Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.06.2003 года по делу N А05-4416/03-253/12 <По заявлению ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Холмогорском районе о взыскании с Светлозерской сельской администрации пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование> (вместе с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2003 г. по делу N А05-4416/03-253/12

(извлечение)

<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

В ХОЛМОГОРСКОМ РАЙОНЕ О ВЗЫСКАНИИ С СВЕТЛОЗЕРСКОЙ СЕЛЬСКОЙ

АДМИНИСТРАЦИИ ПЕНЕЙ ЗА ПРОСРОЧКУ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ>

ГУ - УПФР в Холмогорском районе заявило требование о взыскании с ответчика 4649 руб. 88 коп. пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Светлозерская
сельская администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, поскольку производит выплаты физическим лицам.

Ответчик представил в налоговый орган расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (далее - расчет), за 9 месяцев 2002 г. В установленный срок страховые взносы ответчиком уплачены полностью не были, в связи с чем налоговый орган 12.11.2002 направил ответчику требование N 551 об уплате пеней в сумме 4649 руб. 88 коп. в срок до 20.11.2002.

Требование налогового органа ответчиком не исполнено, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд.

Заявленное требование подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Светлозерская сельская администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 15.12.2001).

Обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) уплачивать законно установленные налоги и сборы закреплена в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке
средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Требование заявителя о взыскании с ответчика пеней в сумме 4649 руб. 88 коп., начисленных в связи с просрочкой уплаты авансовых платежей по страховым взносам, подлежит частичному удовлетворению в сумме 843 руб. 19 коп. по следующим основаниям.

Исходя из представленного расчета суммы пеней следует, что пени в сумме, превышающей 843 руб. 19 коп., начислены за просрочку уплаты ответчиком авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Однако Федеральным законом от 15.12.2001 не предусмотрено обеспечение пеней исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по страховым взносам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего установленного законодательством дня уплаты этого налога. В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса РФ“ разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода
на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. В соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Таким образом, оснований для начисления ответчику пеней за просрочку уплаты авансовых платежей нет: авансовые платежи исчисляются не по итогам отчетного периода. В связи с тем, что заявитель не выполнил предложение суда представить расчет суммы пеней по итогам отчетного периода, суд произвел перерасчет пеней самостоятельно. Согласно этому перерасчету сумма пеней за просрочку уплаты страховых взносов по итогам отчетного периода (9 месяцев) составила 843 руб. 19 коп., в том числе: 781 руб. 37 коп. - пени за просрочку уплаты страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, 61 руб. 82 коп. - пени за просрочку уплаты страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии. В случае обнаружения арифметической ошибки в расчете пеней заявитель вправе обратиться в суд с заявлением об ее исправлении в порядке,
предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 110 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в федеральный бюджет взыскивается государственная пошлина в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110 (часть 3), 167, 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 48, 75 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Взыскать со Светлозерской сельской администрации муниципального образования “Холмогорский район“, находящейся по адресу: п. Светлый Холмогорского района Архангельской области, зарегистрированной главой местного самоуправления муниципального образования “Холмогорский район“ 17.04.2001, в бюджет Пенсионного фонда РФ 843 руб. 19 коп. пеней, в федеральный бюджет 42 руб. 16 коп. государственной пошлины.

В остальной сумме заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в месячный срок со дня принятия.

Председательствующий

Л.И.ИВАШЕВСКАЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 2 сентября 2003 г. по делу А05-4416/03-253/12

(извлечение)

Заявитель - ГУ УПФ в Холмогорском районе Архангельской области - обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 23 июня 2003 г., которым с Светлозерской сельской администрации в доход Пенсионного Фонда РФ взыскано 843 руб. 19 коп. пени, в удовлетворении остальной части отказано.

Заявитель не согласен с решением суда первой инстанции в отказной части, полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкованы статьи 24, 26 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, просит решение суда в отказной части отменить и принять новый судебный акт.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте слушания дела извещен, представителя в судебное заседание не направил.

При неявке в судебное заседание арбитражного
суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд согласно пункту 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ проверено решение суда первой инстанции, нарушений норм процессуального и материального права при вынесении решения судом первой инстанции не установлено.

Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Из материалов дела видно: ответчиком представлен расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 года, на основании которого исчислено 339721 руб. 61 коп. страховых взносов за 9 месяцев 2002 года, которые ответчик уплатил частично с просрочкой.

Поскольку требование об уплате налога от 10.11.2002 N 551 администрация не исполнила, арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика 843 руб. 19 коп. пени по страховым взносам.

Отказ в иске о взыскании остальной части пеней в сумме 3806 руб. 69 коп. за просрочку уплаты авансовых платежей, по мнению апелляционной инстанции, является правомерным.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем
уплаты страховых взносов.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 - 54 Кодекса.

В соответствии со статьями 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода (а в случаях, установленных законом, - отчетного) на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Согласно статье 23 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, аналогично названным выше нормам налогового законодательства, под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Таким образом, у Фонда имелись основания для начисления администрации пеней за просрочку уплаты страховых взносов только по отчетным периодам: первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Резолютивная часть постановления изготовлена
и оглашена в судебном заседании 26 августа 2003 года.

Руководствуясь п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение арбитражного суда от 23 июня 2003 года по делу N А05-4416/03-253/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Холмогорском районе Архангельской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.Я.СУМАРОКОВА

Судьи

Н.А.ВОЛКОВ

Е.В.ТРЯПИЦЫНА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2003 г. по делу N А05-4416/03-253/12

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области (далее - управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Светлозерской сельской администрации муниципального образования “Холмогорский район“ (далее - Светлозерская администрация) 4649,88 руб. пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решением от 23.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.03, с ответчика взыскано 843,19 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе управление Пенсионного фонда просит отменить судебные акты в части отказа в заявлении и удовлетворить его полностью, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 23.06.03 и постановления от 02.09.03 проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Светлозерская администрация не исполнила в добровольном порядке требование Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Архангельской области об уплате 4649,88 руб. пеней за просрочку уплаты платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 года. В связи с
этим управление Пенсионного фонда обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который обоснованно взыскал с ответчика 843,16 руб. пеней за просрочку уплаты страховых взносов.

Суд кассационной инстанции считает отказ в удовлетворении заявления на сумму пеней, начисленных за просрочку уплаты авансовых платежей (3806,69 руб.), правомерным.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Пунктом 1 статьи 23 Закона предусмотрено, что под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 23 и пунктом 2 статьи 24 Закона страхователь производит исчисление и уплату авансовых платежей ежемесячно. Однако эти суммы авансовых платежей не являются окончательными и подлежат корректировке по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года в соответствии со вторым абзацем статьи 23 и четвертым абзацем пункта 2 статьи 24 Закона. Из статьи 24 Закона следует, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том,
что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, а не месяца. Этот вывод подтверждается и тем, что согласно третьему абзацу пункта 2 статьи 24 Закона данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, который представляется по итогам отчетного периода. Таким образом, контроль за уплатой авансовых платежей осуществляется по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года. Поскольку управлением Пенсионного фонда пени начислены за каждый месяц просрочки, арбитражный суд правомерно взыскал со страхователя пени, исчисленные по итогам отчетных периодов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Решение от 23.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 02.09.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4416/03-253/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.В.ВЕТОШКИНА

Судьи

С.Н.БУХАРЦЕВ

Д.В.ХОХЛОВ