Законы и бизнес в России

Постановление Главы админ. Архангельской обл. от 10.08.2004 N 117 (ред. от 12.05.2006) “Об организации и осуществлении государственного экологического контроля на территории Архангельской области“

Утратил силу в связи с изданием постановления главы администрации Архангельской области от 05.06.2008 N 30, вступившего в силу со дня официального опубликования.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2004 г. N 117

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Главы админ. Архангельской области

от 12.05.2006 N 75)

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, постановлением главы администрации области от 6 февраля 2004 года N 24, в целях укрепления системы государственного управления в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения на территории области требований природоохранного законодательства, экологических
норм и правил постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении государственного экологического контроля на территории Архангельской области.

2. Исключен. - Постановление Главы админ. Архангельской области от 12.05.2006 N 75.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по экологии администрации Архангельской области.

Глава администрации

Н.И.КИСЕЛЕВ

Утверждено

постановлением главы

администрации области

от 10.08.2004 N 117

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Главы админ. Архангельской области

от 12.05.2006 N 75)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и устанавливает требования по организации и осуществлению государственного экологического контроля на территории Архангельской области.

1.2. Настоящим Положением руководствуются государственные инспектора Архангельской области по охране природы.

1.3. Государственный экологический контроль на территории Архангельской области (далее - областной государственный экологический контроль) осуществляется государственными инспекторами Архангельской области по охране природы.

1.4. Областному государственному экологическому контролю подлежат все объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, находящиеся на территории Архангельской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Абзац исключен. - Постановление Главы админ. Архангельской области от 12.05.2006 N 75.

Комитет по экологии администрации области (далее - комитет по экологии) создает и ведет Реестр природопользователей, включающий информацию, необходимую для осуществления областного государственного экологического контроля. Комитет по экологии в целях формирования и ведения Реестра природопользователей имеет право запрашивать и получать необходимые данные от любых организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

(в ред. постановления Главы админ. Архангельской области от 12.05.2006 N 75)

1.5. Перечень должностных лиц - государственных инспекторов Архангельской области по охране природы утверждается распоряжением главы администрации
области.

1.6. Областной государственный экологический контроль осуществляется за соблюдением природопользователями требований законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды, нормативов, государственных стандартов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, в том числе за:

проведением государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

обеспечением требований по сохранению биологического разнообразия на территории Архангельской области;

соблюдением режима зон экологического бедствия на территории Архангельской области, обеспечением реализации мероприятий по охране окружающей среды в этих зонах в установленном законодательством порядке;

обеспечением и соблюдением установленного порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) и функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

обеспечением охраны окружающей среды на территории Архангельской области;

соблюдением нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

соблюдением условий лицензий на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования;

соблюдением лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

возмещением в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;

предоставлением по запросу государственного инспектора Архангельской области по охране природы своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

получением обязательной экологической сертификации;

восстановлением природной среды, рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений
и иных объектов, а также при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации объектов энергетики, объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также при использовании химических веществ в сельском хозяйстве (кроме обращения с пестицидами и агрохимикатами) и лесном хозяйстве;

размещением, проектированием, строительством, реконструкцией городских и сельских поселений;

установлением защитных и охранных зон;

обращением с отходами производства и потребления;

негативным биологическим воздействием;

производством, обращением и обезвреживанием потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

учетом редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и иных организмов и почв;

соблюдением правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

соблюдением правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

соблюдением правил охраны атмосферного воздуха;

выпуском в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

обеспечением выполнения органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами, включая иностранных, законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации и Архангельской области;

соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

ведением учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;

соблюдением порядка охраны редких и находящихся под угрозой
исчезновения растений, животных и других организмов, почв;

деятельностью по ввозу на территорию Архангельской области и вывозу из области, транзитным перевозкам через Архангельскую область, а также по обороту подлежащих учету в Красной книге Архангельской области редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;

наличием экологической паспортизации;

правильностью расчетов, начислением платежей за загрязнение окружающей среды;

иными требованиями законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды.

II. Организация осуществления областного государственного

экологического контроля

2.1. Областной государственный экологический контроль осуществляется в форме плановых (целевых и комплексных) и внеплановых проверок.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановые проверки могут осуществляться не более чем один раз в два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Внеплановые проверки осуществляются в целях контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в других установленных законодательством Российской Федерации случаях.

2.2. Контрольные проверки объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляются государственными инспекторами Архангельской области по охране природы непосредственно, а также с привлечением специалистов и экспертов в области охраны окружающей среды.

2.3. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы имеют право проверки объектов хозяйственной и иной деятельности на территории, указанной в соответствующем приказе вышестоящего органа, изданном в установленном порядке.

III. Порядок организации и осуществления

контрольных проверок

3.1. Контрольные проверки проводятся на основании приказов органов, осуществляющих областной государственный экологический контроль.

В приказе о проведении контрольной проверки указываются:

наименование соответствующего органа, осуществляющего контрольную проверку;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение контрольной проверки (государственного инспектора Архангельской области по охране природы);

наименование юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в отношении которых проводится контрольная проверка;

цели, задачи, предмет и правовые основания
проводимой контрольной проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания контрольной проверки.

Приказ о проведении контрольной проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом (государственным инспектором Архангельской области по охране природы), осуществляющим контрольную проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуального предпринимателя одновременно со служебным удостоверением.

Контрольные проверки проводятся только теми должностными лицами (лицом) (государственными инспекторами Архангельской области по охране природы), которые указаны в приказе о проведении контрольной проверки.

3.2. Контрольная проверка должна проводиться в срок, указанный в приказе.

Юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, направляется письменное уведомление о планируемой проверке не менее чем за две недели до проведения проверки.

Продолжительность контрольной проверки не может превышать одного месяца.

Срок проведения контрольной проверки может быть продлен руководителем (или его заместителем) соответствующего органа, проводящего контрольную проверку, но не более чем на один месяц, в случае необходимости проведения экспертизы, а также на основании обоснованного предложения должностного лица (государственного инспектора Архангельской области по охране природы), осуществляющего контрольную проверку.

Контрольные проверки не могут проводиться в случае отсутствия при их проведении должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

При проведении контрольной проверки осуществляющие ее должностные лица (государственные инспектора Архангельской области по охране природы) не вправе проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого действуют эти должностные лица, а также распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, полученную в результате проведения контрольной проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.3. По результатам контрольной проверки осуществляющим ее должностным лицом (лицами) (государственными инспекторами Архангельской области по охране природы) составляется
акт в срок, не превышающий двух недель после окончания проверки. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах.

В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование соответствующего органа, осуществляющего государственный экологический контроль;

дата и номер приказа, на основании которого проведена контрольная проверка;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц) (государственного инспектора Архангельской области по охране природы), проводившего контрольную проверку;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, присутствовавших при проведении контрольной проверки;

дата, время и место проведения контрольной проверки;

сведения о результатах контрольной проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемого объекта, а также лиц, присутствовавших при проведении контрольной проверки, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц) (государственного инспектора Архангельской области по охране природы), проводившего контрольную проверку, а также иных лиц, участвующих в осуществлении контрольной проверки в соответствии с приказом.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб), обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения лиц, в отношении которых проводится проверка, и другие документы или их копии, связанные с результатами контрольной проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю или индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа, проводившего контрольную проверку.

3.4. При выявлении в результате контрольной проверки
нарушения требований законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды должностное лицо (государственный инспектор Архангельской области по охране природы), проводящее контрольную проверку, составляет протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и дает предписания об устранении выявленных нарушений.

В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица (государственного инспектора Архангельской области по охране природы), составившего протокол; сведения о лице, допустившем нарушение законодательства об охране окружающей среды; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются; место, время и событие выявленного нарушения; сведения о существе выявленного нарушения с указанием нарушенных статей (пунктов) законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области, а также об ответственности, предусмотренной за данные нарушения; объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, допустившего нарушение законодательства об охране окружающей среды; предписание об устранении выявленного нарушения с указанием сроков его устранения.

В протоколе делается запись об ознакомлении лиц, допустивших нарушение законодательства об охране окружающей среды, с их правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Указанные лица имеют право знакомиться с протоколом и представлять объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом (государственным инспектором Архангельской области по охране природы), его составившим, а также лицами, допустившими нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

На основании протокола должностным лицом (государственным инспектором Архангельской области по охране природы), осуществляющим контрольную проверку, выдаются предписания о приостановлении в установленном порядке или ограничении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушениями
требований законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды.

Форма предписания о приостановлении или ограничении хозяйственной и иной деятельности устанавливается комитетом по экологии.

Результаты контрольной проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

В журнале учета мероприятий, который ведут юридические и иные лица, должностным лицом, осуществляющим проверку, в установленном порядке производится запись.

При отсутствии журнала учета контрольных проверок в акте, составляемом по результатам проведенной контрольной проверки, делается соответствующая запись.

3.5. В случае выявления в результате контрольной проверки административного правонарушения в области охраны окружающей среды составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды передается в течение суток с момента его составления вышестоящему должностному лицу, уполномоченному принимать решения по вопросам о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших указанное правонарушение.

Дело об административном правонарушении в области охраны окружающей среды должно быть рассмотрено в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

IV. Порядок приостановления, ограничения

и прекращения хозяйственной и иной деятельности,

осуществляемой с нарушениями требований законодательства

в области охраны окружающей среды

Исключен. - Постановление Главы админ. Архангельской области от 12.05.2006 N 75.

V. Права, обязанности и ответственность государственных

инспекторов Архангельской области по охране природы

5.1. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы при осуществлении областного государственного экологического контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом “Об охране окружающей среды“ и иными федеральными законами в области охраны окружающей среды и природопользования, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами администрации Архангельской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

5.2. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право:

посещать в целях проверки объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, военные и оборонные объекты, объекты гражданской обороны, а также осматривать и при необходимости задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие нарушение природоохранных требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

привлекать научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений, в том числе при аварийных ситуациях;

знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного экологического контроля;

проверять соблюдение нормативов, лимитов, требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение программ и мероприятий по охране окружающей среды, правильность расчетов и начисление платежей за загрязнение окружающей среды;

проверять соблюдение при реализации утвержденных проектов, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, технологических, технических и иных решений, предусмотренных проектной документацией; проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

проверять соблюдение требований и условий лицензий и иных разрешений, касающихся соблюдения природоохранных требований, вносить в соответствующий лицензионный орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении требований и условий лицензий (разрешений);

осуществлять отбор проб и измерения в рамках государственного экологического контроля;

определять размеры вреда, причиненного природной среде в результате нарушений природоохранных требований и антропогенного воздействия на природные объекты (ресурсы);

составлять по результатам проверок акты и (или) протоколы о нарушениях законодательства Российской Федерации и (или) Архангельской области в сфере охраны окружающей среды и протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды с обязательным ознакомлением с ними нарушителей законодательства;

предъявлять требования и выдавать физическим и юридическим лицам предписания об устранении выявленных при осуществлении государственного экологического контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) Архангельской области в сфере охраны окружающей среды и природоохранных требований, в том числе о прекращении выбросов, сбросов и других вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществлять контроль за выполнением выданных предписаний;

привлекать к административной ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации и (или) Архангельской области в сфере охраны окружающей среды, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в пределах своей компетенции в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

предъявлять физическим и юридическим лицам иски о компенсации вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации и (или) Архангельской области в сфере охраны окружающей среды;

абзац исключен. - Постановление Главы админ. Архангельской области от 12.05.2006 N 75;

ставить перед руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере охраны окружающей среды и иных природоохранных требований, а также передавать в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды для решения вопросов о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

вносить в установленном порядке предложения о приведении законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области в соответствие с федеральным и областным законодательством в области охраны окружающей среды;

участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду;

получать безвозмездно от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

осуществлять иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и Архангельской области.

5.3. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

принимать меры по предотвращению и устранению нарушений в области охраны окружающей среды и их негативных последствий, а также привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение природоохранных требований;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

своевременно информировать органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере охраны окружающей среды, требующих оповещения (предупреждения) населения или принятия соответствующих мер в пределах их компетенции;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Архангельской области при проведении проверок, предотвращении и пресечении правонарушений в области охраны окружающей среды.

5.4. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за ненадлежащее принятие (непринятие) мер в пределах своей компетенции к нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Архангельской области, за объективность и достоверность материалов проводимых проверок.

5.5. Действия должностных лиц (государственных инспекторов Архангельской области по охране природы), осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

VI. Обеспечение деятельности органов, осуществляющих

государственный экологический контроль

6.1. Государственным инспекторам Архангельской области по охране природы выдаются служебные удостоверения государственного инспектора Архангельской области по охране природы.

Порядок выдачи и форма удостоверения государственного инспектора Архангельской области по охране природы устанавливается комитетом по экологии администрации Архангельской области.

6.2. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы имеют право ношения форменной одежды установленного образца.

Образцы форменной одежды государственных инспекторов Архангельской области по охране природы утверждаются в установленном порядке комитетом по экологии администрации Архангельской области.

Порядок обеспечения форменной одеждой и удостоверениями государственных инспекторов Архангельской области по охране природы определяется комитетом по экологии администрации Архангельской области.

6.3. Финансирование деятельности по осуществлению государственного экологического контроля Архангельской области производится за счет средств областного бюджета.

6.4. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5. Решения государственных инспекторов Архангельской области по охране природы обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на всей территории Архангельской области.

6.6. Юридические и физические лица обязаны создавать государственным инспекторам Архангельской области по охране природы необходимые условия для работы, безвозмездно представлять данные производственного контроля, другую документацию в области охраны окружающей среды, а также давать объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию. В случаях уклонения от выполнения законных требований государственного инспектора Архангельской области по охране природы руководители проверяемых организаций несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.