Законы и бизнес в России

Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы (ред. от 20.05.2009)

Действие документа продлено на 2010 год Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 20.05.2009.

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА,

ГАЗИФИКАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА И

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

НА 2007 - 2009 ГОДЫ

от 8 мая 2007 года

Зарегистрировано

в администрации Алтайского края

8 мая 2007 года,

регистрационный номер 197

(в ред. Изменений и дополнений

в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям

жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации

газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса

Алтайского края на 2007 - 2009 годы“

от 29.11.2007, от 23.07.2008, от 20.05.2009)

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального
хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы (далее - “Соглашение“) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации, законом Алтайского края “О социальном партнерстве в Алтайском крае“, Соглашением между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2007 - 2008 годы, отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.2005 по 31.12.2007, является правовым актом, содержащим обязательства сторон, направленные на урегулирование социально-трудовых отношений в области организации, оплаты и охраны труда, социальных гарантий, занятости, найма и увольнения, защиты прав и интересов работников и эффективной работы предприятий.

1.2. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.

1.3. Сторонами Соглашения являются:

работники в лице их представителя - Алтайской краевой общественной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее - “краевой комитет профсоюза“);

работодатели в лице их представителя - общественного объединения работодателей - Совета директоров предприятий жилищно-коммунального хозяйства края (далее - “работодатели“);

Администрация края.

Раздел 2. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

Администрации края;

всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными
в абзацах 2 и 3 настоящего пункта.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателями по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

2.2. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, изъявивших свое согласие на присоединение к Соглашению либо не представивших в управление Алтайского края по труду мотивированный письменный отказ присоединиться к нему в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению.

Присоединение к Соглашению осуществляется в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 14 закона Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС “О социальном партнерстве в Алтайском крае“.

(часть вторая в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

Для этого профсоюзные организации и работодатели направляют в адрес краевого комитета профсоюза жизнеобеспечения и краевого объединения работодателей - Совета директоров предприятий жилищно-коммунального хозяйства края письма о присоединении к настоящему Соглашению с указанием необходимых реквизитов организации. На основании совместного решения последних в течение одного месяца вносятся дополнения в краевой реестр участников настоящего Соглашения.

(абзац введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

Краевой реестр организации, на которые распространяется настоящее Соглашение, ведется управлением Алтайского края по труду и занятости населении и предоставляется в соответствующие органы, регулирующие тарифы на
жилищно-коммунальные услуги для использования при формировании тарифов на услуги ЖКХ и фонда оплаты труда на предстоящий период.

(абзац введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

Мотивированный отказ работодателей о присоединении к настоящему соглашению регулируется действующим законодательством.

(абзац введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

К мотивированному отказу от присоединения Соглашению должны быть приложены протоколы консультаций работодателя с выборным органом первичной организации профсоюза жизнеобеспечения и общего собрания трудового коллектива организации.

(абзац введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

2.3. Установленные Соглашением социальные гарантии работникам не ограничивают права трудовых коллективов в расширении этих гарантий за счет дополнительных средств предприятий и средств местных бюджетов.

2.4. Краевой комитет профсоюза представляет интересы работников в коллективных переговорах при подготовке и заключении краевого (регионального) и краевого отраслевого соглашений, а также наряду с другими сторонами социального партнерства осуществляет контроль за их выполнением в порядке, установленном ст. 51 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.5. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение своих обязательств. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения, ее обязательства переходят к правопреемнику.

2.6. Соглашение заключено на 2007 - 2009 годы, вступает в силу с 1 января 2007 года и действует до заключения нового
Соглашения. Начало переговоров о заключении нового Соглашения может быть инициировано любой стороной не менее чем за три месяца до окончания срока действия Соглашения.

2.7. Ответственность сторон и их представителей за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, наступает в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН

Договаривающиеся стороны обязуются:

3.1. принимать меры:

к введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением минимальных социальных гарантий и льгот работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих гарантий и льгот в пределах средств организаций, добиваясь введения последних в коллективные договоры;

3.2. сотрудничать на паритетных началах при решении отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников;

3.3. предоставлять необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки предложений по изменению действующего Соглашения;

3.4. взаимодействовать в вопросах представления особо отличившихся работников к награждению государственными и другими наградами и присвоения Почетных званий Российской Федерации, награждению Почетными грамотами федеральных министерств и ведомств, Центрального комитета профсоюза, Администрации края, Алтайского краевого Совета народных депутатов, краевого комитета профсоюза;

3.5. представлять в Правительство Российской Федерации, Администрацию края, Алтайский краевой Совет народных депутатов предложения по решению трудовых и социально-экономических вопросов, учитывающих особенности труда и быта работников соответствующих сфер деятельности;

3.6. проводить работу по модернизации и финансово-экономическому оздоровлению предприятий.

Раздел 4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ

Администрация края в пределах своей компетенции:

4.1. осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса“, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, иными нормативными правовыми актами цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса исходя из определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, изменяются с учетом индексов-дефляторов, определяемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Изменению подлежит также базовая месячная ставка рабочего первого разряда, размер которой корректируется в соответствии с п. 8.1 настоящего Соглашения.

Обязательства работодателей:

4.2. обеспечивают своевременное и качественное выполнение объемов работ и услуг, определенных соответствующими договорами.

Заключают договоры с бюджетными организациями и учреждениями на предоставление коммунальных услуг в пределах утвержденных им лимитов потребления, обеспеченных бюджетным финансированием;

4.3. выступают в своих коллективах с инициативой заключения коллективных договоров и соглашений и обеспечивают их регистрацию в органах по труду;

4.4. совместно с краевым комитетом профсоюза осуществляют проверки выполнения условий коллективных договоров с подведением их итогов на собраниях (конференциях) работников предприятия в сроки, предусмотренные коллективным договором;

4.5. обеспечивают занятость работников, снижение диспропорций в оплате труда, содействуют организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в том числе руководящего состава и специалистов. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по повышению профессионального уровня работников;

4.6. стороны предлагают предприятиям производить расчет фонда оплаты труда с учетом нормативной численности работающих и заработной платы, рассчитанной на основе тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на работах с нормальными условиями труда в соответствии с настоящим Соглашением и межразрядных коэффициентов, выплат стимулирующего характера в размере до 100%, но не менее 40% от тарифной ставки, доплат, установленных законодательством,
и районного коэффициента.

(часть первая в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

Размер прибыли определяется в соответствии с действующими в крае методиками по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом начисляемых налогов и средств на развитие производства;

4.7. обеспечивают своевременную и полную выплату заработной платы, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды социального и обязательного медицинского страхования;

4.8. выделяют средства для обеспечения работников путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в размере до 1,5% от фонда оплаты труда.

Обязательства краевого комитета профсоюза:

4.9. содействует выполнению руководителями предприятий обязательств, предусмотренных заключенными соглашениями и коллективными договорами, оказывает им необходимую помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего социально-трудовые и связанные с ними социально-экономические отношения, разрешения коллективных трудовых споров;

4.10. способствует созданию благоприятных социально-трудовых отношений на предприятиях, согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей путем участия в комиссиях по ценообразованию по решению органов местного самоуправления при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

4.11. совместно с объединением работодателей вносит в установленном порядке через Союз коммунальных предприятий и Центрального комитета профсоюза, Министерство регионального развития Российской Федерации предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, затрагивающие интересы работников и работодателей, участвует в их разработке;

4.12. через Алтайский краевой совет профсоюзов вносит предложения в законодательные органы всех уровней о принятии законов и других нормативных правовых актов, затрагивающих интересы отрасли и социально-трудовые отношения работников, и участвует в их разработке;

4.13. способствует своевременному выполнению в полном объеме условий настоящего
Соглашения;

4.14. оказывает практическую помощь трудовым коллективам, первичным профсоюзным организациям предприятий в разработке и принятии коллективных договоров;

4.15. осуществляет защиту трудовых прав и социальных гарантий работников, оказывает бесплатные консультации, правовую помощь членам профсоюза в решении социально-экономических вопросов, обеспечении занятости населения, приеме на работу, увольнении, предоставлении льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, социальном и медицинском страховании, жилищным и пенсионным законодательством;

4.16. участвует наравне с другими социальными партнерами в управлении краевыми государственными фондами социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионным фондом, а также осуществляет профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов;

4.17. осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий для членов краевого комитета профсоюза и их семей;

4.18. принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах. Осуществляет контроль за своевременной и полной уплатой единого социального налога;

4.19. выдвигает требования об отмене, приостановке действия или внесении изменений в решения работодателей, нарушающие права и интересы работников (членов профсоюза) и трудовых коллективов, ухудшающие условия и безопасность труда;

4.20. обобщает и распространяет положительную практику работы предприятий и профсоюзных организаций;

4.21. контролирует сохранение установленной настоящим Соглашением и другими нормативными правовыми актами уровня заработной платы, средств на охрану труда, оздоровление работников и других социальных гарантий.

Краевая отраслевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений вправе по предложению любой стороны Соглашения рассматривать в порядке контроля вопрос о ненадлежащем выполнении обязательств, предусмотренных Соглашением.

Раздел 5. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1. Определяются на основании Трудового кодекса Российской Федерации, других законодательных, правовых актов, инструктивных и нормативных документов, настоящего Соглашения, а также отраслевых положений и рекомендаций по вопросам условий труда и его оплаты, а также коллективных договоров, заключенных на предприятиях.

5.2.
Устанавливаются между работниками и работодателями согласно Трудовому кодексу Российской Федерации по трудовому договору, заключенному в письменной форме, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным Соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя.

Условия, предусмотренные трудовым договором, не могут ухудшать положений, определенных данным Соглашением или коллективным договором предприятия.

5.3. Порядок и способы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

5.4. Принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации согласно статьям 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.5. Наиболее сложные проблемы социально-трудовых отношений рассматриваются на собраниях (конференциях) работников предприятий с участием работодателей, Совета директоров и краевого комитета профсоюза.

Раздел 6. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

6.1. Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.

Режим рабочего времени и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливаются на предприятии коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с действующим законодательством. При работе в режиме гибкого времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон.

Работодатель обеспечивает отработку работникам суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (недели, месяца и др.).

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации предприятия. Графики сменности являются приложением к коллективному
договору. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

При работах, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен работодателем на части на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюзной организации предприятия.

6.2. Трудовой распорядок в организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными работодателем с учетом мнения профсоюзного органа предприятия.

6.3. Привлечение к сверхурочным работам, к работе в выходные и праздничные дни, введение сокращенного режима рабочего времени для работников, занятых на вредных и опасных работах, и других категорий работников, осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

6.4. Продолжительность сезонных работ в системах жизнеобеспечения населения (производство, передача и реализация тепловой энергии) свыше шести месяцев определяется отопительным периодом, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления, и применяется в отношении работников, включенных в Перечень сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев. Если работы не включены в указанный перечень, то работодатель вправе заключить с работником новый срочный трудовой договор на необходимый период предоставления жилищно-коммунальных услуг.

(п. 6.4 введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

Раздел 7. ВРЕМЯ ОТДЫХА

7.1. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, при шестидневной - один выходной день в неделю.

7.2. На предприятиях, приостановка работы которых невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников, согласно графикам сменности, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации предприятия.

7.3. Третье воскресенье марта является профессиональным праздником работников жилищно-коммунального хозяйства.

7.4. Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников - не менее 28 календарных дней.

Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. Затраты по предоставлению указанных отпусков включаются в себестоимость производства работ (услуг).

Виды дополнительных отпусков, сверх предусмотренных действующим законодательством, предоставляются за счет прибыли, направляемой на указанные цели, и отражаются в коллективном договоре.

Раздел 8. ОПЛАТА ТРУДА

8.1. Стороны договорились о том, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда основной профессии равна произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ предприятия. С 1 января 2007 года базовая месячная тарифная ставка устанавливается в размере 1547 рублей, с 1 января 2008 года - 1655 рублей, с 1 января 2009 года проиндексированная базовая месячная тарифная ставка устанавливается в размере 1794 рубля, с 1 января 2010 года проиндексированная базовая месячная тарифная ставка устанавливается в размере 2385 рублей. При этом устанавливаются следующие коэффициенты работ:

(в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007, от 23.07.2008, от 20.05.2009)

для предприятий коммунального водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов - 1,4;

для предприятий по обслуживанию электрических сетей и подстанций - 1,6;

для предприятий по обслуживанию тепловых сетей и предприятий теплоснабжения - 1,4;

для многоотраслевых предприятий - 1,4;

для предприятий по ремонту и эксплуатации лифтового хозяйства жилых домов - 1,2;

для мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, полигонов захоронения твердых бытовых отходов - 1,3;

для предприятий жилищного хозяйства - 1,2;

для службы заказчика жилищно-коммунальных услуг, управляющей компании - 1,2;

для предприятий по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства, ремонтно-строительных работ - 1,15;

для предприятий коммунальных бань и прачечных - 1,1;

для организаций газификации и эксплуатации газового хозяйства - 1,6;

для предприятий ритуального обслуживания, по санитарной очистке и озеленению городов - 1,15;

для предприятий гостиничного хозяйства - 1,0;

для прочих предприятий - 1,0.

Часть вторая исключена. - Изменения и дополнения в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007.

Для многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда производственного подразделения рекомендуется применять коэффициент работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.

Расходы на оплату труда при расчете тарифов принимаются с учетом межразрядных коэффициентов, установленных на предприятии.

Минимальный размер месячной тарифной ставки первого разряда подлежит ежегодной индексации в соответствии с официальными (по данным государственной статистики) индексами роста потребительских цен на товары и услуги.

(часть пятая в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

Если в коллективных договорах организаций предусмотрено индексирование базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда поквартально, то размер этой ставки может быть увеличен в соответствиями с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных краевой службой государственной статистики.

(абзац введен Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 23.07.2008)

Указанный размер минимальной тарифной ставки первого разряда является основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов других работников при заключении коллективных договоров на предприятии.

8.2. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, применяются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

8.3. Повышенная оплата труда устанавливается на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, а также за выслугу лет. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

8.4. Доплата за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливается предприятием по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляется за время фактической занятости работников.

8.5. Оплата времени простоя производится в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации.

8.6. Размер оплаты сверхурочных работ или предоставление по желанию работника вместо повышенной оплаты дополнительного времени отдыха определяется коллективным договором в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

8.7. Оплата за работу в ночное время производится в повышенном размере, определяемом коллективным договором, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

8.8. Пересмотр и введение новых норм выработки, изменение условий оплаты труда производится в строгом соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

При наличии обоснованных замечаний со стороны краевого комитета профсоюза работодатель не вправе вводить новые нормы и условия оплаты труда.

Если по истечении двух месяцев со дня официального извещения краевой комитет профсоюза не предоставит экономически обоснованных замечаний и возражений, то работодатель имеет право вводить новые нормы выработки (времени) и условия оплаты труда.

Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим, а также установление должностных обязанностей и квалификационных требований к должностям осуществляется на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

8.9. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся за соответствующий период, о размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

8.10. В целях стабилизации кадрового состава предприятий, закрепления квалифицированных специалистов положениями об оплате труда предприятий, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, устанавливаются надбавки к заработной плате за выслугу лет, а также соотношение их размеров для отдельных категорий персонала за счет прибыли предприятия и отражаются в коллективных договорах.

8.11. Введение надбавок как поощрительных мер осуществляется согласно соответствующему положению на предприятии, разработанному на основе настоящего Соглашения, являющемуся приложением к коллективному договору.

8.12. Условия оплаты труда руководителя устанавливаются в трудовом договоре на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 210 “Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)“, а также письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 20.09.1994 N 01-04132 “По вопросу особенностей применения постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 210 на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства“, а также в соответствии со ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации, в зависимости от величины тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии с учетом положений по оплате труда, определенных коллективным договором данной организации.

Изменение (повышение) должностного оклада руководителя предприятия производится одновременно с увеличением тарифных ставок на предприятии.

8.13. При установлении тарифов в расходах на оплату труда сумма средств, направляемая на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты определяются из расчета:

1) величина премии за основные результаты хозяйственной деятельности принимается для расчета фонда оплаты труда в размере до 100 процентов тарифной ставки (должностного оклада), но не менее 40%;

2) доплаты за вредные условия труда, многосменный режим, разъездной характер работы и другие, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, - от 4 до 40% тарифной ставки (должностного оклада), в соответствии с итогами аттестации рабочих мест по условиям труда;

3) вознаграждение по итогам работы за год - не менее 33% тарифной ставки (должностного оклада);

4) вознаграждение за выслугу лет - не менее “5% тарифной ставки (должностного оклада);

5) другие выплаты на основании действующего на предприятии коллективного договора, соглашения.

Конкретные размеры, порядок и условия применения различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок устанавливаются в коллективных договорах, других локальных нормативных актах предприятий в зависимости от их финансово-экономического положения.

(п. 8.13 в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

8.14. Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка предприятия, коллективным договором, трудовым договором.

Задержки выплаты заработной платы являются нарушением настоящего Соглашения и влекут ответственность работодателя в соответствии с действующим законодательством.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В период приостановки работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Время приостановки работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней оплачивается в размере среднего заработка.

Не допускается приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение).

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплаты при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с оплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

8.15. В целях формирования тарифов применяются нормы выработки (нормы времени), нормы обслуживания и нормативы численности персонала, установленные в соответствии с отраслевыми нормативами и нормативными актами, установленными Правительством Российской Федерации.

8.16. О введении и пересмотре норм и нормативов, введении новых и (или) изменении условий оплаты труда работники предупреждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в сроки, предусмотренные законодательством о труде.

Раздел 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

9.1. Стороны в пределах своих полномочий обеспечивают проведение политики занятости на основе постоянного роста профессионального и квалификационного уровня каждого работника, сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах. Подготавливают предложения по поддержке и оздоровлению несостоятельных предприятий.

9.2. Стороны договорились, что не будут допускать экономически и социально не обоснованного сокращения рабочих мест. Все вопросы, связанные с высвобождением работников вследствие закрытия предприятия, его реконструкции, технического перевооружения или сокращения объемов производства, согласовываются с соответствующим профсоюзным органом.

9.3. Работодатель принимает решение о высвобождении работников только после консультации с соответствующим органом профсоюза и проводит мероприятия по сокращению численности или штата работников в строгом соответствии с законодательством о труде, а именно:

производит отбор кандидатур, подлежащих высвобождению, с учетом гарантий и преимущественного права на оставление на работе, предусмотренных законодательством и коллективным договором;

своевременно (не менее чем за три месяца) предоставляет сведения о массовом высвобождении работников, информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроках, в течение которых их намечено осуществить, первичной профсоюзной организации, в органы государственной службы занятости населения и краевому комитету профсоюза.

Основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятия либо сокращения численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:

1) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек - в течение 60 календарных дней, 500 и более человек - в течение 90 календарных дней.

Увольнение работника, являющегося членом профсоюза, в связи с сокращением численности или штата работников предприятия, недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, или неоднократным неисполнением им без уважительных причин трудовых обязанностей, при наличии дисциплинарного взыскания производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа предприятия в порядке, установленном ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации.

9.4. Не допускать при массовом сокращении работников увольнение следующих категорий лиц:

женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

работников, воспитывающих детей-инвалидов;

работников, при наличии двух или более иждивенцев;

работников, в семьях которых нет лиц с самостоятельным заработком;

работников, получивших на предприятии трудовое увечье или профессиональное заболевание;

работников, повышающих свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

9.5. Работодатели и профсоюзные организации предусматривают в коллективных договорах:

создание при необходимости специального фонда за счет средств предприятия и профсоюзных членских взносов для оказания материальной помощи особо нуждающимся;

оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятия;

реализацию мер по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников в условиях жесткой экономической необходимости;

предоставление преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

9.6. Работодатель совместно с органами профсоюза создает условия для профессиональной подготовки и переобучения высвобождаемых работников. При направлении на переподготовку (переквалификацию) с отрывом от производства за работниками на весь период обучения сохраняется средняя заработная плата.

9.7. В коллективных договорах могут предусматриваться выплаты единовременных пособий за потерю рабочего места сверх установленных законодательством и выплаты в случае потери рабочего места вследствие закрытия (ликвидации) или частичного сокращения штата работников предприятия при отсутствии возможности предоставления работы по прежней профессии, специальности.

При недостатке у ликвидируемых предприятий средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми работниками, в размерах, предусмотренных коллективным договором, выплата компенсаций производится в размерах и на условиях, установленных законодательством.

9.8. Краевой комитет профсоюза:

вносит в органы местного самоуправления предложения о переносе сроков или временном прекращении мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

добивается посредством коллективных договоров предоставления дополнительных социальных гарантий для высвобождаемых работников, создания резерва рабочих мест для трудоустройства лиц, наиболее нуждающихся в социальной защите;

оставляет на профсоюзном учете высвобождаемых работников до их трудоустройства с целью использования льгот и преимуществ, действующих на предприятии, в организации.

Раздел 10. ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЯ

10.1. Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

10.2. Работодатель в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

проведение инструктажей по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения охране труда и проверке знаний требований охраны труда лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);

финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;

снабжение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами в соответствии с нормами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения ими обязательных медицинских осмотров в случае медицинских противопоказаний, а также без обучения, стажировки и проверки знаний требований охраны труда;

соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также на привлечение к сверхурочным работам;

осуществление перевода работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, с соответствующей оплатой;

расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и причин профессиональных заболеваний;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также оплатой труда работников в соответствии с условиями аттестации;

обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей организаций и профессиональную подготовку специалистов по охране труда;

создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в организациях с численностью более 50 работников, а в организациях с численностью менее 50 - принятие решения о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности предприятия. При отсутствии службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору;

создание комитетов (комиссий) по охране труда с вхождением в их состав на паритетной основе представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации;

создание необходимых условий для работы уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда: организация за счет средств предприятия их обучения с сохранением среднего заработка, обеспечение справочными материалами, освобождение от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей с сохранением среднего заработка.

10.3. Краевой комитет профсоюза:

способствует осуществлению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников;

осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда и экологической безопасности в организациях, за соблюдением законных прав и интересов работников, создавая для этих целей институт общественных уполномоченных первичных профсоюзных организаций по охране труда;

участвует в проведении экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест на предприятии, разработке и согласовании нормативных актов по охране труда, представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, с изменениями условий труда;

оказывает консультативную помощь работникам по вопросам условий и охраны труда в целях защиты интересов по предоставлению льгот и компенсаций за работу во вредных условиях, а также по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

Стороны договорились:

постановления профсоюзного органа по вопросам безопасности труда обязательны к рассмотрению работодателями;

отказ работника от выполнения работ в связи с возникновением непосредственной опасности для его жизни и здоровья не влечет для него никаких правовых, экономических и других санкций.

Раздел 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ, КОМПЕНСАЦИИ

11.1. Работникам в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются государственные гарантии, льготы и компенсации. Все работники подлежат обязательному государственному медицинскому страхованию.

11.2. Работодателю за счет предприятия рекомендуется вводить дополнительные к установленным действующим законодательством льготы и услуги по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию, а именно:

оказывать разовую материальную помощь семьям работников, погибших вследствие несчастного случая на производстве, ставших инвалидами вследствие несчастного случая или профессионального заболевания на производстве, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей, в размере не менее 10-ти минимальных размеров оплаты труда, а в случаях смерти работников от общего заболевания или несчастного случая в быту - не менее 5-ти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации;

частично компенсировать удорожание стоимости питания в столовых, а также стоимости проезда к месту работы;

выплачивать работникам ежегодные пособия на оздоровление в период отпуска в размере тарифной ставки (оклада), а многодетным семьям - в размере 1,5 тарифной ставки (оклада) при наличии источника компенсации;

обеспечивать бесплатное или частично оплачиваемое содержание в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях детей работников, доход которых на одного члена семьи не превышает минимального прожиточного минимума по региону (с учетом компенсации) или в семьях, имеющих троих и более детей, детей-инвалидов, в неполных семьях при наличии источника компенсации;

выплачивать единовременное пособие работникам при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию в зависимости от стажа работы на предприятии в следующих размерах:

Стаж работы Кратность размера пособия,

исчисляемого от

среднемесячного заработка

до 10 лет 1,0

от 10 до 15 лет 1,5

от 15 до 20 лет 2,0

свыше 20 лет 2,5

предоставлять дополнительный краткосрочный оплачиваемый отпуск до трех дней (не в счет очередного) в случаях: собственной свадьбы работника, свадьбы детей, рождения ребенка, смерти супруга(и), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер);

предоставлять матерям либо другим лицам, воспитывающим детей - школьников младших классов, однодневный оплачиваемый отпуск в День знаний - 1-го сентября;

сохранить право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительских учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации ветеранам труда данного предприятия, прекратившим трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии.

(п. 11.2 в ред. Изменений и дополнений в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

11.3. Дополнительные льготы и компенсации предусматриваются в коллективном договоре.

11.4. Работодатель, признанный в соответствии с действующим законодательством ответственным за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, компенсирует потерпевшему возмещение вреда на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

11.5. Работодатель устанавливает при наличии средств следующие льготы и компенсации:

работникам, ставшим инвалидами вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, один раз в три года выплачивается компенсация в размере минимальной заработной платы, действующей на территории Российской Федерации на момент выплаты компенсации;

работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности (штата), в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляется право пользоваться услугами детских дошкольных учреждений на тех же условиях, что и для работающих, с учетом действующих льгот, предусмотренных законодательством, в течение двух лет после увольнения;

семьям, имеющим трех и более детей, устанавливается снижение оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в размерах, предусмотренных коллективным договором;

молодому работнику предприятия при бракосочетании оказывается материальная помощь.

11.6. Работодатель оказывает содействие работникам предприятия в улучшении их жилищных условий.

В этих целях работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации может направлять часть прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, на оказание помощи при индивидуальном и кооперативном строительстве.

11.7. Дополнительные льготы и компенсации предусматриваются в коллективном договоре и распространяются на всех членов коллектива предприятия.

11.8. Краевой комитет профсоюза:

участвует в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсии, стипендии, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере;

обеспечивает включение в коллективные договоры положений о предоставлении льгот и компенсаций работникам организаций, входящих в жилищно-коммунальную отрасль, осуществляет контроль за их реализацией;

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих социальные гарантии работников отрасли.

Раздел 12. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

РАБОТНИКОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

12.1. С целью смягчения социальных последствий банкротства, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, работодатели при участии сторон договорились, что будут способствовать соблюдению очередности при распределении имущества должника, а именно:

удовлетворение требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по выплате задолженности и перечислению профсоюзных взносов членам профсоюза.

12.2. При наличии имущества должника после удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставшаяся часть средств направляется:

на организацию профессионального обучения, подготовку и переподготовку кадров, профессиональное консультирование высвобождаемых работников;

на компенсацию работникам предпенсионного и пенсионного возраста, оставшимся без работы в результате банкротства предприятия;

на обеспечение работникам, высвобождаемым в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией преимущественного права трудоустройства (резервирование не менее 70% рабочих мест) во вновь образуемых организациях и на предприятиях.

Стороны договорились:

12.3. Решение об акционировании и банкротстве предприятий жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в краевой и муниципальной собственности, принимать с учетом мнения сторон Соглашения.

Раздел 13. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ

РЕФОРМИРУЕМЫХ И ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

13.1. Краевой комитет профсоюза:

участвует через своих представителей в комиссиях по реформированию и приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения;

обеспечивает методическую и консультативную помощь членам профсоюза в судебных органах в случае нарушения их социально-трудовых прав в процессе приватизации.

13.2. Профсоюз и его объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их выборные органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных, трудовых и связанных с трудом отношений в области коллективных прав и интересов и указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзе, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Раздел 14. ГАРАНТИИ ПРАВ ВЫБОРНЫХ,

ОСВОБОЖДЕННЫХ И НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ПРОФСОЮЗА

14.1. Взаимоотношения сторон по данному вопросу осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ и Трудовым кодексом Российской Федерации.

14.2. Должностные лица, виновные в нарушении прав профсоюза или препятствующие их законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

14.3. Территориальные и первичные организации профсоюза имеют право беспрепятственно и бесплатно получать от работодателей информацию по вопросам, связанным с организацией и оплатой труда, социально-экономическим развитием предприятия, руководствуясь при этом действующим законодательством.

14.4. Работодатель обеспечивает представителям профсоюзных организаций:

возможность беспрепятственного доступа ко всем рабочим местам на предприятии для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;

бесплатное пользование необходимыми помещениями, в том числе для проведения собраний работников, средствами связи и транспортом;

предоставление оплачиваемого рабочего времени выборному профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, для краткосрочной профсоюзной учебы и организационной работы;

доведение содержания коллективного договора до каждого работника;

предоставление работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их выборных полномочий, прежней работы (должности) или, с согласия работника, другой равноценной должности.

14.5. Работодатель ежемесячно бесплатно, при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, перечисляет на счет профсоюзной организации предприятия членские взносы из заработной платы работников в соответствии с действующим законодательством (ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатели, заключившие коллективные договоры, или на которых распространяется действие отраслевых тарифных соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счет профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.

Работодатель не имеет права задерживать перечисления указанных средств.

14.6. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

14.7. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники предприятия, в соответствии с коллективным договором, Соглашением.

14.8. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации рекомендовать работодателям оплату труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации предприятия производить за счет средств предприятия в размерах, установленных коллективным договором.

14.9. Для организации оздоровительной, культурно-просветительной работы работодатель перечисляет на расчетный счет профсоюзного комитета средства в размере не менее 0,3% фонда оплаты труда, при условии включения данного положения в коллективный договор.

Раздел 15. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

15.1. Коллективный договор заключается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на всех без исключения предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса края.

15.2. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения предприятия могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными правовыми актами, соглашениями.

15.3. Все работники, в том числе вновь принятые, должны быть ознакомлены с коллективным договором предприятия, что подтверждается подписью работника.

15.4. Работодатели и выборные органы первичных профсоюзных организаций включают в коллективные договоры, кроме мероприятий, предусмотренных ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации, следующие мероприятия:

по созданию рабочих мест для молодежи;

по адаптации молодых работников в организации, на производстве;

по созданию необходимых условий для совмещения работы с учебой, профессионального роста;

по повышению социальной защищенности молодых специалистов и квалифицированных рабочих (единовременные выплаты, материальная помощь, организация отдыха и т.д.).

Профсоюзы:

создают при профсоюзных органах комиссии (советы) по работе с молодежью;

совместно с работодателями проводят работу по закреплению на производстве молодых рабочих и специалистов, используя институт шефства-наставничества;

проводят работу по подбору и направлению на обучение в Алтайский институт труда и права (филиал) образовательного учреждения профсоюзов “Академия труда и социальных отношений“ молодежи из числа профсоюзного актива.

Раздел 16. СОТРУДНИЧЕСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СТОРОН ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ СОГЛАШЕНИЯ

16.1. Отношения и ответственность договаривающихся сторон в процессе реализации Соглашения регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“, законом Алтайского края “О социальном партнерстве в Алтайском крае“, иными нормативными правовыми актами.

16.2. Контроль за выполнением условий Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, созданными ими рабочими группами, а также соответствующими органами по труду.

16.3. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Раздел 17. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В СОГЛАШЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ

17.1. Изменения Соглашения производятся по предложению любой стороны Соглашения после утверждения на заседании краевой отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформляются приложением к Соглашению, подписанным координатором указанной комиссии, и являются его неотъемлемой частью.

Изменения доводятся координатором отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до сведения работников, работодателей и Администрации края.

Раздел 18. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

18.1. Текст Соглашения публикуется краевым комитетом профсоюза в газете “Профсоюзы Алтая“, размещается на сайте Алтайской краевой общественной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, а также издается отдельной брошюрой и направляется во все организации, на которые данное Соглашение распространяется.

Управление Алтайского края по труду публикует в газете “Алтайская правда“ предложение работодателям о присоединении к Соглашению.

(часть вторая введена Изменениями и дополнениями в “Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007 - 2009 годы“ от 29.11.2007)

Раздел 19. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

19.1. Разрешение разногласий в процессе выполнения условий данного Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

19.2. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, и“менению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, Соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, Соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

19.3. Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, Соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Глава Администрации

Алтайского края

А.Б.КАРЛИН

Председатель

Алтайской краевой

общественной организации

Общероссийского профсоюза

работников жизнеобеспечения

Л.П.НЕЛИДИНА

Председатель

общественного объединения

работодателей - Совета

директоров предприятий

жилищно-коммунального

хозяйства края

В.М.ЛАПКО