Законы и бизнес в России

Постановление Архангельского обл. Собрания депутатов от 20.12.2006 N 1033 “О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта Федерального закона “О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

четвертого созыва (четырнадцатая сессия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2006 г. N 1033

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО

СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом “ц“ пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов постановляет:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“.

2. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Архангельского областного Собрания депутатов Второму Станиславу
Алексеевичу.

3. Направить проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа с просьбой поддержать законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов.

Председатель

областного Собрания депутатов

В.С.ФОРТЫГИН

Вносится

Архангельским областным

Собранием депутатов

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27 (1 ч.), ст. 2700; 2004, N 24, ст. 2335; N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (1 ч.), ст. 20; N 30 (1 ч.), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8) изменение, дополнив ее частью 10.1 следующего содержания:

“10.1. Иски по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, могут предъявляться также в суд по месту нахождения лица, уполномоченного работодателем осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях.“.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

________ 2006 года

N ______

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ

29 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Необходимость разработки и принятия федерального закона “О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ (далее - Проект) вызвана следующими обстоятельствами.

1. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации общим правилом территориальной подсудности является предъявление иска по месту жительства ответчика, предъявление иска к организации - по месту нахождения организации.

Пунктом 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту
нахождения ее филиала или представительства.

В связи с данной нормой применительно к Архангельской области у работников, в частности у работников отделения Северной железной дороги, возникают сложности в реализации возможности судебной защиты своих трудовых прав.

Так, местом нахождения Северной железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ является г. Ярославль, местом нахождения ОАО “Российские железные дороги“ - г. Москва.

Следовательно, иски по трудовым спорам работники локомотивного депо Исакогорка Архангельского отделения Северной железной дороги вынуждены подавать в Москву или в Ярославль. Значительная удаленность от местонахождения организации и ее филиалов, длительность и высокая стоимость проезда исключают возможность личного участия работников в судебном разбирательстве.

2. Согласно пункту 6 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о восстановлении трудовых прав, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

Ранее толкование пункта 6 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации было расширительным и данная норма применялась ко всем искам о защите трудовых прав работников.

В настоящее время иски о восстановлении трудовых прав рассматриваются в суде по месту жительства истца только по тем вопросам, которые прямо определены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (например, истец вправе обратиться в суд по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы, не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу).

В этом случае у работников (если они не подпадают под юрисдикцию пункта 6 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации) также отсутствует возможность обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав по месту своего жительства.

3. Необходимо также учитывать то, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации“ судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

При создании судебных участков в Москве и в других городах, где расположены управления железных дорог - филиалов ОАО “Российские железные дороги“, невозможно было учесть, что придется вести судебные дела сотен тысяч железнодорожников, работающих и проживающих в других субъектах Российской Федерации. В случае если все заявления по трудовым спорам работников ОАО “Российские железные дороги“ будут направляться мировому судье в Москву или мировым судьям в другие города по месту нахождения филиалов данной организации, то будет парализована работа мировых судей указанных судебных участков. Подобная практика приведет также к значительной неравномерности по количеству рассматриваемых дел у мировых судей.

4. В соответствии с абзацем первым статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Абзацем третьим статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Таким образом, права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, закрепленные в учредительных документах юридического лица, могут быть делегированы уполномоченному им лицу (например, руководителю локомотивного депо) на основании доверенности, выдаваемой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,
иными нормативными правовыми актами.

В силу этого Проектом предлагается дополнить статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положением о том, что иски по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, могут предъявляться также в суд по месту нахождения лица, уполномоченного работодателем осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях.

На основании изложенного представленный Проект в случае его принятия позволит:

- реализовать в полной мере право работников на судебную защиту, гарантированное им Конституцией Российской Федерации, поскольку иск будет предъявляться в суд по месту нахождения представителя работодателя, допустившего нарушение трудовых прав работника, а не в суд, расположенный за сотни или тысячи километров от истца;

- сократить срок рассмотрения и разрешения дела судом, так как иск будет подаваться в суд по месту нахождения большинства доказательств;

- опрашивать свидетелей непосредственно в суде, рассматривающем дело, а не путем направления судебного поручения другому суду;

- уменьшить размер судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Председатель

областного Собрания депутатов

В.С.ФОРТЫГИН

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ

29 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие федерального закона “О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, а также не повлечет изменений финансово-бюджетных обязательств Российской Федерации.

Председатель

областного Собрания депутатов

В.С.ФОРТЫГИН

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 29 ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие федерального закона “О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и
законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

Председатель

областного Собрания депутатов

В.С.ФОРТЫГИН