Законы и бизнес в России

Постановление Правительства Астраханской области от 20.10.2009 N 566-П “О концепции отраслевой целевой программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“

Вступил в силу с 20 октября 2009 года (пункт 5 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2009 г. N 566-П

О КОНЦЕПЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО

ПРЕДПРИЯТИЯ ООО “МОЛОКОЗАВОД ВОЛОДАРСКИЙ“ ДЛЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА

МОЛОКА И УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКИХ

ПОСЕЛЕНИЯХ, ИМЕЮЩЕЕ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ

ОБЛАСТИ, НА 2009 - 2011 ГОДЫ“

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 “О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы“, Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.03.2009 N 121 “О создании комиссии по отбору экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской
Федерации“, протокола заседания комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по отбору экономически значимых региональных программ от 21.07.2009 N 5, Постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П “О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области“ Правительство Астраханской области постановляет:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развитая производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“.

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“ министерство сельского хозяйства Астраханской области.

3. Министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) разработать отраслевую целевую программу “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“ и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора Астраханской области

К.А.МАРКЕЛОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Астраханской области

от 20 октября 2009 г. N 566-П

КОНЦЕПЦИЯ

ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО “МОЛОКОЗАВОД

ВОЛОДАРСКИЙ“ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА И УВЕЛИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СЕЛЬСКИХ

ПОСЕЛЕНИЯХ, ИМЕЮЩЕЕ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, НА

2009 - 2011 ГОДЫ“

1. Введение

В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 “О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы“, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.03.2009 N 121 “О создании комиссии по отбору экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации“ в июле 2009 года в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации прошел конкурсный отбор экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, по итогам которого Астраханская область получила право на предоставление из федерального бюджета субсидий на реализацию мероприятий программы для молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“.

Данная концепция разработана на основании и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096 “Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации“ и Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 N 495 “Об утверждении отраслевой целевой программы “Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы“.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

В связи с переходом в начале 90-х годов к рыночным отношениям в агропромышленном комплексе Астраханской области произошли существенные изменения. Проводимые экономические преобразования привели к резкому спаду объемов производства животноводческой продукции, в том числе молока и молокопродуктов, снижению поголовья крупного рогатого скота. Значительно сократили объемы производства и численность скота коллективные сельскохозяйственные предприятия.

Максимум производства молока за последние 28 лет пришелся на 1990 год, в котором было произведено 210.3 тыс. тонн молока. Максимум производства цельномолочной продукции
за тот же период был отмечен годом раньше - в 1989 году, когда ее производство составило 290 тыс. тонн. После этого объемы производства как молочного сырья, так и цельномолочной продукции синхронно снижались. В 1999 году впервые был отмечен незначительный рост производства молока в Астраханской области (106.4 тыс. тонн по сравнению с 106 тыс. тонн в 1998 году). В 2000 году объем производства молока возрос до 115.1 тыс. тонн, а в 2001 - до 140.2 тыс. тонн.

Снижение объемов производства в течение прошедшего десятилетия обусловлено в первую очередь падением производства на сельскохозяйственных предприятиях. В начале 90-х они ежегодно производили более 100 тыс. тонн молока, а в 2000 году объем производства в данной категории хозяйств составил 10.3 тыс. тонн. Объем производства молока в личных подсобных и фермерских хозяйствах практически не увеличился, что привело к росту их доли в общем объеме продукции. Если в 1985 году она составляла около 40%, то в 2008 - уже 96.7% от общего объема производства. Доля в общем объеме продукции сельскохозяйственных предприятий за этот период упала с 60 до 3.3%.

За 2008 год в Астраханской области было произведено 140.2 тыс. тонн молока, в том числе в сельхозпредприятиях - 10.2 тыс. тонн, в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 110.3 тыс. тонн.

Увеличение объемов производства молока стало возможным в результате перехода молочного скотоводства в разряд рентабельных отраслей сельского хозяйства благодаря повышению закупочных цен на молоко (с 1998 по 2008 год закупочная цена на молоко возросла с 1 руб. 83 копеек до 8 руб. 50 копеек за 1 кг), росту
продуктивности коров, а также получаемой финансовой поддержке из бюджета Астраханской области в виде выплаты дотации за реализацию молока и выделения средств на приобретение племенного молочного поголовья.

В то же время потенциально возможный объем закупки молока у населения на территории Астраханской области составляет 10 - 15 тыс. тонн в год. Основной причиной, сдерживающей увеличение объема закупки молочного сырья у населения, являлись проблемы молокоперерабатывающих предприятий Астраханской области со сбытом готовой продукции.

Высока степень морального и физического износа оборудования большинства бывших молокоперерабатывающих предприятий, что существенно отражалось на возможности выполнения технологии производства и в конечном итоге на ассортименте и качестве выпускаемой продукции. Большинство молокоперерабатывающих предприятий области не использовало современную упаковку, сохраняющую потребительские качества молочной продукции в течение длительного периода времени. Это являлось основной причиной низкого спроса на продукцию местных производителей молочной продукции и привело многих из них к остановке производства и даже к их ликвидации.

В этих условиях 65% реализуемой в Астраханской области молочной продукции завозилось из соседних регионов России, в частности, из Ставропольского и Краснодарского краев, Волгоградской и Воронежской областей.

По итогам 2008 года фактически действующими молокоперерабатывающими заводами на территории Астраханской области остались три (в Володарском, Красноярском и Енотаевском районах).

Причем объем производства продукции на ООО “Молокозавод Володарский“ составляет более 95% как в количественном, так и в стоимостном выражении в объеме производимой молочной продукции в Астраханской области.

Лидирующие позиции данного завода объясняются успешной модернизацией и реконструкцией и изначально большей проектной мощностью (до 24 тонн в сутки) по сравнению с ООО “Молокозавод “Красноярский“ (3 тонны в сутки) и молокозаводом СПК “Волга“ (1.5 тонны в сутки).

Реализация проекта по реконструкции и модернизации
завода осуществлялась с государственной поддержкой в форме лизинга оборудования, позволяющего принимать и перерабатывать молоко от населения, сбор и первичная обработка которого на данном заводе увеличилась в 2008 году до 1600 тонн (300% к уровню 2005 года), а за 9 месяцев 2009 года - до 1734 тонн, выводя его на уровень регионального молокоперерабатывающего предприятия, так как закуп сырья от личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) осуществлялся уже на территории четырех районов области, от более чем 1800 сдатчиков.

Однако ограниченность средств на реализацию проекта не позволила провести полную модернизацию и реконструкцию завода, следствием чего является достаточно высокий уровень морального и физического износа оборудования молокоперерабатывающего предприятия. Его энергоемкость и отсутствие линий по производству продукции с длительными сроками хранения ограничивают конкурентоспособность производимой молочной продукции.

В связи с тем, что производство молока в Астраханской области носит ярко выраженный сезонный характер, отсутствие оборудования, позволяющего сохранять качество продукции на продолжительный период, не дает возможности не только увеличить объемы закупки молока от ЛПХ, но и найти дополнительные рынки сбыта продукции, в том числе на экспорт в Республику Казахстан.

Молочная перерабатывающая промышленность является потребителем для производителей молока и создателем спроса, что определяет по причине малого срока хранения данного сырья объемы общего надоя и поголовья крупного рогатого скота, являясь тормозящим фактором при дисбалансе в сторону производства молока и катализатором, при дополнительных мощностях переработки. Все это, по статистике Южного федерального округа, происходит на общем фоне самообеспеченности молоком и молокопродуктами в пределах 60%. Эту зависимость секторов сельскохозяйственного кластера Астраханской области подтверждают статистические данные, представленные в таблице 1. Рост перерабатывающих мощностей молочной промышленности на 39% в
2008 году по сравнению с 2006 годом привел к росту надоев на 6% и увеличению поголовья крупного рогатого скота на 15% за этот же период.

Таким образом, существует острая необходимость привлечения средств и помощи перерабатывающей молочной промышленности с целью общего роста сектора сельского хозяйства, а также улучшения ситуации в сфере занятости населения сельской местности, снижения криминогенности за счет стимулирования руководителей личных подсобных хозяйств, имеющих в настоящий момент статус временно безработных, регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Существует огромный сектор (приблизительно 40%) рынка потребителей молочной продукции, который предстоит охватить, что также снизит зависимость Астраханской области от ввозимой продукции.

Таблица 1

----T---------------------T-----------T---------T-------T-------T---------¬

¦ N ¦Продукты ¦ Единица ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2008 г.¦

¦ п/¦сельскохозяйственной ¦ измерения ¦ год ¦ год ¦ год ¦ в % ¦

¦ п ¦и перерабатывающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к 2006 ¦

¦ ¦промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦

+---+---------------------+-----------+---------+-------+-------+---------+

¦ 1 ¦Молоко
¦ тыс. тонн ¦ 143.5 ¦ 150.1 ¦ 152.6 ¦ 1.06 ¦

+---+---------------------+-----------+---------+-------+-------+---------+

¦ 2 ¦Молочная продукция ¦ тонн ¦ 9273.3 ¦ 10275 ¦ 12936 ¦ 1.39 ¦

+---+---------------------+-----------+---------+-------+-------+---------+

¦ 3 ¦Поголовье ¦ тыс. голов¦ 202.4 ¦ 220 ¦ 233.6 ¦ 1.15 ¦

¦ ¦скота ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------+-----------+---------+-------+-------+---------+

¦ 4 ¦Кормовая база ¦ тыс. га ¦ 13.3 ¦ 13.8 ¦ 15.0 ¦ 1.13 ¦

L---+---------------------+-----------+---------+-------+-------+----------

Необходимость срочной модернизации молокоперерабатывающего производства диктуется также климатическими особенностями Астраханской области (в летний период - 40 - 45°С) и, как следствие, повышенными требованиями санитарных норм и правил при производстве, хранении, транспортировке и реализации молочной продукции с целью недопущения массовых пищевых отравлений и заболеваний.

Первостепенное значение эпидемиологической безопасности при производстве молочной продукции, необходимость принятия мер исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, финансированию и реализации региональных программ, относящихся к развитию
молочной промышленности, техническому переоснащению и повышению культуры производства, подчеркивается в решении коллегии Роспотребнадзора от 26.09.2008.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся

проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без

использования программно-целевого метода

Во втором разделе концепции отражены основные проблемы и тенденции в области молокоперерабатывающей промышленности Астраханской области, в том числе и молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения подхода к более эффективному и динамичному развитию регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ с внедрением новых высоких технологий в области переработки молочной продукции, так и путем дальнейшей поддержки системы закупки молока у ЛПХ, ситуация, связанная с состоянием отрасли, еще более усугубится.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии молокоперерабатывающей промышленности Астраханской области без реализации мероприятий программы неизбежны:

- сокращение объемов приема и переработки молока от всех категорий хозяйств;

- потеря Астраханской областью передовых позиций в основных направлениях развития молочного животноводства;

- снижение валового регионального продукта;

- снижение занятости населения в сельских районах области, для которых молокоперерабатывающая промышленность является одной из базовых отраслей экономики;

- отсутствие основы для повышения уровня жизни в сельской местности.

В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию молокоперерабатывающей промышленности Астраханской области, когда показатели эффективности отрасли не будут улучшаться, а в развитии ее не будет наблюдаться положительной динамики.

4. Предложения по целям и задачам программы,

показателям, позволяющим оценить ход реализации

программы

Основными целями программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“ являются:

- увеличение объемов производства молочной продукции на основе
внедрения инновационных технологий;

- снижение безработицы в сельских поселениях.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Задача 1. Увеличение объемов переработки молока региональным молокоперерабатывающим предприятием ООО “Молокозавод Володарский“.

Задача 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения.

5. Предлагаемый срок реализации программы

Срок реализации программы - с 2009 по 2011 год.

6. Предложения по основным направлениям

финансирования программы

В рамках отраслевой целевой программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“ планируется оказание государственной поддержки в форме 70% субсидии по возмещению затрат на реализацию мероприятий в рамках проекта технологического перевооружения и реконструкции завода по:

- разработке проектно-сметной документации технологического перевооружения и реконструкции молокозавода в п. Володарском;

- проведению строительно-монтажных работ;

- приобретению технологического оборудования.

7. Объем и источники финансирования программы

Реализацию мероприятий отраслевой целевой программы “Развитие регионального молокоперерабатывающего предприятия ООО “Молокозавод Володарский“ для обеспечения устойчивого развития производства молока и увеличения занятости в сельских поселениях, имеющее существенное значение для социально-экономического развития Астраханской области, на 2009 - 2011 годы“ планируется осуществить за счет:

- средств федерального бюджета;

- средств бюджета Астраханской области;

- средств местных бюджетов;

- внебюджетных источников.

Общий объем финансирования реализации отраслевой целевой программы на 2009 - 2011 годы составляет 206.762 млн. рублей.

Общий объем финансирования реализации отраслевой целевой программы на 2009 - 2011 годы по источникам финансирования представлен в таблице 2.

Таблица 2

млн. руб.

------------------------------T-----------T---------T----------T----------¬

¦Наименование бюджета ¦ 2009 г. ¦ 2010 г.¦ 2011 г. ¦ Итого ¦

¦(источника финансирования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+-----------+---------+----------+----------+

¦Федеральный бюджет ¦ 93.762 ¦ 7.5 ¦ 5.5 ¦ 106.762 ¦

+-----------------------------+-----------+---------+----------+----------+

¦Бюджет Астраханской области ¦ 30 ¦ 3 ¦ 5 ¦ 38 ¦

+-----------------------------+-----------+---------+----------+----------+

¦Внебюджетные средства ¦ 53 ¦ 4.5 ¦ 4.5 ¦ 62 ¦

+-----------------------------+-----------+---------+----------+----------+

¦Всего ¦ 176.762 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 206.762 ¦

L-----------------------------+-----------+---------+----------+-----------

8. Механизм формирования мероприятий, основные

заказчики и разработчики программы

Средства на реализацию Программы из федерального бюджета и бюджета Астраханской области выделяются в форме субсидии в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096 “Об утверждении правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации“, и Соглашением от 07.08.2009 N 1658/17 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Астраханской области о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ. Порядок предоставления субсидий ООО “Молокозавод Володарский“ разработан министерством сельского хозяйства Астраханской области и утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2009 N 188-П “Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства“.

Механизм формирования программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы - министерством сельского хозяйства Астраханской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

согласовывает с исполнителем программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;

несет ответственность за реализацию программы в целом;

осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию выделяемых средств;

готовит и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.

Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.

9. Организация управления программой и

контроль за ходом ее реализации

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы государственный заказчик ежеквартально представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе финансирования и выполнения программы.

10. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

- увеличение выручки от реализации продукции ООО “Молокозавод Володарский“ - 300000.0 тыс. руб.;

- увеличение объемов переработки молока в перерасчете на цельномолочную продукцию - 13309.4 тонны;

- увеличение ассортимента производимой продукции до 30 наименований;

- увеличение суммы денежных средств, направленных в ЛПХ, в качестве расчетов за произведенное и поставленное на переработку молоко - 23144 тыс. руб.;

- создание новых рабочих мест - 545 человек;

- увеличение объемов закупки молока у ЛПХ - 3300 тонн;

- увеличение количества ЛПХ, реализующих молоко на переработку, до 2300.

Предварительная оценка эффективности реализации

программы по годам реализации

-------------------------T---------T----------------T----------------------------¬

¦Наименование показателя ¦ Ед. ¦ Значение ¦ Прогнозные значения ¦

¦ ¦измерения¦ показателя за ¦ показателей ¦

¦ ¦ ¦ период, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ предшествующий +---------T---------T--------+

¦ ¦ ¦ реализации ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦2011 г. ¦

¦ ¦ ¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2008 ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Выручка от реализации ¦млн. руб.¦ 152.6 ¦ 157 ¦ 250 ¦ 300 ¦

¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Объем переработки молока¦ тонн ¦ 8358 ¦ 9931 ¦ 11005.4 ¦13309.4 ¦

¦в перерасчете на цельно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦молочную продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Увеличение ассортимента ¦ ед. ¦ 21 ¦ 23 ¦ 27 ¦ 30 ¦

¦производимой продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Создано новых рабочих ¦ чел. ¦ 0 ¦ 205 ¦ 225 ¦ 115 ¦

¦мест в регионе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Среднегодовая числен- ¦ чел. ¦ 95 ¦ 110 ¦ 120 ¦ 135 ¦

¦ность работников молоко-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦перерабатывающего пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦приятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------+----------------+---------+---------+--------+

¦Средняя заработная плата¦руб./мес.¦ 9264 ¦ 10190 ¦ 11209 ¦ 12330 ¦

¦работников, занятых на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предприятии, с начисле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------+---------+----------------+---------+---------+---------