Законы и бизнес в России

Постановление Администрации Астраханской области от 10.09.2004 N 12/149 “Об утверждении концепции информатизации органов исполнительной власти Астраханской области“

Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 4 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2004 г. N 12/149

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение Распоряжения Администрации Астраханской области от 12.07.2004 N 10/56-р “О реализации областной целевой программы “Реформирование государственной службы Астраханской области (2003-2005 годы)“ и в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области Администрация Астраханской области постановляет:

1. Утвердить концепцию информатизации органов исполнительной власти Астраханской области (прилагается).

2. Управлению информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области (Ушаков А.В.) и департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) в срок до 15 октября 2004 года разработать и
утвердить областную целевую программу информатизации органов исполнительной власти Астраханской области на 2005-2006 годы.

3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

И.о. Губернатора Астраханской области

А.А.ЖИЛКИН

Утверждена

Постановлением

Администрации Астраханской области

от 10 сентября 2004 г. N 12/149

КОНЦЕПЦИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Введение

Концепция информатизации органов исполнительной власти Астраханской области (далее - концепция) разработана управлением информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области во исполнение Распоряжения Администрации Астраханской области от 12.07.2004 N 10/56-р “О реализации областной целевой программы “Реформирование государственной службы Астраханской области (2003-2005 годы)“.

Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные, областные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.

2. Цели и задачи концепции

Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области, является инструментом обеспечения административной реформы и модернизации системы государственного управления.

Основными целями информатизации органов исполнительной власти области является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование “электронного правительства“, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти области для формирования и выполнения программ и проектов информатизации.

3. Анализ текущего уровня информатизации

Концепция основана на результатах анализа текущего уровня и основных проблем использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области, учитывает мировой опыт и сложившуюся практику их
применения.

3.1. Предпосылки внедрения информационных технологий

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для совершенствования государственного регулирования, повышения качества и доступности предоставляемых государством услуг населению и организациям и обеспечения эффективного управления государственной собственностью Астраханской области, повышения результативности, качества и прозрачности работы органов исполнительной власти области, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий.

В рамках реализации программ социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления создаются необходимые условия для широкого внедрения информационных технологий на основе:

- исключения избыточных функций органов исполнительной власти области и оптимизации системы государственного контроля;

- совершенствования кадрового состава, повышения квалификации государственных служащих Астраханской области, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Астраханской области;

- повышения информационной открытости и публичности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации;

- формирования современной инфраструктуры предоставления информационно-коммуникационных услуг, повышения доступности информационных технологий;

- роста объемов финансирования проектов информатизации, распространения опыта успешного использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти Астраханской области.

3.2. Уровень информатизации органов

исполнительной власти области

Внедрение и использование информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области ведутся интенсивными темпами. В ряде управлений, комитетов и департаментов созданы основы современной информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое обеспечение эффективного использования информационных технологий.

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий выполняет ФЦП “Электронная Россия“, реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

Общий объем финансирования программ информатизации из областного бюджета за период 2002-2004 годов превысил 17 млн. рублей.

Растет численность сотрудников органов исполнительной власти Астраханской области, обеспеченных современными персональными компьютерами, во многих управлениях, комитетах и департаментах созданы локальные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет.
Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуг в структуре бюджетных расходов увеличивается, что в целом отражает развитие функциональных возможностей и сложность в эксплуатации используемых в деятельности органов исполнительной власти области информационных систем.

Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов исполнительной власти Астраханской области.

Органы исполнительной власти области создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.

Оценка уровня использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области осуществляется регулярно и служит основой для уточнения и корректировки основных направлений реализации государственной политики в сфере информатизации.

Вместе с тем в сфере использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области имеется ряд существенных недостатков.

4. Основные задачи повышения эффективности

использования информационных технологий

Государственная политика в сфере информатизации направлена на решение следующих ключевых задач повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Астраханской области:

- определение стратегических приоритетов информатизации, формирование единого порядка отбора и финансирования инфраструктурных проектов в соответствии с целями социально-экономического развития и создания “электронного правительства“;

- распространение практики предоставления открытого доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти области;

- организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов органов исполнительной власти области;

- обеспечение информационной безопасности деятельности органов исполнительной власти области;

- развитие единой защищенной информационной среды, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие;

- разработка стандартов в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования в рамках формирования единой архитектуры “электронного правительства“ и создания единого информационного пространства органов исполнительной власти области;

- централизованное создание
общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную непротиворечивую достоверную актуальную и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;

- построение единой системы управления процессом информатизации, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых программ и проектов на межведомственном уровне, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере информатизации;

- распространение на уровне управлений, комитетов и департаментов практики долгосрочного планирования программ информатизации, повышение эффективности существующих систем управления выполнением отдельных проектов;

- укрупнение объемов, объединение и централизация закупок для государственных нужд однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах органов исполнительной власти области для получения экономического эффекта;

- создание единой системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации;

- реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих Астраханской области в сфере информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения, повышение статуса служб информатизации и квалификации специалистов этих служб;

- совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с приоритетными задачами повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области и с учетом международной практики;

- защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности органов исполнительной власти области программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;

- свободное распространение и тиражирование в интересах органов исполнительной власти области программного обеспечения и результатов НИОКР, разработанных за счет средств областного бюджета.

5. Приоритеты использования информационных технологий

В целях реализации эффективной системы государственного управления широкое применение информационных технологий позволяет повысить уровень;

-
взаимодействия между органами исполнительной власти области;

- взаимодействия органов исполнительной власти Астраханской области с гражданами и организациями;

- взаимодействия и коллективной работы государственных служащих.

Отбор приоритетов финансирования проектов осуществляется на основании оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и необходимого объема затрат на их реализацию.

Приоритеты информатизации органов исполнительной власти области уточняются на регулярной основе, исходя из изменения целей и задач социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления.

5.1. Приоритеты в сфере государственного управления

В соответствии с основными направлениями административной реформы и реформы системы государственной службы использование информационных технологий в целях совершенствования существующей системы государственного управления позволит обеспечить:

1) совершенствование реализации правотворческих функций государства и повышение эффективности государственного регулирования на основе создания и развития систем:

- информационно-аналитического обеспечения деятельности органов исполнительной власти области;

- сбора, обработки, регистрации и распространения законодательных и иных нормативных правовых актов; обеспечения законодательной деятельности с обязательным подключением всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, обеспечивающей размещение электронных версий документов, а также учет прохождения законопроектов по всем стадиям законодательного процесса; анализа соответствия существующей нормативной правовой базы правоприменительной практике;

2) повышение качества и доступности государственных услуг для граждан и организаций, результативность деятельности органов исполнительной власти области на основе внедрения технологий “электронного правительства“ и формирования интегрированных коммуникационных каналов, построенных по принципу “одного окна“, путем создания и развития:

- информационных порталов, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации справочного характера, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций и предоставление государственных услуг;

- пунктов общественного доступа к информационным ресурсам;

- центров телефонного обслуживания, обеспечивающих возможность бесплатного обращения граждан и организаций в соответствующие органы исполнительной власти области и получения ими
открытой информации;

- учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан;

3) повышение эффективности управления государственной собственностью Астраханской области (в том числе природными ресурсами, государственными резервами и нематериальными активами), увеличение доходов от использования государственного имущества на основе создания и развития информационных систем и ресурсов;

4) повышение квалификации государственных служащих Астраханской области на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знаниями;

5) совершенствование взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти области и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.

5.2. Обеспечение информационной открытости

Повышение информационной открытости органов исполнительной власти области, доступности информации для граждан, а также создание механизмов общественного контроля за их деятельностью обеспечивается путем создания:

- интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности органов исполнительной власти Астраханской области, а также предоставления доступа к ним граждан и организаций;

- единой системы навигации по интернет-ресурсам органов исполнительной власти области;

- инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти области;

- систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля за их исполнением;

- системы публикации и распространения данных о результативности деятельности органов исполнительной власти области;

- системы учета результатов действий государственных служащих Астраханской области по внесению изменений в государственные информационные ресурсы и обеспечению доступа к этой информации граждан и организаций.

При разработке программ и проектов информатизации следует принимать во внимание целесообразность интеграции создаваемых государственных информационных ресурсов в общероссийское и мировое информационное пространство.

5.3. Информационная безопасность

В соответствии с основными положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации информационная безопасность государственных информационных систем, ресурсов и технологий обеспечивается на основе применения единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения
при осуществлении доступа в открытые сети связи, в том числе в Интернет или по другим каналам, а также от воздействия компьютерных атак и вирусов.

При использовании информационных технологий в органах исполнительной власти области, применяемых при хранении, обработке и передаче по каналам связи информации ограниченного доступа, формировании открытых официальных информационных ресурсов, а также в критически важных сегментах информационной инфраструктуры области необходимо обеспечить безопасность информационных ресурсов, их целостность, доступность и конфиденциальность, а также возможность установления авторства электронных документов.

Необходимый уровень информационной безопасности государственных информационных систем обеспечивается путем применения сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации. Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Контроль за использованием и защита государственных информационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственных служащих Астраханской области обеспечиваются на основе создания комплексной системы мониторинга и учета их операций при работе с государственными информационными системами, ресурсами и технологиями.

В составе органов исполнительной власти области в случае необходимости создаются службы обеспечения информационной безопасности. Деятельность органов исполнительной власти Астраханской области в сфере обеспечения безопасности информации, подлежащей обязательной защите, регулируется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Астраханской области.

Основные направления повышения уровня защищенности объектов информационно-технической инфраструктуры органов исполнительной власти области включают:

- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровня в различных органах исполнительной власти области;

- разработку модели угроз информационной безопасности, политики безопасности и заданий по безопасности;

- определение технических требований и критериев отнесения объектов к критической информационно-технологической инфраструктуре, создание реестра критически важных объектов, разработку особых мер по их защите и средств надзора
за их соблюдением;

- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

- развитие нормативной правовой и методической базы в области защиты информации, оценку безопасности информационных технологий;

- единый порядок согласования технических заданий на обеспечение информационной безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий;

- проведение уполномоченными федеральными органами аттестации и организацию контроля государственных информационных систем, ресурсов и технологий, используемых в деятельности органов исполнительной власти области, на соответствие требованиям информационной безопасности;

- развитие систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы мониторинга и контроля за действиями государственных служащих Астраханской области в работе с информацией, развитие и совершенствование средств защиты информации, защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров, а также систем их сертификации и аудита.

6. Основные принципы и направления реализации

единой государственной политики в области

использования информационных технологий

Государственная политика в сфере информатизации органов исполнительной власти области основана на следующих принципах:

- подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития области, модернизации системы государственного управления;

- соответствие задач информатизации органов исполнительной власти области целевым показателям эффективности их деятельности;

- консолидация бюджетных средств на решении приоритетных задач информатизации органов исполнительной власти области, создание системы контроля за их расходованием;

- централизованное создание общих для органов исполнительной власти области элементов информационно-технической инфраструктуры;

- исключение дублирования сбора информации и создания информационных систем;

- разработка типовых для органов исполнительной власти Астраханской области прикладных компонентов, структурных решений, элементов информационно-технической инфраструктуры;

- обеспечение согласованности и сбалансированности темпов информатизации органов исполнительной власти области;

- открытость и прозрачность процесса информатизации органов исполнительной власти области;

- приоритетное использование областного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.

6.1. Общее информационное пространство

и защищенная информационная среда

органов исполнительной власти области

Общее информационное пространство охватывает органы законодательной
и исполнительной власти области, а также органы местного самоуправления и формируется на основе развития:

- интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры;

- системы удостоверяющих центров;

- электронной среды взаимодействия.

Развертывание защищенной от утечек и перехвата данных телекоммуникационной инфраструктуры органов исполнительной власти области основано на использовании и интеграции существующих и создаваемых ведомственных и областных сетей, а также сетей общего пользования.

Интегрированная телекоммуникационная инфраструктура органов исполнительной власти области обеспечивает:

- комплексный набор современных телекоммуникационных услуг на основе объединения технических возможностей сетей связи и передачи данных (в том числе голосовых и видео), унификации используемых при ее построении решений;

- создание общей транспортной среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия;

- доступ к государственным информационным ресурсам на межведомственном уровне и к информационным ресурсам сети Интернет;

- пропускную способность, достаточную для качественной и надежной передачи информационных потоков;

- гарантированный уровень безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий.

Создание системы удостоверяющих центров органов исполнительной власти области позволяет обеспечить основные функции электронного документооборота в соответствии с основными положениями Федерального закона “Об электронной цифровой подписи“ на основе создания областного удостоверяющего центра.

Электронная среда взаимодействия органов исполнительной власти области обеспечивает интеграцию, совместную работу государственных информационных систем, автоматизированный обмен данными между ними на межведомственном уровне и формируется в соответствии с требованиями и стандартами единой федеральной архитектуры “электронного правительства“ на основе создания:

- репозитория государственных информационных систем, содержащего описание способов и интерфейсов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации обмена данными;

- инфраструктуры и механизмов маршрутизации, трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных между отдельными государственными информационными системами.

Развитие электронной среды взаимодействия органов исполнительной власти области позволяет устранить дублирование ввода однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование государственных информационных систем в рамках общего информационного пространства органов исполнительной власти области.

6.2. Единые требования к основным элементам

информационно-технологического обеспечения

Формирование в рамках единой федеральной архитектуры “электронного правительства“ общих для органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Астраханской области государственных стандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимость используемых программно-технических решений.

Областные стандарты в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, формируемые в рамках единой архитектуры “электронного правительства“, определяют общие требования, а также порядок выполнения и результаты работ по их проектированию, реализации и внедрению, критерии оценки эффективности их последующего использования.

Областные стандарты формируются для следующих типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов:

- систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих предоставление органами исполнительной власти Астраханской области через Интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания;

- транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения органами исполнительной власти области своих основных задач и функций;

- систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между государственными информационными ресурсами;

- систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов в деятельности органов исполнительной власти области;

- офисных систем, используемых работниками органов исполнительной власти области в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;

- информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения органами исполнительной власти области своих основных задач и функций;

- систем управления электронными архивами документов;

- систем информационной безопасности;

- систем управления эксплуатацией, включая системы управления инфраструктурными компонентами.

В целях обеспечения интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов на межведомственном уровне формируются областные стандарты метаданных информационных объектов, описания государственных информационных систем и ресурсов, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

6.3. Создание общих информационных ресурсов

Общие информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в случае необходимости предоставления оперативного доступа к целостной актуальной достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах государственного управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений.

Создание областных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации данных об объектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа и их использования.

Создание и последующее размещение информационных ресурсов осуществляются управлением информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области, обеспечивающим на постоянной основе:

- обслуживание и поддержку информационных систем и информационных ресурсов области, которые не могут быть отнесены к компетенции отдельных органов исполнительной власти области;

- контроль за использованием областных ресурсов в целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих Астраханской области;

- размещение, резервирование и технологическую поддержку отдельных информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти области по согласованию с ними.

6.4. Координация деятельности по реализации

программ и проектов информатизации

Основным механизмом реализации государственной политики и интеграции процессов информатизации органов исполнительной власти области должна стать областная целевая программа информатизации органов исполнительной власти Астраханской области.

Программа должна включать мероприятия по формированию архитектуры “электронного правительства“, разработке методической базы, регламентирующей порядок управления информатизацией, развитию нормативной правовой базы, разработке и актуализации технических требований и областных стандартов в данной сфере, созданию общих и типовых прикладных элементов информационно-технологической инфраструктуры, реализации проектов информатизации, повышению квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий, а также продвижению идеологии “электронного правительства“ и выполнению НИОКР.

Создание, развитие и обеспечение функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий органов исполнительной власти области осуществляется в рамках самостоятельных программ информатизации. Если планируемая стоимость реализации отдельных проектов информатизации превышает нормативно установленный объем, решение о выделении необходимого финансирования принимается на основании результатов проведения межведомственной технико-экономической экспертизы. Приоритеты и порядок финансирования проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта и социальной значимости их реализации.

В целях повышения эффективности управления процессом информатизации осуществляется мониторинг использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области, в рамках которого обеспечивается контроль за ходом выполнения проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики.

6.5. Кадровое обеспечение в области

информационных технологий

В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих Астраханской области в сфере информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:

- определения квалификационных требований к различным категориям государственных служащих Астраханской области в сфере использования информационных технологий;

- внедрения унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий;

- разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;

- профессионального обучения и сертификации государственных служащих, ответственных за использование и внедрение информационных технологий;

- улучшения материально-технического обеспечения органов исполнительной власти Астраханской области, включая оснащение государственных служащих вычислительной техникой, создания в органах исполнительной власти области учебных компьютерных классов, внедрения технологий дистанционного обучения;

- информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в области информационных технологий;

- создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.

Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию технологий “электронного правительства“, повышение квалификации граждан и организаций, использующих информационные технологии для взаимодействия с органами исполнительной власти.

6.6. Нормативная правовая база в сфере

использования информационных технологий

Совершенствование нормативного правового обеспечения в области использования информационных технологий в дея“ельности органов исполнительной власти Астраханской области осуществляется ежегодно в порядке, установленном для формирования плана законопроектных работ Администрации Астраханской области, на основе изменений действующей нормативной правовой базы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов.

Для обеспечения государственными органами конституционного права граждан на информацию и применения в этих целях современных информационных технологий следует завершить работу по созданию комплекса нормативных актов, гарантирующих права граждан на информацию о деятельности органов исполнительной власти области и порядке использования информационных технологий во взаимоотношениях между государством, обществом и гражданами. Необходимо нормативно закрепить правила работы с персональными данными и использование современных средств идентификации участников информационного обмена.

6.7. Защита интеллектуальной собственности

Защита интеллектуальной собственности должна обеспечить предотвращение использования не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в сфере информационных технологий, а также охрану авторских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование нелицензионного программно-технического обеспечения в составе информационных систем, применяемых в деятельности органов исполнительной власти Астраханской области, снижает качество обслуживания, уровень надежности и безопасности информационных систем.

Снижение доли не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств, используемых в деятельности органов исполнительной власти области, осуществляется на основе:

- свободного распространения прикладных систем, разработанных за счет средств областного бюджета;

- увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающего возможности лицензирования имеющихся программно-технических средств, а также их лицензионного сопровождения;

- централизации проведения закупок по суммарным заявкам органов исполнительной власти области;

- инвентаризации программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств областного бюджета в научно-исследовательских организациях;

- закупки лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

7. Управление реализацией концепции

и целевые показатели ее эффективности

Эффективная реализация концепции достигается путем регулярного приведения ее в соответствие с целями социально-экономического развития области, принимаемыми в ходе административной реформы решениями, а также результатами мониторинга использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти области.

Необходимым условием успешной реализации концепции является также публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в концепции проблемам при широком их обсуждении общественностью, научными и экспертными кругами с применением механизмов общественной экспертизы.

Государственная политика, сформулированная в концепции, нацелена на достижение измеряемых результатов и показателей эффективности.

Управление информатизацией областных органов исполнительной власти и выполнение мероприятий по реализации основных положений концепции необходимо обеспечить на уровне комитетов и департаментов при недопущении совмещения правотворческих функций, функций по созданию инфраструктуры и проектной координации.

Результатами реализации концепции станут:

- формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры органов исполнительной власти Астраханской области, обеспечение потребностей управлений, комитетов и департаментов в персональных компьютерах, серверах, периферийном оборудовании, локальных сетях, компьютеризированной телефонии, а также базовом и частично прикладном лицензионном программном обеспечении, что позволит существенно повысить эффективность работы государственных служащих, сформировать основу для дальнейшей информатизации:

- обеспечение более 90% госслужащих современными персональными компьютерами, доступа в локальную сеть, сеть Интернет;

- снижение доли используемого программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки, до 10% от общего количества установленных систем;

- интеграция ведомственных информационных систем на основе единых требований и единой телекоммуникационной сети передачи данных в рамках единого информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и взаимодействия органов исполнительной власти Астраханской области;

- подключение всех органов исполнительной власти области, а также органов местного самоуправления к интегрированной телекоммуникационной сети;

- внедрение систем электронного документооборота во всех органах исполнительной власти области, распространение более 70% всего объема документов в электронном виде;

- внедрение комплексных информационных систем во всех органах исполнительной власти;

- значительное повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала в области информационных технологий, организация прохождения более 50% всех госслужащих специальных курсов повышения квалификации;

- формирование и использование в деятельности органов исполнительной власти области основных государственных информационных ресурсов, описывающих ключевые объекты государственного управления, а также обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне;

- внедрение технологий “электронного правительства“, обеспечивающих органам исполнительной власти области возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций, предоставление через Интернет более 30% всех государственных услуг;

- обеспечение перевода не менее 20% всей открытой архивной информации в электронный вид;

- обеспечение доступа граждан через Интернет к 100-процентной открытой информации, имеющейся в электронном виде.

8. Заключительные положения

Настоящая концепция содержит основные положения и принципы единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Астраханской области, включая:

- выявление и первоочередную информатизацию приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области в соответствии с программой социально-экономического развития в целях повышения эффективности государственного управления и внедрении технологий “электронного правительства“;

- повышение эффективности и прозрачности бюджетного финансирования на информатизацию;

- создание общей телекоммуникационной инфраструктуры, системы удостоверяющих центров и среды электронного взаимодействия в рамках реализации единого информационного пространства органов исполнительной власти области;

- решение проблем повышения эффективности использования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, в том числе совершенствование методического, информационного, нормативного, правового, финансового, кадрового и других видов обеспечения;

- государственное управление процессом информатизации, включая мониторинг результатов создания единой интегрированной информационно-технологической инфраструктуры и единого информационного пространства органов исполнительной власти Астраханской области.

Основными условиями успешной реализации государственной политики в области информатизации являются:

- соответствие актуальным задачам и результатам административной реформы;

- обеспечение общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти области на основе информационных технологий;

- корректировка и модернизация областных целевых программ, содержащих мероприятия по внедрению информационных технологий в деятельность областных органов исполнительной власти, с учетом основных положений настоящей концепции;

- приоритетное использование опыта и услуг участников областного рынка информационных технологий;

- необходимость создания и развития технологий “электронного правительства“ как механизма предоставления услуг государства обществу.