Законы и бизнес в России

Определение Архангельского облсуда от 20.06.2002 N 33-1765 <По заявлению в защиту государственных и общественных интересов об отмене решения территориальной избирательной комиссии о результатах выборов>

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 33-1765 20 июня 2002 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Пантелеева В.В., судей Пушкарева Н.А., Ефремова Ю.М. и адвоката О. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 20 июня 2002 г. дело по кассационной жалобе А., представителя МО “Хорей-Верский сельсовет“ О. на решение Нарьян-Марского городского суда Архангельской области от 21.12.2001, по которому:

Заявление прокурора Ненецкого автономного округа об отмене решения территориальной избирательной комиссии от 27 декабря 1999 г. о результатах выборов главы муниципального образования “Хорей-Верский сельсовет“ удовлетворить.

Признать решение территориальной избирательной комиссии от 27 декабря 1999 г. о результатах выборов главы администрации муниципального
образования “Хорей-Верский сельсовет“ незаконным и отменить его.

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением в защиту государственных и общественных интересов об отмене решения территориальной избирательной комиссии о результатах выборов главы администрации на территории муниципального образования “Хорей-Верский сельсовет“ от 27 декабря 1999 г.

В его обоснование сослался на то, что 26.12.1999 в Хорей-Верском сельсовете НАО были проведены выборы главы муниципального образования.

Решением участковой избирательной комиссии от 27.12.1999 главой администрации МО “Хорей-Верский сельсовет“ признан А., который в заявлении о согласии баллотироваться на данную должность в нарушение п. 2 ст. 28 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ не указал сведений о неснятой и непогашенной судимости, что не позволяет с достоверностью определить волеизъявление избирателей при выборах главы администрации МО.

В дополнительном заявлении прокурор, помимо указанного основания, просит отменить решение избирательной комиссии от 27.12.1999 из-за того, что в нарушение п. 7 ст. 23 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ после принятия решения о назначении выборов главы МО и образования избирательного участка как представительным органом, так и администрацией МО не были приняты решения о формировании избирательной комиссии по выборам главы муниципального образования. Выборы вследствие этого проводились избирательной комиссией, не наделенной полномочиями, и ее решение не может повлечь юридических последствий.

Также в нарушение ст. 28 закона НАО “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления“ избирательной комиссией не был утвержден текст избирательного бюллетеня. Избирательные бюллетени были изготовлены специалистом муниципального образования, в ходе изготовления избирательных бюллетеней контроль со стороны избирательной
комиссии не осуществлялся.

В нарушение пунктов 3, 4 ст. 53 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ при проведении досрочного голосования в оленеводческих бригадах избирательные бюллетени не вкладывались в конверты, а опускались в опечатанный переносной ящик, проем которого после голосования не опечатывался, и он хранился вне помещения избирательного участка.

Кроме того, в кабинах для голосования вместо ручек были карандаши, и избиратели в бюллетенях делали отметку карандашом, что запрещено действующим законодательством.

Все эти обстоятельства также не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей при выборах главы МО.

В судебном заседании прокурор Комаров В.И. поддержал заявление по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица от МО “Хорей-Верский сельсовет“ О. и А. с заявлением не согласились, т.к. допущенные в ходе избирательной кампании нарушения не повлияли на волеизъявление избирателей. В п. Хорей-Вер было известно о судимости А. Кроме того, закон НАО не требует указывать такие сведения.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласны А. и представитель МО “Хорей-Верский сельсовет“ О.

В кассационных жалобах они настаивают на его отмене.

А. при этом обращает внимание на то, что установленные судом нарушения выборов главы МО не являются таковыми, чтобы сделать вывод о том, что это не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявлении избирателей, в связи с тем что за него проголосовал 181 избиратель, чем допущено нарушение ст. 64 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ“.

О. также обращает внимание на эти же обстоятельства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителя МО “Хорей-Верский сельсовет“ О., судебная коллегия считает решение суда правильным по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ
“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных п. 2 ст. 28 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона, а также непредставления данных о наличии неснятой или непогашенной судимости, о наличии гражданства иностранного государства.

В соответствии с п. 3 этой же статьи, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке также в случаях нарушения правил составления списка избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о нарушениях избирательной комиссией МО “Хорей-Верский сельсовет“ при выборах главы муниципального образования действующего законодательства, выразившихся в недоведении до избирателей сведений о наличии у А. неснятых и непогашенных судимостей с указанием номеров и наименований статей УК РФ, отсутствии постановления главы МО или решения представительного органа об образовании участковой избирательной комиссии, нарушении условий и порядка проведения досрочного голосования, изготовления бюллетеней для голосования, которые не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей.

Судебная коллегия с выводами суда об этом согласна, считает их обоснованными и соответствующими исследованным в судебном заседании доказательствам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, 18.10.1999 и.о. главы МО “Хорей-Верский сельсовет“ А. принято решение о назначении выборов на пост главы МО “Хорей-Верский сельсовет“ на 19.12.1999.

В соответствии с законом НАО “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления“ (в редакции окружных законов от 31.01.1996 N 16-ОЗ, от 17.06.1996 N 35-ОЗ, от 19.02.1997 N 57-ОЗ), для организации и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления должны образовываться участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней до дня выборов, которые образуются постановлением главы муниципального образования или решением представительного органа местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства (статьи 12, 13 закона НАО).

Для проведения выборов главы МО “Хорей-Верский сельсовет“, назначенных на 19.12.1999, участковая избирательная комиссия постановлением главы МО или решением представительного органа местного самоуправления не назначалась.

Участковая избирательная комиссия в МО “Хорей-Верский сельсовет“ осуществляла свои полномочия на основании ранее принятого решения в составе Р., Ч., Р., В., Ф., В., Г.

При этом сведений о их выдвижении в состав избирательной комиссии в материалах дела не имеется.

Надлежащих доказательств о правомочности осуществления избирательной участковой комиссией своих функций МО “Хорей-Верский сельсовет“ также не представлено.

Указанное позволяло суду прийти к выводу о нарушении МО “Хорей-Верский сельсовет“ при проведении выборов главы МО закона НАО “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления“.

Согласно п. 2 ст. 28 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, при подаче письменного заявления о согласии баллотироваться должны быть указаны сведения о неснятых и непогашенных судимостях, по которым был осужден кандидат, по наименованиям и номерам статей УК РФ.

При подаче заявления о выдвижении кандидатом на пост главы МО “Хорей-Верский сельсовет“ А. требования данного закона нарушил.

Приговором Нарьян-Марского городского суда от 16.05.1996 он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями
120, 210, 117 ч. 3 УК РФ с назначением наказания в виде 3 лет лишения свободы.

Постановлением Нарьян-Марского городского суда от 02.08.2000 ему в снятии судимости за совершенные преступления отказано, поэтому при подаче заявления о своем выдвижении кандидатом на пост главы МО ему следовало указать статьи УК, по которым у него не снята и не погашена судимость, что сделано не было.

Участковая избирательная комиссия должна была проверить соблюдение А. требований закона, а также отразить в информационных материалах и указать в избирательном бюллетене сведения о неснятой и непогашенной судимости по номеру (номерам) и наименованию (наименованиям) статьи (статей) УК РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, что предусмотрено п. 3 ст. 49 и п. 6 ст. 51 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“.

Избирательной участковой комиссией эти требования Закона не соблюдены.

В информации на А. и в бюллетенях для голосования соответствующие сведения о неснятых и непогашенных судимостях отражены не были.

В соответствии со ст. 51 указанного выше ФЗ, избирательные бюллетени для голосования должны после их изготовления передаваться членам избирательной комиссии по акту согласно количеству, указанному в заказе.

Из материалов дела видно, что бюллетени для голосования по выборам главы МО “Хорей-Верский сельсовет“ изготовлялись путем печатания на машинке самим МО, при этом по акту участковой избирательной комиссии они не передавались. Соответствующих тому доказательств МО не представило.

Кроме этого, участковой избирательной комиссией при проведении выборов допущены нарушения ст. 53 ФЗ, касающиеся проведения досрочного голосования.

В нарушение Закона досрочное голосование в оленеводческих бригадах проводилось по бюллетеням, в которых отсутствовали сведения о неснятых и непогашенных судимостях
в отношении А.

Данные бюллетени вкладывались не в конверты, а опускались в урны, которые хранились вне помещения избирательной участковой комиссии. При этом прорезь в них не опечатывалась.

Кроме этого, показаниями свидетеля Ч. установлено, что при голосовании в тундре для заполнения бюллетеней использовались карандаши.

В досрочном голосовании при этом приняло участие 63 избирателя, или 19,6% от числа проголосовавших.

По протоколу участковой избирательной комиссии от 26.12.1999 следует, что число выданных для голосования бюллетеней составило 321 шт., из них действительными являются 305 бюллетеней.

Число голосов избирателей по ним за А. составило 181, З. - 13, П. - 92, против всех кандидатов - 19.

При наличии допущенных выше нарушений порядка проведения выборов суд обоснованно признал, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.06.2002, воля народа, выраженная им на свободных выборах, определяется на основании демократического большинства, наличие которого необходимо для признания легитимности выборов.

За А. проголосовал 181 избиратель.

Из жалобы жителей п. Хорей-Вер, поданной на имя прокурора НАО до отмены первоначального решения суда от 05.02.2001, следует, что 45 избирателей в случае доведения до них сведений о неснятых и непогашенных судимостях не отдали бы свои голоса за А.

63 избирателя, проголосовавших досрочно, о неснятых и непогашенных судимостях в отношении А. уведомлены также не были, в бюллетенях такие отметки отсутствовали, что с учетом указанных выше обстоятельств также позволяло признать состоявшиеся выборы главы МО недействительным из-за того, что они не позволяют определить с достоверностью результаты волеизъявления избирателей.

По указанным причинам с доводами, приведенными кассаторами в жалобах, судебная коллегия согласиться не может.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены
правильно, получили в решении надлежащую оценку, с которой судебная коллегия согласна, то оснований для его отмены не находит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Нарьян-Марского городского суда Архангельской области от 21.12.2001 оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя МО “Хорей-Верский сельсовет“ О. и А. без удовлетворения.