Законы и бизнес в России

<Сообщение> Управления ФНС по Архангельской области и НАО от 06.03.2007 <О легализации “теневой“ зарплаты>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

<СООБЩЕНИЕ>

от 6 марта 2007 года

<О ЛЕГАЛИЗАЦИИ “ТЕНЕВОЙ“ ЗАРПЛАТЫ>

Налоговые органы Архангельской области и Ненецкого автономного округа, начиная с апреля 2006 года, в связи с требованием руководства ФНС России резко активизировали работу по легализации “теневой“ зарплаты. Чем это было вызвано? Наш корреспондент встретился с заместителем руководителя Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Александром Серафимовичем Коняевым и попросил его рассказать подробнее об этой работе.

Александр Коняев: Прежде чем говорить о работе в этом направлении, давайте я приведу всего лишь несколько цифр. На 1
января 2006 года 2205 работодателей выплачивали зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в нашем регионе для трудоспособного населения. В течение года было выявлено еще 160 недобросовестных работодателей. Так что, как вы понимаете, необходимость борьбы с “теневой“ зарплатой была вызвана, в первую очередь, огромной социальной значимостью решения данной проблемы. Зачастую, когда работник выходит на пенсию по старости или по состоянию здоровья, в декретный отпуск, оформляет инвалидность, получает компенсацию при сокращении штатной численности, получает пособие по безработице, то он не может понять - почему при солидной заработной плате (большую часть которой он, правда, получал “в конверте“) ему начислены такие мизерные суммы. Это происходит потому, что работодатель уплачивает единый социальный налог с сумм, указанных в официальных ведомостях на получение зарплаты, которые нередко значительно меньше реально выплачиваемых зарплат.

Вопрос: Вероятно, это не единственная проблема, которая может возникнуть перед работником?

Ответ:

Вы правы, проблемы могут возникнуть и при получении кредита. С такой низкой зарплатой получить кредит довольно сложно. Кроме того, получая заработную плату “в конверте“, работник лишает себя права в полной мере пользоваться имущественными и социальными налоговыми вычетами. Возникает проблема и у одиноких матерей, вынужденных получать от бывших мужей маленькие размеры алиментов по причине выдачи им зарплаты “в конвертах“. Поэтому, с точки зрения социальной защищенности, решение о переходе на официальную оплату труда в полном размере является принципиально важным для самих работников и членов их семей.

Немаловажным обстоятельством является и то, что “теневая“ зарплата является также значительным резервом увеличения налоговых поступлений. Как известно, областной бюджет на треть формируется за счет налогов на доходы физических лиц. Кроме того, от размера официальной зарплаты
зависят и единый социальный налог, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые являются основными источниками формирования доходной части внебюджетных фондов, участвующих в финансировании различных социальных программ.

Поэтому работа по легализации “теневой“ зарплаты является одним из приоритетных направлений в нашей деятельности. Огромную роль в этом играют межведомственные комиссии, созданные по инициативе территориальных налоговых органов в муниципальных образованиях. Активно работает межведомственная комиссия, созданная при администрации Архангельской области.

Вопрос: Давайте расскажем об основных формах и методах работы этих комиссий.

Ответ:

Основные формы работы межведомственных комиссий - собеседование, разъяснение, выяснение причин низкого размера заработной платы. Из общего числа налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату в расчете на 1 работника ниже прожиточного минимума, установленного по состоянию на 01.01.2006, прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума 1183 налогоплательщика (54%), из них 1115 (51%) прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума после рассмотрения на комиссиях, 47 (2%) налогоплательщиков - после получения письменных обращений налоговых органов и 21 (1%) - самостоятельно в связи широким освещением в средствах массовой информации деятельности налоговых органов по легализации “теневой“ заработной платы.

Я хотел бы особо подчеркнуть, что итоги деятельности по выводу заработной платы “из тени“ во многом зависят от информационной поддержки. Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ведет активную работу в средствах массовой информации, в том числе и на телевидении. Кроме того, в Управлении и во всех инспекциях области и округа работают телефоны горячей линии, по которым граждане могут сообщить о фактах выплаты зарплаты “в конвертах“. Именно этим можно объяснить факт, что все чаще работодатели приходят на заседание комиссий по легализации заработной платы уже
с перезаключенными трудовыми договорами.

Вопрос: А какие меры принимались в отношении недобросовестных налогоплательщиков, и есть ли результат?

Ответ:

В 2006 году в отношении таких налогоплательщиков как наиболее вероятных правонарушителей, выплачивающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума и не явившихся на заседание комиссии по легализации “теневой“ заработной платы, были проведены выездные налоговые проверки.

В результате проведенной работы по легализации “теневой“ заработной платы в 2006 г. дополнительно поступило единого социального налога - 10,5 млн. рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 44 млн. рублей, НДФЛ - 38 млн. рублей.

Вопрос: Будет ли продолжена эта работа в 2007 году, и назовите основные задачи по легализации “теневой“ заработной платы?

Ответ:

Да, мы не намерены прекращать эту работу. Основное внимание будет сосредоточено на налогоплательщиках, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. В первую очередь, на тех работодателях, выплачиваемая средняя заработная плата которыми меньше среднеотраслевой более чем в 1,5 - 2 раза. Детальный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности наиболее проблемных отраслей, таких как строительство, автоперевозки, лесопереработка и лесозаготовка и других, станет основанием для предметного разговора с работодателями по выявлению “конвертных“ схем выплаты заработной платы и резервов ее повышения.

Мы по-прежнему будем осуществлять контроль за налогоплательщиками, которые были заслушаны на заседаниях комиссий в 2006 году. Постоянный мониторинг поступлений от них налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволит отслеживать размеры реально выплачиваемой заработной платы.

Таким образом, налоговые органы области намерены, не снижая активности в работе по этому направлению, добиваться того, чтобы все работодатели региона реально обеспечили достойный уровень оплаты труда своих работников.