Законы и бизнес в России

Постановление Государственной Думы ЯНАО от 21.02.2007 N 748 “О деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2006 году“

Снят с контроля (постановление Государственной Думы ЯНАО от 21.03.2007 N 812).

Вступил в силу с 21 февраля 2007 года (пункт 2 данного документа).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2007 г. N 748

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В 2006 ГОДУ

Заслушав информацию о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2006 году, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Информацию о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2006 году принять к сведению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы

автономного округа

С.Н.ХАРЮЧИ

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня мы подводим итоги деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2006 году. Официальный отчет со
всеми статистическими данными находится у вас в руках, и я готов ответить на вопросы, если они у вас по прочтении этого документа появились. Мне хочется остановиться на том, какое место наша законотворческая работа занимает в общем контексте социально-экономического и общественно-политического развития региона.

Как известно, Ямал занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации по темпам социально-экономического развития, объемам промышленного производства, масштабам строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Автономный округ входит в первую тройку субъектов Федерации с наиболее высокой бюджетной обеспеченностью и в первую пятерку регионов страны с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Все последние годы в округе устойчивыми темпами растут доходы населения, причем не только в реальном секторе экономики, но и в бюджетной сфере. Быстро развиваются все без исключения социальные отрасли. Все вместе это свидетельствует как о системном росте качества жизни населения автономного округа, так и о социальной ориентации работы всех ветвей и уровней власти нашего региона. Своеобразной оценкой этих усилий населением является устойчиво положительная демографическая динамика региона. Мне, как местному уроженцу, особенно приятно отметить, что нас, коренных ямальцев, становится все больше. Это внушает оптимизм и желание сделать все возможное и невозможное для того, чтобы наш автономный округ стал для всех той родной землей, с которой не хочется расставаться, о которой помнишь всегда, куда бы ни забросила тебя жизнь.

Несмотря на впечатляющие темпы развития, наш регион все еще испытывает унаследованный от предшествующих десятилетий дефицит многих важных для населения услуг. Но даже притом, что разнообразных проблем в округе еще непочатый край, Ямал заставил себя уважать. Наш округ все чаще становится местом проведения разнообразных
мероприятий общероссийского и международного масштаба, а наши представители играют все более заметную роль в интернациональном арктическом сотрудничестве.

В общий перечень достигнутых нами результатов можно добавить и то, что после десятилетия упорных и напряженных дискуссий автономный округ построил хорошие, деловые отношения с Тюменской областью, основанные на стремлении к укреплению региональной социально-экономической интеграции при уважении статуса и интересов автономного округа как самостоятельного субъекта. В основе этих отношений лежат взаимное доверие, здоровая прагматика и стремление в любой ситуации найти решение в интересах всех жителей региона. Мы благодарны за это нашим коллегам из Тюменской областной Думы и ее Председателю Сергею Евгеньевичу Корепанову и сделаем в будущем все возможное для того, чтобы придать новые импульсы развитию нашего плодотворного сотрудничества.

Уважаемы коллеги!

Мы прекрасно с вами понимаем, что основная заслуга в том, что Ямал не только прочно встал на ноги, но и эффективно развивается, принадлежит профессиональной команде главных исполнителей наших программ и законов во главе с Губернатором и органам исполнительной власти округа. Однако я имею все, на мой взгляд, основания гордиться тем, что в этих успехах есть и равная доля нашего, депутатов окружной Думы, труда. В тесном взаимодействии с Губернатором и Администрацией округа нам удалось не только сформировать массив работоспособного регионального законодательства, но и отработать эффективный механизм согласования интересов отдельных муниципальных образований, групп населения и субъектов экономики. Неоднократно отмечалось, что Ямал, в этом смысле, занимает одну из лидирующих позиций в Уральском федеральном округе, быстро и адекватно реагируя на изменения федерального законодательства и региональные потребности в нормативно-правовом регулировании. Все это создает и на региональном, и на местном уровнях власти условия
для принятия решений, учитывающих не только сегодняшние потребности, но и перспективные задачи социально-экономического развития автономного округа.

Заданный федеральным законодательством режим разграничения полномочий между уровнями власти возлагает на регионы большие задачи и высокую ответственность, в том числе и в сфере нормативно-правового регулирования. Накопленный опыт, квалифицированный состав депутатского корпуса позволяет нам в целом соответствовать этим требованиям.

Весьма важную роль в процессе создания правовой среды нашего региона сыграл прошедший 2006-й год. Речь идет не о том, что мы приняли 35 новых и откорректировали 72 ранее принятых закона, рассмотрели и утвердили 6 окружных целевых программ. В 2006 году мы завершили этап в реформировании региональной политической системы, фактически закончив создание нормативно-правовых механизмов реализации переданных региону государственных полномочий, организации местного самоуправления, государственной и муниципальной службы.

В прошедшем году с принятием законов о государственной социальной помощи, социальной поддержке отдельных категорий граждан, семейной политике и организации здравоохранения мы приблизились к финалу в многолетнем процессе формирования законодательной базы региональной социальной политики. Это всегда являлось главным приоритетом в деятельности Государственной Думы автономного округа. Однако никогда еще ее результаты не выглядели столь объемными и концентрированными.

Еще одного важного результата мы достигли в своих взаимоотношениях с Федеральным Собранием России. Как известно, в 2006 году мы внесли на рассмотрение Государственной Думы России 6 законопроектов, из которых 2 получили в итоге статус федеральных законов. И это несмотря на всем известные сложности прохождения региональных законодательных инициатив в федеральных органах исполнительной власти.

Вместе с тем этот результат едва ли можно признать оптимальным. Совершенствование работы окружной Думы должно идти и в организационном, и в чисто юридическом аспектах. Я намерен поставить перед Губернатором
вопрос о вовлечении профильных департаментов округа в процесс подготовки подобного рода законодательных инициатив для их прохождения в соответствующих правительственных структурах.

Механизм подготовки наших предложений, адресованных федеральным коллегам, нуждается и в содержательном совершенствовании. Их тематический разброс сегодня очень велик и, по большому счету, случаен. Мне представляется, что это направление нашей работы должно быть существенно оптимизировано. Предлагаю в этой связи сосредоточить совместно с Администрацией округа усилия на продвижении так называемой “арктической оговорки“, которая призвана отражать особенности действия любого федерального закона в очень специфической, и не только по своим климатическим условиям, арктической зоне России. Причем сегодня потребность в таких инициативах с нашей стороны высока как никогда, учитывая, что интерес федеральных законодателей к арктической тематике в последнее время заметно вырос. Уже фактически готовы к рассмотрению в Правительстве и Федеральном Собрании такие важнейшие, с точки зрения будущего Ямала, документы, как Концепция устойчивого развития Арктики и законопроект о новой системе районирования Крайнего Севера России. Эти документы напрямую затрагивают интересы населения округа и станут, я уверен, поводом для напряженных и длительных дискуссий. Нас, в частности, в этих проектах далеко не все устраивает.

В системном совершенствовании нуждаются и другие аспекты нашей законотворческой деятельности, прежде всего, юридическое качество тех нормативно-правовых актов, которым мы даем “путевку в жизнь“. Тем более что и в текущем году перед нами стоят очень важные задачи в области формирования регионального законодательства. Главным приоритетом, в этом смысле, является работа над новой редакцией Устава Ямало-Ненецкого автономного округа. Недаром Устав называют Основным законом территории. Он выступает системообразующим центром всей региональной правовой среды и несет чрезвычайно высокую общественно-политическую и юридическую нагрузку.

Помимо
технической правки, в которой наш Устав нуждается в связи с произошедшими с момента его принятия серьезными изменениями федерального законодательства, в его новой редакции нужно решить, как мне кажется, два важнейших юридических вопроса.

Первый - это сохранение правовых гарантий представительства интересов коренных малочисленных народов Севера в Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа. Эта проблема возникла в силу изменений федерального законодательства и является одной из важнейших для государственно-правового статуса автономного округа. У нас нет задачи превращения Ямала в этнократическую территорию, однако юридические гарантии для коренного населения должны быть в том или ином виде сохранены. Они, в числе прочего, являются и одним из главных факторов, определяющих статус Ямала в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации, служат правовой основой сохранения самобытности коренного населения в социальной, экономической, культурной областях. Тем более у этой категории населения проблем еще очень, очень много.

Вторую основную задачу я вижу в сфере правового регулирования перспектив развития Ямала, и связана она с переходом на среднесрочный формат социально-экономического прогнозирования и финансового планирования, а также подготовкой к реализации масштабных проектов промышленного развития на территории нашего региона.

Как известно, для внесения на рассмотрение Думы готовится Стратегия социально-экономического развития Ямала. Это - чрезвычайно ответственный документ, который подводит промежуточный итог переходу органов исполнительной власти на среднесрочное планирование и бюджетное администрирование. В связи с этим многократно возрастает цена любой ошибки в принятии управленческих решений, поскольку ее последствия станут ясны через годы, а может быть, и десятилетия. Мне представляется, что уже сегодня, на стадии разработки данного документа, мы, депутаты Думы, должны включиться в этот процесс. Тем более что многие из вас, являясь руководителями
крупных хозяйствующих субъектов, имеют глубокие представления о состоянии и перспективах развития базовых отраслей региона.

Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа должна обеспечить максимально благоприятный организационно-правовой режим реализации масштабных производственных проектов в западной части нашего региона. Имею в виду как начало промышленной добычи газа на полуострове Ямал, так и проект “Урал промышленный - Урал Полярный“. При этом мы обязаны законодательно обеспечить сохранение экологического равновесия, социальной стабильности и соблюдение интересов коренных малочисленных народов Севера, усилить общественный контроль над процессами промышленного освоения территории.

Уважаемые депутаты!

Мы редко вспоминаем о том, что наша Дума - это не только законодательный, но и высший представительный орган региона. Именно мы, депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, представляем интересы всех слоев и групп населения, всех структур гражданского общества в региональных органах государственной власти. Я хотел бы в связи с этим отметить и поддержать своих заместителей, которые взяли на себя дополнительную нагрузку, возглавив чрезвычайно важные для развития гражданского общества организации - женщин Ямала и муниципальных образований. Мне представляется, что окружная Дума и должна играть роль связующего звена между органами власти и внепарламентскими структурами гражданского общества. Именно в этих стенах должно звучать многоголосие мнений общественности. Организационных механизмов для решения этой задачи у нас более чем достаточно - депутатские слушания, круглые столы, выездные заседания и многое другое. В конечном итоге, слышать людей, выстраивать диалог, создавать новые каналы, по которым мнение наших избирателей будет эффективно транслироваться в коридоры власти, - это наша задача и зона нашей с вами ответственности.

Сегодня уже можно подвести краткие промежуточные итоги работы законодательного органа Ямала, депутаты которого избраны по смешанной системе. Могу
утверждать, что такое изменение думского формата помогло расширить панораму политического представительства интересов различных групп населения нашего региона и уже способствует более полному учету их специфических потребностей в нашей законодательной работе. В перспективе это должно повысить и авторитет Думы, и внимание к ее работе со стороны общественности.

Мы вправе ожидать, что интересы избирателей Ямала будут находить все большее понимание в московских партийных штаб-квартирах и отражаться в программных и текущих документах федеральных органов, а также представленных в нашей Думе партий. Мы не только члены различных политических организаций, но и жители Ямала, который у нас один на всех. И эти две стороны нашего политического лица не должны находиться в противоречии друг с другом.

Все вместе, независимо от различия политических взглядов, мы можем и должны способствовать укреплению Ямала как одного из ведущих участников международного и межрегионального арктического сотрудничества. О том, что Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа обладает соответствующими авторитетом и организационным потенциалом, свидетельствует успех последних лет работы парламента Ямала.

Благодарю за внимание.