Законы и бизнес в России

Постановление мэра г. Архангельска от 19.09.1995 N 218 (ред. от 29.04.1996) “О порядке создания программных продуктов в структурных подразделениях мэрии города, муниципальных предприятиях и учреждениях“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ - МЭР Г. АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 1995 г. N 218

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МЭРИИ ГОРОДА,

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ

На основании законов РФ о местном самоуправлении и правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания программных продуктов в структурных подразделениях мэрии, муниципальных предприятиях и учреждениях.

2. Исходя из признания муниципальной собственностью всей информации на магнитных носителях, имеющейся в подразделениях мэрии, муниципальных предприятиях и учреждениях:

2.1. Руководителям указанных структур при разработке программных продуктов руководствоваться настоящим Положением, согласовывать создаваемую документацию в обязательном порядке в комитете по информатизации.

2.2. Структурным подразделениям мэрии в срок до 1
января 1996 года привести в соответствие с требованиями Положения собственную документацию на имеющиеся программные продукты, а также востребовать это от подведомственных муниципальных предприятий и учреждений, согласовав ее в комитете по информатизации.

2.3. Комитету по информатизации организовать приемку данной документации, ведение единого реестра программных продуктов, находящихся в муниципальной собственности.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на городского секретаря - управляющего делами мэрии Ларионова С.И.

Мэр города Архангельска

В.ГЕРАСИМОВ

Утверждено

постановлением мэра

г. Архангельска

от 19.09.1995 N 218

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МЭРИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ

(в ред. постановлений главы админ. г. Архангельска

от 26.12.1995 N 293, от 29.04.1996 N 83)

I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1. При проектировании прикладного программного обеспечения (далее ППО), при его разработке, заказе или приобретении потребитель (заказчик) данного ППО должен последовательно пройти все этапы создания программы, изложенные во II разделе.

2. В отдельных случаях (при приобретении готового программного продукта, при самостоятельной разработке приложений в таких системах как Works, Excel и т.п.) по согласованию с комитетом по информатизации некоторые этапы не реализуются.

3. К каждому ППО, которое предполагается к использованию в подразделениях мэрии, должны прилагаться следующие документы:

3.1. Техническое задание (ТЗ) на создание ППО (при разработке нового, уникального ППО) или техническое описание ППО с описанием структуры данных;

3.2. Инструкция пользователя, включающая в себя описание порядка запуска ПО, всех возможных действий пользователя в процессе работы ПО, сообщений, выдаваемых ПО в процессе работы, и результатов работы ПО в виде файлов, твердых копий и т.п.

(пункт 3.2 - в ред. постановления главы админ. г. Архангельска от 26.12.1995 N 293)

3.3. Инструкция программиста, включающая в себя описание всех настроек, необходимых для нормального функционирования ППО, в т.ч. в условиях ЛВС,
описание алгоритмов работы ПО, перечень и, при необходимости, описание открываемых и создаваемых в процессе работы ПО файлов, перечень возможных проблем при эксплуатации ПО и путей их решения.

(пункт 3.3 - в ред. постановления главы админ. г. Архангельска от 26.12.1995 N 293)

3.4. Инструкция по инсталляции ППО в условиях функционирования, включающая в себя требования, предъявляемые к аппаратному обеспечению и операционной системе, и подробное описание процесса установки ППО на компьютер.

(пункт 3.4 введен постановлением главы админ. г. Архангельска от 26.12.1995 N 293)

4. Ежегодно по состоянию на 1 октября в структурных подразделениях мэрии, муниципальных предприятиях и учреждениях проводится инвентаризация программного обеспечения. Сведения об инвентаризации направляются в комитет информационных ресурсов.

(пункт 4 введен постановлением главы админ. г. Архангельска от 29.04.1996 N 83)

II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ППО

1. Основными этапами создания ППО являются:

1.1. Обследование объекта, работа которого подлежит автоматизации.

Под объектом обследования понимается рабочее место, отдел, структурное подразделение и т.д.

При обследовании крупного объекта в план обследования автоматически должны включаться все входящие в него объекты, а также все информационные связи с вышестоящими и одноранговыми (параллельными) объектами.

Результатом выполнения данного этапа является создание информационной модели объекта, представленной следующими позициями:

- перечень задач, подлежащих автоматизации;

- описание функций, выполняемых на каждом автоматизируемом рабочем месте;

- описание форм и структур хранения информации на каждом автоматизируемом рабочем месте;

- описание форм и структур входных и выходных данных с указанием источника или получателя данных;

- оценка общего объема данных, хранимых, обрабатываемых и создаваемых на каждом автоматизируемом рабочем месте и в системе в целом;

- формулировка к временным характеристикам ППО (скорость реакции системы, точность выполнения вычислений и т.п.).

1.2. Постановка задачи на создание ППО (техническое задание на
разработку ППО).

Постановка задачи осуществляется на каждое ППО.

Требования к постановке задач изложены в “Методических указаниях по разработке постановки задач“. В постановке задачи должны быть указаны:

- все функциональные возможности программы;

- уточненный алгоритм выполнения автоматизируемой задачи;

- все рабочие расчетные формулы;

- структуры данных;

- требования к надежности хранения данных;

- выбор СУБД или другого языка программирования;

- рабочая операционная среда.

1.3. Разработка ППО.

Разработка ППО должна быть выполнена в полном соответствии с требованиями, изложенными в постановке задачи.

1.4. Тестирование и приемка ППО.

Тестирование полученного ППО производится в соответствии с методикой, приведенной в Постановке задачи на создание ППО; в ходе тестирования проводится проверка всех функциональных возможностей данной программы. В результате проверки подписывается акт о приеме ППО от изготовителя с указанием обязательного срока авторской поддержки ППО.

1.5. Хранение ППО.

Все ПОО, разработанное в структурных подразделениях мэрии города, муниципальных предприятиях и учреждениях или приобретенное ими в установленном порядке у сторонних организаций, подлежит передаче в архив программного обеспечения Комитета информационных ресурсов. ППО передается на магнитных носителях в следующем комплекте:

- исходные тексты программ (для ППО собственной разработки);

- дистрибутивный комплект, включающий в себя полный набор файлов для установки ПО на рабочее место;

- сопроводительная документация, состоящая из руководства пользователя, руководства программиста и другой документации, необходимой для эксплуатации ПО.

Указанный комплект хранится в двух экземплярах. Первый хранится в сейфе и используется исключительно в целях изготовления рабочих копий. Второй является рабочей копией и используется для установки на рабочие места.

Рабочие копии ППО на магнитных носителях в указанном комплекте хранятся также у лиц, ответственных за эксплуатацию ППО в подразделениях.

(пункт 1.5 - введен постановлением главы админ. г. Архангельска от 26.12.1995 N 293)

III. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Примерами информационных моделей
обследованных объектов могут служить:

- “Информационная модель управления архитектуры“;

- “Информационная модель финансово-налогового управления“;

- “Информационная модель БТИ“.

Эти материалы находятся в Комитете по информатизации в виде текстовых файлов и могут быть предоставлены для ознакомления.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. В техническом задании на самостоятельно разрабатываемое ППО должны быть отражены следующие вопросы:

цель создания программы;

все функциональные возможности программы;

уточненный алгоритм выполнения автоматизируемой задачи;

все рабочие расчетные формулы;

требования к надежности хранения данных;

формулировка к временным характеристикам ППО (скорость реакции системы, точность выполнения вычислений и т.д.);

стадии и этапы разработки;

выбор СУБД или другого языка программирования;

рабочая операционная среда.

4.2. В инструкции пользователя отражается:

подробное описание всех функциональных возможностей программы;

детальное описание всех используемых меню, переключателей, кнопок (с описанием всех действий, которые производит программа при их выборе).

4.3. Инструкция программиста (п. 3.3) и Инструкция по инсталляции ППО... (п. 3.4) могут быть объединены в один документ “Инструкция программиста“.

В инструкции программиста отражается:

цель создания программы и выбранный язык программирования (СУБД);

минимальная конфигурация машины и среда функционирования программы;

специфические особенности программы;

правила и порядок установки на рабочее место;

информация о файлах данных:

- список баз данных с описанием их структуры;

- список индексных файлов и их структура;

- способ связи баз данных;

- список дополнительных (графических, текстовых, рабочих и др.) файлов;

информация о программных файлах (с кратким описанием):

- список программных файлов;

- список глобальных переменных;

- список процедур и функций:

- местонахождение;

- входные, выходные параметры;

- краткое описание;

- описание алгоритма (в расчетных процедурах);

правила обслуживания программы.

(раздел IV
введен постановлением главы админ. г. Архангельска от 29.04.1996 N 83)