Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23.12.2009 по делу N 65-07/2009 <О нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“> (вместе с “Рекомендациями“, “Предписанием об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N 65-07/2009

О нарушении антимонопольного законодательства

г. Челябинск,

пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Членов Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и

Комиссии органов власти Челябинского УФАС России;

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела

контроля торгов и органов власти

Челябинского УФАС России,

в присутствии:

- <...> - представителя Администрации Увельского муниципального района (доверенность N 2723 от 10.12.2009);

- <...> - представителя <...> (доверенность от 06.05.2009), рассмотрев дело N 65-07/2009, возбужденное по признакам нарушения Главой Увельского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП З.А.А. и ИП В.В.В. о проведении проверки на предмет соответствия действующему законодательству действий Главы Увельского муниципального района при передаче земельного участка общей площадью 1197,0 кв. м в аренду Б.В.С. и при предоставлении впоследствии указанного земельного участка для строительства, а также действий Администрации
Увельского муниципального района по отказу ИП З.А.А. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 км по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, ул. 40 лет Октября, дом, общей площадью 1197 кв. м, кадастровый номер: 74:21:1308001:62.

В ходе проверки представленных документов и информации установлено следующее.

Распоряжение земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Положением о порядке распоряжения земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Постановлением Главы Увельского муниципального района от 23 октября 2006 года N 544 (далее - Положение).

Представитель З.А.А. указал, что из Положения невозможно сделать вывод о том, в отношении каких земельных участков оно распространяется. Так, Положение не регулирует вопросы, связанные с подачей заявлений в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений. Кроме того, в Положении не указаны сведения о процедуре предоставления земельных участков, информация о том, какие сведения должны содержаться в заявлении о предоставлении земельных участков, о порядке рассмотрения заявок и принятия по ним решений.

Так, представитель З.А.А. пояснил, что Постановлением Главы Увельского муниципального района от 30.01.2009 N 70 “О предоставлении в аренду земельного участка в аренду Б.В.С.“ Б.В.С. предоставлен земельный участок площадью 1197,0 кв. м для организации торговой деятельности. При этом между Главой Увельского муниципального района и Б.В.С. 30.01.2009 заключен договор аренды земельного участка N 10.

Однако в нарушение действующего земельного законодательства в средствах массовой информации сообщение о предоставлении указанного земельного участка гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях опубликовано не
было, в связи с чем было нарушено право ИП В.В.В. и ИП З.А.А. на получение такого земельного участка.

Представитель Главы Увельского муниципального района представил письменные пояснения и на заседании Комиссии отметил следующее.

Положение принято в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон N 53-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно Закону N 53-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Положение было принято только для разделения полномочий по осуществлению распоряжения земельными участками между Администрацией Увельского муниципального района, Главой муниципального района и Комитетом по земельным отношениям Увельского муниципального района.

При этом акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, органами местного самоуправления Увельского муниципального района не принят.

Передача полномочий по распоряжению земельными участками на территории Увельского муниципального района сельским поселениям Администрацией Увельского муниципального района не осуществлялась. В настоящее время земельные участки, расположенные на территории Увельского муниципального района и находящиеся в его собственности, а также в собственности сельских поселений, отсутствуют.

На вопрос Комиссии о правовом обосновании передачи в аренду Б.В.С. земельного участка площадью 1197,0 кв. м представитель Главы Увельского муниципального района пояснил, что
на основании единственного поступившего от Б.В.С. заявления от 30.01.2009 о заключении договора аренды на земельный участок площадью 1197,0 кв. м, в соответствии со статьями 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, пунктом 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением было вынесено Постановление Главы Увельского муниципального района от 30.01.2009 “О предоставлении земельного участка в аренду Б.В.С.“. Информация о проведении конкурса на предоставленный в аренду Б.В.С. земельный участок площадью 1197,0 кв. м была опубликована в печатном издании - газете “Настроение“ N 48 (11867) от 17.06.2008.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей заявителя и ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статьей 2 Закона N 53-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В силу части 2 статьи 22 ЗК РФ принятие нормативных правовых актов по управлению и распоряжению землями в пределах своей компетенции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно статье 15 Устава Увельского
муниципального района к органам местного самоуправления муниципального района относятся: Собрание депутатов Увельского муниципального района; Глава Увельского муниципального района; Администрация Увельского муниципального района.

В силу Закона об общих принципах ОМСУ, Устава Увельского муниципального района администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Глава Увельского муниципального района и Администрация Увельского муниципального района не наделены собственными полномочиями по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно статьям 15, 17, 18 Устава Увельского муниципального района представительным органом муниципального района является Собрание депутатов Увельского муниципального района, которое наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Так, в силу пункта 5 части 1 статьи 18 Устава Увельского муниципального района определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции Собрания депутатов Увельского муниципального района.

Постановлением Увельского районного Собрания депутатов Челябинской области от 24 февраля 2000 года N 7 “О порядке управления муниципальной собственностью“ утверждено Положение о порядке управления муниципальной собственностью Увельского районного муниципального образования (Увельского района) (далее - Положение о порядке управления муниципальной собственностью).

Пунктом 3.6 Положения о порядке управления муниципальной собственностью предусмотрены полномочия Главы Увельского муниципального района по предоставлению муниципальных земель в соответствии с действующим законодательством.

Разделом 6 Положения о порядке управления муниципальной собственностью установлен порядок распоряжения муниципальным имуществом Увельского района.

Положение о порядке управления муниципальной собственностью принято 24 февраля 2000 года, т.е. до введения в действие ЗК РФ, в части 1 статьи 34 которого закреплены основные требования, которым должна отвечать процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Во-первых, органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры
и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Во-вторых, органы местного самоуправления обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

В-третьих, органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Указанные выше требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Однако Собранием депутатов Увельского муниципального района не внесены изменения в Положение о порядке управления муниципальной собственностью в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ.

Акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, согласно пояснениям представителя Главы Увельского муниципального района органами местного самоуправления Увельского муниципального района также не принят.

Глава Увельского муниципального района в соответствии с Уставом Увельского муниципального района не наделен собственными полномочиями по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Однако Главой Увельского муниципального района утверждено Положение, которым фактически устанавливается порядок распоряжения земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом Положение не содержит сведений о процедурах и критериях предоставления таких земельных участков, в том числе сведений о содержании заявлений о предоставлении земельных участков, порядке рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков в случае подачи таких заявок несколькими претендентами. Кроме того, в Положении отсутствуют сведения о необходимости обеспечения подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на
определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) для целей, не связанных со строительством, и заблаговременной публикации такой информации.

Напротив, согласно пункту 5.2 Положения Комитет по земельным отношениям рассматривает поступившее заявление и готовит по нему предложения в форме проекта постановления (распоряжения) Главы района без соответствующей публикации информации и проведения иных процедур, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ.

Отсутствие в Положении указанных выше сведений не обеспечивает гласность и прозрачность принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, что может привести к недопущению, ограничению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В результате Постановлением Главы Увельского муниципального района от 30.01.2009 N 70 Б.В.С. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1197,0 кв. м для организации торговой деятельности без соответствующей публикации информации и проведения иных процедур, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, что могло привести к недопущению, ограничению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе ИП З.А.А. и ИП В.В.В.

Вместе с тем, Постановлением Главы Увельского муниципального района от 15.09.2009 N 626 отменено Постановление Главы Увельского муниципального района от 30.01.2009 N 70, договор аренды земельного участка от 30.01.2009 N 10 расторгнут.

Доводы представителя Главы Увельского муниципального района о том, что информация о проведении конкурса на предоставленный в аренду Б.В.С. земельный участок площадью 1197,0 кв. м была опубликована в печатном издании - газете “Настроение“ N 48 (11867) от 17.06.2008, не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям.

Согласно опубликованному сообщению
Комитетом по управлению имуществом Увельского муниципального района проводился конкурс на заключение договора аренды торговой площади по адресу: п. Увельский, ул. 40 лет Октября, под организацию рынка. При этом условиями конкурса являлись установление стандартных киосков для торговли и павильона для торговли мяса, ограждение, охрана и уборка территории торговой площади, а также вывоз мусора. Претендентам на участие в таком конкурсе надлежало представить бизнес-план развития рынка. Предложения принимались до 20 июня 2008 года.

Тогда как Б.В.С. подал заявление на имя Главы Увельского муниципального района о предоставлении в аренду конкретного земельного участка, расположенного по адресу: примерно в 5 км по направлению на юго-восток от ориентира здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, ул. 40 лет Октября, дом, общей площадью 1197 кв. м, кадастровый номер: 74:21:1308001:62. В указанном заявлении отсутствовало согласие Б.В.С. с условиями конкурса, предусмотренными опубликованным сообщением. Какие-либо приложения к заявлению Б.В.С., в том числе бизнес-план развития рынка, отсутствовали. Более того, заявление Б.В.С. подано в Администрацию Увельского района 19 января 2009 года, т.е. по истечении полугода после окончания установленного сообщением о проведении конкурса срока подачи предложений.

Таким образом, действия Главы Увельского муниципального района по утверждению Положения при отсутствии в муниципальном районе акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Главы Увельского муниципального района по утверждению Положения при отсутствии в муниципальном районе акта, устанавливающего процедуры и
критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Главе Увельского муниципального района предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Поскольку определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Увельского муниципального района, находится в исключительной компетенции Собрания депутатов Увельского муниципального района, выдать Собранию депутатов Увельского муниципального района рекомендации о внесении в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ изменений в Положение о порядке управления муниципальной собственностью либо о принятии акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ЗАВОДСКАЯ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 23 декабря 2009 года

г. Челябинск,

пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Членов Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и

Комиссии: органов власти Челябинского УФАС

России;

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела

контроля торгов и органов власти

Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 25 сентября 2009 года по делу N 65-07/2009 о нарушении Главой Увельского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции),

РЕКОМЕНДУЕТ:

1. Собранию депутатов Увельского муниципального района в срок до 1 апреля 2010 года с целью развития добросовестной конкуренции, создания равных условий для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, реализации полномочий по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Увельского муниципального района, привести в соответствие с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Положение о порядке управления муниципальной собственностью Увельского районного муниципального образования (Увельского района), утвержденное Постановлением Увельского районного Собрания депутатов Челябинской области от 24 февраля 2000 года N 7 “О порядке управления муниципальной собственностью“, путем внесения в него соответствующих изменений либо принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, а также государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

2. Собранию депутатов Увельского муниципального района в срок до 1 марта 2010 года направить в Челябинское УФАС России с учетом настоящих рекомендаций проект соответствующих изменений либо нормативного правового акта.

3. Собранию депутатов Увельского муниципального района в срок до 12 апреля 2010 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящих рекомендаций, а также копию публикации соответствующих изменений либо нормативного правового акта в средстве массовой информации.

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения настоящих рекомендаций, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ЗАВОДСКАЯ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 23 декабря 2009 г. по делу N 65-07/2009

Об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство

г. Челябинск

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Членов Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и

Комиссии: органов власти Челябинского УФАС

России;

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела

контроля торгов и органов власти

Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 23 декабря 2009 года по делу N 65-07/2009 о нарушении Главой Увельского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Главе Увельского муниципального района в срок до 01.03.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении Постановлением Главы Увельского муниципального района от 23 октября 2006 года N 544 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, при отсутствии в муниципальном районе акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, путем отмены Постановления Главы Увельского муниципального района от 23 октября 2006 года N 544 “Об утверждении Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Увельского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена“.

2. Главе Увельского муниципального района в срок до 03.03.2010 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, а также копию публикации об отмене указанного акта в средстве массовой информации.

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения настоящего предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ЗАВОДСКАЯ