Законы и бизнес в России

Постановление губернатора ЯНАО от 31.03.1999 N 240 (ред. от 17.09.2001) “О Концепции государственной национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе“

31 марта 1999 года N 240

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. Постановления Губернатора ЯНАО

от 17.09.2001 N 591)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 “Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации“ и Постановлением Правительства от 22 февраля 1997 г. N 217 “О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации“ постановляю:

1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать положения Концепции государственной национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе при осуществлении социально -
экономической и национальной политики на территории муниципального образования, проведении мероприятий в рамках сотрудничества с политическими партиями, движениями, общественными и национальными объединениями граждан.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по местному самоуправлению и муниципальной реформе Администрации Ямало - Ненецкого автономного округа (Зурабова И.З.).

(пункт 3 в ред. Постановления Губернатора ЯНАО от 17.09.2001 N 591)

Губернатор

автономного округа

Ю.В.НЕЕЛОВ

г. Салехард

31 марта 1999 года

N 240

Утверждена

Постановлением

губернатора

автономного округа

от 31 марта 1999 г. N 240

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Основные направления

государственной национальной политики

в Ямало - Ненецком автономном округе

Основные направления государственной национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе представляют собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа в сфере межнациональных отношений. Они отражают необходимость обеспечения социального и национального согласия в автономном округе на основе сочетания государственных интересов и интересов народов, проживающих в автономном округе, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития языков и культур.

Национальная политика в автономном округе основывается на общепризнанных нормах международного права, принципах Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов автономного округа, Устава (Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа.

Предлагаемая Концепция является ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления Ямало - Ненецкого автономного округа при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.

Этнокультурная ситуация

в Ямало
- Ненецком автономном округе

Этнический состав населения автономного округа тесно связан с историко - культурным наследием Крайнего Севера России. Этносы, проживающие на территории автономного округа на протяжении веков, сложились как этнокультурные общности и в соответствии с федеральным законом они отнесены к коренным малочисленным народам Крайнего Севера (ненцы, ханты, селькупы). Автономный округ в средневековый период представлен также народами, исторически связанными с существовавшими на территории Российской Федерации тюркскими государствами, относительно многочисленными представителями народов, отличающихся тесными социально - культурными связями с русским народом (украинцы, коми, марийцы, удмурты, чуваши, мордва), представителями других народов, дисперсно расселенных на территории России (немцы, евреи, белорусы).

Последняя общесоюзная перепись 1989 года установила, что на территории Ямало - Ненецкого автономного округа проживает около ста национальностей. В том числе 59,17% русских, 17,19% украинцев, 5,34% татар, 2,55% белорусов, 1,38% башкир, 1,13% молдаван, 0,89% чувашей, 0,69% азербайджанцев, 0,64% немцев, 4,25% ненцев, 1,46% ханты, 0,31% селькупов, 0,04% манси.

Упрочение межнациональных отношений и перспективы сотрудничества народов в автономном округе во многом определяется социальным самочувствием, политической позицией и исторической ответственностью русского народа, численно преобладающего в автономном округе, от своевременного разрешения его проблем и учета им интересов коренных малочисленных народов Севера и других народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения в Ямало - Ненецком автономном
округе оказывает ряд тенденций:

- стремление к сохранению и развитию этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Севера и других народов, проживающих на территории автономного округа, и ориентация их на общероссийские и мировые духовно - нравственные ценности;

- преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений;

- возрастающая социально - экономическая самостоятельность Ямало - Ненецкого автономного округа, его роль и место как равноправного субъекта федерации в Российском государственном устройстве;

- потребность проведения социально - экономических реформ и в то же время различная степень готовности и участия в них этнических групп населения автономного округа, обусловленная их исторической социально - культурной и хозяйственной спецификой.

На развитие межнациональных отношений в автономном округе существенное влияние оказывает историческое наследие, в котором заложен огромный позитивный опыт дружбы и сотрудничества народов автономного округа, с учетом традиций коренных малочисленных народов Севера. Благодаря этому обеспечен значительный прогресс в экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый автономным округом в XX столетии при сохранении традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов, проживающих на его территории.

В то же время автономный округ приобрел свою специфику в период массовых репрессий, когда на его территорию были депортированы представители многих народов России.

При реализации данной Концепции, разработке конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества должна учитываться и эта специфическая особенность автономного округа.

Национальная политика должна носить
всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов, проживающих в автономном округе. Чрезвычайно важное значение здесь приобретает единство позиций в этой части органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, различных политических партий и движений, национальных и общественных объединений.

Принципы национальной политики

в Ямало - Ненецком автономном округе

Принципы национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе основываются на общепризнанных нормах международного права, положениях Конституции Российской Федерации, Устава (Основного закона) Ямало - Ненецкого автономного округа, федеральных законов, законов автономного округа.

Представленные в данной Концепции основополагающие идеи, нормы и приоритеты обязательны для руководства и исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории автономного округа.

К основным принципам национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе относятся:

- равноправие народов независимо от их численности, уважение прав и свобод человека, возможность личностного и этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения и территории проживания;

- право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определить и указать свою национальную и языковую принадлежность;

- запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, если их деятельность не ограничена федеральным законодательством;

- свободный доступ граждан к информации;

- сохранение межнационального
мира и согласия как условия равноправного развития и сотрудничества всех народов, проживающих в автономном округе на основе согласия, взаимоподдержки и сотрудничества;

- своевременный учет национальных особенностей народов, проживающих в автономном округе, их сохранение и поддержка;

- мирное разрешение возникающих противоречий между национальными общностями и их отдельными представителями;

- содействие развитию национальных культур и языков представителей всех народов, проживающих на территории автономного округа;

- запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности в автономном округе, разжигание расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещение пропаганды идей, возбуждающих расовую, национальную, религиозную вражду, равно как пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Национальная политика автономного округа строится на основе патриотизма и интернационализма и реализуется во имя развития всех народов Российской Федерации.

Основные цели и задачи национальной политики

в Ямало - Ненецком автономном округе

Главной целью национальной политики в автономном округе является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов представителей всех народов, проживающих на его территории, обеспечение оптимальных возможностей полноправного участия всех граждан в политическом, социально - экономическом и национально - культурном развитии автономного округа.

Практическая реализация национальной политики в автономном округе предполагает решение следующих основных задач:

В государственно - правовой сфере:

- развитие и укрепление автономного округа как субъекта Российской Федерации, в равной мере
отстаивающего права и интересы представителей всех народов и этнических групп, проживающих на его территории;

- совершенствование взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации;

- формирование правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления автономного округа;

- объединение усилий органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, общественно - политических организаций и религиозных конфессий, действующих на территории автономного округа, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально - культурных запросов представителей всех народов, осуществлению поддержки национально - культурных объединений в автономном округе;

- осуществление государственной поддержки представителей всех народов, проживающих в автономном округе, в установлении и поддержании связей с этнически родственными народами, проживающими за пределами автономного округа;

- проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в автономном округе, организация фундаментальных и прикладных исследований и выработка на их основе прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;

- разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, системы других мер, направленных на предотвращение и разрешение возникших межнациональных конфликтов;

- совершенствование механизма формирования органов государственной законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, позволяющего
всем гражданам и представителям всех народов влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;

- проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан, проживающих в автономном округе, независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями национализма и шовинизма, насаждающими в обществе межнациональную вражду и ненависть.

В духовной сфере:

- создание системы формирования и распространения идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою многонациональную малую родину, страну и российский народ;

- создание и развитие сети непрерывного национального образования, от детского сада до высшего учебного заведения, как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов, проживающих в автономном округе;

- формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и представителей других народов, населяющих автономный округ, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;

- сохранение и развитие историко - культурного наследия представителей народов, проживающих в автономном округе, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций взаимодействия культур славянских, финно - угорских, тюркских и иных народов в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;

- создание оптимальных условий для укрепления семьи, возрождения этнокультурных традиций развития семейных отношений и усиление роли
семьи в национальном, межнациональном и культурном воспитании подрастающего поколения.

В области внешних связей:

- заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, межнациональным контактам, укреплению социально - экономического сотрудничества;

- своевременное решение проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих в автономный округ из других субъектов Российской Федерации и стран бывшего СССР.

Механизм реализации национальной политики

в Ямало - Ненецком автономном округе

Механизм реализации национальной политики в Ямало - Ненецком автономном округе основан на сотрудничестве между органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и национальными сообществами, обеспечении эффективной реализации конституционно - правовых норм регулирования межнациональных отношений, создании и выполнении государственных программ по сохранению и развитию национальной культуры и образования.

В выработке и реализации национальной политики призваны участвовать территориальные органы исполнительной власти, структурные подразделения администрации автономного округа: главное управление культуры, главное управление образования, управление юстиции, управление внутренних дел, главное управление по делам молодежи и туризму, комитет по средствам массовой информации, миграционная служба, департамент федеральной государственной службы занятости населения, другие службы и подразделения, органы местного самоуправления.

С целью координации этой деятельности целесообразно создать консультативный совет по национальной политике при губернаторе автономного округа с участием представителей учреждений и организаций, политических партий и движений, национальных и общественных объединений, экспертов.

Для более четкого взаимодействия с
федеральными органами необходимо разработать и подписать соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере защиты интересов национальных меньшинств и исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Предложенная Концепция отражает лишь основные направления в решении назревших проблем в сфере национальных отношений и может получить развитие в законах и иных нормативных правовых актах автономного округа и нормативных актах органов местного самоуправления.