен, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном в материалы дела отзыве, пояснял, спорный земельный участок ранее (до момента постановки на кадастровый учет) на кадастровом учете не состоял, А.Р.А. было представлено заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка. Действующим законодательством о кадастре согласование местоположения границ земельного участка при постановке на кадастровый учет не требуется, а потому доводы заявителя в этой части являются необоснованными (л.д. 70 - 71, 138 - 141 т. 1)

Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
в судебном заседании поддержал позицию Администрации города Челябинска, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном в материалы дела мнении по заявленным требованиям, пояснял, что действующим законодательством не предусмотрено формирование самостоятельного земельного участка под часть здания, которая в натуре не выделена, а потому при вынесения оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка был нарушен главный принцип земельного законодательства - единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов (л.д. 84 - 85 т. 3).

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное к участию в деле на основании ст. 51 АПК РФ определением суда от 19.08.2009, считают, что проведение кадастрового учета спорного земельного участка влечет возможность реализации права А.Р.А. на основании ст. 36 ЗК РФ на выкуп земельного участка в собственность для эксплуатации нежилого помещения в установленных границах. Нежилое помещение, расположенное на спорном земельном участке и принадлежащее А.Р.А. на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации от 10.01.2008 составляет 87,20 кв. м, а площадь земельного участка, на котором расположено вышеуказанное помещение согласно кадастровому паспорту значительно превышает площадь, расположенного на нем объекта и составляет 2101 кв. м. Вынесение оспариваемого решения и проведение кадастрового учета спорного земельного участка препятствуют органам местного самоуправления в осуществлении градостроительной и дорожной деятельности, а потому просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме (л.д. 84 - 85 т. 3).

А.Р.А. в судебном заседании с заявленными требованиями Администрации города Челябинска был не согласен, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном в материалы дела мнении, пояснял, что границы спорного земельного участка были согласованы заявителем на основании вступившего в силу судебного решения Центрального районного суда от 26.12.2008, который в том числе, установил отсутствие выхода границ участка за пределы красных линий. Площадь земельного участка, равная 2124 кв. м была установлена специализированной организацией при формировании землеустроительного дела, поскольку орган местного самоуправления в нарушение статьи 36 ЗК РФ, которая обязывает Администрацию определить площадь земельного участка, подлежащего выкупу, утвержденную схему расположения земельного участка не представил.

А.Р.А. не отрицает факт того, что часть здания попадает под строительство развязки и в целях устранения противоречий А.Р.А. готов на перенос здания, но в условиях неопределенности границ спорного земельного участка такие действия невозможны. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от 26.12.2008 было установлено, что границы земельного участка определены исходя из конфигурации и места расположения соседних земельных участков, естественных границ земельного участка, не вторгаются в пределы земель общего пользования, не пересекают красных линий и подлежат согласованию.

ГУАиГ путем издания акта о согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, площадью 2101 кв. м (исх. N 4317/юр от 04.06.2009) исполнило предписание решение Центрального районного суда города Челябинска от 26.12.2008 об обязании ГУАиГ согласовать границы спорного земельного участка. Границы спорного земельного участка не выходят за пределы красных линий и не пересекают границы двух правовых зон, считает, что права и законные интересы заявителя оспариваемым решением, и действиями по постановке на кадастровый учет не нарушаются (л.д. 59 - 68 т. 2).

В судебном заседании представитель ЗАО “У“ поддержал заявленные требования, ссылаясь на приобщенное к материалам дела протокольным определением суда от 12.01.2010 мнении, поступившее через канцелярию Арбитражного суда Челябинской области 25.12.2009. Согласно мнению третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество поддерживает заявленные требования Администрации города Челябинска, указывая на проведение строительно-монтажных работ по строительству транспортной развязки. Часть спорного земельного участка расположена на землях общего пользования в зоне строительства транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных, а потому формирование земельного участка было проведено с нарушением действующего законодательства (л.д. 82 - 83 т. 3).

В судебное заседание представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ГУАиГ, МУП “Ч“ не явились, извещены с соблюдением требований, установленных ст. 121 - 123 АПК РФ, ходатайств об отложении судебного заседания в Арбитражный суд Челябинской области не поступало, а потому дело было рассмотрено Арбитражным судом Челябинской области в соответствии с ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ (л.д. 124, 125, 126 т. 3).

Изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества б/н от 30.10.2007 и протокола об итогах открытого аукциона от 30.10.2007 А.Р.А. приобрел на праве собственности нежилое здание общей площадью 87,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 35 (л.д. 98, 93 т. 2).

10.01.2008 А.Р.А.А, зарегистрировал в установленном порядке на основании договора купли-продажи от 30.10.2007 право собственности на нежилое здание, общей площадью 87,2 кв. м, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2008 N 74АА 458679 (л.д. 94 т. 2).

Решением Центрального районного суда города Челябинска от 30.01.2009 по делу N 2-180/2009, вступившим в законную силу на основании ст. 209 ГПК РФ 28.04.2009 и имеющим в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в удовлетворении исковых требований Администрации города Челябинска о признании А.Р.А. утратившим право собственности на нежилое здание площадью 87,2 кв. м по ул. Красноармейская, 35, было отказано (л.д. 81 - 82, 86 - 88 т. 2).

Письмом вх. N 10-10383/08-0-0 от 26.08.2008 А.Р.А. обратился в адрес Администрации города Челябинска с просьбой о выкупе на основании ст. 36 ЗК РФ земельного участка площадью 3700 кв. м, на котором расположено нежилое помещение, принадлежащее А.Р.А. на праве собственности (л.д. 12 т. 1).

Письмом исх. N 10614 от 01.11.2008 КУиЗО г. Челябинска отказало А.Р.А. в выкупе испрашиваемого земельного участка, указав, что нежилое помещение частично расположено на проектируемой развязке ул. Бр. Кашириных - ул. Труда - ул. Российская, а потому сформировать границы земельного участка для выкупа не представляется возможным (л.д. 1, 3, 14 т. 2).

Заявлением от 24.09.2008 А.Р.А. обратился в адрес ГУАиГ с просьбой о подписании акта согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 (л.д. 15 т. 1).

Письмом б/н от 24.09.2008 ГУАиГ отказало в согласовании границ спорного земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок частично располагается в зоне К.8 - зона магистралей городского и районного значения (земли общего пользования) и дом N 35 на основании пункта 3 Распоряжения Главы города N 3487 от 03.10.2007 подлежит сносу по причине строительства транспортной развязки. Кроме того, площадь испрашиваемого земельного участка представленными документами не обосновывается (л.д. 17 т. 1).

Заявлением от 14.11.2008 А.Р.А. повторно обратился в адрес ГУАиГ с просьбой о подписании акта согласования границ земельного участка площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, указав, что указанные ГУАиГ замечания были устранены и границы земельного участка изменены (л.д. 18 т. 1).

Письмом исх. N 10420/юр от 10.12.2008 ГУАиГ отказало в согласовании границ спорного земельного участка, как смежный землепользователь, указав, что основания для формирования земельного участка площадью 2101 кв. м отсутствуют (л.д. 20 т. 1).

Письмом исх. N 03-762 от 07.05.2009 Администрация города Челябинска, рассмотрев землеустроительное дело N 608 по межеванию границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 35, отказало в согласовании границ, указав, что здание попадает на участок строительства транспортной развязки, строительство которой предусмотрено Генеральным планом города Челябинска, при этом, границы спорного земельного участка пересекают нежилое помещение, оставляя часть строения за границами участка (л.д. 21 - 23, 24 т. 1).

Заявлением от 09.06.2009 рег. N 7436/110/09-75 А.Р.А. обратился в адрес Территориального отдела N 4 ФГУ “ЗКП“ по Челябинской области о постановке на кадастровый учет земельного участка (л.д. 72 т. 1).

Из заявления от 09.06.2009 рег. N 7436/110/09-75 усматривается, что документами, прилагаемыми к заявлению, являлся межевой план (л.д. 72, 74 - 87 т. 1).

Решением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области 29.06.2009 было вынесено решение N Ф 36.02/09-3563 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 (л.д. 73 т. 1).

Письмом вх. N 10-8131/2009 от 10.07.2009 А.Р.А. обратился в адрес Администрации города Челябинска о предоставлении земельного участка площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 в собственность, приложив к поданному заявлению кадастровый паспорт земельного участка от 06.07.2009 N 7436/204/09-363 (л.д. 49, 50 - 52 т. 1).

Заявленные Администрацией города Челябинска требования о признании незаконными:

1) решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области от 29.06.2009 N Ф36.02/09-3563 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35;

2) действия Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

В силу ст. 3 указанного Федерального закона землеустройство проводится в обязательном порядке, в том числе, в случаях изменения границ объектов землеустройства.

Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ в Федеральный закон 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ были внесены изменений, касающиеся, в том числе, исключения обязательного проведения процедуры землеустройства в случаях предоставления и изъятия земельных участков.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что Решением Челябинской городской Думы от 30.12.2003 N 32/3 утвержден Генеральный план города Челябинска, во исполнение которого было принято Распоряжение Главы города Челябинска от 03.10.2007 N 3487 “О выполнении мероприятий по реализации генерального плана города Челябинска в части размещения транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных - ул. Российской в Калининском и Центральном районах г. Челябинска“ (л.д. 7 - 8 т. 1).

Пунктом 4 Распоряжения Главы города Челябинска от 03.10.2007 N 3487 предусмотрено, что МУП “Ч“ в случае необходимости произвести снос жилых домов, в том числе, по ул. Красноармейская, 35 (л.д. 7 - 8 т. 1).

Постановлением Главы города Челябинска от 27.01.2009 N 8-п была утверждена документация по планировке территории транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных на участке от ул. Кирова до ул. Российской с выходом на ул. Труда в Центральном и Калининском районах города Челябинска, которая в силу п. 2 Постановления являлась основанием для дальнейшего архитектурно-строительного проектирования отдельных объектов капитального строительства (л.д. 10, 11 т. 1).

Из ситуационного плана, представленного заявителем в материалы дела усматривается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что нежилое здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 и принадлежащее А.Р.А. на праве собственности расположено в границах территории, на которой производится строительство транспортной развязки, а также спорное здание пересекает границу красных линий.

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Челябинска от 30.01.2009 по делу N 2-180/2009 было установлено, что А.Р.А. заключил с ЗАО “Строительная компания РСУ N 7“ договор подряда на перенос здания, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, за границы красных линий, утвержденных градостроительной документацией по планировке территории и отделяющих земли специального назначения (земли дорог и дорожной инфраструктуры) от земель общего пользования.

В соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка усматривается, что земельный участок площадью 2101 кв.“м расположен на землях населенных пунктов, а потому доводы заявителя о нахождении земельного участка в двух правовых зонах судом во внимание не принимается, как необоснованный (л.д. 111 - 113 т. 2).

Суд считает необходимым заметить, что не спорный (сформированный и поставленный на кадастровый учет) земельный участок находится в двух территориальных зонах, а нежилое помещение, расположенное частично на спорном земельном участке находится в двух территориальных зонах - земли общего пользования (земельный участок, который остался под частью нежилого помещения и не является сформированным), земли населенных пунктов (земельный участок, решение по осуществлению кадастрового учета которого является предметом судебного разбирательства).

По сути, заявленные требования Администрации города Челябинска сводятся к признанию незаконными решения по постановке на кадастровый учет и действий по постановке на кадастровый учет ответчиков по причине постановки на кадастровый учет земельного участка, сформированного под частью нежилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам, в т.ч. жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (ч. 4 ст. 85 ЗК РФ).

Исходя из положений ч. 8 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ч. 12 ст. 85 ЗК РФ).

В ходе судебного разбирательства судом было установлено и представителями ответчиков не оспаривался тот факт, что земельный участок, являющийся предметом судебного разбирательства, был поставлен на кадастровый учет с учетом того обстоятельства, что граница земельного участка проходит через здание, расположенное на данном земельном участке.

Действия по внесению в ГКН сведений о спорном земельном участке были совершены в период действия Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон о кадастре).

В силу ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 вышеуказанного Закона кадастровый учет осуществляется земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 456 утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости.

В силу п. 1 указанного Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.

Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями.

На территории Челябинской области действует Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, именно указанным органом в лице его территориального отдела N 4 были совершены оспариваемые в рамках настоящего дела действия.

Ведение государственного кадастра недвижимости в соответствии с ч. 10 ст. 4 Закон о кадастре осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений) (ч. 10 ст. 4 Закона о кадастре).

Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N 35 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2008 N 11191).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Исходя из положений ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 20 Закона о кадастре).

В силу ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о кадастре заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Суд считает, что поскольку право собственности А.Р.А. на объект недвижимости - нежилой помещение общей площадью 87,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, в установленном порядке не было прекращено, то указанное лицо имело право на обращение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

В силу ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.

Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре.

В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно ссылался на то обстоятельство, что в противоречие ч. 7 ст. 36 ЗК РФ А.Р.А. не обращался в адрес Администрации города Челябинска за предоставлением схемы расположения земельного участка и к формированию земельного участка и проведению кадастровых работ собственник нежилого помещения приступил без наличия схемы расположения земельного участка, которая является, по мнению заявителя, основой для проведения работ по формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет.

Данный довод Администрации города Челябинска судом во внимание не принимается по следующим основаниям.

Понятие “схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории“ пришло на смену понятия “проект границ земельного участка“ в Земельном кодексе Российской Федерации произошло по причине того, что из Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ исключен один из видов землеустройства - территориальное землеустройство. В частности, из видов землеустроительной документации (статья 19 данного Федерального закона) исключены проекты территориального землеустройства (в том числе и проекты границ земельных участков).

Статья 36 ЗК РФ регулирует правоотношения, связанные с приобретением прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, а не правоотношения, связанные с постановкой земельного участка на кадастровый учет.

Указанная норма регулирует отношения по предоставлению земельного участка и не может являться самостоятельным основанием для признания недействительным решения о постановке на кадастровый учет

При регулировании правоотношений, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет имеется специальный закон - Федеральный закон “О кадастре“.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 названного Закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены уполномоченным органом.

Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены форма межевого плана, требования к его подготовке, а также примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. Приказ официально был опубликован в Российской газете 19.12.2008 N 260 (4817) и вступил в силу с 1 января 2009 года.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 20581-ИМ/Д23 в связи с вступлением в силу Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 с 1 января 2009 года и учитывая, что до указанной даты принимались документы, подготовленные по правилам, установленным Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 “Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет“ (зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2002, регистрационный номер 3911), и соответственно договоры, связанные с подготовкой документов, необходимых для государственного кадастрового учета, предусматривали подготовку указанных документов (Описаний земельных участков), то в целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц, которые до 1 января 2009 года заключили договоры подряда на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для государственного кадастрового учета, по мнению Минэкономразвития России, вместо межевых планов могут представляться Описания земельных участков. Описания земельных участков могут представляться в орган кадастрового учета до 1 июля 2009 года (переходный период).

Из материалов дела усматривается и лицами, участвующими в деле не оспаривается тот факт, что для постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, А.Р.А. были представлены заявление и межевой план в виде описания земельного участка (л.д. 72, 74 - 77 т. 1).

Доводы заявителя о нарушении ответчиками положений Приказа Росземкадастра N П/327 от 02.10.2002 являются необоснованными, поскольку данный Приказ на момент принятии оспариваемого решения о постановке на кадастровый учет и на момент совершения оспариваемых действия прекратил свое действие в связи с принятием Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (л.д. 72, 74 - 77 т. 1).

Исследовав представленные для постановки на кадастровый учет документы, суд приходит к выводу о том, что А.Р.А. при проведении землеустроительных работ по заявке А.Р.А. были допущены нарушения, а именно, проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка, результатом которых явилось утверждение границ земельного участка, проходящих через нежилое здание, которые привели к принятию незаконного решения об осуществлении кадастрового учета и послужили основанием для проведения кадастрового учета спорного земельного участка на основании следующего.

Из описания спорного земельного участка, представленного А.Р.А. вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет и кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что разрешенное использование сформированного земельного участка является эксплуатация индивидуального жилого дома.

В ходе судебного разбирательства представителем ФГУ “ЗКП“ по Челябинской области были даны пояснения, что ответчиком при установлении разрешенного использования спорного земельного участка была допущена кадастровая ошибка, которая в силу п. 2 ст. 28 Закона о кадастре является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого выносились сведения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Ошибка, согласно пояснениям ответчиков произошла по причине указания инженером ООО НПП “У“ в описании данного вида разрешенного использования.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 ст. 28 названного Закона).

До настоящего времени кадастровая ошибка в сведениях в установленном порядке не исправлена, однако установленное в ходе судебного разбирательства нарушение, допущенное ФГУ “ЗКП“ по Челябинской области, при постановке на кадастровый учет не является существенным и достаточным для признания действий ответчика по постановке на кадастровый учет не законными, поскольку допущенная кадастровая ошибка в соответствии с действующим законодательством подлежит исправлению.

На момент вынесения решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области от 29.06.2009 N Ф 36.02/09-3563 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, и совершения оспариваемых в рамках настоящего дела действий Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, действовало Положение о проведении территориального землеустройстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, которым был установлен порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

В силу п. 5 вышеуказанного Положения образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты).

Согласно пунктам 5 и 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ по формированию вновь образованных земельных участков.

Следовательно, земельный участок, как объект права возникает после его индивидуализации путем определения его размера, границ и местоположения.

Суд считает, что сам факт наличия земельного участка, его местоположение, правовой режим, площадь и другие сведения о земельном участке, необходимые для идентификации земельного участка в целях защиты интересов землепользователей, устанавливаются при определении границ земельного участка на местности - межевании. При этом ответственность за идентификацию границ земельного участка, в рамках которого будут гарантироваться права пользователя земельного участка, несет сам землепользователь.

В соответствии с Положением о проведении территориального землеустройстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396, были приняты Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, которыми дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.

Межевание объектов землеустройства в силу п. 3, 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства проводится, в том числе, как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства.

В силу п. 6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя такие работы, как уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

Согласно доводам заявителя нарушение своих прав Администрация города Челябинска видит в том, что при утверждении границ спорного земельного участка не были учтены интересы органа местного самоуправления, поскольку Администрация при проведении межевания не присутствовала, следовательно, заказчик о позиции органа местного самоуправления не знал.

Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию земель, предусмотрено, что установление границ земельного участка производят в присутствии представителя районной, городской (поселковой) администрации и собственников, владельцев или пользователей размежеваемого и смежных с ним земельных участков или их представителями.

В силу п. 9.2 Инструкции по межеванию земель после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) а результаты установления границ и их согласование оформляется актом, который подписывается теми же вышеуказанными лицами

Согласно п. 11, 14.1 Методических рекомендаций работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

Из смысла вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что речь идет, во-первых, о собственниках, а также владельцах, пользователях и арендаторах земельных участков; во-вторых, это соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления; в-третьих, о собственниках объектов недвижимости, расположенной на смежных участках, в том случае, если права на землю еще не оформлены, но сложился определенный порядок землепользования.

Согласно п. 8.2 Инструкции и п. п. 12, 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, строго регламентирован порядок извещения всех заинтересованных лиц о проведении землеустройства. Извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой “Вручить лично“, с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

Из материалов дела усматривается и лицами, участвующими в деле не оспаривается тот факт, что в деле отсутствуют расписки о вручении Администрации извещения о времени проведения межевых работ и документы о согласовании местоположения границ. Проект межевания с Администрацией не согласовывался. Администрация, являясь лицом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, не была уведомлена о проведении межевых работ.

В материалах дела имеется акт о согласовании границ земельного участка от 11.06.2009 N 4317/юр, составленный ГУАиГ во исполнение требования судебного пристава-исполнителя от 10.04.2009 о согласовании границ земельного участка площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 (л.д. 69, 70 - 72, 85 т. 2).

Из материалов дела усматривается, что заявление А.Р.А. в адрес Территориального отдела ФГУ “ЗКП“ было подано 09.06.2009 (л.д. 72 т. 1).

Акт ГУАиГ о согласовании границ земельного участка N 4317/юр во исполнение требования судебного пристава-исполнителя от 10.04.2009 о согласовании границ земельного участка площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, был составлен 11.06.2009 (л.д. 69 т. 2).

В материалах межевого дела, представленного А.Р.А. вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет, акт о согласовании границ отсутствует (л.д. 72 - 87 т. 1).

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 38 Закона “О государственном кадастре недвижимости“ если в соответствии со ст. 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Как следует из ч. 1 ст. 39 Закона “О государственном кадастре недвижимости“, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Из материалов дела усматривается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что спорный земельный участок проходил процедуру постановки на кадастровый учет, ранее на кадастровом учете не состоял, а потому уточнению местоположения границ не подлежал.

Согласно п. 2 Инструкции по межеванию земель указано, что межевание земель включает, в том числе, определение площади земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 38 Федерального закона “О кадастре“ площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При установлении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Учитывая изложенные требования закона, площадь земельного участка, местоположение его границ определяются при производстве землеустроительных работ для постановки этого земельного участка на кадастровый учет, а потому ссылка заявителя о нарушении ответчиками установленных предельно допустимых размеров земельных участков является необоснованной.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании изложенного, суд считает, что Администрация города Челябинска не представила доказательства того, что площадь спорного земельного участка равная 2101 кв. м, которая была установлена при производстве землеустроительных работ для постановки на кадастровый учет нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, поскольку действующее законодательство не содержит обязательного требования по предоставлению земельного участка в том размере, который имел место быть при постановке на кадастровый учет.

Вместе с тем, суд считает, что наличие только вышеуказанного обстоятельства не является достаточным основанием для признания отсутствия нарушенных права и законных интересов заявителя, так как согласно Положению о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, земельные участки и прочно связанные с ними здания и сооружения в городах и других поселениях рассматриваются как единые объекты недвижимого имущества. Установление границ землепользования (межевание) направлено на установление границ сложившихся объектов недвижимости и формирование новых объектов в сложившейся застройке. Для всех типов застройки в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из указанного принципа был создан нормативно установленный механизм, согласно которому собственник здания или его части (часть земельного участка в силу п. 3 ч. 1 ст. 6 ЗК РФ является объектом земельных отношений) может стать собственником соответствующего данного здания, строения, сооружения или его части земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Одним из таких исключений является, например, норма пп. 1 п. 4 ст. 35 ЗК РФ, согласно которой отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, производится без отчуждения соответствующей части земельного участка.

В силу п. 4 Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105, действовавшем на момент вынесения оспариваемого решения о постановке на кадастровый учет и совершения оспариваемых действий по постановке на кадастровый учет в границы земельного“участка должны включаться все объекты, входящие в состав недвижимого имущества.

Из ситуационного плана, чертежа земельного участка, являющегося составной частью описания земельного участка, представленного А.Р.А. в адрес Территориального отдела N 4 ФГУ “ЗКП“ для постановки на кадастровый учет, усматривается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что граница спорного земельного участка проходит через нежилое здание, разделяя объект недвижимости на две части. Кроме того, земельный участок, на котором расположена часть здания, принадлежащая А.Р.В. и вышедшая за границу поставленного на кадастровый учет земельного участка, находится в красных линиях перспективного строительства транспортной развязки.

Частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Вопрос о правомерности определения границ спорного земельного участка должен быть разрешен самим заинтересованным лицом в порядке ч. 5 ст. 200 АПК РФ. Вопрос о соответствии землеустроительной документации, представленной А.Р.А., установленным правилам является вопросом права и разрешается судом при разрешении соответствующего спора.

Решением Центрального районного суда города Челябинска от 30.01.2009 по делу 32-180/2009, имеющем преюдициальное значение в порядке ст. 3 ст. 69 АПК РФ, было установлено, что принадлежащее А.Р.А. на праве собственности нежилое здание не погибло и не уничтожено, а потому является надлежащим объектом гражданских прав.

В ходе судебного разбирательства доказательства того, что нежилое здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, не является единым объектом, поскольку отсутствуют признаки технического и технологического единства основного объект (часть нежилого здания, расположенного на земельном участке, прошедшего процедуру кадастрирования) и его части (часть нежилого здания, расположенного на земельном участке, не прошедшего процедуру кадастрирования) не представлены.

Нежилое здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35 является одним объектом недвижимости, а потому проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка, результатом которого явилось утверждение границ спорного земельного участка, проходящих через нежилое здание, составление межевого плана, легшего в основу принятия решения о постановке на кадастровый учет, было проведено с нарушением действующего законодательства, в нарушение норм земельного законодательства, без учета градостроительной и иной документации, содержащей необходимые для проведения кадастрового учета сведения.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент, определяющий основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Действия, связанные с постановка на кадастровый учет объектов недвижимости являются юридически значимыми, так как в их результате земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Как следует из п. 3 ст. 14 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“, моментом возникновения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

В п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ предусмотрено, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.

Согласно пункту 2 указанного Порядка ведение указанного раздела осуществляется путем выполнения кадастровых процедур, которыми являются процедуры: внесение сведений о ранее учтенных земельных участках; выполнение учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета).

Учетная кадастровая запись о возникновении нового земельного участка как объекта государственного кадастрового учета, в соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка ведения реестра выполняется во вновь открываемом подразделе путем внесения описания земельного участка, позволяющего однозначно выделить данный земельный участок из других, что сопровождается присвоением ему номера, определяемого по журналу учета кадастровых номеров.

В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного Порядка учетные кадастровые записи об изменении отдельных характеристик существующего земельного участка осуществляются в открытом подразделе на основании документов, представленных заявителем.

Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что спорный земельный участок на момент внесения сведений о постановке на кадастровый учет кадастровый номер не имел, следовательно, как объект недвижимости сформирован не был.

Суд считает, что поскольку спорного земельного участка, как объекта недвижимости на момент вынесения оспариваемого решения и совершения действий по постановке на кадастровый учет, не существовало, то Управлением Роснедвижимости по Челябинской области было принято решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, а не решение о внесении в Государственный кадастр недвижимости сведения информационного и временного характера в отношении объекта недвижимости.

Следовательно, и ответчиком по делу - ФГУ “ЗКП“ в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке, как объекте недвижимости, а не сведения временного характера, а потому довод ответчиков, что временный характер внесенных сведений не нарушает права и законные интересы заявителя судом во внимание не принимается.

В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации города Челябинска указывал, что в силу незаконных действий ответчиков орган местного самоуправления фактически лишен права распоряжения спорным земельным участком по его прямому функциональному назначению, а именно: в целях обеспечения муниципального образования “Челябинский городской округ“ объектами инженерно-транспортной инфраструктуры (строительство транспортной развязки по ул. Бр. Кашириных на участке от ул. Кирова до ул. Российской с выходом на ул. Труда в городе Челябинске) в пределах предусмотренных Правовым зонированием г. Челябинска “красных линий“ на участке от улицы Бр. Кашириных - ул. Российской в г. Челябинске.

Суд считает, что поскольку оспариваемыми незаконными действиями ответчиков подтвержден факт формирования спорного земельного участка под нежилым зданием, принадлежащим А.Р.А. на праве собственности, как самостоятельный объект гражданских правоотношений, то допуск такого объекта недопустим, поскольку нарушает права и законные интересы граждан муниципального образования, а Администрация города Челябинска в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ действует в интересах населения.

Суд считает, что наличие установленных в ходе судебного разбирательства нарушений, допущенных при проведении землеустроительных работ, а именно проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка, результатом которого явилось утверждение границ спорного земельного участка, проходящих через нежилое здание, составление межевого плана, легшего в основу принятия решения о постановке на кадастровый учет, является причиной удовлетворения заявленных требований, иной подход может привести к подтверждению законности постановки на кадастровый учет земельного участка, сформированного с грубым нарушением действующего законодательства.

Из представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков не соответствовали Земельному кодексу РФ, Федеральному закону “О государственном земельном кадастре“, и нарушают права и законные интересы муниципального образования, а потому требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК ПФ в резолютивной части решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Администрацией города Челябинска заявлены требования об обязании Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, снять с учета объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63 площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Анализ норм Федерального закона N 221-ФЗ дает основания утверждать, что процедура снятия с кадастрового учета земельного участка предусмотрена только частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, согласно которой орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером 74:36:05 09004:63 площадью 2101 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, не соответствует признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“.

Вместе с тем, согласно положениями ст. 201 АПК РФ арбитражный суд не связан с доводами заявителя о способе восстановления нарушенного права, а потому в качестве восстановления нарушенного права заявителя, суд с учетом, положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет возложение обязанности на Управление Росреестра по Челябинской области, ФГУ “ЗКП“ по Челябинской области аннулировать из государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, кадастровый номер 74:36:05 09 004:63, разрешенное использование “для эксплуатации индивидуального жилого дома“.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Администрации города Челябинска удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Челябинской области, от 29.06.2009 N Ф 36.02/09-3563 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, как несоответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“.

Признать незаконными действия Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 004:63, площадью. 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, 35, как несоответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“.

Обязать Управление Росреестра по Челябинской области, Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 2101 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 35, кадастровый номер 74:36:05 09 004:63, разрешенное использование “для эксплуатации индивидуального жилого дома“ в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области путем подачи жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

Г.С.ЩУКИНА