Законы и бизнес в России

Постановление Астраханского областного Представительного Собрания от 10.04.1997 N 69 “О Программе государственной поддержки реформ местного самоуправления в Астраханской области на 1997 год“

АСТРАХАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 1997 г. N 69

О ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕФОРМ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 1997 ГОД

Рассмотрев проект Программы государственной поддержки реформ местного самоуправления в Астраханской области на 1997 год, представленный Администрацией области, и рекомендацию постоянной комиссии по вопросам взаимодействия с местным самоуправлением, федеральными органами, законности, правопорядку и нормотворчеству, областное Представительное Собрание постановило:

1. Принять Программу государственной поддержки реформ местного самоуправления в Астраханской области на 1997 год.

2. Рекомендовать Администрации области:

- рассмотреть возможность участия в эксперименте по отработке финансово - экономических и организационных основ местного самоуправления одного из районов города Астрахани (по согласованию с мэром города Астрахани);

- определить в качестве
ответственных исполнителей указанной Программы соответствующие структурные подразделения Администрации области.

Заместитель председателя

областного Представительного Собрания

Я.Я.ВИНОКУРОВ

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД

Введение

К началу 1997 года завершился первый этап реформы местного самоуправления в Астраханской области. Основным итогом этого этапа явилось формирование организационных основ местного самоуправления в области: принято 5 основных законов области по вопросам местного самоуправления, приняты и зарегистрированы уставы муниципальных образований. На основе законов области и уставов в муниципальных образованиях области проведены выборы и сформированы органы местного самоуправления.

Однако становлению местного самоуправления препятствует нерешенность ряда проблем, в первую очередь экономических и финансовых, что существенно затрудняет и замедляет ход реформы местного самоуправления.

Экономические проблемы: несоответствие финансовых и материальных ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям, особенно в части содержания объектов социально - культурного назначения; утрата большого числа социально значимых объектов собственности в результате приватизации; незавершенность формирования муниципальной собственности, в том числе муниципальных земель.

Финансовые проблемы: существенная степень централизации финансовых ресурсов; отсутствие средств как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти.

Важной особенностью современной реформы местного самоуправления является то, что становление местного самоуправления осуществляется в условиях недостаточности научной разработки данной проблемы. В этой связи чрезвычайно важной является организация работы по анализу текущей деятельности, местного самоуправления, разработке и реализации на его основе научно - методических рекомендаций, а также продолжение экспериментальной отработки норм и принципов организации и деятельности реального местного самоуправления.

К основным характерным особенностям современного состояния реформы местного самоуправления в области следует также отнести:

незавершенность формирования правовой основы местного самоуправления как на федеральном уровне, так и на уровне области;

несовершенство (противоречивость и неоднозначность)
существующей правовой основы, в первую очередь на федеральном уровне;

различная степень готовности муниципальных образований области (в силу как объективных, так и субъективных факторов) к переходу на элементы самоуправления;

проблемы, возникающие во взаимоотношениях район - внутрирайонное муниципальное образование, связанные с противоречиями между изменившимся юридическим статусом сельсоветов, поселков, сел и сохранившимися традициями распределительной системы на уровне районов области.

Сложившаяся ситуация требует определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти в сфере становления и развития местного самоуправления.

Практика других регионов показывает, что наиболее эффективной формой получения и распространения прогрессивного опыта при осуществлении реформы местного самоуправления является эксперимент по отработке моделей организации местного самоуправления.

В ходе эксперимента выявляются пробелы и противоречия в законодательстве, определяются оптимальные организационные формы, уточняется компетенция местного самоуправления, вырабатываются механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, совершенствуются механизмы самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, основная задача современного этапа реформы заключается в том, чтобы определить оптимальные условия и способы перехода от государственного распределительного управления на местном уровне к реальному самоуправлению. С экономической точки зрения, введение института местного самоуправления дает возможность подключить к решению экономических проблем региона не только областные и районные уровни власти, но и органы местного самоуправления сельсоветов, поселков, сел, а через них - население области.

1. Цель, основные направления и задачи Программы

Целью Программы является отработка правовых, организационных, экономических и финансовых механизмов обеспечения становления местного самоуправления в области.

Основные направления государственной поддержки местного самоуправления на втором этапе:

формирование собственной компетенции органов местного самоуправления;

создание финансово - экономической основы местного самоуправления;

формирование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти;

организационно - методическая поддержка местного
самоуправления и оптимизация системы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;

отработка эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления;

содействие в координации усилий муниципальных образований с целью ускорения процессов становления и развития местного самоуправления, в том числе путем добровольного объединения муниципальных образований в союзы и ассоциации.

Для реализации этих направлений государственной поддержки местного самоуправления необходимо выполнить следующие основные задачи:

1. Обеспечить правовую основу 2-го этапа реформы местного самоуправления.

2. Отработать способы и методы взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления на принципах, закрепленных в федеральном и областном законодательстве.

3. Отработать модели экономического развития внутрирайонных муниципальных образований и их экономического взаимодействия с районными и другими муниципальными образованиями области.

4. Организовать систематическое оказание методической, информационной и юридической помощи органам местного самоуправления, разработку модельных правовых актов для органов местного самоуправления.

5. Отработать методы и формы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в новых условиях. Отработать оптимальные модели взаимодействия звеньев: область - район - сельсовет (на базе 2 - 3 районов области).

7. Оптимизировать государственный контроль за деятельностью местного самоуправления.

8. Оптимизировать перечни полномочий и объектов собственности, передаваемых органами государственной власти области органам местного самоуправления.

9. Оптимизировать разграничение предметов ведения, муниципальной собственности и источников доходов между районами и сельсоветами в соответствии с законодательством (в зависимости от степени готовности муниципальных образований к переходу на элементы местного самоуправления).

10. Организовать обмен положительным опытом ( в т.ч. и с другими регионами России).

11. Обеспечить внедрение накопленного опыта по созданию реального местного самоуправления.

12. Обеспечить через средства массовой информации пропаганду идей местного самоуправления.

Использовать для реализации этих целей Совет по местному
самоуправлению при главе администрации области, ассоциации муниципальных образований, других форм взаимодействия и координации.

2. Формы и методы осуществления Программы

В целях реализации Программы осуществляются:

разработка проектов областных законов по вопросам формирования финансово - экономической основы местного самоуправления;

использование опыта, накопленного Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям, другими федеральными структурами, а также опыта других регионов России;

отслеживание тенденций развития федерального законодательства по вопросам местного самоуправления, содержания проектов законов, связанным с вопросами местного самоуправления через сотрудничество с федеральными органами власти (Комитетом Госдумы по вопросам местного самоуправления, Миннацем РФ, Администрацией Президента РФ) с целью избежания несоответствия областных правовых норм (в том числе и временных) законодательству РФ;

проведение эксперимента в ряде муниципальных образований области по отработке финансово - экономических основ местного самоуправления;

осуществление координации деятельности органов государственной власти в сфере становления и развития местного самоуправления;

разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления районов и внутрирайонных муниципальных образований по вопросам межбюджетных отношений, формирования и разграничения муниципальной собственности, уточнению компетенции органов местного самоуправления, организации взаимодействия органов местного самоуправления районов и внутрирайонных муниципальных образований;

реформирование системы подготовки кадров для муниципальной службы;

создание системы информационного обеспечения органов местного самоуправления;

оказание научно - методической и юридической помощи органам местного самоуправления по вопросам финансово - хозяйственной деятельности;

расширение эксперимента по отработке самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности муниципальных образований;

содействие созданию и деятельности региональных союзов и ассоциаций муниципальных образований.

3. Формирование правовой основы

местного самоуправления

Для дальнейшего формирования правовой основы местного самоуправления органам государственной власти области необходимо принять следующие правовые акты:

----------------------------T--------------T----------T---------¬

¦Наименование правового акта¦Ответственные ¦ Срок ¦ Срок ¦

¦ ¦исполнители ¦исполнения¦принятия ¦

+---------------------------+--------------+----------+---------+

¦1. О местных референдумах в¦Управление по ¦ январь ¦2 квартал¦

¦ Астраханской области ¦вопросам мес- ¦ ¦ ¦

¦ ¦тного самоуп- ¦ ¦ ¦

¦ ¦равления ¦ ¦ ¦

¦ ¦(УМС) ¦ ¦ ¦

¦2. О муниципальной службе в¦УМС ¦ февраль ¦2 квартал¦

¦ Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. О порядке наделения ор-¦УМС ¦ март ¦2 квартал¦

¦ ганов местного самоуп-¦ ¦ ¦ ¦

¦ равления отдельными пол-¦ ¦ ¦ ¦

¦ номочиями органов госу-¦ ¦ ¦ ¦

¦ дарственной власти ¦ ¦ ¦ ¦

¦4. О формировании, управле-¦УМС ¦ март ¦2 квартал¦

¦ нии и распоряжении муни-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ципальной собственностью¦ ¦ ¦ ¦

¦ в Астраханской области¦ ¦ ¦ ¦

¦5. О разграничении предме-¦УМС ¦ март ¦2 квартал¦

¦ тов ведения между рай-¦ ¦ ¦ ¦

¦ онными и внутрирайонны-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ми муниципальными обра-¦ ¦ ¦ ¦

¦ зованиями области ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. Реестр муниципальных об-¦УМС, ¦ апрель ¦3 квартал¦

¦ разований Астраханской ¦облкомзем ¦ ¦ ¦

¦ области (утверждение ¦ ¦ ¦ ¦

¦ границ муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ образований) ¦ ¦ ¦ ¦

¦7. О внесении изменений в ¦УМС, ¦ апрель ¦2 квартал¦

¦ Закон Астраханской об- ¦аппарат ОПС, ¦ ¦ ¦

¦ ласти “Об основах бюд- ¦финуправление ¦ ¦ ¦

¦ жетного устройства и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ бюджетного процесса в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Астраханской области“ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------------+--------------+----------+----------

4. Взаимодействие с федеральными органами

государственной власти

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти осуществляется через следующие мероприятия:

---T------------------------------------T-------------T----------¬

¦ ¦ Наименование мероприятия ¦Ответственный¦ Срок ¦

¦ ¦ ¦исполнитель ¦исполнения¦

+--+------------------------------------+-------------+----------+

¦1.¦Подготовка и заключение Соглашения о¦ УМС ¦ март ¦

¦ ¦сотрудничестве с Министерством по¦ ¦ ¦

¦ ¦делам национальностей и региональных¦ ¦ ¦

¦ ¦отношений и отдельных соглашений к¦ ¦ ¦

¦ ¦нему, предусматривающих обмен¦ ¦ ¦

¦ ¦информацией и организационно-¦ ¦ ¦

¦ ¦методическую помощь в вопросах¦ ¦ ¦

¦ ¦формирования правовой базы и¦ ¦ ¦

¦ ¦отработки финансово-экономических¦ ¦ ¦

¦ ¦основ местного самоуправления в¦ ¦ ¦

¦ ¦области ¦ ¦ ¦

¦2.¦Получение оперативной информации от¦ УМС, ¦ Постоянно¦

¦ ¦Комитета Государственной Думы¦ аппарат ОПС¦ ¦

¦ ¦Федерального Собрания Российской Фе-¦ ¦ ¦

¦ ¦дерации, Администрации¦ ¦ ¦

¦ ¦Президента РФ, Совета по местному¦ ¦ ¦

¦ ¦самоуправлению при Президенте РФ о¦ ¦ ¦

¦ ¦проектах законодательных актов РФ и¦ ¦ ¦

¦ ¦субъектов РФ по вопросам местного¦ ¦ ¦

¦ ¦самоуправления ¦ ¦ ¦

¦3.¦Организация участия наиболее¦ УМС ¦По графику¦

¦ ¦компетентных представителей¦ ¦ ¦

¦ ¦федеральных органов власти в¦ ¦ ¦

¦ ¦проведении семинаров по вопросам¦ ¦ ¦

¦ ¦становления местного самоуправления¦ ¦ ¦

¦ ¦в муниципальных образованиях области¦ ¦ ¦

¦4.¦Организация участия представителей¦ УМС ¦По поступ-¦

¦ ¦муниципальных образований области во¦ ¦ лению ¦

¦ ¦всероссийских и региональных¦ ¦информации¦

¦ ¦совещаниях, семинарах по проблемам¦ ¦ ¦

¦ ¦местного самоуправления ¦ ¦ ¦

L--+------------------------------------+-------------+-----------

5. Проведение экспериментов по отработке

финансово - экономических и организационных основ

местного самоуправления

В качестве базы эксперимента по отработке моделей взаимодействия: государственная власть области - органы местного самоуправления района - органы местного самоуправления внутрирайонных муниципальных образований предлагается принять в качестве основных 2 - 3 района области (по согласованию с ними). Предлагается также проведение эксперимента и в иных внутрирайонных муниципальных образований. Критерием участия в эксперименте является наличие аргументированных предложений от муниципальных образований. Целями эксперимента являются:

отработка способов и методов взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления на принципах, закрепленных в федеральном и областном законодательствах;

отработка моделей экономического развития внутрирайонных муниципальных образований и их экономического взаимодействия с районными и другими муниципальными образованиями области;

отработка способов увеличения собственных доходных источников муниципальных образований и повышения собираемости налогов и сборов;

отработка оптимальных моделей взаимодействия звеньев: область - район - сельсовет;

оптимизация государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;

оптимизация перечней полномочий и объектов собственности, передаваемых органами государственной власти области органам местного самоуправления;

оптимизация разграничения предметов ведения, муниципальной собственности и источников доходов между муниципальными образованиями - районами области и внутрирайонными муниципальными образованиями.

К проведению экспериментов предлагается привлечь специалистов Миннаца РФ и Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ.

Проведение эксперимента по отработке финансово-экономических основ местного самоуправления включает в себя следующие мероприятия:

----T----------------------------------T-------------T----------¬

¦ ¦Наименование мероприятия ¦Ответственный¦Срок ¦

¦ ¦ ¦исполнитель ¦исполнения¦

+---+----------------------------------+-------------+----------+

¦ 1.¦Проведение совещаний в районах¦Администрации¦ февраль- ¦

¦ ¦области по проблемам становления¦районов, УМС ¦ май ¦

¦ ¦местного самоуправления и¦ ¦ ¦

¦ ¦экономического развития¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальных образований ¦ ¦ ¦

¦ 2.¦Разработка проектов модельных¦ УМС ¦ март ¦

¦ ¦уставов унитарных муниципальных¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий (для сельсоветов) и¦ ¦ ¦

¦ ¦методических рекомендаций по их¦ ¦ ¦

¦ ¦организации ¦ ¦ ¦

¦ 3.¦Организации помощи муниципальным¦ УМС ¦по обраще-¦

¦ ¦образованиям в разработке учреди-¦ ¦ниям муни-¦

¦ ¦тельных документов унитарных¦ ¦ципальных ¦

¦ ¦муниципальных предприятий ¦ ¦образова ¦

¦ ¦ ¦ ¦ний ¦

¦ 4.¦Организация разработки проектов¦ УМС ¦по мере¦

¦ ¦нормативно-правовых актов органов¦ ¦необходи- ¦

¦ ¦государственной власти области и¦ ¦мости ¦

¦ ¦органов местного самоуправления,¦ ¦ ¦

¦ ¦стимулирующих увеличение доходных¦ ¦ ¦

¦ ¦источников и экономической базы¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальных образований ¦ ¦ ¦

¦ 5.¦Разработка модельных документов по¦ УМС, админис¦ апрель ¦

¦ ¦по разграничению предметов веде-¦ рации Нари-¦ ¦

¦ ¦ния, муниципальной собственности и¦ мановского, ¦ ¦

¦ ¦доходных источников между районами¦ Красноярско-¦ ¦

¦ ¦области и внутрирайонными муници-¦яго и Волода-¦ ¦

¦ ¦пальными образованиями (на базе¦ рского райо-¦ ¦

¦ ¦3 - 5 внутрирайонных муниципальных¦ нов ¦ ¦

¦ ¦образований) ¦ ¦ ¦

¦ 6.¦Анализ и разработка рекомендаций¦ УМС ¦ май ¦

¦ ¦по оформлению документов о¦ ¦ ¦

¦ ¦разграничении предметов ведения,¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальной собственности и¦ ¦ ¦

¦ ¦доходных источников между районом¦ ¦ ¦

¦ ¦и внутрирайонными муниципальными¦ ¦ ¦

¦ ¦образованиями. Рассылка¦ ¦ ¦

¦ ¦рекомендаций ¦ ¦ ¦

¦ 7.¦Проведение семинаров по вопросам¦ администра- ¦ май-июль¦

¦ ¦оформления разграничения предметов¦ ции районо¦ ¦

¦ ¦ведения, муниципальной¦ области, УМС¦ ¦

¦ ¦собственности и доходных¦ ¦ ¦

¦ ¦источников между районами области¦ ¦ ¦

¦ ¦и внутрирайонными муниципальными¦ ¦ ¦

¦ ¦образованиями ¦ ¦ ¦

¦ 8.¦Оказание помощи муниципальным¦ УМС ¦по обраще-¦

¦ ¦образованиям по оформлению¦ ¦ниям муни-¦

¦ ¦документов о разграничении¦ ¦ципальных ¦

¦ ¦предметов ведения, муниципальной¦ ¦образова- ¦

¦ ¦собственности и доходных¦ ¦ний ¦

¦ ¦источников между районами области¦ ¦ ¦

¦ ¦и внутрирайонными муниципальными¦ ¦ ¦

¦ ¦образованиями ¦ ¦ ¦

¦ 9.¦Разработка модельных документов по¦ УМС, органы ¦ апрель ¦

¦ ¦наделению органов местного самоу-¦ местного са-¦ ¦

¦ ¦правления отдельными полномочиями¦ моуправления¦ ¦

¦ ¦органов государственной власти¦Наримановско.¦ ¦

¦ ¦области ¦Красноярского¦ ¦

¦ ¦ ¦ Володарского¦ ¦

¦ ¦ ¦ Приволжского¦ ¦

¦ ¦ ¦ районов ¦ ¦

¦10.¦Анализ и разработка рекомендаций¦ УМС ¦ май ¦

¦ ¦по оформлению документов о¦ ¦ ¦

¦ ¦передаче государственных¦ ¦ ¦

¦ ¦полномочий органам местного¦ ¦ ¦

¦ ¦самоуправления органами¦ ¦ ¦

¦ ¦государственной власти области.¦ ¦ ¦

¦ ¦Рассылка рекомендаций ¦ ¦ ¦

¦11.¦Проведение семинаров по оформлению¦ УМС, админис¦ май-июль¦

¦ ¦документов о передаче¦ рации райо-¦ ¦

¦ ¦государственных полномочий органам¦ нов ¦ ¦

¦ ¦местного самоуправления органами¦ ¦ ¦

¦ ¦государственной власти области ¦ ¦ ¦

¦12.¦Оказание помощи муниципальным¦ УМС ¦ по обра- ¦

¦ ¦образованием по оформлению¦ ¦ щениям ¦

¦ ¦документов о передаче¦ ¦ муници- ¦

¦ ¦государственных полномочий органам¦ ¦ пальных ¦

¦ ¦местного самоуправления органами¦ ¦ образо- ¦

¦ ¦государственной власти области ¦ ¦ ваний ¦

¦13.¦Организация обмена опытом по¦ УМС ¦ по ¦

¦ ¦экономическому развитию¦ ¦ графику ¦

¦ ¦внутрирайонных муниципальных¦ ¦ ¦

¦ ¦образований ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+-------------+-----------

6. Организационно - методическая и

информационная поддержка местного самоуправления

Этап начала становления местного самоуправления в области требует от органов государственной власти области активных мер по организационно - методической и информационной поддержке органов местного самоуправления. К таким мерам Программа относит:

разработку органами государственной власти области модельных правовых актов для органов местного самоуправления и методических рекомендаций;

оказание консультационной научно - методической и юридической помощи;

проведение комплексных консультаций с выездом на места;

организация взаимодействия между структурными подразделениями государственных органов власти и органами местного самоуправления;

организация выездных семинаров по обмену опытом (в т.ч. с приглашением специалистов из федеральных органов власти и других субъектов Федерации);

участие представителей органов местного самоуправления во всероссийских и иных конференциях, семинарах по проблемам местного самоуправления;

создание совместных консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянных, действующих как по общим проблемам, так и по целевым направлениям;

обеспечение представительным органам местного самоуправления активного использования права законодательной инициативы через своевременное информирование о разработанных проектах законов, планами работ областного Представительного Собрания и т.д.;

организация обмена опытом между муниципальными образованиями области, в том числе через средства массовой информации;

выпуск или приобретение методической литературы для органов местного самоуправления;

пропаганда основных идей местного самоуправления перед населением области;

организация обмена информацией (в том числе и через средства массовой информации) между муниципальными образованиями области.

Мероприятия по организационно - методической информационной поддержке органов местного самоуправления проводятся по графикам, утвержденным управлением по вопросам местного самоуправления администрации области и согласованными с заинтересованными организациями.

7. Совершенствование системы и переподготовки кадров

В области подготовки и переподготовки кадров программа предусматривает:

проведение мониторинга кадровой ситуации, диагностики кадров с целью определения содержания, направлений и характера подготовки муниципальных служащих;

систематизацию процесса обучения по срокам и направлениям процесса организации муниципального образования;

активизацию методов обучения служащих, применение модульных обучающих программ и управленческих тренингов, отработку управленческих технологий;

привлечение ведущих экспертов и научных специалистов к разработке и реализации обучающих программ, проведение кадрового аудита;

взаимодействие с ведущими учебными заведениями в Российской Федерации и Астраханской области по вопросам подготовки муниципальных служащих и отработки программ их переподготовки в учебном центре администрации области;

приглашение для проведения занятий в областном учебном центре ведущих специалистов по направлениям подготовки, в том числе из других регионов России;

отработка форм взаимодействия областного учебного центра с аналогичными федеральными структурами и структурами подготовки кадров других регионов России;

создание научной и информационно - аналитической базы профессиональной подготовки кадров, подготовка и приобретение методических материалов для высокоэффективной профессиональной подготовки служащих.

Подготовка и переподготовка муниципальных служащих проводятся по графикам, согласованным с управлением по вопросам местного самоуправления администрации области.

8. Основные исполнители Программы

Основными исполнителями Программы выступают:

администрация области;

областное Представительное Собрание;

органы и должностные лица местного самоуправления.

Консультативным органом при выполнении Программы является Совет по местному самоуправлению при главе администрации области.

К выполнению Программы привлекаются также Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям в соответствии с федеративным отношением в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, а также другие федеральные органы (по согласованию).

По согласованию к выполнению Программы могут привлекаться ассоциации муниципальных образований, представители общественных организаций, занимающиеся вопросами местного самоуправления.

Координация и контроль за исполнением настоящей Программы возлагаются на управление по вопросам местного самоуправления администрации области.

По согласованию с заинтересованными исполнителями управление по вопросам местного самоуправления администрации области вправе вносить изменения и уточнения в содержание и сроки реализации программных мероприятий по предложениям органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

9. Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется из:

средств областного бюджета;

консолидированных средств органов местного самоуправления;

средств ассоциаций муниципальных образований (по

согласованию).