Решение городского Собрания МО город Новый Уренгой от 26.11.2001 N 91 “О Концепции развития муниципального здравоохранения на 2002 - 2005 годы“
Вступил в силу в соответствии с пунктом 3 данного документа.МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ
ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2001 г. N 91
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Заслушав информацию Администрации города Новый Уренгой о Концепции развития здравоохранения на 2002 - 2005 годы, руководствуясь Уставом муниципального образования город Новый Уренгой, городское Собрание решило:
1. Утвердить Концепцию развития муниципального здравоохранения на 2002 - 2005 годы.
Администрации города Новый Уренгой внести дополнения в план практических действий по реализации Концепции развития здравоохранения на 2001 - 2005 годы на основе поступивших предложений.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на депутата городского Собрания Груздеву И.В.
3. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Мэр города
Новый Уренгой,
председательствующий
на заседании
городского Собрания
В.КАЗАРИН
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
I. Основные принципы и направления
развития системы здравоохранения
1.1. Основные приоритеты Концепции:
- увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
- охрана здоровья работающих, предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте;
- охрана здоровья женщин и детей;
- организация медицинской помощи пожилым людям;
- борьба с инфекционными заболеваниями;
- борьба с социально значимыми болезнями (туберкулез, ВИЧ - СПИД, ЗППП, наркомания, алкоголизм);
- профилактика и лечение сердечно - сосудистых заболеваний, онкологических болезней, травматизма, сахарного диабета;
- предупреждение и лечение стрессовых заболеваний;
- внедрение передовых медицинских технологий.
1.2. Основные принципы Концепции:
- всеобщность, социальная справедливость и безусловное обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- профилактическая направленность;
- экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений.
1.3. Основные задачи Концепции:
- развитие профилактических мер и ранней диагностики заболеваний;
- развитие системы ОМС, совершенствование информационного взаимодействия между субъектами ОМС;
- внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации с целью сократить срок восстановления утраченного здоровья населению;
- разработка и внедрение целевых программ с использованием бюджетов всех уровней;
- оптимизация эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
- развитие информатизации инфраструктуры, внедрение принципов телемедицины;
- развитие многостороннего партнерства внутриотраслевого, межведомственного, с общественными объединениями;
- создание на всех уровнях управления новых структур, ведающих:
- медицинской практикой;
- стратегическим планированием и прогнозированием;
- отраслевой стандартизацией;
- инновациями;
- рационализация используемой лечебной базы, внедрение новых организационных форм деятельности лечебных учреждений;
- внедрение медико - экономических стандартов, клинических протоколов, фармацевтических формуляров;
- развитие частной медицинской деятельности;
- формирование единой системы здравоохранения без ведомственных разграничений.
На 2001 - 2005 годы в сложившихся условиях приобретают важное значение следующие направления развития отрасли:
- формирование вертикализации в области здравоохранения, единой государственной политики и повышения ответственности всех органов власти за ее реализацию;
- обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
- совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
- разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно - эпидемиологического надзора, гигиенической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
- повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
- повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;
- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений, - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат.
II. Совершенствование организации медицинской помощи
Концепцией предусмотрено:
1. Оказывать гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования города Новый Уренгой, за счет средств бюджетов всех уровней и ОМС медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
2. Предусмотреть (на основании Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью) возможность формирования территориальных нормативов и объемов медицинской помощи с учетом медико - организационных, демографических, климато - географических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи населению и особенности их реализации на территории муниципального образования город Новый Уренгой.
3. Завершить в 2001 - 2005 годах структурные преобразования существующей сети медицинских учреждений с учетом географических, демографических и экономических особенностей территории.
4. Осуществить дальнейшее приоритетное развитие амбулаторно - поликлинического звена, перераспределив стационарные объемы медицинской помощи на амбулаторно - поликлинический уровень за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров.
5. Продолжить совершенствование участковой службы как базовой в поликлинике, осуществлять переподготовку участковых терапевтов поликлиник по принципу врачей общей практики.
6. Внедрить протоколы диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно - поликлинических, так и в больничных учреждениях.
7. Развивать неотложную медицинскую помощь.
8. Обеспечить непрерывность лечебно - диагностического процесса на всех этапах лечения. Следовательно, приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это требует разработки и внедрения медико - экономических протоколов (критериев).
9. Осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно - правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.
III. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения
Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
В этих целях необходимо:
- обеспечить реализацию Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью как основы стратегии реструктуризации системы здравоохранения, добиваясь оптимальной сбалансированности государственных гарантий с финансовыми возможностями государства (бюджетов всех уровней и средств системы ОМС);
- осуществить комплекс мер по формированию единого правового пространства системы здравоохранения, направленного на регулирование новых общественных отношений, в том числе и отношений собственности, гражданской и экономической ответственности работодателей и отдельных лиц за поддержание и укрепление здоровья, гарантий и прав пациентов, определение роли, места и задач профессиональных медицинских объединений, социальной защиты работников отрасли;
- совершенствовать и развивать подушевой принцип финансового обеспечения территориальных систем здравоохранения для продолжения работы по оптимизации структуры здравоохранения;
- обеспечить переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов медицинской помощи, определяемых на основе муниципального заказа медицинским организациям, т.е. продолжить работу по объемно - нормативным показателям для конкретного лечебного учреждения;
- совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- предусмотреть объединение средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, для обеспечения более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико - социального страхования.
IV. Организация здравоохранения
Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Для этого главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его ценности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации.
Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию целевых программ здравоохранения.
Основой планирования станут федеральные и окружные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:
- Программу государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
- федеральные и окружные целевые программы развития здравоохранения.
V. Обеспечение
санитарно - эпидемиологического благополучия
Для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия территории и жителей муниципального образования город Новый Уренгой необходимо обеспечить:
- охрану территории муниципального образования город Новый Уренгой и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;
- внедрение новых научных разработок;
- усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;
- реорганизацию системы и гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения;
- разработку программы по обеспечению населения муниципального образования город Новый Уренгой качественной питьевой водой;
- осуществление постоянного контроля за проведением профилактики йод - дефицитных состояний;
- проведение постоянного противоэпидемического мониторинга;
- осуществление вакцинопрофилактики в установленном законодательством объеме.
VI. Научно - практическое развитие здравоохранения
муниципального образования город Новый Уренгой
В 2001 - 2005 годах главными направлениями будут:
- формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения муниципального образования город Новый Уренгой;
- разработка и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
- разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
- возрастание роли программно - целевого планирования;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей на результаты научной деятельности.
Муниципальная городская многопрофильная больница в целях охраны здоровья граждан муниципального образования город Новый Уренгой координирует взаимодействие государственных органов местного самоуправления с научно - исследовательскими институтами, учреждениями и организациями медико - биологического профиля. Разрабатывает и реализует систему мер по укреплению международных связей в целях решения актуальных проблем отечественной науки.
VII. Совершенствование медицинского образования
и кадровой политики
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Для чего необходимо:
- реорганизовать систему планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних;
- совершенствовать систему аттестации, сертификации специалистов здравоохранения;
- совершенствовать систему подготовки средних медицинских работников на базе МГМБ филиала Салехардского медицинского училища.
В целях включения медицинских работников в работу по реформированию здравоохранения необходимо:
- совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно - профилактической работы;
- регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги.
В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:
- совершенствовать и контролировать исполнение нормативных документов по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;
- организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей учреждений здравоохранения и медицинский персонал;
- проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.
VIII. Совершенствование лекарственного обеспечения,
гарантии в области лекарственной помощи населению
Реализацию государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг. С этой целью необходимо совершенствовать и внедрять системы учета и контроля средств, направляемых на льготное лекарственное обеспечение, создавать условия, обеспечивающие заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению.
Для чего необходимо:
на этапе амбулаторного лечения:
- упорядочить льготы отдельным категориям граждан и обеспечить адресное предоставление на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения, внедрив системы персонифицированного учета и контроля за расходованием средств;
- формировать в рамках государственных и муниципальных заказов списки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;
- формировать в рамках государственных и муниципальных заказов перечни и объемы лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний;
на этапе стационарного лечения:
- обеспечить бесплатное (для пациентов) снабжение лекарственными препаратами в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в Программе государственных гарантий;
в области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств:
- осуществлять закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;
- обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;
- обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети;
- постоянно проводить мониторинг цен на лекарственные средства.
IX. Развитие материально - технической базы
здравоохранения муниципального образования
город Новый Уренгой
В 2001 - 2005 годах необходимо:
1. Осуществить:
- строительство станции скорой медицинской помощи, стоматологической поликлиники, детской поликлиники, центра реабилитации;
- реконструкцию имеющейся базы;
- оснащение медицинской техникой лечебно - профилактических учреждений с учетом новых технологий;
- создание единой информационной системы здравоохранения.
2. Считать приоритетным внедрение новых медицинских технологий, расширять зону действия уже имеющихся высокотехнологичных методов диагностики и лечения только после обоснования экономической и социальной целесообразности, в первую очередь, на основе программно - целевого финансирования.
3. Считать основными задачами информатизации здравоохранения:
- дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения путем интеграции информационных систем всех учреждений здравоохранения и обязательного медицинского страхования в единую информационно - аналитическую систему;
- совершенствование структуры и периодичности сбора медико - статистической информации;
- использование при формировании отчетных статистических форм персонифицированных баз данных и телекоммуникационных систем;
- для повышения достоверности медико - статистической и экономической информации, определения объемов финансирования здравоохранения, создание единой системы учета населения с использованием персонального идентификационного номера.
X. Расширение социальной базы здравоохранения
К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико - социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развить принцип взаимопомощи и навыки решения медико - социальных проблем самими пациентами.
Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:
- привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
- создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, услуг медицинского характера;
- содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
- работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству, отцовству;
- создание системы подготовки работников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других специальных служб для оказания первой медицинской помощи.