Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2003 года по делу N А05-14705/02-590/16 <По иску ООО “Дубровский и партнеры“ к Государственному комитету РФ по статистике в лице Архангельского областного комитета государственной статистики о взыскании неосновательного обогащения> (вместе с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2003 г. по делу N А05-14705/02-590/16

(извлечение)

<ПО ИСКУ ООО “ДУБРОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ“

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОМИТЕТУ РФ ПО СТАТИСТИКЕ В ЛИЦЕ

АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СТАТИСТИКИ О ВЗЫСКАНИИ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ>

Общество с ограниченной ответственностью “Дубровский и партнеры“ (далее - ООО “Дубровский и партнеры“, истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственному комитету Российской Федерации по статистике в лице Архангельского областного комитета государственной статистики (далее - Госкомстат, ответчик) о взыскании 475 руб. 19 коп., уплаченных за предоставление сведений о присвоенных при регистрации юридического лица статистических кодах.

По утверждениям истца, в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19
июня 2002 года N 438 такие сведения должны предоставляться бесплатно. Денежные средства, требование о взыскании которых заявлено, получены Госкомстатом необоснованно.

Представитель истца в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Ответчик с иском не согласился, указав, что на безвозмездной основе органами государственной статистики производится присвоение кода ОКПО, проверка и анализ учредительных документов, идентификация объекта по общероссийском классификаторам, заполнение карточки объекта, внесение информации о нем в базу данных ЕГРПО. На возмездной основе истцу, по его просьбе, было выдано информационное письмо об учете в ЕГРПО.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.

Установлено, что ООО “Дубровский и партнеры“ зарегистрировано в качестве юридического лица 14 ноября 2002 года.

21 ноября 2002 года истец обратился в Архангельский областной комитет государственной статистики с заявлением о предоставлении сведений о присвоенных ему статистических кодах.

В этот же день за присвоение кодов ООО “Дубровский и партнеры“ последним перечислено на счет ответчика 475 руб. 19 коп.

21 ноября 2002 года ответчиком истцу выдано информационное письмо N 08-07/2636 об учете в ЕГРПО с указанием присвоенных кодов.

22 ноября 2002 года Архангельским областным комитетом государственной статистики получена от налогового органа выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N 09-3/1/797 от 14.11.2002 со сведениями о юридическом лице -
ООО “Дубровский и партнеры“. 25 ноября 2002 года истцу направлено уведомление с кодом ОКПО. Плата при этом не взималась, что соответствует требованиям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438.

Согласно пункту 7 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 года N 85, финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов указанного комитета производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление. Работы, предусмотренные федеральной программой статистических работ и выполняемые дополнительно по поручениям Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, финансируются за счет средств федерального бюджета. Работы, не входящие в федеральную программу статистических работ, выполняются территориальными органами Комитета и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.

Аналогичная норма установлена пунктом 8 Положения об Архангельском областном комитете государственной статистики, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 23 апреля 2002 года N 52.

В соответствии с инструкцией “О порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре юридических лиц“, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 22 декабря 1999 года N АС-1-24/6483 и изменениями N 4 к указанной инструкции, утвержденными 31 июля 2002 года, территориальными органами госстатистики выдаются юридическим лицам уведомления о присвоении кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и информационное письмо о факте учета в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО).

Согласно пункту 5.4 вышеназванной инструкции (в редакции изменений N 4) информационное письмо об учете в ЕГРПО и установленной идентификации на основе общероссийских классификаторов
технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, прошедшим государственную регистрацию, выдается по мере их обращения в территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года N 1212.

В соответствии с разделом 6 инструкции оплата услуг по предоставлению информации по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации из ЕГРПО осуществляется согласно соответствующему прейскуранту цен, утвержденному территориальным органом (организацией) Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Оплата услуг осуществляется согласно прейскуранту цен, разработанному в соответствии с Порядком калькулирования стоимости услуг по предоставлению информации по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по статистике N 6 от 12 апреля 2002 года.

Истец, подавая 21 ноября 2002 года в территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по статистике заявление об оказании информационно-статистической услуги, знал о платном ее характере. Производя оплату оказанной Госкомстатом услуги, истец, по существу, выразил свое согласие на получение информации на платной основе.

При указанных обстоятельствах доводы истца о неосновательном получении ответчиком 475 руб. 19 коп. денежных средств за предоставление информации по ЕГРПО не могут быть признанны обоснованными.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья

В.Ф.ИСКУСОВ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 27 марта 2003 г. по делу N А05-14705/02-590/16

(извлечение)

ООО “Дубровский и партнеры“ (далее -
истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному комитету Российской Федерации по статистике в лице Архангельского областного комитета государственной статистики (далее - ответчик) о взыскании 475 рублей 19 копеек, уплаченных за предоставление сведений о присвоенных при регистрации юридического лица статистических кодах, которые, по мнению истца, в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 должны предоставляться бесплатно.

Решением суда от 31 января 2003 года в удовлетворении иска отказано.

Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 14 ноября 2002 года ООО “Дубровский и партнеры“ зарегистрировано в качестве юридического лица. 21 ноября 2002 года истец обратился в Архангельский областной комитет государственной статистики с заявлением о предоставлении сведений о присвоенных ему статистических кодах. В этот же день истцу на основании заявления, содержащего сведения о платности оказываемых услуг, выдано информационное письмо N 08-07/2636 об учете в ЕГРПО с указанием присвоенных кодов, в связи с чем последним перечислено на счет ответчика 475 рублей 19 копеек.

22 ноября 2002 года Архангельским областным комитетом государственной статистики получена от налогового органа выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.11.2002 N 09-3/1/797 со сведениями о юридическом лице - ООО “Дубровский и партнеры“. 25 ноября 2002 года истцу ответчиком направлено уведомление с кодом ОКНО. Плата при этом не взималась, что соответствует требованиям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438.

Судебная
коллегия апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, считает, что суд первой инстанции обоснованно вынес решение об отказе во взыскании неосновательного обогащения исходя из норм Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438, с учетом Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, Инструкции “О порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре юридических лиц“ и обстоятельств, подтверждаемых материалами дела.

В соответствии с Инструкцией “О порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре юридических лиц“, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 22 декабря 1999 года N АС-1-24/6483 (с учетом изменений N 4), территориальными органам госстатистики выдаются юридическим лицам уведомления о присвоении кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКНО) и информационное письмо о факте учета в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО).

Согласно пункту 5.4 указанной инструкции информационное письмо об учете в ЕГРПО и установленной идентификации на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, прошедшим государственную регистрацию, выдается по мере их обращения в территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года N 1212.

В соответствии с разделом 6 Инструкции оплата услуг по предоставлению информации по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации из ЕГРПО осуществляется согласно соответствующему прейскуранту цен, утвержденному территориальным органом (организацией) Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит со стороны ответчика действий, каким-либо образом нарушающих права истца на получение соответствующей статистической информации. При этом судом
первой инстанции полно и всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными в силу изложенного выше, а решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

Арбитражный суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение арбитражного суда от 31 января 2003 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Дубровский и партнеры“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.А.ВОЛКОВ

Судьи

А.Х.ШАШКОВ

Е.И.БЕКАРОВА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2003 г. по делу N А05-14705/02-590/16

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Дубровский и партнеры“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственному комитету Российской Федерации по статистике в лице Архангельского областного комитета государственной статистики (далее - комитет) о взыскании 475 руб. 19 коп. неосновательного обогащения.

Решением от 31.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2003, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Общество о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещено, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель комитета возражал против жалобы, полагая, что ее доводы необоснованны.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, общество, будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, 21.11.2002 обратилось к комитету с заявлением о выдаче информации о присвоении ему кодов в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (далее - ОКПО). Информационным письмом от 21.11.2002 N 08-07/2002 ответчик сообщил
обществу о включении его в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций и присвоил ему ОКПО. В связи с этим истец заплатил комитету 475 руб. 19 коп. по квитанции от 21.11.2002.

Полагая, что ответчик удержал упомянутые деньги без правового основания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2001 N 85 (далее - Положение), Государственный комитет Российской Федерации по статистике (далее - Госкомстат) осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата организации. Госкомстат, его территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата организации составляют федеральную систему государственной статистики.

В силу пункта 5 Положения Госкомстат обеспечивает в установленном порядке присвоение кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций.

По смыслу пункта 8 Положения, названная обязанность не относится к работам Госкомстата, входящим в федеральную программу статистических работ. Следовательно, согласно пункту 7 Положения такие работы выполняются территориальными органами комитета и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.

В соответствии с пунктом 5.2 Инструкции о порядке учета юридических лиц и обособленных подразделений в Едином государственном регистре предприятий и организаций (далее - Инструкция), утвержденной Госкомстатом 22.12.99 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.99 N 1212 “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации“, и в соответствии с приказом Госкомстата от 15.07.99
N 108 “О внедрении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в статистическую информационную систему“ при выдаче информационного письма о присвоении кодов взимается плата в соответствии с тарифами на присвоение кодов ОКПО органами Госкомстата, утвержденными Госкомстатом.

Оплата стоимости услуг осуществляется субъектом хозяйственной деятельности в банке платежным поручением или в кассе бухгалтерии органа государственной статистики региона.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд на основании правильно установленных обстоятельств сделал правильный вывод об отсутствии неосновательного обогащения при взимании с истца платы за выдачу информации о присвоении кодов ОКПО.

Следовательно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Решение от 31.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-14705/02-590/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Дубровский и партнеры“ - без удовлетворения.

Председательствующий

З.А.ЧЕРТИЛИНА

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

Н.В.МАРЬЯНКОВА