Законы и бизнес в России

Рекомендации депутатских (парламентских) слушаний О тарифной политике Администрации Архангельской области на 2005 год (в части тарифов на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями области)“ (приняты Архангельским обл. Собранием депутатов 02.11.2004)

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

третьего созыва

от 2 ноября 2004 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕПУТАТСКИХ (ПАРЛАМЕНТСКИХ) СЛУШАНИЙ “О ТАРИФНОЙ

ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД

(В ЧАСТИ ТАРИФОВ НА ТЕПЛОВУЮ И ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ,

ОТПУСКАЕМУЮ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЛАСТИ)“

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, представители администрации Архангельской области, главы администраций муниципальных образований в Архангельской области, представители федеральных органов, представители топливно-энергетического комплекса, руководители предприятий и организаций Архангельской области, средств массовой информации.

Участники парламентских слушаний отметили, что в 2003 - 2004 годах в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ внесены существенные изменения. В соответствии с
этими изменениями предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные предельные уровни тарифов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004 имеет номер 69-э/4, а не 69-3/4.

7 сентября 2004 года Приказом N 69-3/4 Федеральной службы по тарифам “О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы“ утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую региональными энергоснабжающими организациями потребителям по субъектам Российской Федерации на 2005 - 2006 годы. Для Архангельской области на 2005 год установлены следующие тарифы:

- минимальный уровень тарифа на электрическую энергию для потребителей Архангельской области (без учета дифференциации по группам потребителей и НДС) в размере 156,3 коп./кВт. ч и максимальный - 159,8 коп./кВт. ч с ростом к уровню 2004 года соответственно на 6,3 и 8,7 процента и разницей между минимальным и максимальным уровнем в 3,5 копейки;

- минимальный тариф на электроэнергию для населения на 2005 год утвержден в размере 126 коп./кВт. ч (с ростом к 2004 году на 21,2%), максимальный - 130 коп./кВт. ч (с ростом к
2004 году на 25%). Разница между минимальным и максимальным уровнем составляет 4 копейки;

- средний минимальный тариф на тепловую энергию на 2005 год установлен на уровне 496 руб./Гкал (без НДС) и максимальный - 518,8 руб./Гкал с ростом к 2004 году соответственно на 11,5 и 16,6 процента и разницей в 22,8 руб./Гкал.

Таким образом, регулирующие полномочия департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области ограничиваются вышеназванными узкими рамками и фактически сводятся к дифференциации тарифов по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки.

Прогнозные показатели на 2005 год свидетельствуют о высокой напряженности бюджета области в сравнении с федеральным бюджетом, который предлагается к принятию с профицитом в 8,5 процента к доходам, или более чем в 3 раза превышающим запланированный профицит на 2004 год.

Несмотря на это, проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2005 год предусматривается дальнейшая централизация доходов. В то же время в соответствии с новым бюджетным законодательством средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) будут предоставляться только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации без выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Рост тарифов на электрическую и тепловую энергию приведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности экономики Архангельской области.

По состоянию на 1 августа 2004 года доля убыточных организаций в общем числе организаций составила 47,7% и возросла к уровню прошлого года на 2,3 процента (45,4%). Просроченная кредиторская задолженность составила 6827,9
млн. рублей, в том числе поставщикам - 2292,4 млн. рублей, в бюджеты всех уровней - 938,3 млн. рублей, по платежам в государственные внебюджетные фонды - 2240,9 млн. рублей.

В отчете департамента финансов администрации Архангельской области об исполнении консолидированного бюджета области на 1 октября 2004 года констатируется, что задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней составила 4788 млн. рублей, недоимка возросла на 11,7% и составила 2259,1 млн. рублей, в том числе по региональным и местным налогам 441,2 млн. рублей.

Доходы консолидированного бюджета области на 2005 год без учета предпринимательской деятельности по прогнозу должны составить 16202,7 млн. рублей, в том числе собственные - 13162,0 млн. рублей.

Рост доходов при этом составит около 1,3 млрд. рублей, или 8,7%, в том числе собственных - 2732,2 млн. рублей, или 26,2%.

С учетом предполагаемого прогноза уровня инфляции в 2004 году в 10% и на 2005 год в рамках 6,5% - 8,5% с высокой степенью вероятности можно подчеркнуть очевидную необеспеченность доходной части консолидированного бюджета области в сумме свыше 1,5 млрд. рублей (около 10%).

Наибольший удельный вес в собственных налоговых доходах консолидированного бюджета области составляет налог на доходы физических лиц - 45%, а налог на прибыль всего лишь 15,3%, что косвенно свидетельствует о малоэффективной финансово-хозяйственной деятельности реального сектора экономики, фактически почти полностью освобожденного от содержания собственной социальной сферы за счет прибыли.

Не лучше обстоят дела и с платежеспособностью населения.

Несмотря на рост среднемесячной начисленной заработной платы за январь - август 2004 года на 30% к соответствующему периоду прошлого года, а реальной - на 16%, свидетельством роста благосостояния и платежеспособности населения этот факт не
является.

Стоимость минимального набора продуктов питания на 1 сентября 2004 года в среднем по области составила 1283,78 рубля в расчете на 1 человека в месяц, что превысило уровень июля 2004 года на 0,8%, декабря 2003 года - на 12,3%.

Официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости в качестве безработных на 1 сентября 2004 года - 19,2 тысячи человек, или 2,6% экономически активного населения. Число безработных граждан по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилось на 1,7 тысячи человек (на 10%).

Из 382634 работающих в отраслях народного хозяйства области по состоянию на 1 августа 2004 года 50,1% (191656 чел.) занято в лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, промышленности стройматериалов, в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, соцобеспечении, культуре и искусстве, где уровень средней заработной платы значительно ниже среднеобластного (7073,7) и составил 4415 рублей при прожиточном минимуме в III квартале 2004 года 2994 - 3193 рубля. Средний размер пенсий всех категорий пенсионеров, которых насчитывается 393,7 тыс. человек, составил 2471,25 рубля.

Приведенные данные подчеркивают необходимость взвешенного подхода к установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 год, тенденция к опережающему росту которых и, как следствие, цен на все виды товаров и услуг, наблюдается в последние годы. В сложившихся условиях единственно правильным решением является сохранение тарифов на уровне 2004 года.

Обменявшись мнениями, участники депутатских (парламентских) слушаний рекомендуют:

Областному Собранию депутатов:

1. Поддержать обращения Законодательного Собрания Иркутской области и Тамбовской областной Думы к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости законодательного ограничения роста цен на нефть и горюче-смазочные материалы и выработки действенного механизма
воздействия на формирование внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004 имеет номер 69-э/4, а не 69-3/4.

2. Подготовить и принять на предстоящей 33-й сессии Архангельского областного Собрания депутатов обращение к Правительству Российской Федерации о пересмотре Приказа Федеральной службы по тарифам N 69-3/4 от 7 сентября 2004 года “О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы“ в части снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для Архангельской области.

Администрации Архангельской области:

1. Подготовить и внести предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“ в части включения в состав подраздела “Финансовая помощь бюджетам других уровней“ дотации на государственную финансовую поддержку досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов и субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию.

2. Организовать комплексную поэтапную проверку финансово-хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций - получателей бюджетных средств по итогам 2003 - 2004 годов.

3. Проанализировать энергетическую составляющую расходов областного бюджета, ее тенденции в разрезе департаментов, управлений, комитетов и подведомственных им бюджетных учреждений и разработать на основе полученных данных лимиты финансирования затрат на тепловую и электрическую энергию.

4. Совместно с муниципальными образованиями рассмотреть возможность выделения средств на установку индивидуальных приборов учета электрической и тепловой энергии лицам, пользующимся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг.

5. При установлении дифференцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 год по группам потребителей и в особенности жилищно-коммунальных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и
населения обеспечить всесторонний учет их реальной платежеспособности.

7. Сохранить на 2005 год в полном объеме существующую систему перекрестного субсидирования.

8. Предусмотреть в областном бюджете на 2005 год субсидии на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, не ниже уровня 2004 года.

9. На основе взаимных соглашений организовать мониторинг предприятий и организаций различных отраслей хозяйства и форм собственности на предмет выявления влияния энергетических тарифов на их финансово-хозяйственную деятельность с обобщением и представлением результатов в областное Собрание депутатов.

10. Рассмотреть предложение глав администраций муниципальных образований области о создании фонда выравнивания тарифов на отопление и горячее водоснабжение для населения Архангельской области.

Заместитель председателя

областного Собрания депутатов

Н.А.ИСАКОВ