Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.04.2005 N А03-2262/05-10 Органы местного самоуправления имеют право организовать конкурсы на право выполнения пассажирских перевозок по городской маршрутной сети, и данные действия не являются нарушением антимонопольного законодательства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2005 N Ф04-4172/2005 (12482-А03-23) данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2005 года Дело N А03-2262/05-10

Арбитражный суд Алтайского края в составе председательствующего Д., судей К., Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края к администрации г. Барнаула

о признании недействующим постановления администрации города Барнаула N 3802 от 02.12.2004

ведение протокола секретарем И.

при участии представителей:

от заявителя - Ш. - прокурор - удостоверение N 97035, от заинтересованного лица - Е. - гл. специалист, доверенность N 01362 от 16.09.2004

установил:

Прокурор Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействующим постановления
администрации г. Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“.

Администрация г. Барнаула в отзыве на заявление указала, что в силу статьи 21 ФЗ “О безопасности дорожного движения“ мероприятия по организации дорожного движения в целях его безопасности входят в компетенцию органов местного самоуправления, в введении которого находятся автомобильные дороги.

Организация транспортного обслуживания населения и создание условий для представления транспортных услуг населению также отнесено к вопросам местного значения п. 7 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1.

Так, п. 6 статьи 72 названного закона определено право органов местного самоуправления руководить транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществлять контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждать маршруты и графики движения местного транспорта, привлекать на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивать учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организовывать и контролировать обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и аэропортах.

Оспариваемое постановление главы администрации города Барнаула предполагает конкурс как одну из форм распределения автобусных маршрутов в г. Барнауле и выявление лучших кандидатов, претендентов на право организации и (или) осуществления деятельности, направленной на достижение каких-либо социально полезных целей.

Администрация г. Барнаула полагает, что при принятии оспариваемого постановления главы администрации города Барнаула от 02.12.2004 N 3802 нарушение действующего гражданского законодательства допущено не было.

Кроме этого, администрация г.
Барнаула считает требования прокурора о признании оспариваемого постановления недействующим с момента его принятия неправомерным в силу п. 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“.

Администрация г. Барнаула просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.

В судебном заседании представитель администрации г. Барнаула в обоснование законности постановления главы администрации города Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ сослался на п. 7 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, п. 7 статьи 32 Устава муниципального образования городского округа г. Барнаула, п. 6 статьи 72 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, п. 1 статьи 6, 21 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“, в соответствии с которыми организация транспортного обслуживания населения и создание условий предоставления транспортных услуг населению, мероприятия по организации дорожного движения отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель полагает, что постановление главы администрации города Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ не противоречит действующему законодательству, поэтому просил прокурору в удовлетворении заявления отказать.

Прокурор в судебном заседании пояснил, что постановление администрации г. Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ является нормативным правовым актом. Указанным постановлением утверждено Положение о проведении конкурсов на осуществление пассажирских
перевозок по маршрутной сети города Барнаула.

Не оспаривая компетентность органов местного самоуправления в вопросах создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, тем не менее, полагает, что в силу статьи 447, 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом конкурса могут являться вещные права. Конкурс на осуществление пассажирских перевозок не относится к вещным правам, поэтому противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок противоречит статьям 1, 23, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых нарушается равенство участников регулируемых отношений, вмешательство в частные дела и ограничиваются права.

Установление конкурса противоречит ч. 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.

Прокурор просил заявление удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Барнаула, прокурора, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что администрация г. Барнаула приняла постановление от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула“, которым утвердила Положение о проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула.

Прокурор Алтайского края полагает, что данное постановление противоречит статьям 447, 1057, 23, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 статьи 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, поскольку ограничивает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере пассажирских перевозок.

Суд считает довод прокурора не соответствующим действующему законодательству.

Так, согласно п. 1 и пп. 20 п. 2 статьи 6 Закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 72 Закона “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных средств в городе, организаций и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.

Аналогичные положения содержатся в п. 7 статьи 32 Устава муниципального образования город Барнаул.

Одним из доводов прокурора о несоответствии оспариваемого постановления действующему законодательству является довод о несоответствии понятия “конкурс“ требованиям статей 447, 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации. По смыслу указанных норм, по мнению прокурора Алтайского края, целью конкурса могут быть только вещь на праве собственности или другие вещные права, подлежащие продаже с торгов и получению денежного вознаграждения.

Суд считает эти доводы не соответствующими требованиям статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку публичный конкурс направлен на достижение общественно полезных целей в различных областях деятельности.

Администрация г. Барнаула приняла постановление от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ с целью обеспечения наиболее комфортного и безопасного обслуживания пассажиров в г. Барнауле, а также своевременного и полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, создания условий для конкуренции и регулирования рынка транспортных услуг на единой маршрутной
сети города.

Суд считает, что данное постановление не противоречит ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статье 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не ущемляет права и законные интересы владельцев транспортных средств и не ограничивает конкуренцию, а напротив, способствует ей. Вместе с тем сложившийся в городе Барнауле порядок осуществления пассажирских перевозок, напротив, препятствует какой-либо конкуренции среди владельцев транспортных средств, поскольку использование маршрутной сети по сложившейся практике находится в постоянном пользовании одних и тех же владельцев транспортных средств, что исключает возможность обслуживания этих маршрутов другими владельцами транспортных средств с менее престижных маршрутов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление администрации г. Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ вынесено в пределах компетенции администрации г. Барнаула, установленной федеральным законодательством, не противоречит действующему антимонопольному, гражданскому законодательству и не ущемляет права и законные интересы владельцев транспортных средств.

Суд отказывает прокурору Алтайского края в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Прокурору Алтайского края в удовлетворении заявления о признании постановления администрации города Барнаула от 02.12.2004 N 3802 “О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети города Барнаула“ недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в установленном законом порядке.