Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора ЯНАО от 07.07.2003 N 268 (ред. от 25.12.2009) “О проведении смотра-конкурса на лучшее содержание и эксплуатацию средств коллективной защиты муниципальных образований в автономном округе“ (вместе с “Положением о проведении смотра-конкурса на лучшее содержание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения“)

7 июля 2003 года N 268

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ СМОТРА-КОНКУРСА НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО

от 24.06.2005 N 254, от 14.09.2006 N 45,

от 09.08.2007 N 114-ПГ, от 01.07.2008 N 56-ПГ,

от 25.12.2009 N 174-ПГ)

В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359 “Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями
и организациями“, от 29 ноября 1999 г. N 1309 “О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны“ постановляю:

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

1. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно проводить окружной смотр-конкурс на лучшее содержание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения.

(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254, от 14.09.2006 N 45, от 01.07.2008 N 56-ПГ)

2. Создать окружную комиссию по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения (приложение 1).

3. Утвердить Положение о проведении смотра-конкурса на лучшее содержание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения (приложение 2).

4. Исключен. - Постановление Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Вице-губернатор

автономного округа

И.Л.ЛЕВИНЗОН

г. Салехард

7 июля 2003 года

N 268

Приложение 1

к Постановлению

Губернатора

автономного округа

от 7 июля 2003 г. N 268

СОСТАВ

ОКРУЖНОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СМОТРА-КОНКУРСА

НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО

от 25.12.2009 N 174-ПГ)

Казарез С.Н. - заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного

округа (председатель комиссии)

Бессонов А.Л. - начальник Главного управления Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

по Ямало-Ненецкому автономному округу (заместитель

председателя комиссии) (по согласованию)

Новоселов С.Н. - начальник отдела инженерно-технических мероприятий,

радиационной, химической, биологической и медицинской

защиты Главного управления МЧС России по Ямало-

Ненецкому автономному округу (секретарь комиссии)

(по согласованию)

Члены комиссии:

Булаев И.В. - первый заместитель директора департамента гражданской

защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого

автономного округа

Гасанов Р.Н. - главный специалист отдела государственного контроля

за соблюдением органами местного самоуправления

законодательства о градостроительной деятельности

департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного

округа

Гасюк А.Л. - начальник отдела оценки, учета распоряжений

и перераспределений федерального имущества и контроля

его использования Территориального управления

Федерального агентства по управлению государственным

имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе

(по согласованию)

Приложение 2

к Постановлению

Губернатора

автономного округа

от 7 июля 2003 г. N 268

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ СМОТРА-КОНКУРСА НА ЛУЧШЕЕ СОДЕРЖАНИЕ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО

от 24.06.2005 N 254, от 01.07.2008 N 56-ПГ)

I. Общие положения

Настоящее Положение о проведении смотра-конкурса на лучшее держание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения (далее - смотр-конкурс) разработано в соответствии с Федеральным законом “О гражданской обороне“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 “О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны“ и определяет порядок проведения проверки защитных сооружений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

II. Смотр-конкурс проводится с целью:

- обеспечения сохранения накопленного фонда средств коллективной защиты в готовности к приему укрываемого населения;

- улучшения содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО);

- повышения эффективности использования защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий) в народно-хозяйственных целях;

- распространения опыта содержания, эксплуатации и использования лучших защитных сооружений.

III. Организация смотра-конкурса

Смотры-конкурсы в Ямало-Ненецком автономном округе и муниципальных образованиях автономного округа проводятся ежегодно.

(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254, от 01.07.2008 N 56-ПГ)

Результаты смотров-конкурсов учитываются при подведении итогов учебного года.

Общее руководство смотрами-конкурсами, контроль за их проведением осуществляются комиссиями, состав которых определяется решениями соответствующих руководителей гражданской обороны.

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

В окружную комиссию и в комиссии муниципальных образований по проведению смотров-конкурсов на лучшее содержание, использование защитных сооружений и их готовности к приему укрываемого населения включаются:

- представители соответствующих органов государственной власти, служб Ямало-Ненецкого автономного округа (медицинская служба, инженерная, дорожно-транспортная, охраны общественного порядка
и др.) и структурных подразделений органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

Комиссию возглавляет один из заместителей руководителя органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В состав объектовых комиссий на предприятиях, в организациях, учреждениях включаются представители управлений и служб гражданской обороны, инженерно-технические работники объекта, представители общественных организаций. Объектовые комиссии возглавляют руководители гражданской обороны объектов или их заместители.

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

Смотр-конкурс проводится в три этапа:

- первый (подготовительный) - объектовые комиссии проверяют состояние имеющихся убежищ и противорадиационных укрытий (далее - ПРУ);

- второй - комиссии муниципальных образований в автономном округе проверяют состояние всего наличного фонда убежищ. При этом определяются убежища и ПРУ для представления на окружной конкурс (3 - 5 лучших по сумме баллов);

- третий - подводятся итоги конкурса в масштабе Ямало-Ненецкого автономного округа и отмечаются лучшие ЗС ГО.

Результаты конкурсов отражаются в протоколах, которые утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны.

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

Предприятия, организации и учреждения, защитные сооружения которых по сумме баллов заняли 1, 2, 3 места, поощряются почетной грамотой.

IV. Порядок оценки состояния защитных сооружений

Наилучшее состояние и использование защитных сооружений оценивается по максимальной сумме баллов (для убежищ - 3000, ПРУ - 2000).

При наличии недостатков из максимального количества баллов вычитывается общая сумма баллов, снижающих оценку защитного сооружения, согласно таблице оценок.

Лучшими на
смотре-конкурсе считаются защитные сооружения, имеющие наибольшее количество баллов.

Таблица

оценок состояния защитных сооружений

при проведении смотра-конкурса

--------------------------------------------------T--------------¬

¦ Основные недостатки, ¦ Количество ¦

¦ снижающие готовность защитных сооружений ¦ баллов, ¦

¦ ¦ снижающих ¦

¦ ¦ оценку ¦

¦ ¦ состояния ¦

¦ ¦ защитного ¦

¦ ¦ сооружения ¦

+-------------------------------------------------+--------------+

¦1. При оценке герметичности убежища и состояния ¦ ¦

¦ограждающих конструкций и защитных устройств: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- герметичность не обеспечена, величина ¦ 300 ¦

¦эксплуатационного подпора менее проектной ¦ ¦

¦(в этом случае остальные показатели ¦ ¦

¦не оцениваются, защитное сооружение выставляется ¦ ¦

¦для участия в конкурсе только после устранения ¦ ¦

¦данной неисправности) ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- в защитных конструкциях (стенах, перекрытиях) ¦ 500 ¦

¦имеются проемы, не предусмотренные проектом ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- неисправны защитно-герметические двери, ¦ 10 ¦

¦ворота, ставни (перекос полотна, неисправность ¦ (за каждую ¦

¦затворов, нет уплотнительной резины, ¦ дверь, ¦

¦отсутствие смазки и т.д.) ¦ ставню) ¦

¦ ¦ ¦

¦- неисправны противовзрывные устройства, ¦ 10 ¦

¦клапаны избыточного давления, установлены ¦ (за каждое ¦

¦негерметично, не смазаны, не покрашены ¦ устройство) ¦

¦ ¦ ¦

¦- гермоклапаны неисправны, не обслужены, ¦ 20 ¦

¦закрываются с усилием ¦(за каждый ГК)¦

¦ ¦ ¦

¦- отсутствует маркировка на воротах, дверях, ¦ 5 ¦

¦ставнях, воздуховодах и т.д. ¦ (за каждое ¦

¦ ¦ наименование)¦

¦ ¦ ¦

¦- помещение влажное, планово-предупредительный ¦ 30 ¦

¦ремонт не проводился ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦Примечание. При наличии нар начисляются баллы ¦ ¦

¦в сумме 500 ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦2. При оценке состояния инженерно-технического ¦ ¦

¦оборудования: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- срок эксплуатации фильтров-поглотителей истек ¦ 60 ¦

¦(свыше 20 лет) ¦ (за каждый ¦

¦ ¦ комплект) ¦

¦ ¦ ¦

¦- фильтровентиляционное оборудование ¦ 30 ¦

¦содержится с нарушением правил его эксплуатации ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- отсутствуют отдельные виды оборудования, ¦ 60 ¦

¦предусмотренные проектом ¦ (за каждый ¦

¦ ¦ агрегат) ¦

¦ ¦ ¦

¦- воздуховоды, трубы имеют коррозию и окрашены ¦ 15 ¦

¦в неустановленный цвет ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- емкости запаса воды имеют нарушения ¦ 10 ¦

¦теплоизоляции ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- неисправно сантехническое оборудование, ¦ 20 ¦

¦запорная арматура ¦ (за каждый ¦

¦ ¦ прибор) ¦

¦ ¦ ¦

¦- дизельная электростанция неисправна ¦ 200 ¦

¦ ¦ ¦

¦- отсутствует противопожарное имущество (ручной ¦ 20 ¦

¦пенистый или углеродистый огнетушитель, ящик ¦ (за каждое ¦

¦с песком, передвижная углекислотная установка) ¦ наименование)¦

¦ ¦ ¦

¦- отсутствуют измерительные приборы ¦ 10 ¦

¦(тягонапоромер, психрометр, термометр, ¦ (за каждый ¦

¦газоанализатор и т.д.) ¦ прибор) ¦

¦ ¦ ¦

¦- отсутствует телефонная связь и радио ¦ 10 ¦

¦ ¦ (за каждый ¦

¦ ¦ прибор) ¦

¦ ¦ ¦

¦3. При оценке технической и эксплуатационной ¦ ¦

¦документации. ¦ ¦

¦В защитном сооружении (далее - ЗС) отсутствуют: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- план перевода помещений защитного сооружения ¦ 50 ¦

¦на режим убежища (ПРУ) ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- паспорт убежища (ПРУ) ¦ 20 ¦

¦ ¦ ¦

¦- журнал проверки состояния убежища (ПРУ) ¦ 10 ¦

¦ ¦ ¦

¦- план внешних и внутренних инженерных сетей ¦ 10 ¦

¦с указанием отключающих устройств ¦ (по каждой ¦

¦ ¦ из сети) ¦

¦ ¦ ¦

¦- план защитного сооружения с указанием всех ¦ 10 ¦

¦помещений и находящегося в них оборудования ¦ ¦

¦и путей эвакуации ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- инструкции по эксплуатации ¦ 10 ¦

¦фильтровентиляционного и другого инженерного ¦ (по каждой ¦

¦оборудования, правила пользования приборами ¦ из систем) ¦

¦ ¦ ¦

¦4. При оценке готовности личного состава ¦ ¦

¦формирований обслуживания защитных сооружений: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- формирования по обслуживанию защитного ¦ 100 ¦

¦сооружения созданы с нарушением требований ¦ ¦

¦инструкции по эксплуатации ЗС в военное время ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- личный состав недостаточно подготовлен ¦ 150 ¦

¦по приведению ЗС в готовность ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦5. При оценке готовности к заполнению ЗС ¦ ¦

¦укрываемыми: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- подходы к ЗС не очищены, входы загромождены, ¦ 100 ¦

¦пути движения укрываемых не обозначены ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- ключи хранятся с нарушением установленного ¦ 300 ¦

¦порядка. На дверях убежищ и ПРУ нет надписей ¦ ¦

¦с указанием мест хранения ключей ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦6. При оценке эффективности использования ЗС ¦ ¦

¦для нужд народного хозяйства и обслуживания ¦ ¦

¦населения: ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- нарушения установленного порядка в отношении ¦ 300 ¦

¦ЗС ГО при проведении приватизации предприятия ¦ ¦

¦или невыполнение предприятием договорных ¦ ¦

¦обязанностей по использованию ЗС ¦ ¦

¦в соответствии с проектным предназначением ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦- не выполняются все требования, ¦ 100 ¦

¦обеспечивающие пригодность помещения ¦ ¦

¦к переводу их в установленные сроки на режим ЗС ¦ ¦

¦(материальные ценности хранятся без стеллажей, ¦ ¦

¦которые могут быть использованы для сидения ¦ ¦

¦и лежания укрываемого населения, отсутствуют ¦ ¦

¦средства механизации для освобождения ¦ ¦

¦помещений и др.) ¦ ¦

L-------------------------------------------------+---------------

Общее количество баллов ________________

V. Порядок и содержание проверки

защитных сооружений в ходе смотров-конкурсов

При проверке состояния ЗС следует руководствоваться требованиями СНИП 3.01.09-84 “Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их использование в мирное время“, а также требованиями Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 “Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны“.

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

Защитные сооружения при режиме повседневной деятельности должны использоваться для нужд предприятий, учреждений и организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, и необходимые условия для пребывания людей в защитных сооружениях как в чрезвычайных ситуациях мирного времени, так и в военное время. Должна быть обеспечена сохранность:

- инженерно-технического оборудования и возможность к переводу его в любое время на эксплуатацию при режиме чрезвычайной ситуации;

- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставен, противовзрывных устройств;

- герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения.

При эксплуатации в мирное время запрещается:

- перепланировка помещений;

- устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;

- нарушение герметизации и гидроизоляции;

- демонтаж оборудования;

- применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

Пути движения, входы в защитные сооружения должны быть свободными, не допускается их загромождение. Застройка участков вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств без согласования с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается. На период использования помещений защитных сооружений в интересах производства и обслуживания населения для закрывания дверных проемов устанавливаются обычные двери. Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод. Помещения защитных сооружений должны быть сухими.

Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов. Облицовка стен керамической плиткой не допускается. Трубы инженерных систем внутри защитного сооружения должны быть окрашены в разные цвета. Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными оборудования.

Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

Не допускается эксплуатация:

- вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции (ДЭС);

- фильтров-поглотителей;

- предфильтров;

- фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70);

- средств регенерации воздуха;

- гравийных охладителей.

Емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны.

В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 °С.

Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и территориях должны обеспечивать защиту людей от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера: катастрофического затопления, аварийно-химических и бактериологических опасных веществ, радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений этих продуктов, высоких температур и продуктов горения при пожарах, от обрушения зданий и сооружений при взрывах и землетрясениях.

В убежищах, расположенных в зонах возможных опасных концентраций аварийно-химически опасных веществ (далее - АХОВ), возможных массовых пожаров, возможных сильных разрушений атомных станций и возможного катастрофического затопления, должен обеспечиваться режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха. В защитных сооружениях, расположенных в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, дополнительно должна быть обеспечена защита от проникновения радиоактивных продуктов внутрь сооружения.

В убежищах, размещенных в зонах возможного катастрофического затопления, должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие контроль наличия воды над сооружением, а при возможном длительном затоплении в качестве аварийного выхода - специальные спасательно-эвакуационные средства.

Защитные сооружения в соответствии с их использованием в мирное время укомплектовываются первичными средствами пожаротушения (ручными пенными огнетушителями, песком, и др.) в количествах, предусмотренных соответствующими типовыми правилами пожарной безопасности. При приспособлении помещений убежища для размещения производства категории “В“, стоянок автомобилей, складов для хранения сгораемых материалов и несгораемых в сгораемой таре должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления. При отсутствии сгораемых материалов автоматические системы пожаротушения консервируются.

В каждом ЗС должна быть следующая основная документация:

1. Паспорт убежища (ПРУ).

2. Правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны.

(п. 2 в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 N 254)

3. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ).

4. Сигналы оповещения гражданской обороны.

5. План перевода помещений защитного сооружения на режим убежища (ПРУ).

6. План защитного сооружения с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.

7. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.

8. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения.

9. Эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения.

10. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения.

11. Эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения.

12. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.

13. Инструкции по эксплуатации средств индивидуальной защиты.

14. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.

15. Инструкция по обслуживанию ДЭС.

16. Инструкция по противопожарной безопасности.

17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).

18. Журнал учета обращений укрываемого населения за медицинской помощью.

19. Журнал учета работы ДЭС.

20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.

21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.

22. Список телефонов.

На готовность ЗС к заполнению укрываемыми, помимо технического состояния помещения и оборудования, влияет состояние входов и порядок хранения ключей. На каждое ЗС должно быть не менее двух комплектов ключей. Один комплект хранится у коменданта ЗС, другой - в местах, обеспечивающих круглосуточный доступ к ним.

На предприятиях второй комплект должен храниться у ответственных дежурных, начальников цехов, смен, на проходных с круглосуточным дежурством и т.д., в жилом секторе - конторах домоуправлений (ЖЭК) и у арендаторов ЗС.

В ходе смотра-конкурса проверяется знание личным составом формирований обслуживания ЗС правил содержания убежищ и укрытий, умение пользоваться фильтровентиляционным и другим оборудованием и приборами, знание расположения аварийных выходов, сетей водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и мест размещения отключающих устройств, а также умение пользоваться измерительными приборами, порядок несения дежурства на постах, умение пользоваться приборами химической разведки и дозиметрическими приборами.

Во всех эксплуатируемых ЗС должно быть назначено ответственное лицо, в обязанности которого входит осуществление систематического контроля за правильным содержанием помещений убежищ, сохранностью защитных свойств, устройств и инженерно-технического оборудования, а также готовностью сооружения к приему укрываемого населения.