Законы и бизнес в России

<Письмо> ГосНИ по Арханг. обл. от 30.04.1999 N 02-25/2670 “О порядке применения финансовых санкций за занижение прибыли в соответствии с частью 1 Налогового кодекса“

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГосНИ по городам и районам

Отраслевые отделы облГосНИ

<ПИСЬМО>

от 30 апреля 1999 г. N 02-25/2670

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

ЗА ЗАНИЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 1

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

С введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - Кодекс) значительно изменяется ответственность за нарушение действующего законодательства в части неуплаты налога на прибыль в бюджет. Прежде всего, необходимо отметить, что Кодекс значительно расширил и более четко определил виды налоговых правонарушений. В соответствии со ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние, которым признается как действие, так и бездействие налогоплательщика,
налогового агента и их представителей, ответственность за которое установлена Кодексом.

С 01.01.99 г. в соответствии со ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание с него штрафа в размере 5000 руб. (ст. 116 Кодекса). Согласно п. 3 ст. 83 Кодекса заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по ее местонахождению в течение 10 дней после государственной регистрации.

Осуществление организацией деятельности без постановки на учет более 90 дней со дня истечения установленного п. 3 ст. 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе квалифицируется как уклонение от постановки на учет. Ответственность за данное нарушение предусматривается в виде штрафа, взыскиваемого в размере 10% от доходов, полученных в течение деятельности без постановки на учет, но не менее 20000 руб. (ст. 117 Кодекса).

Изменилась также ответственность за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога. Кодексом (п. 3 ст. 119) установлен штраф за непредставление налогоплательщиком документов в налоговый орган и за отказ представить документы должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Со вступлением в силу Кодекса налоговая инспекция не вправе списывать штрафные санкции с налогоплательщиков в бесспорном порядке. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налоговых санкций в соответствии со ст. 104 Кодекса с 01.01.99 г. за налоговые правонарушения применяется только по решению суда на основании иска о взыскании налоговой санкции.
До обращения в суд налоговая инспекция обязана предложить привлекаемому к ответственности налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговых санкций.

В соответствии со ст. 122 Кодекса неполная уплата или неуплата налога, выявленная при выездной проверке налоговым органом, влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 или 40 процентов от неуплаченной суммы налога. Различия в размере штрафных санкций определяются, исходя из того, допущена данная неуплата (неполная уплата) налога по неосторожности или в результате умышленных действий (бездействия). Согласно ст. 110 Кодекса налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствия таких действий. Доказательство умышленности налогового правонарушения лежит на налоговых органах, виновность должна быть доказана (установлена) вступившим в законную силу решением суда. Помимо этого, если при налогообложении занижен доход в результате грубого нарушения налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, на налогоплательщика налагается штраф в соответствии с п. 3 ст. 120 Кодекса в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. Грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения признается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 120 Кодекса в случае несвоевременного или неправильного отражения в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога или иных данных, связанных с исчислением и уплатой налога на прибыль, на налогоплательщика налагается штраф в размере 3000 руб. В отношении
ст. 121 Кодекса в части наложения на налогоплательщика штрафа в размере 5000 руб. в случае неотражения или неполного отражения сумм налога на прибыль, а равно при допущении ошибок, приводящих к занижению сумм налога, следует указать, что эта статья указывает на те же правонарушения, которые предусмотрены п. 4 ст. 120 Кодекса. Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 Кодекса все сомнения, противоречия или неясности в законодательных актах толкуются в пользу налогоплательщиков, меру ответственности по ст. 121 Кодекса применять не следует.

Что же касается пени, то статьей 75 Кодекса пени признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплачивать в случае уплаты сумм налога на прибыль в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством. Ставка пени за каждый день просрочки уплаты налога устанавливается Кодексом с 01.01.99 г. в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1 процента в день. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Во всех случаях сумма пени не может превышать неуплаченной суммы налога, т.е. пени не могут превышать ту сумму налога, на которую они начисляются. Учитывая то, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации“ положения ч. 1 Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, пени, начисленные до 01.01.99 г., пересчету в соответствии с п. 4 ст. 75 Кодекса не подлежат. До 01.01.99 г. в контрольной работе по исчислению пени по документальным проверкам следует руководствоваться
Федеральным законом от 23.07.98 N 120-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год“ и разъяснениями облГосНИ от 21.08.98 N 06-39/5290@.

Заместитель руководителя

ГосНИ по Архангельской области -

государственный советник

налоговой службы 3 ранга

Л.И.ШАМОНИН