Законы и бизнес в России

Постановление Государственной Думы ЯНАО от 23.02.2000 N 866 “О Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе“

Утратил силу с 9 декабря 2009 года в связи с изданием постановления Законодательного Собрания ЯНАО от 09.12.2009 N 1996.

Вступил в силу с 23 февраля 2000 года (пункт 5 данного документа).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 февраля 2000 г. N 866

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ

НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Законом ЯНАО от 03.03.2008 N 1-ЗАО изложен в новой редакции Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа. Нормы статьи 6 старой редакции Устава соответствуют нормам статьи 17 новой редакции. Нормы статьи 12 старой редакции Устава соответствуют нормам статьи 8 новой редакции. Нормы статьи 41 старой редакции Устава соответствуют нормам статьи
24 новой редакции.

Рассмотрев Концепцию развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе, на основании статей 6, 12, 41 Устава (Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе.

2. Направить Концепцию развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе губернатору автономного округа и главам муниципальных образований для использования в работе.

3. Опубликовать Концепцию развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Государственной Думы автономного округа Харючи С.Н.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Государственной Думы

автономного округа

А.В.АРТЮХОВ

Утверждена

Постановлением

Государственной Думы

Ямало - Ненецкого

автономного округа

от 23 февраля 2000 г. N 866

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Концепция развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе (в дальнейшем - автономный округ) является системой принципов и приоритетов, направленных на обеспечение самобытного социально - экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, сохранения и развития этнообразующих, этносохраняющих отраслей: оленеводства, рыболовства, охотпромысла, клеточного звероводства.

Положения настоящей Концепции распространяются на коми - зырян,
проживающих в Ямало - Ненецком автономном округе, основная часть которых ведет традиционный образ жизни и занимается традиционным хозяйствованием и промыслами.

Концепция призвана определить основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа при решении задач социально - экономического развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления российской государственности, дальнейшего развития федеративных отношений.

Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“, Устава (Основного закона) автономного округа в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, других нормативно - правовых актов Российской Федерации, автономного округа.

I. Коренные малочисленные народы Севера

в автономном округе

Автономный округ является многонациональным субъектом Российской Федерации, где совместно живут и трудятся представители разных народов. В их числе особое положение занимают коренные малочисленные народы Севера, населяющие территории традиционного проживания своих предков, которые сохраняют самобытный уклад жизни и осознают себя самобытными этническими общностями. Данные народы, являясь исторически сложившейся частью многонационального российского сообщества, выступают важнейшей составляющей внутренней политики российского государства, представляют особую “этническую ценность“, в сохранении которой заинтересовано все мировое сообщество.

Основные группы коренных малочисленных народов Севера в автономном округе - ненцы, ханты, селькупы.

Общая численность ненцев в Российской Федерации составляет 34,2 тыс. человек, в том числе в автономном округе - 22,9 тыс.,
численность ханты в Российской Федерации - 22,3 тыс. человек, в том числе в автономном округе - 7,2 тыс., численность селькупов в Российской Федерации - 3,5 тыс. человек, в том числе в автономном округе - 1,5 тыс. В округе 5746 чел. коми - зырян, корни которых связаны с ведением традиционного хозяйствования.

Этнообразующими, этносохраняющими традиционными отраслями хозяйствования для коренных малочисленных народов Севера автономного округа являются: оленеводство, рыбодобыча, охотпромысел, клеточное звероводство, изготовление национальной одежды, чумов и оборудования к ним, транспортных местных средств (нарты, упряжь и др. принадлежности).

Крупное промышленное строительство существенно изменило социально - демографическую и этническую структуру населения округа.

Основной удельный вес в структуре земель (по категориям) занимают земли, используемые для сельскохозяйственного производства предприятиями, организациями и гражданами - 49198,2 тыс. га или 62,8%. Сельскохозяйственным производством в округе занимаются 12 государственных предприятий (из них 7 совхозов), 5 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 6 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. На территории округа зарегистрировано 58 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сельскохозяйственные предприятия различной формы собственности занимаются традиционными видами хозяйствования: оленеводством, клеточным звероводством, охотпромыслом, рыбодобычей. Для этих целей земли им предоставлены на праве временного (долгосрочного) пользования из состава земельного запаса (28353,8 тыс. га) и лесного фонда (20451,1 тыс. га).

Помимо ухудшения состояния природных кормовых ресурсов в связи с перегрузкой оленьих пастбищ, выводятся из
сельскохозяйственного оборота значительные территории в результате интенсивного промышленного освоения нефтегазовых месторождений, строительства магистральных трубопроводов и других коммуникаций.

При предоставлении земель под строительство объектов фактически изымаются из сельскохозяйственного оборота площади в десятки, сотни раз превышающие установленные нормативы.

Наблюдаются факты самовольного занятия земельных участков с уничтожением и порчей оленьих пастбищ. Потеряли свое промысловое значение сотни рек и озер, за последние 30 лет сократилась на 14 млн. га площадь оленьих пастбищ.

В местах проживания коренных малочисленных народов Севера, в сельской местности, где вся экономика представлена традиционными отраслями хозяйствования, наблюдается высокий уровень безработицы.

Низкая общеобразовательная подготовка кадров не позволяет им овладевать современными процессами и обуславливает занятие рабочих мест с неквалифицированным физическим трудом, на временных сезонных работах. Как правило, молодежь останавливается на неполном среднем образовании.

Остро стоит проблема строительства и обеспечения жильем, износ жилого фонда в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера составляет в сельских районах более 50 процентов.

Остро стоят вопросы охраны здоровья.

Увеличивается число больных с неврозами, депрессиями, психопатическими заболеваниями, что влечет за собой увеличение числа суицидов. Основной причиной смертности являются болезни органов дыхания.

Сложившаяся социально - экономическая ситуация требует принятия мер по оказанию более эффективной государственной поддержки, более интенсивной правовой деятельности государственных органов власти автономного округа.

С учетом вышеизложенного формируются основные принципы, цели и задачи социально - экономического развития коренных
малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе, которые должны быть реализованы органами государственной власти и органами местного самоуправления округа через систему организационных, правовых и политических мер.

При реализации данной Концепции, разработке конкретных программ социально - экономического развития и межнационального сотрудничества нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка социальных последствий принимаемых решений.

Чрезвычайно важное значение при этом приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления округа, общественных движений, организаций коренных малочисленных народов Севера.

II. Принципы Концепции развития

коренных малочисленных народов Севера

в автономном округе

Основными принципами Концепции развития коренных малочисленных народов в автономном округе являются:

запрещение любых форм ограничения прав коренных малочисленных народов Севера по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность;

обеспечение государственной поддержки традиционных этнообразующих, этносохраняющих отраслей хозяйствования;

обеспечение максимальной адресности социальной и экономической государственной поддержки;

создание условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни, свободное развитие коренных малочисленных народов Севера;

свободный доступ к информации;

содействие развитию культур и языков коренных малочисленных народов Севера в округе, создание условий для сохранения и использования, изучения родного языка в образовательных учреждениях, в культурной и иных социально значимых сферах;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

Политика органов государственной власти автономного округа должна строится на
основе всестороннего учета и согласования интересов коренных малочисленных народов Севера.

III. Основные цели и задачи Концепции развития

коренных малочисленных народов Севера

в автономном округе

Основной целью Концепции является создание максимально благоприятных условий и гарантий сохранения традиционного образа жизни, развитие традиционных отраслей производства, этнокультурного развития, обеспечение условий традиционной среды обитания, создание максимально благоприятных социальных, экономических, политических гарантий, систематизация законодательных, иных нормативных актов по вопросам развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.

Коренные малочисленные народы Севера в автономном округе должны принимать прямое участие в управлении всеми процессами, происходящими на территории их традиционного проживания и хозяйствования, получать часть платежей за эксплуатацию недр на территории их традиционного проживания и хозяйствования.

Регулирование земельных отношений на территории автономного округа должно осуществляться с учетом особенностей практики исторического использования земель коренных малочисленных народов Севера.

Создание особых финансовых, материальных, организационных и иных условий для сохранения языка, культуры, традиций, обычаев, организации охраны здоровья.

Концепция предусматривает достижение следующих конкретных задач:

В политической и государственно - правовой сфере:

Гарантированное участие коренных малочисленных народов Севера в управлении на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

Формирование правовой базы автономного округа, обеспечивающей самобытное социально - экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Совершенствование механизма участия в работе законодательных и исполнительных органов
власти представителей коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, позволяющего им влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы.

Установление постоянных отношений с соседними субъектами Российской Федерации, в которых компактно проживают родственные коренные малочисленные народы Севера.

Проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам жизнедеятельности, культурного развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка прогнозов и моделей развития.

Разработать и рассмотреть Государственной Думой автономного округа проекты законов автономного округа:

“О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“О священных и ритуальных местах коренных малочисленных народов Севера“;

“О фонде коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа“;

“О правовом статусе оленьих пастбищ в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“Об охране оленьих пастбищ в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“О порядке определения земель традиционной хозяйственной деятельности и выделения земельных участков в их состав из отдельных категорий земель в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“Об общинах коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа“;

“О статусе национальных поселений (деревень), факторий в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“О государственной дотации предприятиям (независимо от форм собственности) агропромышленного комплекса в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“Об охоте и охотничьем хозяйстве в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“О статусе родовых угодий коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком
автономном округе“.

В социально - экономической сфере:

Реализация программ экономического развития, направленных на охрану традиционной среды обитания, развития оленеводства, рыбного хозяйства, образования, здравоохранения, социальной защиты и обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования из бюджетных и внебюджетных источников:

“Сохранение оленеводства в Ямало - Ненецком автономном округе на 2000 - 2005 годы“;

“Развитие рыбного хозяйства в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“Сохранение этноса селькупов и обеспечение трудозанятости коренных малочисленных народов Севера Красноселькупского района на 1999 - 2003 годы“.

Поощрение всех форм хозяйственной деятельности, направленной на сохранение, дальнейшее совершенствование этнокультурного, этнохозяйственного потенциала коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, в том числе общин, крестьянско - фермерских хозяйств, добиваться режима наибольшего экономического благоприятствования (льготное налогообложение, преимущественное материально - техническое обеспечение).

Включение в окружные программы и муниципальные программы развития малого предпринимательства мероприятий по поддержке национальных предприятий (льготные условия по участию в конкурсах на получение бюджетной помощи, облегченный доступ к консультационным и другим услугам).

Принятие мер по повышению уровня жизни, усилению адресности социальной поддержки населения.

Возрождение и развитие факторий по обслуживанию кочующего населения с развитой социальной инфраструктурой: медицинское, торговое, культурное обслуживание, строительство объектов жизнеобеспечения, обеспечение дровами, топливом.

Укрепление материально - технической базы сельскохозяйственных предприятий, развитие перерабатывающих мощностей по глубокой переработке сырья животного происхождения в оленеводстве и рыбодобыче на основе внедрения в сельскохозяйственное производство современной техники
и технологического оборудования; реконструкция и строительство убойных пунктов и цехов по глубокой переработке сырья, улучшение социально - бытовых условий жизни тундрового населения, рыбаков.

Решение проблемы обеспечения жильем коренных малочисленных народов Севера.

Разработка правовых основ и нормативной базы создания режима экономического благоприятствования для работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для замещения представителями коренного населения.

Обеспечение квотирования рабочих мест для коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания.

Разработка и принятие положения о статусе национального предприятия с предусмотренными для него льготными условиями хозяйствования, положения о факториях.

Достижение устойчивого экологически безопасного развития. При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, орган местного самоуправления решает вопрос о проведении референдума о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанных народов.

На территории проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в автономном округе им предоставляется приоритетное право использования пастбищ, охотничьих, рыбных угодий и других природных ресурсов.

Создание условий для системного наблюдения и укрепления здоровья коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.

Обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи проживающим в сельской местности.

Восстановление разъездных медицинских отрядов по обслуживанию кочующего населения, рыбаков, снабжение их медицинскими аптечками.

Разработка мер по снижению материнской, перинатальной и младенческой смертности, повышение качества профилактических осмотров детей, обеспечение их продуктами детского питания.

Для реализации задач в социально - экономической, культурной сферах разработать окружные программы:

“Развитие языков коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа“;

“Специфичные локальные группы коми - зырян Ямало - Ненецкого автономного округа“;

“О строительстве и обеспечении жильем лиц из числа коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа“;

“Развитие малокомплектных школ в малых населенных поселениях, факториях“;

“Программа подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе“;

“Программа занятости коренных малочисленных народов Севера в Ямало - Ненецком автономном округе“.

В духовной сфере:

Сохранение и развитие историко - культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, всей совокупности компонентов материальной и духовной культуры, распространение широкой и объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их традиционному образу жизни, дальнейшее развитие многовековых традиций.

Обеспечение условий сохранения самобытных устных и письменных языков и культур, традиций и обычаев фольклора.

Создание условий для изучения и развития родных языков (издание учебников и методической литературы, двуязычных словарей, программ и пособий по этнопедагогике и этнопсихологии на родных языках).

Создание оптимальных условий для усиления роли семьи в возрождении и передаче этнокультурных традиций, в воспитании подрастающего поколения, в сохранении языков.

Развитие интернатов семейного типа как оптимального сочетания школьного воспитания с элементами традиционного быта, традиционной семьи.

Бережное отношение к традиционным верованиям.

Обеспечение взаимодействия, деловых контактов всех ступеней учреждений образования (малокомплектная школа, средняя школа, средне - специальное, высшее учебные заведения), разработка стандарта по предметам национально - регионального компонента.

Введение в учебные планы общеобразовательных национальных школ предметов традиционных отраслей: оленеводство, рыболовство, охотоведение.

Обеспечение работы клубов, домов культуры, библиотек, издание учебной, художественной и профессиональной литературы на родных языках.

В области внешних связей:

Заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, межнациональным контактам, укреплению социально - экономических связей.

Укрепление социально - экономических, научно - образовательных, информационных связей с коренными народами, проживающими за пределами Ямало - Ненецкого автономного округа, а также с другими народами.

Разработка совместно с другими субъектами Российской Федерации мероприятий, позволяющих выработать единый подход в осуществлении этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера.

IV. Совершенствование федеративных отношений

как условие дальнейшего развития коренных

малочисленных народов Севера автономного округа

Задачи совершенствования федеративных отношений и развития автономного округа реализуются в результате:

оптимизации федеративного устройства, повышения самостоятельности и ответственности субъекта Российской Федерации автономного округа перед своим населением за реализацию воли народов, повышения роли автономного округа в сохранении единства и целостности Российской Федерации;

органы государственной власти автономного округа создают условия для участия коренных малочисленных народов Севера в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления;

защиты и обеспечения интересов населения округа в целом путем совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа;

дальнейшей разработки и принятия законов, закрепляющих взаимные права, обязанности, ответственность, разграничение предметов ведения Российской Федерации и автономного округа;

последовательного взаимодействия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, общественной организации “Ямал - потомкам!“ в реализации экономической, финансовой, социальной, культурной и национальной политики.

В целях обеспечения реализации на практике специфических интересов автономного округа, сохранения единства его правового, экономического, культурного, информационного и этнокультурного пространства необходим постоянный и равноправный диалог федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономного округа и общественной организации “Ямал - потомкам!“.

V. Основные направления целевых программ

социально - экономического развития коренных

малочисленных народов Севера автономного округа

Ямало - Ненецкий автономный округ при реализации государственной концепции использует программно - целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений коренных малочисленных народов Севера в достижении общей цели, учета, удовлетворения социально - культурных запросов, улучшения уровня их жизни, в обеспечении межнационального согласия и предотвращения обособления народов по этническим признакам.

Основными направлениями Концепции являются разработка и реализация на окружном и местном уровнях программ политико - правового, социально - экономического, культурного, духовно - нравственного развития коренных малочисленных народов Севера и сотрудничества населения автономного округа.

В основу таких программ должна быть положена научно обоснованная система мер, направленных на сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, культур, языков, традиций коренных малочисленных народов Севера, раскрытие их созидательного, творческого потенциала, расширение сотрудничества и взаимообогащение граждан всех национальностей, создание в обществе климата межнационального мира, согласия и созидания.

Основополагающим требованием к программам социально - экономического, культурного развития является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к национальным ценностям и институтам развития культур.

Программы социально - экономического развития и межнационального сотрудничества коренных малочисленных народов Севера призваны:

обеспечивать развитие традиционных форм хозяйствования, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера;

учитывать проблемы культурно - языкового развития;

расширять сферу использования языков, способствовать развитию общественного многоязычия при интегрирующей роли русского языка;

содействовать сохранению и развитию языков и культуры, используя их в системе дошкольного воспитания, в сфере образования;

отражать меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, совершенствованию системы образования на языках коренных малочисленных народов Севера, поддержке обучения языкам других народов, компактно проживающих в округе;

использовать средства массовой информации в целях пропаганды взаимодействия материальных и духовных ценностей, воспитания культуры межнационального общения, воспитания молодежи и детей в духе межнационального мира и сотрудничества, принадлежности к единому многонациональному народу России, формирования чувства патриотизма и интернационализма на основе общности исторических судеб и общих задач возрождения Отечества;

оказывать поддержку научным исследованиям истории, культуры и современного состояния коренных малочисленных народов Севера, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межъязыкового общения, публикации словарей, лингвистических энциклопедий, фольклорных текстов и памятников словесности, монографий с привлечением научных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.

VI. Механизмы реализации Концепции

развития коренных малочисленных народов Севера

в автономном округе

Важнейшим ориентиром при определении механизмов реализации Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе является осуществление политики государственного протекционизма федерального и окружного уровней, проводимой через принятие и реализацию целевых программ, законодательных актов, других нормативных актов.

Механизмы реализации Концепции предусматривают:

формирование единой системы реализации Концепции как на уровне органов государственной власти автономного округа, так и на уровне местного самоуправления с учетом опыта международных организаций по возрождению развития коренных народов;

координацию работы и контроль за реализацией законов федерального и окружного уровней, других правовых актов, целевых программ, касающихся социально - экономического и культурного развития коренных народов Севера;

осуществление экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение коренных малочисленных народов Севера;

осуществление информационного обеспечения основных направлений Концепции в отношении коренных малочисленных народов Севера, освещение их проблем в средствах массовой информации и распространение объективных знаний об их истории и культуре;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и работников муниципальных образований из числа коренных малочисленных народов Севера;

осуществление государственной поддержки культурных, спортивных, молодежных объединений, детских организаций, содействие их развитию;

поддержка общин и других форм хозяйствования как развивающихся структурных образований, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни, духовное развитие;

обеспечение изучения экономических, демографических, правовых, социально - психологических проблем коренных малочисленных народов Севера. Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований;

совершенствование социальной, экономической, демографической статистики, характеризующей положение коренных малочисленных народов Севера.

В ходе реализации Концепции развития коренных малочисленных народов Севера необходимы дальнейшая разработка и принятие законов и нормативных актов в соответствии с целями и задачами данной Концепции и с учетом новых реалий.

Для реализации государственной концепции органы государственной власти округа предусматривают в бюджете ассигнования по реализации целевых программ социально - экономического развития и межнационального сотворчества народов, учитывают потребности в формировании и расходовании фондов развития.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ социально - экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера.

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к решению проблем сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера в новом тысячелетии, в XXI веке.