Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.04.2009 по делу N А03-1247/2009 Публикация уполномоченным органом информации, в которой содержатся дискриминационные условия для приобретения в аренду земельных участков хозяйствующими субъектами, желающими использовать данные участки для организации кормопроизводства, но не имеющими необходимого количества крупного рогатого скота, нарушает права и интересы хозяйствующего субъекта.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А03-1247/2009 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 07АП-4185/09 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2009 г. по делу N А03-1247/2009

Резолютивная часть решения объявлена 9 апреля 2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2009 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Д.В. при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Алтайского края в интересах общества с ограниченной ответственностью “Р“ к комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края о
признании действий незаконными,

с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Р“,

при участии представителей: от прокурора - Ш.И.Э., прокурор отдела, удостоверение ТО N 058776, от комитета - С.О.Ю., доверенность от 11.01.09 г., от третьего лица - М.А.И., генеральный директор, приказ N 1 от 01.10.04 г.,

установил:

заместитель прокурора Алтайского края (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными действий комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края (далее - Комитет) по введению ограничения конкуренции посредством опубликования извещения в Родинской районной газете “Дело Октября“ N 136(9390) 11.11.2008 г., согласно которому Комитетом выдвинуто обязательное условие для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, расположенных в границах муниципального образования Каяушенский сельсовет, для организации кормопроизводства в целях увеличения поголовья дойного стада района, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002 площадью 4 400 000 кв. м, 22:37:100201:0113 площадью 4 880 000 кв. м, 22:37:100202:0198 площадью 6 090 000 кв. м, хозяйствующим субъектам, имеющим по состоянию на 01.11.2008 г. поголовье дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, что должно подтверждаться справкой комитета по АПК, заверенной органом статистики.

Также Прокурор просит суд обязать Комитет исключить из названного извещения указание на условие предоставления земельных участков - наличие по состоянию на 01.11.2008 поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов путем опубликования соответствующего извещения в Родинской районной газете “Дело Октября“ в течение 1 месяца.

В обоснование своих требований заявитель указал, что включение в текст объявления о предполагаемом предоставлении земельных участков условия о наличии поголовья дойных коров является злоупотреблением правом
на распоряжение земельными участками, ограничивает конкуренцию и нарушает интересы хозяйствующих субъектов, в том числе ООО “Р“.

Комитет представил отзыв на заявление, в котором против его удовлетворения возражает, указывая, что в действующем законодательстве отсутствуют нормативно-правовые акты, запрещающие устанавливать условия и требования, предъявляемые к извещению о предоставлении земельных участков в аренду.

ООО “Р“ представило отзыв на заявление, в котором требования прокурора поддержало.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, представитель Комитета против удовлетворения заявления возражал. Представитель ООО “Р“ требования Прокурора поддержал.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края в районной газете “Дело Октября“ N 136(9390) от 11.11.2008 г. опубликовано извещение, согласно которому Комитет сообщает о наличии земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, расположенных в границах муниципального образования Каяушенский сельсовет, предлагаемых для передачи в аренду для организации кормопроизводства в целях увеличения поголовья дойного стада района, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002 площадью 4 400 000 кв. м, 22:37:100201:0113 площадью 4 880 000 кв. м, 22:37:100202:0198 площадью 6 090 000 кв. м. В качестве условия предоставления участков указано наличие по состоянию на 01.11.2008 г. поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, что должно подтверждаться справкой комитета по АПК, заверенной органом статистики.

Полагая, что действия по включению в текст объявления вышеуказанного условия совершены с нарушением закона, заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Суд полагает, что заявление Прокурора подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ
прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Право управления и распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, закреплено пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В силу п. 3.1 Временного порядка управления и распоряжения землями районного фонда перераспределения, утвержденного решением Родинского районного Совета депутатов
от 2 марта 2007 г. N 07, право управления и распоряжения земельными участками районного фонда принадлежит Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 10 названного Закона предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках.

Решение о передаче участков в аренду принимается в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений о передаче земельного участка в аренду такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В силу пункта 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются лицам на определенном праве, и заблаговременную публикацию такой информации.

Как следует из текста объявления о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, условием предоставления является наличие у лица по состоянию на 01.11.2008 г. поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов.

Тем самым созданы дискриминационные условия для приобретения в аренду земельных участков лицам, желающим использовать данные земельные участки для организации кормопроизводства, однако не имеющим вышеуказанного
количества дойных коров.

Под дискриминационными условиями в силу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ следует понимать такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что действия Комитета по установлению вышеуказанного условия создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе ООО “Р“, у которого отсутствует поголовье дойных коров в количестве не менее 150 голов, и которое дважды - 12.11.08 г. и 01.12.08 г. направляло в Комитет заявки на заключение договора аренды земельных участков. Оспариваемые действия имеют своим результатом ограничение конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

признать действия комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края, выразившиеся во включении в извещение о наличии земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, предлагаемых для передачи в аренду, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002, 22:37:100201:0113, 22:37:100202:0198, опубликованное в Родинской районной газете “Дело Октября“ N 136(9390) от 11.11.2008 г., условия предоставления данных земельных участков в виде наличия по состоянию на 01.11.2008 г. поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов, подтвержденное справкой комитета по АПК, заверенной органом статистики, незаконными.

Обязать комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Родинского района Алтайского края исключить из извещения о наличии земельных участков сельскохозяйственного назначения районного фонда перераспределения, предлагаемых для передачи в аренду, с кадастровыми номерами: 22:37:100202:0002, 22:37:100201:0113, 22:37:100202:0198, опубликованного в Родинской районной газете “Дело Октября“ N 136(9390) от 11.11.2008 г., указание на условие предоставления земельных участков в виде наличия по состоянию на 01.11.2008 поголовья дойных коров (нетелей) в количестве не менее 150 голов путем опубликования соответствующего извещения в Родинской районной газете “Дело Октября“ в течение 1 месяца.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.