Законы и бизнес в России

Закон ЯНАО от 20.12.1999 N 51-ЗАО (ред. от 13.10.2003) “О социальном партнерстве в Ямало-Ненецком автономном округе“ (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 15.12.1999)

Утратил силу в связи с принятием Закона ЯНАО от 22.06.2007 N 78-ЗАО, вступающего в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

20 декабря 1999 года N 51-ЗАО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ямало-Ненецкий автономный округ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного

округа 15 декабря 1999 года

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает правовую основу для развития социального партнерства на территории автономного округа в целях обеспечения многоуровневого договорного регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических
интересов участников трудовых отношений.

2. Действие Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, а также на органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 2. Основные понятия

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления, направленная на обсуждение, выработку и принятие решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Система социального партнерства автономного округа - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Органы социального партнерства - комиссии по регулированию социально-трудовых отношений между сторонами социального партнерства в автономном округе.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

абзац исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

абзац исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

Стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Закона ЯНАО
от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Представители работников в социальном партнерстве - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их во взаимоотношениях с работодателем.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Представители работодателей - руководители организаций или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организаций и локальными нормативными актами.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Представители органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления - должностные или иные лица, уполномоченные в установленном порядке представлять эти органы.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

1) уважение и учет интересов сторон;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3) содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

4) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

(пункт 4 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5) полномочность представителей сторон;

(пункт 5 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

6) полнота представительства сторон;

7) равноправие
сторон и доверие в отношениях;

8) невмешательство в дела друг друга;

9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу труда;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

10) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

(пункт 10 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

11) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу труда;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

12) реальность принимаемых на себя сторонами обязательств;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

13) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

(пункт 13 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

14) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

(пункт 14 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

15) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

16) соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 4. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.

2. Стороны социального партнерства при проведении переговоров, разработке и
заключении соглашений и коллективных договоров руководствуются также соглашениями, заключенными на федеральном уровне, региональными соглашениями, окружными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными, территориальными и иными соглашениями, коллективными договорами.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 5. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства в автономном округе являются:

1) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

2) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

3) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

4) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

Статья 6. Формы социального партнерства

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организациями;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Глава II

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

По вопросу, касающемуся формирования и деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ямало-Ненецкого автономного округа см. Положение, утвержденное Постановлением Губернатора ЯНАО от 17.10.2003 N 404.

Статья 7. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - окружная трехсторонняя комиссия):

1) формируется
органами исполнительной власти автономного округа, окружными объединениями профсоюзов, окружными объединениями работодателей из равного числа представителей каждой из сторон, уполномоченных нормативным правовым актом губернатора автономного округа (со стороны органов исполнительной власти автономного округа), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в автономном округе (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений работодателей, действующих в автономном округе (со стороны работодателей);

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2) Положение об окружной трехсторонней комиссии и ее координатор утверждается нормативным правовым актом губернатора автономного округа.

2. В полномочия окружной трехсторонней комиссии входит:

1) сотрудничество в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в автономном округе, регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта регионального трехстороннего соглашения;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений, заключаемых на территории автономного округа;

3) разработка через создаваемые отраслевые рабочие группы проектов окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних соглашений;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

4) принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти автономного округа, профсоюзами, работодателями, их объединениями, действующими на территории автономного округа;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5) осуществление контроля за выполнением условий регионального трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних соглашений, территориальных
соглашений, а также коллективных договоров, заключаемых на территории автономного округа, и соглашений вышестоящего уровня;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

6) внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

7) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых на территории автономного округа;

8) выступление с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти автономного округа нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

9) обсуждение проектов законов автономного округа, иных нормативных правовых актов автономного округа, принимаемых по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы окружной трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. В муниципальных образованиях автономного округа могут создаваться территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Территориальная трехсторонняя комиссия обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений на территории муниципального образования автономного округа, подготовку проекта территориального трехстороннего соглашения, его заключение и контроль за его выполнением.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. Положение о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее состав и координатора комиссии по согласованию с представителями сторон работников и работодателей утверждает представительный орган местного самоуправления.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N
46-ЗАО)

Статья 9. Другие органы социального партнерства в автономном округе

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в автономном округе.

Глава III

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 10. Виды соглашений

1. В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений на территории автономного округа заключаются региональные, окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные и иные соглашения.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2. В зависимости от числа сторон социального партнерства заключаются двусторонние и трехсторонние соглашения.

3. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются с обязательным участием представителей органов исполнительной власти автономного округа, органа местного самоуправления.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 11. Региональное трехстороннее соглашение

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1. Региональное трехстороннее соглашение:

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1) устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и реализации государственных социальных гарантий на территории автономного округа;

2) заключается между органами исполнительной власти автономного округа, объединениями профсоюзов автономного округа, объединениями работодателей автономного округа;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3) разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках работы окружной трехсторонней комиссии;

4) распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти автономного
округа, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2. Условия, содержащиеся в региональном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями на соответствующий период.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. Условия, содержащиеся в региональном трехстороннем соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, при рассмотрении и принятии окружного бюджета.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении регионального трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются окружной трехсторонней комиссией.

(пункт 5 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

6. Исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

6. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

7. Порядок опубликования соглашения определяется сторонами соглашения.

(пункт 7 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

8. Исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

8. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не
может превышать трех лет.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 12. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные трехсторонние соглашения

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные трехсторонние соглашения:

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1) определяют общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей) и работникам определенных профессий;

(подпункт 1 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2) заключаются между органами исполнительной власти автономного округа, окружными отраслевыми объединениями профсоюзов, соответствующими окружными объединениями работодателей;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3) разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках работы отраслевых рабочих групп окружной трехсторонней комиссии;

4) распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной власти автономного округа, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени;

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5) исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

2. Условия, содержащиеся в окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, федеральными соглашениями, региональным трехсторонним соглашением на соответствующий период.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. Окружные отраслевые (межотраслевые) тарифные трехсторонние соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов автономного округа и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении окружных отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних соглашений производится в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются окружной трехсторонней комиссией.

(пункт 5 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

6. Исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

6. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

7. Представитель органа исполнительной власти автономного округа, подписавший соглашения, имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении окружного отраслевого (межотраслевого) тарифного трехстороннего соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.

(пункт 7 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

8. Исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

8. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 13. Территориальные трехсторонние соглашения

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1. Территориальные трехсторонние соглашения:

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

1) устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования автономного округа;

(подпункт 1 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

2) заключаются между органами местного самоуправления, территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей;

3) разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках работы территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

4) распространяются на работников, работодателей, органы местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени;

5) исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

2. Территориальные трехсторонние соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, федеральными соглашениями, региональным трехсторонним, окружными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными трехсторонними соглашениями.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. Условия, содержащиеся в территориальных трехсторонних соглашениях, учитываются при принятии нормативных правовых актов органами местного самоуправления.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении территориальных трехсторонних соглашений производится в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

5. Порядок, сроки разработки проекта территориального трехстороннего соглашения и его заключения определяются территориальной трехсторонней комиссией.

(пункт 5 в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

6. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

7. Подписавший соглашение представитель органа местного самоуправления имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

8. Исключен. - Закон ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО.

8. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 14. Изменения и дополнения соглашения

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Изменения и дополнения соглашения производятся в порядке, предусмотренном для заключения соглашения.

Статья 15. Распространение действия соглашения

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.

Статья 16. Присоединение к соглашениям

Организации профсоюзов (их объединения) автономного округа, организации работодателей (их объединения) автономного округа, не участвовавшие в подготовке и заключении регионального трехстороннего соглашения, отраслевых (межотраслевых) тарифных трехсторонних, территориальных трехсторонних соглашений, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Решение о присоединении к соглашению нового участника принимает соответствующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура присоединения определяется комиссиями самостоятельно.

Статья 17. Финансирование работ по подготовке и заключению соглашения

Финансирование работ по подготовке и заключению соглашения стороны осуществляют на паритетных началах либо по договоренности сторон.

Статья 18. Коллективный договор

Право на ведение переговоров по заключению коллективного договора, порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура, действие и контроль за выполнением, изменение и дополнение осуществляются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Статья 19. Порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Глава IV

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 20. Ведение коллективных переговоров

1. Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению соглашений и коллективных договоров, заключаемых на территории автономного округа, вправе выступить любая сторона.

3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

Статья 21. Получение информации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 22. Посещение организаций

Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в установленном порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, коллективного договора.

Статья 23. Взаимные консультации

1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон.

2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее чем через семь дней после поступления от нее письменного уведомления.

Статья 24. Выполнение решений по вопросам коллективных договоров и соглашений, рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать в установленных соглашениях, коллективных договорах сроки, планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

Глава V

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 25. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

1. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.

В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить органы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом социального партнерства в порядке, определяемом положением об этом органе, и оформляется протоколом.

(в ред. Закона ЯНАО от 13.10.2003 N 46-ЗАО)

3. По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

4. Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.

5. Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Статья 26. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования в официальных окружных средствах массовой информации.

Губернатор

автономного округа

Ю.В.НЕЕЛОВ

г. Салехард

20 декабря 1999 года

N 51-ЗАО