Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.03.2009 по делу N А03-543/2009 Финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, так как прямое финансирование таких учреждений за счет средств бюджетов всех уровней не предусмотрено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.08.2009 N Ф04-4679/2009(12204-А03-32) данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 N 07АП-3394/09 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А03-543/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Частного образовательного учреждения “Ш“, г. Барнаул к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, г. Барнаул

о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,

с участием третьего лица - Е. учредителя (собственника) ЧОУ “Ш“

при ведении протокола заседания судьей С.,

с участием представителей сторон:

от заявителя и третьего
лица - Е., доверенность от 30.08.07 г. N 25,

от заинтересованного лица - Г., доверенность постоянная от 17.12.08 г. N 16-05/2008-1,

установил:

Частное образовательное учреждение “Ш“ (далее по тексту заявитель, ЧОУ “Ш“, учреждение) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи (далее по тексту Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по изменению плана финансирования ЧОУ “Ш“ с 01.01.2005 г. Второе требование заявителя заключается в обязании Управления устранить допущенные нарушения, разработать правовой акт об утверждении порядка финансирования, нормативов, закрепления помещений, действующих на 31.12.2004 г., а также порядка возмещения задолженностей по заработной плате, начислениям, налогам, сборам, пошлин, пени и иных платежей кредиторам. Для участия в деле в качестве третьего лица привлечен учредитель (собственник) Частного образовательного учреждения “Ш“ Е.

Заявление мотивировано тем, что в связи с утратой силы с 01.01.2005 г. пунктов 6, 7 статьи 41 Закона РФ “Об образовании“, которые предусматривали финансирование негосударственных образовательных учреждений на уровне нормативов государственных и муниципальных образовательных учреждений Управлением изменило план финансирования ЧОУ “Ш“ без издания правового акта и отказалось издать правовой акт о порядке финансирования, установления нормативов финансирования и выделения необходимой суммы для оплаты работникам и учителям ЧОУ “Ш“, начислений в Пенсионный фонд, налоги, сборы, пошлины и пени в бюджеты разных уровней, в том числе по решениям судов и требованиям ИФНС России. Указанные действия Управления оформлены письмами от 28.10.2008 г. N 6867 и от 15.01.2009 г. N 167. Заявитель указывает, что Управление своими действиями привело к образованию у учреждения задолженности на сумму более 30 миллионов рублей и приостановлению его экономической
деятельности. Действия Управления, по мнению заявителя, не соответствуют пунктам 1, 2 статьи 8, пункту 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пунктам 1, 17 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (к приказу Минобразования РФ от 22.05.1998 г. N 1327), пункту 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196.

Заявитель представил уточненное заявление, в котором указал, что отказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в разработке правового акта о финансировании ЧОУ “Ш“, о выделении учреждению суммы в размере 30 миллионов рублей для погашения задолженностей по заработной плате, начислениям, налогам, сборам, пошлинам, пени и суммы 2 510 501,16 рублей по исполнительному листу оформлен письмами от 28.10.2008 г. N 6867, от 15.01.2009 г. N 167 и мотивирован изменением плана финансирования в связи с утратой силы пунктов 6, 7 статьи 41 Закона РФ “Об образовании“. По мнению заявителя отказ Управления разработать правовой акт о финансовом обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих в г. Барнауле и обучающихся в ЧОУ “Ш“, на общедоступное и бесплатное общее образование и выделения необходимой суммы для погашения задолженностей препятствует возобновлению экономической деятельности учреждения, приостановленной учредителем Е. Заявитель по второму требованию просил обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в силу требований пункта 1 статьи 4 ГК РФ, пунктов 1, 2 статьи 8, пункта 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений...“ разработать правовой акт о финансовом обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих в г.
Барнауле и обучающихся в ЧОУ “Ш“, на общедоступное и бесплатное общее образование, установленном на 31.12.2004 г. и выделения необходимой суммы для погашения имеющихся задолженностей у ЧОУ “Ш“.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором не согласилось с заявленными требованиями в полном объеме, считает их неоснованными на нормах действующего законодательства Российской Федерации и поэтому не подлежащими удовлетворению. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи разработать указанный заявителем правовой акт, а также выделить денежные средства на погашение задолженности ЧОУ “Ш“. Управление поясняет, что в соответствии с Положением об Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 14.08.2008 г. N 330, Управление осуществляет функции распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание только краевых государственных учреждений, находящихся в ведении Управления. С 1 января 2005 года утратили силу пункты 6, 7 статьи 41 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании“, предусматривающие право внегосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации. Исключено право данных учреждений на включение в схему централизованного государственного финансирования с момента аккредитации, реализовывающее ранее на основании пункта 16 статьи 33 указанного Закона. С 01.01.2005 г. финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления и осуществляется в пределах выделяемых бюджетных средств на указанный вид расходов бюджета, о чем ЧОУ “Ш“ было поставлено в известность при рассмотрении Арбитражным судом Алтайского края многочисленных заявлений учреждения аналогичного содержания. Распределение денежных средств на обеспечение общедоступного
и бесплатного общего образования между конкретными общеобразовательными учреждениями г. Барнаула осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством. По информации, предоставленной администрацией г. Барнаула и комитетом по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, денежные средства на финансирование деятельности негосударственных образовательных учреждений предусматривались в краевом бюджете и согласно отчетам об исполнении бюджетов города за 2005 - 2007 годы исполнение в разрезе функциональной классификации по строке “Образование“ составило 100%. Запланированные бюджетные ассигнования ЧОУ “Ш“ профинансированы в полном объеме. Управление считает, что заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о незаконности решений и действий (бездействия) Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, а также доказательств нарушения прав и законных интересов ЧОУ “Ш“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности данными действиями (бездействием), либо незаконного возложения на образовательное учреждение каких-либо обязанностей, создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении, и указал, что компетенция заинтересованного лица установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.08 г. по делу N А03-7297/2008.

Представитель Управления требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

В судебном заседании объявлялся перерыв на 5 минут. После перерыва было продолжено судебное заседание, в котором оглашено Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.07 г. N 80-О-О.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.03.2009 г. до 9 часов 30 минут. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Заявитель в судебное заседание не явился, заявлений, и ходатайство не представил.

Рассмотрев материалы дела, выслушав
представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ЧОУ “Ш“ имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Согласно уставу ЧОУ “Ш“ является частным негосударственным образовательным учреждением, было учреждено физическим лицом Е. в 1995 г. и 06.04.95 г. зарегистрировано администрацией Октябрьского района г. Барнаула.

Заявитель полагает, что государственная аккредитация дает школе право на государственное финансирование в соответствии с установленным видом образовательного учреждения. Считая, что Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в связи с утратой силы с 01.01.2005 г. пунктов 6, 7 статьи 41 Закона РФ “Об образовании“, которые предусматривали финансирование негосударственных образовательных учреждений на уровне нормативов государственных и муниципальных образовательных учреждений Управлением неправомерно изменило план финансирования ЧОУ “Ш“ без издания правового акта и отказалось издать правовой акт о порядке финансирования, установления нормативов финансирования и выделения необходимой суммы для оплаты работникам и учителям ЧОУ “Ш“, начислений в Пенсионный фонд, налоги, сборы, пошлины и пени в бюджеты разных уровней, в том числе по решениям судов и требованиям ИФНС России, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Пунктом 4 статьи 5 Закона об образовании (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) предусматривалось, что затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа
и вида. Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (п. 7 ст. 41 Закона об образовании в редакции, действовавшей до 01.01.2005).

До 1 января 2005 г. в отношении ЧОУ “Ш“ осуществлялось бюджетное финансирование. С 2005 года объемы финансирования ЧОУ “Ш“ были значительно снижены, и у заявителя образовалась задолженность.

Пункт 4 статьи 5 и пункт 7 статьи 41 Закона “Об образовании“ признаны утратившими силу с 01.01.2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Следовательно, действующим законодательством исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования (пункт 16 статьи 33 Закона).

Данный вывод подтверждается и положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно п. 1, 3 ст. 46 Закона об образовании (в действующей редакции), негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Для обеспечения государственных
гарантий прав гражданина на получение общедоступного и бесплатного образования в образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами Законом Алтайского края о краевом бюджете, начиная с 2005 года, ежегодно устанавливаются нормативы расходов на одного обучающегося по оплате труда работников.

Дополнительные расходы, не предусмотренные нормативом (в связи с небольшой наполняемостью классов, завышением нормативного соотношения педагогических ставок и ставок административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, размеров надтарифного фонда и др.) должны осуществляться за счет средств учредителя и иных внебюджетных источников финансирования.

Из смысла норм, содержащихся в ст. 46, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 50 Закона об образовании, ст. 43 Конституции Российской Федерации следует, что граждане вправе по своей воле на основании договора получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; следовательно, государством осуществляется финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на бесплатное образование.

Таким образом, с 01.01.2005 г. финансирование негосударственных образовательных учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым. Из статьи 43 Конституции Российской Федерации следует, что общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируется в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и
на предприятии (часть 3).

Подобных прав и гарантий граждан в отношении обучения в негосударственных образовательных учреждениях Конституция Российской Федерации не предусматривает. Ни статья 2 “Принципы государственной политики в области образования“, ни другие статьи Закона Российской Федерации “Об образовании“ не содержат норм, которые свидетельствовали бы о равном положении государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Аналогичная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 25.01.2007 г. N 80-О-О. Данным Определением Конституционным Судом Российской Федерации было отказано в принятии к рассмотрению жалобы частного образовательного учреждения “Ш“ об оспаривании конституционности положения пункта 21 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым признаны утратившими силу пункты 6 и 7 статьи 41 Закона Российской Федерации “Об образовании“, предусматривавшие право негосударственных образовательных учреждений на государственное и муниципальное финансирование. Конституционный суд Российской Федерации указал в Определении, что оспариваемое ЧОУ “Ш“ законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. Фактически ЧОУ “Ш“ ставится вопрос о восстановлении в Законе Российской Федерации “Об образовании“ положений, содержавшихся ранее в пунктах 6 и 7 его статьи 41.

На основании изложенного суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что отказ Управления разработать правовой акт о финансовом обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих в г. Барнауле и обучающихся в ЧОУ “Ш“, на общедоступное и бесплатное общее образование и выделения необходимой суммы для погашения задолженностей препятствует возобновлению экономической деятельности учреждения, приостановленной учредителем Е.

ЧОУ “Ш“ не относится по смыслу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным организациям и не является получателем бюджетных средств (ст. 162 БК РФ). То обстоятельство, что ЧОУ “Ш“ на основании
статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации является получателем бюджетных средств, не является доказательством отнесения его к бюджетным учреждениям.

Согласно Уставу ЧОУ “Ш“ образована физическим лицом, переданное в оперативное управление этой школе имущество принадлежит на праве собственности учредителю Е., согласно положениям Устава школа вправе заниматься коммерческой деятельностью и извлекать от этой деятельности доходы.

Суд считает необоснованным довод заявителя о том, что Управление своими действиями привело к образованию у учреждения задолженности на сумму более 30 миллионов рублей и приостановлению его экономической деятельности.

Требуя от заинтересованного лица в связи с утратой силы с 01.01.2005 г. пунктов 6, 7 статьи 41 Закона РФ “Об образовании“, издать правовой акт о порядке финансирования, установления нормативов финансирования и выделения необходимой суммы для оплаты работникам и учителям ЧОУ “Ш“, начислений в Пенсионный фонд, налоги, сборы, пошлины и пени в бюджеты разных уровней, по исполнительному листу, в том числе по решениям судов и требованиям ИФНС России, а также на оплату задолженностей по заработной плате, заявитель не привел нормы права, которыми предусмотрена обязанность заинтересованного лица именно по дополнительному финансированию ЧОУ “Ш“ и оплате его долгов.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи разработать указанный правовой акт, а также выделить денежные средства на погашение задолженности ЧОУ “Ш“.

Статья 120 ГК РФ предусматривает ответственность собственника учреждения по долгам учреждения. Материалами дела не подтверждается, что заинтересованное лицо (Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи) является собственником имущества ЧОУ “Ш“.

Указанные обстоятельства были предметом исследования и им дана оценка вступившим в законную силу решением суда от 01.12.2005 г. по делу N А03-14790/05-20 и от 15.05.2007 г. по делу N А03-934/07-36.

Исходя из установленного норматива расходов на одного учащегося, ЧОУ “Ш“ получило дополнительные денежные средства, данное обстоятельство также установлено решением суда по делу N А03-15339/05-11.

Согласно Положению об Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 14.08.2008 г. N 330, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи осуществляет функции распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание только краевых государственных учреждений, находящихся в ведении Управления.

ЧОУ “Ш“ таковым учреждением не является.

Денежные средства на финансирование деятельности негосударственных образовательных учреждений предусматривались в краевом бюджете и согласно отчетам об исполнении бюджетов города за 2005 - 2007 годы исполнение в разрезе функциональной классификации по строке “Образование“ составило 100%. Запланированные бюджетные ассигнования ЧОУ “Ш“ профинансированы в полном объеме.

Суд также принимает во внимание, что вопросы финансирования ЧОУ “Ш“ в 2005 г., 2006 г., 2007 г. уже были предметом рассмотрения арбитражного суда (дела NN А03-9522/06-26, А03-15339/05-11, А03-14790/05-20, А03-934/07-36, А03-7/08-4, А03-8/08-4). Все судебные инстанции не нашли оснований для признания незаконными действий органов местного самоуправления по финансированию заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о незаконности решений и действий (бездействия) Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, а также доказательств нарушения прав и законных интересов ЧОУ “Ш“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности данными действиями (бездействием), либо незаконного возложения на образовательное учреждение каких-либо обязанностей, создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные участниками процесса доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Кроме того, заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу заявления в суд. Заявление о восстановлении срока с указанием уважительных причин его пропуска ЧОУ “Ш“ в суд не подавалось.

В связи с тем, что при подаче заявления ЧОУ “Ш“ была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, суд на основании части 1 статьи 110 АПК РФ взыскивает с заявителя в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 000 рублей, поскольку заявлено два требования (1. О признании незаконными действий по изменению плана финансирования; 2. Обязании разработать правовой акт о финансовом обеспечении и выделении необходимой суммы для погашения имеющихся задолженностей у ЧОУ “Ш“).

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований частного образовательного учреждения “Ш“, г. Барнаул, к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, г. Барнаул, о признании незаконными действий по изменению плана финансирования ЧОУ “Ш“ с 01.01.2005 г. и обязании разработать правовой акт о финансовом обеспечении реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих в г. Барнауле и обучающихся в ЧОУ “Ш“, на общедоступное и бесплатное общее образование, установленном на 31.12.2004 г. и выделения необходимой суммы для погашения имеющихся задолженностей у ЧОУ “Ш“, отказать.

Взыскать с Частного образовательного учреждения “Ш“, г. Барнаул, в доход федерального бюджета Российской Федерации 4 000 рублей государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.