Законы и бизнес в России

<Сообщение> ИФНС России по г. Архангельску от 27.01.2006 <О порядке формирования уставного капитала в связи с требованиями к его величине, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“>

Вопрос: Организация, осуществляющая закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, просит разъяснить порядок формирования уставного капитала в связи с требованиями к его величине, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Ответ:

ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ПО ГОРОДУ АРХАНГЕЛЬСКУ

<СООБЩЕНИЕ>

от 27 января 2006 года

<О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА В СВЯЗИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ К ЕГО ВЕЛИЧИНЕ, УСТАНОВЛЕННЫМИ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 21.07.2005 N 102-ФЗ “О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О ГОСУДАРСТВЕННОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,

АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ“>

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ “О внесении изменений
в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.01.2006, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями названного закона и до 01.07.2006 оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).

Указанная норма не предоставляет право организациям осуществлять до 01.07.2006 производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, установленных Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2006) (далее - Федеральный закон), производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

Согласно пункту 2.1 статьи 11 Федерального закона производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 миллионов рублей.

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации о юридических лицах правила относительно уставного капитала (уставного фонда)
могут распространяться на хозяйственные товарищества и общества (в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества) и унитарные предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Согласно статье 15 указанного Закона вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Согласно статье 34 данного Закона оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии
с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Согласно пункту 2 статьи 13 указанного Закона уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность формирования уставного капитала (уставного фонда) организации за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку.

На основании вышеизложенного, организациям, занимающимся деятельностью по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо было до 1 января 2006 года привести уставные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с представлением в лицензирующий орган (УФНС РФ по Архангельской области) следующих нотариально заверенных копий документов:

1. изменения в учредительные документы;

2. свидетельство о государственной регистрации внесенных изменений;

3. документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) оплату увеличения уставного капитала: в качестве документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда), организация представляет в лицензирующий орган следующие документы:

- при оплате уставного капитала (уставного фонда) деньгами - справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала,
подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов;

- при оплате уставного капитала (уставного фонда) неденежными средствами - копию документа, подтверждающего право собственности акционера (участника) на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества;

- при увеличении уставного капитала (уставного фонда) за счет собственных средств (в частности, нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала (уставного фонда), с приложением баланса организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала (уставного фонда).

Копией является документ, заверенный нотариально или органом, его выдавшим.

В случае нарушения данного требования организациями, осуществляющими производство и оборот спирта этилового и алкогольной продукции, руководствуясь пунктом 1 статьи 20 Федерального закона, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа.

Отдел работы с налогоплательщиками

ИФНС России по г. Архангельску