Законы и бизнес в России

Постановление Администрации города Барнаула от 23.06.2006 N 1573 “О принятии Порядка оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов“

Утратил силу в связи с принятием Решения Барнаульской городской Думы от 29.08.2006 N 405.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2006 г. N 1573

О ПРИНЯТИИ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И

СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Во исполнение решений Барнаульской городской Думы от 27.10.2005 N 218 “Об утверждении Комплексной программы “Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005 - 2007 гг. “ и от 25.11.2005 N 226 “Об утверждении программы повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула до 2010 года“, а также в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, в целях проведения анализа эффективности инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение муниципальной поддержки в формах, установленных нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления, постановляю:

1. Принять Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов (далее - Порядок) (приложение).

2. Комитету по экономике и инвестициям (Баев С.В.) обеспечить проведение оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов в соответствии с данным Порядком.

3. Внести Порядок на рассмотрение Барнаульской городской Думы.

4. Постановление утрачивает силу с момента принятия соответствующего решения Барнаульской городской Думой.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Шипицина М.М.

Глава города

В.Н.КОЛГАНОВ

Приложение

к Постановлению

администрации города

от 23 июня 2006 г. N 1573

ПОРЯДОК

ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов (далее - Порядок) разработан в целях определения целесообразности и возможности оказания муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты (далее - проект).

1.2. Задачами установления Порядка являются:

унификация перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;

разработка методики, используемой для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.

1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия:

Экономическая эффективность проекта - отношение полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.

Бюджетная эффективность проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета города. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за период реализации проекта, который выражается в увеличении бюджетных доходов и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации проекта.

Социальная эффективность - показатель оценки эффективности, характеризуемый повышением уровня и качества жизни населения, ростом благосостояния граждан, определяемых в соответствии с системой индикаторов социально-экономического развития города.

Денежный поток проекта - зависимость денежных поступлений и платежей от времени реализации проекта,
определяемая в течение расчетного периода, включающая приток и отток денежных средств.

Приток - размер денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении).

Отток - размер денежных платежей.

Дисконтирование денежных потоков - приведение их разновременных значений к их ценности на определенный момент времени.

Рентабельность проекта - отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.

Чистый дисконтированный доход - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных значений к их значению на определенный момент времени, рассчитываемый как разница между притоками и оттоками денежных средств с учетом дисконтирования.

Внутренняя норма доходности - максимальный процент по кредиту, который предприятие может платить за финансирование проекта, работая при этом без прибыли и убытков.

Чистая текущая стоимость проекта - накопленное сальдо денежного потока за расчетный период.

Норма дисконта - экономический норматив, используемый для дисконтирования, выражаемый в долях единицы или в процентах в год, который определяется с учетом альтернативной (т.е. связанной с другими проектами) стоимости ресурсов и отражает эффективность участия в инвестиционном проекте.

Индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам).

Индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков.

Индекс доходности инвестиций - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

1.4. Для оценки эффективности инвестиционного проекта заявитель предоставляет в комитет по экономике и инвестициям администрации города заявление, бизнес-план, бухгалтерский баланс и иные документы, необходимые в
целях оценки эффективности проекта. Оценка эффективности проектов проводится комитетом по экономике и инвестициям администрации города в течение месяца с момента предоставления указанных документов.

Бизнес-план проекта должен содержать: титульный лист; вводную часть или резюме проекта; анализ состояния отрасли и предприятия; инвестиционный план; производственный план; маркетинговый план; организационный план; финансовый план; оценка рисков; выводы.

1.5. Результаты оценки эффективности проекта оформляются в виде заключения комитета по экономике и инвестициям администрации города, подписанного его председателем.

1.6. Информация о результатах оценки эффективности проектов размещается в сети Интернет на официальном сайте города Барнаула.

2. Основные принципы оценки эффективности

инвестиционного проекта

2.1. Эффективность инвестиционного проекта оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и г. Барнаула в целом и определения источников финансирования. Она включает в себя:

экономическую эффективность;

бюджетную эффективность;

социальную эффективность.

2.2. Основными принципами оценки эффективности проекта являются:

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;

принцип положительности и максимума эффекта. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением эффекта;

учет фактора времени, неравноценности разновременных затрат и результатов;

учет только предстоящих затрат и поступлений;

учет всех наиболее существенных экономических и социальных последствий реализации проекта;

учет влияния инфляции;

учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.

3. Оценка экономической эффективности

инвестиционного проекта

3.1. Экономическая эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его реализации. Началом расчетного периода является дата начала вложения средств в реализацию проекта.

3.2. Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (месяцы, кварталы, годы).

3.3. Проект должен содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.

3.4. Денежный поток состоит
из потоков от отдельных видов деятельности, включающих в себя приток и отток денежных средств:

денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);

денежного потока от инвестиционной деятельности;

денежного потока от финансовой деятельности.

Денежный поток от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг) включает в качестве притока выручку от реализации, а также прочие и внереализационные доходы, в качестве оттока - производственные издержки, налоги.

Денежный поток от инвестиционной деятельности включает в качестве притока продажу активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала, в качестве оттока - капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги.

Денежный поток от финансовой деятельности включает в качестве притока вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет бюджетных кредитов, кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг, в качестве оттока - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенные предприятием долговые ценные бумаги, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.

3.5. В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:

рентабельность проекта;

чистый дисконтированный доход;

внутренняя норма доходности;

чистая текущая стоимость проекта;

срок окупаемости проекта;

индексы доходности затрат и инвестиций.

3.6. Расчет рентабельности проекта осуществляется с учетом рисков, связанных с его реализацией. При этом рентабельность проекта определяется отношением рентабельности проекта к коэффициенту, характеризующему величину поправки на риск.

П

R2 = --- х 100%,
при этом R2 >= R1, где:

З

R2 - рентабельность проданных товаров, продукции и услуг организации на момент окончания реализации инвестиционного проекта;

П - прибыль организации от продаж;

З - затраты организации на производство проданных товаров, продукции и услуг;

R1 - рентабельность проданных товаров, продукции и услуг организации на начало реализации инвестиционного проекта.

3.7. Проект признается эффективным в случае, если его чистый дисконтированный доход является положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.

3.8. Для оценки эффективности проекта сопоставляется значение внутренней нормы доходности с нормой дисконта. Инвестиционные проекты, у которых внутренняя норма доходности больше нормы дисконта, считаются эффективными.

3.9. Чистая текущая стоимость инвестиционного проекта рассчитывается по формуле:

n

ЧТС = SUM [Пj / (1 + Ст)], где

j = 1

ЧТС - чистая текущая стоимость инвестиционного проекта;

Пj - денежный поток при реализации инвестиционного проекта за период j;

Ст - ставка дисконтирования.

3.10. Срок окупаемости проекта представляет собой период времени с начала финансирования проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. Срок окупаемости проекта определяется по формуле:

ИЗ

СО = ------- , где:

Рч + А

Рч - чистая прибыль в первый год реализации проекта при равномерном поступлении доходов за весь
срок окупаемости;

А - амортизационные отчисления в расчете на год;

ИЗ - инвестиционные затраты.

При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности организации.

3.11. Индексы доходности рассчитываются для дисконтированных и недисконтированных денежных потоков. Индексы доходности затрат, дисконтированных затрат, доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций должны быть больше единицы.

4. Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта

4.1. Показатели бюджетной эффективности проекта рассчитываются на основании определения денежного потока средств бюджета города, включающего приток и отток денежных средств.

4.2. К притоку средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

притоки от налогов, пошлин, сборов, установленных действующими нормативно-правовыми актами;

доходы от конкурсов и тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

платежи на погашение средств, выданных из бюджета города;

платежи на погашение налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов;

дивиденды по принадлежащим муниципальному образованию городскому округу - г. Барнаулу акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта;

иные поступления.

4.3. К оттоку бюджетных средств относятся:

предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в муниципальной собственности части акций акционерного общества, создаваемого для реализации проекта;

предоставление бюджетных ресурсов в виде бюджетного кредита;

иные платежи.

Отдельно учитываются:

налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов, а также в уменьшении на соответствующую сумму субвенций из вышестоящего бюджета;

муниципальные гарантии, при предоставлении которых дополнительным притоком служит плата за гарантии.

4.4. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджета города, обусловленные влиянием проекта на организации и население, в том числе:

прямое финансирование организаций, участвующих в реализации проекта;

изменение налоговых поступлений от организаций, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации проекта.

4.5. Коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по формуле:

n

Кбюдэф = SUM [(ДБj - PБj) / (1 + Стj)], где

j = l

Кбюдэф - коэффициент бюджетной эффективности;

ДБj - поступления в городской бюджет от реализации инвестиционного проекта за период j;

РБj - средства, направляемые из городского бюджета на поддержку проекта в период j;

CTj - ставка дисконтирования за период j, которая определяется как сумма безрисковой ставки и премии за риск, величина которой определяется экспертным путем.

4.6. При наличии бюджетных оттоков возможно определение индекса доходности инвестиций бюджета как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине инвестиций за счет средств городского бюджета. Инвестиционный проект оценивается как эффективный, если индекс доходности больше единицы.

4.7. В случае предоставления муниципальных гарантий для анализа и отбора инвестиционных проектов определяется индекс доходности гарантий, который рассчитывается как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине гарантий.

4.8. Налоговая эффективность бюджетной поддержки рассчитывается по формуле:

НП - БЗ

ЭБП = ------- , где:

БЗ

НП - налоговые поступления в городской бюджет;

БЗ - бюджетные затраты на все виды поддержки, осуществляемой за счет средств городского бюджета.

5. Оценка социальной эффективности проекта

5.1. Оценка социальной эффективности инвестиционного проекта осуществляется по следующим критериям:

повышение занятости (создание новых рабочих мест) и реальных денежных доходов населения;

улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением;

изменение состояния здоровья работников и населения;

изменение показателя смертности населения (работников);

внедрение новых технологий;

обеспечение технической,
экологической безопасности объекта, предусмотренного инвестиционным проектом;

изменение условий труда работников (по санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда);

изменение структуры производственного персонала, в том числе изменение численности работников, занятых тяжелым физическим трудом, изменение численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

сокращение численности обслуживающего персонала;

изменение показателя производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения;

экономия свободного времени работников организаций и населения.

5.2. При оценке социальной эффективности инвестиционного проекта рассчитывается:

Эффективность бюджетной поддержки:

ФОТ

СЭ = ---- , где:

БЗ

ФОТ - прирост/уменьшение фонда оплаты труда;

БЗ - бюджетные затраты на все виды поддержки, осуществляемой за счет средств городского бюджета.

Уровень заработной платы:

ФОТ

ЗП2 = --- , при этом ЗП2 >= ЗП1 х I отр., где:

ССЧ

ЗП2 - средняя заработная плата 1 работника организации на момент окончания реализации инвестиционного проекта;

ФОТ - фонд оплаты труда организации;

ССЧ - среднесписочная численность работающих организации;

ЗП1 - средняя отраслевая заработная плата 1 работника на начало реализации инвестиционного проекта;

I отр. - индекс роста заработной платы по отрасли.

5.3. Оценка социальной эффективности инвестиционного проекта может определяться иными индикаторами социально-экономического развития города Барнаула.

6. Учет рисков при оценке эффективности

инвестиционного проекта

6.1. При оценке эффективности проекта учитываются два типа рисков, связанных с его реализацией:

риск ненадежности участников проекта;

риск неполучения предусмотренных проектом доходов.

6.2. Риск ненадежности участников проекта состоит в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного:

нецелевым расходованием средств, предназначенных для
инвестирования в данный проект;

финансовой неустойчивостью предприятия, реализующего проект (недостаточное обеспечение оборота собственными оборотными средствами, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т.п.);

недобросовестностью, неплатежеспособностью других участников, их ликвидацией или банкротством.

6.3. Поправка на риск ненадежности участников проекта:

уменьшается, если один из участников проекта предоставляет другому обеспечение выполнения своих обязательств;

увеличивается, если независимо от характера проекта данный участник проекта не располагает достоверной информацией о платежеспособности и надежности других участников проекта, которые должны оплачивать производимые им работы (продукцию, услуги) или совместно участвовать в финансировании проекта.

6.4. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов обусловлен техническими, технологическими и организационными решениями проекта, а также случайными колебаниями объемов производства и цен на продукцию и ресурсы. Поправка на этот вид риска определяется с учетом технической реализуемости и обоснованности проекта, детальности проработки проектных решений и представительности маркетинговых исследований.

Заместитель главы

администрации г. Барнаула,

руководитель аппарата администрации

П.Д.ФРИЗЕН