Законы и бизнес в России

Постановление мэра г. Ярославля от 31.07.2001 N 2252 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2002 год“

Вступил в силу с 31 июля 2001 года (пункт 4 данного документа).

МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2001 г. N 2252

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА 2002 ГОД

В целях разработки проекта городского бюджета на 2002 год, в соответствии с Планом разработки бюджета города Ярославля на 2002 год, утвержденным постановлением мэра от 10.05.2001 N 1322,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2002 год согласно приложению.

2. Структурным подразделениям мэрии города Ярославля при разработке проекта бюджета города на 2002 год руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2002 год, утвержденными настоящим постановлением.

3. Контроль за исполнением
постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Мэр

города Ярославля

В.В.ВОЛОНЧУНАС

Приложение

к постановлению

мэра г. Ярославля

от 31.07.01 N 2252

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА 2002 ГОД

Настоящий документ подготовлен в соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом Постановления Губернатора Ярославской области “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2002 год“, и содержит основные ориентиры бюджетной и налоговой политики, на которых основывается составление проекта бюджета города Ярославля на 2002 год.

1. АНАЛИЗ ИТОГОВ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2000 -

НАЧАЛЕ 2001 ГОДА

Бюджетная политика, проводимая органами городского самоуправления в 2000 году, была направлена на повышение уровня жизни горожан, обеспечение надежной и устойчивой работы жилищно - коммунального хозяйства города. С целью увеличения доходов городского бюджета решались задачи улучшения собираемости налогов, вырабатывались меры по расширению налогооблагаемой базы, повышению эффективности использования муниципальной собственности. Развитие собственного налогового потенциала обеспечивалось налоговой поддержкой товаропроизводителей, реализующих собственные инвестиционные проекты.

В 2000 году и 1 квартале 2001 года продолжался экономический подъем в основных отраслях экономики города. Индекс физического объема производства промышленной продукции предприятий города составил в 2000 году 113,9%, прибыль (сальдированный результат), полученная крупными и средними предприятиями, выросла в 1,5 раза.

Первый квартал 2001 года характеризовался в основном позитивной динамикой основных экономических показателей, преобладали тенденции роста производства во многих отраслях реального сектора экономики (в промышленности, на транспорте, связи, торговле), улучшилась ситуация в сфере платежей и взаиморасчетов. Индекс физического объема производства промышленной продукции в 1 квартале 2001 года составил 104%, оборот розничной торговли - 105,8%, оборот общественного питания - 107,3%, объем платных услуг - 105,4% к уровню
1 квартала 2000 года (в сопоставимых ценах). Предприятиями и организациями города получено прибыли на 35,8% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Вместе с тем, в начале года сохранялись достаточно высокие темпы инфляции. Прирост потребительских цен за первый квартал 2001 года составил 8,7% против 4% в январе - марте 2000 года.

Несмотря на недостаточную финансовую обеспеченность бюджета города собственными доходами, а также отсутствие стабильности источников формирования городского бюджета (с 1999 года уменьшилась доля подоходного налога, зачисляемого в городской бюджет с 90% до 68%; в 2001 году городской бюджет потерял доходы в связи с отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и в результате перераспределения поступлений от налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет), собственные доходы бюджета города увеличились в 2000 г. на 20,2% по сравнению с 1999 годом, а в 1 полугодии 2001 года на 34,1% по сравнению с 1 полугодием 2000 года. Повысилась эффективность использования муниципальной собственности - доходы городского бюджета от аренды имущества выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом в 1,95 раза.

Положительное влияние на повышение уровня поступлений налоговых доходов оказали осуществляемые мэрией меры по реструктуризации задолженности предприятий города по их платежам в городской бюджет, а также проводимая мэрией систематическая индивидуальная работа с организациями города.

Увеличению налоговых поступлений способствовало также внесение изменений в Порядок проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2001 года N 410, в соответствии с которыми решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам
может быть принято только при условии полного внесения организацией текущих платежей с начала 2001 года до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации задолженности.

С 1 января 2001 года работникам бюджетных организаций, финансируемых из городского бюджета, заработная плата была увеличена в 1,2 раза. Финансирование расходов на выплату заработной платы осуществлялось своевременно и в полном объеме. Задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы отсутствует.

В 1-м полугодии 2001 года на 98,1 млн. руб. или на 25,2% снизилась также общая сумма кредиторской задолженности отраслей городского хозяйства за выполненные работы и оказанные услуги, что произошло в основном за счет снижения задолженности по возмещению убытков по отоплению муниципального жилищного фонда и домов ЖСК, по капитальному строительству, а также за выполненные работы по благоустройству города.

В соответствии с направлениями реформирования жилищно - коммунального хозяйства увеличилась доля платежей населения в стоимости жилищно - коммунальных услуг и составила на 01.01.2001 - 43,6%, на 01.04.2001 - 60,5%, что привело к снижению уровня дотирования жилищно - коммунального хозяйства за счет городского бюджета. Удельный вес расходов на жилищно - коммунальное хозяйство в 2000 году составил 33,1% в структуре текущих расходов городского бюджета, тогда как в 1999 году он составлял 36,5%. Повышение уровня платежей населения осуществлялось с использованием адресной поддержки малообеспеченных граждан. Ожидается, что количество семей, получающих жилищные субсидии в 2001 году увеличится в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом. При этом сумма выплачиваемых жилищных субсидий увеличится с 4,5 до 50,6 млн. руб. За январь - март 2001 года субсидии на оплату жилищно - коммунальных услуг получили 11943 семьи, тогда как в
2000 году их количество составило 11478.

В 2000 - 2001 годах удалось провести структурные изменения в системе городского транспорта. Увеличение цен на топливо, запчасти, уменьшение объема бюджетного финансирования вызвали необходимость повышения тарифов на перевозку пассажиров. Снижение пассажирооборота городского общественного транспорта было компенсировано за счет привлечения к обслуживанию населения альтернативных перевозчиков, в результате чего удельный вес целевых субсидий и субвенций, выделяемых на содержание пассажирского транспорта, в составе текущих расходов городского бюджета снизился в 2001 году по сравнению с прошлым годом с 13,4% до 11,8%. При этом предельная плата за проезд пассажиров и провоз ручной клади в городских маршрутных таксомоторах была снижена с 7 до 5 руб.

Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты в экономике и бюджетной сфере города, продолжают действовать неблагоприятные тенденции:

- сохраняется значительная недоимка по основным налоговым платежам, пеням и штрафам в городской бюджет;

- не были выделены в полном объеме бюджетные средства для направления их на выполнение ряда целевых городских программ в связи с недостаточной обеспеченностью бюджета города собственными доходными источниками.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА 2002 ГОД

Основными задачами бюджетной политики в 2002 году являются увеличение доходной части городского бюджета и рационализация расходной части, безусловное выполнение взятых на себя обязательств, сохранение тенденции роста расходов на социально - культурную сферу, обеспечение надежного функционирования городской инфраструктуры, систем тепло-, газо-, водоснабжения.

Бюджетная политика на 2002 год должна быть направлена на жесткую экономию бюджетных средств и сокращение дефицита городского бюджета.

С целью создания устойчивой базы для дальнейшего экономического роста и увеличения доходной части городского бюджета одним из приоритетов будет являться создание более благоприятных условий хозяйствования
для местных товаропроизводителей и малого бизнеса.

2.1. В области доходов городского бюджета.

В условиях снижения налоговой нагрузки на экономику первоочередной задачей в области доходов городского бюджета станет обеспечение необходимого уровня собираемости налоговых доходов и мобилизация имеющихся налоговых резервов.

С целью увеличения собственной доходной части бюджета города в 2002 году предполагается:

- продолжение реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в городской бюджет; основным условием для осуществления такой реструктуризации должна быть своевременная и полная уплата текущих платежей и платежей в счет погашения реструктурированной задолженности;

- вывод доходов из теневого оборота как на основе мер по укреплению налоговой дисциплины, так и на основе более широкого применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- создание системы эффективного управления муниципальной собственностью, инвентаризация и регистрация объектов муниципального имущества с целью повышения эффективности его использования;

- проведение инвентаризации недвижимости и строений, находящихся в собственности физических лиц.

С целью сохранения благоприятного инвестиционного климата и развития собственного налогового потенциала будет продолжена практика предоставления налоговых льгот организациям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих увеличение объемов производства и бюджетную эффективность.

В соответствии с целями налоговой реформы наряду с обеспечением более высокой собираемости налогов предусматривается:

- совершенствование нормативных правовых актов городского самоуправления о налогах и налоговых льготах;

- ограничение перечня категорий налогоплательщиков, получающих налоговые льготы, отдельными категориями организаций, оказывающих социально - значимые услуги населению города;

- участие в рамках своей компетенции в совершенствовании налоговой системы в части применения упрощенной системы налогообложения предпринимателей и применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В целях обеспечения соответствия бюджетной политики города Ярославля основным принципам Бюджетного Кодекса Российской Федерации при
формировании доходной части бюджета необходимо:

- организовать сбор и анализ информации об объемах доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также расходов, финансирование которых осуществляется за счет этих средств, для включения этих средств по доходам и расходам в состав городского бюджета при условии принятия соответствующих решений по этому вопросу бюджетами вышестоящих уровней;

- для обеспечения достоверности и реалистичности бюджета расчет прогноза налоговых доходов бюджета города осуществлять на основе оценки бюджетообразующих показателей: объема прибыли для налогообложения, фонда оплаты труда, объема оборота розничной и оптовой торговли.

2.2. В области расходов городского бюджета.

Основными направлениями бюджетной политики в области расходов являются:

- безусловное выполнение городским бюджетом текущих обязательств по заработной плате;

- обеспечение приоритетного финансирования социальной сферы;

- совершенствование и техническое перевооружение объектов инженерной инфраструктуры города.

Расходная часть городского бюджета на 2002 год должна строиться с учетом следующих факторов:

- проведение индексации заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с постановлениями Правительства РФ;

- поддержка работников бюджетных учреждений путем доплат к установленной ставке заработной платы в течение 5 лет после окончания высших и средних специальных учебных заведений, в соответствии с порядком, устанавливаемым мэром города Ярославля;

- обеспечение достаточных платежей поставщикам услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения города в целях надежного функционирования городской инфраструктуры с учетом роста цен и тарифов на энергоресурсы и ужесточения платежной дисциплины;

- осуществление расходов на жилищно - коммунальное хозяйство города с учетом предельного уровня платежей граждан, установленных Правительством РФ на 2002 год. Обеспечение социальной защиты малоимущих слоев населения в рамках программы адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

С целью сокращения бюджетных расходов предусматривается:

- организация закупок для
муниципальных нужд по ценам не выше среднерыночных, дальнейшее развитие конкурсной системы закупок продукции за счет средств городского бюджета. Механизмом повышения эффективности расходования бюджетных средств может стать централизация закупок продукции по однородным видам товаров;

- осуществление мониторинга потребления электро- и теплоэнергии, нефтепродуктов бюджетными организациями, установление лимитов потребления топливно - энергетических ресурсов, оплачиваемых за счет городского бюджета, развитие программы “Энергосбережение“;

- продолжение работы по оптимизации сети бюджетных учреждений.

В социальной сфере бюджетная политика будет направлена на сохранение и развитие образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Предполагается увеличение расходов на эти отрасли, в том числе:

- повышение реальной заработной платы работников бюджетной сферы;

- обеспечение текущих материальных расходов бюджетных учреждений в соответствии с установленными на 2002 год нормативами минимальной бюджетной обеспеченности;

- повышение уровня технического оснащения образовательных и медицинских учреждений.

При формировании расходов городского бюджета особое внимание уделить на целевые программы в социальной сфере города.

В основу социальной поддержки населения будет положен принцип адресного представления социальной помощи. В 2002 году получат помощь из городского бюджета различные группы социально незащищенных граждан. За счет субвенций федерального бюджета сохранятся льготы, установленные для ветеранов, инвалидов и других категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета развития будут выделяться на объекты социальной сферы, объекты инженерной инфраструктуры города, приоритетной является задача обновления парка и инфраструктуры общественного транспорта. Доля расходов на капитальные вложения в структуре расходов городского бюджета не должна быть менее достигнутого уровня.

Предполагается предоставление муниципальных гарантий под заемные средства, привлекаемые муниципальными предприятиями на реконструкцию систем жизнеобеспечения города, на строительство жилья для военнослужащих в рамках федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты“.

Приоритетным направлением в области охраны окружающей среды
будет являться привлечение инвестиций на строительство завода по переработке твердых бытовых отходов.

2.3. В совершенствовании бюджетного процесса.

Совершенствование бюджетного процесса будет осуществляться путем:

- обеспечения соответствия бюджетного процесса в городе принципам бюджетной системы РФ;

- регламентации формирования бюджета города в нормативных правовых актах местного самоуправления;

- совершенствования планирования и прогнозирования, создания системы информационной и технической поддержки этих процессов;

- продолжением работы по переходу на казначейскую систему исполнения городского бюджета;

- обращения мэрии в Государственную Думу Ярославской области с предложениями по дальнейшему совершенствованию законодательной базы нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и их уточнения;

- организации работы экономических и финансовых подразделений мэрии города в формировании доходной и расходной частей бюджета города с целью максимально полного учета потребности в финансировании города Ярославля;

- содействия созданию эффективной системы межбюджетных отношений в Ярославской области на основе принципа заинтересованности субъектов межбюджетных отношений в увеличении налогового потенциала и рационализации бюджетных доходов.

Заместитель мэра

по управлению

В.В.ВЕЛИЧКО