Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.1999 года по делу N А05-6415/99-386/17 <По иску войсковой части 09607 к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования в лице северодвинского филиала о взыскании пени, списанных в бесспорном порядке> (вместе с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 1999 г. по делу N А05-6415/99-386/17

(извлечение)

<ПО ИСКУ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 09607

К АРХАНГЕЛЬСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ЛИЦЕ СЕВЕРОДВИНСКОГО

ФИЛИАЛА О ВЗЫСКАНИИ ПЕНИ, СПИСАННЫХ

В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ>

Заявлено требование о взыскании 22813 руб. 46 коп. пени, списанных в бесспорном порядке по инкассовым распоряжениям N 1010 от 16.11.98 г. на сумму 24605 руб. 55 коп., N 1008 от 16.11.98 г. на сумму 448 руб. 97 коп.

Ответчик иск не признает.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:

На основании расчетной ведомости по взносам в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за январь - сентябрь 1998 г., представленной истцом, ответчиком начислены пени
за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.07.98 г. по 30.09.98 г. в общей сумме 25054 руб. 52 коп. По инкассовым распоряжениям N 1010 и 1008 от 16.11.98 г. указанная сумма списана с текущего счета истца.

Истец не согласен со взысканием с него пени в сумме 22813 руб. 46 коп., поскольку в III квартале 1998 г. не было произведено своевременное финансирование на заработную плату из федерального бюджета, заработная плата работникам выплачивалась в более поздние сроки, чем установлено. Из суммы пени, списанной ответчиком в бесспорном порядке, истец признает правомерной 2241 руб. 06 коп. Остальную сумму 22813 руб. 46 коп. просит возвратить, в связи с отсутствием его вины в несвоевременной уплате страховых взносов.

Основанием для начисления ответчиком пени являются: Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.91 г. N 1499-1, Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. N 4543-1.

Согласно пунктам 5, 7 Положения плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Для войсковой части 09607 установлен срок получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц - 3 число месяца. Финансирование производится из федерального бюджета.

Судом установлено, что в III квартале 1998 г. средства на оплату труда поступали несвоевременно: за май 1998 г. - 03.07.98 года в размере 300 руб., за июль 1998 г. - 13.07.98 г. (1207 рублей),
за май 1998 г. - 21.08.98 г. (1689 руб.).

Согласно п. 14 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 г. N 1018, работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы.

Материалами дела подтверждается, что финансирование по оплате труда из федерального бюджета для войсковой части 09607 за период с июля 1998 г. по сентябрь 1998 г. поступало несвоевременно, заработная плата работникам выплачивалась по мере поступления денежных средств на оплату труда и соответственно уплачивались страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.

Поскольку Федеральным законом от 08.01.98 г. N 9-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“ установлено, что начисление страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования, истцом обоснованно были начислены подлежащие уплате страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования за III квартал 1998 г. и указаны в расчетной ведомости.

Пени не являются мерой ответственности, носят компенсационный характер потерь государства. Просрочка перечисления страховых взносов истцом произошла ввиду невыделения денежных средств государством, и поэтому государство не понесло потерь. Взыскание пени с войсковой части, финансируемой из федерального бюджета, повлекло дополнительные расходы федерального бюджета.

С учетом изложенного истец правомерно обратился в суд с требованием об обратном взыскании пеней за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 22813 руб. 46 коп., которое подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 95, 124 - 128,
134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Взыскать с Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования в лице Северодвинского филиала в пользу войсковой части 09607 (г. Северодвинск) 22813 руб. 46 коп. пени, списанных в бесспорном порядке.

Председательствующий

Н.Ю.ТРУБИНА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 9 февраля 2000 г. по делу N А05-6415/99-386/17

(извлечение)

Заявлено требование о взыскании 22813 руб. 46 коп. пени, списанных по инкассовым поручениям N 1010 от 16.11.98 г. и N 1008 от 16.11.98 г.

Решением арбитражного суда от 07.12.99 г. исковые требования удовлетворены.

Ответчик с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать.

Заслушав представителя ответчика и рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно пунктам 5, 7 Положения плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени.

Для войсковой части 09607 установлен срок получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц - 3 число месяца. Финансирование производится из федерального бюджета.

Судом установлено, что в III квартале 1998 г. средства на оплату труда поступали несвоевременно: за май 1998 г. - 03.07.98 года в размере 300 руб., за июль 1998 г. - 13.07.98 г. (1207 рублей), за май 1998 г. - 21.08.98 г. (1689 руб.).

Согласно п. 14 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 г. N 1018, работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату
заработной платы.

Материалами дела подтверждается, что финансирование по оплате труда из федерального бюджета для войсковой части 09607 за период с июля 1998 г. по сентябрь 1998 г. поступало несвоевременно, заработная плата работникам выплачивалась по мере поступления денежных средств на оплату труда и соответственно уплачивались страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное обстоятельство ответчиком не отрицается. Довод ответчика о том, что Указом Президента РФ от 28.08.96 г. N 1274 дан полный перечень учреждений, финансируемых из бюджетов и освобожденных от уплаты пеней, не принимается судом, поскольку суд первой инстанции не руководствовался вышеназванным нормативным актом. Ст. 114 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ установлено, что нормативные акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета на 1998 год, реализуются только при наличии соответствующих дополнительных поступлений в федеральный бюджет.

Поскольку взыскание пеней в указанном случае влечет дополнительные расходы для федерального бюджета, суд первой инстанции обоснованно принял решение о возврате пеней, списанных с бюджетной организации в бесспорном порядке.

Довод ответчика о том, что истец не является юридическим лицом, не подтверждается материалами дела.

Из справки вышестоящей воинской части от 14.10.99 г. следует, что истец является государственным учреждением, имеет собственную финансовую службу.

Исходя из изложенного, судебная коллегия, руководствуясь п. 1 ст. 157 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановила:

Решение арбитражного суда от 07.12.99 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.Я.СУМАРОКОВА

Судьи

О.В.КУЗНЕЦОВА

Н.М.БУШЕВА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2000 г. по делу N А05-6415/99-386/17

(извлечение)

Войсковая часть N 09607 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования в лице его Северодвинского филиала (далее -
ответчик) о взыскании 22813 руб. 46 коп. пеней, списанных со счета истца в бесспорном порядке по инкассовым распоряжениям N 1010 от 16.11.98 г. на сумму 24605 руб. 55 коп. и N 1008 от 16.11.98 г. на сумму 448 руб. 47 коп.

Решением арбитражного суда от 07.12.99 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2000 г., иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление отменить и в иске отказать, ссылаясь на законность своих действий по бесспорному списанию пеней, неприменение судом Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 г. N 1274. Кроме того, податель жалобы полагает, что истец является не самостоятельным юридическим лицом, а структурным подразделением войсковой части N 56096, расположенной в Северодвинске, так как не представил свидетельства о своей регистрации в качестве юридического лица.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании расчетной ведомости истца по взносам в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за январь - сентябрь 1998 года ответчик начислил 25054 руб. 52 коп. пеней за период с 01.07.98 г. по 30.09.98 г. По инкассовым распоряжениям N 1010 и N 1008 от 16.11.98 г. указанная сумма пеней списана с текущего счета истца в бесспорном порядке.

Начисляя пени, ответчик руководствовался Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1.

В соответствии с пунктами 5 и
7 названного Положения плательщики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

Финансирование истца производится из средств федерального бюджета, каких-либо иных источников финансирования истец не имеет и, соответственно, в случае задержки финансирования не имеет возможности уплатить страховые взносы.

Для истца установлен срок получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц - третье число месяца, следующего за истекшим.

Судом установлено, что в третьем квартале 1998 года средства на оплату труда поступали несвоевременно: за май 1998 года - 03.07.98 г. (300 руб.), за июль 1998 г. - 13.07.98 г. (1207 руб.), за май 1998 г. - 21.08.98 г. (1689 руб.). Заработная плата работникам выплачивалась по мере поступления денежных средств на оплату труда, и соответственно уплачивались страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.

Указанные обстоятельства ответчик не оспаривает.

Поскольку задержка уплаты страховых взносов произошла по независящим от истца обстоятельствам, вывод суда обеих инстанций о неправомерном начислении ответчиком пеней является правильным.

Пени не являются мерой ответственности, а служат компенсацией потерь государственной казны. Просрочка истцом уплаты страховых взносов, произошедшая в связи с невыделением средств государством, не повлекла потерь для государственной казны. Взыскание пеней с истца, финансируемого из федерального бюджета, повлекло дополнительные расходы федерального бюджета и фактически явилось способом перераспределения средств федерального бюджета в бюджет фонда обязательного медицинского страхования.

В связи с этим несостоятелен довод жалобы о неприменении судом Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 г. N 1274.

Кроме того, статьей 114 Федерального закона “О федеральном
бюджете на 1998 год“ установлено, что ненормативные акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета на 1998 год, реализуются только при наличии соответствующих дополнительных поступлений в федеральный бюджет.

Судом установлено, что истец является юридическим лицом и выделение ему средств на оплату труда из федерального бюджета производилось несвоевременно. Доводы жалобы о том, что истец не является юридическим лицом и что несвоевременное его финансирование имело место по вине войсковой части N 56096, также несостоятельны, поскольку основаны на предположениях и ничем не подтверждены.

Так как при рассмотрении дела судом обеих инстанций не нарушены нормы процессуального права, а нормы материального права применены правильно, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Решение от 07.12.99 г. и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2000 г. Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6415/99-386/17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования в лице его Северодвинского филиала - без удовлетворения.

Председательствующий

И.П.ПОЧЕЧУЕВ

Судьи

С.Н.БУХАРЦЕВ

Д.В.ХОХЛОВ