Законы и бизнес в России

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 11.12.2006 N А03-9478/06-13 Юридическое лицо не вправе оказывать услуги по продлению действия акта выбора земельного участка, поскольку данное юридически значимое действие относится к полномочиям органа местного самоуправления и не может быть предметом гражданского договора.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2007 N Ф04-10/2007 (30892-А03-9) данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 11 декабря 2006 года Дело N А03-9478/06-13

Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2006.

Полный текст постановления изготовлен 11.12.2006.

Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего С.,

судей: М. и М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.,

при участии представителей:

от истца - М. (прокурор), удостоверение N 52086

от ответчиков - не явились, уведомлены

от третьего лица - Б., доверенность от 04.09.06

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула на решение арбитражного суда Алтайского края от 18 октября 2006 г. по делу
N А03-9478/06-13 (судья Ж.) по иску заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул к муниципальному унитарному предприятию “А“, г. Барнаул, отделу организации капитального строительства ГУВД Алтайского края, г. Барнаул о применении последствий недействительности ничтожной сделки, с участием третьих лиц: Комитета по архитектуре и развитию администрации г. Барнаула и администрации г. Барнаула,

установила:

Заместитель прокурора края обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию “А“ (далее МУП “А“) и отделу организации капитального строительства Главного управления внутренних дел Алтайского края (далее ООКС ГУВД Алтайского края) о применении последствий ничтожной сделки: договора N 3470 от 30.12.2005 на оказание услуг по продлению срока действия акта выбора земельного участка, взыскании с МУП “А“ в пользу отдела организации капитального строительства ГУВД Алтайского края денежных средств в сумме 1416 руб.

Исковые требования мотивированы несоответствием договора положением статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, статье 128 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, поскольку предоставление участков под строительство осуществляется на безвозмездной основе. Выбор земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка являются полномочиями органов местного самоуправления, в частности - Комитета по архитектуре и развития г. Барнаула. Статья 128 Гражданского кодекса РФ не предусматривает в качестве объектов гражданского права решения уполномоченных органов по вопросам, входящим в их компетенцию.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Комитет по архитектуре и развитию администрации г. Барнаула и администрация г. Барнаула.

Решением от 18.10.2006 требования истца удовлетворены. Суд в соответствии со статьями 168, 167 Гражданского кодекса
РФ применил последствия недействительности ничтожной сделки. Взыскал с муниципального унитарного предприятия “А“ в пользу отдела организации капитального строительства ГУВД Алтайского края 1416 руб., с него же взыскал в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины.

Не согласившись с решением суда, третье лицо - Комитет по архитектуре и развитию города, обжаловал его в апелляционном порядке. Податель жалобы просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель указал, что акт выбора земельного участка для строительства является документом правоустанавливающего характера только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего данный акт, поэтому подготовку актов выбора земельного участка нельзя приравнивать к распоряжению земельным участком. Судом неверно истолкованы полномочия по оформлению и продлению акта выбора земельного участка как осуществление функции органа власти, следовательно, ссылка суда на абзац 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ не обоснована.

Ответчики в судебное заседание не явились. О месте и времени ее рассмотрения уведомлены надлежащим образом.

Администрация города Барнаула, в своем отзыве, апелляционную жалобу поддержала, указав, что акт выбора земельного участка не является документом, которым осуществляется распоряжение земельными участками, а является документом, который констатирует факт, не порождая прав и обязанностей.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указал, что жалоба не обоснована и не подлежит удовлетворению.

Прокурор просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения в виду ее необоснованности.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не находит оснований для его
отмены, исходя из следующего.

Как установлено материалами дела, 30.12.2005 между ООКС ГУВД Алтайского края и МУП “А“ был заключен договор N 3470 на оказание услуг, по условиям которого (п. 1.1 договора) МУП “А“ обязалось оказать ООКС ГУВД Алтайского края услуги по продлению срока действия акта выбора земельного участка на 10-этажный жилой дом с объектами общественного назначения по ул. Монтажников, 16. Стоимость работ по настоящему договору в соответствии с пунктом 3.1 составляет 1416 руб. ООКС ГУВД Алтайского края обязался предоставить МУП “А“ всю необходимую документацию и обеспечить доступ на объект.

Актом выполненных работ от декабря 2005 г. подтверждено, что МУП “А“ выполнило обязательство по продлению срока действия акта выбора земельного участка. Согласно квитанции N 0155 ООКС ГУВД Алтайского края оплатило услуги МУП “А“ на сумму 1416 руб.

Необходимость продления акта выбора земельного участка обусловлена требованиями п. 2.6 Правил застройки г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 24.10.2002 N 276, согласно которой, в случае пропуска шестимесячного срока согласования акта выбора земельного участка по вине заказчика, заявление аннулируется.

Суд обосновано квалифицировал возникшие между ответчиками правоотношения как отношения по возмездному оказанию услуг (ст. 779 ГК РФ).

В силу статей 11, 29 Земельного кодекса РФ, статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих
земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 86 Устава города Барнаула земельные участки в пользование предоставляет Администрация города Барнаула.

Статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок предоставления земельных участков.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о
предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлено, что необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Как следует из вышеизложенного, действия по выбору земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным кодексом отнесены к процедуре предоставления земельного участка для строительства, осуществляемое органами местного самоуправления. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Статья 31 Земельного кодекса РФ не устанавливает срок действия акта выбора земельного участка.

Необходимость продления срока действия акта для соответчика была обусловлена требованиями п. 2.6 Правил застройки г. Барнаула.

Согласно указанной норме, в случае пропуска шестимесячного срока согласования акта выбора земельного участка по вине заказчика, заявление аннулируется. Акт выбора земельного участка может быть продлен начальником комитета по архитектуре и развитию города по заявлению заказчика.

Воля сторон договора N 3470 от
30.12.2005 направлена на возникновение гражданских прав и обязанностей, поскольку условия договора свидетельствуют об обязанности муниципального унитарного предприятия “А“ продлить срок действия акта выбора земельного участка за плату, а заказчик обязался оплатить эти услуги.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Продление срока действия акта выбора земельного участка, являются действиями, отнесенными к компетенции органа местного самоуправления, осуществляемыми в рамках его круга полномочий, определенных Земельным кодексом, соответственно, его правом и обязанностью на основании закона и не могут быть возложены на иное юридическое лицо. Такие действия в силу ст. 128 Гражданского кодекса РФ не могут быть предметом гражданского договора.

Данный вывод согласуется и с положениями абзаца 2 пункта 3 статьи 7 Федерального закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, запрещающего совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением, предусмотренных законодательными актами.

Таким образом, заключив договор на оказание услуг по продлению срока действия акта выбора земельного участка, муниципальное унитарное предприятие “А“ необоснованно за плату выполнило действия, которые относятся к полномочиям органа местного самоуправления - Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых
актов, в силу ст.ст. 168, 167 Гражданского кодекса РФ ничтожна и недействительна с момента ее совершения.

Суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии договора N 3470 от 30.12.2005 вышеприведенным нормам Земельного кодекса РФ, ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 167 Гражданского кодекса РФ в качестве последствия недействительности сделки предусматривает двустороннюю реституцию.

Поскольку продление срока действия акта выбора земельного участка полномочен выполнить только орган местного самоуправления, оснований считать выполнение МУП “А“ действий в интересах ООКС ГУВД Алтайского края по заключенному сторонами договору в силу ст. 128 Гражданского кодекса РФ не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

постановила:

Решение арбитражного суда от 18 октября 2006 года по делу N А03-9478/06-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с момента его принятия.