Законы и бизнес в России

Закон Астраханской области от 10.11.1996 N 26 “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ (принят Астраханским областным Представительным Собранием 26.09.1996) (ред. от 27.07.1999)

Утратил силу в связи с принятием Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 94/2005-ОЗ.

Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 45 настоящего Закона).

10 ноября 1996 года N 26

ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

(в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 N 34/99-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с охраной и использованием памятников истории и культуры на территории Астраханской области в целях их сохранения для настоящих и будущих поколений.

Статья 1. Законодательство Астраханской области об охране и использовании памятников истории и культуры

1. Законодательство Астраханской области об охране и использовании памятников истории и культуры состоит из настоящего закона
и нормативных актов, принимаемых в соответствии со статусом субъекта Российской Федерации.

2. Положения настоящего закона действуют на всей территории Астраханской области по отношению ко всем государственным органам, юридическим и физическим лицам,

3. Настоящий закон обладает исключительным преимуществом перед другими актами Астраханской области во всех случаях его применения к памятникам истории и культуры.

Статья 2. Соотношение нормативных актов федерального, областного (местного) и муниципального уровней в регулировании отношений по охране памятников истории и культуры

1. На территории Астраханской области действуют федеральные законы и другие нормативные акты федерального уровня, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, граждан и других субъектов отношений, связанных с памятниками истории и культуры.

2. В случае выявившегося несоответствия между федеральными и областными законодательными и иными нормативными актами по вопросам охраны памятников истории и культуры применяются федеральные нормативные акты.

В случае выявившегося соответствия между федеральными и областными нормативными актами, с одной стороны, и муниципальными нормативными актами, с другой стороны, применяются соответственно федеральные и областные нормативные акты.

3. На территории муниципального образования действуют законодательные и иные нормативные акты федерального и областного (местного) уровней, в также нормативные акты муниципального уровня, изданные в пределах компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

Глава II. ВИДЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Статья 3. Недвижимые памятники

1. Памятники архитектуры и градостроительства - единичные памятники, постройки, здания, сооружения военно-оборонительного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения с их историческими территориями и связанными с
ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, надписи;

- ансамбли и комплексы: совокупность зданий, сооружений и открытых пространств, составляющие заселенные места в городах и сельской местности и обладающие универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культовой точек зрения, как то: исторические города, фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы, деревни, произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, исторические сады, парки и другие произведения ландшафтной архитектуры.

2. Достопримечательные места:

- территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

3. Памятники истории:

- здания, сооружения, памятные места с их исторически сложившимися территориями, ландшафты, связанные с историческими событиями в жизни области, с жизнью выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусства, их захоронения.

4. Памятники археологии:

- объекты жилого назначения: культурные слои и остатки древних поселений, городища, селища, стоянки, отдельные жилища, убежища;

- объекты фортификационного назначения: земляные валы, рвы, остатки древних укреплений;

- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;

- древние погребения: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;

- древние намогильные и ритуальные сооружения: каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, эпиграфические памятники;

- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водноволоковых путей.

Статья 4. Движимые памятники

К движимым памятникам истории и культуры относятся:

- находки, полученные в результате наземных, подземных и подводных археологических исследований и раскопок;

- предметы древности, в том числе орудия труда, гончарные изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения
эпиграфики, монеты, печати, оружие, предметы из погребений, ювелирные изделия и драгоценности;

- элементы недвижимых памятников, подвергшихся фрагментированию;

- антропологические и этнологические материалы;

- исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью выдающихся мыслителей, ученых, деятелей науки и искусства, важными историческими событиями;

- произведения живописи и графики на любой основе из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную;

- афиши и фотографии как виды оригинального творчества;

- оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов;

- произведения скульптуры из любых материалов;

- произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов, мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты;

- манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги, документы и издания, представляющие исторический, культурный, научный интерес;

- предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и др.) или филателии;

- предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства;

- архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы;

- зоологические, ботанические и геологические образцы, а также фрагменты этих предметов и иные, не поименованные в данном списке объекты и комплексы объектов (коллекции).

Глава III. КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

Статья 5. Категории памятников истории и культуры

Памятники истории и культуры Астраханской области подразделяются на памятники мирового (международного), федерального и областного (местного) значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью:

- мирового (международного) значения - наиболее значительные памятники, имеющие принципиально важное значение для познания истории мировой культуры;

- федерального значения-памятники, имеющие выдающуюся историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для народов
Российской Федерации;

- областного (местного) значения-памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру Астраханской области.

Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Основы правового режима памятников истории и культуры

Правовой режим памятников истории и культуры мирового (международного), федерального, областного (местного) значений устанавливается органами, их признавшими.

Глава IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры

1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории Астраханской области, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной собственности.

2. Реализация права собственности на памятники истории и культуры ограничивается необходимостью их сохранения в интересах общества и для обеспечения общественного доступа.

Статья 8. Права субъектов собственности памятников истории и культуры

1. Субъекту собственности принадлежит право владения, пользования и распоряжения памятником истории и культуры. Субъект собственности сохраняет право собственности на объект в случае признания последнего памятником истории и культуры вне зависимости от присвоенной категории.

2. Субъект собственности имеет право на получение от государственных органов власти, а также из иных источников поступлений при наличии соответствующих возможностей материальной, финансовой и иной помощи в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, на частичную компенсацию затрат на его содержание.

Статья 9. Порядок изменения форм и субъектов собственности на памятники истории и культуры

1. Изменение форм и субъектов собственности памятников истории и культуры производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

2. Не подлежат приватизации объекты исторического и культурного наследия федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не подлежит приватизации культурное и природное наследие народов России, в том числе ценности, хранящиеся в
государственных музеях, архивах, библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены.

3. Решения о приватизации недвижимых памятников истории и культуры областного (местного) значения могут приниматься после утверждения Президентом Российской Федерации перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения в соответствии с действующим законодательством.

4. Объекты, являющиеся недвижимыми памятниками истории и культуры областного (местного) значения, приватизируются с обязательным условием их содержания новыми субъектами собственности в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Изменение форм собственности или субъектов собственности может быть произведено только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

Статья 10. Ограничение приватизации жилых помещений в зданиях-памятниках и помещений, являющихся памятниками истории и культуры

Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках истории и культуры или помещений, являющихся памятниками истории и культуры, не допускается, если жилые помещения находятся в зданиях, входящих в состав особо ценных объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации, или когда характер использования создает угрозу порчи, разрушения, уничтожения памятников истории и культуры, либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику.

Статья 11. Собственность на выявленные памятники истории и культуры

Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, являются государственной собственностью и поступают в собственность области в установленном порядке.

Статья 12. Договоры и коммерческие сделки в отношении памятников истории и культуры

1. Субъекты собственности памятников истории и культуры обязаны не менее чем в месячный срок письменно уведомить государственный орган охраны памятников истории и культуры о намерении заключить сделку в отношении памятника истории и культуры с предоставлением проекта договора или условий сделки.

2. В условиях
договора, коммерческой сделки в отношении памятника истории и культуры не могут быть включены положения, заведомо ухудшающие условия его сохранности.

3. Договоры и сделки, совершенные в отношении памятников истории и культуры без уведомления государственного органа охраны памятников истории и культуры, а также с нарушением законодательства Российской Федерации и настоящего закона, признаются недействительными.

Статья 13. Преимущественное право покупки государством памятников истории и культуры

1. При продаже субъектом собственности памятника истории и культуры государство в лице администрации Астраханской области имеет преимущественное право покупки памятника по цене, не ниже той, которая была предложена последним покупателем.

2. Решение о покупке памятника истории и культуры принимается администрацией Астраханской области по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры.

3. Решение о покупке памятника истории и культуры в муниципальную собственность принимается в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления.

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 14. Система государственных органов охраны памятников истории и культуры

1. Государственное управление в деле охраны и использования памятников истории и культуры осуществляется администрацией Астраханской области, а также специально уполномоченным на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.

2. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечения выполнения всеми государственными органами власти Астраханской области, юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению правил и порядка охраны памятников истории и культуры, установленных законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.

Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Астраханской области, а также уполномоченным ими на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.

3. Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами, являющимися
памятниками истории и культуры федерального и областного (местного) значения и входящими в состав государственной собственности, разрешаются государственным органом охраны памятников истории и культуры при участии соответствующих комитетов по управлению имуществом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами, являющимися памятниками истории и культуры областного (местного) значения и входящими в состав муниципальной собственности, разрешаются собственником по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 15. Основные функции органа законодательной (представительной) власти Астраханской области в сфере охраны памятников истории и культуры

Орган законодательной (представительной) власти Астраханской области в целях обеспечения охраны памятников истории и культуры, расположенных в пределах территории области, осуществляет следующие функции:

- подготавливает и утверждает новые, а также корректируют существующие законодательные, нормативные правовые акты Астраханской области в части государственной охраны памятников истории и культуры;

- обеспечивает с учетом законодательства Российской Федерации и настоящего закона об охране памятников истории и культуры внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные, нормативные, правовые акты Астраханской области, регулирующие иные правоотношения;

- обеспечивает ежегодное выделение государственных бюджетных ассигнований на государственную охрану памятников истории и культуры Астраханской области;

- обеспечивает контроль за соблюдением настоящего закона;

- обжалует в пределах своей компетенции действие решений органов исполнительной власти Астраханской области в случаях выявления несоответствия этих решений нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего закона;

- по представлению администрации области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим законом, утверждает и дополняет государственные списки памятников истории и культуры всех видов, подлежащих государственной охране, согласовывает представление в соответствующие федеральные органы и международные организации документации на памятники истории и культуры Астраханской области, рекомендуемые для включения в список особо ценных объектов
истории и культуры Российской Федерации, в “Список Всемирного наследия“;

- утверждает границы охранных зон памятников истории и культуры.

Статья 16. Основные функции органов исполнительной власти Астраханской области в сфере охраны памятников истории и культуры

Органы исполнительной власти Астраханской области в целях осуществления охраны памятников истории и культуры, расположенных на территории области, осуществляют следующие основные функции:

- обеспечивают охрану всех расположенных на территории области памятников истории и культуры;

- разрабатывают и утверждают в установленном порядке и реализуют специальные бюджетные, социально-экономические и народнохозяйственные государственные программы по обеспечению охраны и сохранности памятников истории и культуры, находящихся в собственности Астраханской области;

- приводят в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и настоящего закона бюджетные, социально-экономические и народнохозяйственные программы во всех других, помимо указанных выше, сферах деятельности на территории области;

- предусматривают выделение государственных инвестиционных и материально - технических средств для оказания содействия в деле обеспечения сохранности памятников истории и культуры негосударственным юридическим и физическим лицам, в собственности которых находятся памятники истории и культуры;

- обеспечивают в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и настоящим законом, сбор и аккумулирование на специальном счету специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры Астраханской области внебюджетных финансовых средств, образуемых из отчислений государственных и негосударственных юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и эксплуатационную деятельность в пределах территорий и охранных зон памятников истории и культуры;

- осуществляют контроль за распределением и освоением средств, выделенных из бюджета области на финансирование обследования состояния, ремонта, восстановления, реставрации и консервации памятников истории и культуры;

- приостанавливают по представлению специально уполномоченного государственного органа
охраны памятников истории и культуры до рассмотрения в установленном законодательством порядке действие и реализацию собственных решений в социально - экономической и народнохозяйственной сферах;

- формируют в соответствии с настоящим законом в своей структуре специально уполномоченный государственный орган охраны памятников истории и культуры;

- по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры содействуют привлечению к судебной ответственности юридических и физических лиц в случае нарушения ими требований норм законодательства Российской Федерации и настоящего закона.

Статья 17. Компетенция специального уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры

1. Государственный орган охраны памятников истории и культуры Астраханской области в пределах своей компетенции имеет право:

- вносить предложения в органы государственной власти Астраханской области по конкретным вопросам социально-экономической деятельности, влияющей на охрану памятников истории и культуры в современных условиях;

- обжаловать действие распорядительной документации, а также реализацию народнохозяйственных мероприятий в случае выявления несоответствия документации и мероприятий нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего закона, обращаться с апелляцией в федеральные органы охраны памятников истории и культуры;

- доступа к любым памятникам истории и культуры, расположенным на территории области, а также обследования и фотофиксации этих памятников, независимо от их сохранности, форм собственности, характера использования или хранения;

- получения от любых юридических и физических лиц материалов, документов и свидетельств по памятникам истории и культуры, расположенным на территории области;

- привлечения представителей общественных объединений и творческих союзов к деятельности в сфере охраны памятников истории и культуры;

- создания комиссий и хозрасчетных организаций для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению и пропаганде памятников истории и культуры;

- принимать на баланс памятники истории и культуры, осуществлять оперативное управление находящимися в государственной собственности памятниками истории и культуры, включая право предоставления их в аренду юридическим или физическим лицам;

- выявлять объекты, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность, и готовить материалы для объявления их памятниками истории и культуры;

- рекомендовать памятники истории и культуры Астраханской области для внесения их в “Список Всемирного наследия“, “Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации“, а также в список памятников федерального и областного (местного) значения;

- осуществлять научно - методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры;

- планировать и организовывать работы по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;

- организовывать совместно с заинтересованными ведомствами рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции территорий, имеющих памятники истории и культуры;

- организовывать использование памятников истории и культуры;

- осуществлять согласование требований государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры;

- согласовывать изменения назначения, характера использования владельцев и пользователей носителей прав распоряжения и управления в отношении памятников истории и культуры;

- осуществлять государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного режима содержания и использования памятников истории и культуры и охранных зон, в том числе за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ;

- формировать программы охраны, использования и реставрации объектов историко-культурного наследия и представлять на утверждение исполнительным органам государственной власти области;

- проводить рассмотрение, экспертизу, согласование в установленном порядке историко-архитектурных опорных планов, проектов охранных зон и историко-культурных территорий;

- согласовывать землеотводы, снос зданий, состоящих на государственной охране, расположенных в пределах охранных зон памятников истории и культуры;

- осуществлять согласование строительных паспортов и архитектурно-планировочных зданий на проектирование нового строительства в охранных зонах и на исторических территориях;

- осуществлять научно-техническое руководство за правильностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках;

- определять ущерб, причиненный памятникам истории и культуры противоправными действиями или бездеятельностью собственников, пользователей, иных юридических и физических лиц, либо возникшей вследствие стихийного бедствия, принимать необходимые меры для установления виновного лица и взыскания с него материального ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим законом;

- оформлять охранную документацию по памятникам истории и культуры;

- координировать действия организаций, учреждений, предприятий, ведущих уставную деятельность в сфере использования и реставрации объектов культурного наследия;

- осуществлять популяризацию и пропаганду историко-культурного наследия.

2. Для выполнения своих задач государственный орган охраны памятников истории и культуры:

- изучает состояние памятников, проверяет соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся, составляет протоколы технического состояния памятников, требует устранения выявленных нарушений;

- приостанавливает работы по обследованию состояния, ремонта, реставрации, и консервации памятников истории и культуры, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, охранных зон памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;

- приостанавливает строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;

- обжалует в установленном порядке акты органов государственной власти и иных органов в случае их противоречия законодательству об охране памятников истории и культуры;

- обращается в суд, арбитражный суд по фактам заключения юридическими и физическими лицами договоров и сделок с нарушением законодательства об охране памятников истории и культуры;

- обращается в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, материальной ответственности по фактам нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры в порядке, установленном действующим законодательством;

- выдает разрешение на производство работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;

(абзац в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 N 34/99-ОЗ)

- готовит предложения об объявлении объектов, имеющих историческую, научную, культурную ценность, памятниками истории и культуры, территорий, связанных с памятниками, - землями историко-культурного назначения.

3. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

4. При государственном органе охраны памятников действуют постоянный научно - реставрационный совет и экспертно-лицензионный центр, состоящие из специалистов - представителей государственных и общественных организаций и иных негосударственных объединений.

5. Руководитель специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры назначается главой администрации Астраханской области по предварительному согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.

6. Указания специально уполномоченного государственного органа охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для любых предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Статья 18. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры

Астраханское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, иные общественные, в том числе религиозные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в осуществлении мероприятий по сохранению, использованию и популяризации дела охраны историко-культурного наследия, оказывают содействие специально уполномоченному государственному органу охраны памятников истории и культуры Российской Федерации.

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 19. Понятие государственного учета памятников истории и культуры

Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается:

- выявление объектов исторического и культурного наследия, определение их ценности;

- изучение этих объектов, включая их фиксацию, в соответствии с принятыми методиками;

- включение названных объектов в своды, реестры и, в надлежащих случаях, исключение из указанных документов;

- принятие объектов на охрану в качестве памятников истории и культуры.

Статья 20. Обязательность государственного учета памятников истории и культуры

1. Памятники истории и культуры подлежат государственному учету независимо от форм собственности, управления, характера использования, степени их сохранности.

2. Не соблюдение порядка государственного учета памятников истории и культуры является нарушением Закона РСФСР “Об охране и использовании памятников истории и культуры“ и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Порядок ведения государственного учета памятников истории и культуры определяется законодательством Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами федерального уровня, нормативно - правовыми актами Астраханской области.

4. Вновь выявленные памятники истории и культуры, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии на государственный учет как памятников истории и культуры, подлежат охране в соответствии с требованиями действующего законодательства.

5. Учет памятников истории и культуры, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.

Статья 21. Виды учета памятников истории и культуры

1. В зависимости от значимости конкретных памятников истории и культуры различаются следующие виды учета этих памятников:

- мировой (международный) учет, осуществляемый в порядке, определяемом соответствующими международными организациями или на основании международных договоров с участием Российской Федерации;

- федеральный государственный учет, осуществляемый на основании федеральных законов и других нормативных актов;

- областной (местный) государственный учет, осуществляемый на основании федеральных законов, настоящего закона и других областных нормативных актов.

2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры осуществляет государственный учет памятников истории и культуры областного (местного) значения, а также памятников мирового (международного) и федерального значений.

Статья 22. Порядок отнесения объектов и памятников истории и культуры

1. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры мирового значения определяется в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

2. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры федерального значения определяется федеральными законами и иными нормативными актами федерального уровня.

3. К памятникам истории и культуры областного (местного) значения относятся соответствующие объекты на основании постановления Астраханского областного Представительного Собрания по представлению главы администрации Астраханской области и согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. В администрацию области предложения об отнесении объектов к памятнику истории и культуры вносятся государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 23. Снятие памятников истории и культ“ры с государственной охраны

1. Основания и порядок исключения из недвижимых памятников истории и культуры мирового значения установлены соответствующими нормами международного права и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

2. Снятие памятников истории и культуры с государственной охраны независимо от их видов и категорий осуществляется решениями Правительства Российской Федерации по представлению администрации Астраханской области, согласованному с государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области и Министерства культуры Российской Федерации.

3. Памятники истории и культуры подлежат снятию с государственного учета и государственной охраны в исключительных случаях при их полной физической утрате в результате природных явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и физических лиц.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 24. Способы обеспечения сохранности памятников истории и культуры

Сохранность памятников истории и культуры обеспечивается:

- неуклонным соблюдением правил учета движимых и недвижимых памятников истории и культуры;

- установкой охранных досок на недвижимых памятниках;

- организацией проведения исследований памятников;

- организацией разработки карт-схем и историко-архитектурных опорных планов расположения недвижимых памятников;

- установлением охранных зон недвижимых памятников и контроль за их содержанием;

- установлением режима использования зданий-памятников;

- согласованием заданий и проектов проведения различных работ на недвижимых памятниках;

- контролем за обеспечением сохранности памятников период проведения исследовательских и ремонтно-восстановительных работ;

- согласованием мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных и иных работ, которые могут создавать угрозу для сохранности памятников, контролем за их использованием;

- разработкой региональной программы сохранения движимых и недвижимых памятников истории и культуры.

Статья 25. Обязанности по обеспечению сохранности памятников истории и культуры

1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности или пользовании.

2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры совместно с соответствующими службами администрации области, органов местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями разрабатывает программу, обеспечивающую сохранность памятников истории и культуры.

Статья 26. Государственное хранение движимых памятников истории и культуры

1. Движимые памятники истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение.

2. Государственное хранение движимых памятников истории и культуры производится музеями, архивами, библиотеками, другими государственными организациями хранения памятников истории и культуры, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о музейном, архивном, библиотечном и других государственных фондах.

Статья 27. Земли историко-культурного назначения

1. Определение земель историко-культурного назначения.

К землям историко-культурного назначения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации относятся земли природно-заповедного фонда и земли, включающие в себя исторические территории памятников истории и культуры, территории их охранных зон, особо охраняемые земли культурного назначения - государственные, природные и историко-культурные заповедники, национальные парки, музеи под открытым небом, ботанические сады.

К землям культурного назначения могут быть отнесены участки, подлежащие охране и учету в целях изучения, выявления, восстановления историко-культурного наследия.

Установление границ историко-культурного назначения в Астраханской области осуществляется государственным органом охраны памятников истории и культуры на основании проектных разработок. Границы земель историко-культурного назначения в зависимости от категории памятников истории и культуры утверждаются органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти Астраханской области. Обязательной стадией проектных разработок является историко-архитектурный опорный план, согласуемый с государственным органом охраны памятников истории и культуры соответствующего уровня.

2. Учет земель историко-культурного назначения.

Территории всех видов охранных зон памятников истории и культуры подлежат учету государственным органом охраны памятников истории и культуры. Планы, чертежи, схемы и описания их границ являются обязательной частью основного фонда документации государственного учета памятников истории и культуры.

Особо охраняемые земли историко-культурного назначения в области подлежат учету в Государственном земельном кадастре Российской Федерации, в федеральном органе охраны памятников истории и культуры. При ведении земельного кадастра каждая особо охраняемая территория учитывается в качестве самостоятельного кадастрового земельного участка.

3. Статус земель историко-культурного назначения.

Территория единичного памятника истории и культуры может быть использована только в режиме реставрации его исторического облика. Новое строительство на территории памятника запрещается.

Режим содержания, использования и застройки охранных зон памятников истории и культуры устанавливается государственным органом охраны памятников истории и культуры и утверждается администрацией Астраханской области.

Охрана земель заповедно-природного фонда регулируется специальным законодательством Российской Федерации.

4. Использование земель историко-культурного назначения.

Основной целью использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников истории и культуры.

Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.

Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав землевладения, землепользования и аренды.

Отвод (предоставление) земель и земельных участков в пределах охранных зон памятников истории и культуры производится собственником по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Земли историко-культурного назначения могут быть изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям (предприятиям), в том числе природным и историко-культурным заповедникам, национальным паркам, ботаническим садам, музеям под открытым небом для осуществления возложенных на них задач по обеспечению сохранности, реставрации, изучению и использованию находящихся на этих территориях памятников истории и культуры и учтенных объектов историко-культурного наследия.

Изъятие земель историко-культурного назначения и определение нового землепользователя производятся органами исполнительной власти Астраханской области по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 28. Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры

1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры в государственных и общественных интересах эти памятники независимо от форм собственности могут объявляться музеями, историко-архитектурными заповедниками, охраняемыми культурными ландшафтами или иными объектами историко-культурного назначения.

2. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры на землях, прилегающих к их территориям, устанавливаются следующие виды охранных зон:

- охранная зона памятника истории и культуры - территория, непосредственно окружающая памятники, со строгим режимом использования, с запрещением любого нового строительства, кроме носящего восстановительный, регенерационный характер;

- зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону памятника истории и культуры, с режимом регулирования существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному назначению, объемно-пространственным характеристикам для закрепления значения памятников в застройке или ландшафте;

- зона охраняемого ландшафта - территория с особо строгим режимом использования природных объектов с запрещением строительных работ, кроме работ по инженерному и восстановительному благоустройству.

Режим содержания и использования охранных зон утверждается государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Ответственность за соблюдение режима содержания и использования, установленного для охранных зон памятников, возлагается на землепользователей.

3. Образцы охранных досок независимо от статуса и типологии памятника истории и культуры разрабатываются, утверждаются и устанавливаются государственным органом охраны памятников истории и культуры.

На памятники федерального значения образцы охранных досок согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации.

4. В пределах охранных зон памятников истории и культуры производство мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная, хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению по целостности, сохранности, изменению и разрушению памятников истории и культуры, без разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры запрещается.

5. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры с охранными зонами, объявленные Правительством Российской Федерации историко-культурными заповедниками, подлежат охране в соответствии с Положениями о них.

6. Исторический центр, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов области, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную, архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) в установленном законом порядке.

Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обеспечение соблюдения установленного режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на администрацию Астраханской области, органы местного самоуправления и государственный орган охраны памятников истории и культуры.

7. Проекты планировки, застройки и реконструкции исторического центра города Астрахани и населенных пунктов области, имеющих объекты историко-культурного наследия, подлежат согласованию с Министерством культуры Российской Федерации, ВООПИК и государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

8. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся лишь по согласованию с соответствующим государственным органом охраны памятников истории и культуры, в зависимости от категории памятников истории и культуры, и после осуществления мероприятий по обеспечению их сохранности.

Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

9. Предприятия, учреждения и другие организации в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную и иную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом в государственный орган охраны памятников истории и культуры и приостановить дальнейшее ведение работ.

10. В случае принятия государственным органом охраны памятников истории и культуры решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, предписание о приостановлении работ выдается заказчику и подрядчику в письменной форме с указанием выявленных нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры.

О приостановлении работ уведомляются администрация Астраханской области, органы местного самоуправления, учреждения банка, финансирующего работы.

11. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены с разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры.

12. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры или вновь выявленных объектов, ответственность за их выполнение возлагаются на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы.

13. Снос, перемещение и какие-либо изменения недвижимых памятников истории и культуры запрещаются.

Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом конкретном случае разрешения администрации Астраханской области по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры в отношении памятников областного (местного) значения и Правительства Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры в отношении памятников федерального значения.

14. В случае получения разрешения на снос памятников истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры обязан до его сноса провести работу по научному изучению и полной фиксации памятников истории и культуры.

Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника истории и культуры.

Статья 29. Порядок проведения археологических работ и хранение археологических объектов

1. Археологические раскопки и разведки на территории Астраханской области проводятся только на основании специального разрешения - Открытого листа, выдаваемого археологу-исследователю Институтом археологии Российской Академии наук.

2. Открытые листы регистрируются в государственном органе охраны памятников истории и культуры.

Ведение археологических исследований на территории охранных зон памятников истории и культуры допускается лишь при наличии у археолога на ряду с Открытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры.

3. Археологические предметы и коллекции, полученные в результате разведок и раскопок в Астраханской области, являются государственной собственностью Астраханской области.

После камеральной обработки археологические объекты поступают на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры. Место постоянного хранения коллекций археологических предметов определяется договором между учреждением, организацией, проводящими исследования, и государственным органом охраны памятников истории и культуры.

4. Учреждения, организации и граждане, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов и памятников, обязаны обеспечить их сохранность.

Лица, руководящие проведением археологических исследований памятников истории и культуры, несут ответственность за сохранность памятников истории и культуры, в процессе и после завершения раскопок, до сдачи отчетов в Институт археологии Академии наук Российской Федерации за проведением в полном объеме необходимых консервационных мероприятий после завершения каждого археологического сезона и всего цикла исследований.

По итогам каждого сезона исследователь сдает раскопку по акту государственному органу охраны памятников истории и культуры.

Статья 30. Порядок собирания движимых памятников истории и культуры

1. Собирание физическими лицами старинных документальных памятников и предметов декоративно-прикладного искусства на территории Астраханской области допускается только при наличии специальных разрешений, выдаваемых государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

2. Собирание в области предметов старины юридическими лицами допускается только при наличии специального разрешения: Министерства культуры Российской Федерации - на собирание произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства, Государственной архивной службой России - на собирание старинных документальных источников, Академии наук Российской Федерации - на собирание древних рукописей и старопечатных книг.

Вышеназванные разрешения в обязательном порядке регистрируются в государственном органе охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

3. Юридические и физические лица, нашедшие предметы старины, представляющие историческую, научную, художественную или иную историко-культурную ценность, обязаны незамедлительно уведомить государственный орган охраны памятников истории и культуры области.

Все найденные предметы старины регистрируются в книге учета старины государственного органа охраны памятников истории и культуры области.

4. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную собственность Астраханской области.

При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право вместе на получение вознаграждения в размере 50 процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

Настоящее правило не применяется к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Глава IIIV. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, РЕМОНТ,

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 31. Цели обследования состояния, ремонта, реставрации и консервации памятников истории и культуры

Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация памятников истории и культуры имеют своей целью обеспечить максимальную сохранность этих памятников в интересах государства и общества.

Статья 32. Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация недвижимых и движимых памятников истории и культуры

1. Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация недвижимых памятников истории и культуры осуществляются по правилам, установленным Министерством культуры Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, выдаваемые лицензирующим органом Администрации Астраханской области.

(пункт в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 N 34/99-ОЗ)

2. Реставрация движимых памятников регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации и области.

Статья 33. Порядок производства работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры

1. Работы по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры производятся лишь при наличии предварительного решения государственного органа охраны памятников истории и культуры, на учете которого состоит соответствующий памятник.

2. Обязанность получения предварительного разрешения возлагается на юридическое или физическое лицо - собственника (пользователя) недвижимого памятника истории и культуры.

3. С собственником (пользователем) недвижимого памятника истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры, на учете которого находится данный памятник, заключается договор, в соответствии с которым собственник (пользователь) берет на себя обязательство обеспечить сохранность соответствующего памятника истории и культуры в первоначальном виде, выполнить работы в установленный срок и другое.

4. Типовые формы разрешений на производство работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры, охранных документов на использование памятников истории и культуры утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

5. Для проведения работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры требуется наличие соответствующего проекта, выполненного специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ, и согласованного с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Организация, выполнившая проект, осуществляет авторский надзор вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.

6. По окончании ремонтно-реставрационных работ на недвижимом памятнике истории и культуры составляется акт комиссии по приемке выполненных работ, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации.

Статья 34. Финансирование работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры

1. Сметная стоимость реставрационных и других робот формируется с учетом спроса и предложения на соответствующие виды работ, договорных условий на рынке труда, конъюнктуры, стоимости материала, изделий и конструкций, применяемых машин и оборудования, решения вопросов социальной сферы, развития материально-технической базы реставрационных организаций, получения необходимой прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство.

2. Финансирование работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры производится за счет средств собственника (пользователя) данного объекта, ассигнований из соответствующего бюджета и других источников, если это не противоречит действующему законодательству.

3. Конкретные ассигнования из различных источников финансирования отражаются в договоре на проведение работ по данному памятнику истории и культуры.

4. Собственники (пользователи) памятников истории и культуры, администрация области и органы местного самоуправления вправе привлекать для целей обследования состояния, ремонта, реставрации и консервации памятников истории и культуры средства благотворительных фондов, общественных и религиозных объединений, добровольные пожертвования физических и юридических лиц и других субъектов.

Статья 35. Ответственность за охрану памятника в период производства реставрационных работ

Собственники и пользователи памятников истории и культуры обязаны заключить специальные соглашения с исполнителем работ и определить лицо, ответственное за охрану памятника истории и культуры в период проведения ремонтно-реставрационных работ.

Соглашение должно включать акт технического состояния объекта до начала работ, оформленный в установленном порядке, режим доступности, предохранительные меры, условия хранения ценностей.

Производство ремонтно-реставрационных и других работ на памятниках истории и культуры без подобного соглашения, утвержденного государственным органом охраны памятников истории и культуры, не допускается.

Статья 36. Условия использования памятников истории и культуры

1. Памятники истории и культуры на территории Астраханской области используются в целях развития науки, народного образования и культуры, духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, туризма и других форм пропаганды.

2. Недвижимые памятники истории и культуры могут быть использованы также в хозяйственных и иных практических целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников.

В этих случаях (за исключением использования в качестве жилых помещений) здания - памятники, находящиеся в государственной собственности, передаются на баланс государственного органа охраны памятников истории и культуры для предоставления в пользование юридическим и физическим лицам.

3. Запрещается использование памятников и их территорий:

- под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов;

- под склады и производство материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;

- под склады и производство материалов, имеющих вредные газообразные и иные выделения;

- под хранилища и производство зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных;

- под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;

- под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические, вибрационные и другие виды вредного воздействия на конструкции памятника;

- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурным, влажностным или иным вредным режимом и применением химически активных веществ.

Статья 37. Использование недвижимых памятников истории и культуры

1. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в государственной собственности, могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования под жилье), передаются в установленном порядке вместе с земляными участками в границах их охранных зон, на баланс государственного органа охраны памятников истории и культуры для последующего предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.

2. При определении характера использования памятника истории и культуры учитывается:

- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки, убранства фасадов и интерьеров памятника;

- возможность соблюдения необходимых современных гидро- и геологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований по эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструкторских элементов;

- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями Министерства культуры Российской Федерации и соответствующими органами охраны памятников истории и культуры.

Статья 38. Использование движимых памятников истории и культуры

Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, могут быть использованы по соглашению с собственником памятника для научных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей.

Условия проведения работ по реставрации, консервации или ремонту указанных объектов определяются соглашением сторон.

Глава IX. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 39. Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию памятников истории и культуры

1. Вывоз памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области, за пределы Российской Федерации независимо от форм собственности запрещается.

Исключения допускаются по решению органов государственной власти Астраханской области и Российской Федерации по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

2. Ввоз памятников истории и культуры, являющихся достоянием других государств, на территории области без разрешения страны, которой они принадлежат, запрещается.

Статья 40. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры

1. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры на основе международных соглашений в целях культурного обмена осуществляются в порядке, определенном Законом Российской Федерации “О ввозе и вывозе культурных ценностей“.

2. Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в Российскую Федерацию, охраняются государством.

Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 41. Общие условия ответственности за нарушение законов об охране памятников истории и культуры

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников истории и культуры, несут гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Статья 42. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры

1. Юридические и физические лица обязаны возместить имущественный ущерб, причиненный памятникам истории и культуры.

Размер ущерба, причиненного недвижимому памятнику истории и культуры, определяется с учетом его исторической, научной, художественной, культурной ценности, а также стоимости реставрационных и восстановительных работ.

Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и культуры нанесенного им ущерба утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

2. Наряду с компенсацией материальных потерь в отдельных случаях (если собственником является физическое лицо) компенсации подлежит и моральный вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае.

3. В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и области, юридические и физические лица несут административную ответственность за нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры.

4. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, должностные лица и граждане несут уголовную ответственность за нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры.

5. Применение в отношении юридических и физических лиц мер административной или уголовной ответственности не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности в виде компенсации всех потерь, связанных с восстановлением памятника в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возмещения убытков.

6. В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятников истории и культуры из-за невыполнения пользователями и арендаторами условий охранных договоров государственный орган охраны памятников истории и культуры расторгает в одностороннем порядке указанные договоры и принимает меры к возмещению ущерба.

При расторжении охранно-арендного договора и до заключения новых договоров ответственность за сохранность памятника истории и культуры несет государственный орган охраны памятников истории и культуры.

7. В случаях, когда собственник (пользователь) памятника истории и культуры, отнесенного в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, безхозяйственно содержит культурное наследие, что грозит утратой последним своего значения, такой памятник решением суда по иску государственного органа охраны памятников истории и культуры может быть изъят у собственника (пользователя) в порядке, определенном действующим законодательством.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом.

При продаже с публичных торгов собственнику передается врученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

8. В случае надлежащего исполнения обязательств по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятника истории и культуры применяются санкции, указанные в соглашении сторон, а также общие нормы гражданского законодательства.

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Нормативные акты, издаваемые в развитие положений закона

Областное Представительное Собрание и администрация области в случаях, предусмотренных настоящим законом, а также в случаях принятия федеральным органами государственной власти новых нормативных актов, выявившихся пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с памятниками истории и культуры, принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативные акты.

Статья 44. Обнародование нормативных и ненормативных актов, касающихся памятников истории и культуры

Нормативные и ненормативные акты, принятые (изданные) законодательным (представительным) и исполнительным органами власти области и органами местного самоуправления, касающиеся памятников истории и культуры, должны быть обнаро“ованы с тем, чтобы с ними могли ознакомиться все заинтересованные физические и юридические лица.

Обнародование производится путем опубликования текста соответствующего акта в периодической печати, передачи его по телевидению, радио, вывешивания листовок и иными способами.

Каждому физическому и юридическому лицу обеспечивается право ознакомиться с полными официальными текстами нормативных и ненормативных актов, касающихся памятников истории и культуры на территории области.

Статья 45. Вступление закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации области

А.П.ГУЖВИН

г. Астрахань

10 ноября 1996 г.

рег. N 26