Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора ЯО от 20.02.1997 N 97 “О программе “Семья“

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 1997 г. N 97

О ПРОГРАММЕ “СЕМЬЯ“

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить областную комплексную программу “Семья“ на 1997 год в качестве губернаторской программы (приложение N 1).

2. Правительству области принять меры по целевому финансированию мероприятий программы в объеме средств, предусмотренных Государственным бюджетом области на 1997 год, обеспечить контроль за реализацией программы.

Губернатор

Ярославской области

А.И.ЛИСИЦЫН

Приложение N 1

к постановлению

Губернатора области

от 20.02.97 N 97

ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

“СЕМЬЯ“

НА 1997 ГОД

О ПОЛОЖЕНИИ СЕМЕЙ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласно данным последней переписи населения, в Ярославской области приживает 414 тыс. семей, в т.ч. 337 тыс. семей городского населения, 77 тыс. сельских семей.

Возникшие кризисные явления в общественно-политических и социально-экономических отношениях отразились на всех сторонах жизнедеятельности
семей и их экономическом положении.

Резко отрицательное воздействие на положение семей оказывают массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, широкомасштабная практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пенсий, пособий.

Обострилась проблема обеспечения семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта, резко вздорожавшие коммунальные услуги. Плата за жилье и коммунальные услуги становятся бременем семейных расходов не только для малоимущих семей, но и семей со средним достатком.

Материальное благосостояние большинства семей резко упало, достигая в отдельных семьях опасной границы угрозы здоровью детей, беременных женщин, кормящих матерей.

В наибольшей степени снижение жизненного уровня характерно для семей с несовершеннолетними детьми.

СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

В 1995 ГОДУ (ПО ДАННЫМ ГОСКОМСТАТА)

----------------------------------T------------------------------¬

¦ ¦ Домохозяйства, имеющие детей ¦

¦ ¦ в возрасте до 16 лет ¦

¦ +----------T---------T---------+

¦ ¦ с одним ¦ с двумя ¦ с тремя ¦

¦ ¦ ребенком ¦ детьми ¦ детьми ¦

+---------------------------------+----------+---------+---------+

¦Денежные доходы (на члена семьи ¦ 280,9 ¦ 227,1 ¦ 167,9 ¦

¦в месяц) тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Соотношение среднедушевых ¦ 110,2 ¦ 89,1 ¦ 65,9 ¦

¦денежных доходов и прожиточного ¦ ¦ ¦ ¦

¦минимума, процентов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +----------+---------+---------+

¦Прожиточный минимум (по данным ¦ ¦

¦Госкомстата) в 1995 г. ¦ ¦

¦в среднем равен ¦ 254,8 тыс. рублей ¦

L---------------------------------+-------------------------------

В течение 1996 года ситуация усугубилась. Прожиточный минимум вырос до 315 тыс. рублей на человека в месяц. Рост заработной платы составил 27%. Практически все семьи, имеющие двоих и более несовершеннолетних детей находятся в наиболее тяжелом экономическом положении.

Одной из негативных тенденций жизнедеятельности семей является сокращение рождаемости. На территории области наблюдается отрицательный баланс прироста населения.

-------T------------------T---------------T----------------------¬

¦ Годы ¦ Число родившихся ¦ Число умерших ¦ Естественный прирост ¦

¦ ¦ ¦ ¦ (убыль населения) ¦

+------+------------------+---------------+----------------------+

¦ 1965 ¦ 18307 ¦ 12800 ¦ + 5507 ¦

¦ 1975 ¦ 19245 ¦ 16063 ¦ + 3182 ¦

¦ 1985 ¦ 20527 ¦ 19679 ¦ + 845 ¦

¦ 1995 ¦ 10998 ¦ 25221 ¦ - 14223 ¦

L------+------------------+---------------+-----------------------

Растет нестабильность браков, почти треть разводящихся составляют молодые брачные пары, просуществовавшие менее 5 лет. В 1995 году зарегистрировано 10384 брака, 7751 развод (в 3,0 раза больше, чем в 1965 году).

-------T-----------------------------T---------------------------¬

¦ Годы ¦ Число браков ¦ Число разводов ¦

+------+-----------------------------+---------------------------+

¦ 1965 ¦ 11664 ¦ 2550 ¦

¦ 1975 ¦ 14966 ¦ 5326 ¦

¦ 1985 ¦ 13066 ¦ 5840 ¦

¦ 1995 ¦ 10384 ¦ 7751 ¦

L------+-----------------------------+----------------------------

Среди разведенных 2369 супружеских пар без детей, 5382 - с детьми. 6907 детей остались жить в неполной семье. Растет доля детей, появившихся на свет вне зарегистрированного брака (2037 детей).

Отказ от рождения детей превращается в массовое явление (на
100 родов приходится 350 абортов). Усиливается напряженность между супругами, родителями и детьми.

В последние годы снижается воспитательный потенциал школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей.

В значительной мере семья оказалась неподготовленной к сложившейся политической, социально-экономической и культурной ситуации, что наряду с экономическим кризисом привело к снижению жизненного уровня, разрушению ряда принципов общей культуры, размыванию нравственно-этических норм поведения людей.

По данным УВД в 1996 году 16315 граждан области совершили преступления, в т.ч. 2369 женщин, 2264 - несовершеннолетних.

Продолжает оставаться серьезной проблема социального сиротства, увеличивается количество детей, лишившихся родительского попечения. Более 1 тысячи детей и подростков, проживающих в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и устройстве в государственное учреждение. Однако, детские дома и интернатные учреждения переуплотнены. Практически в каждом районе области необходимо открывать новые учреждения для таких детей.

Негативные явления в социально-экономических условиях жизнедеятельности семей проявляются в тревоге и растерянности не только бедных семей, но и семей среднего уровня обеспеченности. Лишь 20% семей удалось добиться определенного уровня благосостояния, психологического и нравственного комфорта.

В особенно тяжелом экономическом положении находятся многодетные, неполные, молодые семьи, с малолетними детьми, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи безработных граждан.

На 1 января 1997 года в области зарегистрировано 49 тысяч безработных, в т. ч. 28 тысяч женщин. 13,5 тыс. безработных воспитывают несовершеннолетних детей. 1328 безработных женщин являются одинокими родителями, т.е. практически единственными кормильцами в семье. 1012 родителей являются многодетными, не имеющими работы.

Среди безработных 4,4 тыс. являются выпускниками учебных заведений, в т.ч. 234 - выпускники вузов, 749 - выпускники ссузов.

В 1996 году 1530 безработных женщин получили пособие по беременности и родам за счет средств областного бюджета.

Продолжается рост заболеваемости
у детей практически по всем основным группам болезней, особенную озабоченность вызывает рост заболеваемости туберкулезом, онкологическими заболеваниями, дифтерией.

В области 2200 детей больных бронхиальной астмой. У 4 тыс. детей - тяжелый нефротический синдром, более 2,5 тыс. детей имеют психические расстройства. 309 тыс. детей в возрасте до 14 лет имеют болезни органов дыхания, 14 тыс. - органов пищеварения.

При проведении профилактических осмотров детей до 14 лет выявлены следующие результаты:

осмотрено детей - 233 тыс. человек.

Выявлено:

- понижение остроты зрения - 18 тыс. чел.

- нарушение осанки - 19,5 тыс. чел.

- дефекты речи - 9 тыс. чел.

- сколиоз - 1,3 тыс. чел.

- понижение слуха - 1,1 тыс. чел.

Здоровье детей во многом определяется состоянием здоровья матерей. Из 10 тыс. родившихся в 1995 году женщин 3,3 тыс. страдали анемией.

Исходя из анализа положения семьи в Ярославской области следует отметить, что социально-экономическое положение семей ухудшается. Поэтому наряду с принятием мер экономической стабилизации необходимо разработать и утвердить концепцию социальной и семейной политики, принять программу укрепления и развития семьи, одним из вариантов которой может быть областная комплексная программа “Семья“.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

“СЕМЬЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ“

Количество семей - 414 тысяч

в том числе:

- многодетные семьи - 12,0 тыс. семей

- неполные семьи - 54 тыс. семей

в т.ч. с несовершеннолетними детьми - 24 тыс. семей

- семей одиноких матерей - 9,7 тыс.

- семьи, воспитывающие детей - инвалидов - 3 тыс. семей

- семьи родителей - инвалидов - 1,7 тыс. семей

- студенческие семьи с детьми - 559 семей

- семьи одиноких матерей - студентов - 24 семьи

- семьи, взявшие на воспитание под опеку

детей - сирот, детей, лишившихся

родительского попечения - 3000 семей

Численность женщин - 787 тыс. человек

Численность детей

- до 16 лет - 289 тыс. человек

- до 2-х лет - 21,2 тыс. человек

Количество детей, рожденных вне брака - 2079 18% от общего

числа родившихся

детей

в т.ч. в сельской местности - 486

в городской - 1593

Число заключенных браков - 10384

разводов - 7751

Число разводов

семей без детей - 2369

с детьми - 5382

Число детей

в расторгнутых браках - 6907

с т.ч. с двумя и более - 2889

Количество родившихся детей - 10382

Численность беременных женщин,

страдающих анемией - 3215

болезнями системы кровообращения - 226

Число абортов на 100 родов - 350

Выявлено детей и подростков,

оставшихся без попечения родителей - 1173

Численность детей - сирот, детей,

оставшихся без попечения родителей - 8021

в т.ч. под опекой - 3000

на усыновлении - 2818

Воспитываются в государственных

учреждениях системы образования - 1875

системы здравоохранения

(домах ребенка) - 131

системы соцобеспечения - 417

(в том числе и инвалиды - сироты) - 220

ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА “СЕМЬЯ“

Программа “Семья“ является одной из программ по реализации регионального плана действий в отношении семьи и направлена на улучшение условий жизнедеятельности семьи в создавшейся социально-экономической ситуации.

Программа составлена с учетом принятых региональных программ: программы развития образования, программы содействия занятости населения, программы “Безопасное материнство“, а также федеральных программ “Дети - сироты“, “Дети - инвалиды“, “Одаренные дети“.

Программа “Семья“ является также программой по реализации национального плана действий по улучшению положения детей и улучшению положения женщин.

В связи с нестабильной экономической ситуацией программа разрабатывается и утверждается на год и представляет собой систему первоочередных мер социальной поддержки семей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является:

1. Улучшение материального положения семьи, имеющей несовершеннолетних детей, обеспечение социальной защиты детей.

2. Повышение статуса семьи, стимулирование рождаемости детей.

3. Сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение преимущественного воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях.

4. Создание условий для воспитания в семье и адаптации в обществе детей - инвалидов.

5. Уменьшение детской безнадзорности, повышение физического и социального здоровья членов семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа “Семья“ состоит из трех подпрограмм:

1. “Семья и дети“

2. “Дети - сироты“

3. “Дети - инвалиды“

Мероприятия программы “Семья“ в 1997 году сформированы с учетом ограниченной возможности Государственного бюджета области.

В качестве защищенных по финансированию мероприятий социальной поддержки семей с детьми предусматриваются следующие:

1. Пособия на детей, взятых под опеку в семьи.

2. Компенсационные выплаты на молочные продукты детям в возрасте до 2-х лет (в случае невозможности обеспечения специальными молочными продуктами через молочные кухни).

3. Пособие по беременности и родам безработным женщинам, в случае когда это не предусмотрено установленным порядком.

4. Оказание адресной материальной помощи остронуждающимся многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим хронически больных детей, детей - инвалидов.

В связи с дефицитом средств в 1997 году не предусматривается выплата пособия на питание беременным женщинам, а также компенсационные выплаты на детей, не посещающих дошкольные учреждения по медицинским показаниям.

За счет целевого финансирования сохраняется выплата областных стипендий для одаренных и малообеспеченных студентов вузов и техникумов, учащихся профессиональных училищ, увеличение дотации на питание учащимся профессиональных училищ, не имеющим полного государственного обеспечения и студентам средних специальных учебных заведений, финансируемых из областного бюджета.

Для формирования и развития системы социальной поддержки, образования и воспитания детей в программу включены мероприятия по созданию учреждений для социально-дезадаптированных детей и подростков, а также открытие отделений по работе с детьми на базе территориальных центров, центров семейного воспитания на базе учреждений образования, центра семьи департамента социального обеспечения.

Мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, предусматривают укрепление материальной базы учреждений родовспоможения, открытие центров и отделений перинатальной диагностики, совершенствование работы центра планирования семьи.

Предусматривается проведение мероприятий по оздоровлению детей, открытие реабилитационного центра для детей с ДЦП, стационара при областной психолого-медико-педагогической консультации.

В организационные мероприятия программы “Семья“ включено проведение мониторинга социально-экономического положения семей, проведение исследований и конференций по проблемам женщин и семьи.

При подготовке и проведении в области Международного Дня Семьи планируется организация областных выставок фотографий, детского рисунка, прикладного творчества по теме “Моя семья“, спортивных соревнований “Папа, мама, я - спортивная семья“, бесплатное посещение музеев и кинотеатров.

АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ

Адресатами программы являются малообеспеченные многодетные и неполные семьи, семьи безработных граждан, семьи, воспитывающие детей - инвалидов и хронически больных детей, а также семьи, взявшие под опеку детей - сирот и детей, лишившихся родительского попечения.

К адресатам программы относятся студенческие семьи с детьми и молодые семьи, а также малообеспеченные и талантливые студенты и учащиеся общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Общее количество семей, получающих помощь в соответствии с программой “Семья“ составляет 38 тыс. семей.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие затраты областного бюджета на реализацию программы “Семья“ на 1997 год предполагают целевое финансирование в размере 22 млрд. рублей. На организацию летнего отдыха детей и подростков 9,9 млрд. рублей, помощь высшим учебным заведениям - 3 млрд. рублей. Часть мероприятий программы финансирует за счет текущего финансирования отраслей социальной сферы.

Расчеты произведены с учетом того, что в г. Ярославле, г. Рыбинске мероприятия программы реализуются за счет бюджетов этих городов.

В финансировании мероприятий программы предусматривается участие средств фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, фонда занятости, отделения Российского детского фонда.

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

----T---------------------------T------T-----------T-------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Кол. ¦ Затраты ¦Ответственный¦

¦п/п¦ ¦полу- ¦областного ¦ исполнитель ¦

¦ ¦ ¦чат. ¦ бюджета ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦(млн. руб.)¦ ¦

+---+---------------------------+------+-----------+-------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+---------------------------+------+-----------+-------------+

¦1. ¦Выплата ежемесячного ¦ 800 ¦ 4800 ¦Администрации¦

¦ ¦пособия на детей - сирот, ¦ ¦ ¦муниципальных¦

¦ ¦детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦образований ¦

¦ ¦попечения родителей, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦переданных под опеку в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦семьи, на питание и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приобретение одежды в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦размере норм материального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения воспитанников ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детских домов ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦Компенсационные выплаты ¦ 9800 ¦ 4700 ¦Администрации¦

¦ ¦на молоко и молочные ¦ ¦ ¦муниципальных¦

¦ ¦продукты детям в возрасте ¦ ¦ ¦образований ¦

¦ ¦до 2-х лет (при условии ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦невозможности обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦через молочные кухни) ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. ¦Адресная материальная ¦21500 ¦ 12500 ¦Администрации¦

¦ ¦поддержка детей из ¦ ¦ ¦муниципальных¦

¦ ¦малообеспеченных, ¦ ¦ ¦образований, ¦

¦ ¦многодетных и неполных ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦семей, хронически больных ¦ ¦ ¦по соц. ¦

¦ ¦детей ¦ ¦ ¦обеспечению ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦4. ¦Оплата больничных листов ¦ 1300 ¦ 360 ¦Правительство¦

¦ ¦по беременности и родам ¦ ¦ ¦области, ¦

¦ ¦женщинам, являющимися ¦ ¦ ¦Комитет ¦

¦ ¦безработными, в случаях, ¦ ¦ ¦занятости ¦

¦ ¦когда это не предусмотрено ¦ ¦ ¦населения ¦

¦ ¦в установленном порядке ¦ ¦ ¦ ¦

¦5. ¦Выплата областных ¦ ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦стипендий, учрежденных для ¦ ¦по статье ¦финансов, ¦

¦ ¦студентов высших учебных ¦ ¦“Финансовая¦Правительство¦

¦ ¦заведений: ¦ ¦помощь ¦области, ¦

¦ ¦а) для социальной защиты ¦ 1200 ¦вузам“ ¦совет ¦

¦ ¦студентов в размере ¦ ¦ ¦ректоров ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦ ¦вузов ¦

¦ ¦платы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦б) для талантливых ¦ 205 ¦ ¦ ¦

¦ ¦студентов в размере ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦полуторакратной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦платы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в) для аспирантов и ¦ 100 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ассистентов вузов в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦размере трехкратной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦минимальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заработной платы ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. ¦Выплата стипендий для ¦ ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦учрежд. культуры, в т.ч.: ¦ ¦по статье ¦культуры, ¦

¦ ¦- для студентов средних ¦ 14 ¦“Народное ¦искусства и ¦

¦ ¦специальных учебных ¦ ¦образован.“¦исторического¦

¦ ¦заведений культуры и ¦ ¦ ¦наследия ¦

¦ ¦искусства (в размере ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦платы) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- для учащихся детских ¦ 16 ¦ ¦ ¦

¦ ¦музыкальных и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦художественных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦школ (в размере 1/2 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦платы) ¦ ¦ ¦ ¦

¦7. ¦Выплата областных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стипендий ¦ 250 ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦для одаренных студентов, ¦ ¦по статье ¦образования ¦

¦ ¦средних - специальных ¦ ¦“Народное ¦ ¦

¦ ¦учебн. заведений, ¦ ¦образование¦ ¦

¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионально - ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦технических училищ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(в размере минимальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заработной платы) ¦ ¦ ¦ ¦

¦8. ¦Выплата материальной помощи¦ ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦малообеспеченным студентам ¦ ¦по статье ¦финансов, ¦

¦ ¦и сотрудникам высших ¦ ¦“Материал. ¦совет ¦

¦ ¦учебных заведений области ¦ ¦помощь ¦ректоров ¦

¦ ¦ ¦ ¦вузам “ ¦вузов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦9. ¦Дотация на дополнительное ¦ 900 ¦ 540 ¦Правительство¦

¦ ¦питание детям, больным ¦ ¦Финансиров.¦области, ¦

¦ ¦сахарным диабетом, ¦ ¦при ¦Департамент ¦

¦ ¦взрослым членам семьи, ¦ ¦выполнении ¦финансов, ¦

¦ ¦больным инсулинозависимой ¦ ¦доходности ¦Администрации¦

¦ ¦формой диабета ¦ ¦бюджета ¦муниципальных¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦округов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦10.¦Установление ежемесячной ¦ ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦дотации в размере ¦ ¦по статье ¦финансов, ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦“Финансовая¦совет ¦

¦ ¦платы студентам вузов ¦ ¦помощь ¦ректоров ¦

¦ ¦(дневных отделений): ¦ ¦вузам“ ¦вузов ¦

¦ ¦- инвалидам, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- одиноким матерям, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- имеющим детей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦11.¦Установление и выплата ¦ 190 ¦ ¦Правительство¦

¦ ¦ежемесячного денежного ¦ ¦ ¦области, ¦

¦ ¦пособия в размере ¦ ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦ ¦образования, ¦

¦ ¦платы сиротам: ¦ ¦ ¦администрации¦

¦ ¦- не трудоустроенным ¦ ¦ ¦муниципальных¦

¦ ¦выпускникам интернатных ¦ ¦ ¦образований ¦

¦ ¦учреждений; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- обучающимся в учебных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заведениях начального, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среднего и высшего ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования, не имеющим ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦полного нормативного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦12.¦Льготный проезд учащихся ¦ ¦Финансиров.¦Администрации¦

¦ ¦школ, профтехучилищ, ¦ ¦из бюджетов¦муниципальных¦

¦ ¦студентов вузов и ¦ ¦муницип. ¦образований ¦

¦ ¦техникумов в городском ¦ ¦образований¦ ¦

¦ ¦транспорте ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦13.¦Бесплатный проезд на ¦ ¦Финансиров.¦Администрации¦

¦ ¦рейсовых автобусах ¦ ¦из бюджетов¦муниципальных¦

¦ ¦учащихся школ, ПТУ в ¦ ¦муницип. ¦образований ¦

¦ ¦сельских районах от места ¦ ¦образований¦ ¦

¦ ¦жительства до места учебы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в течение учебного года ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦14.¦Приобретение путевок в ¦ 5400 ¦Финансиров.¦Департамент ¦

¦ ¦оздоровительные ¦ ¦по статье ¦по делам ¦

¦ ¦учреждения детям из ¦ ¦“Летняя ¦молодежи, ¦

¦ ¦малообеспеченных семей, ¦ ¦оздоровит. ¦администрации¦

¦ ¦удешевление стоимости ¦ ¦кампания“ ¦муниципальных¦

¦ ¦путевок для детей, ¦ ¦ ¦образований, ¦

¦ ¦родители которых работают ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦в бюджетных организациях ¦ ¦ ¦социального ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦15.¦Сохранение льгот по оплате ¦ ¦Финансиров.¦Администрации¦

¦ ¦содержания детей в детских ¦ ¦за счет ¦муниципальных¦

¦ ¦дошкольных учреждениях для:¦ ¦бюджетов ¦образований ¦

¦ ¦- многодетных семей, ¦ ¦муницип. ¦ ¦

¦ ¦- одиноких матерей, ¦ ¦образований¦ ¦

¦ ¦- опекунов, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- семей, потерявших ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кормильца, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- матерей, мужья которых ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦призваны для прохождения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦действительной срочной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦военной службы, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- студентов дневных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отделений вузов, ПТУ при ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦условии, что оба ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителя - студенты, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- неработающих инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦1 и 2 групп ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦16.¦Обеспечение предоставления ¦ ¦Финансиров.¦Администрации¦

¦ ¦льгот для многодетных ¦ ¦за счет ¦муниципальных¦

¦ ¦семей: ¦ ¦бюджетов ¦образований ¦

¦ ¦- 30% скидка по оплате ¦ ¦муницип. ¦ ¦

¦ ¦коммунальных услуг; ¦ ¦образований¦ ¦

¦ ¦- 50% скидка по оплате за ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пользование телефоном; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- бесплатный проезд в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦городском общественном ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦транспорте, автобусах ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пригородных и внутренних ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦линий для школьников; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- бесплатное двухразовое ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦питание школьников и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦училищ; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- бесплатная выдача ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лекарств по рецептам врачей¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦для детей до 6 лет ¦ ¦ ¦ ¦

L---+---------------------------+------+-----------+--------------

II. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ,

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

----T----------------------------T-------T-----------T-------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Затраты¦ Источники ¦ Исполнитель ¦

¦п/п¦ ¦област.¦ финансир. ¦ ¦

¦ ¦ ¦бюджета¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+-------+-----------+-------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+----------------------------+-------+-----------+-------------+

¦ 1.¦Создание учреждений для ¦ 500 ¦Областной ¦Правительство¦

¦ ¦социально-дезадаптирован. ¦ ¦бюджет, ¦области, ¦

¦ ¦детей и подростков в: ¦ ¦бюджеты ¦Администрации¦

¦ ¦- г. Ярославле ¦ ¦муницип. ¦муниципальных¦

¦ ¦- г. Угличе ¦ ¦образований¦образований, ¦

¦ ¦- Мышкинском районе ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦- Любимском ¦ ¦ ¦образования, ¦

¦ ¦- Пошехонском ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦- Ярославском ¦ ¦ ¦социального ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2.¦Открытие отделений по ¦ 200 ¦Областной ¦Администрации¦

¦ ¦работе с детьми, требующими ¦ ¦бюджет, ¦муниципальных¦

¦ ¦социальной поддержки, на ¦ ¦бюджеты ¦о“ругов, ¦

¦ ¦базе территориальных ¦ ¦муницип. ¦департамент ¦

¦ ¦центров социального ¦ ¦образований¦социального ¦

¦ ¦обслуживания населения ¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3.¦Поддержка деятельности ¦ ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦учреждений временного ¦ ¦бюджет ¦финансов, ¦

¦ ¦содержания детей, ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦специализированных приютов, ¦ ¦ ¦по соц. ¦

¦ ¦центров реабилитации детей ¦ ¦ ¦обеспечению, ¦

¦ ¦и подростков ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦и воспитания ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4.¦Обеспечение профессиональной¦ 500 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦подготовки учащихся, не ¦ ¦бюджет, ¦образования, ¦

¦ ¦имеющих основного общего ¦ ¦бюджеты ¦администрации¦

¦ ¦образования на базе ¦ ¦муницип. ¦муниципальных¦

¦ ¦профессионально-технических ¦ ¦образований¦округов ¦

¦ ¦училищ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Ярославля N 10, 11, 12, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦14, 21, 24, 27 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Рыбинска N 4, 20, 25 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Мышкина N 34 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Углича N 35 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Тутаева N 41 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦с. Вятское N 42 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦г. Данилова N 45 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦п. Борисоглебский N 46 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5.¦Организация трудовой ¦ ¦Финансиров.¦Администрации¦

¦ ¦занятости подростков в ¦ ¦за счет ¦муниципальных¦

¦ ¦свободное от учебы время ¦ ¦программы ¦округов, ¦

¦ ¦ ¦ ¦“Молодежь“ ¦департамент ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦по делам ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦комитет ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6.¦Развитие системы дошкольных ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации¦

¦ ¦учреждений с гибким ¦ ¦муницип. ¦муниципальных¦

¦ ¦круглосуточным графиком ¦ ¦образований¦образований ¦

¦ ¦работы и приоритетным ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦правом устройства в них ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детей из семей, нуждающихся ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в дополнительной социальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поддержке ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7.¦Открытие на базе дошкольных ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации¦

¦ ¦учреждений консультативных ¦ ¦муницип. ¦муниципальных¦

¦ ¦центров дошкольного ¦ ¦образований¦округов, ¦

¦ ¦воспитания типа ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦“материнская школа“ ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 8.¦Организация областного ¦ ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦центра семейного воспитания ¦ ¦бюджет ¦образования ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 9.¦Создание областного центра ¦ 100 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦психологической, юридической¦ ¦бюджет ¦социального ¦

¦ ¦помощи семьям, имеющим детей¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦10.¦Открытие медико- ¦ 20 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦педагогической школы для ¦ ¦бюджет ¦образования ¦

¦ ¦учащихся профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦училищ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦11.¦Организация консультаций ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации¦

¦ ¦по вопросам брачно-семейных ¦ ¦муницип. ¦муниципальных¦

¦ ¦отношений, воспитания детей ¦ ¦образований¦округов, ¦

¦ ¦на базе: ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦- поликлиник, ¦ ¦ ¦здравоохран.,¦

¦ ¦- отделов ЗАГС, ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦- молодежных агентств, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- учреждений культуры, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- в учебных заведениях, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- в трудовых коллективах. ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------+-------+-----------+--------------

III. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

----T-------------------------T-----------T-----------T------------¬

¦ N ¦Наименование мероприятия ¦ Затраты ¦Источники ¦ Исполнитель¦

¦п/п¦ ¦ областного¦финансиров.¦ ¦

¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------+-----------+-----------+------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+-------------------------+-----------+-----------+------------+

¦ 1.¦Оснащение родовспомог. ¦Финансир. ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦учреждений: ¦за счет ¦бюджет, ¦здравоохр., ¦

¦ ¦- современным диагност. ¦программы ¦бюджеты ¦администрац.¦

¦ ¦оборудованием ¦“Безопасное¦муницип. ¦муницип. ¦

¦ ¦(эндоскопическое ¦материн.“ ¦округов ¦округов ¦

¦ ¦оборудование, аппаратура ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦искусственной вентиляции ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦легких). ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Открытие отделений и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦центров перинатальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦диагностики ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2.¦Организация на базе ¦ ¦Бюджеты ¦Администрац.¦

¦ ¦детских поликлиник ¦ ¦муницип. ¦муниципальн.¦

¦ ¦комнат здоровья, как ¦ ¦образован. ¦образований ¦

¦ ¦информационно- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вспомогательной службы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в воспитании детей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3.¦Расширение сферы ¦ ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦деятельности центра ¦ ¦бюджет ¦здравоохран.¦

¦ ¦планирования семьи ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4.¦Открытие на базе детской ¦ ¦Областной ¦Комитет по ¦

¦ ¦больницы N 3 ¦ ¦бюджет, ¦строительст.¦

¦ ¦г. Ярославля детского ¦ ¦бюджет г. ¦и ЖКХ, Мэрия¦

¦ ¦реабилитационного центра ¦ ¦Ярославля ¦г. Ярославля¦

¦ ¦для детей с ДЦП и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заболеваниями нервной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5.¦Организация при ¦ ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦областной психолого- ¦ ¦бюджет ¦образования ¦

¦ ¦медико-педагогической ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦консультации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦диагностического ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реабилитационного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стационара для детей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6.¦Расширение сети ¦ ¦Бюджеты ¦Администрац.¦

¦ ¦оздоровительных групп ¦ ¦муницип. ¦муниципальн.¦

¦ ¦в детских дошкольных ¦ ¦образован. ¦образований ¦

¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7.¦Продолжение ¦ ¦Федеральный¦Комитет по ¦

¦ ¦строительства цеха по ¦ ¦бюджет, ¦строит., ¦

¦ ¦производству молочных ¦ ¦областной ¦департамент ¦

¦ ¦продуктов для детского ¦ ¦бюджет ¦сельского ¦

¦ ¦питания в г. Ярославле ¦ ¦ ¦хозяйства и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребит. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рынка ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 8.¦Реализация программы по ¦ ¦Областной ¦Комитет ¦

¦ ¦развитию физической ¦ ¦бюджет ¦физкультуры,¦

¦ ¦культуры для ¦ ¦ ¦спорта, ¦

¦ ¦детей - инвалидов, ¦ ¦ ¦департаменты¦

¦ ¦умственно-отсталых детей ¦ ¦ ¦здравоохр., ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования,¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦соц.обеспеч.¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 9.¦Обеспечение бесплатного ¦ ¦Бюджеты ¦Администрац.¦

¦ ¦дорогостоящего ¦ ¦муницип. ¦муницип. ¦

¦ ¦медикаментозного лечения ¦ ¦образован.,¦образований,¦

¦ ¦с эндокринной патологией,¦ ¦областной ¦департамент ¦

¦ ¦онкологическими ¦ ¦бюджет ¦здравоохран.¦

¦ ¦заболеваниями, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦муковисцидозом ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦10.¦Оздоровление детей с ¦ ¦Областной ¦Администрац.¦

¦ ¦ослабленным здоровьем, ¦ ¦бюджет, ¦муницип. ¦

¦ ¦на базе областных ¦ ¦бюджеты ¦образований,¦

¦ ¦санаториев, домов отдыха,¦ ¦муницип. ¦фонд соц. ¦

¦ ¦пансионатов, ¦ ¦образован.,¦страхования,¦

¦ ¦профилакториев, детских ¦ ¦фонд соц. ¦департамент ¦

¦ ¦оздоровительных центров ¦ ¦страхования¦по делам ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦

L---+-------------------------+-----------+-----------+-------------

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

----T-----------------------------------T------------------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Исполнитель ¦

+---+-----------------------------------+------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+---+-----------------------------------+------------------------+

¦ 1.¦Проведение мониторинга социально- ¦Аналитический центр при ¦

¦ ¦экономического положения семей ¦Губернаторе области ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2.¦Проведение научно-практической ¦Правительство области, ¦

¦ ¦конференции по проблемам работы ¦департамент по соц. ¦

¦ ¦с семьей ¦обеспечению, департамент¦

¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3.¦Разработка модели муниципальной ¦ -“- ¦

¦ ¦службы помощи семье и детям ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4.¦Продолжение работы ¦Ярославский государст. ¦

¦ ¦исследовательских групп ученых по ¦университет ¦

¦ ¦проблемам положения женщин в ¦ ¦

¦ ¦современном обществе ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5.¦Организация в средствах массовой ¦Департаменты образован.,¦

¦ ¦информации на радио, телевидении ¦здравоохранения, соц. ¦

¦ ¦рубрик, передач по вопросам ¦обеспечения ¦

¦ ¦семейного воспитания, социальной ¦ ¦

¦ ¦педагогики, консультирования ¦ ¦

¦ ¦специалистов образования, ¦ ¦

¦ ¦здравоохранения, социальной ¦ ¦

¦ ¦защиты ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6.¦Проведение конкурсов семейной ¦Администрации муницип. ¦

¦ ¦художественной самодеятельности ¦образований, комитет ¦

¦ ¦ ¦культуры, искусства, ¦

¦ ¦ ¦исторического наследия ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7.¦Организация выставок “Моя семья“: ¦ -“- ¦

¦ ¦- фотографий, ¦ ¦

¦ ¦- детского рисунка, ¦ ¦

¦ ¦- прикладного искусства ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 8.¦Проведение в кинотеатрах фестиваля ¦Администрации муницип. ¦

¦ ¦“Экран семейного фильма“ ¦образований, департам. ¦

¦ ¦ ¦культуры, искусства и ¦

¦ ¦ ¦исторического наследия ¦

¦ 9.¦Организация областных ¦Администрации муницип. ¦

¦ ¦спортивных мероприятий “Папа, ¦округов, комитет ¦

¦ ¦мама, я - спортивная семья“ ¦физкультуры и спорта ¦

¦10.¦Организация мероприятий по ¦ ¦

¦ ¦празднованию: ¦ ¦

¦ ¦- Международного Дня семьи - ¦ ¦

¦ ¦15 мая, ¦ ¦

¦ ¦- Международного Дня защиты детей -¦ ¦

¦ ¦1 июня, ¦ ¦

¦ ¦- Дня матери - 3 мая, ¦ ¦

¦ ¦- Дня знаний - 1 сентября, ¦ ¦

¦ ¦- Новогодних и рождественских ¦ ¦

¦ ¦праздников ¦ ¦

L---+-----------------------------------+-------------------------

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ “ДЕТИ - СИРОТЫ“

Областная программа “Дети - сироты“ разработана в соответствии с президентской программой “Дети России“.

Ее создание вызвано необходимостью принятия мер по социальной защите детей, лишившихся родительского попечения.

В последние годы в области растет социальное сиротство, следствием которого является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В области проживает 8,0 тысяч детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, причем 90 процентов составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от их воспитания или лишены родительских прав.

Государственная политика по отношению к детям - сиротам направлена прежде всего на улучшение их материального обеспечения, воспитания и обучения. Принято постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“.

Вместе с тем, существует целый комплекс проблем, а именно проблема трудоустройства, профессионального обучения, социально-трудовой адаптации, обеспечение жильем сирот - выпускников интернатных учреждений.

В профессиональных училищах области обучается 406 учащихся из числа сирот или лишившихся родительского попечения. В этих образовательных учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, сироты не обеспечиваются форменным обмундированием, четырехразовым ежедневным горячим питанием, не получают в полном объеме выплат, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.92 г.

Требуется материальная поддержка для студентов из числа сирот, обучающихся в высших учебных заведениях - 104 человека и средних специальных учебных заведениях - 73 человека.

Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей на областном уровне реализовывать меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями программы “Дети - сироты“ является создание необходимых условий для подготовки детей, лишившихся родительского попечения, к самостоятельной жизни и адаптации их в обществе.

Основными задачами являются:

- создание условий для предупреждения социального сиротства детей;

- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание системы учреждений по работе с семьей и детьми;

- принятие необходимых нормативных актов по обеспечению правовых гарантий сирот на жилье, трудоустройство, профессиональное обучение.

Программа составлена с учетом реализации в области программы социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, являющейся составной частью программы “Развитие образования Ярославской области“.

АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ

Адресатами программы являются 6,5 тыс. детей - сирот и детей, лишившихся попечения родителей, в том числе:

------------------------------T-------T------------T-------------¬

¦ ¦ Всего ¦ В ¦ В ¦

¦ ¦ ¦г. Ярославле¦ г. Рыбинске ¦

+-----------------------------+-------+------------+-------------+

¦Дети, переданные под опеку ¦ ¦ ¦ ¦

¦в семьи ¦ 3000 ¦ 1147 ¦ 627 ¦

¦в том числе получающие ¦ ¦ ¦ ¦

¦пособие ¦ 1831 ¦ 735 ¦ 341 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Воспитываются в интернатных ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждениях ¦ 3982 ¦ ¦ ¦

¦в том числе дети - сироты ¦ 1875 ¦ ¦ ¦

¦- в Домах ребенка ¦ 116 ¦ ¦ ¦

¦- в учреждениях временного ¦ ¦ ¦ ¦

¦типа ¦ 237 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Обучаются ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в профессиональных училищах¦ ¦ ¦ ¦

¦(лишившиеся род. попечения) ¦ 406 ¦ ¦ ¦

¦в том числе сироты ¦ 106 ¦ ¦ ¦

¦- в средних специальных ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебных заведениях ¦ ¦ ¦ ¦

¦(лишившиеся род. попечения) ¦ 73 ¦ ¦ ¦

¦в том числе сироты ¦ 21 ¦ ¦ ¦

¦- в высших учебных заведениях¦ 104 ¦ ¦ ¦

L-----------------------------+-------+------------+--------------

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы “Дети - сироты“ осуществляется в рамках программы “Семья“ за счет целевого выделения средств областного бюджета, бюджетов городов и районов.

Организация отдыха детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, финансируется за счет целевого выделения средств на летнюю оздоровительную кампанию детей и подростков.

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ДЕТИ - СИРОТЫ“

----T---------------------------T---------T----------T--------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Затраты ¦Источники ¦ Ответственный¦

¦п/п¦ ¦област. ¦финансир. ¦ исполнитель ¦

¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦млн. руб.¦ ¦ ¦

+---+---------------------------+---------+----------+--------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+---------------------------+---------+----------+--------------+

¦ 1.¦Укрепление материальной ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации ¦

¦ ¦базы учреждений для детей -¦ ¦муницип. ¦муниципальных ¦

¦ ¦сирот, детей, оставшихся ¦ ¦образов., ¦образований, ¦

¦ ¦без попечения родителей ¦ ¦областной ¦департамент ¦

¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦образования ¦

¦ 2.¦Обеспечение социальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поддержки детей - сирот ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителей путем: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- полного нормативного ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации ¦

¦ ¦государственного ¦ ¦муницип. ¦муниципальных ¦

¦ ¦обеспечения для ¦ ¦образов. ¦образований, ¦

¦ ¦воспитывающихся в ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦интернатных учреждениях ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦- выплаты ежемесячного ¦ ¦Областной ¦Администрации ¦

¦ ¦пособия на питание и ¦ ¦бюджет, ¦муниципальных ¦

¦ ¦приобретение одежды детям, ¦ ¦бюджеты ¦образований ¦

¦ ¦переданным под опеку в ¦ ¦Ярославля,¦ ¦

¦ ¦семьи ¦ ¦Рыбинска ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- выплаты пособия в размере¦ ¦Федерал. ¦Департамент ¦

¦ ¦минимальной заработной ¦ ¦бюджет, ¦образования, ¦

¦ ¦платы учащимся ПТУ, сту- ¦ ¦областной ¦совет ректоров¦

¦ ¦дентам техникумов и вузов ¦ ¦бюджет ¦вузов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- выплаты компенсации на ¦ ¦Федерал. ¦ -“- ¦

¦ ¦одежду, обувь, инвентарь, ¦ ¦бюджет, ¦ ¦

¦ ¦выходного пособия выпуск- ¦ ¦областной ¦ ¦

¦ ¦никам профессиональных ¦ ¦бюджет ¦ ¦

¦ ¦училищ, средних специальных¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и высших учебных заведений ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- выплаты пособия не ¦ ¦Областной ¦Администрации ¦

¦ ¦трудоустроенным выпускникам¦ ¦бюджет ¦муниципальных ¦

¦ ¦интернатных учреждений ¦ ¦ ¦образований, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦комитет ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3.¦Развитие семейных форм ¦ ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦устройства детей - сирот, ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦детей, оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦попечения родителей, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦введение в практику ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воспитание таких детей в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приемных семьях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4.¦Обеспечение ¦ ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦преимущественного приема ¦ ¦ ¦образования, ¦

¦ ¦в учебные заведения ¦ ¦ ¦совет ректоров¦

¦ ¦начального, среднего и ¦ ¦ ¦вузов ¦

¦ ¦высшего профессионального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования лиц из числа ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сирот и оставшихся без ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5.¦Введение в практику ¦ ¦Бюджеты ¦Администрации ¦

¦ ¦квотирования по приему на ¦ ¦муницип. ¦муниципальных ¦

¦ ¦работу на предприятия ¦ ¦образов. ¦образований, ¦

¦ ¦муниципальной собственности¦ ¦ ¦комитет ¦

¦ ¦выпускников образовательных¦ ¦ ¦занятости ¦

¦ ¦учреждений, являющихся ¦ ¦ ¦населения ¦

¦ ¦сиротами, или оставшимися ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦без попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6.¦Подготовка и повышение ¦ ¦Областной ¦Департаменты ¦

¦ ¦квалификации специалистов ¦ ¦бюджет ¦образования, ¦

¦ ¦по социальной работе, ¦ ¦ ¦соц. ¦

¦ ¦кадров для работы в ¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦интернатных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7.¦Разработка проектов ¦ ¦ ¦Департамент по¦

¦ ¦нормативных актов по ¦ ¦ ¦делам молодежи¦

¦ ¦предоставлению льготных ¦ ¦ ¦комитет по ¦

¦ ¦кредитов и целевого ¦ ¦ ¦строительству ¦

¦ ¦получения субсидий для ¦ ¦ ¦и ЖКЗ ¦

¦ ¦строительства жилья для ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лиц из числа сирот, или ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 8.¦Организация отдыха и ¦ 1900 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦оздоровления детей - сирот,¦ ¦бюджет по ¦образования, ¦

¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦статье ¦администрации ¦

¦ ¦родителей, воспитанников ¦ ¦“Летняя ¦муниципальных ¦

¦ ¦интернатных учреждений на ¦ ¦оздоров. ¦образований ¦

¦ ¦базе оздоровительных ¦ ¦кампания“ ¦ ¦

¦ ¦учреждений области ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 9.¦Выделение бесплатных ¦ 320 ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦путевок ¦ ¦ ¦образования ¦

¦ ¦для отдыха учащимся ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования, являющихся ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сиротами ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦10.¦Круглогодичное оздоровление¦ 150 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦ ¦учащихся ПУ, студентов ¦ ¦бюджет ¦образования ¦

¦ ¦средних специальных учебных¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заведений из числа сирот на¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦базе профилактория ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

L---+---------------------------+---------+----------+---------------

ПРОГРАММА “ДЕТИ - ИНВАЛИДЫ“

Программа разработана в соответствии с президентской программой “Дети России“ - “Дети инвалиды“. В Ярославской области, как и в Российской Федерации, наблюдается увеличение числа детей - инвалидов. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости матерей, злоупотребление родителями спиртными напитками.

Нерешенными остаются проблемы оснащения медицинских учреждений диагностическим оборудованием, развитие сети учреждений восстановительного лечения, совершенствование системы обучения детей с отклонениями в развитии.

Дети - инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на формирование основ решения проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, создание системы реабилитации, адаптации в обществе таких детей.

Программа предусматривает решение таких задач:

- улучшение возможностей социальной адаптации, профессионального обучения детей - инвалидов;

- решение социально-экономических, нравственных проблем детей - инвалидов;

- обеспечение детей - инвалидов техническими средствами, приспособлениями для облегчения социально-бытовой адаптации детей;

- открытие и развитие сети специальных учреждений реабилитации для детей - инвалидов.

АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ

Программа “Дети - инвалиды“ предлагает оказание поддержки трем тысячам детей, в том числе:

дети - инвалиды по психоневрологическим

заболеваниям - 1112 человек

в том числе ДЦП - 625 человек

Дети - инвалиды

по онкозаболеваниям - 100 человек

муковисцидоза - 16 человек

сахарного диабета - 129 человек

Дети - инвалиды по“зрению - 258 человек

Дети - инвалиды по слуху - 208 человек

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программы осуществляется в рамках программы “Семья“ за счет средств областного бюджета, бюджетов городов и районов.

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ДЕТИ - ИНВАЛИДЫ“

----------------------------T-------T------------T----------------¬

¦ Наименование мероприятия ¦Затраты¦ Источники ¦ Ответственный ¦

¦ ¦област.¦финансиров. ¦ исполнитель ¦

¦ ¦бюджета¦ ¦ ¦

+---------------------------+-------+------------+----------------+

¦Открытие центра ¦ ¦Бюджет ¦Администрация ¦

¦реабилитации для детей - ¦ ¦г. Рыбинска,¦г. Рыбинска, ¦

¦инвалидов в г. Рыбинске ¦ ¦областной ¦департамент соц.¦

¦ ¦ ¦бюджет ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Профессиональная ¦ 87 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦подготовка детей - ¦ ¦бюджет, ¦образования ¦

¦инвалидов, умственно ¦ ¦бюджет ¦ ¦

¦отсталых детей на базе ¦ ¦г. Ярославля¦ ¦

¦ПТУ N 4, 14, 34, 27 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Открытие на базе ¦ 300 ¦Областной ¦Департамент соц.¦

¦Ярославского протезно- ¦ ¦бюджет ¦обеспечения ¦

¦ортопедического ¦ ¦ ¦ ¦

¦предприятия пункта проката ¦ ¦ ¦ ¦

¦приспособлений, ¦ ¦ ¦ ¦

¦применяющихся для ¦ ¦ ¦ ¦

¦компенсации нарушенных ¦ ¦ ¦ ¦

¦функций и облегчения ¦ ¦ ¦ ¦

¦социально-бытовой адаптации¦ ¦ ¦ ¦

¦детей - инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Продолжение реализации ¦ ¦Областной ¦Администрация ¦

¦программ: ¦ ¦бюджет, ¦муниципальных ¦

¦- “Глухие дети“ ¦ ¦детский фонд¦образований, ¦

¦- “Детский церебральный ¦ ¦ ¦отделение ¦

¦ паралич“ ¦ ¦ ¦Российского ¦

¦- “Детский диабет“ ¦ ¦ ¦Детского фонда ¦

¦ “24 + 6“ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Завершение строительства ¦ ¦Областной ¦Мэрия Ярославля,¦

¦Центра для детей с ДЦП и ¦ ¦бюджет, ¦комитет по ¦

¦заболеваниями нервной ¦ ¦бюджет ¦строительству ¦

¦системы на базе детской ¦ ¦г. Ярославля¦ ¦

¦больницы N 3 ¦ ¦ ¦ ¦

¦г. Ярославля ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Восстановительное лечение ¦ ¦Областной ¦Департамент ¦

¦детей, больных ДЦП с ¦ ¦бюджет, ¦здравоохранения ¦

¦помощью терапевтического ¦ ¦бюджет г. ¦отделения РДФ ¦

¦костюма в детской ¦ ¦Ярославля, ¦ ¦

¦городской больнице N 3 ¦ ¦детский фонд¦ ¦

¦Ярославля, санатория ¦ ¦ ¦ ¦

¦“Скобыкино“ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Поддержка в обучении ¦ ¦Областной ¦Областное ¦

¦талантливых детей - ¦ ¦бюджет, ¦отделение РДФ, ¦

¦инвалидов в высших, ¦ ¦бюджеты ¦департаменты ¦

¦средних-специальных ¦ ¦муницип. ¦образования, ¦

¦учебных заведениях, ПТУ, ¦ ¦образован., ¦здравоохранения,¦

¦вручение областных ¦ ¦детский фонд¦культуры ¦

¦стипендий - премий за ¦ ¦ ¦ ¦

¦примерную учебу к ¦ ¦ ¦ ¦

¦Всемирному Дню защиты ¦ ¦ ¦ ¦

¦детей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Организация отдыха и ¦ 1000 ¦Финансиров. ¦Комитет по соц. ¦

¦лечения детей - инвалидов ¦ ¦по статье ¦обеспечению, ¦

¦в санаториях и ¦ ¦“Летняя ¦администрации ¦

¦профилакториях, домах ¦ ¦оздоровит. ¦городов и ¦

¦отдыха ¦ ¦кампания“ ¦районов, фонд ¦

¦ ¦ ¦ ¦соц. страхов. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Проведение областного ¦ 150 ¦Областной ¦Департамент ¦

¦фестиваля творчества ¦ ¦бюджет ¦культуры, соц. ¦

¦детей - инвалидов ¦ ¦ ¦обеспечения, ¦

¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Реализация программы по ¦ 50 ¦Областной ¦Комитет ¦

¦развитию физической ¦ ¦бюджет ¦физкульт. и ¦

¦культуры для детей - ¦ ¦ ¦спорта, депар- ¦

¦инвалидов, умственно ¦ ¦ ¦таменты образо- ¦

¦отсталых детей ¦ ¦ ¦вания и соц. ¦

¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Обеспечение предоставления ¦ ¦Областной ¦Администрации ¦

¦льгот детям - инвалидам: ¦ ¦бюджет, ¦муниципальных ¦

¦- бесплатное обеспечение ¦ ¦бюджеты ¦образований ¦

¦лекарственными средствами ¦ ¦муницип. ¦ ¦

¦по рецептам врачей; ¦ ¦образований ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- скидка семьям с детьми - ¦ ¦ ¦ ¦

¦инвалидами в размере 50 ¦ ¦ ¦ ¦

¦процентов квартирной платы,¦ ¦ ¦ ¦

¦платы за пользование ¦ ¦ ¦ ¦

¦отоплением, водой, ¦ ¦ ¦ ¦

¦канализацией, газом, ¦ ¦ ¦ ¦

¦электроэнергией, ¦ ¦ ¦ ¦

¦абонементной платы за ¦ ¦ ¦ ¦

¦пользование телефоном; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- бесплатный проезд на всех¦ ¦ ¦ ¦

¦видах городского транспорта¦ ¦ ¦ ¦

¦и пригородного сообщения ¦ ¦ ¦ ¦

¦для детей - инвалидов и их ¦ ¦ ¦ ¦

¦родителей; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- бесплатный проезд к месту¦ ¦ ¦ ¦

¦лечения в автобусах ¦ ¦ ¦ ¦

¦пригородного и ¦ ¦ ¦ ¦

¦междугороднего сообщения ¦ ¦ ¦ ¦

¦для детей - инвалидов и ¦ ¦ ¦ ¦

¦сопровождающих их лиц ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------------+-------+------------+-----------------