Законы и бизнес в России

Постановление Главы Администрации Астраханской области от 22.11.1994 N 309 “О мерах по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в Астраханской области“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Главы Администрации Астраханской области от 02.07.2002 N 299.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 1994 г. N 309

О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КРИТИЧЕСКИХ

СИТУАЦИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА В АСТРАХАНСКОЙ

ОБЛАСТИ

С целью смягчения экономических и социальных последствий массового высвобождения граждан и ослабления критической ситуации, складывающейся на рынке труда Астраханской области, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые порядок действий в районах с критической ситуацией на рынке труда Астраханской области, мероприятия по предотвращению кризисной ситуации на рынке труда, положение об организации на территории Астраханской области временных работ для граждан, признанных в установленном порядке безработными и ищущих работу.

2. Главам администраций городов и районов совместно с
заинтересованными управлениями и ведомствами подготовить материалы о мерах по смягчению напряженности на рынке труда своих территорий и представить их в областную комиссию по рассмотрению критических ситуаций на рынке труда до 1 апреля 1995 года, обратив особое внимание на меры по обеспечению занятости граждан в сельскохозяйственной отрасли в осенне - зимний период.

3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области:

3.1. Принять соответствующие решения по временным работам, отнесенным к категории социально значимых, в том числе и в части освобождения их от налогов в местный бюджет.

3.2. Рассмотреть вопрос об освобождении остальных видов временных работ от:

- целевого сбора на содержание милиции;

- платы за загрязнение окружающей среды совместно с комитетом

экологии и природных ресурсов.

4. Установить, что:

- виды и объемы временных работ определяются главами

администраций городов и районов области по предложению

органов службы занятости;

- при выполнении временных работ, отнесенных к категории

социально значимых для данного района (города, поселка),

применяется оплата труда в размере не ниже минимального

уровня заработной платы за счет собственных средств

работодателей и денежных средств Государственного фонда

занятости населения по Астраханской области в пределах

соответствующей статьи бюджета, а также свободных остатков

средств фонда, остающихся в распоряжении областного центра

занятости после выплаты первоочередных платежей,

предусмотренных Законом Российской Федерации “О занятости

населения в Российской Федерации“, другими нормативными

документами;

- финансирование данных работ относится к целевым выплатам,

которые освобождаются от всех видов налогов и платежей;

- гражданам, признанным в установленном порядке безработными

и направленным на выполнение временных работ, которые

считаются для них подходящими, с момента заключения трудового

договора (контракта) выплата пособия по безработице

приостанавливается на срок действия договора;

- граждане, отказавшиеся от выполнения временной работы,

которая соответствует состоянию их здоровья и находится в

пределах транспортной доступности от места жительства,

признаются как отказавшиеся от
выполнения подходящей работы.

5. Финансовому управлению администрации области (Евлашев) рассмотреть возможность направления части налога на прибыль на пополнение и поддержку оборотных средств и капитальных вложений предприятий, учреждений и организаций, проработать этот вопрос с союзом промышленников и предпринимателей.

6. Областному центру занятости населения (Данилов) совместно с управлением экономических реформ администрации области (Петров), территориальным агентством по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госимуществе России (Володин), управлением труда администрации области (Родненко) подготовить и представить до 1 января 1995 года в администрацию области характеристики районов, в которых на конец года складывается критическая ситуация на рынке труда.

7. Областному центру занятости населения, управлениям экономических реформ и труда администрации области:

- уточнить критерии признания ситуации на рынке труда

кризисной и внести соответствующие дополнения в порядок

действий в районах с критической ситуацией на рынке труда в

срок до 1 января 1995 года;

- в месячный срок произвести расчет затрат, необходимых для

реализации мероприятий по предотвращению критических ситуаций

на рынке труда, и внести соответствующие предложения в

финансовое управление администрации области.

8. Ввести временно, до конца 1995 года, особый режим найма, увольнения и использования рабочей силы на действующих на территории области предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности, предусматривающий:

- обязательную регистрацию вакантных рабочих мест в

территориальных центрах занятости в 10-дневный срок со дня

появления вакансии;

- временное ограничение на дополнительный найм работников без

уведомления территориальных органов службы занятости

(информирование горрайцентров занятости в недельный срок о

приеме на работу работников).

9. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций с целью предотвращения или уменьшения численности высвобождаемых работников вводить на предприятиях:

- запрещение сверхурочных работ в пределах норм рабочего времени, допускаемых трудовым законодательством;

- сокращение продолжительности рабочего времени (дня, недели);

- практику предоставления частично оплачиваемых отпусков;

-
специальные меры поощрения добровольному увольнению работников, имеющих право на полную пенсию по старости.

10. Рекомендовать всем средствам массовой информации, действующим на территории области, принимать заявки на объявления о найме рабочей силы только с уведомления центров занятости населения.

11. Управлению труда администрации области (Родненко), областному центру занятости населения (Данилов) установить особый контроль за порядком исполнения процедур, предусмотренных нормативными актами по проведению массовых высвобождений работников.

12. Внести данное постановление на рассмотрение областного Представительного Собрания.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Мухатова Т.Д.

Глава Администрации области

А.П.ГУЖВИН

Утвержден

Постановлением Главы Администрации

области от 22 ноября 1994 г. N 309

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

В РАЙОНАХ С КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ НА РЫНКЕ

ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Обоснование действий в чрезвычайных ситуациях

на рынке труда

1.1. Целевые действия областной и местных администраций, органов службы занятости и работодателей разрабатываются для принятия срочных социальных мер при резком ухудшении ситуации на рынке труда, характеризующимся банкротством предприятий, активным высвобождением работников, массовой “скрытой“ безработицей, отсутствием или наличием крайне незначительного по сравнению с потребностями количества свободных рабочих мест и падением уровня доходов граждан.

1.2. Целевые действия ориентированы на решение конкретных, как правило, краткосрочных проблем, определяемых в соответствующих программах действий по социальной поддержке населения, проживающих в районах с критической ситуацией на рынке труда.

1.3. Целевые действия по социальной поддержке населения, проживающего в районах с критической ситуацией на рынке труда, не могут решать вопросы вывода экономики региона из депрессии. Для этого требуется разработка специальных программ экономического развития территорий.

2. Общая характеристика критического состояния

2.1. Предварительной стадией принятия решения об оказании финансовой поддержки районам, находящимся в наиболее неблагоприятном положении, которое можно оценивать как критическое, является подготовка его общей социально -
экономической оценки.

2.2. Социально-экономическая оценка используется для анализа и определения степени остроты складывающейся ситуации, обоснования необходимых действий, разработки программы (плана) их реализации и расчета требуемых ресурсов для смягчения и снятия социальной напряженности.

2.3. Социально-экономическая оценка территории осуществляется по укрупненным разделам: общая характеристика территории, экономика, население и рынок труда, качество жизни, инфраструктура, земля и недвижимость, потенциальные возможности и факторы риска (приложение). При оценке используется перечень стандартных статистических показателей, приведенный в приложении. При необходимости используются дополнительные источники информации. Количественные показатели и результаты качественного анализа не могут рассматриваться как основание для принятия решения об областной или федеральной поддержке.

2.4. Критическим считается состояние, при котором:

показатели экономического состояния района (города, области) существенно хуже областных (всероссийских для области) параметров: дефицит бюджета значителен, инвестиционная активность отрицательная или близка к нулю, низки и продолжают падать налоговые поступления, велико число остановок производств и, соответственно, численность работников, находящихся в административных отпусках, растет число банкротств, отсутствует минимальное количество свободных рабочих мест, темпы увольнений резко возрастают, уровень социальной напряженности угрожает превысить степень управляемости;

безработица достигает социально опасного уровня; формируются значительные очереди из обращающихся в центры занятости;

средств Государственного фонда занятости в районе (городе, области) становится недостаточно для своевременной и в полном объеме выплаты пособий по безработице, покрытия затрат на текущие программы обучения, а также другие основные программы поддержки безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнений;

органы государственной власти не имеют достаточно ресурсов и административных возможностей стабилизировать положение обычными средствами.

Критерии критического состояния территории устанавливаются органами государственной власти.

3. Программы выхода из критического состояния

3.1. На основе проведений социально - экономической оценки и определения степени критичности ситуации готовится:

программа экстренных краткосрочных мер
по снятию социальной напряженности или программа экономического развития и занятости населения, отражающая основные направления по решению ключевых проблем средне- и долгосрочного характера.

3.2. Программа готовится по следующим основным компонентам:

анализ проблем (социально-экономическая оценка): сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон развития экономики района (города) и проблем, с которыми сталкивается данный регион, местные предприятия и население;

аудит: оценка эффективности существующих мероприятий, роли местных органов власти и организаций, системы управления реализацией плана регионального развития и взаимодействия всех участников процесса;

анализ ресурсов: оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и определение ресурсов, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники привлечения;

формулировка целей: четко определяются цели реализации программы. Они должны соотноситься с проблемами и возможностями данной территории;

план действий: определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты для осуществления программных целей;

система мониторинга и оценки: определяется эффективность отдельных мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой программы.

3.3. Разработанные программы направляются на рассмотрение комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда.

4. Комиссии по предотвращению критических ситуаций

на рынке труда

4.1. Для координации проработки и исполнения программ (планов) действий в критических ситуациях на рынке труда создаются специализированные комиссии, состав которых и положение утверждаются постановлением органа исполнительной власти.

4.2. Основная задача комиссии - координация действий исполнительных органов власти по разработке пакета мер и порядка их применения, рассмотрения запросов на оказание целевой, включая финансовую, помощи.

4.3. На рассмотрение районных (городских) комиссий выносятся:

- запросы предприятий, учреждений и организаций, переживающих

экономические трудности, высвобождение работников с которых

может привести к критической ситуации в районе (городе),

оформленные в виде мероприятий или программ, направленных на

стабилизацию финансового положения предприятия и смягчение

последствий массового высвобождения работников. Указанные

мероприятия или программы в обязательном порядке должны

содержать расчеты
по размерам средств, необходимых для

поддержки предприятия, а также содержать сведения о

собственных использованных средствах и принятых ранее мерах;

- информация региональных центров занятости, подразделений

органов исполнительной власти об угрозе возникновения

критического состояния в регионе, оформленные в виде анализа

положения дел на рынке труда и предлагаемых мерах по

смягчению последствий.

4.4. Районные (городские комиссии) рассматривают запросы предприятий, учреждений и организаций, информации и предложения центров занятости, органов исполнительной власти и определяют сроки, ответственные организации и лица за разработку региональной программы выхода из критического состояния, а также дают заключения органам исполнительной власти о целесообразности в соответствии со статьей 7 Закона РФ “О занятости населения в РФ“ производить приостановку или поэтапное массовое высвобождение работников.

4.5. Комиссии проводят оценку степени проработки представляемых материалов и ожидаемой эффективности разрабатываемой по ее поручению программы, готовит предложения по ее доработке с учетом имеющихся возможностей и ресурсов и принимает решение о представлении разработанной программы в областную комиссию или ее отклонении.

4.6. Районные (городские) комиссии работают в тесном контакте с “трехсторонними“ комиссиями, создаваемыми на предприятиях из представителей профсоюзов, службы занятости населения и работодателей.

4.7. В распоряжении комиссий могут находиться группы быстрого реагирования для организации консультационной или иной помощи в кризисной ситуации с выездом на место.

4.8. На рассмотрение областной комиссии выносятся:

запросы территорий (городов и районов), оформленные в виде программ по решению социальных проблем, возникающих в критических ситуациях.

Такие программы представляются администрациями городов и районов и содержат, помимо предполагаемого областного (федерального) источника финансирования планируемых действий, средства самих городов и районов и предложения по поиску альтернативных источников. Программы по решению социальных вопросов должны быть составной частью более общих социально - экономических программ вывода города (района)
из кризисной ситуации.

4.9. Областная комиссия направляет подготовленные программы на заключения в департаменты и управления администрации области, в сферу компетенции которых входят вопросы, подлежащие решению в ходе реализации программы. К оценке предлагаемых программ могут привлекаться независимые эксперты и организации.

4.10. Департаменты и управления в своих заключениях дают оценку эффективности мероприятий, предложенных в программе, а также обоснованности и глубины проработки практических решений. Кроме того, департаменты и управления указывают на наличие реализуемых действий со стороны областных органов, на эффективность использования регионом ранее выделенных средств.

4.11. Комиссия проводит сравнительную оценку степени проработки и ожидаемой эффективности программ и готовит предложения по их доработке (отклонении) или о поддержке с учетом имеющихся возможностей и ресурсов, а также внесении программ на рассмотрение правительственной комиссии.

4.12. В распоряжении областной комиссии может находиться экспертная группа для организации консультационной и иной помощи кризисным районам с выездом на места, а также для организации контроля за правильностью и эффективностью производимых расходов. К работе могут привлекаться специалисты департаментов и управлений администрации области, организации, имеющие право на ведение аудиторской деятельности, контролирующие органы.

5. Основные компоненты программ

экстренных краткосрочных мер

по снятию социальной напряженности на рынке труда

5.1. Программы экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности на рынке труда направлены на преодоление действия объективных краткосрочных факторов (резкое колебание экономической конъюнктуры, стихийные бедствия и т.д.), повлекших за собой массовые высвобождения, резкое увеличение численности безработных граждан.

5.2. Основная цель программы экстренных краткосрочных мер по снятию напряженности на рынке труда - смягчение процесса высвобождения, предоставление высвобожденным гражданам новой работы, включая работу временного характера, гарантированная выплата пособия по безработице, имеющим на это право, организация программ повышения квалификации и
другие действия, направленные на поддержку граждан, в период действия факторов, приведших к краткосрочному критическому обострению ситуации на рынке труда.

5.3. Основные действия по программам экстренных мер в районах с критической ситуацией (по ряду вопросов потребуются решения Правительства, Федерального Собрания, главы областной администрации и областного Представительного Собрания)

5.3.1. Особый режим найма, увольнения и использования рабочей силы на действующих предприятиях, в который может входить:

- временное ограничение на дополнительный найм работников без

уведомления органов службы занятости;

- запрет на сверхурочные работы;

- специальные меры поощрения добровольному увольнению

работников, в первую очередь пенсионного возраста и

переселяющихся в другую местность;

- практика сокращения рабочего времени (дня, недели);

- практика предоставления частично оплачиваемых отпусков;

- обязательный порядок предоставления сведений о всех

вакансиях в центры занятости населения;

- особый контроль за порядком исполнения процедур,

предусмотренных нормативными актами по организации массового

высвобождения;

- дополнительные меры ответственности администраций предприятий за несоблюдение законодательства о труде и занятости и режима действий в чрезвычайных ситуациях.

5.3.2. Ответные меры на массовые увольнения могут предусматривать:

- создание на предприятиях “трехсторонних“ комитетов из

представителей работодателя, работников (профсоюза) и местной

службы занятости для решения задач:

анализа и поиска возможных альтернатив высвобождению (перепрофилирование производства, производство новых видов продукции, развитие маркетинга, повышение эффективности производства предприятия без сокращения числа занятых);

поиска путей сокращения фонда оплаты труда предприятия без принудительных увольнений работников;

максимально возможного увеличения периода времени от предупреждения до фактического увольнения работников с предприятия;

конкретного отбора работников, подлежащих увольнению на основе максимально возможного учета как потребностей предприятия, так и индивидуальных обстоятельств каждого работника;

- четкое оформление защиты тех граждан, которым угрожает

массовое высвобождение, включая:

обязательство работодателя предварительно уведомлять службу занятости и профсоюз предприятия о запланированном им высвобождении (период такого предварительного уведомления должен зависеть от количества
подлежащих высвобождению граждан и от ситуации на местном рынке труда);

обязательство работодателя предварительно уведомлять о высвобождении тех работников, которых оно затронет:

процедуры создания “трехсторонних“ комитетов и стадий их работы; создание четкой процедуры переговоров работодателя и профсоюзов об условиях сокращения работников, включающей:

- определение условий сокращения продолжительности рабочего

времени;

- условий перевода работников с одного рабочего места на

другое внутри предприятия;

- положение о “замораживании“ приема на работу новых

работников в период реорганизации предприятия;

- определение условий выплаты высвобождаемым работникам

компенсаций при высвобождении, в том числе за счет специально

создаваемых работодателями страховых фондов.

Процедуры организации ответных мер на угрозу массового высвобождения вносятся в коллективные договоры (соглашения).

5.3.3. Общественные работы

Под общественными работами в регионах с критической ситуацией понимаются специально создаваемые за счет средств бюджета или спонсоров временные трудоемкие рабочие места, как правило, ликвидируемые после завершения объема работ, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность.

5.3.3.1. Программы общественных работ, а также субсидируемых рабочих мест преследуют следующие цели:

- предоставление источника дохода для безработных, в

особенности для тех, кто исчерпал право на пособие и тем не

менее не нашел постоянную работу;

- развитие экономической и социальной инфраструктуры,

производство реально необходимых товаров и услуг;

- поддержание и развитие навыков работы и стимулов к труду

безработных, особенно молодежи и тех, кто впервые вступает на

рынок труда;

- проверка готовности безработных приступить к работе.

5.3.3.2. Для общественных работ можно использовать любые трудоемкие работы, которые местные администрации могут создать и которые будут приносить пользу, не требуя при этом высокой квалификации. К основным видам общественных работ могут относиться:

- ремонт дорог, улиц и тротуаров;

- ремонт и чистка дренажных систем;

- работы по озеленению;

- ремонт и эксплуатация общественных сооружений и систем;

- чистка, уборка и ремонт общественного транспорта;

- работа в учреждениях социальной помощи и т.п.

5.3.3.3. Местным администрациям необходимо:

заблаговременно определить вероятные виды, объемы общественных работ, перечень предприятий, участвующих в программах;

заблаговременно разработать административные процедуры, необходимые для начала реализации программ и готовые к применению на практике в любой момент, включая определение перечня лиц, которые могут возглавить временные бригады;

до начала организации общественных работ согласовать все совместные действия с другими организациями, которые будут участвовать в этих программах;

определить резервные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для быстрого развертывания программ, включая использование ресурсов военных подразделений и государственных резервов;

определить места возможного временного размещения участников широкомасштабных общественных работ в случае их проведения вдали от постоянного места жительства, а также требуемое оснащение (организация питания, медицинской помощи, охрана правопорядка и т.п.).

5.3.4. Служба занятости населения в критических ситуациях:

переходит при необходимости на многосменный режим работы;

мобилизует дополнительные кадровые ресурсы;

использует резерв средств фонда занятости, замораживает начало реализации новых программ и приостанавливает выполнение части действующих; финансовые ресурсы направляются прежде всего на выплату пособий по безработице;

приостанавливает или вводит иной порядок предоставления подходящей работы безработным: на период чрезвычайных ситуаций может считаться любая доступная работа;

вводит упрощенный порядок выплаты пособий по безработице;

периодичность выплаты пособия может быть изменена с двух раз в месяц на один раз в месяц, пособия стандартизируются.

5.3.5. Система обучения в чрезвычайных ситуациях.

В критических ситуациях в системе обучения может вводиться:

- продленное обучение в старших классах средней школы, на

старших курсах профессиональных учебных заведений, при

необходимости аналогичная практика применяется в отношении

негосударственных учебных заведений;

- дополнительные кратковременные курсы для безработных в

действующих учебных заведениях с их финансированием из

бюджета и Государственного фонда занятости;

- обязательный порядок предоставления сведений о вакантных

ученических местах в службу занятости населения для всех

профессиональных учебных заведений, включая учебные центры

предприятий.

5.3.6. Действия органов социальной защиты направляются на мобилизацию финансовых ресурсов на реализацию дополнительных благотворительных программ, включая организацию бесплатного питания и т.п.

5.4. Основным источником финансирования действий в рамках программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности на рынке труда являются собственные средства местных бюджетов и соответствующих территориальных бюджетов Государственного фонда занятости. В случае дефицита финансовых ресурсов может рассматриваться вопрос о дополнительном привлечении средств из областного бюджета или средств, находящихся в распоряжении правительства РФ, в первую очередь для обеспечения социальных гарантий гражданам, установленных законодательством РФ.

6. Программы экономического развития

и занятости населения

6.1. Программы экономического развития и занятости населения могут разрабатываться по рекомендации областной или правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в случае, если краткосрочные меры не могут быть эффективными.

6.2. Программы экономического развития и занятости населения разрабатываются с целью разрешения проблем, возникающих в результате действия средне- и долгосрочных экономических, географических и других факторов, и направлены на формирование благоприятных экономических условий развития возможностей для занятости населения.

Порядок и сроки их разработки и представления регулируются управлением экономических реформ Администрации области.

6.3. Программы экономического развития и занятости населения разрабатываются на основе детальной социально-экономической оценки региона с обязательным выделением конкретных ключевых целей программы и ожидаемого эффекта по снятию напряженности на рынке труда.

6.4. Экстренные краткосрочные меры могут стать составной частью указанных программ.

6.5. Покрытие части расходов по указанным программам осуществляется в порядке, установленном нормативными актами РФ.

Приложение

к Порядку действий в районах с

критической ситуацией на рынке

труда Астраханской области

1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ

-------------T----------T------------------------T--------------¬

¦ Раздел ¦ Группы ¦ Основные характеристи- ¦Основные цели ¦

¦ ¦ характе- ¦ ки ¦ ¦

¦ ¦ ристик ¦ ¦ ¦

+------------+----------+------------------------+--------------+

¦ 1 2 3 4 ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦ Общая хара- 1.Физико-географические Определить ¦

¦ ктеристика условия территории экономико-ге- ¦

¦ района (го- 2.Значение региона для ографические ¦

¦ рода) более обширной терри- и иные преи- ¦

¦ тории, страны, ближне- мущества ре- ¦

¦ го и дальнего зарубе- гиона и пре- ¦

¦ жья пятствия при ¦

¦ 3.Экономико-географичес- реализации ¦

¦ кое положение(городс- программ ¦

¦ кой или сельский, ¦

¦ перенасыщенный ¦

¦ промышленностью, отда- ¦

¦ ленный или транспо- ¦

¦ ртно доступный и т.д.) ¦

¦ 4.Уникальные особенности ¦

¦ (малочисленные народы, ¦

¦ отдаленные районы Край- ¦

¦ него Севера, язык, ку- ¦

¦ льтурные традиции и ¦

¦ т.д.) ¦

¦ ¦

¦ Экономика 1.Отрасли 1.Существующие отрасли Оценить эко- ¦

¦ хозяйства хозяйства. Ключевые номическое ¦

¦ сектора и отрасли спе- состояние ¦

¦ циализации. Доля высо- региона,вы- ¦

¦ котехнологических делить точ- ¦

¦ производств. ки возмож- ¦

¦ 2.Отрасли, находящиеся в ного актив- ¦

¦ состоянии подъема или ного роста, ¦

¦ спада. Уровень инвести- влияние на ¦

¦ ций,производства и рен- которые спо- ¦

¦ табельности собствует ¦

¦ 3.Перспективные отрасли расширению ¦

¦ 4.Основные проблемы и ос- возможностей ¦

¦ новные возможности раз- для занятос- ¦

¦ вития бизнеса ти ¦

¦ ¦

¦ 2.Факторы 1.Степень привлекательно- Оценить воз- ¦

¦ влияния сти отраслей для инвес- можности ¦

¦ тиции привлечения ¦

¦ 2.Оплата и условия труда инвестиций ¦

¦ в отраслях извне, ис- ¦

¦ 3.Влияние на окружающую пользовать ¦

¦ среду благоприят- ¦

¦ 4.Влияние внешних фак- ные внеш- ¦

¦ торов на состояние эко- ние факторы ¦

¦ мики региона (погранич- для развития ¦

¦ ная территория, наличие потенциала ¦

¦ крупных предприятий фе- региона ¦

¦ дерального значения, ¦

¦ близость международных ¦

¦ транспортных артерий ¦

¦ и т.д.) ¦

¦ 2.Предприя- 1.Типы,размеры,отраслевая Оценить ¦

¦ тия принадлежность предпри- степень ди- ¦

¦ ятий версифика- ¦

¦ 2.Занятые на крупных и ции произ- ¦

¦ мелких предприятиях водства,за- ¦

¦ 3.Местные предприятия в висимость ¦

¦ сельском хозяйстве, от крупных ¦

¦ промышленности, отрас- предприятий-¦

¦ лях услуг работодате- ¦

¦ 4.Тенденция развития малых лей,возмож- ¦

¦ предприятий ности мест- ¦

¦ ной эконо- ¦

¦ “ мики по на- ¦

¦ ращиванию ¦

¦ числа рабо- ¦

¦ чих мест ¦

¦ ¦

¦ Население 1.Население 1.Основные демографические Оценить де- ¦

¦ и рынок тенденции, состав населе- мографичес- ¦

¦ труда ния по полу и возрасту, кую состав- ¦

¦ демографическое равнове- ляющую, сп- ¦

¦ сие и последствия его рос со сто- ¦

¦ нарушения,демографичес- роны насе- ¦

¦ кая нагрузка на эконо- ления на ¦

¦ мику рабочие ме- ¦

¦ 2.Соотношение демографиче- ста ¦

¦ ских тенденций со спро- ¦

¦ сом и предложением рабо- ¦

¦ чей силы ¦

¦ 2.Занятость 1.Характер занятости (пол- Оценить ¦

¦ ный рабочий день, само- имеющиеся ¦

¦ занятость частичная за- возможнос- ¦

¦ нятость,сезонная,эпизо- ти системы ¦

¦ дическая занятость) рабочих ¦

¦ 2.Распределение рабочей мест для ¦

¦ силы в районе (городе) обеспече- ¦

¦ по отраслям экономики ния ¦

¦ 3.Территориальное распре- ¦

¦ деление рабочих мест ¦

¦ 4.Территориальное распре- ¦

¦ деление вакансий ¦

¦ 5.Трудозаполняемые вакан- ¦

¦ сии и причины ¦

¦ 3.Безра- 1.Структура и продолжите- Оценить ха- ¦

¦ ботица льность безработицы рактер без- ¦

¦ 2.Социально-демографичес- работицы ¦

¦ кий состав безработных для приня- ¦

¦ 3.Наличие особых групп, тия целей ¦

¦ не имеющих работу (выпу- решений ¦

¦ скники,беженцы и т.д.) ¦

¦ 4.Концентрация безработицы ¦

¦ в сравнении с другими ¦

¦ районами области ¦

¦ 4.Квалифи- 1.Квалификационно-образо- Оценить ¦

¦ кация ра- вательные характеристи- призводст- ¦

¦ бочей ки рабочей силы венные на- ¦

¦ силы 2.Структура спроса на ра- выки (прео- ¦

¦ бочую силу в профессио- бладание ¦

¦ нально-квалификационном текстильщи- ¦

¦ разрезе ков,уголь- ¦

¦ 3.Отрасли и районы,испы- щиков,тра- ¦

¦ тывающие нехватку ква- диционных ¦

¦ лифицированной рабочей промыслов и ¦

¦ силы квалифика- ¦

¦ ционных во- ¦

¦ зможностей ¦

¦ населения ¦

¦ для удовле- ¦

¦ творения ¦

¦ потребности ¦

¦ экономики в ¦

¦ рабочей силе¦

¦ 5.Обучение 1.Имеющиеся учебные воз- Оценить во- ¦

¦ можности (учебные,заве- зможности ¦

¦ дения,курсы,программы обучающейся ¦

¦ и т.д.) системы для ¦

¦ 2.Потребность в учебных повышения ¦

¦ курсах качества ¦

¦ 3.Отношение работодателей предложения ¦

¦ и работников к обучению рабочей си- ¦

¦ лы ¦

¦ Качество 1.Уровень жизни в районе ¦

¦ жизни (городе), доходы населения ¦

¦ 2.Состояние жилищного хо- ¦

¦ зяйства,здравоохранения, ¦

¦ образования ¦

¦ 3.Качество окружающей ¦

¦ среды ¦

¦ Инфраструк- 1.Наличие основных авто- Оценить ¦

¦ тура мобильных и железных уровень ин- ¦

¦ дорог, морских портов фраструк- ¦

¦ и аэропортов турного ¦

¦ 2.Средства связи обеспечения ¦

¦ развития ¦

¦ экономики ¦

¦ региона ¦

¦ Земля и не- 1.Резервы земельных участ- Оценить ¦

¦ движимость ков,пригодных для разра- возможности ¦

¦ ботки и использования использова- ¦

¦ для дальнейшего разви- ния земель ¦

¦ тия хозяйства и недвижи- ¦

¦ 2.Имеющаяся недвижимость, мости для ¦

¦ пригодная для предприятий нового ст- ¦

¦ разного типа (для мелких, роительства ¦

¦ средних, крупных, высоко- расширения ¦

¦ технологических предпри- производств ¦

¦ ятий, офисов) (новых ра- ¦

¦ бочих мест) ¦

L----------------------------------------------------------------

Главная задача социально-экономической оценки региона - выявить ключевые проблемы, препятствующие расширению занятости, и на основе реализации целевых действий расширить экономические возможности увеличения числа рабочих мест, опираясь в первую очередь на местные ресурсы и местную экономику.

2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ВОЗМОЖНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ

-------------------T-------------------------T------------------¬

¦ Тип безработицы ¦ Характер проблемы ¦ Возможные дей- ¦

¦ ¦ ¦ ствия ¦

+------------------+-------------------------+------------------+

¦ Краткосрочная Задержка с поиском Развитие служб ¦

¦ новой работы. От- занятости Кон- ¦

¦ сутствие информации сультации по ¦

¦ о наличии рабочих трудоустройству.¦

¦ мест. Период отсут- Активный поиск ¦

¦ ствия работы у лю- вакансий. ¦

¦ дей, входящих в дан- ¦

¦ ную группу, обычно ¦

¦ непродолжителен, так ¦

¦ как их качества устра- ¦

¦ ивают нанимателей. ¦

¦ ¦

¦ Структурная Сокращение потребности Переподготов- ¦

¦ в рабочих традиционных ка, миграция, ¦

¦ специальностях или не- самозанятость ¦

¦ квалифицированном труде. или досрочная ¦

¦ Рабочие с низкой ква- пенсия, кон- ¦

¦ лификацией и недоста- сультирование ¦

¦ точным образованием по- по трудоуст- ¦

¦ двержены наибольшему ри- ройству, субси-¦

¦ ску длительной безрабо- дируемая заня-¦

¦ тицы. тость. Общест-¦

¦ венные и иные ¦

¦ временные ра- ¦

¦ боты. ¦

¦ ¦

¦ Циклическая, Недостаточный спрос на Самостоятель- ¦

¦ связанная со рабочую силу. Улучшение ная занятость,¦

¦ снижением обстановки определяется создание рабо-¦

¦ спроса на возможностями оздоро- чих мест, ди- ¦

¦ рабочую силу вления экономики в целом. версификация ¦

¦ экономики,ме- ¦

¦ ры социальной ¦

¦ поддержки, ко-¦

¦ нсультации по ¦

¦ трудоустройст-¦

¦ ву, субсидиру-¦

¦ емая занято- ¦

¦ сть. Общест- ¦

¦ венные и иные ¦

¦ временные ра- ¦

¦ боты. Поощре- ¦

¦ ние малого ¦

¦ бизнеса. ¦

¦ ¦

¦ Скрытая (офи- Неполный учет при реги- Совершенство- ¦

¦ циально неучи- страции людей, ищущих вание служб ¦

¦ тываемая) работу. занятости ¦

¦ ¦

¦ Скрытая на Неполная загрузка про- Восстановление¦

¦ производстве изводственных мощностей, обычного режи-¦

¦ (“недозаня- “временное увольнение“ ма работы пре-¦

¦ тость“) работников без прерыва- дприятий. Спе-¦

¦ ния трудовых отношений. циальная кад- ¦

¦ Улучшение определяется ровая политика,¦

¦ возможностями восстано- включая органи¦

¦ вления нормального ре- зацию растяну-¦

¦ жима работы предприятий. того во време-¦

¦ ни высвобожде-¦

¦ ния, в случае ¦

¦ невозможности ¦

¦ загрузки про- ¦

¦ изводства. Ор-¦

¦ ганизация вну-¦

¦ трипроизводст-¦

¦ венного повы- ¦

¦ шения квали- ¦

¦ фикации и вну-¦

¦ тренних работ ¦

¦ (по благоуст- ¦

¦ ройству прои- ¦

¦ зводственных ¦

¦ площадок) и ¦

¦ т. д. ¦

¦ Сезонная Ежегодное снижение Диверсификация¦

¦ уровня занятости экономики, сни¦

¦ жение зависи- ¦

¦ мости от сезо-¦

¦ нного монопро-¦

¦ изводства. ¦

L----------------------------------------------------------------

Утверждены

Постановлением Главы Администрации

области от 22 ноября 1994 г. N 309

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

НА РЫНКЕ ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

---------------T-------------T----------------T-----------------¬

¦Наименование ¦ Срок ис- ¦ Ответственный ¦Предполаг. объемы¦

¦мероприятий ¦ полнения ¦ исполнитель ¦ и источники фин.¦

+--------------+-------------+----------------+-----------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+--------------+-------------+----------------+-----------------+

¦ Меры по предотвращению кризисных явлений в экономике области ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦Разработать про- 4 кварт. Главы админи- Областной, мест-¦

¦грамму экономи- 1994 г. страций горо- ные бюджеты,сре-¦

¦ческого разви- дов и районов, дства предприя- ¦

¦тия и занято- управление тий ¦

¦сти населения экономических ¦

¦на основе де- реформ, тер- ¦

¦тальной соци- 1 кварт. риториальное ¦

¦ально-эконо- 1995 г. агентство ФУ по ¦

¦мической оценки делам о ¦

¦района. С этой несостоятель- ¦

¦целью провести ности, эконо- ¦

¦экспертизу фи- мическое упра- ¦

¦нансового со- вление ¦

¦стояния пред- ¦

¦приятий, про- ¦

¦изводящих мас- ¦

¦совое высвобо- ¦

¦ждение работ- ¦

¦ников ¦

¦ ¦

¦Внести необ- 4 кварт. Главы админи- ¦

¦ходимые уто- 1994 г. страций горо- ¦

¦чнения в про- дов и районов, ¦

¦граммы соци- управление эко- ¦

¦ально-эконо- номических ре- ¦

¦мического ра- форм ¦

¦звития терри- ¦

¦торий на 1995- ¦

¦1997 годы, ¦

¦имея в виду пе- ¦

¦рвоочередные ¦

¦меры по раз- ¦

¦витию произ- ¦

¦водительных ¦

¦сил, органи- ¦

¦зацию новых ¦

¦рабочих мест ¦

¦ ¦

¦Представить “-“ ¦

¦территориаль- ¦

¦ные предложе- ¦

¦ния и расчеты ¦

¦по следующим ¦

¦целевым обла- ¦

¦стным програм- ¦

¦мам: ¦

¦- Поддержка “-“ ¦

¦малого пред- ¦

¦приниматель- ¦

¦ства (разви- ¦

¦тие малой аг- ¦

¦ро- и рыбо- ¦

¦переработки, ¦

¦производства ¦

¦товаров народ. ¦

¦потребления); ¦

¦- Развитие “-“ ¦

¦крестьянских ¦

¦(фермерских ¦

¦хозяйств и ¦

¦сельскохо- ¦

¦зяйственных ¦

¦кооперативов ¦

¦(обустройство ¦

¦хозяйств). ¦

¦ ¦

¦Завершить пе- 1995 г. Главы админи- местные, обла- ¦

¦редачу объек- страций, го- стной бюджеты ¦

¦тов социальной родов и рай- ¦

¦сферы на баланс онов, финан- ¦

¦местных органов совое управ- ¦

¦власти. При не- ление ¦

¦обходимости пре- ¦

¦дусмотреть целе- ¦

¦вое финансирова- ¦

¦ние на частичную ¦

¦компенсацию со- ¦

¦циальных расхо- ¦

¦дов предприятий ¦

¦ ¦

¦Оказывать содей- 4 кварт. Администрация ¦

¦ствие в сохране- 1994 г. области, обл. ¦

¦нии рабочих мест, центр занятости ¦

¦для чего: ¦

¦- выйти с предло- ¦

¦жением в Федераль- ¦

¦ную службу заня- ¦

¦тости России о во- ¦

¦сстановлении права ¦

¦выдачи беспроцент- ¦

¦ных кредитов на ¦

¦сохранение рабочих ¦

¦мест за счет сред- ¦

¦ств Государствен- ¦

¦ного фонда занято- ¦

¦сти населения; ¦

¦- предусмотреть “-“ финансовое уп- областной бюд- ¦

¦в областном и ме- равление, мест- жет 1.5 млрд. ¦

¦стных бюджетах ные администра- руб., местные ¦

¦средства на при- ции, управление бюджеты 25 млн. ¦

¦остановку или по- экономических рублей ¦

¦этапное проведение реформ ¦

¦массовых высвобо- ¦

¦ждений работников ¦

¦ ¦

¦Рассмотреть воз- 1 кварт. управление эко- ¦

¦можность созда- 1995 г. номических ре- ¦

¦ния при Админи- форм ¦

¦страции области ¦

¦маркетинговой ¦

¦службы ¦

¦ ¦

¦Рассмотреть во- 1 кварт. местные адми- ¦

¦прос и внести 1995 г. нистрации уп- ¦

¦предложения по равление сель- ¦

¦организации в ского хозяйст- ¦

¦сельской мест- ва, управление ¦

¦ности: экономических ¦

¦- цехов по пе- реформ ¦

¦рвичной перера- ¦

¦ботке сельхоз- ¦

¦продукции в на- ¦

¦селенных пун- ¦

¦ктах с наиболь- ¦

¦шим числом не- ¦

¦занятого насе- ¦

¦ления; ¦

¦- торгово- по- ¦

¦среднических ¦

¦фирм, обеспе- ¦

¦чивающих сырь- ¦

¦ем, расходными ¦

¦материалами, ¦

¦запасными ча- ¦

¦стями граждан, ¦

¦оказывающих ¦

¦бытовые услуги ¦

¦населению; ¦

¦- возрождению ¦

¦народных про- ¦

¦мыслов и реме- ¦

¦сел. ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦ Меры по правовому обеспечению смягчения последствий ¦

¦ кризисных ситуаций на рынке труда ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦Установить ко- постоянно Главы админи- ¦

¦нтроль за со- страций горо- ¦

¦блюдением ус- дов и районов, ¦

¦ловий привати- фонды област- ¦

¦зации предпри- ного и муници- ¦

¦ятий в части пального иму- ¦

¦сохранения щества, коми- ¦

¦профиля рабо- теты по упра- ¦

¦ты и числен- лению имущес- ¦

¦ности работа- твом ¦

¦ющих ¦

¦ ¦

¦При заключе- с 1 кв. Фонды област- ¦

¦нии контрак- 1995 г. ного и муници- ¦

¦тов с руково- пального иму- ¦

¦дителями пред- щества, коми- ¦

¦приятий и ор- теты по упра- ¦

¦ганизаций об- влению имущес- ¦

¦ластной и му- твом, главы ¦

¦ниципальной администраций ¦

¦собственнос- ¦

¦ти в качестве ¦

¦одного из ос- ¦

¦новных условий ¦

¦ставить сохра- ¦

¦нение числен- ¦

¦ности работа- ¦

¦ющих, повыше- ¦

¦ние их квали- ¦

¦фикации и пе- ¦

¦реобучение ¦

¦ ¦

¦Подготовить 4 кварт. областной це- ¦

¦и направить 1994 г. нтр занятости ¦

¦в правитель- ¦

¦ство России ¦

¦предложения ¦

¦о предостав- ¦

¦лении полно- ¦

¦мочий обла- ¦

¦стному пред- ¦

¦ставительно- ¦

¦му собранию ¦

¦на введение ¦

¦в кризисных ¦

¦ситуациях ¦

¦на рынке ¦

¦труда: ¦

¦- трудоус- ¦

¦тройства и ¦

¦увольнения ¦

¦работников ¦

¦только че- ¦

¦рез службу ¦

¦занятости; ¦

¦- обязате- ¦

¦льного пре- ¦

¦доставления ¦

¦центрам за- ¦

¦нятости ин- ¦

¦формации о ¦

¦наличии ва- ¦

¦кантных ра- ¦

¦бочих мест; ¦

¦- упрощен- ¦

¦ной регис- ¦

¦трации без- ¦

¦работных и ¦

¦стандарти- ¦

¦зации посо- ¦

¦бия по без- ¦

¦работице на ¦

¦уровне мини- ¦

¦мальной за- ¦

¦работной ¦

¦платы; ¦

¦- изменения ¦

¦критериев для ¦

¦определения ¦

¦подходящей ¦

¦работы. ¦

¦ ¦

¦Обратиться 4 кварт. управление ¦

¦в Правитель- 1994 г. труда ¦

¦ство России ¦

¦по вопросу ¦

¦ускорения ¦

¦формирова- ¦

¦ния механи- ¦

¦зма созда- ¦

¦ния право- ¦

¦вой инспе- ¦

¦кции труда. ¦

¦ ¦

¦Рассмотреть 1 кварт. местные местные бюджеты¦

¦возможность 1995 г. администрации ¦

¦принятия ре- ¦

¦шений об ос- ¦

¦вобождении от ¦

¦уплаты реги- ¦

¦страционных ¦

¦и лицензион- ¦

¦ных сборов ¦

¦безработных ¦

¦граждан, же- “ ¦

¦лающих откры- ¦

¦ть собствен- ¦

¦ное дело ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦ Дополнительные меры по содействию занятости населения ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦Разработать 1995 г. управления областной бюджет¦

¦прогноз рын- труда, эко- 300 млн.руб. ¦

¦ка труда, по- номических ¦

¦дготовки и пере- реформ, об- ¦

¦подготовки пер- ластной центр ¦

¦сонала до 2005 занятости ¦

¦года ¦

¦В рамках про- постоянно областной, гор- Государственный ¦

¦граммы содей- райцентры заня- фонд занятости ¦

¦ствия занятос- тости 10.8 млн. руб. ¦

¦ти молодежи ¦

¦продолжить фи- ¦

¦нансирование ¦

¦мероприятий по ¦

¦временной заня- ¦

¦тости молодежи ¦

¦и подростков ¦

¦ ¦

¦Предусмотреть 4 кварт. областной Государственный¦

¦в бюджете фонда 1994 г. центр фонд занятости ¦

¦занятости по занятости 67.7 млн. руб. ¦

¦Астраханской ¦

¦области сред- ¦

¦ства на компе- ¦

¦нсационные вы- ¦

¦платы работни- ¦

¦кам, направлен- ¦

¦ным по инициа- ¦

¦тиве работо- ¦

¦дателей в от- ¦

¦пуска без со- ¦

¦держания или ¦

¦работающим по ¦

¦графику непол- ¦

¦ного рабочего ¦

¦времени ¦

¦ ¦

¦Оказывать со- постоянно областной, ¦

¦действие рабо- городские и ¦

¦тодателям в со- районные це- ¦

¦здании новых ра- нтры занято- ¦

¦бочих мест, для сти ¦

¦чего: ¦

¦- разработать 4 кварт. “-“ Государств.фонд ¦

¦программу инве- 1994 г. фонд занятости ¦

¦стирования сред- 1 млрд. руб; об ¦

¦ств на создание ластной бюджет ¦

¦новых рабочих 0.5 млрд.руб. ¦

¦мест в 1995 году; ¦

¦- провести об- 1994- областной Государственный ¦

¦ластной конкурс 1995 гг центр заня- фонд занятости ¦

¦проектов работо- тости, упра- 557.5 млн.руб., ¦

¦дателей по орга- вление эконо- областной бюд- ¦

¦низации новых ра- мических ре- жет 300 млн. руб¦

¦бочих мест; форм ¦

¦- заключить сог- 4 кварт. областной ¦

¦лашение между об- 1994 г. центр заня- ¦

¦ластным центром тости, упра- ¦

¦занятости и ад- вление эконо- ¦

¦министрацией об- мических ре- ¦

¦ласти по поддер- форм. ¦

¦жке малого и сре- ¦

¦днего бизнеса для ¦

¦содействия в орга- ¦

¦низации новых ра- ¦

¦бочих мест. ¦

¦ ¦

¦Оказывать финан- постоянно областной, го- областной ¦

¦совую поддержку ррайцентры за- бюджет 100 млн.¦

¦предприятиям, за- нятости, депа- рублей ¦

¦нимающимся профе- ртамент соцза- ¦

¦ссиональной реаби- щиты ¦

¦литацией и трудо- ¦

¦устройством инва- ¦

¦лидов ¦

¦ ¦

¦Оказывать финан- постоянно департаменты областной ¦

¦совую помощь соцзащиты,об- бюджет 20 млн. ¦

¦учебным заведе- разования, це- рублей ¦

¦ниям, осущест- нтры занятости ¦

¦вляющим профес- ¦

¦сиональную под- ¦

¦готовку и пере- ¦

¦подготовку ин- ¦

¦валидов детства ¦

¦и инвалидов 1 и ¦

¦2 групп по заяв- ¦

¦кам службы заня- ¦

¦тости ¦

¦ ¦

¦Организовать ку- постоянно горрайцентры Государствен- ¦

¦рсы начинающих занятости ный фонд заня- ¦

¦предпринимателей тости ¦

¦из числа безра- ¦

¦ботных с целью ¦

¦оказания содей- ¦

¦ствия в открытии ¦

¦собственного де- ¦

¦ла ¦

¦ ¦

¦Выдавать субси- постоянно Государственный¦

¦дии безработным фонд занятости ¦

¦гражданам на от- 56.9 млн. рублей¦

¦крытие собствен- ¦

¦ного дела ¦

¦ ¦

¦Ввести в практи- постоянно департамент ¦

¦ку утверждение образования, ¦

¦плана-заказа на местные адми- ¦

¦подготовку кад- нистр. центры ¦

¦ров в каждом ра- занятости ¦

¦йоне для каждого ¦

¦ПТУ главой мест- ¦

¦ной администра- ¦

¦ции, руководите- ¦

¦лями службы за- ¦

¦нятости и орга- ¦

¦на управления ¦

¦образования в ¦

¦районе ¦

¦ ¦

¦Разработать ус- 4 кварт. департамент обл. бюджет ¦

¦ловия и порядок 1994 г. образования, --------------- ¦

¦финансирования обл. центр млн. рублей ¦

¦создания учени- занятости, ¦

¦ческих рабочих финансовое ¦

¦мест на произ- управление ¦

¦водстве и на ба- ¦

¦зе мастерских ¦

¦ПТУ, предусмот- ¦

¦реть средства на ¦

¦эти цели в обла- ¦

¦стном бюджете ¦

¦ ¦

¦Организовать вре- постоянно областной, средства рабо- ¦

¦менную и сезонную горрайцентры тодателей ¦

¦занятость безра- занятости ¦

¦ботных граждан в ¦

¦строительном и ¦

¦сельскохозяйст- ¦

¦венном производ- ¦

¦стве, рыбопере- ¦

¦работке, комму- ¦

¦нальном хозяйст- ¦

¦ве ¦

¦ ¦

¦Определить виды, 4 кварт. местные адми- средства рабо- ¦

¦объемы и источ- 1994 г. нистрации, тодателей, мес- ¦

¦ники финансиро- центры заня- тные бюджеты - 12¦

¦вания обществе- тости млн. рублей, Го-¦

¦нных работ, зак- сударственный ФЗ¦

¦лючить договоры - 16.3 млн. руб-¦

¦на их организа- лей ¦

¦цию с работода- ¦

¦телями ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦ Организационные мероприятия ¦

+---------------------------------------------------------------+

¦Рассмотреть воз- 1 кварт. комитет по областной ¦

¦можность органи- 1995 г. делам моло- бюджет ¦

¦зации филиалов дежи ¦

¦молодежной биржи ¦

¦труда во всех ¦

¦районах области ¦

¦ ¦

¦Заключить согла- 4 кварт. территориаль- ¦

¦шение между тер- 1994 г. ное агентство ¦

¦риториальным - ФУ по делам ¦

¦агентством федера- о несосто- ¦

¦льного управле- ятельности, ¦

¦ния по делам о областной ¦

¦несостоятельнос- центр заня- ¦

¦ти (банкротстве) тости ¦

¦и областным цен- ¦

¦тром занятости ¦

¦о взаимных дей- ¦

¦ствиях при пред- ¦

¦пологаемых банк- ¦

¦ротствах пред- ¦

¦приятий ¦

¦ ¦

¦Разработать сис- 1995 г. комитет по ¦

¦тему сбора инфо- статистике ¦

¦рмации по подго- Астраханской ¦

¦товке, перепод- области ¦

¦готовке специа- ¦

¦листов на произ- ¦

¦водстве на осно- ¦

¦ве современных ¦

¦информационных ¦

¦технологий ¦

¦ ¦

¦Пересмотреть ст- 4 кварт. областной, средства ¦

¦руктуру област- 1994 г. горрайцентр Государствен- ¦

¦ной службы заня- занятости ного фонда за- ¦

¦тости населения нятости ¦

¦с целью увеличе- ¦

¦ния контактной ¦

¦зоны, организа- ¦

¦ции филиалов в ¦

¦населенных пун- ¦

¦ктах с наиболее ¦

¦высоким уровнем ¦

¦безработицы: пе- ¦

¦ресмотра режима ¦

¦работы по приему ¦

¦безработного на- ¦

¦селения ¦

L----------------------------------------------------------------

Утверждено

Постановлением Главы Администрации

области от 22 ноября 1994 г. N 309

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВРЕМЕННЫХ РАБОТ ДЛЯ ГРАЖДАН, ПРИЗНАННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ

ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ И ИЩУЩИХ РАБОТУ

1. Общее положение

Временные работы на территории Астраханской области организуются за счет:

- создания временных рабочих мест на предприятиях, в

организациях, независимо от форм собственности, выполняющих

работы и услуги, признанные социально значимыми для данного

региона;

- создания временных рабочих мест на предприятиях, в

организациях, независимо от форм собственности, выполняющих

иные работы или услуги, но не имеющих в настоящее время особо

важного значения для данного региона.

Временные работы организуются по предложению центров занятости, местных администраций и заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в период безработицы для благоустройства населенных пунктов и прилегающих территорий, в сфере социального и бытового обслуживания, сакмане, уходных и уборочных работах в сельском хозяйстве, рыбопереработке, переработке овощей, а также других сферах деятельности, которые финансируются за счет средств работодателей, местного и областного бюджетов и средств Государственного фонда занятости.

При их создании подбираются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие специальной профессиональной подготовки, организуемые для временной занятости граждан, которые по не зависящим от них причинам, не имеют работы и заработка (дохода), испытывают затруднения с подбором постоянного места работы и претендуют на получение пособия по безработице.

Финансирование создания и проведения временных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, местными советами либо центрами занятости.

Продолжительность временной работы не должна превышать шести месяцев по каждому рабочему месту.

Временная работа считается подходящей для лиц:

- нуждающихся в профессионально-трудовой реабилитации в связи

со значительным (более 3 лет) перерывом в работе;

- окончивших ПТУ, курсы, колледжи, лицеи и иные учебные

заведения, но не работавших по полученной специальности более

года;

- уволившихся по собственному желанию и не работавших перед

обращением в центры занятости более шести месяцев;

- вернувшихся из мест лишения свободы и не имеющих постоянной

работы более 3 месяцев;

- признанных беженцами и вынужденными переселенцами и не

имеющих постоянной работы более 3 месяцев;

- состоящих на учете в центрах занятости в поисках постоянной

работы более 8 месяцев.

Для иных категорий граждан, имеющих специальность и высокую квалификацию, но не имеющих работы и состоящих на учете в центрах занятости в поисках постоянной работы, в качестве временной работы может быть предложена любая работа из числа признанных социально значимой для данного региона. В случае согласия со стороны данных граждан на выполнение предложенной временной работы за ними сохраняется пособие по безработице в установленном размере на период выполнения временной работы и им выплачивается заработная плата за выполняемую временную работу.

Транспортная доступность для временных работ - максимальная удаленность от постоянного места жительства гражданина определяется постановлением Главы Администрации с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, позволяющей в течение дня добраться до работы и вернуться к месту постоянного проживания.

2. Взаимодействие органов службы занятости

населения, работодателей и глав администраций

в организации временных работ

Организация работы по временному трудоустройству граждан осуществляется на основе всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребностей безработных в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости.

Администрации городов и районов совместно с органами службы занятости, работодателями определяют перечень временных работ, их объемы и виды.

Используя сведения о наличии временных рабочих мест, центры занятости организуют среди населения разъяснительную работу о возможностях трудоустройства безработных, их правах и обязанностях при трудоустройстве на временные работы.

Центры занятости, наряду с традиционной индивидуальной формой трудоустройства, могут оказывать помощь в формировании бригад и групп для работы по договорам с работодателями, подбирают руководителей бригад из числа безработных, заключают с предприятиями и другими работодателями двусторонние договора на организацию временных рабочих мест.

При наличии финансовых средств у работодателя он может самостоятельно, минуя центры занятости, создавать и организовывать временные рабочие места, предварительно согласовывая объемы, виды и сроки с главами администраций поселков, городов и районов. При этом прием граждан работодателями на временные работы производится на контрактной основе.

Прием на временную работу граждан производится приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации в соответствии со статьями 15, 17, 18 КЗоТ РФ на основании письменного заявления трудоустраиваемого и направления центра занятости населения. Во всех документах (приказе, распоряжении, заявлении и направлении на работу) указывается срок заключаемого трудового договора (контракта) (до 6 месяцев).

Работодатель обязан организовать рабочее место и труд принятого на работу, вести учет рабочего времени, контроль за соблюдением внутреннего распорядка и своевременно сообщать о нарушении трудовой и производственной дисциплины в центр занятости.

3. Участие граждан во временных работах

Размер заработной платы на временных работах устанавливается не ниже минимального уровня оплаты труда и, как правило, должен соответствовать заработной плате основных работников соответствующих профессий, специальностей, должностей.

В случае заболевания работника дни нетрудоспособности оплачиваются работодателями на общих основаниях. Если работник был трудоустроен по направлению центра занятости с правом получения пособия по безработице центры занятости оплачивают время нетрудоспособности, но не более 30 календарных дней, в размере причитающегося пособия по безработице.

При расторжении трудового договора по инициативе работодателя, из-за отсутствия объемов работы или истечения сроков трудового договора (контракта) пособие по безработице гражданам, состоящим на учете, назначается на общих основаниях в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“.

Время, отработанное на временных рабочих местах, входит в общий трудовой стаж, и в трудовую книжку работника вносится соответствующая запись о приеме и увольнении.

Граждане, признанные безработными и трудоустроенные на временные рабочие места, пользуются преимущественным правом занятия освободившихся постоянных рабочих мест в соответствии с их квалификацией и профессиональной подготовкой.

4. Экономические стимулы работодателям в организации

и проведении временных работ

В случае если работодатель берется за выполнение работ и услуг, отнесенных совместными решениями администраций и центров занятости к социально значимым, и принимает на данные рабочие места граждан из числа лиц, признанных в установленном порядке безработными, то центры занятости финансируют из Государственного Фонда занятости в пределах соответствующей статьи бюджета оплату труда до уровня минимальной заработной платы. Данные выплаты относятся к компенсационным и освобождаются от всех видов налогов и платежей, отчисляемых в областной и местный бюджеты.

В случае если работодатель организует выполнение работ и услуг с оформлением на временные работы социально незащищенной категории населения (подростки, инвалиды и т.п.), то он может рассчитывать на участие центров занятости в льготном кредитовании.