Законы и бизнес в России

Постановление мэра г. Архангельска от 25.03.1996 N 52 “Об Уставе города Архангельска“

Утратил силу в связи с изданием постановления мэра г. Архангельска от 21.01.1998 N 15.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - МЭР Г. АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 1996 г. N 52

ОБ УСТАВЕ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

В соответствии со ст. 9 областного Закона “О местном самоуправлении в Архангельской области“ и на основании рекомендаций общественного совета города постановляю:

1. Устав города Архангельска утвердить (прилагается).

2. Направить текст Устава на заключение комиссии областного Собрания депутатов и администрации области по работе по подготовке уставов муниципальных образований.

3. Отделу общественных связей подготовить текст заявления в управление юстиции области о государственной регистрации Устава города Архангельска. Направить документы в управление юстиции области после получения заключения комиссии областного Собрания депутатов
и администрации области.

4. На основании статей 130 и 131 Конституции РФ предложить населению города определить структуру и наименование органов городского самоуправления - городское Собрание депутатов и мэр города Архангельска, путем выборов 16 июня 1996 г.

5. Предложить городскому Собранию депутатов после его избрания рассмотреть и принять Устав города Архангельска.

Полномочия существующих органов городского самоуправления действуют до избрания или образования новых органов самоуправления.

6. Газете “Архангельск“ и “Газете АТК“ опубликовать данное постановление и текст Устава города Архангельска.

7. Постановление мэра города от 15.02.96 г. N 30 считать утратившим силу.

Мэр города Архангельска

В.ГЕРАСИМОВ

Утвержден

постановлением мэра

г. Архангельска

от 25.03.1996 N 52

УСТАВ

ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным и областным законодательством определяет статус, полномочия и ответственность города Архангельска как муниципального образования, структуру, порядок образования и компетенцию органов городского самоуправления, закрепляет иные положения по организации городского самоуправления.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус города Архангельска

1. Город Архангельск основан в 1584 году. В соответствии с Уставом Архангельской области город Архангельск имеет статус областного центра, является муниципальным образованием Архангельской области.

2. Особенности правового статуса города Архангельска как областного центра определяются Законом области.

Статья 2. Территория города Архангельска

1. Территорию Архангельска образуют земельная и водная поверхность, недра, воздушное пространство в границах города.

Территория Архангельска входит в состав территории Архангельской области. Город Архангельск является единой административно-территориальной единицей, не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.

2. Граница города - городская черта, определенная решением исполкома Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от 11 августа 1952 года N 814 с учетом мониторинга земель на 1 января 1996 года.

3. Изменение границы города производится по представлению органов городского самоуправления в порядке, установленном действующим
законодательством, с обязательным учетом мнения населения и утверждается органами государственной власти Архангельской области.

Статья 3. Население города Архангельска

Жители Архангельска (архангелогородцы) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Архангельске независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, составляют население Архангельска.

Статья 4. Герб города Архангельска

Гербом города является изображение летящего в золотом геральдическом щите архангела Михаила в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающего черного дьявола. Описание герба города и порядок его официального использования определен положением об историческом гербе г. Архангельска, утвержденным решением Архангельского городского Совета народных депутатов от 10 октября 1989 года.

Статья 5. Устав города Архангельска

1. Устав города Архангельска является главным нормативно-правовым актом города, имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов городского самоуправления.

Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Архангельска.

2. В случае противоречия Уставу правовых актов органов городского самоуправления и их должностных лиц действует настоящий Устав.

3. Устав города, изменения и дополнения к нему принимаются представительным органом городского самоуправления - городским Собранием депутатов и считаются принятыми, если за это проголосовало не менее двух третей от его состава.

Вопросы Устава города о структуре органов городского самоуправления и их наименовании определяются населением города самостоятельно.

4. Изменения или дополнения в Устав города принимаются к рассмотрению городским Собранием депутатов по требованию не менее 50% избранных депутатов, по предложению мэра города или на основании волеизъявления, выраженного не менее, чем 3% числа избирателей, проживающих в Архангельске.

5. Устав города подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом Архангельской области.

Глава II. ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 6. Основные положения

1. Городское самоуправление в Архангельске - самостоятельная и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно или через образованные им органы вопросов жизнедеятельности города. Единственным источником власти в городе является его население.

2. Городское самоуправление осуществляется населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области, настоящим Уставом, через референдумы, выборы, собрания и конференции граждан, выборные и другие органы самоуправления.

3. Жители города имеют равные права на осуществление городского самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Деятельность по осуществлению городского самоуправления возглавляет глава муниципального образования.

Статья 7. Предметы ведения городского

самоуправления

1. В ведении города Архангельска находятся вопросы городского значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми он наделен органами государственной власти области.

2. В ведении городского самоуправления находятся:

а) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;

б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

в) городские финансы, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление городских налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского значения;

г) комплексное социально-экономическое развитие города;

д) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

е) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

ж) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

з) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

и) регулирование планировки и застройки территорий города;

к) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

л) контроль за использованием городских земель;

м) регулирование использования водных объектов города, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства городских подземных сооружений;

н) организация, содержание и развитие
муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

о) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

п) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения, благоустройство и озеленение города, организация утилизации и переработки бытовых отходов;

р) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

с) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

т) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

у) создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры города;

ф) организация и содержание городской информационной службы, муниципальных архивов;

х) создание условий для деятельности средств массовой информации города, для организации зрелищных мероприятий;

ц) создание условий для развития в городе физической культуры и спорта;

ч) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

ш) участие в охране окружающей среды на территории города;

щ) обеспечение гражданской обороны города, противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.

Город вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

Статья 8. Взаимоотношения городского

самоуправления и органов

государственной власти

1. Наделение органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только федеральными законами прямого действия, законами Архангельской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

2. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы города Архангельска, реализуются органами городского самоуправления в пределах переданных городу в качестве компенсации средств.

3. В случае передачи городу государственных полномочий условия, контроль и взаимная ответственность устанавливаются договором.

Глава III. ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 9. Основные положения

1. К органам городского самоуправления Архангельска относятся:

- городское Собрание депутатов,

- мэр города Архангельска,

- мэрия города Архангельска.

2. Органы городского самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов городского значения.

3. Органы городского самоуправления
не входят в систему органов государственной власти.

Статья 10. Городское Собрание депутатов

1. Наименование представительного органа городского самоуправления г. Архангельска - городское Собрание депутатов.

Городское Собрание действует в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Законом Архангельской области “О местном самоуправлении в Архангельской области“, настоящим Уставом.

2. Городское Собрание состоит из 30 депутатов.

3. Городское Собрание избирается сроком на 4 года.

Статья 11. Порядок работы городского

Собрания депутатов

1. Городское Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленной численности.

2. Основной формой работы городского Собрания является заседание.

Первое заседание проводится не позднее чем на тридцатый день со дня избрания не менее двух третей от установленного численного состава депутатов городского Собрания.

Очередные заседания городского Собрания проводятся не реже 1 раза в месяц. Мэр обязан созвать внеочередное заседание городского Собрания по письменному требованию не менее одной трети избранных депутатов Собрания.

Статья 12. Структура городского Собрания

1. Председательствует на заседаниях городского Собрания мэр города.

2. Из числа депутатов городского Собрания тайным голосованием избирается секретарь Собрания. Срок его полномочий определяется Регламентом Собрания. В компетенции секретаря Собрания находятся вопросы организации работы Собрания в соответствии с его Регламентом. Секретарь Собрания подписывает протоколы заседаний, председательствует на заседаниях Собрания при отсутствии мэра города.

3. Из числа депутатов городского Собрания на срок его полномочий избираются постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Депутаты городского Собрания могут объединяться в территориальные группы.

Положения о постоянной комиссии и о территориальной группе депутатов утверждаются решением городского Собрания.

4. Депутаты могут создавать по собственной инициативе и иные группы. Депутаты вправе объединяться во фракции по
партийной принадлежности или иным политическим интересам. Права групп и фракций определяются Регламентом городского Собрания.

5. Городское Собрание не вправе передавать свои полномочия секретарю Собрания, комиссиям, отдельным депутатам или группе депутатов.

Статья 13. Регламент городского Собрания

Порядок деятельности городского Собрания, основные правила и процедуры его работы устанавливаются Регламентом городского Собрания, который утверждается Собранием большинством голосов депутатов от его состава.

Статья 14. Компетенция городского Собрания

1. К исключительному ведению городского Собрания относятся:

а) утверждение по представлению мэра города городского бюджета и отчета о его исполнении, контроль за исполнением внебюджетных фондов;

б) утверждение планов и программ экономического и социального развития города;

в) утверждение программ приватизации объектов муниципальной собственности, определение порядка приватизации;

г) установление и отмена городских налогов и сборов, порядка предоставления льгот по ним, выпуска лотерей и займов;

д) утверждение городских социальных программ;

е) внесение изменений и дополнений в Устав города, контроль за его выполнением;

ж) принятие Регламента городского Собрания, избрание и освобождение секретаря городского Собрания;

з) утверждение структуры городского Собрания, образование постоянных комиссий и депутатских групп;

и) защита прав депутатов городского Собрания, дача согласия на привлечение депутата к ответственности в установленных законом случаях;

к) принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата;

л) утверждение предложений мэра по изменению границ города, его территориального устройства, определение порядка предоставления и изъятия земельных участков;

м) утверждение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений;

н) определение правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры;

о) утверждение структуры мэрии города, перечня должностных лиц, назначение на должность которых производится с согласия городского Собрания, согласование этих кандидатур;

п) контроль за деятельностью мэрии города и ее должностных лиц;

р) назначение выборов мэра, выражение недоверия мэру, должностным лицам
мэрии, принятие решения о проведении голосования об отзыве мэра города, депутата городского Собрания;

с) участие в формировании избирательных комиссий на территории города;

т) осуществление права законодательной инициативы в областном Собрании депутатов;

у) иные вопросы, отнесенные законодательством к ведению представительных органов местного самоуправления, а также отнесенные настоящим Уставом к ведению городского Собрания.

2. Программы и планы, утверждаемые городским Собранием, в обязательном порядке должны содержать обоснования с указанием источников их финансирования.

Статья 15. Правовые акты городского Собрания

1. Правовыми актами городского Собрания являются решения. Собрание правомочно принимать решения, а также заявления и обращения, если число присутствующих на заседании депутатов составляет не менее половины его численного состава.

2. Решения городского Собрания считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от состава Собрания. Решения городского Собрания о внесении изменений и дополнений в Устав города принимается большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания. Порядок и условия принятия Собранием процедурных решений и иных документов устанавливаются Регламентом Собрания.

3. Принятое городским Собранием решение в течение трех рабочих дней направляется мэру города для подписания.

Мэр города в течение семи дней подписывает принятое решение, либо отклоняет его.

Отклоненное решение городского Собрания с обоснованием мотивов отклонения или поправками направляется мэром города для повторного рассмотрения на заседании Собрания. Если при повторном рассмотрении за решение городского Собрания в ранее принятой редакции проголосует не менее двух третей от его состава, то оно подлежит подписанию мэром города в течение трех дней и опубликованию.

4. Решения городского Собрания вступают в силу с момента официального обнародования или опубликования в газете “Архангельск“, если иное не установлено в самом решении. Решения городского Собрания могут быть обжалованы в
судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. С момента досрочного прекращения полномочий мэра города и до вступления в должность нового мэра не могут быть внесены изменения и дополнения в Устав города, назначен городской референдум, а также приняты решения городского Собрания о введении или отмене городских налогов и сборов.

6. Проект решения городского Собрания о введении или отмене налогов и сборов, льготам по ним, об изменении финансовых обязательств и другие, предусматривающие расходы городского бюджета, могут быть рассмотрены городским Собранием только при наличии заключения мэра города.

Заключение должно быть дано в течение недели с момента получения официального запроса и проекта решения от городского Собрания. Если в указанный срок письменный текст заключения не представлен в городское Собрание, то считается, что проект одобрен.

7. Решения городского Собрания, принятые в пределах его компетенции и вступившие в законную силу, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города юридическими лицами, а также всеми гражданами и должностными лицами.

Статья 16. Депутат городского Собрания

1. Депутаты городского Собрания избираются жителями Архангельска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

2. Депутатом городского Собрания может быть избран постоянно проживающий в Архангельске гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и обладающий избирательным правом.

3. Депутат городского Собрания представляет интересы своих избирателей и всего населения города, строит свою деятельность в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, законами Архангельской области и настоящим Уставом.

4. Депутат ведет работу в городском Собрании на общественных началах. Возмещение депутатам среднего заработка за
время участия в заседаниях Собрания, комиссиях, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями городского Собрания, осуществляется из средств городского бюджета в порядке, установленном городским Собранием.

5. Порядок выборов депутатов городского Собрания устанавливается Законом Архангельской области. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом городского и областного Собраний.

6. Полномочия депутата городского Собрания прекращаются досрочно в случаях:

- утраты гражданства Российской Федерации;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата или признания его недееспособным в установленном законодательством порядке;

- отзыва по инициативе избирателей;

- смерти депутата;

- личного заявления или занятия должности, несовместимой по закону со статусом депутата.

Статья 17. Досрочное прекращение

полномочий городского Собрания

1. Полномочия городского Собрания могут быть прекращены досрочно:

а) если депутатами принято соответствующее решение двумя третями голосов от состава городского Собрания;

б) если в результате добровольного сложения своих полномочий депутатами Собрания общее число депутатов окажется менее 2/3 от установленного численного состава Собрания;

в) если на городском референдуме принято решение о проведении досрочных выборов нового состава Собрания.

2. Досрочные выборы нового состава Собрания назначаются мэром города и проводятся в трехмесячный срок.

Статья 18. Мэр города Архангельска

1. Наименование должности главы города Архангельска как муниципального образования - мэр города Архангельска. Он является высшим должностным лицом города.

2. Мэр избирается жителями города на три года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Мэром Архангельска может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающий в Архангельске не менее 1 года на день выборов и обладающий избирательным правом.

4. Порядок выборов мэра устанавливается Законом области и правовыми актами города.

5. При вступлении в должность мэр выступает в средствах информации и по телевидению с обращением к жителям города, в котором излагает свою позицию по вопросам социально-экономического развития города и дает заверения уважать, охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации. С этого момента мэр приступает к исполнению полномочий.

Статья 19. Компетенция мэра города

1. Мэр непосредственно на основе единоначалия или через структуры мэрии города решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет иные функции городского самоуправления.

2. Мэр Архангельска:

а) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;

б) осуществляет использование средств внебюджетных и валютных фондов в соответствии с действующим законодательством и актами городского Собрания депутатов;

в) защищает интересы города в суде, арбитражном суде или поручает это представителю мэрии города;

г) осуществляет или поручает осуществление своих правомочий, имеет гербовую печать;

д) представляет или поручает представление иным лицам интересов города Архангельска в областных и федеральных органах государственной власти;

е) представляет на утверждение городского Собрания депутатов программы экономического и социального развития города, городской бюджет, а также отчеты об их исполнении;

ж) председательствует на заседаниях городского Собрания депутатов, исполнительного совета мэрии города, подписывает и обнародует решения городского Собрания депутатов;

з) обращается к городскому Собранию депутатов с ежегодным отчетом о социально-экономическом развитии города, об основных направлениях деятельности мэрии города;

и) представляет городскому Собранию депутатов на утверждение структуру мэрии города;

к) назначает на должности руководителей подразделений мэрии города и освобождает их от должности, применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам мэрии города, назначает и освобождает руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

л) определяет компетенцию отраслевых и территориальных органов мэрии города и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели городским бюджетом;

м) выражает согласие на назначение начальника управления внутренних дел города Архангельска, руководителей территориальных (в городе Архангельске) органов государственной власти;

н) утверждает составы общественных комиссий и советов при мэрии города;

о) вносит на рассмотрение областного Собрания депутатов и главы администрации области проекты актов, принятие которых находится в компетенции областных органов власти;

п) выполняет представительские функции, представляет Архангельск на официальных мероприятиях;

р) возглавляет городскую комиссию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

с) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством и настоящим Уставом.

3. По вопросам своей компетенции мэр Архангельска издает постановления и распоряжения, которые обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан на территории города.

4. Мэр города не может занимать иные должности, заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

5. Мэр города подотчетен населению непосредственно и городскому Собранию депутатов.

Статья 20. Досрочное прекращение полномочий мэра

1. Полномочия мэра прекращаются досрочно в случаях:

а) утраты гражданства Российской Федерации;

б) отставки по личному заявлению о сложении полномочий;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра, удостоверенной документально;

г) отрешения от должности решением, принятым жителями города на референдуме;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении мэра;

е) отзыва.

2. Решение о принятии отставки или об отрешении мэра от должности в случае нарушений, установленных в судебном порядке, принимается городским Собранием двумя третями голосов депутатов от состава Собрания.

3. Досрочные выборы мэра Архангельска проводятся в 3-х месячный срок со дня досрочного прекращения полномочий мэра.

4. Во всех случаях (кроме болезни, отпуска, командировки), когда мэр города не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет в полном объеме лицо, избранное городским Собранием депутатов. В период временного исполнения обязанностей мэра города другим лицом не могут быть внесены изменения и дополнения в Устав города, а также приняты решения городским Собранием о введении (отмене) городских налогов и сборов, о назначении референдума.

Статья 21. Мэрия города Архангельска

1. Наименование городской администрации - мэрия города Архангельска. Мэрия города осуществляет исполнительные функции по предметам ведения городского самоуправления.

Руководство деятельностью мэрии осуществляет мэр города непосредственно или через исполнительный совет мэрии. Исполнительный совет мэрии создается мэром города и городским Собранием депутатов.

2. Мэр города образует структурные подразделения мэрии, утверждает положения о них, структуру и штаты.

Отраслевые, функциональные и территориальные подразделения мэрии города осуществляют исполнительно - распорядительные функции в определенных им отраслях и сферах управления и отдельных его территориях.

3. Руководители структурных подразделений мэрии действуют на основе единоначалия. Они издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения служащими этих подразделений и подведомственными городскими службами.

4. В подразделениях мэрии могут создаваться комиссии, а также научно-методические, научно-технические, экспертные и иные советы. Решения этих органов проводятся в жизнь приказами, издаваемыми руководителями структурных подразделений.

5. Порядок образования мэрии города, срок полномочий, вопросы организации и деятельности определяются Положением о мэрии города, утверждаемым городским Собранием депутатов.

Статья 22. Полномочия исполнительного совета

мэрии города

1. Исполнительный совет:

а) разрабатывает проекты программ социально-экономического развития города, программ приватизации и муниципализации, градостроительных программ планов размещения промышленных предприятий;

б) управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения и отчуждения муниципального имущества;

в) разрабатывает проект городского бюджета;

г) рассматривает предложения по введению местных налогов и сборов, утверждению ставок налогов, сборов и величину платы за земельные ресурсы и использование муниципальной собственности, по предоставлению налоговых льгот;

д) разрабатывает проекты городских муниципальных займов, лотерей, проекты эмиссий городских ценных бумаг, векселей;

е) рассматривает муниципальные финансовые нормативы и стандарты, контролирует правильность исполнения бюджетных смет распорядителями бюджетных кредитов и бюджетными единицами;

ж) согласовывает в установленном порядке кандидатуры руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

з) решает вопросы учреждения, ликвидации хозяйствующих субъектов в пределах имеющейся компетенции;

и) рекомендует к подписанию мэром договоры, в том числе хозяйственные, соглашения, обязательства, не входящие в компетенцию городского Собрания;

к) предоставляет в установленном порядке в аренду, владение, пользование имущество, решает вопросы земельных отношений, организует учет, кадастрирование и мониторинг земельных участков, осуществляет контроль за использованием и охраной земель;

л) распределяет в установленном порядке жилищный фонд;

м) устанавливает режимы и графики работы предприятий и организаций, обслуживающих население, в том числе коммунальных, бытовых, торговых и транспортных.

Статья 23. Взаимоотношения органов городского

самоуправления

1. Органы городского самоуправления Архангельска взаимодействуют в интересах населения на основе разграничения функций и полномочий, руководствуясь принципами народовластия, общностью решаемых задач, законностью.

2. Депутаты городского Собрания:

- имеют право внеочередного приема руководителями и должностными лицами мэрии города, включая мэра;

- могут присутствовать на заседаниях и совещаниях любых подразделений мэрии, выступать, вносить предложения, проекты решений;

- вправе обращаться с запросами к мэру, руководителям подразделений мэрии города. Запрос вносится в письменном виде во время заседания городского Собрания, подлежит включению в повестку дня; ответ на запрос дается на следующем заседании городского Собрания; по ответу на запрос городское Собрание принимает решение;

- вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности к любому должностному лицу мэрии города. На обращение должен быть дан ответ по существу в течение двух недель с момента обращения.

3. Мэр города вправе:

- созывать внеочередное заседание городского Собрания с определенной повесткой дня;

- выступать вне очереди на заседаниях городского Собрания, в т.ч. с докладами и содокладами;

- отклонять решения городского Собрания, направлять их на повторное рассмотрение в порядке, установленном настоящим Уставом.

4. Руководители структурных подразделений мэрии города вправе, а при наличии приглашения - обязаны присутствовать на заседаниях городского Собрания и могут получать слово для выступлений.

Глава IV. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ

САМОУПРАВЛЕНИИ

Статья 24. Права граждан на участие

в городском самоуправлении

Жители города Архангельска имеют право:

- избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;

- участвовать в общем собрании, конференции граждан, референдуме и иных формах самоуправления;

- заслушивать отчеты мэра города и депутатов городского Собрания;

- отзывать избранного мэра города и депутатов городского Собрания в установленном порядке;

- осуществлять другие права в соответствии с законодательством Российской Федерации, Архангельской области и правовыми актами города.

Статья 25. Городской референдум

1. Высшим непосредственным выражением воли жителей города является городской референдум.

2. Городской референдум - всеобщее равное, прямое и тайное голосование жителей Архангельска по вопросу, отнесенному к ведению города. На референдум не могут выноситься вопросы о бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

3. Решения, принятые путем городского референдума, обязательны для исполнения всеми органами городского самоуправления, предприятиями, “чреждениями и органами, расположенными на территории города, независимо от форм собственности, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены только посредством городского референдума, если действующим законодательством не установлено иное.

4. На городской референдум могут выноситься вопросы:

- территориального деления города и организации городского самоуправления;

- приобретения или отчуждения важных объектов муниципальной собственности;

- застройки города, создания на его территории предприятий и организаций;

- городские программы;

- иные важные вопросы, входящие в компетенцию органов городского самоуправления.

5. Формулировка вопроса, вносимого на референдум, должна обеспечить возможность ясного ответа на поставленный вопрос.

6. Решение по проведению городского референдума принимается городским Собранием депутатов или мэром города.

Референдум назначается обязательно также по требованию не менее 3% жителей города, пользующихся избирательным правом.

7. Отказ в назначении референдума может иметь место только в случаях, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции городского самоуправления, либо по нему не может быть получен ясный однозначный ответ, либо в связи с нарушением порядка составления петиции граждан о проведении референдума.

8. Порядок проведения городского референдума и определения его результатов устанавливается Положением о городском референдуме, принимаемом мэром города в соответствии с законодательством о местных референдумах Российской Федерации и Архангельской области.

Статья 26. Общие собрания, конференции граждан

1. Общие собрания, конференции граждан созываются городским Собранием депутатов или мэром города по мере необходимости или по инициативе не менее 3% населения, обладающих избирательным правом.

2. Общее собрание, конференция граждан признается правомочным при условии явки на них не менее 25% от общего числа жителей (конференция - 50% избранных делегатов), имеющих право участвовать в собрании, конференции.

3. Общие собрания и конференции:

- избирают органы территориального общественного самоуправления, принимают положения о них в соответствии с нормативными актами, действующими на территории города;

- утверждают программы деятельности органов территориального общественного самоуправления и отчеты об их исполнении по вопросам социально - экономического развития территорий;

- решают другие вопросы, относящиеся к ведению органов территориального общественного самоуправления и затрагивающие интересы населения соответствующих территорий.

4. Решения, принятые общим собранием, конференцией вносятся в органы городского самоуправления на рассмотрение. Принятые решения, в пределах их компетенции, обязательны к исполнению органами территориального общественного самоуправления.

Статья 27. Коллективное обращение граждан

1. Граждане города имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в городское Собрание депутатов и мэрию города в связи с нарушением их прав и законных интересов, а также предложения о рассмотрении вопросов местного значения, требовать и получать от органов городского самоуправления письменный ответ по результатам рассмотрения в установленные законом сроки.

2. Коллективное обращение может иметь своей целью:

- внесение в эти органы предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения;

- возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутата городского Собрания депутатов или мэра города;

- внесение на собрание или конференцию жителей отчета депутата городского Собрания или должностных лиц мэрии о состоянии природной сферы, перспектив развития города, состоянии борьбы с преступностью и других важных вопросов городского значения.

Статья 28. Право граждан присутствовать на заседаниях

городского Собрания депутатов и публичных

слушаниях

1. Доступ жителей на заседания городского Собрания депутатов свободный, кроме случаев, когда проводится закрытое заседание.

Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав, вправе выступить на заседании городского Собрания депутатов.

Если помещение, в котором проводятся заседания, не может вместить всех желающих присутствовать, организуется трансляция заседания.

Порядок посещения заседаний жителями города регулируется Регламентом городского Собрания депутатов.

2. Каждый житель города вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых городским Собранием депутатов, его постоянными комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, городских программ, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих общественный интерес.

Статья 29. Территориальное общественное самоуправление

1. Органами территориального общественного самоуправления в Архангельске являются домовые (квартальные, уличные) комитеты, комитеты общественного самоуправления в микрорайонах, жилищных комплексах или на иных территориях города.

2. Границы деятельности органов общественного самоуправления устанавливаются городским Собранием депутатов по представлениям этих органов с учетом особенностей территории города.

3. Органы территориального общественного самоуправления обеспечивают решение вопросов местного значения в интересах населения на основе собственных или выделенных им финансовых и материальных ресурсов.

4. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления, структура, срок их полномочий определяются законодательством об общественных объединениях граждан и Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Архангельске, утверждаемом городским Собранием.

5. Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется Положением о нем, а также решением городского Собрания депутатов о передаче ему полномочий на основе добровольно взятых на себя населением и этим органом обязательств.

Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 30. Экономическая основа городского

самоуправления

Экономическую основу городского самоуправления составляют муниципальная собственность, городские финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в установленном порядке в управление органам городского самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города.

Статья 31. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности города входят: городские муниципальные земли, средства городского бюджета, внебюджетные фонды, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилой фонд, муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, включенное в перечень городских объектов муниципальной собственности в установленном законодательством порядке.

2. Органы городского самоуправления управляют муниципальной собственностью.

3. В исключительной собственности города находятся в соответствии с реестром и отчуждению не подлежат объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения, а также сохранения историко-культурного наследия.

4. К объектам муниципальной собственности города, распоряжение которыми осуществляется только в порядке, установленном городским Собранием, относятся:

- объекты социально-культурного назначения: школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, сады, ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, детские больницы и поликлиники, спортивные сооружения, здания, используемые для нужд управления городом;

- объекты муниципального жилого фонда, сделки по поводу которых влекут переселение их нанимателей.

5. В отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города, которое закреплено за муниципальным предприятием, последние, осуществляя права полного хозяйственного ведения, могут заключать сделки по его сдаче в аренду, реализации продукции и услуг. Сделки, связанные со сдачей в аренду, передачей или продажей зданий и сооружений, основного оборудования, осуществляются предприятием с согласия собственника.

6. Сделки с собственниками объектов, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных за учреждениями, находящимися на городском бюджете, на правах оперативного управления, осуществляются с согласия органов городского самоуправления.

7. Решение о вкладе бюджетных средств города в имущество предприятий любых форм собственности, акционерных обществ, банков, включая иностранные предприятия и общества с иностранным участием, и размере вклада принимается городским Собранием.

8. Управление и распоряжение объектами собственности города осуществляется мэром города.

9. Мэрия города вправе создавать в соответствии с законодательством муниципальные предприятия и учреждения.

Мэрия города определяет условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивает отчеты об их деятельности.

10. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, определяются их Уставами.

11. Отношения между органами городского самоуправления и предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся в соответствии с законодательством.

Статья 32. Земельные отношения

1. В состав земель города входят:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

- земли особо охраняемых территорий (природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения);

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

2. В собственности города могут находиться земельные участки за пределами городской черты, предоставленные для городских нужд или для осуществления городом функций областного центра.

3. Перечень и описания границ земельных участков на территории города, порядок земельных отношений в городе, функции мэрии города по вопросам землепользования устанавливаются городским Собранием по представлению мэра города.

4. Мэрия города вправе передавать осуществление части своих полномочий по вопросам землепользования органам территориального общественного самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям.

5. Мэрия города разрабатывает и утверждает проект Генерального плана развития города Архангельска.

Статья 33. Финансовые ресурсы города

1. Финансовые ресурсы города включают в себя городской бюджет, средства внебюджетных фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые активы, которыми город располагает в соответствии с законодательством. Субвенции и целевые средства из областного бюджета на осуществление городом Архангельском функций областного центра выделяются отдельной строкой в бюджете города.

Органы городского самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами городского бюджета. Сумма превышения доходов над расходами городского бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти.

2. Доходы городского бюджета состоят из:

поступлений от городских налогов, сборов, штрафов и иных платежей;

отчислений от федеральных, областных налогов согласно законодательству;

платежей за право пользования недрами на территории города;

арендной платы за землю, находящуюся в городской собственности и переданную в аренду, а также за сданные в аренду здания, сооружения, иное имущество, находящееся в городской собственности;

квартплаты за найм жилых помещений, принадлежащих городу;

доходов принадлежащих городу акций, других ценных бумаг, паев в акционерных обществах или товариществах, процентных платежей за предоставление городом займа;

доходов от муниципальных предприятий и предприятий смешанных форм собственности с долевым участием города,

средств от приватизации государственного и муниципального имущества.

3. Городской бюджет утверждается городским Собранием депутатов по представлению мэра города. Городское Собрание самостоятельно определяет направления и размеры расходов за счет средств бюджета, целевых фондов, использует средства в интересах экономического и социального развития города в пределах, установленных законом.

4. В бюджете города определяются объемы финансовых ресурсов, выделяемых органам территориального общественного самоуправления, предусматривается резервный фонд, который используется мэром города для финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета.

5. За счет средств городского бюджета могут образовываться целевые фонды.

Порядок формирования и расходования средств целевых бюджетных фондов, а также порядок формирования, функции и полномочия правления фонда устанавливаются решением городского Собрания.

Решение об участии в иных фондах принимается городским Собранием.

Глава VI. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 34. Служба в органах городского

самоуправления

1. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению реализации прав, функций и полномочий, осуществляемых органами городского самоуправления.

Муниципальной службой является профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальных должностях по обеспечению полномочий органов городского самоуправления и должностных лиц, а также служба на должностях руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Структура муниципальной службы определяется в соответствии с принятой структурой органов городского самоуправления.

2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном порядке обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств городского бюджета.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде в части, не противоречащей законодательству о муниципальной службе.

3. Муниципальная должность - штатная должность в муниципальных органах с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Должности, входящие в реестр муниципальных должностей города Архангельска, классифицируются по группам: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие муниципальные должности.

4. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе восемнадцати лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям замещаемой должности при соблюдении условий и положений согласно действующему законодательству о муниципальной службе.

Муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Статья 35. Порядок замещения должностей

муниципальных служащих

1. Должность мэра города замещается путем выборов мэра населением города.

2. Руководители структурных подразделений мэрии назначаются и смещаются мэром города.

3. Специалисты мэрии и служащие, относящиеся к техническому персоналу, назначаются и смещаются руководителями подразделений мэрии.

Статья 36. Обязанности и права служащих мэрии города

1. Обязанности служащего мэрии:

- осуществлять полномочия согласно предоставленным ему правам и в соответствии с должностными обязанностями;

- исполнять законодательство, нормативно-правовые акты, изданные государственными органами, органами городского самоуправления, а также решения, принятые населением города на референдуме;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных, а также унижающих человеческое достоинство;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- своевременно рассматривать обращения граждан, их объединений и организаций, запросы депутатов и разрешать их в порядке, установленном законодательством, иными нормативными правовыми актами;

- сохранять государственную и иную, охраняемую законом, тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

- соблюдать нормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий, затрудняющих работу органов городского самоуправления, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы;

- беречь муниципальную собственность.

2. Права служащего мэрии:

- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий и создания условий для их исполнения;

- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

- запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от муниципальных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

- посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий предприятия, организации и учреждения, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы в любые инстанции;

- повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств городского бюджета;

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной муниципальной или государственной должности;

- знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

- требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

- объединяться в профессиональные союзы;

- на защиту, в т.ч. и членов его семьи, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с осуществлением им должностных полномочий в порядке, установленном законом.

Статья 37. Ограничения, связанные со службой

в мэрии города

Служащий мэрии не вправе:

- занимать другую должность в государственных органах, органах городского самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательными и нормативными актами;

- быть представителем по делам третьих лиц в муниципальном органе, в котором он состоит по службе, либо ему непосредственно подконтрольном;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое муниципальное имущество и служебную информацию;

- получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежные и иные вознаграждения от юридических лиц и граждан;

- выезжать за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок;

- принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование муниципальных органов;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений,

- использовать должностные полномочия муниципального служащего для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве муниципального служащего участником религиозных церемоний;

- использовать должностные полномочия муниципального служащего в период избирательных кампаний для поддержки каких-либо кандидатов в депутаты, общественных объединений, движений, политических партий;

- использовать после прекращения муниципальной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную, охраняемую законом, тайну.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 38. Основные положения

1. Органы и должностные лица городского самоуправления несут ответственность перед государством и перед населением города.

2. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами городского самоуправления Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, Устава и законов Архангельской области.

3. Ответственность перед населением города наступает в случае нарушения настоящего Устава, утраты органами и должностными лицами городского самоуправления доверия со стороны населения города.

Статья 39. Виды и формы ответственности органов

и должностных лиц

1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города реализуется в виде права на выражение недоверия соответствующим органам и должностным лицам.

2. Формами ответственности органов и должностных лиц являются отзыв депутата городского Собрания депутатов, досрочное прекращение полномочий городского Собрания депутатов или мэра города Архангельска.

3. В случае принятия органом или должностным лицом городского самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в судебном порядке. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия данных органов и должностных лиц, возмещается ими на основании судебного решения.

4. Условия и процедура отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц городского самоуправления определяется действующим законодательством.

Статья 40. Государственный контроль деятельности

органов и должностных лиц

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Архангельской области осуществляют контроль за выполнением органами и должностными лицами городского самоуправления действующего законодательства, а также возложенных на них законом или переданных им по договору отдельных государственных полномочий.

Статья 41. Прокурорский надзор за соблюдением

законности в деятельности органов

городского самоуправления

Прокуратура Архангельской области осуществляет надзор за исполнением федеральных законов и законов Архангельской области органами городского самоуправления и их должностными лицами.

Статья 42. Обжалование в суде решений и действий

органов и должностных лиц городского

самоуправления

Решения городского референдума, собрания жителей, решения и действия (или бездействие) органов и должностных лиц городского самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном порядке.

Глава VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. О полномочиях органов городского

самоуправления до вступления в силу

Устава города

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1617 от 09.10.93 г. полномочия существующих органов городского самоуправления действуют до избрания или образования новых органов самоуправления.