Законы и бизнес в России

Решение Городского совета ЕМО “город Норильск“ от 25.04.2002 N 20-216 “Об утверждении целевой Программы “Занятость молодежи“ на 2002 год“

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

ЕДИНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД НОРИЛЬСК“

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2002 г. N 20-216

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ“ НА 2002 ГОД

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Уставом единого муниципального образования “город Норильск“, в целях повышения уровня профессионального самоопределения молодежи Городской Совет решил:

1. Утвердить целевую Программу “Занятость молодежи“ на 2002 год с объемом финансирования из средств местного бюджета 1030,6 тыс. рублей (приложение).

2. Администрации города Норильск (Бударгин О.М.) обеспечить целевое расходование средств в рамках программных мероприятий.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Соломаха Л.А.).

4. Настоящее решение опубликовать в газете “Заполярная правда“.

Председатель Городского
Совета

единого муниципального

образования “город Норильск“

С.А.ШМАКОВ

Приложение

к Решению

Городского Совета

единого муниципального

образования “город Норильск“

от 25 апреля 2002 г. N 20-216

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ“

НА 2002 ГОД

------------------T----------------------------------------------¬

¦Наименование ре- ¦Постановление Администрации города N 665 от ¦

¦шения о разработ-¦15.05.2001 “О разработке муниципальных целевых¦

¦ке Программы ¦программ“ ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Заказчик Програм-¦Администрация г. Норильска ¦

¦мы ¦ ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Основные разра- ¦Администрация г. Норильска, Центр занятости ¦

¦ботчики Программы¦населения по г. Норильску ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Исполнители меро-¦Управление труда и трудовых ресурсов; Центр ¦

¦приятий Программы¦занятости населения по г. Норильску; Комитет ¦

¦ ¦молодежной политики Администрации г. Норильска¦

¦ ¦Управление социальной защиты населения; ¦

¦ ¦Работодатели; Учебные учреждения. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Бюджетополу- ¦Администрация г. Норильска (Департамент моло- ¦

¦чатели: ¦дежной политики спорта и туризма) ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Цель Программы ¦- Развитие инфраструктуры рынка труда и обес- ¦

¦ ¦печение эффективной занятости населения. ¦

¦ ¦- Повышение уровня профессионального самоопре-¦

¦ ¦деления молодежи. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Задачи Программы ¦- Стимулирование работодателей, создающих и ¦

¦ ¦сохраняющих рабочие места для слабозащищенных ¦

¦ ¦категорий населения. Содействие в трудоустрой-¦

¦ ¦стве слабозащищенных категорий безработных. ¦

¦ ¦- Организация временной занятости безработных ¦

¦ ¦граждан. ¦

¦ ¦- Расширение взаимодействия между местными ор-¦

¦ ¦ганами власти, работодателями всех форм собст-¦

¦ ¦венности и центром занятости населения. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Основные меропри-¦- Проведение конкурсов профессионального мас- ¦

¦ятия Программы ¦терства среди молодежи; ¦

¦ ¦ - Организация общественных работ для незаня- ¦

¦ ¦той молодежи; ¦

¦ ¦ - Организация временной занятости подростков;¦

¦ ¦ - Организация молодежной практики. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Сроки реализации ¦2002 год ¦

¦Программы ¦ ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Объем и источники¦Объем финансирования всего: 1501,4 тыс. ¦

¦финансирования ¦рублей, в том числе: ¦

¦Программы ¦ - Местный бюджет- 1030,6 тыс. рублей; ¦

¦ ¦ - Средства ЦЗН - 470,8 тыс. рублей. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Ожидаемые конеч- ¦- Предупреждение нарастания неудовлетворенного¦

¦ные результаты ¦спроса, связанного с отсутствием воспроизводс-¦

¦реализации Прог- ¦тва квалифицированной рабочей силы. ¦

¦раммы ¦- Формирование в молодежной среде активной ¦

¦ ¦жизненной позиции, реальных представлений о ¦

¦ ¦ситуации на рынке труда. ¦

¦ ¦ - Усиление роли и влияния исполнительных ор- ¦

¦ ¦ганов власти и службы занятости региона на ¦

¦ ¦процессы, регулирующие ситуацию на рынке ¦

¦ ¦труда. Дальнейшая активизация политики заня- ¦

¦ ¦тости. ¦

¦ ¦ - Снижение уровня безработицы на 0,33 п.п. ¦

¦ ¦ - Уменьшение доли молодежи в общей численнос-¦

¦ ¦ти безработных на 5,0 п.п. ¦

¦ ¦ - Увеличение налоговых сборов с работодателей¦

¦ ¦за счет снижения теневой занятости. ¦

+-----------------+----------------------------------------------+

¦Система контроля ¦Управление экономики Администрации г. Норильс-¦

¦ ¦ка, Городской Совет единого муниципального об-¦

¦ ¦разования “город Норильск“ Финансовое управле-¦

¦ ¦ние Администрации г. Норильска Центр занятости¦

¦ ¦населения по г. Норильску ¦

L-----------------+-----------------------------------------------

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевая программа “Занятость молодежи“ на 2002 год (далее Программа) разработана в соответствии с Законом “О занятости населения в РФ“, на основании Постановления Главы города Норильска “О разработке муниципальных целевых программ“ N 665 от 15.05.2001.

При разработке Программы использованы сведения, представленные в ЦЗН предприятиями и организациями всех форм собственности, о численности работников и потребности в кадрах в 2001 - 2005 годах, данные учебных учреждений о численности учащихся, отчетные данные Норильского центра занятости населения, сведения городского отдела статистики.

Мероприятия Программы определяют основные приоритеты Администрации города Норильска в реализации государственной политики занятости населения в 2001 - 2003 годах, направлены на установление действенного контроля ситуации на рынке труда, предупреждение негативных социальных процессов.

2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В 2001 году на Норильском рынке труда сохранялась стабильная ситуация. В результате подъема экономики в ОАО “ГМК “Норильский никель“ и в экономике единого муниципального образования “Норильска“ в целом, а также реализуемых Администрацией города Норильска и Центром занятости мероприятий активной политики занятости, финансируемых из бюджетов всех уровней, расширения их взаимодействия с работодателями всех форм собственности и другими субъектами рынка труда, спрос на рынке труда в 2001 году значительно увеличился.

Численность населения, занятого в экономике, растет и по прогнозам в 2001 году составит 12179 тыс. человек, а его доля
в численности трудовых ресурсов - 74,9%. Постепенный переход работодателей к цивилизованным формам трудовых отношений с наемными работниками приведет к сокращению “скрытой занятости“. По экспертной оценке специалистов Администрации на фоне сокращающейся численности населения этот показатель увеличится до в 2002 году - до 78,7%.

Структура занятых по отраслям экономики изменяется в основном за счет перераспределения работающих из промышленности, т.е. из подразделений непроизводственной деятельности ОАО “ГМК “Норильский никель“, в жилищно - коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, другие коммерческие структуры города. Эта тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде.

В 2001 году Норильским Городским Советом, Администрацией города Норильска, и Центром занятости населения была разработана целевая программа “Занятость“, финансируемая из средств местного бюджета. В соответствии с разработанным механизмом реализации программы в тесном взаимодействии с управлениями социальной защиты, труда и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения и другими структурными подразделениями Администрации города Норильска, предусмотренные в программе средства, направлялись на общественные работы, молодежную практику, профобучение, профориентацию учащихся, временную занятость подростков. Мероприятия этой программы в сочетании с реализованными возможностями службы занятости, способствовали сохранению стабильности на Норильском рынке труда.

Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2002 по сравнению с этой же датой 2001 года не изменился и составил - 2,8%. Уровень застойной безработицы на 01.01.2002 снизился до 30,4% (аналогичный период 2001 года - 36,5%), средний период безработицы за 2001 год сократился на 2 месяца и составил 4,9 месяцев.

Ожидаемые объемы финансирования активной политики в 2002 году из бюджетов всех уровней, общая экономическая конъюнктура в муниципальном образовании свидетельствует о том, что ситуация на рынке труда по сравнению с 2001 г. будет более напряженная.

Так в 1 квартале 2002 г.
ухудшились все основные показатели безработицы. Прирост численности безработных составил 990 человек, уровня безработицы - 0,7%, коэффициента напряженности на рынке труда - 13 человек на 1 вакансию.

На рост уровня безработицы кроме традиционного фактора сезонности, влияют в первую очередь экономические факторы, такие как:

- сокращение финансирования направлений активной политики содействия занятости населения из федерального бюджета по сравнению с 2001 годом;

- сокращение объемов подрядных ремонтно - строительных работ в подразделениях ОАО “ГМК “Норильский никель“, и соответственно снижение численности занятого населения в подрядных организациях;

- отсутствие заявленных в ЦЗН вакансий от ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель“;

- регистрация в Центре занятости граждан, реально не нуждающихся в трудоустройстве, для получения льгот по квартплате, коммунальным услугам и другим социальным выплатам, связанных со статусом безработного.

Численность безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, как и общая численность безработных, увеличивается. Ее доля в общей численности по-прежнему высока (54,0%). Причин этому несколько.

По-прежнему большинство работодателей рассчитывают только на квалифицированных работников с практическим опытом работы. Практика широкого применения сезонных (временных) работ в летний период предполагает именно такой выбор работодателей, т.к. за короткий период должен выполняться большой объем работ. Такие работодатели в целях экономии собственных финансовых и человеческих ресурсов не хотят принимать участие в развитии трудового потенциала территории. В результате с одной стороны остается нереализованным спрос работодателей, с другой - не востребованы трудовые ресурсы с первоначальным уровнем профессиональной подготовки, не имеющие практического опыта работы и возможности его приобрести.

Недостаточна координация профессиональной подготовки молодежи в учебных заведениях, неразвита система профессиональной ориентации учащейся и незанятой молодежи.

Профессиональная подготовка специалистов и рабочих в учебных учреждениях всех уровней не учитывает реальный спрос на рынке труда. В итоге спрос и предложение по профессионально - квалификационной структуре не сбалансированы. По одним специальностям наблюдается избыток молодых специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров, менеджеров, продавцов, учителей начальных классов и воспитателей), по другим - практическое отсутствие работников нужного профиля (инженеров в области транспорта и связи, обслуживания вычислительной техники, программистов, врачей, журналистов, преподавателей иностранного языка, каменщиков, кровельщиков).

Как правило, большинство профессий, спрос на которые не реализуется, не популярны среди молодежи. Комплектование групп учащимися из числа безработных при направлении на профессиональное обучение осуществляется с большим трудом. Конкурсы профессионального мастерства - одно из средств повышения престижности отдельных профессий.

Определенная часть молодежи не хочет воспользоваться предоставляемой возможностью проявить себя на временных подсобных и других работах с последующим трудоустройством в соответствии с имеющейся профессиональной подготовкой.

Эти явления могут быть минимизированы через внедрение продуманной системы развития трудового потенциала региона. Одним из звеньев этой системы является профессиональная ориентация учащейся и незанятой молодежи. Это направление в 2001 году активно внедрялось специалистами управления образования и Центра занятости во всех общеобразовательных учреждениях в рамках целевой программы “Занятость“ и за счет текущего финансирования управления образования и Центра занятости.

Сохраняется потребность в организации всех видов временной занятости для безработных граждан, длительное время (иногда в течение 2-4 лет) не имеющих постоянной работы. Большинство из них утратили мотивацию к труду, профессиональные навыки. Временные работы позволяют таким гражданам заработать хотя бы минимальные средства к существованию.

3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Основные цели Программы:

1. Развитие инфраструктуры рынка труда и обеспечение эффективной занятости населения.

2. Повышение уровня профессионального самоопределения молодежи.

4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- Стимулирование работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места для слабозащищенных категорий населения.

- Содействие в трудоустройстве слабозащищенных категорий безработных;

- Организация временной занятости безработных граждан;

- Расширение взаимодействия между местными органами власти, работодателями всех форм собственности и Центром занятости населения.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется на территории Единого муниципального образования “город Норильск“ на основе: нормативных правовых актов органов местного самоуправления; договоров между Администрацией города Норильска, Отделом занятости населения по г. Норильску, работодателями всех форм собственности.

Выработка решений по реализации конкретных мероприятий Программы осуществляется в рамках Координационного комитета содействия занятости населения при Администрации города Норильска.

Программа реализуется на принципах разграничения полномочий и ответственности исполнителей.

В Программу могут вноситься дополнения и изменения с учетом конкретной ситуации на рынке труда.

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы предусмотрено в сумме 1501,4 тыс. рублей и осуществляется из следующих источников:

- средства местного - 1030,6 тыс. руб.

- средства ЦЗН - 470,8 тыс. руб.

7. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Прогноз ожидаемых социально - экономических (экологических) результатов реализации Программы:

Качественные результаты:

- Создание в регионе системы, обеспечивающей эффективную занятость и повышение качества рабочей силы до уровня требований работодателей;

- Предупреждение нарастания неудовлетворенного спроса, связанного с отсутствием воспроизводства квалифицированной рабочей силы;

- Формирование в молодежной среде активной жизненной позиции, реальных представлений о ситуации на рынке труда;

- Усиление роли и влияния исполнительных органов власти и службы занятости региона на процессы, регулирующие ситуацию на рынке труда. Дальнейшая активизация политики занятости.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ“ НА 2002 ГОД

-----T---------------------------T---------T--------------T-----------------T--------------------T---------------------¬

¦ N ¦ ¦Количест-¦Объем финанси-¦ в том числе по ¦ ¦ ¦

¦п.п.¦ ¦ во ¦ рования ¦источникам финан-¦ Бюджетополучатель ¦Основной исполнитель ¦

¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦ сирования ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦

+----+---------------------------+---------+--------------+------T----------+--------------------+---------------------+

¦1. ¦Проведение конкурсов про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрация г. Но-¦Управление труда и ¦

¦ ¦фессионального мастерства ¦ 2 ¦ 73,7 ¦ 73,7 ¦ 0,0 ¦рильска (Департамент¦трудовых ресурсов, ¦

¦ ¦среди обучающейся и занятой¦конкурса ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам ¦Комитет молодежной ¦

¦ ¦молодежи ¦ 60 чел. ¦ ¦ ¦ ¦культуры, спорта и ¦политики Администра- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежной политики)¦ции г. Норильска, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦЗН, Учебные заведе- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния, Работодатели ¦

+----+---------------------------+---------+--------------+------+----------+--------------------+---------------------+

¦2. ¦Организация общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрация г. Но-¦ЦЗН, Учебные заведе- ¦

¦ ¦работ для незанятой молоде-¦ 72 чел. ¦ 667,2 ¦522,4 ¦ 144,8 ¦рильска (Департамент¦ния, Работодатели ¦

¦ ¦жи с целью сохранения у них¦ ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам ¦ ¦

¦ ¦мотивации к труду и матери-¦ ¦ ¦ ¦ ¦культуры, спорта и ¦ ¦

¦ ¦альной поддержки (социально¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежной политики)¦ ¦

¦ ¦значимые работы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+---------------------------+---------+--------------+------+----------+--------------------+---------------------+

¦3. ¦Оплата труда несовершен- ¦ 15 чел. ¦ 91,8 ¦ 71,5 ¦ 20,3 ¦Администрация г. Но-¦ЦЗН, Управление соци-¦

¦ ¦нолетних подростков до 18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рильска (Департамент¦альной защиты населе-¦

¦ ¦лет в Управлении социальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам ¦ния ¦

¦ ¦защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культуры, спорта и ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежной политики)¦ ¦

+----+---------------------------+---------+--------------+------+----------+--------------------+---------------------+

¦4. ¦Организация молодежной пра-¦100 чел. ¦ 689,0 ¦363,0 ¦ 326,0 ¦Администрация г.Но- ¦Комитет молодежной ¦

¦ ¦ктики на территории единого¦ ¦ ¦ ¦ ¦рильска (Департамент¦политики Администра- ¦

¦ ¦муниципального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам ¦ции г. Норильска, ¦

¦ ¦“город Норильск“ для приоб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦культуры, спорта и ¦ЦЗН, Работодатели ¦

¦ ¦ретения безработной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежной политики)¦ ¦

¦ ¦молодежью профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦знаний, навыков и умений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+---------------------------+---------+--------------+------+----------+--------------------+---------------------+

¦ ¦ИТОГО: ¦ 247 ¦ 1501,4 ¦1030,6¦ 470,8 ¦ ¦ ¦

L----+---------------------------+---------+--------------+------+----------+--------------------+----------------------