Законы и бизнес в России

Постановление Государственной Думы ЯНАО от 05.04.1999 N 564 “О Концепции семейной политики в Ямало - Ненецком автономном округе“

Утратил силу с 24 ноября 2004 года в связи с изданием Постановления Государственной Думы ЯНАО от 24.11.2004 N 1501.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 1999 г. N 564

О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Рассмотрев Концепцию семейной политики в Ямало - Ненецком автономном округе, на основании статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало - Ненецкого автономного округа постановила:

1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ямало - Ненецком автономном округе.

2. Направить Концепцию губернатору автономного округа для использования соответствующими структурными подразделениями администрации округа и администрациями муниципальных образований в работе.

3. Опубликовать Концепцию семейной политики в
Ямало - Ненецком автономном округе в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на председателя Государственной Думы Ямало - Ненецкого автономного округа Артюхова А.В.

Председатель

Государственной Думы

автономного округа

А.В.АРТЮХОВ

Утверждена

Постановлением

Государственной Думы

Ямало - Ненецкого

автономного округа

от 5 апреля 1999 г. N 564

КОНЦЕПЦИЯ

СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

I. Введение

1.1. Концепция семейной политики в Ямало - Ненецком автономном округе (в дальнейшем - автономный округ) определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной семейной политики в автономном округе и нацелена на реализацию семьей ее функций и повышение качества жизни семьи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, другими нормативно - правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Ямало - Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления автономного округа с учетом реальной социально - экономической ситуации в современной России.

Концепция разработана на основе утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 N 712 основных направлений государственной семейной политики исходя из:

- непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;

- понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;

- признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально - экономической трансформации общества;

- учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных
мер государственной семейной политики в современных условиях.

1.2. Семейная политика в автономном округе является составной частью социальной политики округа и представляет собой целостную систему принципов и мер организационного, экономического, правового, научного, информационно - просветительского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семей.

1.3. Субъектами семейной политики в автономном округе выступают органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

II. Цель семейной политики в автономном округе

2.1. Цель семейной политики в автономном округе заключается в обеспечении необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

III. Основные принципы семейной политики

в автономном округе

3.1. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной политики в округе должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

3.2. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

3.3. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

3.4. Равноправие
между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.

3.5. Единство семейной политики на федеральном и окружном уровнях.

3.6. Принятие на себя автономным округом совместно с федеральными органами государственной власти обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

3.7. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально - приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

3.8. Преемственность и стабильность мер семейной политики в автономном округе. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

IV. Основные направления семейной политики в

автономном округе

4.1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе с помощью преимущественного привлечения на работу жителей автономного округа, более широкого применения внутрирегиональной вахты взамен межрегиональной вахты, ограничения въезда в округ;

б) социальную защиту работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, в том числе с помощью переселения семей таких работников из районов Крайнего Севера согласно действующим в автономном округе нормативно - правовым актам и программам;

в)
усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей коренных малочисленных народов Севера, семей одиноких и многодетных родителей, военнослужащих срочной службы, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых и иных льгот организациям, использующим их труд; стимулирование выезда пенсионеров из районов Крайнего Севера;

г) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства, в том числе предоставление компенсаций семьям коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, осуществляющих этнообразующую деятельность;

д) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей коренных малочисленных народов Севера;

е) обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий;

ж) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при регулировании цен и тарифов для населения, необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений, семейного и детского отдыха;

з) сохранение в дальнейшем социальной поддержки семьи в виде дополнительных выплат из окружного бюджета или натуральных выдач, оказания услуг работникам бюджетной сферы, а также неработающим пенсионерам,
проживающим в округе и проработавшим в нем более 15 лет;

и) дальнейшее развитие системы поддержки приемной семьи и молодой семьи.

4.2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

а) усиление государственного контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации и автономного округа в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

б) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений;

в) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно - нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью;

г) оказание помощи подросткам, остающимся во время летних каникул в округе и желающим устроиться на работу.

4.3. Охрана здоровья семьи, включая:

а) доступность для всех семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;

в) усиление службы разъездных фельдшеров и повышение качества профилактических
осмотров детей, оказания медицинской и консультативной помощи в районах;

г) меры по стабильному обеспечению детей продуктами детского питания, особенно в сельских районах;

д) организацию оздоровительных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений или оздоровительных групп в них, оснащенных современным медицинским и спортивным оборудованием;

е) профилактику врожденной инвалидности, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

ж) меры по снижению материнской, перинатальной и младенческой смертности, особенно у коренных малочисленных народов Севера;

з) улучшение медико - социальной помощи детям - инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия; внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

и) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях;

к) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Обеспечение через аптечную систему контрацептивами подростков, особенно из “группы риска“.

4.4. Помощь семье в воспитании детей путем:

а) финансовой поддержки издания и распространения специальной литературы по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

б) запрета на изготовление, распространение и
рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет и иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

в) координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

г) дальнейшего развития системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

д) совершенствования деятельности органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

е) активизации работы соответствующих структурных подразделений администрации округа и муниципальных образований по организации семейных мероприятий (конкурсов “Мама, папа, я - дружная семья “, спортивных соревнований, совместного проведения праздников, концертов в дошкольных учреждениях и общеобразовательных учебных заведениях и т.п.).

V. Механизмы реализации Концепции семейной

политики в автономном округе

5.1. Для обеспечения постоянно действующего механизма управления необходимо укрепить или создать в составе главного управления по труду и социальной защите населения администрации округа и администраций городов и районов специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции).

5.2. Обеспечивать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.

5.3. Обеспечивать своевременную и полную
реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе Федеральной программы “Дети России“, имеющей статус президентской, подпрограммы “Дети Севера“, региональной комплексной Программы “Дети Ямала“, окружных Программ “Охрана материнства и детства“, “Молодежь Ямала“, “О дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа“, “Динамика здоровья коренного и пришлого населения Ямало - Ненецкого автономного округа“, “Социальная защита и реабилитация инвалидов“ и др., Программ муниципальных образований “Дети Салехарда“, “Дети Надыма“, “Семья и молодежь“ (г. Ноябрьск), “Дети Уренгоя“, “Дети - наше будущее“ (г. Губкинский), “Детство“ (Пуровский район), “Семья“ (Шурышкарский район), “Дети Ямальского района“ и др.

5.4. Создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов.

5.5. Осуществлять экспертизу всех законопроектов автономного округа с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия реализации ею своих функций.

5.6. Разработать органам государственной власти автономного округа проекты федеральных законов, защищающих интересы российской семьи и прежде всего семей северян, учитывая особо трудные условия жизнеобеспечения и специфику образа жизни семей коренных малочисленных народов Севера.

5.7. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально - психологических проблем семей в автономном округе. Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.

5.8. Осуществлять постоянный мониторинг положения семей в автономном округе. В целях обеспечения
информирования органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и населения о проблемах семей главному управлению по труду и социальной защите населения администрации округа подготавливать ежегодный доклад о положении семьи в автономном округе.

5.9. Совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризующую положение семей в автономном округе.

5.10. Обеспечить широкое и объективное освещение с помощью средств массовой информации проблем семьи в автономном округе.

5.11. В целях кадрового обеспечения разработки и реализации государственной семейной политики в автономном округе осуществлять подготовку и переподготовку специалистов широкого профиля по работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других.