Законы и бизнес в России

Закон ЯО от 11.03.1997 N 5-з (ред. от 01.12.1999) “Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области“ (принят ГД ЯО 25.02.1997)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона ЯО от 30.03.2005 N 18-з.

Изменения, внесенные Законом ЯО от 01.12.1999 N 32-з, вступили в силу через 10 дней после его официального опубликования.

11 марта 1997 года 5-з

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВТОРОГО СОЗЫВА

ЗАКОН

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Государственной Думой

Ярославской области

25 февраля 1997 года

(в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Ярославской области, порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Ярославской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства
на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Органы государственной власти и должностные лица Ярославской области, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области не могут препятствовать осуществлению жителями муниципальных образований территориального общественного самоуправления, если эта деятельность отвечает требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.

Органы государственной власти обеспечивают соблюдение прав и законных интересов жителей муниципальных образований при осуществлении ими территориального общественного самоуправления, оказывают поддержку их деятельности.

Статья 2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями соответствующего муниципального образования на определенной части территории данного муниципального образования:

в отдельных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонах, кварталах, улицах, домах и т.п. (именуемых далее территориями).

Статья 3. Территориальное общественное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется жителями муниципального образования, постоянно проживающими в данном муниципальном образовании и достигшими 16-летнего возраста.

Глава II. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 4. Правовую основу территориального общественного самоуправления в Ярославской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Устав Ярославской области, Закон Ярославской области “Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области“, настоящий Закон и другие законодательные акты Российской Федерации и Ярославской области, уставы муниципальных образований Ярославской области, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований.

(ст. 4 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Статья 5. В Уставе муниципального образования закрепляются общие положения об организации территориального общественного самоуправления в данном муниципальном образовании.

Статья 6. В развитие основных принципов, заложенных в Уставе муниципального образования, представительный орган местного
самоуправления муниципального образования принимает Положение об организации территориального общественного самоуправления в данном муниципальном образовании.

В Положении о территориальном общественном самоуправлении содержатся:

- порядок определения границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

- финансовая основа территориального общественного самоуправления;

- порядок созыва и проведения первого организационного собрания (схода), конференции жителей;

- разграничение компетенции собрания (схода), конференции жителей и органов территориального общественного самоуправления;

- другие вопросы.

Глава III. ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 7. Жители муниципального образования при осуществлении территориального общественного самоуправления имеют право:

а) организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать в проведении таких акций органам государственной власти Российской Федерации и Ярославской области, органам местного самоуправления муниципального образования, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям; участвовать в распределении гуманитарной и иной помощи;

б) осуществлять общественный контроль за выполнением условий владения, пользования, распоряжения (в том числе, приватизации и аренды) муниципальной собственностью;

в) содействовать правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

г) участвовать в работе по воспитанию граждан в духе соблюдения законов, бережного отношения ко всем формам собственности, укреплению общественного порядка;

д) содействовать в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;

е) защищать интересы жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах органов местного самоуправления муниципального образования;

ж) содействовать жителям в решении жилищных проблем, проводить соответствующие консультации;

з) вносить предложения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования, а также согласовывать решения этих органов и должностных лиц в установленном ими порядке по вопросам:

- использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, под площадки для выгула собак и другие общественно полезные цели, если это затрагивает интересы жителей той территории, на которой осуществляется
территориальное общественное самоуправление;

- создание на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения;

и) содействовать мерам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля и безопасности;

к) осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой диспетчерской службы по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций;

л) информировать жителей территории о принятых органами государственной власти и государственными должностными лицами Российской Федерации и Ярославской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования решениях, затрагивающих интересы жителей муниципального образования;

м) осуществлять иные инициативы в вопросах местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований;

н) обсуждать проекты федеральных и областных законов, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления соответствующего муниципального образования;

о) участвовать в разработке и реализации комплексных программ развития территории, направленных на сохранение, возрождение, освоение и приумножение природно-культурного наследия, а также содействовать осуществлению аналогичных программ, выдвинутых органами государственной власти Российской Федерации и Ярославской области.

Глава IV. ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в следующих формах:

- собрание (сход) жителей либо конференция представителей жителей территории (далее - собрания (сходы), конференции жителей);

- органы территориального общественного самоуправления.

Статья 9. Жители территории принимают решение об осуществлении территориального общественного самоуправления на собрании (сходе), конференции жителей. Собрание (сход) жителей созывается инициативной группой жителей.

На первом организационном собрании (сходе), конференции жителей принимается устав территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. Указанный устав направляется для регистрации в соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования.

В уставе территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, определяется порядок осуществления жителями муниципального образования своего права на территориальное общественное самоуправление, границы территории, на
которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, финансовая основа территориального общественного самоуправления на данной территории, полномочия собрания (схода), конференции жителей, органов территориального общественного самоуправления, периодичность проведения собраний (сходов), конференций жителей, а также порядок их созыва и проведения, другие вопросы.

(часть 3 ст. 9 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Статья 10. Уставы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, регистрируются соответствующими органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.

(часть 1 ст. 10 дополнена Законом ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Порядок регистрации уставов территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается Уставом муниципального образования.

(часть 2 ст. 10 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

В регистрации устава территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, может быть отказано исключительно в следующих случаях:

(абзац в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

1) противоречия устава действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области, Уставу муниципального образования;

2) если устав предусматривает осуществление территориального общественного самоуправления на территории, где уже осуществляется территориальное общественное самоуправление, устав которого зарегистрирован в установленном порядке.

Статья 11. Собрание (сход) жителей правомочно, если в нем принимают участие более половины жителей, обладающих правом на участие в территориальном общественном самоуправлении на данной территории.

Конференция правомочна, если в ней принимают участие более половины избранных представителей жителей, обладающих правом на участие в территориальном общественном самоуправлении на данной территории.

Статья 12. К исключительной компетенции собраний (сходов), конференций жителей относятся:

- принятие устава территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

(абзац в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

- учреждение и прекращение деятельности органов территориального общественного самоуправления, утверждение положений о них, заслушивание отчетов об
их деятельности;

(абзац в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

- утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления;

- согласование предложений по вступлению органов территориального общественного самоуправления в ассоциации органов территориального общественного самоуправления;

- иные вопросы в соответствии с Уставом муниципального образования, Положением об организации территориального общественного самоуправления, принимаемым представительным органом местного самоуправления муниципального образования, уставом территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

В рамках своей компетенции собрания (сходы), конференции жителей принимают решения.

Статья 13. Решения собраний (сходов), конференций жителей, принимаемые ими в пределах своей компетенции, не могут носить обязательный характер, противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области, уставам соответствующих муниципальных образований.

Если для реализации указанных решений требуется издание правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан его рассмотреть и принять решение о необходимости издания подобного акта. О принятом решении органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления муниципального образования обязаны сообщить соответствующему собранию (сходу), конференции жителей.

Статья 14. Собрание (сход), конференция жителей вправе создавать органы территориального общественного самоуправления - комитеты (советы).

Указанные комитеты (советы) могут являться юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования, на территории которого осуществляется территориальное общественное самоуправление.

Статья 15. Полномочия комитетов (советов) определяются собранием (сходом), конференцией жителей.

Комитет (совет) может быть наделен правом:

- заключать договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального образования, иными юридическими и физическими лицами;

- принимать участие с правом совещательного голоса в работе органов местного самоуправления муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы органов территориального общественного самоуправления, в порядке и на условиях, предусмотренных уставами соответствующих муниципальных образований;

- владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной
собственностью, переданной органам территориального общественного самоуправления, в порядке и на условиях, определенных законом или договором;

- привлекать на добровольной основе средства жителей и организаций, создавать фонды местной инициативы;

- содействовать созданию организаций для оказания услуг жителям.

Статья 16. Органы территориального общественного самоуправления могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с действующим законодательством.

Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 17. Источниками формирования имущества органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, являются:

1) регулярные и единовременные поступления от жителей муниципального образования;

2) доходы от разрешенной положениями об органах территориального общественного самоуправления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности;

(пп. 2 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

3) безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от собственности органов территориального общественного самоуправления;

6) иные источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального образования могут передавать финансовые средства органам территориального общественного самоуправления на основе договоров.

По решению представительного органа местного самоуправления муниципального образования деятельность органов территориального общественного самоуправления может финансироваться за счет средств местного бюджета.

Статья 18. В собственности органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, могут находиться средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые и нежилые, отдельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления муниципального образования в собственность органам территориального общественного самоуправления.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 19. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед жителями территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, наступает в случае
нарушения этими органами данного Закона, Устава муниципального образования, устава территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, либо утраты доверия со стороны собрания (схода), конференции жителей.

(часть 1 ст. 19 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления определяются уставом территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

(часть 2 ст. 19 в ред. Закона ЯО от 01.12.1999 N 32-з)

Глава VII. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 20. Деятельность органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, прекращается в соответствии с действующим законодательством решением собрания (схода), конференции жителей либо решением суда.

Деятельность органов территориального общественного самоуправления, не являющихся юридическими лицами, может прекратиться на основании решения собрания (схода), конференции жителей либо путем самороспуска.

Статья 21. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых выплат, предусмотренных действующим законодательством, передаются органам местного самоуправления соответствующего муниципального образования для использования в интересах жителей соответствующей территории.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. Уставы муниципальных образований, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 24. После вступления в силу настоящего Закона и до внесения соответствующих изменений в уставы муниципальных образований правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований, уставы муниципальных образований действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Губернатор

Ярославской области

А.И.ЛИСИЦЫН

г. Ярославль

11.03.97

N 5-з