Законы и бизнес в России

Постановление администрации г. Норильска от 22.08.2002 N 833 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории единого муниципального образования “город Норильск“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2002 г. N 833

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ

ЕДИНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД НОРИЛЬСК“

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации“, а также Приказа Министра МЧС России от 18.05.2002 N 242 “О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“ постановляю:

1. Утвердить “Основные требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории единого муниципального образования “город Норильск“ (прилагается).

2. Руководителям предприятий, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на территории единого муниципального образования “город Норильск“:

2.1. В срок до 1 ноября 2002 года разработать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (в дальнейшем - планы).

2.2. В срок до 1 декабря 2002 года, в соответствии с “Порядком согласования и утверждения в МЧС планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, утвержденных Приказом Министра МЧС России N 242 от 18.05.2002 “О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“ получить заключение экспертизы плана в экспертной организации по решению Главного управления по делам ГО и ЧС Администрации Красноярского края.

2.3. До 1 декабря 2002 года согласовать планы с Администрацией единого муниципального образования “город Норильск“, управлением Норильского округа Госгортехнадзора России, управлением по делам ГО и ЧС Администрации города Норильска, комитетом природных ресурсов Таймырского автономного округа и утвердить их в Главном управлении по делам ГО и ЧС Администрации Красноярского края.

3. Контроль исполнения данного Постановления возложить на заместителя Главы города Норильска по безопасности территории Н.А. Бову.

Глава города Норильска

О.М.БУДАРГИН

Утверждено

Постановлением

Главы города Норильска

от 22 августа 2002 г. N 833

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ

ЕДИНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД НОРИЛЬСК“

1. Настоящие Основные требования разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, Постановления
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации“, Приказа МЧС России от 12 октября 2000 г. N 510 “О Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613“ и Приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 17 ноября 2000 г. N 569/111.

2. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - Планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.

3. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

- нефтеналивное судно - 2 танка;

- нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;

- стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

- автоцистерна - 100% объема;

- железнодорожный состав - 50% общего объема цистерн в железнодорожном составе;

- трубопровод при прорыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения.

4. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящих за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

5. Планом должны предусматриваться:

а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуется - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;

в) организация взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокация сил и средств;

д) организация управления, связи и оповещения;

е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени
готовности;

ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

и) географические, навигационно - гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по ее ликвидации;

к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

л) график операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

м) организация материально - технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

6. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;

б) площадь разлива;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

д) физико - химические свойства нефти и нефтепродуктов;

е) влияние места расположения объекта на скорость, распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно - спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условиях их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.

7. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектовом и муниципальном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов по согласованию с Администрацией единого муниципального образования “город Норильск“, управлением Норильского округа Госгортехнадзора России, управлением по делам ГО и ЧС Администрации города Норильска, комитетом природных ресурсов Таймырского автономного округа и утверждаются Главным управлением по делам ГО и ЧС Администрации Красноярского края.

8. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов до их согласования и утверждения подлежат экспертной оценке в соответствии с “Порядком согласования и утверждения в МЧС планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, утвержденным Приказом МЧС России от 18.05.2002 N 242 (прилагается).

Экспертиза Планов на объектовом и муниципальном уровне производится экспертными организациями по решению Главного управления по делам ГО и ЧС Администрации Красноярского края.

9. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

- причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;

- описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;

- оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;

- расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;

- уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;

- предложения по дополнительному оснащению формирований организации и профессиональных аварийно -
спасательных формирований (служб).

Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, других справочных материалов хранится в комиссии по чрезвычайным ситуациям города Норильска не менее пяти лет.

10. В целях отработки планов на объектовом и муниципальном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

11. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссией по чрезвычайным ситуациям Администрации Красноярского края.

Начальник управления

по делам ГО и ЧС

Администрации города Норильска

Полковник

С.Б.БЕРУНОВ

Приложение

к постановлению

Главы города Норильска

от 22 августа 2002 г. N 833

Утвержден

Приказом

МЧС России

от 18.05.2002 N 242

ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ В МЧС РОССИИ

ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок согласования и утверждения в МЧС России планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Порядок) разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, Приказа МЧС России от 12 октября 2000 г. N 510 “О Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613“ и Приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 17 ноября 2000 г. N 569/111.

2. Порядок определяет механизм согласования и утверждения в системе МЧС России планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы).

3. Планы до их согласования и утверждения подлежат экспертной оценке в соответствии с настоящим Порядком.

4. Целями экспертной оценки Планов являются:

установление их соответствия требованиям законодательной, нормативной правовой базы в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;

установление полноты и достаточности мер, обеспечивающих предупреждение, локализацию и ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

определение достаточности сил и средств, необходимых для обеспечения своевременной локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

определение готовности в целом организации к своевременным и эффективным действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.

5. Настоящий порядок предназначен для структурных подразделений центрального аппарата и организаций МЧС России, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок устанавливает цели, организацию проведения экспертной оценки и согласования Планов.

II. Порядок рассмотрения Планов

6. В соответствии с пунктом 6 “Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, Планы утверждаются МЧС России после получения необходимых согласований и утверждений в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, определенных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

7. Утверждение Планов федерального и регионального уровней осуществляется заместителем Министра, курирующим это направление деятельности, которому они представляются структурным подразделением центрального аппарата Министерства отвечающим за согласование и утверждение Планов.

8. Утверждение Планов территориального, местного и локального уровней осуществляется органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Планы федерального и регионального уровней, а также все планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, представленные на утверждение
в МЧС России, подлежат экспертизе экспертной организацией по решению структурного подразделения центрального аппарата Министерства, отвечающего за согласование и утверждение Планов.

10. Экспертиза Планов территориального, местного и локального уровней проводится соответствующими экспертными организациями по решению органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Не допускается проведение экспертной оценки Планов организациями, участвовавшими в их разработке.

12. Экспертная оценка проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, представляющей Планы на утверждение.

13. Срок проведения экспертной оценки не должен превышать 1 месяца со дня поступления на расчетный счет экспертной организации финансовых средств на проведение экспертизы Планов в соответствии с заключенным договором.

14. В случае отрицательного заключения по итогам экспертной оценки и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, представляющей проект Плана, имеет право обратиться в МЧС России с заявлением. Заявление оформляется на бланке организации, разработавшей проект Плана, и подписывается ее руководителем. Комплект документов, прилагаемых к заявлению, включает:

проект Плана;

экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации.

Заявление регистрируется в МЧС России в установленном порядке. Контроль за ходом рассмотрения заявления в МЧС России осуществляет структурное подразделение центрального аппарата Министерства, отвечающее за согласование и утверждение Планов. Заявление рассматривается постоянно действующей комиссией, формируемой из специалистов МЧС России по представлению структурного подразделения центрального аппарата Министерства, отвечающего за согласование и утверждение Планов.

Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 1 месяца после поступления заявления.

15. Заключение экспертизы, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации, представляется соответственно в структурное подразделение центрального аппарата Министерства, отвечающее за согласование и утверждение Планов, или орган, специально уполномоченный
решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. На основании экспертного заключения структурным подразделением центрального аппарата Министерства, отвечающим за согласование и утверждение Планов, или органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, готовятся предложения об утверждении Плана.

III. Экспертное заключение

17. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.

18. При проведении экспертной оценки анализируются все составные части проекта Плана. Анализ разделов проекта Плана и замечания по ним должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных правовых документов.

19. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:

наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования проекта Плана);

краткую характеристику представленного на экспертизу материала;

сведения о полноте представленной информации по всем разделам проекта Плана;

сведения о максимально возможном объеме разлившейся нефти и нефтепродуктов;

оценку экологических последствий разлива нефти и нефтепродуктов до и после проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

сведения о необходимом количестве сил и средств, достаточных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов;

сведения о готовности в целом организации к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и необходимости привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;

выводы.

20. При анализе достаточности и соответствия планируемых мер требованиям действующих нормативных правовых документов должны быть учтены рекомендации МЧС России к разработке проекта Плана.

21. При экспертной оценке Плана экспертной организации следует:

оценить обоснованность применяемых при разработке проекта Плана подходов и методов анализа прогнозирования возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов;

выявить полноту и достоверность расчетов по определению возможного количества разлившейся нефти и нефтепродуктов, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечный результат;

проанализировать географическое, навигационно - гидрографические, гидрометеорологические, экологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые влияют на организацию и проведение операции по его ликвидации;

оценить обеспечение безопасности населения;

оценить достоверность расчета сил и средств, планируемых для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

оценить экологическую безопасность и достаточность спланированных в проекте Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также возможность применения технологии и средств ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

IV. Выводы экспертного заключения

22. В экспертном заключении делаются выводы о соответствии проекта Плана “Основным требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 с дополнениями и изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.

23. Выводы должны включать обязательную оценку:

результатов экспертизы по пункту 21 настоящего Порядка;

полноты, достоверности и правильности информации, представленной в проекте Плана;

точности проведенных расчетов по выявлению максимально возможных объемов разлившейся нефти и нефтепродуктов;

расчета необходимого количества сил и средств;

соответствия условий локализации разлива нефти и нефтепродуктов действующим временным параметрам;

достаточности принятых мер по обеспечению безопасности населения и окружающей природной среды.

Начальник управления

федеральной поддержки территории

Х.И.БЕКОВ