Законы и бизнес в России

Региональное отраслевое соглашение между учреждениями, подведомственными министерству социального развития и труда Астраханской области, и Астраханской областной организацией профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания на 2010 год (утв. Астраханской областной организацией профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, минсоцразвитием Астраханской области 11.12.2009)

Утратил силу с 1 января 2011 года в связи с истечением срока действия (подпункт 1.7 пункта 1 данного документа).

Вступил в силу с 1 января 2010 года и действовал по 31 декабря 2010 года (подпункт 1.7 пункта 1 данного документа).

Председатель

Астраханской областной

организации профсоюза работников

государственных учреждений

и общественного обслуживания

В.ЧУРИЛОВ

11 декабря 2009 г.

Министр

социального развития и

труда Астраханской области

Е.А.ЛУКЬЯНЕНКО

11 декабря 2009 г.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗА

РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НА 2010 ГОД

1. Общие положения

1.1. Настоящее Региональное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон
и направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений работников и работодателей, обеспечение эффективной работы учреждений социальной защиты населения, реализацию трудовых прав и законных интересов работников.

1.2. Цели Соглашения:

- поддержание стабильности и эффективности работы учреждений в отрасли социальной защиты населения, привлечение и закрепление квалифицированных кадров;

- развитие социального партнерства и инициативы в трудовых коллективах;

- обеспечение условий, способствующих реализации трудового законодательства, социально-трудовых гарантий работникам.

1.3. Настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками в лице их полномочных представителей (сторон):

- от работников - Астраханская областная организация профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, именуемая в дальнейшем “Профсоюз“, в лице председателя Чурилова В.Ф., действующего на основании Устава (зарегистрирован 07.10.2005 N 3068);

- от работодателей - Министерство социального развития и труда Астраханской области, именуемое в дальнейшем “Министерство“, в лице министра Лукьяненко Е.А., действующей на основании Положения (утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 N 21-П).

1.4. Настоящее Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, между работниками и работодателями и распространяется:

- на работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, и работодателей учреждений, подведомственных Министерству, которые уполномочили Министерство от их имени участвовать в коллективных переговорах;

- на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением.

Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) для учреждений, на которые оно распространяется.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные
с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Коллективные договоры в учреждениях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Соглашением. Соглашение не ограничивает права учреждений в расширении социальных гарантий работникам с учетом особенностей деятельности и финансовых возможностей учреждений.

При отсутствии на предприятии коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.

1.5. В случае реорганизации сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания срока его действия.

1.6. По взаимному согласию сторон Соглашения, в течение срока действия Соглашения, в его текст могут быть внесены изменения и дополнения. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом и соглашением, которые являются неотъемлемой частью Соглашения и доводятся до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений в 10-дневный срок.

1.7. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2010 г. и действует по 31 декабря 2010 года включительно. Текст Соглашения публикуется в справочно-правовой системе “КонсультантПлюс“.

1.8. Ведение коллективных переговоров, подготовка, заключение и контроль за выполнением Соглашения осуществляются Отраслевой комиссией по ведению коллективных переговоров, подготовке, заключению и контролю за выполнением Соглашения (далее - Отраслевая комиссия), состав которой указан в приложении к Соглашению.

1.9. Министерство и Профсоюз:

1.9.1. В двухнедельный срок с момента уведомительной регистрации Соглашения Министерство доводит текст Соглашения до подведомственных учреждений, Профсоюз - до первичных организаций профсоюза для его выполнения.

1.9.2. Предоставляют друг
другу полную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников, проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам.

1.9.3. Обязуются ежегодно в устной или письменной форме информировать друг друга о выполнении принятых обязательств.

1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему других работодателей отрасли.

2. Обеспечение представления интересов работников

2.1. Работодатель создает условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и представляет представителю работников необходимую информацию по социально-трудовым вопросам работников.

Представление интересов работников осуществляет:

- выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюзный комитет);

- представительный орган, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, представлять интересы всех работников на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием избирается из числа работников иной представитель.

2.2. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

2.3. Мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывается при принятии следующих локальных нормативных актов:

- Положения о системе оплаты труда работников учреждения;

- Положения о стимулирующих выплатах работникам учреждения и критериев оценки их труда;

- Порядка и условий предоставления материальной помощи работникам;

- Порядка введения, замены и пересмотра норм труда;

- Графиков сменности и локального акта о введении режима разделения рабочего дня на части; графика отпусков;

- Положения о порядке и условиях предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков (с приложением перечня
должностей).

2.4. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:

2.4.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается, как правило, на неопределенный срок в письменной форме.

Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2.4.2. Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, других соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.

2.4.3. Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.

Работодатель обязан до подписания трудового договора с работником ознакомить его под роспись с должностным регламентом, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами учреждения, непосредственно связанными с трудовой деятельностью и оплатой труда работника.

3. Рабочее время и время отдыха

3.1. Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, при шестидневной - один выходной день в неделю.

3.2. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение профсоюзного комитета учреждения (представительного органа работников), выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графикам сменности. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

При работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен работодателем на части на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюзного
комитета учреждения.

В течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половину его месячной нормы, установленной для соответствующей категории работников.

3.3. По просьбе работников работодатель может устанавливать гибкий график работы и другие удобные для них формы организации труда при обеспечении нормального функционирования учреждения.

3.4. Помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работникам могут предоставляться дополнительно отпуска без содержания по следующим основаниям:

а) рождение ребенка;

б) собственная свадьба, свадьба детей;

в) смерть супруга (супруги), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер).

Порядок и условия предоставления отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливаются непосредственно в учреждении.

3.5. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных факторов, в соответствии с действующим перечнем производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается непосредственно в учреждениях.

3.6. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам с ненормированным рабочим днем. Продолжительность отпусков определяется коллективным договором или локальным нормативным актом и принимается по согласованию с представительным органом работников.

3.7. По соглашению между работником учреждения и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.

4. Оплата труда

4.1. Системы
оплаты труда, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы выплат стимулирующего характера устанавливаются локальными нормативными актами учреждения согласно коллективным договорам и соглашениям, в соответствии с федеральными законами, Законом Астраханской области “О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений и отдельных работников исполнительных органов государственной власти Астраханской области“ от 09.12.2008 N 75/2008-ОЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.

4.2. Работодатели обеспечивают:

а) оплату труда работников в соответствии с квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда;

б) тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности) до утверждения в установленном порядке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы;

в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, с учетом мотивированного мнения представительного органа работников, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;

г) определение размера должностного оклада работнику, выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом мнения соответствующей комиссии, созданной локальным актом учреждения в целях принятия объективного решения по оценке трудовой деятельности работников учреждения.

4.3. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

4.4. Оплата труда работников, занятых на
тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

4.5. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации) в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором устанавливает конкретные размеры повышающих коэффициентов или доплат всем работникам, занятым на работах, предусмотренных Перечнями (Списками) работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Астраханской области, если в установленном порядке не дано заключение о полном соответствии рабочего места, где выполняется работа, включенная в эти Перечни, требованиям безопасности.

4.6. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Руководителям и специалистам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, должностные оклады устанавливаются в повышенном размере по сравнению с должностными окладами руководителей и специалистов учреждений, расположенных в городской черте.

4.7. В случаях, когда должностной оклад работнику учреждения устанавливается с учетом применения повышающих коэффициентов к минимальному должностному окладу, установленному по соответствующему квалификационному уровню, то изменение должностного оклада осуществляется:

- при увеличении стажа работы по специальности;

- при получении образования или восстановлении документов об образовании со дня представления соответствующего документа;

- при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения
аттестационной комиссией;

- при представлении документа о прохождении курсов повышения квалификации, в том числе краткосрочных.

Основанием для подготовки приказа работодателя является решение постоянно действующей комиссии по определению оплаты труда работников учреждения.

4.8. Размер доплаты работнику за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором устанавливается работодателем по соглашению сторон трудового договора с учетом объема работ.

4.9. Оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом оклад (часть оклада) рассчитывается с учетом повышения за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными особыми условиями труда.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день определяются коллективным договором, локальным нормативным актом учреждения или трудовым договором работника.

При применении суммированного учета рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени и оплачивается в следующем порядке:

- если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени не менее одинарной дневной ставки сверх оклада при работе полный рабочий день и в размере не менее двойной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

4.10. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Сверхурочная работа может быть компенсирована работнику предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, вместо повышенной оплаты.

Сверхурочной работой при суммированном учете рабочего времени является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя
сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При суммированном учете рабочего времени, исходя из определения сверхурочной работы, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода, который определяется локальным актом учреждения (квартал, полугодие, год). В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.

Если сверхурочная работа выполняется по той же трудовой функции, за которую установлены такие доплаты и надбавки, они должны учитываться при оплате сверхурочной работы. Если же нет, то такая оплата может рассчитываться только исходя из часовой ставки или оклада.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным договором, локальным нормативным актом учреждения или трудовым договором работника.

4.11. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей должностного оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

4.12. Заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц, в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. В случае задержки выплаты заработной платы в установленные сроки без уважительных причин работодатели несут ответственность в рамках действующего законодательства. Заработная плата руководителю учреждения выплачивается одновременно с ее выплатой всем работникам.

4.13. Стороны договорились:

- проводить мониторинг заработной платы работников отрасли, совместно разрабатывать предложения по совершенствованию норм по оплате труда, предусмотренных в Примерных положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений по видам экономической деятельности. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца;

- совершенствовать критерии оценки результативности и качества работы по группам категорий работников для определения размера стимулирующих выплат.

5. Социальные льготы,

гарантии и компенсации

5.1. Стороны выражают намерения продолжить работу по выработке предложений, касающихся:

- системы мер по социальной поддержке работников отрасли в соответствии с действующим законодательством;

- поддержки молодых специалистов в отрасли, в том числе повышения их уровня образования или квалификации.

Конкретные льготы, гарантии и компенсации для работников устанавливаются в коллективных договорах учреждений.

5.2. Работодатели предусматривают в коллективных договорах меры социальной поддержки социальным работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания в городах, осуществляющим социальное обслуживание граждан на дому (включая социально-медицинское обслуживание) в соответствии с Законом Астраханской области от 27.12.2004 N 68/2004-ОЗ “О социальной поддержке отдельных категорий граждан“.

5.3. Предоставляют гарантии и компенсации:

- работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (имеющих государственную аккредитацию), и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения;

- женщинам, работающим в сельской местности, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1.

5.4 Работодатели обеспечивают:

- своевременное перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- обязательное социальное страхование всех работающих по трудовому договору;

- прохождение бесплатных обязательных медицинских осмотров работников;

- преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в строгом соответствии со статьей 179 Трудового кодекса РФ.

5.5. Рассматривают ходатайства выборных профсоюзных органов, ассоциации социальных работников о представлении работников в соответствии с утвержденными положениями к награждению ведомственными знаками отличия, наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

5.6. Работникам, имеющим детей-инвалидов с детства, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время.

6. Охрана труда и здоровья

6.1. Стороны Соглашения рассматривают охрану труда и здоровья работников в качестве одного из приоритетных направлений работы учреждения. Мероприятия по охране труда являются неотъемлемой частью коллективных договоров.

6.2. Работодатели обеспечивают:

6.2.1. Соблюдение норм и правил, проведение мероприятий по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Российской Федерации по охране труда.

6.2.2. Наличие нормативно-технической документации по охране труда в учреждении и ее соответствие действующему законодательству в сфере охраны труда.

6.2.3. Проведение периодической аттестации рабочих мест по условиям труда с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработку мероприятий и принятие мер по снижению параметров до нормативных значений.

6.2.4. Информирование работников об условиях труда на рабочих местах и компенсациях за работу с вредными условиями труда.

6.2.5. Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение инструктажей и проверку знаний требований норм и правил по охране труда.

6.2.6. Обеспечивают работников сертифицированной спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

6.2.7. Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в сроки, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.

6.3. Постановления выборного профсоюзного органа по вопросам безопасности труда и охраны здоровья обязательны к рассмотрению работодателем.

6.4. В соответствии со статьей 14 федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ профсоюзные комитеты составляют заключение о степени вины работника для установления размера возмещения ему вреда, причиненного здоровью в связи с увечьем, травмой, профзаболеванием, полученными при исполнении служебных обязанностей.

6.5. Работодатель разрабатывает, финансирует и осуществляет мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья работников. Назначает ответственного за охрану труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель - руководитель учреждения.

6.6. При отказе работника от выполнения работ, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. За отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

6.7. Министерство в течение года проводит проверки по вопросам организации работы по охране труда в учреждениях отрасли.

6.8. В соответствии со статьей 218 Трудового кодекса РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа могут создаваться на паритетной основе комитеты (комиссии) по охране труда из представителей работодателей и профсоюзов. Работодатель создает необходимые условия для работы совместных комитетов (комиссий) и уполномоченных профкомов по охране труда.

6.9. Работодатели содействуют созданию условий по оздоровлению работников в соответствии с законодательством с учетом финансовых возможностей и особенностей деятельности учреждений.

7. Содействие занятости и

развитие кадрового потенциала

7.1. Министерство содействует проведению государственной политики в области занятости, повышения квалификации работников, оказания эффективной помощи молодым специалистам в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу учреждений по эффективному использованию кадровых ресурсов.

Анализирует кадровый состав, потребность в кадрах подведомственных учреждений, обеспечивает необходимые условия для профессиональной подготовки и переподготовки работников.

7.2. Работодатели с учетом мнения выборного профсоюзного органа создают условия для повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников (индивидуальное, курсовое, другие формы повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

7.3. Теоретические занятия и профессиональное обучение могут проводиться в пределах рабочего времени, установленного действующим законодательством для работников.

7.4. Работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего образования, работодатель обязан создавать необходимые условия, предусмотренные трудовым законодательством и коллективным договором.

7.5. При проведении аттестации работников в состав аттестационных комиссий учреждений включаются представители выборных профсоюзных органов или представительного органа работников и представители соответствующего структурного подразделения (отдела) Министерства.

7.6. Министерство при проведении структурных преобразований в отрасли не допускает массовых сокращений работников, заранее планирует трудоустройство высвобождаемых работников. Информирует Профсоюз не менее чем за три месяца о намерениях по реорганизации отрасли и сокращении численности работников.

7.7. Работодатели:

7.7.1. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов работ (услуг) разрабатывают совместно с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости работников.

7.7.2. Принимают решение о массовом высвобождении работников после консультаций с выборным профсоюзным органом. Массовым признается высвобождение 20 и более процентов работников учреждения в течение полугодия.

7.7.3. В случае увольнения работников в связи с ликвидацией учреждения, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, высвобождаемым работникам предоставляют гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

7.7.4. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников руководствуются положениями Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе предупреждают под роспись каждого работника, подлежащего увольнению, о его предстоящем высвобождении не менее чем за два месяца.

Одновременно с предупреждением предлагают работнику другую работу при имеющихся вакансиях, в том же учреждении с учетом его квалификации, опыта работы и состояния здоровья. По договоренности сторон могут предоставлять ему в этот период отпуск для самостоятельного поиска работы.

7.7.5. В целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением штата, численность работающих регулируют в первую очередь за счет мероприятий внутреннего характера:

- естественного оттока кадров и временного ограничения их приема;

- перемещения работников внутри учреждений на вакантные подходящие должности (рабочие места).

8. Обеспечение прав и гарантий

деятельности профсоюзных организаций

8.1. Обеспечение деятельности профессиональных союзов.

Работодатели:

- не препятствуют вступлению работников учреждений в профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности первичных профсоюзных организаций в учреждениях;

- предоставляют выборным профсоюзным органам необходимую информацию по социально-трудовым вопросам работников;

- содействуют представителям выборных профсоюзных органов в посещении учреждений (где работают члены Профсоюза) для реализации установленных законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением прав работников учреждений и уставных задач Профсоюза.

8.2. Гарантии работников учреждений, входящих в состав выборных органов.

Работодатели:

- имеют право поощрять морально и материально руководителей выборного органа первичной профсоюзной организации и их заместителей за содействие и активное участие в решении социально-экономической и производственной деятельности учреждения в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах работникам учреждения;

8.3. Должностные лица, нарушающие права Профсоюза “ли препятствующие его деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.4. Профсоюз совместно с профсоюзными комитетами первичных организаций обязуется:

8.4.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, повышению эффективности работы учреждений, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

8.4.2. Проводить разъяснительную работу среди работников учреждений о правах и роли профсоюза в защите трудовых, социально-экономических и профессиональных интересов работников.

8.4.3. Представлять и защищать законные права и интересы работников, не являющихся членами профсоюза, но уплачивающих Профсоюзу денежные средства в размере, установленном для уплаты членских профсоюзных взносов, по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, перед работодателями, в органах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, оказывать им бесплатную юридическую помощь.

8.4.4. Не организовывать коллективных акций протеста по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, при условии выполнения обязательств.

8.4.5. Участвовать по взаимной договоренности с руководством Министерства в совместных совещаниях, заседаниях по обсуждению актуальных для работников вопросов.

8.4.6. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением должностными лицами учреждений законодательства о труде, состоянием охраны труда, предоставлением работникам социальных гарантий, льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством. Принимать меры, способствующие устранению имеющихся недостатков.

8.5. Профсоюз (областная организация профсоюза):

8.5.1. Оказывает методическую, организационную и правовую помощь профсоюзным организациям учреждений; организует совместное обучение профсоюзных кадров и актива выборных профсоюзных органов и представителей работодателей по всем направлениям профсоюзной деятельности.

8.6. Центральный комитет Профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета заключает договоры страхования от несчастных случаев на производстве, а также получения инвалидности первой группы в результате несчастных случаев на производстве всех членов профсоюза, работающих в учреждениях. Выплата страхового пособия осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Центрального комитета Профсоюза (договоры страхования ЦК Профсоюза со страховой компанией “Профсодружество“).

8.7. Материальные условия деятельности профсоюзной организации.

Работодатели:

- на основании личных письменных заявлений членов профсоюза ежемесячно производят бесплатно удержание и безналичное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов членских профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы;

- на основании личных письменных заявлений работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы в учреждениях, производят бесплатно удержание и безналичное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов денежных средств в размере, установленном для уплаты членских профсоюзных взносов, для обеспечения защиты работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений;

- предоставляют в соответствии с коллективными договорами бесплатно выборным профсоюзным органам (для обеспечения их деятельности в интересах работников) оборудованные помещения, средства связи (телефоны, возможность пользования электронной и факсимильной связью), транспортные средства;

- предоставляют выборным профсоюзным органам возможность для размещения информации в доступном для всех работников месте.

8.8. Права и гарантии профсоюзным работникам, не освобожденным от основной деятельности, регламентируются статьями 374, 376 Трудового кодекса Российской Федерации и могут расширяться по взаимному согласию сторон в рамках коллективного договора. Работодатели обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций в коллективах.

9. Заключительные положения

9.1. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется отраслевой комиссией и (или) представителями сторон. Сторона, выявившая факты нарушения положений Соглашения, ставит в известность представителей другой стороны и заинтересованных лиц письменно. Стороны Соглашения проводят консультации по существу представленной информации и принимают решение не позднее одного месяца со дня выявления факта нарушения.

9.2. В случае нарушения одной из сторон условий Соглашения соответствующие органы другой стороны направляют представление стороне, нарушившей условия Соглашения, об устранении этих нарушений, которое рассматривается в двухнедельный срок. В случае отказа устранить нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

9.3. Должностные лица, виновные в нарушении прав работников и их представителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9.4. В период действия соглашения все разногласия и противоречия разрешаются сторонами путем поиска компромисса, согласованных решений на основе социального диалога. Итоги выполнения Соглашения ежегодно рассматриваются Отраслевой комиссией.

9.5. За два месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения стороны обязуются вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период и подписать его до 31 декабря 2010 года.

Приложение

к Региональному

отраслевому соглашению

СОСТАВ

ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА

РЕГИОНАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,

ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

От министерства социального развития

и труда Астраханской области:

1. Азизов Рамиз Айвазович - председатель комиссии, заместитель

министра социального развития и труда

Астраханской области

2. Апряткина Елена - начальник бюджетно-финансового

Владимировна департамента министерства социального

развития и труда Астраханской области

3. Майсюк Елена - начальник департамента правовой и

Ивановна кадровой политики министерства

социального развития и труда Астраханской

области

4. Цибуленко Наталья - начальник отдела трудовых отношений и

Савельевна социального партнерства департамента

труда министерства социального развития

и труда Астраханской области

5. Шевченко Людмила - начальник департамента труда министерства

Георгиевна социального развития и труда Астраханской

области

От стороны профсоюзов:

1. Бахарева Вероника - председатель профкома КЦСОН Кировского

Геннадьевна района

2. Ковалева Зинаида - председатель профкома КЦСОН Ленинского

Георгиевна района

3. Лапырис Эльмира Юрьевна - заведующий отделом организационно-

методической работы областной организации

профсоюза работников госучреждений и

общественного обслуживания

4. Тараненко Юрий - председатель профкома Государственной

Алексеевич Думы Астраханской области

5. Чурилов Вячеслав - председатель областной организации

Филиппович профсоюза работников госучреждений и

общественного обслуживания

От стороны работодателей:

1. Гордеев Владимир - директор ОГУСОН “Комплексный центр

Владимирович социального обслуживания населения

“Приволжский район“

2. Дедова Светлана - директор ОГСУ “Волго-Каспийский дом-

Васильевна интернат для престарелых и инвалидов

Астраханской области“

3. Крашенинникова - директор ОГСУ “Областной социально-

Тамара Семеновна реабилитационный центр для

несовершеннолетних“

4. Прохорова Светлана - директор ГОСУСО “Психоневрологический

Алексеевна дом-интернат для престарелых, г.

Нариманов“

5. Сязина Наталья Юрьевна - директор ГУ АО “Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными

возможностями “Коррекция и развитие“

Березин Александр Владимирович - секретарь комиссии, главный специалист

отдела трудовых отношений и социального партнерства департамента труда

министерства социального развития и труда Астраханской области.