Законы и бизнес в России

Постановление Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 18.10.2007 N 19 “О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях Алтайского края“

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. N 19

О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Я, главный государственный санитарный врач по Алтайскому краю Салдан И.П., проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных учреждениях Алтайского края за период 2006 - 2007 учебного года, установил, что в 2006 - 2007 учебном году на контроле Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю находилось 1502 учреждения.

Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 173 объекта. Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией
системы образования и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое положение приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах. В 383 (более 46,8 тыс. школьников) дневных государственных школах дети учатся в 2 смены, в том числе в 40 гимназиях и лицеях.

В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают максимальные величины образовательной нагрузки.

Около 27% школ края работают по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы рассчитаны на 6-дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков в лицеях, гимназиях и классах с углубленным изучением предметов в начальной школе достигает 6, в средних и старших классах - 8, вместо 4,4 и 6 соответственно.

Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью формирования здоровья детей. Однако далеко не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Спортивные залы имеются в 90% учреждений, из них только в 71% - типовые. Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 87%.

Медицинскими работниками общеобразовательные учреждения укомплектованы на 80%, следовательно, в 20% школ отсутствует медицинский контроль за распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия специальных групп и отсутствует медицинский контроль в подготовительной физкультурной группе учащихся.

В некоторых территориях складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений. В целом по краю 17% общеобразовательных учреждений не имеют централизованной системы канализации, 12% - водоснабжения, 14% - отопления. Наибольшее
число не канализованных и не имеющих централизованного водоснабжения и отопления отмечено в сельской местности.

Важной составляющей частью внутри школьной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при несоответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата.

В целом по Алтайскому краю в общеобразовательных учреждениях процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составляет 9% (по РФ - 12,8%). В ряде городов и районов края сохраняется неблагоприятная ситуация по обеспечению учреждений мебелью. В 1,5 и более раза превышен краевой показатель по несоответствию мебели росто-возрастным особенностям детей в г. Бийске, Кулундинском, Завьяловском и Поспелихинском районах.

Основными причинами несоответствия ученической мебели росту учащихся является приобретение мебели без учета потребности в определенных номерах, а также кабинетная система обучения.

Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и, в первую очередь, в общеобразовательных учреждениях.

Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Из 1487 общеобразовательных учреждений в 2007 - 2008 учебном году организовано питание учащихся на базе школьных столовых в 1330, в 90 школах имеются только буфеты, в 67 сельских малокомплектных школах пищеблоки отсутствуют и питание учащихся организовано на удлиненных переменах дома.

Охват всеми формами питания обучающихся в образовательных учреждениях в 2006 - 2007 учебном году в среднем по краю составил 88,6% (по РФ - 69,3%), из них завтраки получают около 82,8% учащихся (по РФ - 74,8%), обеды - только 9,3% (по РФ - 38,8%).

Пищевая ценность школьных завтраков
и обедов, реализуемых в большинстве образовательных учреждений края, не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии. Меню однообразное, т.к. стоимость школьных завтраков составляет в среднем по краю до 6 - 10 руб. в сельской местности и до 10 - 15 рублей в городских школах.

Выделяемые компенсационные средства на питание школьников являются крайне ограниченными в сочетании со значительным ростом цен на продукты питания, что ведет к серьезным нарушениям в структуре питания школьников, многие из которых в течение всего дня получают горячую пищу только в школе.

В связи с устаревшей материально-технической базой и износом технологического оборудования школьных пищеблоков отмечаются нарушения санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи.

По данным лабораторно-инструментальных исследований, в целом по учреждениям образования, в динамике за 5 лет отмечается:

- ухудшение готовой продукции по микробиологическим показателям в 1,1 раза,

- нарушение соотношения основных питательных веществ,

- частая замена натуральных продуктов консервированными,

- невыполнение норм питания по рыбе, молочным продуктам, овощам, фруктам.

За последние десятилетия материально-техническая база и технологическое оборудование школьных столовых практически не обновлялось. Большинство пищеблоков на сегодняшний день не соответствует современным требованиям, предъявляемым к предприятиям школьного питания, не полностью обеспечены посудой и инвентарем, достаточным количеством посадочных мест.

Износ технологического оборудования по ряду территорий составляет от 80% до 100% (Алейск, Барнаул, Рубцовск, Бийский, Благовещенский, Зональный, Завьяловский, Калманский, Кулундинский, Мамонтовский, Рубцовский, Смоленский, Тальменский, Целинный и другие районы).

Кроме того сырьевые школьные столовые не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи, и требуют капитального переоснащения. Столовые - доготовочные не всегда обеспечиваются полуфабрикатами и используются для полного цикла приготовления пищи, что не предусмотрено правилами технологии.

Устаревшие технологии приготовления пищи
не позволяют сохранить полноценный состав минеральных веществ и витаминов в продуктах питания, расширить ассортимент блюд, рекомендованных для школьного питания. В связи с этим не выполняются натуральные нормы продуктового набора для школьного питания, не соблюдаются принципы сбалансированного питания, что усугубляет положение по заболеваемости детей, связанных с обменом веществ.

В ряде образовательных учреждений остается тенденция преобладания в рационе школьного питания буфетной продукции (только хлебобулочные изделия, напитки). Например, в Алтайском, Ельцовском, Кулундинском, Рубцовском, Славгородском районах.

Серьезную проблему представляет недостаточная квалификация персонала школьных столовых, осуществляющих формирование рациона питания и приготовление кулинарной продукции, отмечается большая текучесть кадров из-за низкой заработной платы.

В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в 2006 - 2007 учебном году специалистами Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись меры административного воздействия по ст. 6.7 КоАП. Основными причинами административных санкций по учреждениям образования явились:

- неудовлетворительное материально-техническое состояние;

- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;

- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

- неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю практически не осуществлялся контроль за оказанием услуг в системе образования.

В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Алтайского края на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:

1. Рекомендовать главам администраций (сельских поселений) городов и районов края:

1.1. Заслушать вопросы о:

- готовности школ к 2007 - 2008 новому учебному году, обратив особое внимание на работу пищеблоков и на подготовку к отопительному сезону;

- принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение школьников горячим питанием в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34 “Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет“;

- N 0100/8605-07-34 “Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях“ и N 0100/8606-07-34 “Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах“ и в первую очередь пищевыми продуктами: молоком, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, солью, соками и водами с содержанием йода, витаминов, селена, кальция, фтора и ряда других макро- и микроэлементов;

- необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и по организации горячего питания для учащихся непосредственно в общеобразовательных учреждениях.

1.2. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.

2. Рекомендовать Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи:

2.1. Допускать к использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения только при наличии согласования с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

2.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного процесса, в том числе не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.

3. Руководителям организаций и предприятий всех форм собственности, принимающим участие в питании детей и на балансе которых находятся пищеблоки общеобразовательных учреждений, а также руководителям школ:

3.1. Неукоснительно соблюдать требования санитарного законодательства при организации образовательного процесса и питания школьников.

3.2. Обеспечить в школьных столовых квалифицированный подбор персонала.

3.3. При организации питания учитывать состояние здоровья детей, сведения о дефиците нутриентов, свойственных данному региону, оптимизировать рационы питания школьников в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34 “Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет“; N 0100/8605-07-34 “Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях“ и N 0100/8606-07-34 “Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах“. Вводить в рацион школьного питания пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами, в первую очередь, молочные, хлебобулочные и кондитерские изделия, соль, соки и воды с содержанием йода, витаминов, селена, кальция, фтора и ряда других макро- и микроэлементов.

3.4. Шире пропагандировать значимость горячего полноценного питания, особенно среди старшеклассников.

4. Руководителям органов здравоохранения городов и районов края обеспечить:

4.1. Обязать медицинских работников общеобразовательных учреждений осуществлять действенный контроль за организацией школьного питания и соблюдением санитарных правил на пищеблоках. Проводить работу по гигиеническому воспитанию школьников и их родителей, педагогов, по разделам рационального горячего питания, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике заболеваний органов пищеварения и нервной системы.

5. Отделу надзора за условиями воспитания и обучения, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю:

5.1. Усилить взаимодействие с территориальными органами образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.

5.2. Совместно с территориальными органами образования проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение территориальных органов исполнительной власти предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.

5.3. Ежегодно в срок до:

5.3.1. 20 апреля разрабатывать предписания для
руководителей образовательных учреждений по подготовке к новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.

5.3.2. 1 июня совместно с территориальными органами государственной исполнительной власти рассмотреть предписания, утвердить план мероприятий в установленном порядке и обобщенную информацию направить в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, но не позднее 9 июня.

5.3.3. 1 сентября проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с применением, при необходимости, лабораторно-инструментальных исследований.

5.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст. 6.7, 6.6, 19.5, 14.8.

6. Главному врачу ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае“ и главным врачам филиалов:

6.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.

6.2. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6.3. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.

7. Отделу организации надзора Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю (Сечкарева Е.В.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Хорошева Е.А.

Главный государственный

санитарный врач по Алтайскому краю

И.П.САЛДАН