Законы и бизнес в России

Решение Малого Совета Совета народных депутатов ЯНАО Тюменской обл. от 17.11.1993 N 165 “О Положении о референдуме Ямало-Ненецкого автономного округа“

Утратил силу в связи с принятием Закона ЯНАО от 21.06.2003 N 31-ЗАО, вступившего в силу со дня официального опубликования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МАЛЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 1993 г. N 165

О ПОЛОЖЕНИИ О РЕФЕРЕНДУМЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

С целью реализации решения II сессии XXI созыва Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 1990 года “О путях повышения экономической и политической самостоятельности Ямало-Ненецкого автономного округа“, рассмотрев Положение о референдуме Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании статей 48, 60 Регламента Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа XXI созыва, малый Совет окружного Совета народных депутатов решил:

1. Утвердить Положение о референдуме Ямало-Ненецкого автономного округа
(прилагается).

2. Решение представительного органа государственной власти Тюменской области о проведении областного референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Федеративным договором принимается только по согласованию с органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

В случае несогласования вопроса о проведении референдума с представительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа референдум на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не проводится.

Председатель окружного Совета

народных депутатов

А.И.КУЗИН

Приложение

к решению малого Совета

окружного Совета

народных депутатов

от 17.11.93 N 165

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕФЕРЕНДУМЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(ОКРУЖНОЙ РЕФЕРЕНДУМ)

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума

Референдум субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа (далее окружной референдум) реализует принцип народовластия и является способом принятия решения гражданами Российской Федерации, проживающими на территории автономного округа, по наиболее важным вопросам его государственной и общественной жизни. Решения, принятые окружным референдумом, обладают высшей юридической силой на территории автономного округа, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения на всей территории автономного округа.

Статья 2. Право граждан Российской Федерации на участие в окружном референдуме

В окружном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и относящиеся к следующим категориям населения автономного округа:

- коренные малочисленные народы Севера, этнические общности, ведущие как оседлый, так и кочевой образ жизни;

- граждане любой национальности, родившиеся или приехавшие в автономный округ и постоянно проживающие в нем.

В участии в окружном референдуме не допускаются граждане, временно проживающие на территории автономного округа в связи с исполнением определенных производственных функций.

В окружном референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Запрещаются прямые или косвенные ограничения на участие граждан в окружном референдуме по любым мотивам, кроме указанных
в настоящей статье.

Статья 3. Право назначения окружного референдума

Право принятия решений об окружном референдуме принадлежит исключительно органу представительной власти автономного округа.

Решение о проведении окружного референдума принимается на заседании органа представительной власти автономного округа по собственной инициативе, а также по требованию субъектов, указанных в статье настоящего Положения.

Никакие другие органы государственной власти и управления иных субъектов Российской Федерации, в каких бы отношениях с ними не находился автономный округ, не имеют права самостоятельно объявлять референдум, охватывающий население территории автономного округа.

В случае вхождения автономного округа в административно-территориальные границы другого субъекта Российской Федерации вопросы, выносимые на референдум (областной, краевой), объявленный по инициативе последнего, могут быть предметом окружного референдума только по решению органа представительной власти автономного округа.

Любые действия местных органов власти, должностных лиц и граждан, направленные на организацию решения о референдуме другого субъекта Российской Федерации на территории автономного округа без соответствующего решения органа представительной власти автономного округа, являются незаконными.

Если же по вопросам, вынесенным на референдум по инициативе другого субъекта Российской Федерации, будет проведено голосование среди населения автономного округа или его части без соответствующего решения органа представительной власти автономного округа, то результаты незаконного референдума не имеют юридической силы на территории автономного округа.

Статья 4. Принципы проведения окружного референдума

Окружной референдум проводится на основе следующих принципов:

участие граждан в референдуме является свободным;

граждане участвуют в голосовании непосредственно и лично, по месту своего проживания;

голосование осуществляется тайно;

контроль за волеизъявлением граждан не допускается;

каждый участник референдума обладает одним голосом.

Статья 5. Законодательство об окружном референдуме и контроль за его соблюдением

Вопросы подготовки и проведения окружного референдума регулируются Законом Российской Федерации “О референдуме Российской Федерации“, соответствующими законодательными и нормативными актами
органа представительной власти автономного округа, настоящим Положением.

Контроль за соблюдением нормативных актов об окружном референдуме осуществляют органы государственной власти и управления автономного округа и местные органы самоуправления.

В осуществлении контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений.

Статья 6. Ограничение предмета окружного референдума

На окружной референдум не могут выноситься вопросы:

- о снижении конституционного статуса автономного округа и нарушении его территориальной целостности;

- о налогах автономного округа;

- о бюджете автономного округа;

- о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа.

Статья 8. Особенности проведения окружного референдума, затрагивающие жизненно важные интересы малочисленных народов Севера автономного округа

Окружной референдум проводится раздельно среди коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальной части населения автономного округа, имеющего право участвовать в референдуме.

Решение окружного референдума считается принятым, если итоги раздельного голосования для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальной части населения автономного округа совпадают. В случае несовпадения итогов органы государственной власти и управления автономного округа учитывают итоги голосования среди коренных малочисленных народов Севера при принятии решений, затрагивающих интересы малочисленных народов Севера.

Статья 9. Агитация по поводу окружного референдума

Органы государственной власти и управления автономного округа гарантируют политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, зарегистрированным соответствующим образом в автономном округе, трудовым коллективам и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории автономного округа, право беспрепятственной агитации “за“ или “против“ предложения об объявлении окружного референдума “за“ или “против“ вопросов, выносимых на окружной референдум.

Для ведения агитации указанные
лица и организации могут использовать собственные средства.

В день голосования агитация запрещается.

Не допускается участие в агитационной кампании лиц и представителей политических партий и общественных организаций, постоянно проживающих за пределами автономного округа.

Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа.

Статья 9. Язык окружного референдума

Все решения органов государственной власти и управления автономного округа, касающиеся окружного референдума: вопросы, выносимые на референдум; бюллетени для голосования; протоколы и данные о результатах референдума, а также принятые по ним решения публикуются на русском языке. Вся переписка с центральной окружной комиссией референдума ведется на русском языке.

По вопросам, требующим проведения раздельных референдумов для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальной части населения автономного округа, все документы, регламентирующие проведение референдума, могут по просьбе представителей коренных малочисленных народов Севера публиковаться на их родном языке.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении окружного референдума

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении окружного референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся окружного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Средства окружной массовой информации освещают ход подготовки и проведения окружного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с окружным референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии окружного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме.

На заседаниях комиссий окружного референдума, а также во время голосования и подсчета голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители политических
и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций, удостоверяющую их полномочия. Предварительного уведомления комиссий окружного референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 11. Материальное обеспечение окружного референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением окружного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет бюджета автономного округа.

Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы представляют в распоряжение комиссий окружного референдума помещение и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума. Аренда помещения и оборудования оплачивается комиссиями окружного референдума.

Глава 2

ИНИЦИАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА И НАЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Инициатива в проведении окружного референдума

С инициативой о проведении окружного референдума могут выступить:

- орган представительной власти автономного округа;

- глава администрации автономного округа;

- не менее 25% представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, имеющих право участия в окружном референдуме;

- не менее 50 тысяч граждан Российской Федерации, имеющих право участия в окружном референдуме;

- не менее одной трети от общего числа депутатов органа представительной власти автономного округа.

Инициатива проведения окружного референдума может исходить от государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности и расположенных на территории автономного округа. В этом случае инициатива может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения проведения окружного референдума, или лиц, обладающих правом требования его проведения.

Статья 13. Реализация права требования окружного референдума

Решение о проведении окружного референдума по требованию не менее одной трети от общего числа депутатов может быть принято путем поименного голосования на заседании органа
представительной власти автономного округа.

Требование окружного референдума со стороны групп граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в окружном референдуме, реализуется через сбор подписей. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы, образуемые из граждан Российской Федерации, отмеченных в статье 2 настоящего Положения.

Статья 14. Образование инициативной группы окружного референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения окружного референдума по инициативе граждан Российской Федерации проводятся собрания.

Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить соответствующий местный орган представительной власти о месте и времени проведения собрания.

Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 300 граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в окружном референдуме.

Перед собранием проводится регистрация его участников. В списке регистрации указываются фамилия, имя, отчество и место жительства участника собрания. Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения окружного референдума, а также вопросы, которые следует на него выносить.

В случае принятия решения о необходимости проведения окружного референдума и утверждения вопросов, которые на него выносятся, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу окружного референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.

Статья 15. Регистрация инициативной группы

Надлежаще оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избирателей инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в орган исполнительной власти по месту проведения собрания. К протоколу прилагается перечень вопросов, предлагаемых для вынесения на окружной референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать требования настоящего Положения и нести ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за правильность сбора подписей.

Соответствующий орган исполнительной власти в течение недели после получения документов проводит проверку правильности проведения
собрания и принимает решение о регистрации инициативной группы.

Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Положения.

В течение двух дней после принятия решения о регистрации инициативной группы ее полномочному представителю выдается регистрационное свидетельство, а ее членам - соответствующие удостоверения.

Решение о регистрации инициативной группы не позднее трех дней публикуется в средствах массовой информации органов государственной власти и управления автономного округа.

При отсутствии решения соответствующего органа исполнительной власти по истечении двух недель с момента принятия им документов инициативная группа считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в соответствующий орган местной представительной власти. Государственная пошлина за выдачу свидетельства и удостоверений взимается с местного органа исполнительной власти.

Отказ в регистрации инициативной группы, вне зависимости от его мотивов, может быть обжалован членами инициативной группы в районном (городском) народном суде по месту нахождения органов исполнительной власти. Решение суда принимается в течение десяти дней и является окончательным.

Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. При их регистрации инициативным группам должны быть присвоены порядковые номера и наименования соответствующих представительных органов власти по месту требования групп. Эти данные должны указываться на каждом подписном листе, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

Данные о регистрированных инициативных группах и исходящих от них документах к окружному референдуму передаются в орган представительной власти автономного округа.

Статья 16. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных
листах с требованием о проведении референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать трех месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается не ранее чем по истечении одного года.

Статья 17. Подписной лист окружного референдума

Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении окружного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона или иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы.

Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.

Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы референдума.

На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума, производится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы удостоверяются печатью органа местного самоуправления по месту регистрации данной инициативной группы.

Статья 18. Оформление права требования окружного референдума

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование органа представительной власти, которому переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием
о проведении референдума направляется в орган представительной власти автономного округа.

Подписные листы по акту передаются на хранение органу представительной власти, зарегистрировавшему инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.

Требование о проведении референдума адресуется органу представительной власти автономного округа и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.

Орган представительной власти автономного округа обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений.

При необходимости орган представительной власти автономного округа может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим органам местного самоуправления. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в орган представительной власти автономного округа.

При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.

Заключение комиссии или комитета передается в орган представительной власти автономного округа, который обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущих или ближайших заседаний органа представительной власти автономного округа.

Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения органом представительной власти автономного округа вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума.

Статья 19. Принятие решения по требованию о проведении окружного референдума

Орган представительной власти автономного округа по требованию о проведении окружного референдума вправе принять одно из следующих решений:

а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Положения инициаторами референдума;

в) о принятии решения, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума.

Орган представительной власти автономного округа рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение месяца со дня поступления требования о проведении окружного референдума.

Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуются вопросы, выносимые на окружной референдум, проект закона или иного решения.

Статья 20. Срок проведения окружного референдума

Окружной референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее четырех месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение Всероссийского референдума или выбора депутатов в Парламент Российской Федерации.

Глава 3

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 21. Комиссии по подготовке к проведению окружного референдума

Для подготовки и проведения окружного референдума образуются следующие комиссии:

а) центральная комиссия окружного референдума;

б) территориальные комиссии окружного референдума;

в) участковые комиссии окружного референдума.

Полномочия комиссии окружного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

Статья 22. Образование комиссий окружного референдума

Центральная комиссия окружного референдума образуется органом представительной власти автономного округа одновременно с принятием решения о назначении окружного референдума. При этом учитываются предложения органов местного самоуправления, общественных организаций автономного округа, инициативных групп референдума.

Территориальные комиссии окружного референдума образуются органами местного самоуправления.

Территориальные комиссии окружного референдума должны быть образованы в течение недели со дня опубликования решения о назначении окружного референдума.

Участковые комиссии окружного референдума образуются органами местного самоуправления в течение трех недель со дня опубликования решения о назначении окружного референдума.

При создании городских, районных и участковых комиссий учитываются предложения общественных организаций и трудовых коллективов, расположенных на территории автономного округа, инициативных групп референдума.

Центральная, территориальные и участковые комиссии референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.

Статья 23. Полномочия центральной комиссии окружного референдума

Центральная комиссия окружного референдума:

- обеспечивает на всей территории автономного округа строгое и единообразное соблюдение настоящего Положения; в случае необходимости обращается к органу представительной власти автономного округа с представлениями о необходимости его толкования;

- образует избирательные территориальные единицы окружного референдума;

- организует деятельность территориальных комиссий окружного референдума;

- распределяет денежные средства, выделенные для подготовки и проведения окружного референдума, по территориальным комиссиям референдума;

- контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

- устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;

- заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения референдума;

- подводит итоги проведения референдума в целом по автономному округу;

- устанавливает результаты окружного референдума, сообщает о них в печати, по телевидению, радио;

- рассматривает заявления и жалобы граждан на решения и действия комиссий референдума и принимает по ним решения;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

Статья 24. Полномочия территориальной комиссии окружного референдума

Территориальная комиссия окружного референдума:

- организует деятельность участковых комиссий референдума;

- заслушивает сообщения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения окружного референдума;

- контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;

- обеспечивает своевременное издание материалов окружного референдума;

- содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов, проектов закона или иных решений, вынесенных на окружной референдум;

- обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;

- устанавливает результаты референдума в пределах избирательной территориальной единицы, передает их в центральную комиссию окружного референдума, публикует результаты референдума в местной печати;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий окружного референдума и принимает по ним решения;

- обеспечивает строгое соблюдение настоящего Положения в пределах территориальной единицы;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

Статья 25. Полномочия участковой комиссии окружного референдума

Участковая комиссия окружного референдума:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду “списки участников“, а не “списки участков“.

- составляет списки участков окружного референдума по участку;

- проводит ознакомление граждан со списками участников окружного референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

- оповещает население участка о дне проведения окружного референдума;

- обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;

- организует на участке голосование в день проведения окружного референдума;

- производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;

- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения окружного референдума и принимает по ним необходимые решения;

- осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

Статья 26. Территориальные единицы и участки окружного референдума

Территориальные единицы окружного референдума составляют города и районы, входящие в состав автономного округа.

Территориальные единицы делятся на участки окружного референдума, образуемые местными органами самоуправления городов окружного подчинения и районов по согласованию с центральной комиссией окружного референдума.

Отдельные участки могут быть образованы в больницах, в труднодоступных местах нахождения граждан, имеющих право участия в окружном референдуме.

По вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы малочисленных народов Севера, образуются участки, охватывающие места их компактного проживания.

Местные органы самоуправления оповещают граждан о границах каждого избирательного участка с указанием местонахождения участковой комиссии окружного референдума и помещений для голосования.

Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более одного переносного ящика для голосования.

Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.

Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом вопросов, проектами законов и решений, вынесенных на референдум, чернилами, ручками и шариковыми ручками. Применение карандашей не допускается.

Статья 27. Организация работы комиссий окружного референдума

Комиссии окружного референдума должны провести свои первые заседания не позднее чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежаще заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.

Решения комиссии окружного референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами.

Решения и действия территориальной или участковой комиссии окружного референдума могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или по выбору заинтересованного лица в народный суд по месту нахождения соответствующей комиссии, который принимает решение в течение недели с момента поступления жалобы.

Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение окружного референдума.

Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Председатель, заместитель председателя, секретарь“или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы референдума, органа общественной самостоятельности, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Положением.

Статья 28. Списки граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме

Списки граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме, составляются по каждому участку окружного референдума участковой комиссией окружного референдума и подписываются ее председателем и секретарем.

Списки составляются на основе данных, представляемых соответствующим органом местного самоуправления. Список по участку референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части, а по участку, образованному за пределами Российской Федерации, - на основе данных, представляемых руководителем находящегося за пределами Российской Федерации учреждения.

В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в окружном референдуме на момент составления списков. Гражданин, имеющий право участвовать в окружном референдуме, может быть включен не более чем в один список.

Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за один месяц до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.

Статья 29. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленных на окружной референдум вопросов или проектов законов и решений и варианты волеизъявления голосующего: “за“ и “против“.

В случае постановки на окружной референдум нескольких альтернативных вопросов, проектов законов и решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.

В случае проведения окружного референдума по различным вопросам, проектам законов и решений, а также в случае проведения Всероссийского референдума в один день с окружным референдумом все предложенные на окружной референдум вопросы, проекты законов и решения печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.

Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются центральной комиссией окружного референдума не позднее чем за 30 дней до дня окружного референдума.

Территориальные комиссии обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня окружного референдума.

Глава 4

ПРОВЕДЕНИЕ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 30. Время проведения окружного референдума

Голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени на всех участках для голосования. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 15 дней до дня окружного референдума.

Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.

Статья 31. Досрочное голосование

Досрочное голосование может быть осуществлено для граждан, внесенных в списки голосования, в двух случаях:

а) при нахождении их в труднодоступных районах на территории автономного округа в связи с выполнением трудовых, служебных и иных разрешенных действующим законодательством Российской Федерации функций;

б) в связи с временным убытием из данного населенного пункта за пределы автономного округа.

Решение о досрочном голосовании по пункту “а)“ настоящей статьи принимается соответствующей участковой комиссией референдума по согласованию с центральной комиссией окружного референдума.

Решение о досрочном голосовании по пункту “б)“ настоящей статьи принимается гражданином самостоятельно в форме заявления в участковую комиссию референдума.

В обоих указанных случаях гражданин, имеющий право участия в окружном референдуме, не менее чем за 15 дней вправе получить бюллетень для голосования. В получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в голосовании.

После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня окружного референдума.

По поручению гражданина, принявшего участие в досрочном голосовании, надлежащим образом оформленное его доверенное лицо имеет право удостовериться в целостности конверта накануне дня окружного референдума.

Статья 32. Открепительное удостоверение

В случае, если менее чем за 30 дней гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в окружном референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день окружного референдума в помещение участка для голосования, на котором включен в списки для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования. Получение открепительного удостоверения подтверждается подписью гражданина.

Гражданин по предъявлению удостоверения должен быть внесен в дополнительный список для голосования на любом участке автономного округа.

Статья 33. Голосование в день окружного референдума

В день проведения окружного референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.

Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участков окружного референдума по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.

В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в окружном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия, при наличии их письменного заявления, поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии общественных наблюдателей.

Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе, по своему выбору, пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования.

Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - “за“ или “против“.

Если одновременно производится несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.

Статья 34. Подсчет голосов

После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все использованные бюллетени, о чем составляется протокол.

На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вынесенные на окружной референдум вопросы, проекты законов и решений;

число голосов, поданных против вынесенных на окружной референдум вопросов, проектов законов и решений;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты все варианты, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия референдума, фиксируя количество таких случаев в протоколе.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке референдума. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

Статья 35. Протокол по итогам голосования

Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии референдума и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.

Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками, подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельный протокол.

Первый экземпляр протокола доставляется в территориальную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.

Территориальная комиссия на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, заверенный печатью, первый из которых немедленно отсылается или передается другим способом в центральную комиссию окружного референдума.

Территориальные окружные и участковые комиссии окружного референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в соответствующие органы местного самоуправления, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты окружного референдума не были опротестованы.

Глава 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОКРУЖНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 36. Подведение итогов окружного референдума

Центральная комиссия окружного референдума на основании протоколов всех территориальных комиссий референдума определяет:

число граждан, имеющих право участвовать в окружном референдуме;

число граждан, получивших бюллетени;

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных “за“ вынесенные на окружной референдум вопросы, проекты законов и решений;

число голосов, поданных “против“;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Окружной референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в окружном референдуме. В этом случае окружной референдум по тем же вопросам, проектам законов, решений может быть проведен не ранее чем через один год.

В случае, если на окружной референдум вынесены вопросы, затрагивающие жизненно важные интересы малочисленных народов Севера, решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины принявших участие в голосовании и более половины остальных жителей автономного округа, принявших участие в голосовании.

По остальным вопросам, проектам законов и решений, вынесенным на окружной референдум, решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов, проектов законов, решений и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.

Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Положения, повлиявших на результаты голосования. В случае обнаружения таких нарушений результаты референдума могут быть обжалованы в суде автономного округа в течение месяца.

Статья 37. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на окружном референдуме

Итоги окружного референдума доводятся до сведения населения автономного округа через средства массовой информации центральной комиссией окружного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.

В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными центральная комиссия окружного референдума вправе поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. Решения центральной комиссии окружного референдума могут быть обжалованы в суд автономного округа в течение недели со дня их принятия.

Принятое на окружном референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении окружного референдума не предусмотрен иной срок.

Статья 38. Обязательность решений по результатам окружного референдума на территории автономного округа

Решение, принятое путем окружного референдума, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории автономного округа и может быть отменено или изменено только путем окружного референдума.

Глава 6

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОКРУЖНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства об окружном референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами или группой граждан их права участвовать в окружном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссии окружного референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов окружного референдума: фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.