Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(январь - март 2009 г.): Бухгалтерский учет>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(январь - март 2009 г.):

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Изменения в ПБУ 18/02

Начиная с бухгалтерской отчетности 2008 года, действуют поправки, внесенные Приказом Минфина России от 11.02.2008 N 23н в Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ (ПБУ 18/02).

ПБУ 18/02 теперь в полном объеме распространяется на страховые организации. Одновременно отменяется обязательность его применения некоммерческими организациями, для которых учет требований ПБУ 18/02 будет носить добровольный характер.

В новой редакции ПБУ 18/02 действует уже при составлении отчетности за 2008 год.

В Положении дано определение не только постоянного налогового обязательства, но и актива. Под ним понимают сумму налога, которая приводит к
уменьшению платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Уточнено и определение постоянных налоговых разниц.

Кроме того, в новой редакции ПБУ 18/02 сказано, что способ подсчета текущего налога на прибыль организации должны закреплять в учетной политике.

Изменения касаются, прежде всего, постоянных положительных и отрицательных разниц. Положительные постоянные разницы приводят к формированию постоянных налоговых обязательств (ПНО), а отрицательные - к формированию постоянного налогового актива (ПНА). Показатель ПНА, давно формируемый организациями, выделен только в новой редакции ПБУ 18/02.

Положительные постоянные разницы являются следствием того, что доходы в бухгалтерском учете учитываются в меньшем размере или не учитываются совсем по сравнению с налоговым учетом. Например, при реализации по ценам, ниже рыночных. Та же ситуация с расходами, которые не учитываются совсем или в целях налогообложения учитываются в меньшем размере. Например, потери от недостачи и порчи материалов при их хранении и транспортировке, суммы расходов на НИОКР, не давшие положительных результатов, суммы убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств сверх установленных норм и др.

В результате сумма налога на прибыль, рассчитанная по данным бухгалтерского учета, меньше суммы налога по данным налогового учета. Поэтому приходится дополнительно начислять налог на прибыль, т.е. отражать в бухгалтерском учете ПНО и делать записи по дебету счета 99, субсчет “ПНО“, и кредиту счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль“.

Возникновение отрицательных постоянных разниц связано с доходами, которые не учитываются, т.е. с доходами, не признаваемыми в налоговом учете (доходы в виде стоимости имущества, полученного по безвозмездной помощи, в рамках целевого финансирования, доходы в связи со списанием кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, доходы в виде сумм восстановленных
резервов под обесценение ценных бумаг и др.).

Появление отрицательных постоянных разниц обусловлено также расходами, которые не учитываются в бухгалтерском учете или учитываются в меньшем размере.

При этом налог на прибыль по данным бухгалтерского учета рассчитывается в большей сумме, чем по данным налогового учета. В связи с чем необходимо сторнировать часть уже начисленного налога на прибыль. В бухгалтерском учете при этом делается запись по дебету счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль“, и кредиту счета 99, субсчет “ПНО“.

В новой редакции ПБУ 18/02 постоянные разницы, возникающие в бухгалтерском учете, отражаются только в момент их появления и не требуют дифференцированного учета по видам активов и обязательств.

Так как отражение соответствующих налоговых активов и обязательств на счетах 09 “Отложенные налоговые активы“, 77 “Отложенные налоговые обязательства“ в соответствующей корреспонденции со счетами 68 и 99 регламентировано в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, из текста ПБУ 18/02 в новой редакции исключены все указания на корреспонденцию счетов при отражении в бухгалтерском учете ПНО, ПНА, ОНА и ОНО.

В соответствии с Приказом Минфина России N 23н при изменении ставки налога на прибыль организациям необходимо пересчитывать сумму отложенных налогов на дату изменения ставки (п.п. 14 и 15 ПБУ 18/02). Разницу при пересчете следует отражать на счете 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)“.

В отдельном разделе рассмотрен вопрос о расчете текущего налога на прибыль.

Неоплаченная сумма налога, отражаемая в бухгалтерском балансе, включает:

- текущий налог на прибыль за отчетный период;

- задолженность за предшествующие периоды;

- доначисленную сумму налога за прошлые отчетные периоды.

Однако в балансе отражается не
только кредиторская задолженность по налогу на прибыль, но и дебиторская задолженность в сумме переплаты или излишне взысканного налога. Именно по этой причине в новой редакции Приказа Минфина России N 23н указано, что в бухгалтерском балансе должна отражаться не только кредиторская задолженность (обязательства), но и дебиторская задолженность по налогу на прибыль.

Для расчета показателя текущего налога на прибыль в бухгалтерском учете необходимо увеличить условный доход (расход) по налогу на прибыль на величину сформированных ПНО, ОНА и погашенного ОНО, а затем уменьшить условный расход (доход) на величину ПНА, сформированного ОНА и погашенного ОНО.

Из текста ПБУ 18/02 исключен термин “текущий налоговый убыток“, так как данный показатель означает, что по результатам отчетного периода налоговая инспекция должна уплатить организации определенную сумму налога на прибыль, что практически нереально.

Согласно новой редакции п. 22 ПБУ 18/02 организации могут использовать один из двух способов определения суммы налога на прибыль. Первый способ: из налоговой декларации показатель текущего налога на прибыль переносится в ф. 2 “Отчет о прибылях и убытках“. Этот показатель, вместе с тем, формируется в бухгалтерском учете на основе условного дохода (расхода) по налогу, а также отложенных налоговых активов и обязательств. По этой причине переносить данный показатель из налоговой декларации не следует.

Второй способ связан непосредственно с бухгалтерскими данными, формируемыми на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам“, к которому открываются два субсчета второго порядка - “Текущий налог на прибыль“ и “Расчеты с бюджетом“. На первом субсчете формируется величина текущего налога на прибыль, а по окончании отчетного периода эта величина переносится на второй субсчет “Расчеты с бюджетом“, на котором отражается сумма
налога на прибыль, доначисление налога за предшествующие периоды, платежи в бюджет в течение отчетного периода.

В результате, на втором субсчете отражается сальдо по расчетам с бюджетом по данному налогу.

Следует отметить, что показатель на субсчете “Текущий налог на прибыль“ может не соответствовать показателю налога на прибыль в налоговой декларации, если у организации отсутствует налогооблагаемая прибыль и не сформированы отложенные налоговые активы либо допущена ошибка при формировании показателей, связанных с текущим налогом на прибыль.

Выбор способа формирования показателя текущего налога на прибыль должен быть отражен в учетной политике организации.

О предоставлении сведений 2-НДФЛ

Начало года - это всегда “горячая“ пора для бухгалтеров организаций, перед которыми стоит нелегкая задача по представлению отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности своего предприятия в налоговую службу и другие государственные ведомства и структуры.

Наряду с обязанностью в установленные сроки представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность, не стоит забывать об обязанности налоговых агентов, признаваемых таковыми в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ, по предоставлению сведений по форме 2-НДФЛ. Эта ежегодная обязанность прямо предусмотрена статьей 230 НК РФ с установленным сроком представления не позднее 1 апреля.

Что необходимо учесть бухгалтеру при подготовке сведений за 2008 год?

Во-первых, сведения о выплатах по каждому физическому лицу, которому они осуществлялись, отражаются в Справке по форме 2-НДФЛ (далее - Справка), утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04-706@.

Для того чтобы заполнить Справку в полном объеме, бухгалтеру целесообразно заранее собрать с работников все персональные данные: ИНН, дату рождения, N паспорта, адрес прописки (а не фактического проживания!).

Во-вторых, только сведения общим количеством до 10-ти могут быть представлены на бумажных носителях, в остальных случаях налоговые агенты обязаны
представить сведения на магнитных носителях (ст. 230 НК РФ).

Для этого необходимо воспользоваться специальными программными продуктами. Программы можно записать в операционном зале инспекции в компьютере для налогоплательщиков. Программы также размещены и на сайте УФНС РФ по Алтайскому краю www.r22.nalog.ru. Обращаем внимание, что программы необходимо регулярно обновлять. Устаревшая версия программы может послужить препятствием для сдачи сведений, ведь при приеме все файлы проходят форматно-логический контроль. Так, при заполнении Справок за 2008 год необходимо установить КЛАДР от 26.12.2008.

В-третьих, Справки представляются сопроводительным Реестром, составленным в 2-х экземплярах, форма которого утверждена Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583.

В-четвертых, если сведения представляются в налоговый орган не лично руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), а его уполномоченным представителем, то наличие доверенности, оформленной в соответствии с требованиями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, обязательно. Следует иметь в виду, что доверенность в этом случае, вместе с протоколом приема сведений, остается в налоговом органе.

В-пятых, существуют случаи, когда сведения о доходах все-таки не представляются налоговым агентом. Это касается:

1) выплаты доходов определенной категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать налог самостоятельно (к ним относятся индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты);

2) выплаты налогоплательщикам определенных видов доходов, при получении которых они должны самостоятельно уплатить налог (например, покупка имущества у физического лица);

3) выплаты доходов, которые не подлежат налогообложению (доходы в виде выигрышей от участия в основанных на риске играх).

Организация не обязана представлять справку 2-НДФЛ в отношении доходов, выплаченных индивидуальному предпринимателю. Однако для этого предприниматель должен предъявить документы, подтверждающие факт его государственной регистрации в качестве предпринимателя и постановки на учет в налоговых органах (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ). Такими
документами могут быть свидетельство о государственной регистрации предпринимателя и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Подтверждением того, что товар был приобретен у индивидуального предпринимателя, могут служить товарные чеки и чеки ККМ, закупочный акт, накладная, счет-фактура, а также иные документы, содержащие информацию об ОГРНИП и ИНН индивидуального предпринимателя (Письма Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-01/139, МНС России от 19.04.2004 N 04-3-01/217).

Если организация является организатором лотереи, тотализатора, иных основанных на риске игр и выплачивает физическим лицам выигрыши от участия в играх, то справку 2-НДФЛ в отношении таких выигрышей представлять в налоговые органы не должна.

Важно

Обратите внимание!

Если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом. А значит, должна отчитываться по форме 2-НДФЛ.

В-шестых, сведения могут быть представлены не только лично, либо через уполномоченного представителя, но и направлены по телекоммуникационным каналам связи или по почте. Общий порядок приема сведений по форме 2-НДФЛ утвержден Приказом МНС России от 31 октября 2003 N БГ-3-04/583 и, с момента утверждения, существенных изменений не претерпел.

Однако, при отправке сведений по почте следует иметь в виду, что вам могут отказать в приеме, если сведения направлены письмом без описи вложения.

Основные этапы приема сведений по форме 2-НДФЛ, в зависимости от способа представления в виде памяток, приведены ниже.

Порядок представления сведений на бумажных носителях

(утвержден Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583)

- Сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях представляются налоговыми агентами в налоговые органы по месту их постановки на налоговый учет в случае, если численность работников
составляет менее 10 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ).

- Справки о доходах физических лиц в обязательном порядке представляются в налоговый орган с двумя экземплярами сопроводительного реестра.

- В день сдачи сведений должностное лицо налогового органа в присутствии представителя налогового агента (индивидуального предпринимателя) осуществляет визуальный контроль всех поданных документов, проверяет полноту и правильность заполнения данных в Справках.

- Документы, не прошедшие визуальный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются представителю налогового агента.

- По результатам визуального контроля один экземпляр Реестра с подписью должностного лица налогового органа возвращается налоговому агенту.

- По результатам обработки сведений в программном продукте налогового органа налоговому агенту направляется по почте один экземпляр Протокола приема в срок, не позднее 17 рабочих дней со дня приема сведений.

- При наличии ошибок форматно-логического контроля одновременно с Протоколом приема налоговому агенту направляется Уведомление о предоставлении уточненных Справок с установлением двадцатидневного срока представления.

- Уточненные Справки представляются в установленные сроки с сопроводительным Реестром, порядковый номер которого отличный от номера первоначального Реестра, номера уточненных Справок совпадают с первоначальными.

Порядок представления сведений на магнитных носителях

(осуществляется в соответствии с Порядком предоставления сведений, утвержденным Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583)

- Прием сведений о доходах с магнитного носителя производится должностным лицом налогового органа в присутствии налогового агента.

- Справки на магнитных (электронных) носителях представляются налоговыми агентами в виде файла (файлов) на дискетах, дисках CD-R или CD-RW, устройствах flash-памяти с сопроводительными Реестрами, в двух экземплярах на каждый файл.

- Количество Справок, представляемых налоговым агентом в налоговый орган, в одном файле не должно превышать 5000. Если количество Справок, представляемых налоговым
агентом, превышает 5000, то налоговый агент формирует несколько файлов.

- Магнитный носитель проверяется на вирус. При наличии вирусов на магнитном (электронном) носителе прием Справок не производится. После проверки магнитного носителя на вирус производится автоматизированный контроль представленных данных на полноту и правильность заполнения реквизитов.

- Результаты контроля файла со сведениями о доходах отражаются в Протоколе приема сведений. Протокол формируется автоматически программным обеспечением. Сформированный Протокол подписывается налоговым агентом и работником налогового органа. Один экземпляр Протокола приема вручается налоговому агенту.

- Если сведения не прошли форматно-логический контроль, они возвращаются налоговому агенту вместе с Протоколом приема для повторной подготовки данных.

- Уточненные сведения представляются с сопроводительным Реестром, порядковый номер которого отличный от номера первоначального Реестра, номера уточненных Справок совпадают с первоначальными.

Порядок представления сведений по телекоммуникационным каналам связи

(регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информатизационных технологиях и о защите информации“, Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи“, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления сведений, утвержденным Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583)

- Электронный файл, содержащий сведения, подписанный ЭЦП руководителя налогового агента, направляется в зашифрованном виде в адрес налогового органа.

- В течение суток с момента отправки Справок налоговый агент получает подтверждение о доставке от налогового органа или специализированного оператора связи.

- При получении налоговым органом файл проверяется на подлинность ЭЦП налогового агента, проходит автоматизированный контроль средствами поддержки электронного документооборота на соответствие требованиям в части полноты реквизитов и правильности формата их заполнения.

- По результатам автоматизированного контроля формируется Протокол приема сведений. В течение пяти суток с момента отправки Справок налоговый агент получает от налогового органа
квитанцию о приеме, протокол приема сведений.

- Датой представления сведений является дата их отправки, зафиксированная специализированным оператором связи. При этом принятыми считаются сведения, прошедшие контроль.

- Экземпляры квитанции и Протокола о приеме сведений по телекоммуникационным каналам связи сохраняются в электронном архиве налогового органа в течение пяти лет.

- Все полученные подтверждения, заверенные ЭЦП, участники информационного обмена хранят в своих электронных архивах в течение пяти лет.